Литературные примеры на тему предательства. Тема предательства Родины: аргументы из литературы

Какое предательство самое страшное? Этот вопрос очень важен, потому что заставляет задуматься о том, какие чувства испытывает человек, которого предали. Кто-то считает, что предательство любимого человека самое страшное, кто-то – товарища, а кто-то – Родины. Для меня любое предательство является страшным и недопустимым. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема предательства.

Предательство – это нарушение верности кому-либо или чему-либо. Его можно рассмотреть с разных сторон. Так, если рассматривать любовную сферу, можно обратиться к пьесе А.Н.Островского «Гроза». Катерина, оказавшись после замужества в доме Кабановых, чувствовала себя одиноко. Свекровь всегда командовала ею и обвиняла во всём. Несмотря на то что Катерина понимала своеобразную любовь мужа, она не чувствовала от него поддержки.

Утешение она нашла в Борисе, полюбив его. Катерина понимает, что изменив мужу, она согрешила. Но однако, она не смогла жить с муками совести. Нельзя сказать, что в ее смерти виновата только она сама. Ведь если бы Тихон уделял ей больше внимания и поддерживал её в трудные минуты, то все могло закончиться иначе.

В качестве второго аргумента можно привести произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин перешёл на службу к Пугачёву, изменив присяге, данной императрице. Он предал не только Родину, но и самого себя, дав понять, что честь для него мало что значит. Такой человек заслуживает осуждения. Противоположным персонажем Швабрину является Пётр Гринёв. Попадая в трудные ситуации, он с честью выходит из них, доказывая, что для него совесть, нравственные принципы, честь – это не просто слова. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «самое страшное предательство»? Думаю, что самым страшным является предательство по отношению к самому себе, ведь если человек не может быть верным себе, то о других людях и говорить нечего. Недаром великий писатель У.Шекспир говорил: « Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

(371 слово) К сожалению, далеко не все люди способны оставаться верными, несмотря ни на что, поэтому большинству из нас грозит столкновение с предательством: кому-то выпадет измена любимого, кому-то – удар в спину от друга, а кто-то поверит на слово тому, кто не хозяин своему слову. Что же из этого самое ужасное? Каждый ответит по-своему, но для меня самый страшный грех – это измена самому себе. И многие литературные примеры могу это подтвердить.

В рассказе Чехова «Ионыч» герой опошлился, как и среда его обитания. Из одаренного, романтичного, полного жизни молодого человека он превратился в тучного и скучного обывателя, который презирает свои прошлые попытки выделиться из толпы. Он достиг устойчивого материального положения, хорошего статуса в городе, но стал груб и раздражителен, ведь от его идеалов не осталось и следа. Получив отказ от Екатерины, Старцев потерял веру в себя и в то, что было ему небезразлично: дарования, стремления, возвышенные цели. Дмитрий изменил себе, оставив вместе с любовью все мечты, которые раньше позволяли ему защититься от губительного влияния мещанской усредненности. Он смешался с безынициативными, тусклыми и глупыми людьми, населявшими земство. Если бы ему, молодому, дерзкому и умному мечтателю, показали его будущее, он в ужасе отшатнулся бы от этого жалкого зрелища. Так мерзко выглядит только предательство самого себя.

В пьесе Чехова «Три сестры» герои стремятся покинуть провинцию и перебраться в Москву, но им не удается этого сделать, потому что атмосфера инфантильности и безволия затягивает их все глубже и глубже, день за днем. Пошлость, однообразие и серость рутинных будней разрушают жизни всей семьи, ведь все ее члены изменяют своим возвышенным порывам и не находят в себе сил воплотить их в жизнь. Например, интеллигентный и умный Андрей женится на закоренелой мещанке Наташе, не находит в супружестве счастья, но не может «взять в руки посох» и отправиться восвояси. Он не становится профессором, как планировал, а довольствуется должностью в земской управе. Мужчина осознает, что нужно принимать меры, не поддаваться унынию и апатии, но ничего не предпринимает. Он изменил своим местам и целям, своим словам и мыслям, променяв призвание на слаженно организованный быт. Страшно видеть последствия этого предательства.

Таким образом, самое ужасное, что может случиться с человеком, это предательство самого себя. После этой измены он превращается в того, кого возненавидел бы, будучи верным своим убеждениям и мечтам. Такие люди очень несчастны, их можно только пожалеть.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одной из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года может оказаться тема «Верность и измена».

Ошибочно школьники начинают при написании работы рассматривать и сопоставлять эти два понятия – верность и измену – исключительно с точки зрения романтических отношений. На самом деле они весьма широки и универсальны. Верность – это не только стойкость в чувствах, но и выполнение своих обязанностей и долга, ответственность, стойкость, преданность и постоянство. А измена – не только нарушение верности любимому, но и в целом предательство, неверность, вероломство, отступничество.

