Воспитание. Воспитание детей

Родительское собрание. «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей (законных представителей)»

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

Ход собрания

Залив «Интеллектуалы»

Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Право и обязанность». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
Право – это…
Обязанность – это…

Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю… (ответ на слайде)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)

Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?

Как вы понимаете слова «Забота и воспитание – это право родителей…»
- В чем заключается это право на воспитание?

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?

К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства… а также развитие и обучение – это обязанность школы.
Вывод:
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», - говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства:… ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

Остров «Воспитание»

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1 : (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

Ситуация № 2 : (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому.
Ваш выход из этой ситуации.

Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные првычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Риф «Ответственность»

Сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Ответственность».
Предложить родителям на контуре руки, на каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
- Благодаря кому наши дети наделены теми качествами?
- Не зря в качестве контура выбрана форма нашей ладони! Почему? (все в наших руках)
-Что является самым важным для успеха ребенка?
Мы часто прибегаем к разным оправданиям, пытаясь объяснить, почему дети плохо учатся, плохо себя ведут. Какие могут быть причины? (Мы ссылаемся на бедность, неполную семью, чрезмерную занятость родителей, влияние окружающей среды…может быть, виновата школа, учитель…)
Перечисляя эти оправдания, мы гарантируем ребенку поражение! Потому что на самом деле мы оправдываем себя. Решение проблемы мы найдем всмотревшись в самих себя, поскольку главные причины успеха ребенка – это то, насколько его родители ценят образование, и сколько времени они проводят вместе со своим ребенком.

Порт «Свершение»

Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение»
Внимание! Рассказ «Губка»
Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную – получим красную. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения…), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Но мы можем сколько угодно читать ребенку натаций, а вокруг ребенок видит совсем другое, например, говорить о вреде курения, в то время, как ребенок видит с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие люди. Он скорее «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского : “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
-Хотелось бы закончить наше собрание песней: (клип на слайде)
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования». А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем.

Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.

Происхождение женщины

«Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой ()». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” ()».

Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной.

Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям».

Назначение женщины до грехопадения

«По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям».

Назначение женщины после грехопадения

После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” ()». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».

Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чем теперь состоит ее долг или какие обязанности она должна выполнять? На поприще жизни женщину ждут обязанности супруги, матери, хозяйки и дочери.

Обязанности женщины

Воспитание девочки должно подготовить ее к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.

Обязанности супруги перечислены в первой главе. Здесь лишь укажем, на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий:

Разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды;

Благодушно переносить суровость и все странности его характера;

Поддерживать падающие силы его духа;

Разнообразить и возвышать радости мужа.

Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы:

Управлять домом;

Уметь готовить здоровую пищу;

Иметь навыки оказания первой медицинской помощи;

Насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.

Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия.

Обязанности детей указаны в первой главе. Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери:

Чтить отца и мать;

Быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни;

Заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.

Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек

Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность. (О воспитании этих добродетелей рассказано в Разделе II учебного пособия «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»).

«Святой апостол Петр требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен». Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших». При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным. Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках. Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость. Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений… Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь». Святитель Филарет Московский пишет: «Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». ()

Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».

Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом. Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека. «Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия».

Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью. Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и потому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно. Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.

«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов. А преподобный Марк Подвижник отмечает, что «кроткий по Богу премудрее премудрых».

Движения сердца кроткого человека подчинено его уму. Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.

Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».

«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (), паче же на рассуждение».

Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души: «Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».

Методы воспитания кротости

1. Метод примера .

Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у нее этой добродетели.

2. Метод наставления .

Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться».

Учить девочек не раздражаться;

«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется».

Пресекать у девочек гнев;

«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения».

Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.

О воспитании благопокорливого нрава

Что значит благопокорливый нрав? «Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный». «Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле. Истинное богопочитание рождает истинную покорность».

Основные методы воспитания благопокорливости:

1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)

Пример родительской покорности Божией воле.

2. Назидания :

Учить все делать ради славы Божией.

Наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться

Учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия».

3. Метод внушения

Внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;

О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла». «Страх Божий очищает от грехов». «Страх Божий удерживает от зла и научает добру».

Основные методы воспитания страха Божия:

1. Метод примера :

Примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.

2. Метод поучения :

Беседы о свойствах Божиих

Беседы о сущности понятия «страх Божий».

Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха: «один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх».

3. Метод наставления .

Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну»

Удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его)

Исполнять заповеди Божии, делать все по совести

Иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений

4. Метод предостережения .

Учить избегать дерзости, так как она «изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»

Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п.

Говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов

Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.

«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах. <…> Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».

Какого человека называют скромным?

«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный. Приучить себя надо к скромному образу мысли».

«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».

Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.

Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?

«Одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.

«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу». Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.

