Моряк как партия для девушки.


У меня в семье нет ни одного моряка или речника, и на флот я попала случайно. Все началось с того, что мы с друзьями решили прокатиться на теплоходе из Казани в Астрахань. Я просто влюбилась в корабль! Перезнакомилась со всей командой, мне разрешали заходить в рубку и даже дали« порулить» — и я окончательно пропала.

В тот момент я училась в Казанском технологическом университете, но решила бросить его и поступать в речной техникум. Мне пришлось долго обивать пороги, в ответ слышала только: «Зачем тебе это? Мы девушек не берем». Помогли ребята с того самого теплохода — поговорили с начальством, и оно наконец смирилось. Я легко сдала экзамены и была зачислена сразу на второй курс судоводительского факультета. Долго не могла признаться в этом родителям, но мама сама догадалась, а потом и отец увидел форменные рубашку и китель у меня в шкафу. Скандал был ужасный!

Практику я проходила на том теплоходе, с которого все и началось. Научилась класть якорь и производить маневры, а еще… вязать машки(швабры на флоте). Потом — Башкирское речное пароходство, там я продвинулась до третьего помощника капитана.

Сейчас я — рулевой на теплоходе« Анна Ахматова». Ходим в основном в круизы по Волге. Мне нравится абсолютно все, даже зимний период, когда мы, чумазые, в краске и ватных штанах, подвязанных веревкой, занимаемся починкой и готовим теплоход к навигации. Но самый волшебный момент — это когда стоишь в рубке на вахте и встречаешь рассвет. Думала, что со временем эта красота перестанет так меня волновать, но ощущения до сих пор не притупились!

«Мы, чумазые, в ватных штанах, готовимся к навигации…»

Я точно знаю, что не хочу уходить с флота. И прекрасно понимаю, что для того чтобы успешно работать, я должна быть на голову выше своих коллег-мужчин. Здесь действительно нужен характер. Мы не можем бросить штурвал, сказав: «Ой! У меня не получается в шлюз зайти!» Или: «Ой! Теплоход не слушается, меня сдувает, утащило вон куда!» — и с этими словами развернуться и уйти. Мне нравится речной флот, но теперь я мечтаю уйти в море, осенью буду подавать документы в Академию водного транспорта в Нижнем Новгороде.

Сейчас я учусь на судоводительском факультете Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова, однако мой роман с морем начался гораздо раньше. Моя мама много лет проработала на флоте — грузовых и пассажирских судах. В детстве она иногда брала меня с собой. Это так здорово! Все было таким необычным, даже названия: не кухня, а камбуз; не столовая, а кают-компания; не стена, а переборка; не лестница, а трап…

Я снова попала на корабль уже через много лет, после того как собственный маленький бизнес перестал приносить желаемый доход. Тогда я устроилась официанткой на лайнер« Максим Горький» — очень хотела посмотреть мир. Экипаж лайнера немаленький, больше 200 человек. Представляете, люди, работая на одном рейсе, могут ни разу не встретиться!

Было непросто научиться ориентироваться на судне, я даже умудрилась заблудиться на второй день работы. Мне дали карточку с координатами моего спасательного плота, и, когда раздался сигнал учебной тревоги, я взяла жилет и побежала. Но за то время, что я искала плот на разных палубах, лайнер успел бы дважды затонуть.

После« Максима Горького» я работала поваром на нефтяном танкере« Вояджер». Экипаж здесь гораздо меньше. Мне очень повезло с ребятами: внимательные, чуткие, всегда готовы помочь, настоящие джентльмены. Правда, очень любят подшучивать над неопытными: убедили меня, что для экономии времени и порошка одежду на грузовых судах стирают, привязав к веревке и опустив в воду на часок. Теперь знаю, что лучше не пытаться — от вещей ничего не остается.

Когда нам случалось проходить в пиратских районах(например, у берегов Нигерии), по очереди несли« пиратские вахты»: ночью с рацией и фонарем отправляешься на обход судна. Ходишь по открытой палубе, всматриваешься в темноту и жутко не по себе…

Мы уходим в рейс на полгода, повар работает без выходных. «Лишних» людей рядом нет, и, случись что, заменить тебя некому, болеть нельзя. Готовить еду во время качки непросто: на плиту по периметру устанавливаются бортики, чтобы кастрюли не уехали. Все жидкое наливается в емкости примерно до половины. На столах специальные скатерти, к ним посуда прилипает.

Конечно, я очень скучаю по родным и друзьям, тем более что попрощаться перед выходом обычно не удается. Есть такая примета: никому не говорить о рейсе, чтобы не сглазить, к тому же об отъезде сообщают часто в последний момент, успеваешь только вещи собрать.

«У иностранцев не принято отказывать в работе только потому, что ты женщина».

Мне хочется расти дальше и из камбуза переместиться на судовой мостик, мечтаю стать штурманом дальнего плавания. Он должен разбираться в картах, уметь проложить курс и вести судно, общаться с представителями иностранных портов и штурманами других судов, правильно швартоваться, контролировать погрузку-разгрузку. Сейчас женщин стали охотнее брать на флот: во‑первых, не хватает кадров, молодые ребята часто не хотят идти в море. Во‑вторых, большинство работодателей — иностранцы, а у них не принято отказывать в работе только потому, что ты женщина.

