Интересные факты о коко шанель, изменившей мир моды. С днем рождения, Коко: интересные факты из жизни Шанель, о которых вы не знали

Текст: Ольга Соловьева

Фото: EAST-NEWS; Getty/Fotobank.ru; Rex,TopFoto/Fotodom.ru; ИТАР-ТАСС

19 августа 1883-го на свет появилась та, что совершила революцию в мире моды, создала культовый аромат и дала ответ на вечный женский вопрос «Что надеть», сконструировав маленькое черное платье. Представляем 10 интересных фактов о великой Мадемуазель

Габриэль Бонёр Шанель была настоящей бунтаркой. Ей не нравилось собственное детство, она переписала биографию заново, с чистого листа, придумав себе целых трех любящих тетушек, заботливого папу (на самом деле после смерти матери девочка росла в сиротском приюте при монастыре, она видела своего отца в последний раз, когда ей было 12. – Прим. сайт). Затем настал черед нового имени (в юности Габриэль выступала в кабаре, в ее репертуаре было две любимых песенки – Ko Ko Ri Ko и Qui Qua Vu Coco: так и появилось прозвище. – Прим. сайт), и, кажется, Шанель удалось сделать то, о чем мечтают женщины старше двадцати пяти: говорят, она «скостила» свой реальный возраст на 10 лет.

«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя», – заметил однажды Сальвадор Дали.

Монашки научили ее шить и вышивать – согласитесь, этого явно недостаточно, чтобы перекроить представления о женской моде и о правах женщин, – но Коко все же сделала это.

Ей хватило дерзости использовать для создания своих костюмов, ставших легендой, джерси – материал, который считался исключительно мужским. С появлением элегантных нарядов от Chanel женщины впервые за несколько веков почувствовали себя свободными - она одела женщин в брюки, которые подарили им свободу и скорость передвижения.

«Женщины носят духи, которые им дарят другие. Но должны носить те, что нравятся им самим!» – утверждала Коко и создала Chanel No.5. Кстати, даже дизайн флакона культового аромата стал еще одним посягательством на маскулинность. Лишенный всякой вычурности – гладкий и плоский, как будто мужской, – сегодня он занимает свое место среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Сам же парфюм – это еще один, как сказали бы сегодняшние психологи, стильный выход из зоны психологического комфорта. В то время (шел 1921 год) считалось вызывающим «носить» аромат, в котором было больше одной ноты. Как правило, духи приличных женщин пахли каким-то одним цветком – розой, ландышем и т.д.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов – в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос «Что же надеть?»: маленькое черное платье – универсальный наряд практически на все случаи жизни.

В 1926 году американский Vogue не преминул сообщить, что популярность LBD (аббревиатура LBD – первые буквы английского little black dress. – Прим. сайт) равна популярности автомобиля Ford: и это было настоящее признание!

С нее началась эпоха self-made woman: Коко доказала всему миру, что женщина – это не беспомощное существо, не способное даже одеться самостоятельно, не модный мужской аксессуар, а личность, способная зарабатывать деньги своим собственным умом и талантом. Мадемуазель, всю жизнь игравшая на «чужом» – исконно мужском поле – все-таки делала это очень по-женски, безапелляционно и элегантно одновременно, заставила представительниц прекрасного пола если не поверить в себя, то по крайней мере усомниться в том, что женщина должна всю жизнь провести на кухне – беременная и босая.

Знаете ли вы, что...

  • Коко любила повторять, что в поисках новых идей рылась в гардеробах своих любовников. Ее творения – это своеобразный творческий отчет о переменах в личной жизни. Так, в период тесного общения с дягилевским балетом и увлечения князем Дмитрием Романовым, двоюродным братом Николая II, прослеживались русские мотивы. В период романа с герцогом Вестминстерским, самым богатым человеком Великобритании, – английские.

  • Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» – на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь».

  • Она одевала богатых и знаменитых – жен финансовых воротил и популярных актрис, а дружила с людьми творческими – Серты, Дягилев (прим.... боялся Мадемуазель: он впервые встретил женщину, которая помогла ему и ничего не требовала взамен. Сергею она как-то одолжила большую сумму денег на постановку и очень просила никому об этом не рассказывать), Стравинский, Пикассо, Дали, Кокто, Макс Жакоб, Кристиан Берар, Жан Ренуар и многие другие.

