Сказки о вежливости для начальной школы

Научить ребёнка быть вежливым и обходительным не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно и нужно использовать для этих целей личный пример, беседы, разговоры, ролевые игры. Но одним из самых простых и интересных способов обучения вежливости могут стать стихи.

Как выбрать стихи?

Выбрать подходящие стихи из всего многообразия довольно просто. Для начала определитесь, чему именно вы хотели бы научить малыша: вежливым словам (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и другим) или поступкам (уступить место, помочь донести маме сумку и прочне). А затем, воспользовавшись любой поисковой системой в интернете, ищите подходящие произведения. Стихов о вежливости очень много - их писали классики (Барто, Маршак), их сочиняют мамы и педагоги. Выбор практически ничем не ограничен.

Как это работает?

Дети с удовольствием слушают стихи и, как правило, очень сопереживают героям, дают эмоциональную оценку их поступкам или словам. Вы можете использовать эту особенность детского восприятия и обсуждать с крохой, что герой стихотворения делал хорошо, а что — не очень. Задавайте наводящие вопросы: «А как надо было поступить?», «Как бы поступил вежливый мальчик?», «Нравится или нет окружающим поведение героя? Приятно ли общаться с таким мальчиком/девочкой?». Кроме того, вы можете использовать стихотворения, в которых последнее слово в четверостишье должен угадать малыш - это и игра, и тренировка, и воспитательный процесс одновременно.

Стихи о вежливости

Стихотворение №1: «Спасибо» (А. Барто)

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит - спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это - спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это - спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
«Удружили! Спасибо!»

Стихотворение №2: «Ежели вы вежливы... » (С. Маршак)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То всех благодарите,
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Стихотворение №3: «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! - кричу я вслед
Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Стихотворение №4: «Вежливые слова» (О. Емельянова)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)



Стихотворение №5: «Любочка» (А. Барто)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.



Стихотворение №7: Слово «Пожалуйста»

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.

Предлагаю свой сценарий по этикету для дошкольников.


Страна эта очень большая, поэтому мы с вами будем путешествовать на самолете. А самолеты – это вы сами. Приготовиться к полету. Запустить мотор, Полетели! Приземлились.

Мы прибыли в первый город Спасибоград.

В разговоре культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. А вы знаете такие слова? Какие?

Представьте себе, что лю­ди вдруг забыли слова вежливости. И тогда... Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним раз­говаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравст­вуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидиния», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

— Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, доб­рые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые сло­ва: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …(здравствуй).

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу..(привет)

Если встретилась компания –

Не поспешно, не заранее,

А в минуты расставанья

Всем скажите…(до свидания)

Если я что то подарю,

Мне говорят…(благодарю).

Порвал воробей паутинные нити,

Чиркнул смущенно: ну, …(извините)

Если словом или делом

Вам поможет кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить…(спасибо).

Вежливым людям никогда не лень

Сказать при встрече…(добрый день).

Эта же игра, но для более младших детей:

1) Растает ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)

2) Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

3) Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

4) Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

5). Когда вас бранят за шалости, мы говорим (простите пожалуйста)

Я предлагаю вам простое задание: одну и ту же фразу « Как ты сегодня хорошо выглядишь» сказать с разными чувствами: с удивлением, с раздражением, с восхищением, с усмешкой.

Спасибо, ребята! Как видите, одно и тоже слово может приносить добро, а может и зло.

А теперь япредлагаю вам поиграть в игру "Волшебные слова" с помощью цветика-семицветика.

Библиотекарь отрывает лепесток и отдает любому ребенку, приговаривая:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.

Вели, чтобы (называет имя ребенка) сказал доброе слово.

Вели, чтобы:. правильно узнала у прохожего время.

Вели, чтобы: назвал слова, которые говорят при встрече.

Вели, чтобы: назвала слова, которые говорят при расставании.

Вели, чтобы: сказал, как нужно произносить волшебные слова.