У меня беспокойный характер, все время хочется открывать что-то новое. После школы я стала экономистом, но так и не смогла сидеть в офисе с 10 до 18. Тогда я решила, что работа на флоте именно то, что сможет утолить мою« охоту к перемене мест», поэтому поступила в училище.

На речном флоте мне довелось поработать на танкере, буксире, пройти практику на пассажирском лайнере. Я начинала матросом, основная обязанность которого — драить палубу, затем была рулевым, а после — третьим штурманом. Иногда было трудно даже чисто физически. Мне, например, нелегко давалась швартовка: нужно управляться с тяжеленными тросами, закрепляя их на специальных тумбах на пристани. Первое время после этого у меня руки буквально отваливались.

Однажды перед началом навигации пожарные устроили неожиданную проверку: в машинном отделении устроили маленькое возгорание. Сработала сигнализация, и некоторые молодые матросы и рулевые, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, надели спасательные жилеты и попрыгали за борт. Ума не приложу, как нас потом после такой проверки пустили в рейс!

«Из-за принципов чуть не проглядела свое счастье».

Девушке, работающей в преимущественно мужском коллективе, нужно уметь четко выстраивать деловые отношения, держать дистанцию. Если начнешь хлопать ресницами, флиртовать направо и налево, романы крутить, никто не будет воспринимать тебя всерьез. Из-за этих намертво усвоенных принципов я, честно говоря, едва не проглядела свое счастье. Мой муж, с которым мы тогда вместе работали на буксире, добивался меня целый год, ухаживал очень романтично, с цветами и праздниками в мою честь.

Я продолжаю учебу, сейчас закончила первый курс Московской государственной академии водного транспорта, сменила работу: устроилась в морское пароходство, с нетерпением жду первого рейса в море. Мне опять придется начинать с должности рулевого. Конечно, плох тот рулевой, который не мечтает стать капитаном, но, честно говоря, не уверена, что смогу когда-нибудь потянуть такую ответственность. Хотя кто знает? Вместе с опытом приходит и уверенность в себе.

Записала Елена Коровушкина
Фото: CAMERA PRESS/FOTOBANK.RU, ИЗ АРХИВА ГЕРОИНИ

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!

"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


С орденом Боевого Красного Знамени


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты


Две морячки


На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


Балтийский флот


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Сестричка


Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)


На госпитальных судах (оборот)


Неизвестные. Возможно фото довоенное

Любовь - штука сложная. Не бывает повторяющихся историй. Ведь главное в этой жизни - найти гармонию, а для этого как минимум нужно завести семью. И не просто семью, а такую, в которой каждый день как праздник, где дети любят своих родителей, а родители боготворят своих детей и друг друга. Но такую идиллию достичь бывает крайне трудно. А если еще муж - моряк и периодически уходит в рейсы на 3-4 месяца, как быть? Сегодня поговорим о том, как избранницы моряков держат свое обещание, данное мужу в ЗАГСе.

Стоит ли выходить замуж за моряка?

Брак - дело добровольное. Люди совершают этот важный шаг в своей жизни по многим причинам: некоторые из-за большой любви, некоторые чтобы улучшить а есть и такие, которые просто хотят детей. Какова бы ни была причина, осуждать женщину нет смысла. У нее своя жизнь, и на что ее тратить - может решать только она. Поэтому, когда девушка выходит замуж за моряка, она должна отдавать себе отчет в том, что делает и какой результат получит.

Есть хорошая книга П. Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина». В ней рассказывается о том, что любой из нас заранее знает результат каждого своего действия, и, если любому человеку дать возможность прожить свою жизнь еще раз, одинаков будет не только конечный результат, но даже путь, к нему ведущий. Сделать из этого вывод несложно: жены моряков еще до свадьбы знали, что их будет ждать дальше. Поэтому, если девушка влюбилась и понимает, что это на всю жизнь, у нее даже не возникнет сомнений в правильности своего решения. А вот если сомнения начинают посещать, значит, женщина не уверена в своем решении.

Конечно, многие подруги будут перед свадьбой задавать Например: одумайся, легко ли быть женой моряка? Не стоит строить иллюзий, что любимый человек бросит свою работу ради женщины. Чаще всего он будет искать баланс и лавировать между этими областями жизни. Так что ответить на вопрос "Стоит ли выходить замуж за моряка?" можно так: "Есть сомнения - значит, не стоит". Если сомнений в правильности решения нет - тогда это ваш человек.

Как морально настроиться на расставание?

Провожая любимого в рейс, не нужно поливать его От этого не станет легче ни ему, ни вам. Моряку и так тяжело: он покидает город, семью и детей. Если в этот момент жена будет голосить, что не переживет новое расставание - это будет каторгой для мужчины. Расставаться нужно с улыбкой, говоря при этом, что 3-4 месяца пролетят незаметно. Жены моряков должны выучить этот ритуал.

Если очень хочется поплакать, то лучше это сделать ночью и рассказать о своем горе подушке. Ведь линию поведения матери будут копировать и ее дети. Представьте себе, что вся семья будет плакать при расставании. Моряк в море просто не выйдет. Нужно уважать выбор каждого человека. Бывает такое, что мужчина просто жизни без моря не видит, следует просто с этим смириться.

