Вербное воскресенье — обряды для здоровья, любви и достатка. Народные знахари советовали бесплодным женщинам есть почки освящённой вербы

Зачастую давние традиции имеют свойство теряться в потоке информации. Поэтому ниже приведены примеры, что следует говорить в Вербное воскресенье при манипуляциях с веточками и почками. Этому растению отводилась огромная роль еще с языческих времен. Обычаи язычников теперь тесно переплетаются с обрядами православных людей.

Что говорили, когда хлестали веточкой детей и домочадцев?

Рано утром родители и старшие члены семьи возвращались с церковной службы с уже освященными ветками. Чтобы они принесли добро всем родственникам, необходимо бить друг друга (легонько, конечно), и говорить такие слова:

« «Верба красна, бей до слез, будь здоров».

Этими словами как будто закреплялся эффект защиты и исцеления от болезней. Затем нужно символически бить детей, и говорить:

«Как вербочка растет, так и ты расти».

Дети перенимают целительные возможности у вербы, получают своеобразный иммунитет и защиту от сглаза и порчи. Еще в давние времена распускающиеся почки символизировали природное пробуждение и весеннее дыхание земли.

Что говорили во время хлестания скота

«Чтобы скотина не блуждала» – с этими словами под крышу помещения, где живет скотина, помещали освященные ветви растения. По крупу животных ударяли, чтобы обезопасить его от нападения волков, болезни, укусов змей. Также считалось, что если домашняя скотина подвергнется ударам вербой, то станет послушной и не буйной. Помимо животных, хозяева не забывали и про поле, на котором каждый год ожидали хороший урожай. Чтобы этому поспособствовать, разламывались ветки распустившейся освященной вербы и разбрасывались по земле.

Выпекание специального хлеба

Чтобы ожидать в наступившем году положительную динамику приплода, хозяева, которые содержали овец, пекли специальный хлеб. Внутри него находилась распустившаяся почка, символизирующая плодородие. Кострома называла такие хлебобулочные изделия «барашками», Москва – «бабашками», а Рязань – «орешками».

Что говорили во время битья молодых

Иногда случалось такое, что если новоиспеченная пара объявляла о свадьбе, совпадающей с Вербным воскресеньем, ее могли ожидать ночью незваные гости.

«Отопри, отопри, молодая – вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить»,

— такие слова произносили ночные визитеры, легонько ударяя всех членов семьи. «Бьем, чтобы были здоровы», — это традиционный текст во время ритуала. После свою порцию импровизированных ударов получала и молодая, которая запирала дверь за гостями. Считалось, что такими действиями люди гарантируют молодоженам счастливую, безболезненную жизнь, полный дом детей и счастье.

Поздравление с Вербным воскресеньем, видео

Почему христиане считают Вербное воскресенье началом настоящей весны и в какие приметы верят. Что подтверждается народным опытом

За неделю до Пасхи, тоже в воскресенье, верующие идут в церковь святить веточки вербы и приносят их домой для защиты жилища, семейного благополучия и здоровья родных. Этот день называют Входом Господним в Иерусалим, Вербным воскресеньем, "шутковым" или "квитным" и относят к двенадцати главным христианским праздникам.

Вербное воскресенье - первый большой весенний праздник, который заявляет о пробуждении природы, дает старт последней неделе перед Пасхой - Страстной, Большой или Белой, последней неделе Великого поста, а главное - вселяет надежду на победу жизни над смертью, торжества весны, добра и мира. Это - переходный церковный праздник, связанный с Пасхой.

В этом году мы празднуем Вербное воскресенье 1 апреля, а Воскресение Христово - 8 апреля, что считается ранней Пасхой.

Светлая история пальмы и ивы

Обычай встречать победителей или царей овациями и радостными возгласами, держа в руках пальмовые ветви, зародился давным-давно в Иерусалиме.

По Библии, именно в этот день, в 30-м году нашей эры, в Иерусалим въехал Спаситель, и все местное население встречало Его с надеждой на скорое освобождение от римского ига. Христос приехал в город верхом на осле, что на Востоке означало мир (на коне въезжали завоеватели). Его сопровождали возгласами: "Осанна сыну Давидову!" и приветствовали как мессию, устилая путь Спасителя пальмовыми ветвями.

Следовательно Вербное воскресенье отмечается православными христианами уже на протяжении 11 веков. История этого светлого праздника описана в Священном Писании.

У нас ветки пальмы заменяют ветки вербы - как первая весенняя зелень, символ пробуждения природы и приход весны. Многие народы считали, что это растение может способствовать хорошему урожаю, так как растет у воды.

Как мы празднуем явление Господа

В Вербное воскресенье в церкви во время всенощной службы святят веточки вербы. По традиции вербу нужно нарезать накануне, в Лазареву субботу, до рассвета. Кто не успел этого сделать, можно купить у тех, кто позаботился об этом, или получить в подарок. Поистине чудодейственных свойств ивовые веточки приобретают не во время их приобретения, а после освящения.

Недалечко - червоне яєчко!