Вели, чтобы: попросила у подруги игрушку.

Вели, чтобы: сказал слова, которые говорят когда получают подарок.

А теперь нам пора отправляться в путь.

Мы попали в город Приветск.

Самое простое слово «здравствуйте» означает « я вижу тебя, человек, ты мне приятен, я тебя уважаю, желаю здоровья».

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Ребята. зачем нужны приветствия?

1. Мальчик пробегает мимо девочки, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «здравствуй, Петрова!» (мальчик невоспитанный – дернул девочку за косичку, назвал ее по фамилии).

2. Около детского сада разговаривают несколько воспитателей. Ребенок проходит мимо и вежливо говорит: « Здравствуйте, Марья Петровна!».
(Нужно было поздороваться со всеми воспитателями).

А теперь игра« Приветствие». Угадай по голосу, кто тебя приветствует, и ответь на приветствие, называя имя.

И следующая станция называется Книгоград.

«По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!»

(из этого рассказа мы узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке)

Валентина Осеева « Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина. (если видите, что кто –то обижает беззащитного и можете помочь и не помогаете, то это очень плохо. Если вы сами помочь не можете, то надо позвать на помощь взрослого).

А теперь послушайте рассказ Льва Толстого « Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

(из рассказа мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом сам же себя и выдал. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Надо было попросить у мамы разрешения съесть сливу, или же подождать, когда мама сама предложит съесть ее)

Мексиканская сказка «Вежливый кролик».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.

Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность- в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С Пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: - Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!

До чего же обрадовалась Змея, услышав Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите, - ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик понял, с кем имеет дело, - он узнал голос Змеи.

- Простите, что побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!- и бросился бежать со всех ног.

Похожие публикации

Прямой эфир

. О вежливости .
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

В нашей группе проходил проект "Спеши творить добро", в ходе которого дети каждый день изучали что-то новое (каждый день был посвящён какой-то теме: доброта и доброжелательность, взаимопомощь, эмоции, дети-инвалиды, вежливость, семья.....) К каждому дню надо было собрать материал, а это сложно, ведь нужно просмотреть много источников. Потому по некоторым темам я создала небольшие картотеки. Здесь вы найдёте материал о вежливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поговорим о вежливости.

Ве́жливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Элементарное требование культуры поведения; оно включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Преимущества вежливости

  • Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.
  • Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».
  • Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
  • Вежливость даёт радость – от общения с людьми.
  • Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.
  • Вежливость освобождает – от хамства и грубости.

Проявления вежливости в повседневной жизни

  • Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
  • Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
  • Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
  • Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

Как развить в себе вежливость

  • Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
  • Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
  • Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
  • Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

Крылатые выражения о вежливости

Вежливость без знания должного превращается в самобичевание.

Конфуций -

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Жан Жак Руссо -

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.

Английская пословица -

Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах.

Томас Маколей -

Вежливость - первая и самая приятная добродетель.

Джон Локк -

Стихи о вежливости.

*****
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».


*****
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!


*****
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».


*****
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.


*****
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».


*****
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».


*****
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.


*****
«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.


*****
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.


*****
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.


*****
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.


*****
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.


*****
Мишка зайчику - сосед,
Скажет он ему «Привет».
Пригласит зайчонка в гости -
Не опаздывать попросит.


*****
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».


*****
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.


*****
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».


*****
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «Браво!» не забудут!


*****
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

Олеся Емельянова

Вежливые слова

(загадки для детей)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет! )

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй! )

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья! )

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини! )

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо! )

(Браво! )

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова! )

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста! )

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас! )

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути! )

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю! )

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать! )

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь! )

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем! )

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья! )

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром! )

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день! )

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер! )

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи! )

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры! )

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь! )

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться! )

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться! )

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита! )

" Ежели вы вежливы..."

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Маршак С.

Слово "Пожалуйста"

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.

