Лучший способ заставить ребенка говорить. Что можно сделать

Не все дети начинают произносить первые слова к году. Родители всеми способами пытаются научить свое чадо произнести первое слово как можно раньше. Для этого необходимо с рождения разговаривать с ребёнком, все ему рассказывать и показывать.

Когда в семье появляется малыш, родители нетерпеливо ждут первых слов. И каждый малыш начинает разговаривать в разное время. Многие мамы и папы буквально озадачены тем, как научить ребёнка разговаривать в 1 год. Уделять внимание речи следует почти с рождения. Особенностями речи детей на первом году жизни является то, что уже с рождения они начинают издавать звуки. Самый первый - это плач, который сочетает в себе звуки а, у, о, я.

С полутора месяцев малыш начинает гулить, произнося согласные звуки г, к, х в сочетании с гласными. Отсюда и получается всем известное «агу». Во время гуления развивается и интонация.

В полгода кроха начинает лепетать, произнося такие слоги как ма, па, ба, постепенно удлиняя их. В результате он может уже сказать слова мама, папа, баба. Этот период обычно длится до 11 месяцев. Особенности активной речи детей первого года жизни проявляются во втором полугодии. Это связано с тем, что он постепенно начинает общаться со взрослыми, понимать их речь, реагировать на такие просьбы, как «подай мячик», «возьми мишку» и так далее. К восьми месяцам он уже может помахать рукой при прощании, водить пальчиком по ладошке, услышав «Сороку-белобоку». Выполняя эти действия, кроха постепенно начинает что-то лепетать.

Родители должны выполнять задачи речевого развития ребёнка первого года жизни:

  1. Нужно учить малыша подражать звукам уже с первых месяцев жизни. Для этого, на расстоянии 30 см, повернувшись лицом к лицу малыша, нужно повторять отдельные гласные звуки и слоги. Со временем он будет пытаться повторить их.
  2. Нужно уделять внимание малышу, улыбаться, менять интонацию, мимику, выражать разные эмоции.
  3. При диалоге с малышом, лучше избегать постороннего шума.
  4. С полугода следует развивать мелкую моторику пальцев. Для этого, загибают пальчики, слегка на них надавливают. Хорошо подойдут игры «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик» и т.д. К 10 месяцам нужно позволять крохе рвать бумагу, перебирать бусинки, пересыпать руками крупу.
  5. Все, что малыш делает и видит, нужно проговаривать словами.
  6. Нужно делать так, чтобы у ребёнка была необходимость что-то просить. Нельзя предугадывать все его желания.
  7. Учить малыша пережёвывать пищу. Это своеобразная гимнастика для губ и языка.

В этих задачах и состоят особенности предречевого развития детей первого года жизни. Главное - заниматься этим не от случая к случаю, а ежедневно по несколько минут в день.

Вопрос о том, сколько слов говорит годовалый ребёнок, очень индивидуален. Это зависит от наследственности, характера малыша, усилий родителей. В среднем, к году малыш говорит 8-10 слов.

Это касается и того, что должен говорить ребёнок в 1 год. Как правило, это такие простые слова, как мама, папа, баба, дай, на. Если ребёнок в год плохо говорит, то это ещё не повод для паники. Все дети разные, и нельзя всех подгонять под общие стандарты. Но следует подумать над тем, как развивать речь годовалого малыша. Прежде всего, не стоит общаться с малышом жестами и коверкать слова. Развитие речи у ребёнка в 1 год будет успешным, если малыш будет иметь возможность потрогать или попробовать все то, о чём ему говорят. Следует показывать ему картинки, называя их. Чтение книг тоже будет способствовать развитию речи. Не стоит расстраиваться, если ваш малыш говорит в год хуже, чем соседские дети. Все дети разные и, возможно, ваш кроха может делать лучше что-нибудь другое. Придёт время, и вы услышите долгожданные первые слова.

Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста. Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.

Учим говорить ребенка младенческого возраста

Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции - гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 - 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи - «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.

Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.

Существенным отличием в развитии ребенка 6 - 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.

  • Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.

  • Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла - «ляля», корова - «му-му».

  • В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.

  • В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.

  • В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).

В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.

Учим говорить ребенка раннего возраста

Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л].

Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил :

  1. Не ленитесь разговаривать с малышом.
  2. Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
  3. Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
  4. Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  5. Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
  6. Прослушивайте аудиозаписи.
  7. Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
  8. Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  9. Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух - чух, ту - ту» и т.д.
  10. Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
  11. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  12. Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  13. Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по на практике.

Несколько перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Фото: 3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»
Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.
Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.


Фото: zilaseger, pixabay.com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

Второй год жизни - это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.

Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.
Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.

СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.
Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек.
Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Давайте обсудим это
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?
Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!
Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга - они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.

Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница - в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

Условия игры
Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:
- во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
- во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
- в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.

Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.

Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1-3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10-20 минут (в зависимости от возраста).

О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?
Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.

Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт - тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

Песочек, камешки...
Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!

Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.

Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.

Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.

Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности - все это способствует развитию мелкой моторики.

Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Говорящие пальчики
Пальчиковые игры - тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного - просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.

На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет - надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.

Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко.

Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала - правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.

Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.
Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение - мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.

Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

Пальчикам крохи найдется занятие
Когда будут освоены «Коза-дереза», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.