Стыдливость – прирожденный страж невинности девушки

Важной особенностью женской природы, является стыдливость. которая, по определению святых отцов, является «прирожденным стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты».

Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.

«Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.

Правила сохранения стыдливости :

Избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают;

Следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями;

Удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров;

Удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.

О целомудрии девочек

Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами».

Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения. «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос».

Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями. «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу».

Таким образом, целомудрие (целостность ума) – является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины. Более того, целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души. В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека. Это проявляется и во внешнем облике. Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более важно и заметно это в самом человеке. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный». Более того: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства».

Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа; … «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ()».

Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства. Можно, сохраняя телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помраченного ума, поврежденной воли:

«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия».

«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души». Авва Геронтий

«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем».

С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия. Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». «…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…».

Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности».

Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины. Потеря целомудрия не даром называется падением: «Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением». Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю. «Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад: «Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть».

Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия. Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей. Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает: «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».

Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать. Каким образом? «Заповедано хранить целомудрие:

Во взглядах

В речах

В сердце».

В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия.

Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.

Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.

Все это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление.

Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью трудов девичьих наставников? Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности».

Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так: «Семейная жизнь потечет светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое».

В процессе девического воспитания нужно учитывать определенную способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.

Влияние на детей

«Женщина самому зародышу ребенка передает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей».

Ярким примером влияния благочестия женщины на ее детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий. Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми. «Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте».

«Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».

«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Влияние на мужчин

Особое влияние женщины имеют и на мужчин. Старец Порфирий отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».

Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению. Это подтверждает множество примеров. Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере. Поэтому святой апостол Петр дает женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении! «Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней…. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно».

Женщина высоконравственная облагораживает мужчин. «Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».

Влияние на общество

Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением. «Даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей. И такое воспитание девочек произвело переворот в республике. И образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа. Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины.

Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?

Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей».

«Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению». По этой же схеме происходят события и в современном мире. Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные».

Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: «Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу».

Основные правила воспитания девочек

1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры. Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления.

2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия.

3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.

4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.

5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.

6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду). «Одеяние <…> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» ().

7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия. Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.

8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.

В рассказе В. И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведенными средствами.

9.  Приучать девочку с детства заботиться о ближних.

10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых.

Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми. Что же составляет счастье девиц? Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах. Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям: «Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия».

Московская педагогическая академия

Духовные и нравственные основы образования и воспитания

под редакцией доктора педагогических наук

Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими. Каждый отец и мать хотят видеть своего ребенка воспитанным, здоровым, счастливым и эрудированным, но в какой-то момент их тревоги и волнения о будущем своего чада способны приводить к сбою, следствием которого становится противоположный эффект.

Эта статья поможет вам узнать о наиболее частых ошибках родителей в воспитании детей и пересмотреть свое отношение к этому важному этапу в вашей жизни и развитии вашего ребенка. Цена этих ошибок очень высока, но зная о них, вы сможете избежать тех последствий, которые они влекут за собой.

Ошибка №1 - хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей

Хвалить ребенка нужно только заслуженно.

Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.

Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).

В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!

Ошибка №2 – игра в демократию

Многие родители считают своего ребенка равной себе личностью, разрушая его понятия о необходимом уважении к мнению взрослых и более опытных людей. Приведем простой пример эволюции в природе: утка всегда водит за собой своих утят, а те ее детеныши, которые уходят в противоположном направлении, отсеиваются путем естественного отбора – их съедают. Примерно то же самое происходит и с детьми, которые пытаются распоряжаться взрослыми. А ведь решение таких проблем и вопросов им еще не по силам… В результате такие дети становятся невротичными.

Во многих случаях такая игра с собственными детьми в демократию уходит своими корнями в детство самих родителей. У многих из них были сложные взаимоотношения с отцом или матерью, и они искренне хотят не повторять их ошибок и стать для своего ребенка настоящим «другом». Однако такая ситуация невозможна, т. к. у ребенка нет еще достаточного опыта для жизни и он не знаком со всеми ее недостатками и опасностями. Именно поэтому не нужно забывать о том, что дети приходят в этот мир под наше крыло, и должно пройти какое-то время, пока они наберутся опыта, вырастут и станут «взрослыми утками».

Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной

Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен. Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи.

Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Ошибка №5 – вы не учите детей контролировать свои эмоции

Ребенку приходится сталкиваться на своем жизненном пути со многими стрессами, разочарованиями и трудностями. Если вы не научите их преодолевать и справляться с теми чувствами и эмоциями, которые они вызывают, то проблемы и сложности будут нарастать как снежный ком и полностью поглотят еще незрелого и неопытного ребенка.

