"Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника". Стадии игры с песком у детей

Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды - это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.


Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.


Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки.
Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения.


А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души.
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы.
Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.


Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.


А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!


Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности.
Игра в песочнице, - это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.


В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.


Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными.
После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать, слепить из пластилина или представить в виде аппликации. Ребенок рисует, лепит, или работает с пластилином и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения. Ребенок, который использует в своих работах темные цвета, испытывает сильные чувства, переживания, и на работе могут появиться какие-то чудища, страшилки, огонь. Повторный рисунок по той же сказке, уже будет немного поспокойней, да и краски будут немного светлее и краше.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, или даже струя воды, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты.
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.


Вам нужно только объяснить своему ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий своему ребенку. Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция, и он пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое? Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить ребенку все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы ребенок в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице в слух, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
Проживание вместе со сказочными героями всевозможных ситуаций, в ходе которого осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот.
Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Попробуйте устроить с ребенком ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывайте двумя ладонями песок и сыпьте на ребенка. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда ребенок перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
Ребенку трудно выразить словами, что происходит с ним, что его гнетет, что его беспокоит, потому что у него маленький словарный запас, да что и говорить, порой и взрослые не могут найти причину беспокойного поведения ребенка, докопаться до первоначального источника.
Но беспокойство, страхи гложут его, его душу, и тогда происходит перенос этой тревоги, этой душевной боли на тело, ребенок начинает болеть.
У ребенка начинается энурез, заикание, непонятное никому агрессивное поведение.
Желательно спроецировать свой внутренний мир из вне, может быть нарисовать, слепить, но ребенок, например в маленьком возрасте плохо рисует, родители расстраиваются, ничего не могут понять, что происходит, и вот тогда на помощь может прийти песочная терапия, игры с песком, с помощью таких игр ребенок освобождается от тяжкого груза внутренних переживаний, и медленно, но уверенно идет на поправку.
Игра с песком поможет Вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.

Организация: МКОУ детский дом-школа №95

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Данная статья будет полезна педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и заботливым родителям.

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Вот как раз его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, ребенок почувствует его тепло, его текучесть, его движение.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться… Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.

Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Чем ребенку могут быть полезны занятия по рисованию песком?

Как и любое другое занятие ИЗО-творчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев , пространственное восприятие, мышление и внимание , воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка . К этому списку можно добавить, что при рисовании пескомразвивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Но это еще далеко не все!

Это очень актуальный в наше времяспособ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Эти занятия особенно рекомендуются специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

И дети, и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди.

Уменьшение стресса – одно из чудесных последствий искусства рисования песком. Манипулируя сыпучим материалом ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Этот вид изобразительного искусства развивает ручную моторику ребёнка, познавательную сферу (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственные представления), процессы психоэмоциональной саморегуляции, формирует творческий потенциал, совершенствует коммуникативные навыки.

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:

1. Минимум расходных материалов . Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.

2. Красота и пластичность . Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами . У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисуя песком, человек все больше уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства.

Отметим также несколько важных особенностей совместного с ребенком рисования песком:

  1. Ребенку лишь предлагаются варианты игр и заданий, а не заставляют его следовать строгой программе.
  2. Структура занятия адаптирована под интересы самого ребенка.
  3. Это пространство для самовыражения ребенка, без установленных жестких рамок и правил.
  4. Ценится его инициатива и мнение, но не молчаливое согласие с педагогом.
  5. Стимулируется развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовым ответом.
  6. Поддержка ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

7. Ценится природная мудрость ребенка и его уникальность, но не учит его «быть таким как все».

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

"Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно",

Писал К.Г.Юнг.

Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы. Сегодня мы поговорим о песочной терапии - занятиях для детей и взрослых, используемых в логопедии, психиатрии и аналитической психологии. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом.

Материалы для песочной терапии

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии. Ее особенность заключается как в простоте метода, так и в самых обычных материалах для игр и упражнений.

В рамках данной терапии используется водонепроницаемый ящик стандартных размеров (50х70см). Он может быть деревянным, пластиковым или любым другим, но обычно предпочтение отдают натуральным материалам. Психологи, проводящие сеансы песочной терапии, называют его «поднос», поскольку высота ящика составляет всего 8 см. Такие его размеры выбраны неслучайно - они идеальны для занятий с детьми, поскольку позволяют охватить взглядом всю рабочую площадь одновременно. Изнутри ящик для песочной терапии окрашен в голубой цвет, символизирующий бесконечность.

Песок, используемый для песочной терапии, должен быть предварительно просеян и прокален. Им следует наполнить ящик, но не до краев, а лишь на 2/3 объема. Иногда вместе с сухой составляющей используют воду, чтобы ребенок мог лепить из мокрого песка различные фигуры.

Отдельно следует сказать об игрушках для песочной терапии. Использовать можно любые предметы, но только небольшие (до 8 см). Обычно это и природные материалы (камешки, шишки, веточки, ракушки), и рукотворные (детские игрушки, фигурки людей, архитектурные постройки, машины, растения, предметы домашнего обихода и многое другое).

Упражнения для песочной терапии

Занятия проводятся как индивидуально, так и малыми группами. Как правило, сначала малышу предлагается просто познакомиться с материалами - потрогать песок, игрушки. Затем преподаватель (или врач) дает ребенку различные задания, которые могут быть различными по степени сложности в зависимости от возраста ребенка, его диагноза и от цели данного курса песочной терапии.

Упражнения и игры для песочной терапии могут быть следующими:

  • построить замок, город или дом своей мечты;
  • нарисовать на песке определенную фигуру или создать «картину»;
  • используя игрушки, вместе проигрывать различные проблемные ситуации;
  • устраивать «потопы» и «наводнения», спасая игрушки от воды;
  • крепко сжимать песок в кулачках (используется для стимуляции развития мелкой моторики и речи, а также для преодоления агрессии);
  • дать ребенку свободу в игре - пусть он создает именно те композиции, которые хочет (это помогает лучше понять, что тревожит ребенка).

Актуальность песочной терапии для детей

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии. Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной и т. п. Все эти виды относятся к арт-терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что

буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.

Проходить курс песочной терапии лучше всего у квалифицированного детского психолога. Кроме того, занятия с песком часто используются как игровые элементы в школах раннего развития, в некоторых методиках обучения дошкольников (к примеру, Монтессори). Иногда песочная терапия применяется в специализированных детских садах (логопедических, для слабовидящих детей и т. п.)

Педагог-психолог

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №36» Часовская Н.В.


Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем палкой, выкопать ямку.

Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.

Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень многие детские психологи на своих занятиях с эмоционально нестабильными детьми прибегают к рисованию песком.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование на песке гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Работа с песком успокаивает – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Рисование на песке дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Рисование песком - это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…

    Рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

    Песок - это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объемные, как живые.

    Рисование на песке отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создает так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

    Влияние таких игр на развитие ребенка:

    Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики куда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.

    Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развита далеко не у всех.

    Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.

    Безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.

    Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу!

    Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка. Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.

    Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

    Особенность этих занятий заключается в том, что ведет их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Рисование на песке для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.