Воспитательное значение. Большая энциклопедия нефти и газа

Введение

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.

Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Таким образом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно.

Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Цель курсовой работы – раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать феномен фольклора и его воспитательное значение;

– дать характеристику основным жанрам фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;

– показать практическое применение основных фольклорных жанров в воспитании.

Объектом данной курсовой является многогранный феномен национального фольклора, а предметом – жанры фольклора и их воспитательный потенциал.

Методы, используемые при написании курсовой – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

фольклор воспитательный жанр

1. Фольклор – средство национального воспитания

1.1 Понятие и сущность фольклора

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Гузалия
Воспитательное значение народных игр

Нет ни одного народа , который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание , осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает , что следует пренебрегать опытом воспитания , который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности : это устное народное творчество , музыкальное народное творчество , народные игры , праздники, декоративно-прикладное искусство традиции и обычаи.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры . Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887, в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия ,памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры , рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их» . Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство - самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр , наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски» татарская («Любишь-не любишь» русская(«Тилирам» чувашская);соревновательного задора («Перехватчики» русская («Луна и солнце?» чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, («Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская, («Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба» , «Скачки на конях» татарские). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская). Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре , но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская).

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты : быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы(«Расходитесь» чувашская, «Жмурки» русская, «Скок-перескок» татарская).Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости («Умей быть ловким» чувашская).Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи кованы» русская, «Тилирам» чувашская).Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии развивают выносливость организма («Море волнуется» русская).Игры, связанные с частыми изменениями направления движений, способствуют воспитанию гибкости тела .

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка . Подвижные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования,а именно с метанием предметов на дальность(«Сбей городок» русская, «Кто дальше бросит?» татарская, «Летучая мышь» чувашская) ,игры с перетягиванием(«Татарская борьба» , игры с бегом («Расходитесь» чувашская, «Скачи на конях» татарская).Они просты и доступны детям дошкольного возраста, приучают их к анализу своих движений, сравнению с действиями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность , дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Среди народных игр выделяются хороводные игры. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

Доц. В.П.Михайлов

Профилактика и лечение

Послеоперационных осложнений

Для преподавателей)

Утверждено на заседании кафедры

Марта 2012 года

Заведующий кафедрой

Проф. А.Б.Ларичев

Ярославль

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научить студентов ухаживать за больными с постельным режимом после операции, основным мерам профилактики и лечения послеоперационных осложнений.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· основы патофизиологии послеоперационного периода;

· виды послеоперационных осложнений;

· причины возникновения послеоперационных осложнений;

· пути профилактики послеоперационных осложнений;

· методы лечения послеоперационных осложнений;

· профилактика лёгочных осложнений;

· профилактика тромбоэмболических осложнений

· разновидности положений больного с постельным режимом;

· способы смены постельного и нательного белья у тяжелых больных;

· понятие раны, основы раневого процесса;

· возможные осложнения со стороны раны и методы их профилактики;

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· придать больному в постели функционально выгодное положение;

· менять постельное и нательное белье у тяжелого больного;

· осуществлять профилактику лёгочных осложнений;

· проводить дыхательную гимнастику с больным;

· проводить бинтование нижних конечностей эластическим бинтом;

· ухаживать за кожей больного и осуществлять профилактику пролежней;

· производить уход за полостью рта у тяжелого больного;

· вести наблюдение и уход за послеоперационной раной;

· ухаживать за дренажами раны.

ОСНАЩЕНИЕ

Принадлежности для ухода за больными, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН-ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание самостоятельной работы
1. Организационный Учебная комната
2. Контроль исходного уровня знаний Учебная комната Тест
3. Семинар Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
5. Практическая часть 4 часа .Помещения хирургического и реанимационного отделения. Освоение практических навыков по уходу за больными после операции.
6. Заключительный контроль Учебная комната Дневник производственной практики
7. Общий итог Учебная комната Самооценка

Воспитательное значение


Возникновение послеоперационных осложнений может свести на нет результат, проделанной операции, подчас выполненной путём громадных усилий со стороны хирурга, а иногда поставить под угрозу даже жизнь больного. В послеоперационном периоде пациент хирургического отделения наиболее уязвим для развития осложнений, и в то же время он наименее способен к самообслуживанию, выполнению норм личной гигиены. Все это накладывает большую ответственность на врача за организацию и осуществление ухода за пациентом в этот решающий для успеха всего хирургического лечения момент.

