Конспект родительского собрания в детском саду. Игры в развитии детей


Выходные – это для ребёнка не только свобода и возможность выспаться. Зачастую это ещё и неумение занять себя, ужасная скука, нулевое настроение. Как же помочь? Какое развлечение (кроме телевизора и компьютера) предложить? Итак, родительское собрание: чем занять ребенка. Чтоб без вреда здоровью и с взаимным интересом. Есть как минимум 32 способа.


1. Займитесь вместе готовкой.

Есть куча простых рецептов, которые вы сможете испытать со своими детьми. Если вы боитесь прибегать к помощи духовки (ребёнок может случайно обжечься) то почему бы не попытаться сделать, например,что-нибудь вкусненькое? Холодильник не травмоопасен.

Если дети любят бутерброды, то почему бы не позволить им придумывать различные их варианты? Результаты могут быть самыми неожиданными (например, бутерброд с вареньем, вареной колбасой и сыром), но вы, по крайней мере, весело проведёте время. Попутно объясняйте ребёнку, какие продукты можно совмещать, а какие – нет.
Возраст: Как только ребёнок сможет дотянуться до стола.

2. Пойдите запускать бумажного змея.

В погожий ветреный день можно с азартом побегать за летучим змеем. Вы можете купить такой в игрушечном магазине или попробовать сделать свой собственный. Правда, для этого стоит заглянуть в книжки – есть определённая технология. Но зато ребёнок будет счастлив получить в результате своего особенного и неповторимого змея.

Это развлечение «затягивает» и многих взрослых. Зачастую родители всерьёз увлекаются игрой и даже устраивают настоящие совместные соревнования. Это очень полезный способ развлечься самим и занять своего ребёнка.
Возраст: 5 +

3. Научите их вышивке крестиком.

Звучит странно, но этот вид занятия очень полезен. Это и развитие мелкой моторики, и воспитание усидчивости, и приобщение к искусству и ремеслу. Вы можете купить специальные наборы по вышивке для детей, таким образом, они не будут ранить себя иглами, а образцы рисунков будут гораздо легче. Более старшим детям можно дать попробовать вышить рисунок посложнее.

Возраст: 7 +

4. Сделайте бумажные самолётики.

Включите свою фантазию и создайте армию из бумажных самолётиков. Тогда вы сможете устроить захватывающую битву прямо дома. Можно придумать, как поинтереснее их раскрасить. Можно сделать их разного размера и формы.

Устройте соревнование на дальность полёта. Или разместите на стене «цель» и по очереди пытайтесь в неё попасть. Можно даже завести журнал, куда будут вноситься очки. Также не лишним будет определить приз для победителя.
Возраст: 5 +

5. Напишите сказку.

Используйте свое воображение и напишите сказку вместе. Это не должно быть высокохудожественное произведение. Например, можно предложить ребёнку придумать другое окончание к его любимой сказке. Или создать свою, в которой главным героем будет он сам.
Ещё можно попробовать написать сказку вместе по частям. Например, вы пишете начало, потом озвучиваете только последнее предложение. Ребёнок продолжает дальше. Затем окончание пишет второй ребёнок или папа (бабушка, дедушка). Прочтите целую сказку вслух – это обычно довольно забавно.
Возраст: 6 +

6. Устройте танцы.

Пригласите некоторых из друзей вашего ребёнка, возьмите компакт-диск с их любимой музыкой и позвольте им танцевать всё, что они пожелают. Все, что вы должны будете сделать, обеспечить их напитками и закусками.
Возраст: 8 +

7. Дайте ребёнку устать.

Имеется ввиду снятие запрета на прыжки, бегание и лазание. Пусть ребёнок порезвится в своё удовольствие. Было бы неплохо устроить прямо дома игровой центр. Составьте вместе стулья и пусть под ними будет тоннель. Положите на пол покрывало, а на него – несколько подушек. Это – вместо матов для прыжков. Да, это звучит странно, даже страшно. Но поверьте: ваш ребёнок будет в восторге! И к тому же, физическая активность полезна! Конечно, можно просто отправить ребёнка гулять на улицу. Но это подходит только более старшим детям. А как же малыши? Да и дома гораздо безопаснее.
Возраст: 4-12

8. Покрасьте одежду.

В голове сразу возникает образ хиппи, но этот способ развлечения не имеет с ним ничего общего. У вас наверняка есть куча старой одежды, которую ни вы ни ваш ребёнок уже не носите. Обновите её! Есть специальная краска для ткани. Вы можете смешивать их, придавая старому облачению совершенно новый облик. Импровизируйте! Смейтесь! Ваш ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 9 +

9. Откройте «сезон охоты» на вещи.

Придумайте список забавных вещей, которые ребёнок должен будет найти. Можно предварительно хорошенько их спрятать. Пусть малыш будет охотником. Или сыщиком. Суть в том, чтобы ему стало интересно отправиться на поиски. Охотиться можно вокруг дома или вашего сада. Можно и во дворе многоэтажки, но тогда следите за ребёнком, не упускайте его из виду.

Возраст: 8 +

10. Сделайте солнечные часы.

Расскажите вашему ребёнку, как в древние времена люди имели обыкновение определять время по солнцу. Как придумали солнечные часы. Все, в чем вы нуждаетесь – это компас, чтобы определить, где север. Впрочем, есть много способов сделать это и без компаса. Затем поместите палку в основание круга (его можно нарисовать на земле или на бумаге) и нанесите разметку, как на обычных часах. Теперь можно вместе отслеживать теневое положение, соответственно движения солнца.
Возраст: 7 +

11. Посадите вместе растение.

