Рукобитие
А. Зубчанинов. Крестьянская помолвка
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Рукобитие" в других словарях:
РУКОБИТИЕ, я, ср. (устар.). Сильное, с хлопком рукопожатие в знак заключения сделки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рукобитье, рукопожатие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Ср. 1. Хлопанье, битьё по рукам [рука I 1., 2.] в знак заключения сделки, взаимной договоренности. 2. Часть свадебного обряда в старом быту (обычно крестьянском и купеческом), когда отцы жениха и невесты договаривались о браке детей. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Рукобитие - старинный обычай бить по рукам в знак совершения сделки, в т. ч. и брачного договора. В последнем случае Р. происходило между отцом жениха и отцом невесты и было частью свадебного обряда … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
- … Википедия
Адольф Вильям Бугро The Proposal Обручение (такж … Википедия
Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год. Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные… … Википедия
Н. П. Перов. Смотрины невесты. 1861 … Википедия
Н. К. Пимоненко. Сваты. 1882 … Википедия
– становились настоящими ритуальными действами.
На Руси свадьбу играли, словно выполняли магический обряд. Каждый шаг был выверен, любая мелочь что-то означала, на что-то указывала, могла предсказать будущее…
Свадебный обряд полностью сформировался в 13-14 веках. По крайней мере, так говорят историки. И суть свадебного обряда не менялась потом на протяжении многих лет, хотя и некоторые моменты все же в разных местностях трактовались по-разному.
Итак, традиционная свадьба на Руси 13-14 века начиналась со сватовства.
Сватовство – это первое, что случалось перед свадьбой. Потом проходили смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп. И, наконец, венчание, гулянья и свадебный пир.
Все обряды призваны напоминать: девушка переходит из рода своего отца в род мужа. Поэтому во все время свадебных церемоний восхвалялись духи мужнего рода, чтобы переход молодой под их покровительство прошел благополучно.
Переход от одного к другому – это смерть в одном и рождение в другом. Поэтому символика говорит именно об этом: смерть и рождение вновь. Вот, к примеру, девичник перед свадьбой. Во время него принято было ходить в баню . Поход в баню символизировал обмывание покойника. Вытие (плач о невесте, которая покидает отчий дом) – то же, что и плач о покойнике. А на венчание в церковь невесту ведут под руки, словно она безжизненное тело… А после венчания жених вносит невесту в дом на руках (традиция жива до сих пор), не потому что он сильный и может поднять хрупкую барышню, так жених якобы обманывает домового: вносит невесту, словно она новорожденная – новый член семьи. И она в доме оказалась, а в дом и не входила – вот и домовой принимает ее.
Сватовство. Сватами по традиции были родственники жениха. Чаще всего мужчины.
Когда сват заходил в дом предполагаемой невесты, то делал некое обрядовое действо: садился в определенное место, стучал печной заслонкой и так далее. Потом произносил текст. Не напрямую просил он руки дочери для жениха. Все было завуалировано: «У вас товар, у нас купец», «Наш гусачок ищет себе гусочку». Родители девушки отвечали в таком же духе. И в первый раз непременно отказывали. Этого требовал обычай. Только после уговоров свата папа и мама невесты соглашались выдать свою доченьку за их «купца» или «гусочка»…
Смотрины проходили после сватовства. Родители невесты приходили в дом жениха, чтобы «оценить обстановку». То есть посмотреть, бедно или богато живут в доме, хватает ли зерна, хлеба и прочих припасов. Сколько чего водится в хлеву… Не обрекать же родную доченьку на жизнь впроголодь?
Если родители невесты оставались довольны домом жениха, то далее следовал обряд рукобитие (сговор, запой, пропой, заручины, запоруки, просватанье, своды и так далее) – церемония, которая нужна только для того, чтобы назначить дату свадьбы.
На сговор, который обычно проходил через две недели после сватовства, в дом невесты приходили не только родственники, но и почти все жители деревни. Угощения-то всем предлагали…
После сговора начиналось вытие – период перед свадьбой. Называется так, потому что в это время невесте полагалось плакать и причитать, сетуя на свою долю-долюшку. По крайней мере, так было у северных народов. Южане делали наоборот – все это время жених приезжал в дом невесты, и там устраивали пляски, пели песни.
А еще в этот период невеста должна была готовить приданое: одеяло, перину, подушки, вышитые полотенца, рубахи для будущего мужа.