После праздничного Богослужения верующие возвращаются домой, полные весенних надежд и с весенним букетом. По дороге, встречая тех, кто не был на службе, они шутливо бьют освященной вербой, произнося:

Верба б’є, не я б’ю,

За тиждень - Великдень!

Уже недалечко

Червоне яєчко.

Лоза б’є, не я б’ю,

За тиждень - Великдень!

Будь здоровий, як вода,

І багатий, як земля!

По народному обычаю, после Богослужения, еще не заходя в дом, надо посадить несколько веток вербы, "чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на потребность". Остальные освященные пушистые веточки несут в дом и ставят возле икон. На самом видном месте, возле иконостаса, букетик и должен простоять весь год как семейный оберег. В народе считали, что освященная верба имеет чудотворную целебную силу, способную избавить людей и животных от болезней, истощения, а дом - от пожаров и наводнений, других катаклизмов.

Освященную вербу ни в коем случае нельзя топтать ногами - это большой грех. И выбрасывать ее тоже нельзя.

Что приветствуется в Вербное воскресенье

Поскольку все еще продолжается пост, большой праздник Вхождения Господня в Иерусалим празднуется возвышенно, но скромно, без бурных развлечений. Семья собирается за общим столом, на котором - постные блюда. В этот день допускается рыба и немного красного вина. Любые постные блюда: вареники, блинчики, овощные и грибные блюда, запеканки и бабки, другие блюда и напитки (компоты, кисели, кваши, компоты и тому подобное) надо готовить заранее, в праздник этого делать нельзя. Нужно постараться отойти от суеты, заняться своим духовным развитием, посвятить время молитвам и спасительным беседам, очиститься духовно, помолиться и подготовиться к Страстной седмице.

Ивовые базары

Традиция таких базаров берет свое начало еще с языческих времен. Они предусматривают пышные ярмарки, на которых можно приобрести различные тематические сувениры, выпечку, изделия рукоделия. Главным товаром в день праздника является букет из освященных в храме веточек вербы, к которым привязаны красивые бумажные ангелочки, издавна назвавшиеся вербними херувимами.

Магия Вербного дня

В народе сохранились и странные, но в то же время светлые традиции Вербного воскресенья. Говорят, что оно настолько наполнено хорошей энергетикой, что в этот день сбываются все сокровенные мечты и желания. Так, например, если в Вербное воскресенье задумать любимого человека, то он (она) в этот день появится.

А если утром в воскресенье вбить в стену колышек из вербы, это избавит человека от страхов.

Что нельзя делать на Вербное воскресенье

Как и в любой большой праздник, в этот день нельзя работать. Не приветствуется даже рукоделие - нельзя шить, вышивать, вязать.

Однако в этот день хорошо сажать или пересаживали комнатные цветы. Наши предки были уверены, что эти растения принесут богатство и благополучие. За ними старательно ухаживали, ведь если цветок в течение месяца после Вербного воскресенья завянет - будешь жить в бедности. Особое внимание уделяли толстолистым растениям, к примеру, денежному дереву.

Как говорят: примете верь - но проверь. Как раз появилась возможность проверить.

По некоторым поверьям, в Вербное воскресенье нельзя расчесываться, чтобы здоровье не пролетело сквозь зубчики расчески.

На городі верба рясна!

С давних времен в Украине с уважением относились к вербе. Вместе с калиной - это наш символ: "Без вербы и калины нет Украины!".

Древние верования наделяли его чудодейственной силой. Вербу сажали возле колодцев: считалось, что она очищает воду. Верба символизировала плодородие и женское начало: "Если в огороде верба рясна, то во дворе девка красна".

Ивовые секреты:

  • Вербой бьют, чтобы здоровые, веселые и богатые были; детей - чтобы сильные были, хорошо росли и восприняли жизненную силу весны.
  • Иву сажают в огороде, когда принесут из церкви, к счастью молодежи: если верба примется - девушка выйдет замуж, а парень женится.
  • Вербой на Юра выгоняют скот в поле, впервые на пастбище, слегка касаясь ею скота, чтобы здоровая была, плодотворная, чтобы в теле была.
  • Вербой в древности отводили грозовые тучи - махали свяченой вербой в сторону облаков и отводили громы и град.
  • Освященные вербовые котики бросали в кашу, чтобы набраться весенней энергии на целый год.
  • С освященной вербой, после возвращения из церкви, обходили хозяева пчелиные улья, чтобы пчелы роились; обходили скотный двор и конюшни и загоны для скота, чтобы скот был здоров, плодотворный, чтобы коровы давали много молока.
  • Глотали котики еще по дороге из церкви, чтобы не было лихорадки, чтобы горло не болело.

Какие приметы у природы на Вербное воскресенье

  • Отсутствие заморозков на Вербное воскресенье - на богатый урожай фруктов.
  • Солнечная и безветренная погода в этот особый день обещает теплое лето.
  • Тот ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето.
  • Если же идет дождь - жди богатого урожая.