Выращивание растений является не только увлекательным занятием, но и хорошим психологическим уроком. Ребёнок научится понимать, что растение – это то, что требует ухода. Что оно тоже растёт, питается и более при неправильном уходе. Это очень полезно для ребёнка наблюдать за тем, как оно меняется, постоянно видеть плоды своего труда. Есть много растений, которые даже маленький ребенок сможет вырастить без особых усилий. Это может быть как маленькое деревце, так и трава.
Если у вас нет сада, то коробка или маленькие горшки – выход для вас. И не будет иметь значения, в какое время года вы занимаете этим ребёнка. Попытайтесь вырастить такие травы, как базилик, петрушка или кресс-салат. Это несложно, к тому же вы сможете впоследствии их съесть.
Возраст: 5 +

12. Займитесь спортом.

У большинства центров досуга есть масса возможностей занимать детей различными спортивными играми – от боевых искусств до бадминтона, от плавания до тенниса. К тому же, они обычно обеспечивают спортивное оборудование и форму, таким образом вы не должны будете всё это покупать.

Если же подобных центров в вашем городе нет или просто нет времени туда пойти – займитесь спортом дома! Включите музыку и проделайте несколько простых упражнений. Устройте из пластиковых бутылок боулинг. Или поиграйте в настольный теннис книжками и маленьким мячиком. Или погоняйте в футбол во дворе. Вариантов великое множество. Главное – включите фантазию и отбросьте лень.
Возраст: 7 +

13. Создайте червячную ферму.

Если вам удалось заинтересовать своего ребёнка садоводством, сделайте следующий ход – создайте ферму червей. Это будет нужно для получения компоста – удобрения для вашего мини-сада. К тому же, дети будут в неописуемом восторге от собирания и содержания подобной живности. После дождя наилучшее время, чтобы охотиться на червей. Как только вы собрали их достаточно – поместите их в большую коробку или другую ёмкость с небольшим количеством почвы. Не забудьте проделать отверстия в крышке, таким образом черви смогут дышать. Вы сможете кормить отходами пищи червей, включая яичные скорлупы и растительные очистки. Черви сделают компост, который Вы будете использовать в вашем саду.
Возраст: 7 +

14. Поиграйте в скульпторов.

Какой ребенок не любит пачкать руки? Возьмите немного глины для моделирования, пластмассовый нож и форму. Вы можете даже купить самоукрепляющуюся глину, если вы хотите надолго сохранить полученный «шедевр». Импровизируйте! Пусть ребёнок подключит свою фантазию. Поверьте, он будет заниматься этим с неподдельным интересом.
Возраст: 8 +

15. Почитайте книжки из личной библиотеки.

Всегда действенный способ отвлечься. К тому же, это может быть полезно, если ребёнок будет читать сам. Можете читать по очереди. Или посоревноваться в выразительности. Идеальный способ провести время с ребёнком в скучный зимний вечер или просто перед сном.

Возраст: 6 +

16. Сыграйте в настольную игру.

Это будет вдвойне интереснее, если игроков будет много. Подключитесь к этому всей семьёй. Есть очень интересные настольные игры, от которых трудно оторваться даже взрослым.

В чём главная польза от коллективных игр? В умении проигрывать! Ребёнок должен этому учиться и понимать, что проигрыш – неотъемлемая часть игры.

Возраст: 7 +

17. Пойдите на прогулку.

Живете ли вы в городе или в деревне, всегда можно найти интересное место для прогулки. Например, сходить туда, где вы никогда не были прежде. Или гулять по привычным местам, глядя на них глазами туриста. Как будто вы никогда здесь ещё не бывали. Или представить себя следопытами, исследователями различных аномалий и тайн природы. А можно просто прогуляться, рассматривая всё, что находится вокруг чуть более пристально, чем обычно. Так интереснее и обязательно захватит вашего ребёнка.
Возраст: 6 +

18. Сходите в зоопарк.

Даже если вы живете в городе, есть возможность побыть наедине с природой. Ребёнку будет интересно посмотреть на зверей с разных уголков планеты, особенно если вы будете попутно рассказывать о каждом из них. Это также большая возможность встать близко к дикой природе, если единственный предыдущий контакт вашего ребенка был с кошкой или собакой.
Возраст: 4 +

19. Сходите в кино.

DVD в наше время достать проще простого, но ничто не сравнится с кино. На детские сеансы билет обычно дешевле, а удовольствия ребёнок получит выше крыши. Обсудите с ним увиденное, поделитесь своими впечатлениями. Кино – это удивительный мир, впечатления, которые останутся с ребёнком на всю жизнь. Поверьте, это так.
Возраст: 7 +

20. Сходите на реку.

Наверняка рядом с вашим городом есть река. Сходите туда вместе. Вода – это замечательный реклаксант. Вы расслабитесь лишь от одного пребывания рядом с бегущим водным потоком. Ребёнок всегда найдёт себе занятие у реки. Самое простое – попускайте кораблики. Поищите на берегу затерянное сокровище. Пособирайте интересные камешки, ракушки. Понаблюдайте за рыбками или рыбаками. Вам ни за что не будет скучно.
Возраст: 5 +

21. Найдите старые развалины.

Замки, заброшенные руины, пещеры и овраги - волшебные места. Они захватывают воображение большинства мальчиков и девочек. Они любят пересекать рвы, бегая вверх и вниз по винтовым лестницам и смотря на орудия. Если в вашей местности нет никаких исторических мест – придумайте свою историю! Например, пусть пруд на окраине станет волшебным озером доброй феи. Или сосна в овраге – превращённым когда-то злой колдуньей принцем. Фантазируйте! Найдите интересное место и прогуляйтесь там с ребёнком.
Возраст: 6 +

22. Посетите музей.