Накануне свадьбы невеста непременно ходила в баню и устраивала девичник . На девичнике девушка прощалась с подругами. И со своей девичьей жизнью. Основное действо – расплетение невестиной косы.
В день свадьбы к невесте обычно приезжал дружка – брат или другой родственник жениха. Невеста к его приезду уже должна быть готова: одета, причесана. Она сидит в красном углу и дожидается. Дружка проверял, готова ли невеста встретить жениха. Если готова, то к дому ее отправлялся свадебный поезд , «пассажирами» которого были жених, дружка, а также родственники и друзья.
В доме невесты проходил выкуп . Между прочим, его проводят в наши дни почти точно так же, как и много веков назад.
Как только невеста выкуплена, поезд движется к церкви, где пройдет венчание . Затем невесту привозят в дом мужа. Наступает самая приятная часть свадебной церемонии – застолье . Все веселятся, поют . Одним словом, от нашей современной свадьбы в этот момент свадьба на Руси мало чем отличается.
Обряд сватовства состоялся, предложение родственников жениха породниться принято родственниками невесты благосклонно, смотрины невесты и осмотр приусадебного хозяйства жениха прошли успешно. Теперь идет подготовка к последним досвадебным обрядам – сговору и рукобитию. Сговор и рукобитие – это такие досвадебные обряды, на которых родственники жениха обсуждали с родственниками невесты организационные и хозяйственные вопросы. На таких свадебных обрядах как сговор и рукобитие решались вопросы о том, кто какие финансовые средства вложит в организацию и проведение свадебной церемонии, где будут жить молодые после процедуры венчания в церкви, какое за невесту дают приданое, и другие важные вопросы. Рукобитие получило свое название от такого свадебного обряда: отец невесты и отец жениха надевали шубы, протягивали через полу шубы друг другу руки, а старший сват разнимал руки отцов, в то время как все присутствующие произносили: «На счастье!». После этого отец жениха дарил отцу невесты и самой невесте какой-нибудь небольшой символический подарок. Свадебные обряды сговора и рукобития заканчивались широким праздничным пиром, на котором отмечалось окончание досвадебных обрядов. Следующий шаг – это вручение невесте икон. Отец невесты снимал икону, целовал дочь, вручал икону ей, благословляя ее тем самым на брак. После этого иконы отправлялись в дом жениха, где невесте предстояло поселиться после процедуры венчания, после свадебного торжества. Следом за иконами в дом жениха отправлялись подарки, которые невеста делает родственникам жениха, так же отправлялось и приданое невесты. Только после таких свадебных обрядов как сговор и рукобитие начиналась подготовка к свадебному торжеству. Только после таких обрядов как сговор и рукобитие девушка считается просватанной. Через несколько дней после свадебного обряда рукобития жених и невеста встречаются на людях, обмениваются обручальными кольцами. Заказывать обручальные кольца должен был жених. Обручальные кольца были с собой гравировкой – на обручальном кольце жениха были выгравированы инициалы невесты и дата их венчания, на обручальном кольце невесты выгравированы инициалы жениха и так же дата их венчания. После этого события свадьба должна была состояться практически в ста процентах случаях. С этого момента жизнь жениха и невесты очень строго регламентировалась, повседневная жизнь жениха и невесты подчинялись строгим канонам. Соблюдались все необходимые свадебные приметы, жениха и невесту оберегали от сглаза, общения с «недобрыми» людьми. Считалось, что после помолвки до совершения обряда венчания жених и невеста становились удобными мишенями для различных негативных воздействий. Считалось, что любое, специальное или случайное действие, может «испортить» жениха и невесту, то есть в буквальном смысле навести порчу на жениха, невесту или на их дальнейшую супружескую жизнь. Поэтому жениху и невесте, чтобы оградить себя от недоброго влияния, приходилось соблюдать очень много ритуальных действий. Свадебные обряды сговора и рукобития существуют и сегодня. Конечно, они не имеют такого символического значения, как раньше. Сегодня у свадебных обрядов, таких, как сговор и рукобитие, остался только практический смысл – семьи жениха и невесты обсуждают те же организационные и хозяйственные вопросы, что и двести лет назад – где будут жить молодожены после свадьбы, что дарить молодоженам на свадьбу, как распределить расходы на организацию и проведение свадьбы. Желаю вам счастливой семейной жизни и приглашаю вас посмотреть созданные мной и свадебный макияж, посмотреть мои работы вы можете перейдя в раздел фото причесок и фото макияжа, с уважением свадебный стилист на свадьбу Воробьева Лариса.