  • Мадемуазель первой стала смешивать бижутерию и драгоценности. Дело в том, что она не любила «камни ради камней – большие, как пробка от графина, бриллианты, которые служат знаком богатства мужа или любовника женщин, которые их носят. Я не люблю драгоценности ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу. Все это – драгоценности-которые-можно-продать-в-случае-кризиса». И при этом не считала ношение бижутерии чем-то предосудительным: «Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих».

  • «Я никогда не стремилась иметь деньги, – утверждала Коко, – но стремилась к независимости». И это было чистой правдой – хотя стартовый капитал Мадемуазель и принадлежал ее покровителю, однако вскоре, благодаря сочетанию таланта, упорства и везения она действительно стала независимой, а потом и весьма состоятельной особой.

  • Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца.

  • Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. – Прим. сайт) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

  • «Не могу же я заставить платить женщин, перед которыми становлюсь на колени, чтобы поправить юбки», – ворчала Коко и не брала денег у знаменитых актрис: например, у Ингрид Бергман или Роми Шнайдер, которые одевались у нее. Шанель также одевала Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди-Онассис.

  • Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», – была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

  • В 1954-м Коко заявила, что устала носить в руках ридикюли, которые, вдобавок ко всему прочему, имели свойство постоянно теряться. На следующий год она представила миру моды оригинальное решение вопроса – стеганую сумку Chanel 2.55 (вновь за цифровым кодом скрыты вполне прозаические вещи, а если точнее – дата создания модели: 2 – это февраль, а 55 – год. – Прим.. Что именно вдохновило Мадемуазель – куртки жокеев, витражи аббатства, в котором она росла, или же диванные подушки в

19 августа 1883 года во Франции родилась девочка- Габриэль. Никто тогда, наверное, и не думал о том, что она станет знаменитым модельером мирового масштаба. Сегодня мы решили посвятить Коко Шанель целую статью, в которой рассмотрим массу интересных фактов из ее насыщенной жизни.

Коко Шанель “переписала” свое детство

Как только Коко стала достаточно знаменитой, девушка поведала всем свою биографию. По ее словам, у нее была очень хорошая любящая семья. Хотя воспитывалась она в детском доме. Дата рождения Коко также подвергается сомнению. Существуют некие доказательства того, что девушка родилась намного раньше.

Коко Шанель- это псевдоним, под которым она жила всю свою жизнь

Как уже было написано ранее, изначально ее звали Габриэль, но войдя в мир моды она приняла решение взять псевдоним Коко.

Женщина ни разу не была замужем

Коко Шанель всегда отказывалась от брака, хотя предложений было достаточно. Вокруг нее крутилось довольно большое количество знаменитых мужчин, которые были от нее без ума, например побывали с ней в одной постели: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Макс Жакоб и многие другие представители мужского пола, но до каких-либо серьезных отношений дело не доходило из-за нежелания самой Коко.

У Коко никогда не было своего жилья

Несмотря на то, что она была очень успешным модельером, ее очень устраивало жить в отеле. Женщине нравилось, что ее номер регулярно убирают горничные.

Шанель была сомнамбулой

Даже на сегодняшний день существует множество интересных историй о лунатизме Коко, а рассказывали их люди, которые видели все своими глазами.

Коко Шанель не брала денег с женщин за свои наряды

Несмотря на то, что Коко была очень богата, у нее не было никакого стремления к огромным деньгам. Ее наряды покупали даже за большие деньги, которые обычно платили ей мужчины, ведь одевала она их жен и любовниц. А вот с женщин Коко не брала ни копейки.

Двухцветная обувь- нововведение Коко Шанель

Наверное немногие знают о том, что раньше девушки носили только однотонную обувь. Коко решила исправить это и показала всем свою бежево-черную обувь. Она считала, что это смотрится очень элегантно и красиво.

Коко впервые ввела в моду маленькое черное платье

Ранее черный цвет считался траурным. Коко решила, что это неправильно и доказала всем, что это наоборот смотрится очень шикарно.