Мы знаем, что музеи навевают скуку на многих людей, но многие музеи теперь предприняли большие усилия быть интересными для детей. К тому же, такой поход очень полезен. Ведь где ещё можно узнать об истории своего края, его самобытности, традициях, животном и растительном мире. Сходите – вам будет интересно.
Возраст: 7 +

23. Возьмите их к своим бабушке и дедушке.

Большинство детей любит такие поездки. Им нравится общаться с престарелыми людьми, потому что те сами становятся с возрастом ближе к детям. Почему бы не предложить вашему сыну или дочери спросить их, как они жили, когда были детьми. Что они делали, чтобы интересно провести время? Каковы были их любимые игрушки? Они смотрели телевизор? Ваши дети будут удивлены ответами.
Возраст: 9 +

24. Организуйте поиск сокровищ.

Спрячьте что-нибудь ценное (по мнению ребёнка) где угодно в доме или во дворе. Затем напишите несколько подсказок, или карту, или систему знаков, указывающих на место, где спрятан клад. Побольше фантазии! Но не перестарайтесь со сложностью заданий. Ведь если ребёнок не сможет отгадать ни одной подсказки – он потеряет интерес к игре, а то и вовсе расстроится. Составляйте задания, исходя из возраста ребёнка. Придётся приложить некоторые усилия, но результат вас порадует. Ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 5 +

25. Сыграйте в боулинг.

Эта игра доставит массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Устройте боулинг у себя дома! Используйте подручные средства: кегли – пластиковые бутылки, мяч – любой предмет, который можно катить. Заведите журнал для записи очков. Определите главный приз. Лучше, если к игре подключится вся семья. Так веселее и интересней.
Возраст: 6 +

26. Устройте соревнование по караоке.

Компакт-диски с караоке стоят очень недорого и есть во всех музыкальных магазинах. Есть и диски с детскими песнями. Пусть ребёнок выберет сам, что ему хотелось бы спеть. Позвольте ему проявить себя. Не подшучивайте, не критикуйте, не высмеивайте. Пусть даже у него не будет получаться слишком хорошо, зато будет весело. К тому же, не факт, что у вас самих получится лучше.
Возраст: 8 +

27. Займитесь оригами.

Древнее японское искусство оригами в упрощённой форме может служить отличным развлечением. Вы можете свернуть листок бумаги по заданному образцу – и вот уже готовы самые разные фигуры и предметы. От возраста ребёнка зависит и сложность сделанной им фигуры. Оригами – увлекательнейшее занятие. При правильном подходе оно может воспитывать в ребёнке эстетические понятия и чувство прекрасного.
Возраст: 8 +

28. Сделайте некоторое «моделирование барахла».

Соберите груз вещей таких, как старые коробки, пластмассовые бутылки, нерабочую технику и позвольте детскому воображению сотворить из этого хлама что угодно. Это может быть корабль или машина, замок принцессы или космический корабль. Главное – полёт фантазии.
Вы только должны будете обеспечить своё чадо клейкой лентой, ножницами, клеем и следить за его действиями. Мало ли что.
Возраст: 6 +

29. Понаблюдайте за звездами.

Пристальное вглядывание в ясное ночное небо может быть удивительным опытом и развлечением. Особенно интересным это может быть, если вы сможете сказать вашему сыну или дочери, что за созвездие он видит, какая видна планета и т.д. Почитайте пару статей заранее, чтобы суметь ответить на элементарные детские вопросы.
поиграйте в игру «на что похоже». Глядя на звёздные скопления, поделитесь своими фантазиями, на что они похожи. То же самое можно делать днём с облаками.
Возраст: 8 +

30. Научите ребёнка вязать.

Это, вероятно, больше подойдёт для девочек, хотя некоторым мальчикам могло бы быть интересно. Вязание – лучший способ воспитать усидчивость, внимательность и фантазию. Придумайте свои узоры, модели одежды для кукол, красивые салфетки и мягкие игрушки. Есть много книг на эту тему, которые помогут вам подойти к вопросу более профессионально.
Возраст: 7 +

31. Постройте логово.

Все, в чем вы нуждаетесь – это большое одеяло, лист картона и несколько подушек. Притворитесь, что вы находитесь в тропическом лесу или где-нибудь на необитаемом острове. Большая коробка – также прекрасная идея для пещеры. Это, вероятно, развлечет ребёнка в течение многих часов.
Возраст: 5 +

32. Составьте генеалогическое дерево.

Насколько хорошо ваши дети знают свою семью? Они знают что-нибудь о родителях ваших родителей? Мало того, что рисунок генеалогических деревьев является забавой, но это также преподает им немного истории. Вы можете раскопать некоторые действительно интересные факты о своей собственной семье. То, чего вы никогда не знали. Постарайтесь восстановить историю своего рода насколько сможете. Это будет полезным занятием и интересным развлечением для вашего ребёнка и вас самих.

Возраст: 7+

В конце нашего родительского собрания «чем занять ребёнка» хочется отметить, что развлекать можно чем угодно. Главное – проявлять интерес к тому, что делаете. Чтобы ребёнок видел вашу заботу, вашу заинтересованность и любовь. Без этого никакое занятие не принесёт ему радости. Да и вам самим, поверьте, тоже.

Будни ребенка в семье насыщенны делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно чем-то занят, делает какие-то открытия. Он по своей природе любознателен, деятелен. Однако если не направить его энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный заряд будет расходоваться не только в полезной деятельности, но и шалостях, озорстве, а то и в пустом времяпрепровождении.

Наша задача, как родителя, создать для растущего человека полноценные, воспитывающие условия в семье, правильно организовать его игры, занятия, труд, досуг. И главное – делать им нужное направление, ибо ребенок воспитывается в деятельности.