Чем занимаются жены моряков, когда их мужья в рейсе? Чаще всего они воспитывают детей, а свободное время уделяют своему хобби или саморазвитию. А также главная задача заключается в сохранении огня в семейном очаге, чтобы он не угас за время рейса.

Как поддерживать связь?

Жены моряков сегодня имеют возможность звонить своим мужьям даже на другой конец света. Благодаря "Скайпу", WhatsApp и "Вайберу" за такие переговоры даже не нужно платить.

Конечно, Интернет есть не везде. Например, на Северном полюсе связаться с мужем будет просто невозможно. В таком случае возлюбленные пользуются обычными бумажными письмами. Понятно, что такие послания могут идти по 2-3 месяца, но зато как приятно получать новости из дома. Многие женщины, да и некоторые моряки, вкладывают в конверты свои фотографии. Эта милая традиция позволяет увидеть главные события семьи хотя бы на бумаге. Ведь моряки по воле судьбы могут пропустить такие знаковые мероприятия, как роды жены, первые шаги ребенка, поступление детей в школу или институт.

Помимо фотографий, некоторые мужья, работающие на корабле, сочиняют стихи про жен моряков. Такая форма выражения любви доступна даже тем людям, которые в поэзии не сильны. Девушкам главное - внимание и форма. Конечно, содержание тоже важно, но все же часто оно отходит на второй план. Женщины же в свои письма частенько вкладывают детские рисунки.

Таким образом, они помогают своему чаду не забывать о папе. Данная связь важна, ведь часто бывают случаи, когда моряк уходит в рейс на 4 месяца, а маленький ребенок за это время успевает его забыть. Главная задача матери состоит в том, чтобы не напоминать детям о папе как можно чаще.

Перемены - всегда к лучшему

Молодые жены моряков часто удивляются, что возлюбленный уходил в рейс одним человеком, а пришел другим. Такое случается сплошь и рядом. Ведь за 3-4 месяца меняется любой человек. Но когда эти перемены происходят у тебя на глазах, их легко принять. Настоящая жена моряка никогда не станет упрекать мужа в том, что он изменился. Ведь любые перемены всегда к лучшему. Главная задача женщины состоит в том, чтобы найти эти лучшие перемены и акцентировать свое внимание именно на них.

Женщина тоже меняется за время рейсов. Большие перемены в жизни наступают с рождением ребенка. Женщина привыкает, что центр вселенной - ее чадо, и мужчинам часто это не нравится. Им хочется, чтобы во время приезда жена уделяла каждую свободную минуту именно ему. Поэтому часто моряки попросту ревнуют жену к ребенку. Конечно, многим женщинам хватает времени, чтобы тратить его и на мужа, и на ребенка. Именно такие отношения и бывают гармоничными. Семья начинает каждый раз узнавать друг друга заново, ведь это так интересно.

Нужно помнить, что характер человека и его мировоззрение формируется до 25 лет. После этого возраста человек тоже будет меняться, но в основном незначительно. Он может изменить свои вкусы и предпочтения, но его характер останется прежним. Жена должна об этом понимать, каждый раз встречая мужа и находя в нем некоторые перемены. Нужно не забывать о главных качествах мужчины, благодаря которым он стал ее возлюбленным.

Волшебные месяцы вместе

Жены моряков дальнего плавания иногда вынуждены ждать мужей по 9 месяцев. Но когда мужчины возвращаются домой, то наступает самая счастливая пора. Каждый раз после долгого ожидания молодые жены воспринимают возвращение мужа домой как еще один медовый месяц. Забыты все обиды, невзгоды и ссоры. В памяти остаются лишь самые светлые моменты. Женщина и мужчина первое время наслаждаются обществом друг друга и детей, если они в семье уже появились. Такие моменты обожают юные дарования. Папа для них - волшебник. Он возвращается домой и привозит с собой не только подарки, но и семейный уют.

Мама становится счастливой, и все вокруг окрашивается только в яркие цвета. После первых медовых недель семья уже готова встречаться с друзьями и родными. Как ни в чем не бывало моряки с женами гуляют, ходят в рестораны и кино, а иногда даже уезжают в отпуск на острова. Главное отличие семей, в которых женщина не видит своего мужчину больше полугода, заключается в том, что ссоры здесь практически не происходят. Нет времени ругаться, да и причин обычно не находится. Ведь семьи обычно разрушает быт, а здесь он слишком короткий, чтобы успеть перетянуть одеяло на себя.

Как воспитывать детей?

Когда у женщины муж - моряк, то воспитание детей взваливается на ее плечи. Здесь не придется винить отца в том, что он плохо справился со своими обязанностями. В таких семьях папа - волшебный человек, который все разрешает. А вот мама злая, она запрещает, говорит убирать игрушки и делать уроки.

Зачастую женщине бывает невыносимо сложно, даже сложнее чем матерям-одиночкам. Ведь одинокие женщины знают, что им не на кого положиться, а у супруги моряка есть опора, просто она обычно очень далеко.

Как встречают моряков дети? С удовольствием. Они рады, что наконец-то, пусть и на краткий период, но их семья станет полноценной. Дети с возрастом привыкают к режиму папиных рейсов и с нетерпением ждут отца на суше.