Коко ввела в моду бижутерию

Хоть Коко и очень любила драгоценности, ей не нравилось, когда свои дорогие украшения выставляют напоказ, считая, что это некультурно. Поэтому модельер стала создавать свою бижутерию, в которой отчасти были задействованы и дорогие камни.

Шанель начала шить одежду из джерси

Раньше такая ткань была предназначена исключительно для носки мужской частью населения, однако Коко все же сделала несколько женских изделий из джерси для пробы. За счет этого данные изделия намного подешевели и стали очень популярными в странах Европы.

У Коко никогда не было эскизов

Шанель никогда не работала по выкройкам и вообще не переносила подобных “рисунков”. Она всегда действовала спонтанно, прямо на манекенщице, обрезая все лишнее от ткани своими ножницами, которые были всегда при ней.

Сумочки с длинной ручкой- задумка Коко Шанель

В 1954 году женщина заявила, что женские ридикюли ужасно неудобные и устарелые, нужно придумать что-то более комфортное и новое для носки. Именно тогда она впервые представила миру свою новую сумочку с длинным ремешком.

Она ввела в моду брюки

Брюки Коко плотно вошли в гардеробы женского пола и с того времени стали пользоваться огромным успехом.

Хрупкая с виду француженка изменила мир, занимаясь любимым делом. Она сумела в корне перевернуть представления о женственности и моде! Сегодня в день рождения великой Шанель портал «ЗаграNица» подготовил подборку интересных фактов о легенде французского стиля

Есть гении, которые опередили свое время. С Коко Шанель вышло иначе - она заставила современников ускориться и стала не изгоем, а символом эпохи. Мадемуазель Коко точно знала, какая одежда нужна женщинам. Даже лучше, чем они сами.

Быть всё время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

Фото: inside.chanel.com

Сама Шанель была уверена, что ее миссия в мире моды - освободить женщин телесно и духовно. И в первую очередь снять с них оковы ХІХ века - тугие корсеты, в которых невозможно дышать, и громоздкие, «мешающие думать» шляпы.

Фирменный стиль Шанель и ее хлесткие фразы стали отражением экстравагантной судьбы этой личности.

Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других

Вряд ли, засыпая в комнатке сиротского приюта провинции Обазин, маленькая Габриэль (настоящее имя Шанель) догадывалась, какое будущее ее ждет.

И представьте, как изменились лица монахинь-воспитательниц, когда девушка сбежала из обители Мулен, а на какое-то время и от профессии швеи, которой ее обучили именно здесь!

Она рискнула всем ради карьеры певицы кабаре. Но хотя пела Шанель очаровательно, сцена осталась лишь этапом на ее пути к настоящему призванию.

Именно кабаре подарило миру имя Коко. Псевдоним появился благодаря исполнению девушкой песни “Qui Qu"a Vu Сoco?” («Кто видел Коко?»).

В Париж Коко приехала в качестве любовницы богатого плейбоя Этьена Бальзана. Именно он профинансировал ее первые шаги в мире моды - бутик шляп.

Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин

Свой путь дизайнера Шанель начала триумфально, покорив головы и сердца модниц минималистичной шляпкой-котелком.


Фото: evolutionofashion.blogspot.com
Фото: fanpix.famousfix.com

Шляпы стали началом революции в образе современной женщины. Дизайнер смело заимствовала материалы и силуэты из мужской повседневной одежды. Мода стала доступной, свободной.

Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода

По прихоти Шанель черный цвет перестал быть траурным и превратился в символ элегантности.

Хорошо скроенное платье идет любой женщине. Точка!


Фото: inside.chanel.com

Ее идеально выкроенное лаконичное черное платьице в 20-е годы свело с ума миллионы модниц. При этом Шанель стремилась подарить женщинам стиль, а не моду. Она всячески подчеркивала, как важна внутренняя красота женщины, ее уверенность в своей привлекательности.

Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна - потому что элегантна, новое платье тут ни при чем

Фото: maimanohaz.blog.hu Фото: maimanohaz.blog.hu Фото: inside.chanel.com

Несмотря на приписываемый Коко феминизм, она была ярой сторонницей проявления женственности и сексуальности.

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины

Модельер настаивала, что эти качества проявляются не в вызывающей внешности, а в неповторимости.


Фото: peoples.ru

В платье ищите женщину. Если нет женщины, то нет и платья

В период между двумя мировыми войнами имя Шанель стало синонимом целой эпохи.