ТЕМЫ УИРС и НИРС

1. Комплексная профилактика нагноений послеоперационных ран.

2. Причины развития и профилактика восходящей уроинфекции.

3. Причины и частота возникновения лёгочных осложнений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. М. ГЭОТАР-Медиа, 2010,-191с.

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т.Уход за хирургическими больными: учебник. М. ГЭОТАР-Медиа, 2012,-284с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. – М.: Медицина. –2001. –496 с.

ü Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) – М.: Медицина. –1990.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. – Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. – М: МИА. –2007. –496 с.

ü Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. (Пер. с венгер.) – Будапешт. – Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о хирургической операции и о послеоперационном периоде.

2. Какие бывают виды послеоперационных осложнений?

3. Что способствует возникновению послеоперационных осложнений?

4. Как проводится профилактика послеоперационных осложнений?

5. Что такое функционально выгодное положение?

6. Как осуществляется профилактика лёгочных осложнений у больных?

7. Что такое пролежни? Как осуществляется их профилактика?

8. Каковы причины паротита?

9. Как проводится профилактика и лечение паротита?

10. Какие существуют способы смены постельного белья у тяжелых больных? Как часто она производится?

11. Как производится профилактика и лечение тромбоэмболических осложнений у больных?

12. Правила бинтования эластическим бинтом нижних конечностей?

13. Как проводится лечение метеоризма (вздутие живота) у больных?

14. Какие осложнения возможны со стороны послеоперационной раны?

15. Какие признаки воспаления раны вы знаете?

16. Какое положение конечности называется среднефизиологическим?

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. У пациента П. 35 лет, перенесшего аппендэктомию 6 суток назад, выявлен выраженный отек в области раны, покраснение кожи, боль, лихорадка до 38,5 градусов. Врач сразу после утреннего обхода взял больного в чистую перевязочную и снял швы. Из раны стал поступать гной. Частично эвакуировав гной, врач наложил повязку, отправил больного обратно в палату, помыл руки проточной водой с мылом и продолжил работу.

Какие ошибки были допущены? Как следовало работать в данном случае? Как осуществлять уход за пациентом?

2. У больного Р. 62 лет, страдающего ожирением, ишемической болезнью сердца, недостаточностью кровообращения и находящегося на постельном режиме после выполнения ампутации правого бедра в связи с сахарным диабетом возникло покраснение кожи в области крестца. Температура тела 37 градусов, имеется ощущение «мурашек» на пораженном участке кожи.

Какое осложнение возникло? Каковы возможные пути его развития? Какие факторы способствовали его развитию? Как осуществлять предупреждение усугубления процесса?

3.У пациента А. 56 лет после операции на органах груди не восстановилось спонтанное дыхание, что потребовало проведения продленной искусственной вентиляции легких.

Какие осложнения со стороны легких возможны у данного больного? Какие мероприятия по их профилактике следует предпринять на фоне ИВЛ и после восстановления спонтанного дыхания?

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями психики, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. При этом руководящая роль воспитателя сохраняется. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Известно, что у ребят усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в игре ребенку понятна сама необходимость новых знаний и способов действия.

Если на занятиях дети выполняют задания взрослого, то в игре они решают собственную задачу.

Методика организации развивающих игр

Развивающие игры мы проводим чаще всего в помещении, в условиях класса, школы. Этих игр существуем много. Например, "Чьи это слова?":

Кто, в какой книге, и о ком сказал: "Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале?"

Кем и о ком написаны эти стихи: "Любимых детских книг творец и верный друг ребят, он жил, как должен жить боец и умер, как солдат?"