Воспитанием в семье занимаются в основном бабушки и дедушки. Причем сыновья моряков, несмотря на вечное отсутствие папы, тоже хотят ходить в рейсы. Посмотреть мир, полюбоваться необычайно красивыми природными явлениями, познакомиться с людьми другой национальности - все эти приключения кажутся маленьким мальчикам волшебной сказкой. Мамы стараются отговорить сыновей от такой рискованной профессии, но мальчики, если не выбирают карьеру моряков, то часто встают на военную стезю. Девочки, воспитанные в семье моряков, обычно привыкают боготворить мужчин. Они видят, с какой любовью смотрит мама на папу. И это отношения девочки потом пронесут в своей душе всю жизнь. Они будут искать мужчину, способного вызывать открытое восхищение.

Бывают ли измены?

Когда муж - моряк, жена невольно задумывается, как он справляется в рейсах без нее. Ведь одно дело - духовная близость, и совсем другое - физическая. Конечно, каждая девушка надеется, что ее избранник хранит ей верность и во время стоянок корабля в чужеземных странах не ухаживает за местными красавицами.

У мужчин на корабле есть правило, по которому коллеги по цеху не распространяются чужим женам насчет измен. Поэтому нет смысла допытываться у сослуживцев мужа о правде. Стоит просто положиться на верность супруга. Ведь в некоторых семьях мужчины умудряются изменять, живя с женой в одной квартире и не уезжая даже в командировки. Верность - это не какая-то черта характера, это такое же качество, как милосердие и дружелюбность, его нужно вырабатывать.

Говорят, что жены моряков изменяют намного чаще, чем их мужья. Это недостоверная информация, просто уличить жену в измене намного проще. Доброжелательные соседи и друзья всегда найдутся. А вот найти улики против мужа будет очень трудно. Но ведь изменяют же женщины, которые не состоят в браке с моряком. Поэтому подвести статистику затруднительно. Можно просто сказать, что хранить верность вполне возможно.

Самые известные жены моряков

Есть масса историй про то, какими мужественными бывают женщины. Сегодня девушки работают в милиции, охране, в следственных органах и т. д. Но есть женщины, которые не спасают мир, но на их долю выпадает наисложнейшая задача - ждать своего мужа из плавания. А ведь не все рейсы бывают торговыми. Некоторые судна отправляют на борьбу с пиратством. Вот именно об этом и будет история.

Елена Анциферова - жена командира корабля «Маршал Шапошников». 7 мая 2010 года женщина запомнит надолго. Именно в этот день ее муж вступил в схватку с пиратами и освободил танкер. Работа была опасная, а окончание поединка непредсказуемо. Женщина и две ее дочери двое суток места себе не находили. Они надеялись на удачный финал операции, который в итоге и состоялся. Такие истории случаются часто. Женам моряков даже поставили памятник в Одессе. Эта бронзовая статуя служит символом любви и верности. Благодаря любимым женщинам мужчины могут выполнить даже самую сложную операцию.

Дети моряков

Говорят, что любовь проверяется расстоянием. Таким проверкам дети моряков подвергаются не по одному разу в год. И, несмотря на остается самым любимым человеком на всей планете. С него нужно брать пример, ведь он человек, у которого за плечами большой жизненный опыт.

Мы уже говорили, что, вырастая, сыновья моряков часто выбирают военную карьеру. Если в семье были хорошие, теплые отношения, если мать любила отца, то сын будет уверен, что он всегда сможет найти себе любящую жену. Причем уверенность эта будет настолько прочная, что он и подумать не сможет, что его возлюбленная не захочет ехать с ним на край света.

Военный моряк - это почитаемая и хорошо оплачиваемая профессия. Нет необходимости говорить, что семьи таких людей живут в роскоши. Дети привыкают к этому уровню достатка и всю свою жизнь они не могут понизить эту планку. С одной стороны, это хорошо - значит, всегда будет к чему стремиться, но с другой стороны, окружающие могут назвать таких, уже выросших детей снобами.

Семейные традиции

Быть замужем за моряком - ответственная задача. Чтобы семейная жизнь была счастливой, нужно суметь завести свои традиции. Одной из главных, конечно, будет встреча моряка из рейса. Этот волнительный момент женщина может обыграть различными способами. Один из них - приготовить вкусный ужин и устроить незабываемый вечер. Есть где развернуться фантазии. Нужно также придумать способ отмечать семейные праздники.

Сложно встречать Новый год без мужа, но дети все равно будут ждать праздника. Женщина должна быть главой семьи и уметь обеспечить интересное мероприятие своим родным. Современные технологии позволяют наладить видеосвязь, а если такой возможности нет, значит нужно записывать поздравительные видео заранее. Дети будут в восторге от такого подарка. Особенно мило, если эти послания станут традицией. Дочери и сыновья будут ждать поздравления от папы на каждый праздник. И отец должен не подвести. Оригинальные ролики длиною в 5 минут помогут уменьшить дистанцию, а главное - дети будут знать, что папа помнит о них. Конечно, можно воспользоваться и услугами почты. Писать письма, поздравительные открытки, сочинять стихи - все это поможет скрасить ожидание и наладить тесный контакт между всеми членами семьи. Традиция совместного вскрытия послания тоже имеет место быть. Все члены семьи собираются за ужином и читают вести из зарубежных стран, написанные родным человеком. Все это, конечно, мелочи, но именно из них и будет складываться счастливая семейная жизнь.