К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указанием родителей: «Что ты без дела ходишь? Занялся бы чем – нибудь ….» или «Сколько игрушек, книг, а тебя ничего не интересует, одни шалости на уме! Лучше сядь да посмотри картинки в книге». Для взрослых главное, чтобы ребенок был хоть чем- то занят и не мешал им, они не всегда задумываются над тем, будет ли такая деятельность благотворно влиять на его воспитание. Нередко, придя вечером из детского сада, ребенок проводит остаток дня в ничегонеделании. Взрослые заняты своими делами, а ему включают телевизор, и он сам часами смотрит все передачи. Часто результат детской праздности, а то и шалостей – наши запреты: «Зачем тебе понадобилась бумага и клей? Разве в детском саду не наигрался?», «Здесь нельзя играть, будешь мешать», «Сюда не клади игрушки», и тому подобное в угоду пресловутому порядку в квартире у ребенка глушиться тяга к занятости.

Прежде всего, деятельность ребенка требует от взрослых целенаправленного и тактичного руководства. Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и, конечно, создать для этого соответствующие условия. Главным содержанием детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Не считайте ее забавой. Ее воспитательная ценность неисчерпаема. При правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств всестороннего воспитания. В играх дети удовлетворяют естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.

В игре, более чем в какой- либо другой деятельности, развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива. Они сами определяют, во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками.

Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много и с увлечением играют, они растут более организованными и дисциплинированными.

Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства играми различны. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и самостоятельно играть. Вот почему взрослый является организатором и руководителем игр. Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться игрушками бережно, по назначению и убирать их на место.

Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (например, кубики, кирпичики), открывать и закрывать (например, матрешки), нанизывать и собирать (например, пирамидки, кольца). И конечно такие, которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм (они особенно необходимы 2-3 летнего возраста). Это куклы, кукольная мебель, хозяйственная утварь, мишки, лошадки, машины и т.п. настольные игры – лото, парные картинки, шашки, бильярд – также необходимы детям. Ребенок должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Если он знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним.

Для 6-7 летнего мальчика очень важно, чтобы он мог заняться конструкторскими делами – что-то сколотить, распилить, смастерить. А для этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, и прочее. И все это ребенок может хранить где-то рядом с отцовскими инструментами.

Ребенок, мастеря игрушку, долгое время бывает сосредоточенным, усидчивым. Игрушка, сделанная им самим, пусть и незамысловатая, подчас дороже ему, чем та, что куплена в магазине. Ведь это результат его фантазии и усилий. Вот почему работа по поделке игрушек особенно ценна для детей неусидчивых, не умеющих беречь свои вещи.

Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-волевые качества не только в игре, но и в образовательной деятельности.

Рассмотрим образовательную деятельность, которая наиболее доступна в домашних условиях. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие, внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль.

Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь. А это зависти от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы он мог хорошо видеть лицо чтеца и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями, и от выразительности слова чтеца, от его умения донести до слушателя содержание произведения. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное занятие, а не забава.

Дети любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по содержанию – домик и девочка, девочка и домик, машины и цветы и так далее. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я – дрессировщик. Я его не боюсь.» Этим самым он выражает не только эмоциональное отношение к изображаемому, но и неумение что-то нарисовать – ведь далеко не всякий замысел малыш умеет или может воплотить в рисунке. Вот почему, если он нарисовал что-то несусветное и пытается заверить вас, что это паровоз или машина, не подсмеивайтесь над ним. Лучше спросите: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша.

Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с глиной и пластилином. Изображая знакомы предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно: боятся, как бы ребенок не запачкал себя, или платье, или мебель.

Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, бирюльки, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости, содействует сближению взрослого с маленьким.

Однако полезно предоставлять и самому ребенку организовать свой досуг, самому наполнить содержанием свободное время. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность самоорганизации, которая так необходима при обучении в школе. Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок быть занятым. Умеет ли организовать свой досуг?

Воскресенье – день особенный! Вся семья в сборе, и ребенку радостно от того, что он пойдет гулять с папой и мамой, что в этот день он сможет, наконец, обстоятельно обсудить все накопившиеся за неделю события в кругу семьи. А сколько новых впечатлений от этих прогулок за город, в музей, в кино. Да, действительно, день особенный, когда ребенок убеждается, что все обещания папы и мамы выполняются. Однако жизнь ребенка нельзя считать полноценной, если он мало общается со сверстниками. Любая игра, любой замысел приобретает широту и разнообразие, если есть партнер.

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях
«бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.
Ход собрания
I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.
Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами
взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем
разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.
Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга...» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней
работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители,
отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете
себе не проконтролировать, не проверить, не спросить... Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о
том, что интересоваться жизнью ребенка по­прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!
Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты
анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).
Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной
теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили
68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в
компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции
(18 %), а также читали книги и журналы (17 %).
Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских
установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в
самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с
ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном
случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:
– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;
– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.
Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых
родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют
организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка –
золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких­либо учреждениях, но с обязательным
условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических
перегрузок.
Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю,
опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?
Мнение 1.
Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с
детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот,
кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после
чего свое мнение высказывает психолог).
Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том,
что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа
разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что­то лучше других – необходимое
условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих
сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность
конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!
Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между
собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно
деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся
похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время

оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к
травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый
человек рожден для побед и высоких результатов.
Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья
ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с
ровесниками и взрослыми.
Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример:
«Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете
принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы
обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.
Мнение 2
Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли
не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в
элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в
крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на
то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?
(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)
Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.
Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии.
Считается, что человек во столько­то лет научается говорить, во столько­то лет становится готов к школе, а во
столько­то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он
достаточно обоснован.
Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами.
Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом?
Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом?
Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в
военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!
Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с
раннего возраста проявляют большие успехи в какой­либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных
успехов на каком­либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые
признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:
– это любознательность во всех ее проявлениях;
– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;
– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;
– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как
установки взрослых им надоедают и раздражают.
Мнение 3
Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что
мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?
Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел
бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может
произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды,
возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему
значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.
Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все­таки часто остается делом самого
ребенка. Что интересует современных детей?
Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских
интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина
опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных
героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая
половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок –
Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка­дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер,
Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на
досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается
наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в
перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно
широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их
отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно
подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им
нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно­популярные, образовательные
программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая
часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом,
телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет,
многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый
третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди
«звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле­ и киноэкранах.
У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это
компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.
Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке
или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если
раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также
использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен
практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры
учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и
быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно. Большая часть опрошенных – 49 человек –
написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из
них – американские, и их названия написаны по­английски.
Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга.
Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они
многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной
бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».
Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?
Психолог
1. Интересуйтесь жизнью своих детей.
Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в
свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.
2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.
Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они
не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы
воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 %
предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).
3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.
Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией в наше
время, ответила: «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и
культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где­то
свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая­то очень едкая».
4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует
огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.
5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время,
если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите
музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с
пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите
ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.
У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда
посетителей в лавке не было, а хозяин куда­то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать.
Бритва
(сказка)

Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим
весенним днем.
Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам
домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой
неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.
– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете!
Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки
неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь­ка я от него в укромном
местечке. С той поры ее и след простыл.
Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего
добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво
оглянулась вокруг.
Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда­то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более
солнечных лучей.
– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он
радовался и гордился моей ра­ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и
покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!
Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои
способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой
человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной
невежества, разъедающей плоть и душу.Леонардо да Винчи
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся
1. Как ты любишь проводить свободное время?
2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких­
либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)
3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию
родителей?
4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?
5. Любишь ли ты ничего не делать?
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие­либо учреждения дополнительного образования?
2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?
3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?
4. С какой целью вы записываете ребенка в какие­либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему­то новому,
развил в себе какие­то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)

Подошел к концу учебный год.

Ваши дети повзрослели, поумнели, окрепли и просто подросли.

Наконец то приближается долгожданное лето. Малышам можно брать отпуск у школьников длинные каникулы и даже взрослые собираются в отпуск.

К тому же отпуск – время новых открытий.

Но в начале шуточная викторина.

  • Сколько в группе мальчиков 8
  • Кто из ребят самый высокий
  • Сколько весит кастрюля с первым блюдом 2,9
  • Какой человек самый главный
  • Какая самая большая радость у ребенка

Лето – замечательное время для организации игр на воздухе

Так как мы почти живем на участке, давай те с вами посмотрим, как лучше его сделать безопасным и красивым. Мы принимаем любую помощь.

Чем занять ребенка? Учите видеть красоту природы, любоваться природой. В огороде, в палисаднике можно проводить различные наблюдения.

Наблюдение за солнцем

Обратите внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба нет тени. А утром и вечером тени бывают очень длинными. Прочитайте ребенку стихотворение:

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!..
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!

Е. Благинина

Наблюдение за красотой летнего дня

Учите детей замечать красоту летнего дня, голубое небо, яркую зелень.

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой,

Алой сладкою клубникой И степною ежевикой.

Наблюдение за растительным миром

Отмечайте изменения, происходящие в растительном мире. На деревьях и кустарниках уже большие зеленые листья. Много цветов на лугу, в лесу. Не нужно их рвать, ведь они быстро завянут.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Зачем это сделал, сказать не могу.
В стакане цветок постоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?

С. Вургун

Наблюдение за дождем

Когда идет дождь, спросите детей, какой он: теплый, крупный, мелкий. Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Спросите детей, полезен ли дождь для растений. Понаблюдайте вместе за растениями до и после дождя.

Дождик, дождик, пуще - на лесные пущи!
На цветы, на кусты! Посильнее припусти!
Поливай пшеницу, не жалей водицу,
Поливай, поливай - будет добрый урожай!

В. Бардадым

Наблюдение за грозой

Обратите внимание детей на приближение грозы. Небо быстро затягивают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться от грозы. Вспыхивает вдали молния, раздаются раскаты грома. Объясните детям, что люди не боятся грозы, но укрываются от нее. Успокойте малышей поговорками-шутками:

Как гром ни гремит, а все замолчит.
И гроза не для всякого грозна.
Наблюдение за радугой

Иногда после дождя появляется радуга. Предложите детям рассмотреть ее и перечислить цвета радуги. Сказать, что расположение и количество цветов в

радуге всегда одно и то же: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

*.. Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит...
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,

По цветной дуге, на одной ноге,
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!

С. Маршак

Во время отдыха с детьми будьте осторожны. Даже на ваших глазах ребенок может упасть, порезаться, получить солнечный удар.

Запаситесь спокойствием и... аптечкой.

Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Обычно это бывает, когда ребенок ходит на солнце с непокрытой головой. При легком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это головокружение, головная боль, слабость. В таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребенка в тень, смочить голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребенку попить

Если вы пошли с малышом купаться, то место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребенку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, стекла, острых камней. Обязательно будьте вместе с ребенком в воде. В воде он должен находиться в движении. При появлении озноба немедленно выведите ребенка из воды. После этого хорошо разотрите тело малыша махровым полотенцем

Еще больше пугает ситуация, когда дети гуляют сами по себе, а мамы сидят на скамейке и разговаривают. Все в порядке, ребенок не кричит, но ведь вы можете не заметить, что оказалось у него во рту, что он взял в руки, куда наступил.