В 1921 году свет увидели Chanel №5. Коко и в устроила переворот! Первые стойкие полиароматные духи навсегда изменили представление о роли парфюма в дамском образе. Шанель утверждала, что у женщины, которая не пользуется духами, нет будущего.


Фото: inside.chanel.com

Есть знаменитая история о том, как в ответ на вопрос девушки, куда правильно наносить духи, Шанель, как истинная француженка, ответила: «А куда ты хочешь, чтоб тебя целовали?»

Chanel №5 сразу стали классикой и знаком вкуса. Уже почти сотню лет эти духи остаются самыми покупаемыми и любимыми в мире.


Фото: Shutterstock

Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла

В своем новаторстве Коко Шанель вдохновлялась собственным мироощущением. Ей нравились и море - она ввела моду на загар и тельняшки.


Фото: thesimplyluxuriouslife.com
Фото:

10 интересных фактов о Коко Шанель

19 августа 1883-го на свет появилась та, что совершила революцию в мире моды, создала культовый аромат и дала ответ на вечный женский вопрос «Что надеть», сконструировав маленькое черное платье. Представляем 10 интересных фактов о великой Мадемуазель!

Габриэль Бонёр Шанель была настоящей бунтаркой. Ей не нравилось собственное детство, она переписала биографию заново, с чистого листа, придумав себе целых трех любящих тетушек, заботливого папу (на самом деле после смерти матери девочка росла в сиротском приюте при монастыре, она видела своего отца в последний раз, когда ей было 12. – Прим. Woman.ru). Затем настал черед нового имени (в юности Габриэль выступала в кабаре, в ее репертуаре было две любимых песенки – Ko Ko Ri Ko и Qui Qua Vu Coco: так и появилось прозвище. – Прим. Woman.ru), и, кажется, Шанель удалось сделать то, о чем мечтают женщины старше двадцати пяти: говорят, она «скостила» свой реальный возраст на 10 лет.

«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя», – заметил однажды Сальвадор Дали.

Монашки научили ее шить и вышивать – согласитесь, этого явно недостаточно, чтобы перекроить представления о женской моде и о правах женщин, – но Коко все же сделала это.

Ей хватило дерзости использовать для создания своих костюмов, ставших легендой, джерси – материал, который считался исключительно мужским. С появлением элегантных нарядов от Chanel женщины впервые за несколько веков почувствовали себя свободными - она одела женщин в брюки, которые подарили им свободу и скорость передвижения.

«Женщины носят духи, которые им дарят другие. Но должны носить те, что нравятся им самим!» – утверждала Коко и создала Chanel No.5. Кстати, даже дизайн флакона культового аромата стал еще одним посягательством на маскулинность. Лишенный всякой вычурности – гладкий и плоский, как будто мужской, – сегодня он занимает свое место среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Сам же парфюм – это еще один, как сказали бы сегодняшние психологи, стильный выход из зоны психологического комфорта. В то время (шел 1921 год) считалось вызывающим «носить» аромат, в котором было больше одной ноты. Как правило, духи приличных женщин пахли каким-то одним цветком – розой, ландышем и т.д.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов – в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос «Что же надеть?»: маленькое черное платье – универсальный наряд практически на все случаи жизни.

В 1926 году американский Vogue не преминул сообщить, что популярность LBD (аббревиатура LBD – первые буквы английского little black dress. – Прим. Woman.ru) равна популярности автомобиля Ford: и это было настоящее признание!

С нее началась эпоха self-made woman: Коко доказала всему миру, что женщина – это не беспомощное существо, не способное даже одеться самостоятельно, не модный мужской аксессуар, а личность, способная зарабатывать деньги своим собственным умом и талантом. Мадемуазель, всю жизнь игравшая на «чужом» – исконно мужском поле – все-таки делала это очень по-женски, безапелляционно и элегантно одновременно, заставила представительниц прекрасного пола если не поверить в себя, то по крайней мере усомниться в том, что женщина должна всю жизнь провести на кухне – беременная и босая.