Корреспондент «Морской Правды» пообщалась с женами моряков, чтобы узнать у них, насколько это тяжело либо наоборот несложно быть женой человека, большую часть жизни работающего в морях.

Действительно ли так сложно переносить длительное отсутствие мужа? Конечно, современным женам моряков значительно легче сегодня, потому что контракты по 9-12 месяцев остались практически в прошлом. Уже не надо ждать мужа почти год. И интернет технологии позволяют почти всегда быть на связи. Но все-таки на вопрос, легко ли быть женой моряка, может ответить только она – жена моряка!

Екатерина Лысак (жена 3-го механика, вместе 10 лет):

«Я очень часто слышу такие слова: «Тяжело, наверное, быть женой моряка…». И сочувствующий взгляд! И каждый раз я вру: «Очень тяжело. Скучаю так, что сплю плохо. Плачу от тоски темными вечерами». Почему вру? Думаете, я не люблю мужа? Люблю, конечно! Безумно! Просто не уверена, что каждый поймет, когда у меня в должности «жены» заслуженный отпуск: долой готовку, «Ура!», пустой холодильник, чтение любимых книг по вечерам, йога сколько угодно раз в неделю и, как следствие отсутствия продуктов минус 4 кг за 3 месяца. Не скажу, что так классно без мужа все время. Нет. Только первый месяц наслаждаешься отпуском от мучительных будней кухарки и уборщицы. Затем начинается кайф приятных скучаний за мужем. Я слышала, что есть такое выражение «романтический мазохизм», очень интересный факт. Когда ты романтик такой, что мир ждет от тебя стихотворений о любви, ты получаешь такое наслаждение от того факта, что с любимым человеком разделяют моря и океаны, твоя любовь возрастает и преумножается в звонках и сообщениях, полных нежности и признаний в сокровенных чувствах. В разлуке мы с мужем каждый день пишем друг другу «Я люблю тебя». Ведь нет необходимости говорить эти слова, когда видишь друг друга изо дня в день. Получается, что расстояние рождает романтику и будоражит чувства между нами, каждый раз возвращая нас на 10 лет назад, когда отношения только начинались и были трепетными и нежными, как лепестки роз.

И еще раз – тяжело ли быть женой моряка? Да, безусловно, но плюсы, которые вносит в наши отношения разлука, перекрывают все минусы данной профессии. Возможно, не все женщины готовы к испытаниям, которые связаны с морем, но если Вы – романтик в сердце, то будучи женой моряка, Вы откроете в себе новый большой мир и научитесь любить еще сильнее».

Вероника Китова (жена боцмана, 5 лет вместе):

«Как-то много драматизма в этом вопросе. Мужчины же выбирают для себя такую работу, когда ты вдали от дома большую часть своей жизни, почему тогда женщины не могут выбрать себе такого мужа? Лично для меня ничего такого в этом нет, я росла в окружении мужчин, постоянно занятых работой и вследствие этого не бывающих подолгу дома. Главное знать, что любимый где-то есть, пусть даже и не рядом в этот момент, но мысль о долгожданной встрече согревает. Это же как вечный медовый месяц! В то же время нужно иметь выдержку и терпение: не видя человека по полгода, отвыкаешь от его привычек и образа жизни, а иногда можно просто не узнать в нем своего мужа, тяжесть условий труда накладывают свои отпечатки на характер и ход мыслей. В общем, ничего сверхъестественного в том, чтобы быть женой моряка, нет, все та же жизнь, просто немного похожая на американские горки».

Юлия Голубовская (жена старшего помощника капитана, вместе 13 лет):

«Если говорить честно, то ответ на этот вопрос достаточно прост: женой моряка быть легко настолько, насколько легко быть женой, например, физика или архитектора… Ведь мы выбираем мужчину, а не его профессию. Да и за столько лет общения с коллегами своего мужа и их женами я поняла, что нет прямой зависимости между морской профессией и отношениями в семье. В семьях моряков, как и в любых других, бывают радости и печали, ссоры и примирения…

Самое распространенное мнение, почему сложно быть женой моряка, а сегодня это скорее миф, чем реальность – длительное отсутствие мужа. Я вспоминаю жен моряков 20-25 лет назад: так, сегодня должен прийти в порт, значит, сможет выйти позвонить, в какое время неизвестно, плюс-минус несколько дней стационарный телефон дома не занимать больше, чем на 1 минуту – вдруг позвонит, из дома не выходить, караулить телефон! И тут о чудо – долгожданный международный звонок, определяемый по характерным гудкам! Связь отвратительная, разговор на 2-3-й минуте обрывается… Тщетные попытки возобновления связи… И опять несколько месяцев ожидания и неизвестности… И так 8-9 месяцев! Вот это мучение – не поспоришь!

Сегодня же контракты моряков достаточно гуманны: от 2-3 недель до 4-5 месяцев. А с развитием современных технологий вообще нет проблем всегда оставаться на связи, мало того, еще и он-лайн можно проследить за пароходом супруга! Конечно, злые языки скажут, что все это ерунда, его же все равно нет 4 месяца дома, а вот мой муж каждый день при мне. Но как часто бывает, что пришедший поздно с работы и уставший за целый день мужчина, может физически и «при тебе», но не с тобой! Зато какое счастье, когда у мужа отпуск 3-4 месяца! Кто еще может позволить себе такой длительный семейный отдых? Для меня неоценима помощь мужа по дому во время отпуска, его общение с детьми, когда он полностью погружен в решение детских проблем, и его мысли сосредоточены именно на них, а не на работе, его способность всегда найти нужные слова поддержки в трудную минуту и, конечно же, его умение создать невероятное количество романтических моментов для нас двоих!