В сочинении, как того рекомендует ФИПИ, следует сравнить верность и измену как противоположности, а рассматривать их можно с любой точки зрения: этической, философской, психологической. Шанс повысить оценку имеют те ученики, которые не ограничатся лишь скупыми рассуждениями, но и приведут в сочинении разнообразные жизненные, исторические и литературные примеры. Последнее будет несложным: верность и измена встречаются в сюжетах множества произведений. Повысит оценку и использование цитат. Причем цитировать можно, как мыслителей древности («Только один раз мы теряем жизнь и доверие» – древнеримский поэт Публилий Сир), так и современных авторов. К примеру, можно привести слова барда Владимира Высоцкого: «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится».

О чем может быть ваше сочинение на тему «Верность и измена»? Можно рассматривать эти два понятия в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к любовной сфере. Возможно, кто-то захочет писать о верности своей Родине и государственной измене, а другой решит описать эти чувства по отношению к друзьям или просто человеку, который вам доверился. Конкретные темы такого сочинения могут быть и максимально узкими: о верности и измене по отношению к самому себе, своим целям, моральным принципам, религиозным убеждениям, а также, к примеру, о верности домашних животных своим владельцам.

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Верность и измена"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Верность и измена А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – верна своей любви, верна своему мужу, верна себе.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев (верен отцовскому наказу), капитан Миронов (верен долгу), супруга капитана Миронова (верна мужу), Маша Миронова (верна своей любви и готова ее защищать), Швабрин (измена долгу, дружбе).
М. Ю. Лермонтов «Беглец» Беглец , покинувший поле боя достоин только презрения.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» Господин Желтков (верен любви).
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита" Иешуа Га-Ноцри (верность своим убеждениям), Маргарита (верность своей любви).
А. Н. Островский. «Гроза» Катерина (верность своей любви, измена мужу).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова (верность своим убеждениям, бескорыстная помощь окружающим).
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба , Остап – верность товариществу, верность родине. Андрий – предательство ради любви.
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Жилин – верность долгу, дому, надежда только на себя. Костылин – трусость и ожидание помощи от других (письмо матери с просьбой о денежном переводе для выкупа).
И. Бунин «Темные аллеи» Надежда (верность своей любви к Николаю).
А. Грин «Алые паруса» Ассоль (верность мечте).
М. Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов (верность Родине, себе и своим представлениям о чести).

Другие направления итогового сочинения.

Что такое верность Родине? Одни скажут, что это долг защищать её в трудное время, другие, что это просто красивые слова, которые помогают воспитывать чувство патриотизма у моложежи. Для меня, это любовь к тому месту, в котором ты появился на свет, провел свои лучшие годы. Как мать любит своего ребенка, неустроенного, неразумного, некрасивого, так и мы любим наше Отечество. Но иногда Родина нуждается в нашей помощи. Существует много других государств, которые хотят завладеть нашими богатствами, природными ресурсами, рабочей силой. Именно в этот момент, мы обязаны встать на её защиту. Война это тяжёлое испытание для страны, народа, каждого человека в отдельности. Именно в военные годы проявились главные черты личности. Она обнажает человеческую натуру, как лучшую, так и худшую её сторону. Кто-то, не раздумывая, отдаст свою жизнь за спасение своей Отчизны, а кто-то предаст её ради выгоды.

Говоря о верности и измене, мы часто подразумеваем поведение человека в военное время. Никто не может с уверенностью сказать, как поступит человек на войне, какой выбор он сделает: быть предателем или быть защитником своей Родины?

В русской литературе можно встретить множество примеров верности Отчизне. В произведении М. А. Шолохова "Судьба человека" главный герой, Андрей Соколов, верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую, беззаботную жизнь врывается война, Соколов без колебаний идет защищать своё Отечество. На войне он проявлет себя как герой, спасает жизнь своему товарищу. Даже попав в плен, Андрей показывает истинный патриотизм. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны, предать её. Он сохраняет достоинство и гордость, чем вызывает уважение у противников. В сердце Андрея хранится великая любовь к Родине, к народу. М. А. Шоловох, на примере главного героя, показывает красоту души и силу характера русского человека, который жизнью жертвует ради Отечества.

Однако были и изменники, те, кто предательством, жизнью других вымаливал у врагов возможность существовать. В повести В. Быкова "Сотников" герои отправились добывать продовольствие для укрытого в лесу отряда. Но из-за болезни Сотникова или по воле случая, солдаты попадали в плен. В повести Рыбак постоянно помогает больному товарищу, переживает за него. Герой до конца произведения ведет себя правильно, читателю даже не приходит на ум, что сильный, находчивый боец может предать свою Родину. В плену Рыбака ставят перед тяжелом выбором: жизнь или смерть. Всю свою жизнь герой изворачивался, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Ради спасения своей жизни, Рыбак был готов на все. Страх перед смертью заставляет его вступить в ряды полиции и предать свою Отчизну.

Человек на войне всегда делает выбор: быть с народом, защищать его, оберегать или предать все то, что было дорого ему в этой жизни. И от этого выбора зависит, кем он станет: героем, которого будут уважать, или измеником, которого будет ненавидеть народ. Ведь если человек предал однажды, то может сделать это снова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».