Знаете ли вы, что... Коко любила повторять, что в поисках новых идей рылась в гардеробах своих любовников. Ее творения – это своеобразный творческий отчет о переменах в личной жизни. Так, в период тесного общения с дягилевским балетом и увлечения князем Дмитрием Романовым, двоюродным братом Николая II, прослеживались русские мотивы. В период романа с герцогом Вестминстерским, самым богатым человеком Великобритании, – английские. Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» – на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь». Она одевала богатых и знаменитых – жен финансовых воротил и популярных актрис, а дружила с людьми творческими – Серты, Дягилев (прим. Woman.ru: Дягилев... боялся Мадемуазель: он впервые встретил женщину, которая помогла ему и ничего не требовала взамен. Сергею она как-то одолжила большую сумму денег на постановку и очень просила никому об этом не рассказывать), Стравинский, Пикассо, Дали, Кокто, Макс Жакоб, Кристиан Берар, Жан Ренуар и многие другие. Мадемуазель первой стала смешивать бижутерию и драгоценности. Дело в том, что она не любила «камни ради камней – большие, как пробка от графина, бриллианты, которые служат знаком богатства мужа или любовника женщин, которые их носят. Я не люблю драгоценности ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу. Все это – драгоценности-которые-можно-продать-в-случае-кризиса». И при этом не считала ношение бижутерии чем-то предосудительным: «Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих». «Я никогда не стремилась иметь деньги, – утверждала Коко, – но стремилась к независимости». И это было чистой правдой – хотя стартовый капитал Мадемуазель и принадлежал ее покровителю, однако вскоре, благодаря сочетанию таланта, упорства и везения она действительно стала независимой, а потом и весьма состоятельной особой. Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца. Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. – Прим. Woman.ru) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем. «Не могу же я заставить платить женщин, перед которыми становлюсь на колени, чтобы поправить юбки», – ворчала Коко и не брала денег у знаменитых актрис: например, у Ингрид Бергман или Роми Шнайдер, которые одевались у нее. Шанель также одевала Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди-Онассис. Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», – была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире. В 1954-м Коко заявила, что устала носить в руках ридикюли, которые, вдобавок ко всему прочему, имели свойство постоянно теряться. На следующий год она представила миру моды оригинальное решение вопроса – стеганую сумку Chanel 2.55 (вновь за цифровым кодом скрыты вполне прозаические вещи, а если точнее – дата создания модели: 2 – это февраль, а 55 – год. – Прим. Woman.ru) на длинной цепочке, которую удобно носить на плече. Что именно вдохновило Мадемуазель – куртки жокеев, витражи аббатства, в котором она росла, или же диванные подушки в ее квартире? Нам остается только гадать.

История моды

4171

19.08.14 13:30

Дочь торговца и крестьянки, познавшая нищету и жизнь в приюте, смогла стать королевой в мире моды и внести революционные изменения в дамский гардероб. Ее биография полна невероятных фактов, что в ней – правда, что – плод слухов и досужих сплетен, неизвестно. Но все же, попробуем вспомнить некоторые из них.

Из певиц – в модистки

Габриэль начинала как певица – именно отсюда «растут» корни ее прозвища, под которым она прославилась. Девушка любила исполнять игривые песенки, вроде «Qui qua vu Coco», потому-то постоянные посетители муленской кафешки «Ротонда» и стали называть ее любовно «Коко». Однако Коко не суждено было стать легендой на певческом поприще (как это получилось у ее соотечественницы Пиаф). Шанель было предначертано идти по совсем другому пути.

Она была любовницей богатого британского промышленника Артура («Боя») Кэйпела, а на досуге «изобретала» шляпки. Именно эти головные уборы – поначалу довольно причудливые – и стали началом, первой ступенькой ее творческого пути. Однако чудо-шляпки стали пользоваться спросом у дам «из общества», куда Артур ее ввел.

«Ограбив» мужчин

Любовницы, жены и содержанки богачей тогда стремились к пышности и роскоши. А Коко чувствовала себя неуютно в море рюшек, спотыкалась о длинные подолы юбок, не желала затягивать талию в корсет – благо, фигура позволяла. Она хотела выделиться из этой пестрой толпы и начала потихоньку шить для себя, создавая изящные и очень элегантные вещи. Идеи она черпала, в том числе, и в вещах своего любимого (англичане-мужчины в ту пору одевались очень стильно). Позже Коко «ограбит» гардероб сильного пола: позаимствует из него приталенные жакеты, строгие шляпы, галстуки.