Есть, конечно, и одна проблемка: насколько бы ни был длинным отпуск, он почему-то очень быстро заканчивается! И вот тут ты осознаешь, что на самом деле означает быть «женой моряка». Благодаря профессии мужа я прекрасно разбираюсь в автомобилях: могу поменять лампочку в перегоревшем фонаре, залить антифриз в расширительный бачок , а недавно я увидела восхищение в глазах работника шиномонтажа, когда я попросила подкачать колеса, а он язвительно: «Конечно же, Вы не знаете, какое должно быть давление?» На что я ему ответила: «2,2 на всех четырех, думаю, правое переднее подспущено», что для него прозвучало из моих уст подобно предсказанию! Я могу спокойно поменять перегоревшие лампочки в квартире, поменять какое-то время протекавшую и окончательно сломавшуюся именно в отсутствие мужа душевую лейку, я умею пользоваться шуруповертом и различаю саморезы по дереву и по металлу. Я без проблем могу настроить роутер и переустановить систему на компьютере. Я неплохо разбираюсь в футболе, т. к. несколько лет назад мне пришлось стать связующим звеном между играми Лиги Чемпионов и футбольными болельщиками на пароходе супруга. Этот список можно продолжать бесконечно, но я уверена в одном: мой муж все это ценит, а мужская работа, которая ложится на плечи жены моряка в его отсутствие, не такая вроде и сложная, да и чем больше забот, тем быстрее пролетает время, и наступает долгожданный момент встречи.

Больше десяти лет я встречаю мужа в аэропорту, и каждый раз наша встреча неповторима! Взгляд, прикосновения, поцелуи вызывают такие эмоции, как будто это первое свидание, и нет девятилетнего опыта семейной жизни за плечами. Легкое головокружение, бабочки в животе, и мысли только о том, какое это все-таки счастье обнимать любимого мужчину, и все вокруг перестает существовать в тот момент… Ты начинаешь вдвойне ценить каждую секунду, проведенную вместе! Легко быть не женой моряка, а женой любящего и любимого мужчины!».

Юлия Голубовская с мужем

Ольга Карло (жена 2-го помощника капитана, вместе 3 года):

«Моряк… Эта профессия меня влекла с детства. Лет так в 14 я хотела себе мужа моряка или футболиста. Думала, что вот неплохо так будет, он себе работает, а я отдыхаю и живу в своё удовольствие. Но один момент я упустила. Любовь! Если любишь человека, то эти месяцы разлуки становятся невыносимыми. Я не из тех людей, которые плачут, которые закрываются в 4 стенах, жизнь бурлит, даже когда любимый в рейсе, но она лишена ярких красок. Это как быть без одного крыла. Это все время думать о муже, это быть сильной без права на ошибку, ведь тебе никто уже не поможет, разве что морально, и то не всегда, но в то же время это каждый раз как в первый раз. Романтика на всю жизнь. Ведь лишь на расстоянии можно понять, насколько тебе дорог человек и как тяжело без него!».

Семья Карло

Виктория Наумчук (жена судового повара, 5 лет вместе):

«Только девушки моряков знают, какая это прекрасная, но в тоже время и тяжёлая судьба – быть женой моряка. А тяжесть эта заключается во многом. Нужно быть очень сильной духом и верной, чтобы быть с моряком, так как на тебя возлагается большая ответственность, пока твой моряк в рейсе. Самая большая ответственность – это дети! Мы должны им дать всю свою любовь, любовь двоих родителей, заботиться о том, чтоб у них было всё, счастливое и беззаботное детство. Но как бы мама-морячка ни старалась, все равно ребёнку будет не хватать папы, а папам очень не хватает своих маленьких зайчиков. Морякам очень тяжело от того, что они не видят, как у их крошек появляются первые зубки, как они делают первые шаги, как говорят первые слова. Вот так дети растут, а у моряков проходит жизнь, и скажу, что романтики в этом мало, когда каждый раз ребёнок знакомится с папой, привыкает к нему, а потом опять по полгода, а то и больше растёт без папы! Мы, морячки, не имеем права хандрить или говорить, что я не смогу! Нет, мы можем многое! Мы должны всячески поддерживать своих любимок, должны переживать, как они там переждали шторм и качку. Но мы ни в коем случае не должны показывать им, что мы с чем-то не справляемся, потому что им там намного тяжелее в чужом краю. Романтика здесь в том, что разлука открывает нам второе дыхание и наполняет нас любовью, переживаниями каждую минуту, мыслями о любимом. Ты начинаешь мечтать о том, как ты будешь его встречать, как будешь обнимать и чувствовать его объятия. И когда вы уже встретились, то у вас в душе наступает эйфория и салюты, и весь мир останавливается! Девушкам надо хорошо подумать перед тем, как стать женой моряка, готовы ли они взять на себя такую ответственность и готовы ли ждать и прожить такую жизнь».