Пчелиный улей
- Что за дом-кубышка?
(Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
- Кто живет там? Мышка?
(Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.)
- Нет! Что вы, что вы!
(Возмущенно машем руками.)
- Живут в доме пчелы.
(Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.)
- Пчелы летают…
(Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)
- Деток в домике считают.
(Ребенок снова сжимает кулачок.)
- Один, два, три, четыре, пять…
(Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
- Мы не будем им мешать.
(Заведем обе руки за спину - как будто что-то спрятали.)
- Пчелки мед соберут…
(Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
- И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше...) дадут.
(Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

Кто в домике живет?
- Улитка, улитка!
(Сжатая в кулак рука «ползет»
по столу.)
- Высунь рога!
(Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
- Дам пирога!
(Показываем раскрытые ладошки.)
- Мне не надо пирога!
(Отрицательно мотаем головой.)
- Мне свобода дорога!
(Вертим сжатыми кулачками.)
- Я ползу по дорожке…
(Кулачки снова «ползут» по столу.)
- Захочу - высуну рожки!
(Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.)
- А дотронешься слегка…
(Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.)
- Убираются рога!
(Улитка снова прячет «рожки».)

Черепаха
- Здравствуй, черепаха!
(Сжимаем кулачки.)
- Вот тебе рубаха!
(Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.)
- У меня своя защита…
(Покрутим сжатыми кулачками.)
- Она прочно сшита!
(Кулачки стучат друг о друга.)
- Вот тебе сапожки.
(Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.)
- Есть у тебя ножки?
(Снова сжимаем кулачки.)
- У меня - лапки!
(Раскрываем, растопыриваем
пальцы на обеих руках.)
- Они играют в прятки.
(Снова крепко сжимаем кулачки.)
- А где твоя головка?
(Высвобождаем и показываем большие пальцы.)
- Спряталась ловко!
(Большие пальцы снова убираются в кулак.)

Сорока-белобока
Сорока-белобока,
Кашку варила -
Деток кормила,

(По часовой стрелке с лёгким нажимом гладите ладошку малыша пальцем.)

Этому дала,
Он воду носил.
(Надавите на кончик мизинца и слегка потеребите его.)
Этому дала,
Он дрова колол.
(Надавите на кончик безымянного пальца и слегка потеребите его.)

Этому дала,
Он в избе подметал.
(Надавите на кончик среднего пальца и слегка потеребите его.)
Этому дала,
Он печку топил.
(Надавите на кончик указательного пальца и слегка потеребите его.)

А этому - не дала!
Он воду не носил,
Дрова не колол,
Избу не подметал,
Печку не топил,
Кашку не варил -
Нет ему каши!

(Отводите большой палец в сторону по кругу, надавите на кончик большого пальца и с усилием потеребите - «побейте» его).

Пальчик
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик все съел
От того и потолстел
(загибать пальчики нужно, начиная с мизинца, можно проводить в виде массажа)

Ладушки (на ударных слогах хлопаем в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
Бабушка добренька!

Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! Домой Полетели!
На головку сели! «Ладушки» запели
Сели посидели,
Дальше Домой полетели!!!

Сонный слон (звеним в колокольчик)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дин. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.

Пальчиковая гимнастика:
Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

Ладони на столе - ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.
Пальчики здороваются - малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.

Человечек - ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.
Коза - малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.

Козлята - то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки - ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

Зайчик - малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).
Ладошка- кулачок- ребро - ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.

Деревья - малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).
Флажок - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

Гнездо - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
Корни растения - прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Пчела - указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи - скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук - пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Стол - правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.

Ворота - соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

Мост - поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Ромашка - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
Ёжик - ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Бочонок с водой - слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Игра «прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.

Игра «сорока» - при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.

Игра «пальчик-мальчик» - ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Игра «белка» - малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.

Игра «этот пальчик» - ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.

Игра «по грибы» - малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.

Игра «апельсин» - малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.

Игра «ну-ка, братцы, за работу» - ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.

Игра «алые цветы» - малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плач!
Не утонет в речке мяч.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка - Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

Игры с куклой:
Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, укладывать спать, гулять с ней… Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

Игры по ролям:
К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.
Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).

Или поиграйте в «Мишку-косолапого»:
Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками
Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? - спрашивает взрослый. - А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

Речевое сопровождение действий.
Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 - 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком -«тук-тук», когда рисует капли дождя - «кап-кап»… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: «Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись...»

Называние пространственных ощущений.
Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка...). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище - главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов.

Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).

Спектакль c игрушками.
Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?». Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же - скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам. Это всего лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий - не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

Пальчиковые игры:




Пальчиковые игры от Екатерины Железновой - развивающий мультик «Музыка с мамой»:

Пальчиковые игры. Раннее развитие. Пальчиковая гимнастика. Игры для малышей:

----

Ребенок не просто учится говорить, он учится:
- запоминать внешний вид предмета – картинку;
- запоминать название предмета в виде определенного набора звуков;
- проводить аналогию картинки с названием (пример аналогового мышления);
- и затем только, произносить название предмета.
Это серьезная логическая и аналитическая работа его головного мозга. Такая работа развивает, тем более постоянная и постепенно усложняющаяся… По этой причине, обучение надо начинать постепенно.

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, показываете картинки, занимаетесь , вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу , они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д... Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в . Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат . Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова"Что как звучит? " (Ozon , My-shop ) и "Кто что делает? " (Ozon , My-shop ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички» .

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Дует пастушок в дуду –
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Гуси, гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да.
Мы приехали сюда!
Да-да-да! Да-да-да! (задорно)
Отворяйте ворота!
Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)
На лошадках я и ты!
Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)
На лошадках мы скакали
И немножечко устали. (устало)
Скоро ль будет угощенье?
Молоко, кефир, печенье?
У-у-у? О-о-о? (вопросительно)
Ели-ели угощенье,
Выражаем восхищенье:
М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье " " вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.