Кто там с сумкой на ремне?

Еще Шанель обожала карманы. Раньше считалось, что карманы более свойственны мужскому костюму – у дам же всегда с собой сумочка. Но Коко взяла и эту деталь на вооружение, приспособив их и для сумок тоже. Посмотрите на сегодняшние модели сумочек от Chanel – как изобретательно используются кармашки!

Кстати, о сумочках. Как-то в середине 1950-х, будучи уже известным кутюрье, Мадемуазель решила, что устала таскать ридикюль в руке и приспособила к нему цепочку. Теперь аксессуар можно было носить на плече, руки при этом оставались свободными. Так что, именно француженке мы обязаны сумкам на ремешках.

Новые «тренды»: загар и стрижка

Сразу несколько остроумных изобретений приписывают Шанель. Сегодня многие с ума сходят по загару, пропадают в соляриях и едут в теплые страны, чтобы стать золотисто-коричневыми. А когда-то в моде была аристократическая бледность: девицы сторонились солнца. В 1923-м году Коко Шанель отправилась в круиз и была столь неосторожна, что слишком сильно загорела. Прибыв в Канны, она произвела фурор. И загар стал новым «трендом».

Не приветствовались в эпоху Первой мировой и короткие прически у женщин. Но Шанель смогла свершить революцию и в этом направлении. Говорят, что однажды модельер очень спешила на спектакль в прославленную «Гранд-Опера», и ее подвела газовая колонка – газ вспыхнул и опалил пряди Коко. Не долго думая, она взяла ножницы и соорудила себе короткую стрижку. На премьере все были ошарашены новым образом Шанель. Не прошло и недели, как «продвинутая» часть женского населения Парижа щеголяла подобными прическами. Было это в 1917-м году.

Этот грандиозный «маленький» шедевр

Отдавая предпочтение простоте, практичности и изящности, кутюрье все же не желала использовать в своих коллекциях брюки. Именно эта часть мужского гардероба, как казалось Коко, женщину совсем не украшает. С другой стороны, не любила она и чего-то совсем короткого (поначалу все модели будущая знаменитость «пробовала» на себе, а у нее был «пунктик»: Габриэль считала свои колени некрасивыми). Поэтому хоть «маленькое черное платье» называется маленьким, колени прикрывает. Еще оно лишено каких-либо «украшательств» и может быть дополнено аксессуарами – в зависимости от того, куда и когда (днем или вечером) вы направляетесь.

А родился этот шедевр как следствие трагедии. Так и не став супругом Коко, погиб главный мужчина ее жизни – Артур. И Мадемуазель мгновенно возвела черное в ранг самого модного цвета сезона (носить траур по любовнику считалось дурным тоном, а если ты надеваешь модное черное платье – кто же будет спорить?). И почти пять лет коллекции Шанель были антрацитовыми – разбавить эту мрачную гамму позволялось лишь белым обшлагам или воротникам. Спорить с законодательницей мод, действительно, никто не стал, и как писал «Vogue» в 1926-м году, «хит сезона», «маленькое черное платье» затмило даже популярнейший и респектабельнейший автомобиль «Форд».

Каждые 30 секунд

Еще одним из признанных шедевров, вот уже много лет пользующихся неизменным спросом, являются духи «Шанель №5». Его рекламировали Катрин Денев и Николь Кидман, Кароль Буке и Одри Тоту. А фраза, произнесенная Монро (о том, что единственная одежда для сна у нее – несколько капель этих духов), сразу же была взята на вооружение рекламщиками.

Рождение аромата окутано легендами. Модельер заказала его создание эмигранту (бежавшему из России) Эрнесту Бо (вот почему, как шутили тогда, флакон и пробку Мадемуазель позаимствовала у русской водки). Мастер поэкспериментировал и представил на суд строгой работодательницы несколько вариантов. Именно пятый аромат пришелся по душе Коко. К содержимому она добавила нотку ландыша – так появились духи.

5 мая 1921-го года (цифра 5 была счастливой для Шанель) состоялась презентация новинки. Говорят, что каждые полминуты в мире кто-то покупает очередной флакон этого чуда.