Катерина (жена 3-го механика, 3 года вместе):

«Я люблю профессию своего мужа. Нас не съедает быт, как у других, мы не умеем друг другу надоедать… Я всегда очень жду своего мужчину и скучаю по нему, и пускай говорят, что это не жизнь, не видеть друг друга по полгода, а я считаю, что это прекрасный способ всегда поддерживать пламя в отношениях! Дважды в год я обязательно плачу и люблю его сильнее, чем всегда, я скучаю, как только отпускаю его руку в аэропорту! Дважды в год я ощущаю огромное волнение перед встречей, помните, как в 16 лет, перед свиданием с мальчиком, который тебе очень нравится?! Эти чувства для меня всегда свежие и новые, и каждый раз я заново влюбляюсь в человека, с которым вместе не один год! Каждый раз я стараюсь что-то придумать, волнуюсь, нервничаю… Разве нервничают другие, когда муж приходит с работы? Разве ждут его так? Я люблю профессию своего мужа за то, что она позволяет мне всегда ценить моменты, когда он рядом».

Оксана Горобченко (жена 2-го помощника капитана, вместе 8 лет):

«Судьба свела с моряком, хотя я даже не мечтала об этом. В студенческие годы, честно говоря, немного засматривалась на морячков, на их красивую форму, так как училась по соседству с морской академией. Жизнь морская – это целый роман, история нежности, верности, любвиНастоящие чувства не боятся расстояний и разлук. Они только укрепляют любовь, делают её нежнее и трепетнее. Время ожидания всегда прямо пропорционально радости встречи. Хоть любимый и вдали от дома, но мысленно мы все равно вместе. Работа моряка – одна из самых современных профессий, требующих настоящих мужских качеств: смелости, выносливости, мужественности. Моряки – неисправимые романтики, с прекрасным чувством юмора и особой харизмой. Они добытчики, всегда в переживании за семью, даже вдали от дома. За умение ждать судьба вознаградила меня сторицей: настоящей любовью, крепкой семьей и счастливой доченькой».

Семья Горобченко

Ольга Уманская-Коновалова:

«Много лет назад я даже и не подумала бы, что буду женой моряка. У меня всегда было так: моряк – это не семья. А вот не зарекайтесь! Сейчас я – счастливая обладательница статуса Жена моряка, МОРЯЧКА, горжусь этим, честно, если б женам моряков выдавали форму, я первая стояла бы в очереди за ней. Это, конечно, очень сложно быть в разлуке со своей семьей так долго, переживания, нет связи подолгу, начинают всякие гадости в голову лезть, лично я очень эмоционально переношу рейсы. А в быту жена моряка – это мастер на все руки… Приходится им быть. Время идет, растут дети, да и мы не молодеем, провожаем мужей в море и считаем дни до встречи. Так и живём! Но это наш выбор!».

Ольга Уманская-Коновалова с мужем

Вы наверное слышали такую примету, что женщина на корабле - это к беде? Откуда это пошло? Давайте попытаемся узнать все версии...

На различных морских мероприятиях, на рыбалке к женщинам относятся настороженно. Это традиция тянется из глубины веков, когда женский пол вообще не допускался на корабли.


А всё почему? - Да потому, что с давних пор моряки давали своим кораблям женские имена (а на английском языке, к тому же, любые слова, обозначающее корабль, - женского рода).

Давали не просто так, а чтобы морской бог был более благосклонен к судну и его команде. При этом считалось, что ни одной женщине на корабле не место: корабль же «она» и как любая девушка будет ревновать к сопернице. А раз будет ревновать, то не будет слушаться моряков.

В 1562 году королем Дании был принят довольно свирепый закон, он гласил следующее:

«Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены
на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».

Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина - это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию - выбросить пассажирку за борт.

Как сказал бы, вероятно, Владимир Познер: «вот такие были времена».

Но можно еще припомнить несколько версий:

1. Истоки данного суеверия надо искать ещё во времена эпохи Великих географических открытий, именно тогда моряки вынуждены были месяцы, если не годы, так сказать "поститься" на кораблях. Любое появление женщины на борту вносило большую смуту в их ряды, и влекло за собой драки, ссоры и взаимное истребление. "Женские юбки на борту приносят раздоры и убийства!" — высказывались капитаны и именно по этой причине пытались препятствовать слабому полу попасть на корабль.

2. Да все же просто объясняется: мужчины всегда любили женщин и оберегали от бед и несчастий или старались уберечь. А в море ведь не сладко, в море тяжело, особенно в те еще времена, времена парусного флота. Вот поэтому и придумали такую примету, чтобы не допускать женщин на корабль.

3. Похоже эта примета пошла еще из Древней Финикии и Древней Греции, мореходы которых, поклонялись Нептуну и Посейдону, а согласно легендам, наибольшие неприятности этим богам, доставляли именно женщины. У русских поморов, так же считалось, плохой приметой, если перед походом женщина интересовалась его целью и сроками возвращения.