Именно поэтому важно с раннего детства приучать ребенка контролировать проявления своих эмоций. Для этого вы можете сделать следующее:

  • показывать пример собственным поведением;
  • научить ребенка различать различные эмоции и обучить их названиям;
  • обращать такое же внимание как на свои эмоции, так и на его переживания;
  • научить обсуждать свои эмоции и переживания с вами;
  • не осуждать за эмоции;
  • сопереживать ребенку.


Ошибка № 6 – дарить подарки за что-то

Делая подарки за хорошее поведение, успехи в учебе или достижения на кружках мы рискуем выработать в ребенке зависимость от таких «призов». В результате такая погоня за никогда не удовлетворяющими бонусами и призами станет для ребенка сама собой разумеющейся, и у него пропадет ощущение, что подарки можно получать только за то, что его любят и хотят о нем заботиться.

Ошибка №7 – чрезмерная критика за ошибки

Дети, которые постоянно подвергаются критике за малейшую оплошность и отклонения от курса на совершенство, становятся буквально зависимыми от необходимости быть первым и лучшим во всем. При совершении какой-то ошибки они будут чувствовать себя ничтожными и бесполезными, и это негативно отразится на их личности: они станут обозленными и нервозными.


Ошибка №8 – угрозы, унижение и стыд для наказания

Ругая или критикуя ребенка, никогда не следует делать даже намека на то, что вы его не любите или он вам неприятен. Такое поведение родителей всегда приводит к тому, что дети становятся на время покладистыми, но потом ваши угрозы будут вызывать в них только безразличие или озлобленность.

Рано или поздно вы рискуете получить пренебрежительное отношение к себе, своим просьбам и возведете между вами стену непонимания и безразличия. Ребенок может стать скрытным, закомплексованным и нервозным или начать искать общение с плохой компанией, чтобы все делать вам назло.

Ошибка № 9 – требовать сделать то, что не соответствует возрасту ребенка

Некоторые родители в своем стремлении вырастить самостоятельного ребенка перекладывают на его плечи множество непосильных для него дел и обязанностей (постоянно нянчиться с маленькими братьями или сестрами, готовить себе еду и т. п.). В будущем такое «детство» способно вызвать негативное отношение к таким понятиям как семья и дети, т. к. у еще не сформировавшейся личности такой груз обязанностей может вызывать только негативное отношение, приводящее к эмоциональным срывам.

Ошибка №10 – постоянные попытки не давать детям скучать

Многие родители считают, что ребенок постоянно должен веселиться и чем-то заниматься. Однако такой насыщенный режим дня приводит к переутомлению и перенапряжению нервной системы, которые выливаются в раздражительности и нервозности. В течение дня каждому ребенку необходимо время, когда он может побыть наедине с собой.

Такое чередование спокойного времяпрепровождения и активности будет благотворно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка и его расположении духа.

Ошибка №11 – защищать детей от потерь, любого риска и последствий их поведения

Многие родители хотят, чтобы их ребенок ни в чем не испытывал разочарования и получал буквально все: от покупки самой простой игрушки до защиты от неприятностей с законодательством за какие-то весомые проступки. В результате такие дети становятся неблагодарными и воспринимают такую гиперзаботу как что-то должное и само собой разумеющееся. Избалованные дети, которым все позволено, необремененные поручениями и не знакомые с самостоятельностью, рано или поздно оказываются неспособными преодолеть даже минимальные жизненные препятствия.

Помните о том, что каждый из нас должен научиться проигрывать и отвечать за каждый свой поступок или ошибку. Так мы учимся быть мудрыми и становимся опытными. По данным исследований, дети, которые бывают в детских лагерях в лесу или в горах, становятся более самостоятельными, ответственными и преуспевающими. Вывод один: дайте своему ребенку возможность учиться на собственных ошибках или неудачах.

Ошибка №12 – невнимание к мнению ребенка

Некоторые родители настолько зациклены только на своей ответственности, что считают нецелесообразным прислушиваться к мнению своего ребенка. Такое отношение к мыслям и желаниям своего ребенка может привести к тому, что, став взрослым, он так и не научится принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Помните о том, что инфантильность в ребенке – это ваша вина. Ребенку нельзя категорично навязывать свои решения, необходимо предоставлять право выбора.

Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты

Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.

Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.

Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность

Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок». В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п. Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.

К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.

Ошибка №15 – эгоизм родителей

К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к. они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным. Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.

В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство. Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание. Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота.

Ошибка №16 – сравнивать ребенка с другими детьми

Многие родители часто пытаются сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставя их в пример. Задумайтесь над этими моментами и представьте, что переживает такое сравнение ваш ребенок, слыша фразу: «А у Максима больше пятерок в табеле» или «Как хорошо себя ведет Танечка и какая она умница», ребенок думает о том, что он хуже других. Возникающие у него переживания подрывают его самооценку и психику, и впоследствии такие внутренние терзания и страдания приводят к развитию комплексов, нервозности и даже психосоматических заболеваний.