  • различные задачи на смекалку.
  • отгадывание полученных чисел.
  • отгадывание задуманных чисел (х·3+6):3=?

Чтобы получить задуманное, надо от полученного вычесть два.

  • всевозможные викторины

Методика проведения познавательных игр всем известна.

Если в подвижных играх командное соревнование, то тут чаще всего на лучшего и сообразительного ученика, на личное первенство.

"Конкурс смекалки"- это комплексная игра-соревнование, охватывающая самые различные виды деятельности детского коллектива. Продолжается она весь учебный год.

Условия конкурса краткие, четкие, ясные:

ответы на задачи-задания сдаются в письменном виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;

б) за правильный ответ, решение присуждается один балл;

в) тот, кто решит любую задачу первым, получит три балла, кто сдаст решение вторым - два, а остальные - по одному;

г) зачет в игре лично- командный: балл получит не только участник, но и его класс;

д) участники и коллективы, набравшие число баллов, по окончании игры награждаются призами.

Главное - это широкое разнообразие вопросов-заданий из самых разных областей знаний, разнообразных по степени серьезности и глубины. Сочетаются сложные и легкие задачи, требующие именно смекалки.

Второе условие - учет возраста. Хотя игра общешкольная и большинство вопросов доступны всем, все же для уравнения шансов нужно подготовить, например, серию "Только для учащихся 1-10 классов", куда включить загадки, шарады, ребусы, скороговорки и пр.

Третья отличительная черта конкурса - совместное участие детей и взрослых. Присутствие педагогов в игре повышает интерес детей. Успехи в конкурсе помогают детям по-новому себя проявить, занять в коллективе совершенно новые позиции.

Литературные игры

В наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А читают современные дети все меньше и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция телевизора, компьютера и т.п.

Основная задача литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумыванию сказок, дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумывание сказок, дать информацию о книгах, пользующих устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературной викторины, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно точно называется. За верный ответ на каждый вопрос - одно очко, за знание фамилии автора и названия книги- по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

Решая литературные кроссворды, также желательно указывать автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросах.

Подвижные игры

Активный отдых - наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма.

Произведенные специалистами исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей является целенаправленное использование перемен и послеурочного времени в виде игр и спортивных развлечений. Это обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.

Приступая к проведению игры, воспитатель располагает учащихся таким образом, чтобы все участники хорошо его видели и слышали, объясняет содержание и правила игры. Основные движения игроков воспитатель показывает сам, а взаимодействие между несколькими игроками с помощью играющих. Он указывает назначение линий, проводимых на площадке. Обязательно надо предупредить о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.

Надо четко ограничить пределы игровой площадки, чтобы не возникали споры, связанные с переходом через линии.

При проведении игры на местности очень важно выбрать точные правила или, если сделать это затруднительно, назначить в каждой команде посредников, которые на месте разрешают возникающие споры. К проведению игр желательно привлекать старшеклассников.

При проведении игр на новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все, что может быть причиной травм.

Подвижных игр существует очень много. Классификация их сложная; буду говорить о тех играх, которые нам приходится проводить в процессе работы с детьми. Это:

а) подвижные игры,

б) спортивные игры и состязания,

г) "Ярмарка подвижных игр".

Подвижные игры разделяются на игры малой, средней и большой интенсивности.

Игра малой интенсивности.

Все участники игры могут стоять или сидеть, водящий отходит на некоторое расстояние. В это время выбирают "заводилу", который показывает любые движения, принимает различные позы, а все повторяют. Водящий должен узнать, кто "заводила". Угадывает - выбирают нового "заводилу" и нового водящего. Игра продолжается. Дети эту игру принимают и охотно в неё играют.

2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных ребят.

Играющие делятся на две равные по числу игроков команды и становятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. Перед носками игроков каждой шеренги проводится черта. По указанию капитана одной из команд начинается "вызов". С правого фланга этой команды выходит игрок. Он подбегает к противоположной шеренги. Навстречу ему все игроки этой команды вытягивают правую руку. Он три раза касается рукой то одного, то другого игрока и громко произносит: "Раз, два, три!" - быстро убегает к себе за черту. Вызванный игрок должен догнать убегающего раньше, чем тот успеет перебежать черту. А если догнал, то возвращается в свою команду с пойманным игроком. Он становится и стоит позади этого игрока. После этого другая команда направляет своего игрока.