Однако между женщиной и морской стихией все же, видимо, существует некая мистическая связь. Наверное, начать здесь следует еще с отважных амазонок, которые осуществляли свои походы по Черному морю и покоряли прибрежные народы. Или со времен греко-персидских войн, когда, согласно Геродоту, в преддверии знаменитого морского сражения при Соломине на палубе флагманской греческой триеры внезапно возникла фигура женщины в ниспадающем белом одеянии, призвавшая оробевших при виде многочисленного неприятеля греков быть храбрыми и отважными. Интересен тот факт, что великий историк не персонифицирует женское видение как одну из богинь тогдашнего олимпийского пантеона. Впрочем, Саламинское сражение явило миру и еще одну вполне конкретную женщину, которую без всяких натяжек можно было бы назвать первой дамой-флотоводцем. Это была сражавшаяся на стороне персов царица Артемисия. Во главе своей флотилии она столь отважно билась с противником, в то время когда остальные корабли персидского флота были разбиты, что потрясенный Ксеркс, наблюдавший за ходом боя с прибрежного холма, воскликнул: "Сегодня мужчины были женщинами, а женщины - мужчинами!"

Впрочем, высокое реноме флотовоительниц было изрядно подмочено египетской царицей Клеопатрой. Во время сражения с римским флотом Октавиана при мысе Акциум она внезапно бежала с частью боевых кораблей, бросив оставшуюся часть своего флота на полное истребление. Ранние христианские предания донесли до нас историю о жившей в V веке святой Урсуле, пустившейся в плавание во главе одиннадцати тысяч девушек-паломниц. Увы, этой девичьей флотилии не повезло. В дельте Рейна они были перебиты и пленены гуннами.

В начале XVIII века скандаль-ную известность получили две пиратки — подруги Мэри Рид и Анна Бонни, наводившие ужас на торговый флот в Карибском бассейне. Они первыми бросались на абордаж, увлекая за собой остальных пиратов, сами выбирали себе любовников и дрались за них на дуэлях. Буйные морячки кончили свой путь в тюрьме. А предводительница целой флотилии китайских пиратов госпожа Цин, терроризировавшая в начале прошлого столетия воды Желтого моря и дважды наголову разгромившая флот китайского императора?! Госпожу Цин так и не удалось никому победить. Состарившись, она согласилась принять амнистию от того же императора и закончила жизнь в почете и славе.

Увы, твердо следовать данному принципу капитанам удавалось далеко не всегда. Так, на кораблях британского военного флота по приходе в порт на борту оказывалось иногда до пятисот особ слабого пола, спешивших побыстрей очистить карманы прибывших моряков. В истории осталось имя некой Ханны Снэлл, которая, переодевшись мужчиной, ухитрилась неузнанной прослужить без малого десять лет в британском флоте. А когда в 1782 году на Спидхэдском рейде вследствие взрыва затонул английский линкор "Роял Джордж", то из тысячи погибших на нем триста были женщины!

На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: "Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море". О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.

Но что мы видим сейчас?

На сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна - крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять.


Первой в мире женщиной -капитаном считается Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли - достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково - женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.

Существует уникальный пример из биографии женщины-моряка. В 1941 году, когда Балтийский флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям и под бомбами сотен фашистских самолетов, из десятков транспортов до Кронштадта невредимым дошло лишь одно судно под командой капитана Александры Щетининой, единственной в мире на тот момент женщины-капитана. Не перестают удивлять представительницы слабого пола и сегодня. Так, в Швеции уже на протяжении нескольких лет женщина успешно командует подводной лодкой и, по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляет куда больше выдержки, чем ее "мужественные" коллеги.

В плену у сомалийских пиратов находится (находилась!?) одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.

В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.

Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке - студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам - сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.

Конечно, на берегу женщине куда легче сочетать карьеру и семью, в море помимо оторванности от дома женищу встречают глубочайший скептицизм моряков-мужчин и чисто бытовые проблемы. Момоко Китада попыталась получить морское образование в Японии, капитан-наставник одной из японских судоходных компаний, когда она пришла туда в качестве кадета-практиканта, прямо ей сказал - женщина, иди домой, выходи замуж и нарожай детей, чего тебе еще в этой жизни надо? Море - не для тебя. В США прием женщин в морские училища был закрыт вплоть до 1974 года. Сегодня в Кингс Пойнт, Нью-Йорк, в Морской Академии торгового флота США, из 1000 кадетов 12-15% - девушки. Капитан Шерри Хикман работала на судах под флагом США, сейчас она лоцман в Хьюстоне. Она говорит, что многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование наравне с мужчинами и иметь возможность сделать карьеру в море. Ну и конечно, многие девушки по получении образования и соответствующего диплома работают в море недолго - обзаводятся семьей и уходят на берег, так и не став капитанами.

Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.

Женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.


16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота (), по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину - Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.

Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb - крупнейшее в мире судно для перевозки скота.

23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.

Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”

Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.

Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.


13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера.

Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.

В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

10 апреля 2009 - первой женщиной - командиром корабля ВМС Канады стала командор Джози Куртц, на днях она назначена командиром фрегата HMCS Halifax, одного из самых сильных кораблей канадского военно-морского флота. Всего лишь 20 лет тому назад женщины получили право служить на кораблях, но тогда никому и в голову не могло прийти, что женщина когда-либо сможет ступить на мостик корабля в должности его командира.

Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью.


источники
http://www.odin.tc/
http://www.izmailonline.com
http://www.bolshoyvopros.ru/
http://www.info-tses.kz