Следите за тем, что малыш делает в траве. Существует много ядовитых трав, травами можно порезаться. Объясните, почему траву не надо пробовать на вкус.

Помните, что оградить ребенка от опасностей можете только вы. И самое главное - не мешайте малышу получать удовольствие. Теплая погода, когда можно бегать босиком по траве, ловить капли дождя, играть с песком, водой, шишками, рассматривать букашек и ловить бабочек, к сожалению, бывает не всегда.

Достижение взаимопонимания между воспитателями и родителями - длительный процесс, требующий терпеливого следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат обязательно будет.

Выходные - это для ребёнка не только свобода и возможность выспаться. Зачастую это ещё и неумение занять себя, ужасная скука, нулевое настроение. Как же помочь? Какое развлечение (кроме телевизора и компьютера) предложить? Итак, родительское собрание: чем занять ребенка. Чтоб без вреда здоровью и с взаимным интересом. Есть как минимум 32 способа.

0 104543

Фотогалерея: Родительское собрание: чем занять ребенка

1. Займитесь вместе готовкой.

Есть куча простых рецептов, которые вы сможете испытать со своими детьми. Если вы боитесь прибегать к помощи духовки (ребёнок может случайно обжечься) то почему бы не попытаться сделать, например, шоколадное мороженое? Холодильник не травмоопасен.

Если дети любят бутерброды, то почему бы не позволить им придумывать различные их варианты? Результаты могут быть самыми неожиданными (например, бутерброд с вареньем, вареной колбасой и сыром), но вы, по крайней мере, весело проведёте время. Попутно объясняйте ребёнку, какие продукты можно совмещать, а какие - нет.
Возраст: Как только ребёнок сможет дотянуться до стола.

2. Пойдите запускать бумажного змея.

В погожий ветреный день можно с азартом побегать за летучим змеем. Вы можете купить такой в игрушечном магазине или попробовать сделать свой собственный. Правда, для этого стоит заглянуть в книжки - есть определённая технология. Но зато ребёнок будет счастлив получить в результате своего особенного и неповторимого змея.

Это развлечение «затягивает» и многих взрослых. Зачастую родители всерьёз увлекаются игрой и даже устраивают настоящие совместные соревнования. Это очень полезный способ развлечься самим и занять своего ребёнка.
Возраст: 5 +

3. Научите их вышивке крестиком.

Звучит странно, но этот вид занятия очень полезен. Это и развитие мелкой моторики, и воспитание усидчивости, и приобщение к искусству и ремеслу. Вы можете купить специальные наборы по вышивке для детей, таким образом, они не будут ранить себя иглами, а образцы рисунков будут гораздо легче. Более старшим детям можно дать попробовать вышить рисунок посложнее.

Возраст: 7 +

4. Сделайте бумажные самолётики.

Включите свою фантазию и создайте армию из бумажных самолётиков. Тогда вы сможете устроить захватывающую битву прямо дома. Можно придумать, как поинтереснее их раскрасить. Можно сделать их разного размера и формы.

Устройте соревнование на дальность полёта. Или разместите на стене «цель» и по очереди пытайтесь в неё попасть. Можно даже завести журнал, куда будут вноситься очки. Также не лишним будет определить приз для победителя.
Возраст: 5 +

5. Напишите сказку.

Используйте свое воображение и напишите сказку вместе. Это не должно быть высокохудожественное произведение. Например, можно предложить ребёнку придумать другое окончание к его любимой сказке. Или создать свою, в которой главным героем будет он сам.
Ещё можно попробовать написать сказку вместе по частям. Например, вы пишете начало, потом озвучиваете только последнее предложение. Ребёнок продолжает дальше. Затем окончание пишет второй ребёнок или папа (бабушка, дедушка). Прочтите целую сказку вслух - это обычно довольно забавно.
Возраст: 6 +

6. Устройте танцы.

Пригласите некоторых из друзей вашего ребёнка, возьмите компакт-диск с их любимой музыкой и позвольте им танцевать всё, что они пожелают. Все, что вы должны будете сделать, обеспечить их напитками и закусками.
Возраст: 8 +

7. Дайте ребёнку устать.

Имеется ввиду снятие запрета на прыжки, бегание и лазание. Пусть ребёнок порезвится в своё удовольствие. Было бы неплохо устроить прямо дома игровой центр. Составьте вместе стулья и пусть под ними будет тоннель. Положите на пол покрывало, а на него - несколько подушек. Это - вместо матов для прыжков. Да, это звучит странно, даже страшно. Но поверьте: ваш ребёнок будет в восторге! И к тому же, физическая активность полезна! Конечно, можно просто отправить ребёнка гулять на улицу. Но это подходит только более старшим детям. А как же малыши? Да и дома гораздо безопаснее.
Возраст: 4-12

8. Покрасьте одежду.

В голове сразу возникает образ хиппи, но этот способ развлечения не имеет с ним ничего общего. У вас наверняка есть куча старой одежды, которую ни вы ни ваш ребёнок уже не носите. Обновите её! Есть специальная краска для ткани. Вы можете смешивать их, придавая старому облачению совершенно новый облик. Импровизируйте! Смейтесь! Ваш ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 9 +

9. Откройте «сезон охоты» на вещи.

Придумайте список забавных вещей, которые ребёнок должен будет найти. Можно предварительно хорошенько их спрятать. Пусть малыш будет охотником. Или сыщиком. Суть в том, чтобы ему стало интересно отправиться на поиски. Охотиться можно вокруг дома или вашего сада. Можно и во дворе многоэтажки, но тогда следите за ребёнком, не упускайте его из виду.

Возраст: 8 +

10. Сделайте солнечные часы.