Длительность игры устанавливается по усмотрению руководителя. Побеждает команда, которая к концу игры будет иметь больше пленников.

3) Игры большей интенсивности. Сюда можно отнести всевозможные салочки или пятнашки. Например, салочки с ленточками. У каждого из играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У кого он выхватит ленточку, тот становится водящим. Игра продолжается.

Салочки - пересекалочки уже без ленточек. Один игрок может спасти товарища, преследующего "салкой". Для этого надо пробежать между ними. Теперь "салка" должен гнаться за тем, кто пересек его путь.

Салки по-турецки. Для спасения от преследующего "пятнашки" надо присесть по-турецки, т. е. скрестить ноги.

Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих играх все дети бегают. Эти игры большой интенсивности. Длительность игры устанавливает руководитель.

Методика организации и проведения подвижных игр

Организовать игру могут взрослые, а могут сами дети, а руководить игрой должны взрослые.

Из чего же складывается руководство?

  1. Теоретическая подготовка и планирование.
  2. Организация игры.
  3. Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.

Теоретическая подготовка и планирование в свою очередь состоят из:

а) знание живых игр,

б) изучение теории из сборника игр,

в) планирование в соответствии с общим планом работы и индивидуальными особенностями воспитанников и воспитателя.

Организация игры подразделяется на следующие разделы:

а) объяснение игры или показ игры,

б) обеспечение времени, места и инвентаря,

в) организация играющих, выборы ведущего, водящих, команд и др.

г) контроль за ходом игры, поведением играющих,

д) регулирование интенсивности и длительности игры. Завершение игры.

е) место педагога в игре; наблюдатель, участник, ведущий, судья и т. д. - любая игровая роль.

Прежде всего надо говорить о хорошем, подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо кол-лективно.

Дифференцированный подход к учащимся требуют учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня физической подготовленности, психологических черт характера каждого ученика. Для этого надо постоянно наблюдать за каждым играющим, беседовать, иметь объективные сведения о его здоровье от врача.

Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно тщательного индивидуального подхода. Их надо удерживать от больших напряжений, но в то же время постоянно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в игре.

"Ярмарка подвижных игр" (из опыта работы)

Описание

Подобрать 10-12 игр: "Заяц и морковка", "Переход через болото", "Танец с картошкой", "Витязи", "Проворные мотальщики", "Петушиный бой", "Перетягивание каната", "Бег в мешках", "Узнай номер" и др.

Приготовить реквизит для каждой игры (канат, мешки, морковку, рисунок с изображением зайца, листочки с двузначными номерами, булавки, повязки на глаза и т.д.)

За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести все эти игры со своим классом (2-3 игры в день). Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на каждую игру и предложить им провести эти игры самостоятельно со своими товарищами.

Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу которых начинается или заканчивается игра.

Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые игровики выдают победителям (по одному за каждый выигрыш).

Выбрать 2-3 девочек (по желанию) - это продавцы. Одеть их в русские костюмы. Помочь им изготовить ценники на призы (таблички с указанием жетонов за каждую покупку).

Ярмарку лучше всего проводить на улице, где легко рассредоточить детей, избегая большого скопления в одном месте.

Накануне повесить объявление с сообщением о проведении "Ярмарки подвижных игр".

В назначенный день и час дети всей школы (лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их поиграть, объясняют им правила игры и проводят эти игры.

Победители получают жетончики и, набрав нужное количество для покупки, бегут "в магазин" и получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты, надувные шарики, поделки кружка "Умелые руки" или "Мягкая игрушка".

Игровики (а их на каждой игре по два) во время праздника чередуются. Это дает возмож-ность им самим быть участниками.

Во время проведения игр включить веселую музыку, иногда можно объявить снижение "цен".