Эти поверья, обычаи и приметы зародились много веков назад, они добавляли веры и силы нашим предкам. Верить в них или нет - решать каждому, как и то, как встречать Вход Господень в Иерусалим. Главное в этот день, как и в другие, человеку, который верит в победу жизни над смертью, дарить миру свет и добро, избегать нехороших поступков и помыслов. Мира и покоя в душе каждого верующего!

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Реклама

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

Что надо говорить в Вербное воскресенье когда детей веточкой хлестать: история праздника

Вербное Воскресение символизирует собой Вход Господень в Иерусалим. Это христианский праздник, который отмечается в шестую неделю Великого Поста и предшествует Пасхе. Празднование Вербного Воскресенья подробно описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Иоанна и Марка. Также оно упоминается в работах великого богослова 4-го века Епифания Саламского (Кипрского).

Чтобы понять суть праздника, необходимо обратиться к пророчеству Ветхого Завета о воскрешении Лазаря, нового Мессии и Спасителя народа Израилева от римского гнета. В субботу (в христианстве этот день называется Лазарева суббота, день предпразднования Вербного Воскресенья) весть о том, что новый царь иудейский воскрес и явится народу на Пасху (еврейский Пейсах), разнеслась по всему Иерусалиму. В те времена цари, чтобы показать, что имеют благие намерения, всегда въезжали в Иерусалим на ослах, так как именно это животное являлось символом мира. Народ же встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями. Иисус решил не изменять традиции: его торжественный въезд в Иерусалим должен был подчеркнуть, что народу явлен новый царь-спаситель и долгожданный Мессия.

Народные обычаи и традиции на вербное воскресенье

До сих пор освященные веточки вербы народ наделяет очистительными свойствами от порчи и сглаза для домашнего скота, от хищников и злого глаза недобрых соседей. Поэтому в наше время в некоторых местах России, Украины и Белоруссии еще сохранились обычаи, традиции и обряды, совершаемые именно на вербное воскресенье.

В народе считают, что вода с вербой помогает избавиться от многих болезней. Поэтому купали младенцев в оде с вербными почками. Так же существует поверье, что если вбить на угол дома освященный колышек вербы, то природная трусость членов семьи уйдет.

В дореволюционной Руси в Вербное воскресенье устраивались катания на лодках, на реках и прудах, народные гулянья и так называемые вербные проезды карет с молодыми девушками по Красной площади, своеобразный «парад невест».

Что надо говорить в Вербное воскресенье когда детей веточкой хлестать: Самая строгая неделя великого поста - вербная

Этот праздник отмечается во многих государствах Европы. В России, прежде всего, с ним связаны приметы о погоде и будущем урожае.

По старым поверьям чтобы молодая пара жила в счастье и достатке, теща в понедельник на Вербной неделе приносила в дом молодого зятя подарки.

В Болгарии, а также и в России отмечали весело Лазареву субботу. В этот день принято ломать ветки вербы и с песнями обходить дома. В полночь молодежь просилась в избу и начинала слегка бить хозяев ветками, приговаривая: «Бьём, чтобы быть здоровыми».

Традиционно в Белоруссии пекли на этот праздник хлебцы, в один из них закладывали монету. Кому доставался этот хлебец, тому ждать удачи и достатка целый год. Если же девушка возьмет этот хлебец, то ей предстоит удачно выйти замуж.

У сербов, чехов, болгар и словаков тоже существует много обрядов и традиций, связанных с этим праздником.

Заговоры и ритуалы на Вербное Воскресенье

Есть несколько простых ритуалов, которые вы можете выполнить на Вербное Воскресенье. Во-первых, «пустить» освященную вербу на воду. Веточка уплывет — добро и достаток «приплывут» в дом. Сжигание освященной веточки вербы защищает дом от пожара. А освященная веточка, воткнутая в крышу дома (можно прикрепить ее и в верхней угловой части потолка) станет оберегом вашего здоровья и душевного спокойствия. Если же вы хотите пожелать человеку добра и удачи, легонько хлестните его веточкой вербы. В этот праздник лучшего благословения не найти.

На Вербное воскресенье принято не только выполнять ритуалы, но и заговаривать. Если вы хотите улучшить здоровье и избавиться от головных болей, за день до праздника расчешите волосы, опустите пару волосинок в воду и полейте ей вербу. Болезни уйдут в землю вместе с водой. Также с помощью заговора на вербу можно привлечь деньги. Накануне праздника (в Лазареву субботу) возьмите в левую руку веточку вербы, а правой перекреститесь и прочитайте «Отче наш». Затем попросите Всевышнего избавить вас от финансовых проблем и послать в ваш дом достаток. Заговоренную веточку надо обязательно в воскресенье освятить в церкви.

Что нельзя делать в Вербное Воскресенье?

Вербное Воскресенье – это великий праздник. В этот день нельзя работать. Также не стоит готовить горячие блюда (все кушанья следует сделать заранее). Не стоит забывать, что Вербное Воскресенье празднуется в Великий Пост. Стол должен быть очень умеренным: помимо кушаний, дозволенных Постом, можно есть только рыбу. А еще в Вербное Воскресенье нельзя расчесывать волосы. Поэтому ритуал на здоровье, о котором говорилось выше, нужно выполнять только в канун праздника.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.