Спасибо!

Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждет!

Спасибо

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит - спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это - спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это - спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
"Удружили! Спасибо!"

Будь внимательным

Зайчик прыгает на ножке.
Больно заиньке немножко.
Наступил ему на лапку
Медвежонок косолапый.

Не хотел, прости, дружок!
Съешь с малиной пирожок!

В гостях веди себя прилино!

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,
Поздороваться забыли.

Не сказали на прощанье
Ни "пока", ни "до свиданья",
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.

Не бери чужие игрушки!

Воробей играл в песочек
И нашел "ничей" совочек.
Тут мышонок прибежал:
-Я совочек потерял!

Знает честный воробей-
Вещь не может быть "ничьей".
-Вот совочек, получай,
Только больше не теряй!
-Спасибо!

Н е обзывайся!

Два зайчонка не играли,
А друг друга обзывали:
-Куцехвостый!
- Сам такой!Длинноухий и косой!
Разобиделись, надулись,
Друг от друга отвернулись.

Мимо Рыжик проходил,
Глупых заек помирил:
-Тот, кто обзывается,
Без друзей останется!

С друзьями надо ладить.

Во дворе через веревку
Прыгал кролик, ел морковку.
Подошла к нему свинья:
-Хватит очередь моя!

Кролик очень вежлив был.
Свинке место уступил.
Спорить-время зря терять.
Лучше очередь занять!

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри, не пей воды сырой! -
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придёшь обедать к трём часам, -
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам …
А сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

(А. Барто "Признание")

Добрые слова

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
"Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

О . Дриз

Дерево вежливых слов

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Ответ детей: Да.

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие – речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос – Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Ответ детей:

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Ответ детей:

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Дети:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово – Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово – «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста!»

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка, погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал: - «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети – муху несите!»

Если вы кого-то обидели случайно

Иль наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините».

Воспитатель: «До свидания!» Этим, словом дети прощаются со Старичком-Лесовичком с другом. Еще можно попрощаться: До скорого свидания! До встречи! Пожелать доброго пути!

Дерево «Вежливых слов» зазеленело, лес ожил.

Итог: Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Ответ детей:

Воспитатель: Что мы делали?

Ответ детей:

Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

* при встрече со знакомым;

* при общении в садике;

* при посещении поликлиники;

* при походе в магазин, кино;

* при посещении театра;

* в транспорте;

* в гостях или при приеме гостей у себя;

* и просто в ежедневном общении с близкими!

В общем, вежливость – это стиль жизни. В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова.

Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад.

Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам».

Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!»

Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска:

Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?»

Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь».

Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами.

Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!»

Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой».

Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!»

Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю».

Никто из зверят не захотел играть с Машей.

Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навести ребенка на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку. Нужно спросить ребенка, что бы он посоветовал белочке Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым. Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка должна поблагодарить малыша. Продолжите игру.

Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику.

Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем».

Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!».

Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта.

Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом.

Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев.

Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка. Вот, например, такая история.

Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.

«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», - сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»

Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать лишь «плохие» поступки, внимание ребенка притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не дадут ребенку заскучать и принесут пользу.

Игра «Волшебные слова»

Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке.

Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто!

Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком.

Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу.

Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее?

Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости.

Сказка про вежливые слова

Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон:
- Спасибо!
- Пожалуйста!
Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
- Ух, как здорово!
И снова забирается.
А Пожалуйста стоит в стороне - боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
- Ух, здорово!
А кругом детвора катается, голосами звенит.
Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет.
- Не надо, не тащи меня, пожалуйста, - хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно:
- Ты что меня толкаешь?
- А ты что мне подножку поставил?
- Сейчас как дам в ухо!
- А я тебя в живот ударю!
Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят.
Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить:
- Спасибо, что ты мне шишку набил.
- И тебе спасибо, что синяк поставил.
- Пожалуйста!
- Пожалуйста!
И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.