Ошибка №17 – приучать ребенка к дисциплине в плохом расположении духа

Пытаясь приучать ребенка к дисциплине в тот момент, когда вы злитесь, вы рискуете зайти в этом процессе настолько далеко, что прибегнете к излишней силе или несправедливому наказанию. Такие действия всегда надолго оставляют в душе ребенка печальный и глубокий след. Впоследствии некоторые дети из-за этого могут замыкаться в себе, и вам будет еще сложнее наладить доверительный контакт.

Так что, если вы чувствуете, что раздражены до предела и можете выйти из себя, то возьмите себя в руки и оставьте ситуацию в покое на 10-15 минут (пока разум не возьмет верх над эмоциями). Воспитываете своего ребенка только после того, как окончательно успокоитесь, только так вы будете чувствовать, что поступаете правильно.

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Ошибка №19 – не делитесь собственными ошибками из прошлого

Воспитывая ребенка, помните о том, что он должен уметь чувствовать опасность, отвечать за свои поступки и уметь справляться с неприятностями. Помочь вам в этом могут беседы с вашим сыном или дочерью, в которых вы поделитесь своими переживаниями о совершенных вами в их возрасте ошибках. Избегайте быть излишне эмоциональными и не прибегайте в такие моменты к излишним нравоучениям. Попытайтесь быть в этот момент для своего просто старшим товарищем, который делится своим опытом.

Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка

Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.

Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.

Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:

  1. Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
  2. Внимательно слушать ребенка.
  3. Быть духовным наставником для ребенка.
  4. Учить любить окружающий мир и природу.
  5. Развивать его тело и ум.
  6. Подавать собственный пример.

Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.

Полезное видео по теме

Доктор Комаровский о воспитании детей:

1 , среднее: 5,00 из 5)

Общие условия семейного воспитания

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости и т. д. Все это очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка Легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания - уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходит в жизнь человек не совсем правильный. Возьмём даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но того никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, переделки - это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Можно... решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание,- это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте его надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместо хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей...

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы - общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем.

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки...

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье...

Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду...

Истинная сущность воспитательной работы - вероятно, вы и сами уже догадались об этом - заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей...

Для любого родителя их дети - самые, самые, самые. Но проводя много времени с нашими чадами, мы порой понимаем, что очень мало знаем о них. Мы стараемся их воспитывать согласно своим понятиям о добре и зле, у одних это получается хорошо, у других - не очень. Но в любом случае - это наши дети и мы их любим. А как например воспитывают детей в других странах? Или как их воспитывали раньше?

Про корейских детей можно с полной уверенностью можно сказать, что они старше всех детей на свете. Дело в том, что те 9 месяцев, которые ребенок проводит в утробе матери, в Корее прибавляют к его возрасту. Таким образом, малыш появляется на свет в девятимесячном возрасте, ну и естественно он старше своих сверстников из других стран почти на год.

Многие слышали выражение «мальчик для битья», но не все знают откуда оно пошло. А дело было так, в Англии, с 15 по 18 век, при воспитании принцев применяли оригинальный метод наказания, когда те в чем-то провинились. В этом случае наказывали не их самих, так как бить наследников голубых кровей строго-настрого запрещалось, а мальчиков, воспитываемых вместе с ними. Как в итоге показала практика, такой вид наказания оказался довольно эффективным. Так как принцу как правило не разрешалось играть с другими сверстниками, кроме как с этим мальчиком для битья, то у них устанавливалась тесная дружба.

В советское время детям уделялось много внимания. Существовали пионерские лагеря, дети ходили в походы, жили в палатках - сегодня детская палатка купить всегда можно в интернет-магазине игрушек КиндерЛенд. Помимо всего этого существовали специализированные интернаты для одаренных детей, откуда кстати и пошло выражение «и ежу понятно». Дети там обучались в классах с А по И. Те кто проучился уже какое-то время в интернате и имел определенный опыт обучения по нестандартной программе - учились в классах с А по Д, а вот новичков определяли в классы Е, Ж, И. По созвучию букв их называли «ежи». И когда «старички» хотели поддеть новичков, то говорили: «это понятно и ежу, а не только нам!».

После того, как власти Америки ввели обязательную идентификацию детей в апреле 1987 года, то по официальным данным их пропало около семи миллионов. Такая пропажа объясняется очень просто - до этого момента любой гражданин США мог в графе «иждивенцы» указать любое их количество, как правило вписывали несуществующих детей. И как не странно, в налоговой им верили на слово. Но после указанной даты налоговые органы стали требовать документы, подтверждающие, что эти «иждивенцы» на самом деле существуют. В итоге из официальных списков по пособиям сразу пропало семь миллионов детей.