Расскажите вашему ребёнку, как в древние времена люди имели обыкновение определять время по солнцу. Как придумали солнечные часы. Все, в чем вы нуждаетесь - это компас, чтобы определить, где север. Впрочем, есть много способов сделать это и без компаса. Затем поместите палку в основание круга (его можно нарисовать на земле или на бумаге) и нанесите разметку, как на обычных часах. Теперь можно вместе отслеживать теневое положение, соответственно движения солнца.
Возраст: 7 +

11. Посадите вместе растение.

Выращивание растений является не только увлекательным занятием, но и хорошим психологическим уроком. Ребёнок научится понимать, что растение - это то, что требует ухода. Что оно тоже растёт, питается и более при неправильном уходе. Это очень полезно для ребёнка наблюдать за тем, как оно меняется, постоянно видеть плоды своего труда. Есть много растений, которые даже маленький ребенок сможет вырастить без особых усилий. Это может быть как маленькое деревце, так и трава.
Если у вас нет сада, то коробка или маленькие горшки - выход для вас. И не будет иметь значения, в какое время года вы занимаете этим ребёнка. Попытайтесь вырастить такие травы, как базилик, петрушка или кресс-салат. Это несложно, к тому же вы сможете впоследствии их съесть.
Возраст: 5 +

12. Займитесь спортом.

У большинства центров досуга есть масса возможностей занимать детей различными спортивными играми - от боевых искусств до бадминтона, от плавания до тенниса. К тому же, они обычно обеспечивают спортивное оборудование и форму, таким образом вы не должны будете всё это покупать.

Если же подобных центров в вашем городе нет или просто нет времени туда пойти - займитесь спортом дома! Включите музыку и проделайте несколько простых упражнений. Устройте из пластиковых бутылок боулинг. Или поиграйте в настольный теннис книжками и маленьким мячиком. Или погоняйте в футбол во дворе. Вариантов великое множество. Главное - включите фантазию и отбросьте лень.
Возраст: 7 +

13. Создайте червячную ферму.

Если вам удалось заинтересовать своего ребёнка садоводством, сделайте следующий ход - создайте ферму червей. Это будет нужно для получения компоста - удобрения для вашего мини-сада. К тому же, дети будут в неописуемом восторге от собирания и содержания подобной живности. После дождя наилучшее время, чтобы охотиться на червей. Как только вы собрали их достаточно - поместите их в большую коробку или другую ёмкость с небольшим количеством почвы. Не забудьте проделать отверстия в крышке, таким образом черви смогут дышать. Вы сможете кормить отходами пищи червей, включая яичные скорлупы и растительные очистки. Черви сделают компост, который Вы будете использовать в вашем саду.
Возраст: 7 +

14. Поиграйте в скульпторов.

Какой ребенок не любит пачкать руки? Возьмите немного глины для моделирования, пластмассовый нож и форму. Вы можете даже купить самоукрепляющуюся глину, если вы хотите надолго сохранить полученный «шедевр». Импровизируйте! Пусть ребёнок подключит свою фантазию. Поверьте, он будет заниматься этим с неподдельным интересом.
Возраст: 8 +

15. Почитайте книжки из личной библиотеки.

Всегда действенный способ отвлечься. К тому же, это может быть полезно, если ребёнок будет читать сам. Можете читать по очереди. Или посоревноваться в выразительности. Идеальный способ провести время с ребёнком в скучный зимний вечер или просто перед сном.

Возраст: 6 +

16. Сыграйте в настольную игру.

Это будет вдвойне интереснее, если игроков будет много. Подключитесь к этому всей семьёй. Есть очень интересные настольные игры, от которых трудно оторваться даже взрослым.

В чём главная польза от коллективных игр? В умении проигрывать! Ребёнок должен этому учиться и понимать, что проигрыш - неотъемлемая часть игры.

Возраст: 7 +

17. Пойдите на прогулку.

Живете ли вы в городе или в деревне, всегда можно найти интересное место для прогулки. Например, сходить туда, где вы никогда не были прежде. Или гулять по привычным местам, глядя на них глазами туриста. Как будто вы никогда здесь ещё не бывали. Или представить себя следопытами, исследователями различных аномалий и тайн природы. А можно просто прогуляться, рассматривая всё, что находится вокруг чуть более пристально, чем обычно. Так интереснее и обязательно захватит вашего ребёнка.
Возраст: 6 +

18. Сходите в зоопарк.

Даже если вы живете в городе, есть возможность побыть наедине с природой. Ребёнку будет интересно посмотреть на зверей с разных уголков планеты, особенно если вы будете попутно рассказывать о каждом из них. Это также большая возможность встать близко к дикой природе, если единственный предыдущий контакт вашего ребенка был с кошкой или собакой.
Возраст: 4 +

19. Сходите в кино.

DVD в наше время достать проще простого, но ничто не сравнится с кино. На детские сеансы билет обычно дешевле, а удовольствия ребёнок получит выше крыши. Обсудите с ним увиденное, поделитесь своими впечатлениями. Кино - это удивительный мир, впечатления, которые останутся с ребёнком на всю жизнь. Поверьте, это так.
Возраст: 7 +

20. Сходите на реку.

Наверняка рядом с вашим городом есть река. Сходите туда вместе. Вода - это замечательный реклаксант. Вы расслабитесь лишь от одного пребывания рядом с бегущим водным потоком. Ребёнок всегда найдёт себе занятие у реки. Самое простое - попускайте кораблики. Поищите на берегу затерянное сокровище. Пособирайте интересные камешки, ракушки. Понаблюдайте за рыбками или рыбаками. Вам ни за что не будет скучно.
Возраст: 5 +

21. Найдите старые развалины.