В конце праздника поблагодарить и наградить игровиков, убрать территорию.

В празднике игр принимает участие с большим интересом все дети. Игры дарят им массу положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз сопровождается детской радостью.

Описание некоторых подвижных игр и методика их организации.

У этой игры несколько названий: "салки" , "пятнашки" , "ляпки", "догонялки":Но как играть понимают все. Стоит одному крикнуть: "Давайте в салочки!" "Чур, не я" - и сразу все заторопятся, закричат: "Чур, не я! Чур, не я!" Кто крикнул последним, тот- водит: гонится за разбегающими во все стороны игроками и старается "осалить", "за-пятнать" кого-нибудь, т.е. коснуться его рукой. Тогда водит уже "осаленный". Он гониться за остальными игроками (только что водившего салить нельзя), а они не должны убегать за установленные границы площадки.

В салки можно играть на коньках, на лыжах, на велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом. Есть салочки с "домиками" (начерченные на земле кружки), когда нельзя салить преследуемого, если он встал в свободный домик. Бывают салки с "домиками на двоих", когда нельзя салить игроков, схватившихся за руки, с "домиками в ряд", когда нельзя салить ребят вставших в ряд из четырех человек. Еще легче спасаться от салки в игре "салочки- приседалочки", где нельзя салить присевшего, в "пятнашках по-турецки", где нельзя салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.

Веселая эстафета

Когда хочется не просто состязаться, но и просто повеселиться, в таком случае надо предложить веселую эстафету.

Например, каждая пара игроков из одной команды прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и сцепляется сзади согнутыми в локтях руками, продев их под локти напарника. Таким образом, после старта один торопится бежать лицом вперед, другой поспевает как может спиной вперед.

Вот где проверятся характеры - умение не теряться в самых непривычных условиях!

Эстафета-ромашка

Эта игра популярна была в "Артеке" и "Орленке". Участники разбиваются на несколько равных команд, в которых по 5-10 человек, выбирают капитанов, придумывают для своей команды шутливое название. Организаторы заранее изготавливают ромашку - желтый картонный круг и лепестки из плотной белой бумаги, прикалываемые булавкой. Команды получают одинаковое количество лепестков (1-2) и уединяются, чтобы придумать интересные неожиданные задания друг другу и записать их по одному на каждом лепестке. Лепестки прикрепляют к середине ромашки в произвольном порядке надписями вниз. Каждая команда отрывает для себя лепесток и уходит готовить задание:

1. Разыграть мимическую сценку "У зубного врача", "На рыбалке", "У фотографа".

2. Сочинить маленький рассказ по началу, например: "До полета осталось 5 минут:"

3. Изобразить известную картину "Охотники на привале" Перова, "Опять двойка" Решетникова и др. и оживить её (показать дальнейшее развитие событий).

4. Составить сюиту из танцев разных народов.

5. Произнести с разной интонацией одно и то же слово, фразу, например: "Неплохо!", "Ну и ну!", "Пустите, пожалуйста" (на подготовку 10-15 минут.) Команды собира- ются и начинают свои выступления.

Оценку выполнения заданий может вести специально выбранное жюри.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Кому не известен этот неутомимый фантазер, выдумщик веселых небылиц. Ну, а кто не любит весело фантазировать? Проводится конкурс: чья история окажется самой неправдоподобной и смешной - тот получит приз "самого барона Мюнхгаузена".

Приглашаются те, кто любит посмеяться и не обижается, попав в комическое положение. Каждый играющий должен выбрать себе название какой-нибудь кухонной вещи: сковороды, мясорубки и т.д. Водящий спрашивает одного из игроков, а тот должен отвечать только названием выбранной им вещи. Например, водящий спрашивает: "Что у вас на носу?" - "Сковорода", "На чем вы сидите?" - "На сковороде". Если спрашиваемый рассмеется или собьется в ответе, он сменяет водящего или платит фант- смотря по уговору. В этой игре можно нахохотаться до слез, особенно весело зрителям, которые даже прощают несколько излишний шум.