Далее в предсвадебном этапе следует «Сговор» у бедных крестьян проводился в тот же день что и осмотр двора жениха, у богатых - через два-три дня. Здесь договаривались о приданом невесты и о размере кладки получаемой с жениха.
Кладка состояла из определенного количества денег, одежды для невесты и продуктов для свадебного стола. На кладку невеста с подругами шила подарки жениху и всей будущей родне. Кладка либо полностью поступала в распоряжение невесты и входила в состав ее личного имущества, либо шла на уменьшение свадебных расходов, тем самым она обеспечивала некоторую имущественную самостоятельность и даже свободу новобрачной в чужой семье.
Кладка она же приданое в традициях была четко проговорена, все знали что для этого нужно. Девушка должна была приготовить одеяло, подушки, покрывало на постель, несколько скатертей, подзоры, занавески на окна, тканные половики, словом все, чем можно было убрать новое жилье.
Часто в разных местностях добавляли такие предметы как куски материи, шубы. Невеста должна была раздавать созданные ею вышивки подругам и родственникам. Как отмечает Ю.Хижняк в своей статье: «Все что девушка подготавливала к свадьбе вывешивалось в избе на всеобщее обозрение, а в домке жениха прежние занавески заменялись невестиными.»
Отец и родственники подтверждали непорочность девушки и несли ответственность за нее.
Сговор заканчивался рукобитием, во время которого отец невесты и отец жениха жали друг, другу руки обернув их полой кафтана, утверждая полное согласие на брак. А невеста, в свою очередь, отдавая свой лучший платок жениху в знак окончательного решения выйти замуж. В своей книге Панцюк Е.К. пишет: «Невеста во время сговора сидела где-нибудь у печки или «в куте» под палатьями - стонала, плакала и причитала, если сама неумела, то к ней приглашалась женщина - «выльница», умеющая выть, причитать…».
Некоторые до свадебные и свадебные причитания и плакальные песни вы можете найти в Приложении 2.
Так же рукобитие в некоторых регионах проходило и в немного другой интерпретации: приглашенные отец и мать жениха входили в дом невесты, рассаживались за столом, на котором стоял пирог и соль. Двери запирались, чтоб ни кто не мог помешать важному делу. Все молились, затем скрепляли руки сватов и, трижды обводя скрепление пирогом, говорили: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь.» пирог разламывали и отдавали по половине отцам жениха и невесты. Этот пирог хранился до венчания, а после чего - становился первой пищей для новобрачных, причем жених съедал невестину половину пирога а невеста - женихову.
На рукобитье невеста рыдала и причитала, прощаясь с родным домом, отцом и матерью, подругами. Все это проходило между пированьем и разговорами.
После сговора и рукобития начиналось пиршество, в котором принимали участие представители обеих сторон. Пиршество именовалось «запоем».
В это время жених с товарищами, взяв гостинцы, отправлялся к невесте. Невеста с подругами угощала жениха, ему пелись величальные песни. Затем все отправлялись кататься.
Сговор рукобитие и запой являлись окончательными действиями подтверждающими согласие семей жениха и невесты на заключение брака. Теперь отказаться от брака не могла ни одна из сторон.
После начиналась активная подготовка к свадьбе: варили пиво, кололи скотину, пекли хлеб и т.д.
Отметим, что хлеб имел важное значение в обрядах, жизненных циклах и сопровождал человека всю жизнь. Свадебный хлеб приобретал космогонический характер. По мнению Топорова В.Н. солнце и луна являются олицетворением мужского и женского значения, фигурки птиц и зверей выступают как пожелание обильного потомства, «сад» соотноситься с «цветением» невесты. Поскольку преображение девушки в женщину событие однократное, то и свадебный хлеб пекут только один раз. Если вдова вторично выходит замуж, то второго каравая у нее не будет. После просватанья Невеста начинала «выть». По утрам она должна была встать раньше всех и одевшись начинала причитать, обращаясь по очереди то к отцу, то к матери, братьям сестрам и другим. Затем она полностью отстранялась от хозяйственных дел семьи и занималась вместе с подругами приведением в порядок своего приданного. Подруги приходили к невесте в дом рано утром, а иногда и жили вместе с ней.