Замки, заброшенные руины, пещеры и овраги - волшебные места. Они захватывают воображение большинства мальчиков и девочек. Они любят пересекать рвы, бегая вверх и вниз по винтовым лестницам и смотря на орудия. Если в вашей местности нет никаких исторических мест - придумайте свою историю! Например, пусть пруд на окраине станет волшебным озером доброй феи. Или сосна в овраге - превращённым когда-то злой колдуньей принцем. Фантазируйте! Найдите интересное место и прогуляйтесь там с ребёнком.
Возраст: 6 +

22. Посетите музей.

Мы знаем, что музеи навевают скуку на многих людей, но многие музеи теперь предприняли большие усилия быть интересными для детей. К тому же, такой поход очень полезен. Ведь где ещё можно узнать об истории своего края, его самобытности, традициях, животном и растительном мире. Сходите - вам будет интересно.
Возраст: 7 +

23. Возьмите их к своим бабушке и дедушке.

Большинство детей любит такие поездки. Им нравится общаться с престарелыми людьми, потому что те сами становятся с возрастом ближе к детям. Почему бы не предложить вашему сыну или дочери спросить их, как они жили, когда были детьми. Что они делали, чтобы интересно провести время? Каковы были их любимые игрушки? Они смотрели телевизор? Ваши дети будут удивлены ответами.
Возраст: 9 +

24. Организуйте поиск сокровищ.

Спрячьте что-нибудь ценное (по мнению ребёнка) где угодно в доме или во дворе. Затем напишите несколько подсказок, или карту, или систему знаков, указывающих на место, где спрятан клад. Побольше фантазии! Но не перестарайтесь со сложностью заданий. Ведь если ребёнок не сможет отгадать ни одной подсказки - он потеряет интерес к игре, а то и вовсе расстроится. Составляйте задания, исходя из возраста ребёнка. Придётся приложить некоторые усилия, но результат вас порадует. Ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 5 +

25. Сыграйте в боулинг.

Эта игра доставит массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Устройте боулинг у себя дома! Используйте подручные средства: кегли - пластиковые бутылки, мяч - любой предмет, который можно катить. Заведите журнал для записи очков. Определите главный приз. Лучше, если к игре подключится вся семья. Так веселее и интересней.
Возраст: 6 +

26. Устройте соревнование по караоке.

Компакт-диски с караоке стоят очень недорого и есть во всех музыкальных магазинах. Есть и диски с детскими песнями. Пусть ребёнок выберет сам, что ему хотелось бы спеть. Позвольте ему проявить себя. Не подшучивайте, не критикуйте, не высмеивайте. Пусть даже у него не будет получаться слишком хорошо, зато будет весело. К тому же, не факт, что у вас самих получится лучше.
Возраст: 8 +

27. Займитесь оригами.

Древнее японское искусство оригами в упрощённой форме может служить отличным развлечением. Вы можете свернуть листок бумаги по заданному образцу - и вот уже готовы самые разные фигуры и предметы. От возраста ребёнка зависит и сложность сделанной им фигуры. Оригами - увлекательнейшее занятие. При правильном подходе оно может воспитывать в ребёнке эстетические понятия и чувство прекрасного.
Возраст: 8 +

28. Сделайте некоторое «моделирование барахла».

Соберите груз вещей таких, как старые коробки, пластмассовые бутылки, нерабочую технику и позвольте детскому воображению сотворить из этого хлама что угодно. Это может быть корабль или машина, замок принцессы или космический корабль. Главное - полёт фантазии.
Вы только должны будете обеспечить своё чадо клейкой лентой, ножницами, клеем и следить за его действиями. Мало ли что.
Возраст: 6 +

29. Понаблюдайте за звездами.

Пристальное вглядывание в ясное ночное небо может быть удивительным опытом и развлечением. Особенно интересным это может быть, если вы сможете сказать вашему сыну или дочери, что за созвездие он видит, какая видна планета и т.д. Почитайте пару статей заранее, чтобы суметь ответить на элементарные детские вопросы.
поиграйте в игру «на что похоже». Глядя на звёздные скопления, поделитесь своими фантазиями, на что они похожи. То же самое можно делать днём с облаками.
Возраст: 8 +

30. Научите ребёнка вязать.

Это, вероятно, больше подойдёт для девочек, хотя некоторым мальчикам могло бы быть интересно. Вязание - лучший способ воспитать усидчивость, внимательность и фантазию. Придумайте свои узоры, модели одежды для кукол, красивые салфетки и мягкие игрушки. Есть много книг на эту тему, которые помогут вам подойти к вопросу более профессионально.
Возраст: 7 +

31. Постройте логово.

Все, в чем вы нуждаетесь - это большое одеяло, лист картона и несколько подушек. Притворитесь, что вы находитесь в тропическом лесу или где-нибудь на необитаемом острове. Большая коробка - также прекрасная идея для пещеры. Это, вероятно, развлечет ребёнка в течение многих часов.
Возраст: 5 +

32. Составьте генеалогическое дерево.

Насколько хорошо ваши дети знают свою семью? Они знают что-нибудь о родителях ваших родителей? Мало того, что рисунок генеалогических деревьев является забавой, но это также преподает им немного истории. Вы можете раскопать некоторые действительно интересные факты о своей собственной семье. То, чего вы никогда не знали. Постарайтесь восстановить историю своего рода насколько сможете. Это будет полезным занятием и интересным развлечением для вашего ребёнка и вас самих.

Возраст: 7+

В конце нашего родительского собрания «чем занять ребёнка» хочется отметить, что развлекать можно чем угодно. Главное - проявлять интерес к тому, что делаете. Чтобы ребёнок видел вашу заботу, вашу заинтересованность и любовь. Без этого никакое занятие не принесёт ему радости. Да и вам самим, поверьте, тоже.