Литература

  1. "Русские народные подвижные игры", М.Литвинова, "Просвещение",1986 г.
  2. "Игры-шутки, игры-минутки", С. Шмаков, "Новая школа", 1993г.
  3. "Играйте с нами -играйте сами", Москва, "Русский язык", 1991г.
  4. В.Л. Заворотов "Группа, где всем интересно", Москва, "Просвещение", 1989г.
  5. Минкин "Игры и развлечения в группе продленного дня".
  6. Былеев, Коротков, Яковлев "Подвижные игры" , "Физкультура и спорт", 1977г.

Определенное воспитательное значение имеет и переход к бригадной форме организации труда. Бригады создаются прежде всего для решения производственных задач, но в то же время оказывают и непосредственно воспитательное воздействие на рабочих, решая конкретную педагогическую задачу.  

Образовательное, политехническое и воспитательное значение задач в курсе физики средней школы трудно переоценить. Без решения физических задач, курс физики не может быть усвоен. В большинстве школ решению физических задач уделяется значительное внимание. Тем не менее многие учащиеся постоянно испытывают затруднения в решении задач, что наглядно обнаруживается на выпускных школьных экзаменах и на вступительных экзаменах в вузы. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий для учащихся, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу физики.  

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества между народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.  

Велико воспитательное значение проверки для коллектива сотрудников библиотеки: она позволяет не только выявить ошибки в учете, обработке и хранении фонда, но и лиц, допустивших эти ошибки.  

Особенно принижено воспитательное значение общественных поручений в работе комсомольских организаций общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Они, как правило, сводятся к выполнению несложных текущих дел исполнительного характера, не способствуют развитию организаторских качеств, инициативы и самодеятельности комсомольцев. Многие из поручений надуманны, не вытекают нз нужд организации.  

С возрастом воспитательное значение наглядного образа не исчезает - происходит лишь перестройка структуры в самой личности.  

Туризм имеет большое общеобразовательное и воспитательное значение, является активным отдыхом, хорошим закаливающим средством, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую и нервную системы, создает хорошее настроение, постоянную смену впечатлений, способствует укреплению и развитию дружбы между детьми. В то же время туристские походы вызывают значительную затрату физических сил и энергии, поэтому для успешного проведения похода необходимо все заранее продумать и предусмотреть. Нужно прежде всего разработать интересный маршрут, составить план похода и провести большую организационную подготовку с участниками и руководителями похода.  

Следует отметить воспитательное значение статичных экранных средств обучения.  

Знание молитв имело воспитательное значение, а поскольку в них содержатся христианские начала добра, милосердия, человечности, другие стороны высокой нравственности и морали, то нельзя не видеть в них позитивного смысла.  

Активное привлечение аттестуемого повышает воспитательное значение аттестации, помогает выяснить целый ряд моментов, о которых в наибольшей мере осведомлен данный работник, укрепляет его уверенность в объективности аттестации, повышает доверие к непосредственному руководителю и существенно снижает вероятность неправильных оценок.  

Проблемы строения вещества имеют важное воспитательное значение. Они помогают сформировать диалектико-мате-риалистические представления о единой материальной природе всех элементов, и, следовательно, веществ. Изучение строения вещества помогает объяснить учащимся внутреннюю противоречивость атомов и молекул, показать, как изучение строения вещества стимулировало развитие науки, например, учение о периодичности.  

Тема данного занятия имеет большое практическое и воспитательное значение. Наиболее просто к идее численного интегрирования можно подойти, опираясь на определение определенного интеграла как предела интегральных сумм.  

Этим прежде всего определяется образовательное и воспитательное значение органической химии.  

Применение данного нравственного принципа имеет превентивное воспитательное значение. Заложенный в систему материального стимулирования, он оказывает определенное воздействие на сознание людей своей неотвратимостью. Его последовательное соблюдение - подтверждение того, что в трудовом коллективе все одинаково материально ответственны за упущения в работе. Это заставляет людей ответственнее относиться к труду, повышать свое профессиональное мастерство.