Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение. Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы доу "в лаборатории воды"

Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению поставленных задач: позволяет детям развивать и закреплять знания о свойствах воды, её использовании; осваивать действия замещения и экспериментирования.

Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности:
с использованием игрового метода обучения, способствующего заинтересованной, непринужденной обстановке на занятии;
проблемного метода, содействующего развитию интеллекта ребенка.
Планируемый результат:
Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой.
Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.

Задачи:

Образовательные задачи:
Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.?
Овладение детьми действием замещения.
Освоение экспериментирования.

Развивающие задачи:
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Развитие познавательной активности.

Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Материал и оборудование:
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Поощрение: кулончики-капельки.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.

Методические приёмы:
Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Включение нового знания в систему знаний.
Осмысление: анализ занятия.
Поощрение.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу).
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)

Организационно – поисковый этап:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).

Физминутка:
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.

Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.

Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.

Опыт № 3. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.

Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.

Рефлексивно – корригирующий этап:
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группа по теме «Полезное мыло»

Цель: Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся различать и называть свойства мыла; смогут объяснить значение мыла.

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом.

2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения(мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

3. Формировать обобщения о значении мыла.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.

Дети заходят в музыкальный зал. Их встречает Маша-чумазуля.

Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.

Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые? Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности в ДОУ:

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

На экране появляется? и рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.

На экране появляется ухо перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям

На экране появляется язык перечеркнутый красными линиями и мыло посередине.

Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!

Воспитатель: Тогда проходите все к столу.

Маша чумазуля: Как всего много.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что необходимо помнить при работе с мылом.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.(она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша чумазуля: А до этого какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.

Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Воспитатель: А сейчас попробуем опустить один ĸонецтрубочĸи в воду, а в другой подуть, и посмотрим, что получится.

Маша чумазуля: А сейчас у вас что образовалось?

Дети: Образовались мыльные пузыри.

Воспитатель: Каĸие пузыри у вас получились?

Дети: Ответы детей.

Маша чумазуля: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приĸоснуться?

Дети: Да, Маша, он лопнет.

Маша чумазуля: А если подуть?

Дети: Они летят, оно легĸие.

Маша чумазуля: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надували.

Маша чумазуля: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла. Так значит и посуду надо мыть с мылом?

Дети: Да.

Маша чумазуля: А я хотела грязную посуду выкинуть, потому что не смогла её отмыть водой. Так может быть вы мне поможете её отмыть с мылом, а то её много.

Дети моют посуду с мылом.

Воспитатель: Ну вот мы всё и отмыли.Посмотрите на экран.

На экране появляются картинки, которые обозначают значение мыла.

Маша чумазуля: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

На экране появляется последняя картинка.(стирка)

Воспитатель: Ну что, Маша, отправляйся умываться и возвращайся к нам чистая.

На экране видео (Маша умывается и становится чистая). Маша появляется перед детьми чистая(отрывок из мультфильма «Королева зубная щетка»).

Маша чумазуля: Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть. Напомните мне ребята.

Дети называют свойства мыла и на доску вешают ĸарточки.

Маша чумазуля: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а мыло не только фокусник и обладает волшебными свойствами, но важно знать правила при работе с ним. Но об этом мы узнаем в следующем путешествии.

Маша чумазуля: И я тоже отправлюсь с вами в следующее путешествие. А сейчас я хочу подарить вам подарки- мыльные пузыри.

Екатерина Бачегова
Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо-магнит»

Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо магнит » .

Составлен воспитателем первой квалификационной категории Бачеговой Е. А. 2015 г.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи :

Образовательные :

Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер)

Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные :

Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности .

Воспитание навыков сотрудничества.

Воспитание нравственных качеств : доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования .

Методы и приемы, используемые на занятии :

Словесный рассказ воспитателя.

Наглядный показ слайдов.

Практическая исследовательская деятельность .

Предварительная работа :

Создание коллекции : «Игрушки- магниты»

Беседа на тему; «Что такое магнит?»

Д/и : «Рыболов» , рассматривание детской энциклопедии.

Словарная работа : магнит, примагничивается.

Материал : стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка» , фартуки,

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель : Создание у детей интереса к последующей практической деятельности .

Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.

-Воспитатель :

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано : «Детям средней группы » . По –моему, это наша группа или я не права ?) Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. (открывают письмо) . (песня «Толстый Карлсон» 1 куплет). Вы поняли от кого оно?) (слайд) . (звуковое письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.

Воспитатель

Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?) А вам не страшно?)

(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Что же это такое? (магнит)

2. Знакомство со свойствами магнита.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Рассматривание магнита : (стоя)

Возьмите его в руки и внимательно посмотрите : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей) .

Вывод : Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.

(слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Дети одевают фартуки, садятся за столы.

Опыт 1. «Какой магнит сильнее?» . (сидя)

Цель : определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.

Воспитатель :

Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь?) Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.

На столе лежат 2 магнита : большой и маленький.

Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? …., короткие?) Давайте проверим.

(работа в парах)

На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.

Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)

Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)

Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)

Значит, какой из магнитов сильнее?)

Вывод : Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Опыт 2 : «Все ли притягивает магнит?» (стоя)

Цель : Формирование знаний,о том что магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель :

Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.

1 стол : Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.

2стол : А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.

3стол : Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.

Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? ….) Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)

Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).

А сейчас проверяем.

1 стол (ответы детей) .

(слайд) Правильно!

2 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . Правильно!

3 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . (слайд) Правильно!

Почему они примагнитились?) Из чего они изготовлены?) Какие они? (ответы детей) .

А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей) -

Вывод : магнит притягивает лишь металлические предметы.

3. Физкультурная минутка.

Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

«Магнетизм» .

Цель : Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.

Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .

Воспитатель : Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы» . (сидя)

Цель : Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.

Воспитатель :

Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? (варенье) . А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором» ). Кто знает, как мы можем их оттуда достать?) Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется.) Ну что не можете? ….) А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.

После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.

Дети пробуют самостоятельно.

Что мы можем сказать (ответы детей)

Вывод : Магнит может примагничивать через стакан и воду.

4. Практическая значимость магнита. (стоя)

Цель : Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.

- Воспитатель :

А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит)

Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд,

диски (слайд)

Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)

Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.

Воспитатель

Ребята, вам понравились проводить опыты?

Что нового вы узнали о свойствах магнита?

Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?) И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.

А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок свои портреты и эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать , какие предметы могут примагничиваться.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«Вода-водица»

Программное содержание : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни , необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар) .

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи :

Образовательные :

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Развитие диалогической речи у детей.

Коррекционно-развивающие :

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие тактильных ощущений.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные :

Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование : рисунки по теме « вода » , стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить :

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку ?

(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане .

Правильно вода без цвета , без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?

Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?

- Вода окрасилась , значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Какая бывает вода »

(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека).

А теперь мы проведем еще один опыт , мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода , мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.

Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу

И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши

Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх

Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево

Скоро снег совсем растает приседают и встают

Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед

Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени

Громкой песней : кра-кра-кра машут руками, как крылышками.

Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой).

Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт . Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?

Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.

Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют. Мы говорим : она течёт;

Всем нужна я, Мы говорим : она играет;

Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,

И ручей, и океан, Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу! На землю падает опять.

Очень добродушная, Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Итог :

Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Поэтому : она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной : чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры : холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние : на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит . Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода . Такая вода есть в реках , озерах, родниках, под землей.

Светлана Ханнанова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Конспект НОД по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Вода"


Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ.

Конспект НОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе.

Цель : воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воды (льётся, прозрачная, без запаха). Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально- коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Художественно- эстетическое: упражнять детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, физкультминутка, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, загадывание загадки.
Материал и оборудование: одноразовые стаканчики и ложки,сахар рафинад, тазы с водой, картинки с изображением живого и предметного мира, краски, салфетки, пипетки на каждого ребёнка, листы белой бумаги.
Ход НОД. .
В гости к детям прилетает тучка (переодетый воспитатель).Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Тучка . Хотите со мной поиграть.
Дети отвечают.
Тучка . Давайте, вы сегодня будете моими капельками. Предлагает детям закрыть глаза, проговорить слова и превратится в капельки.
Раз, два, три
Будем капельки
Все мы!
Тучка. Ребята, а когда пройдёт дождь, что образуются?
Дети отвечают.
Тучка. А из чего состоит лужа?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает послушать загадку:
Если руки наши в ваксе.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо.
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без...
Ответы детей.
Тучка. Предлагает детям игру "Хорошо- плохо". Дождик это хорошо или плохо? Почему хорошо? Для кого хорошо?
Дети отвечают.
Тучка. У нас прошёл волшебный дождик и склеил все капельки и получился ручеёк стал двигаться по залу и добежал до столов.
Дети берутся за руки и бегут по залу к столам.
Тучка. Ребята, что вы видите на столах?
Дети отвечают.
Тучка. Дети, давайте с вами нальём себе в стаканы воды из тазика. Вода наливается в ваши стаканы?
Дети отвечают.
Тучка. Что делает вода?
Дети отвечают.
Тучка демонстрирует схему- картинку.
Тучка предлагает детям поднести стакан с водой к носу, чем пахнет вода?
Дети отвечают.
Тучка. Показывает детям схему- картинку, что вода не имеет запаха. Затем предлагает детям взять ложечки и опустить в стакан с водой. Ложку видно или и нет? Что можно сказать про воду, какая она?
Дети отвечают.
Тучка. Подводит детей к тому что, только чистая вода не имеет запаха и прозрачная, но может менять цвет если её подкрасить краской. капает в стакан капельку краски. Что произошло с водой? Какая стала цветом вода?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает детям взять кусочек сахара и опустить в воду, а в другой стакан опустить ложечку соли, что будет с сахаром и солью? Какая стала вода?
Дети наблюдают и отвечают.
Тучка. Ребята, значит вода может менять вкус или нет?
Дети отвечают.
Тучка предлагает поиграть в подвижную игру "Солнышко и тучка". (игра проводится два раза).
Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе? Давайте с вами поведём игру "Кому нужна вода?"
Дети выбирают только те картинки кому нужна вода.
Тучка. Проводит пальчиковую гимнастику "Дождик".
Дождик,дождик, веселей! (показывают как капает дождик все кистью).
Капай, капай,не жалей! (брызгают пальчиками).
Только нас не замочи (делают "домик" над головой, смыкают пальцы рук).
Зря в окошко не стучи (стучат кулачком об кулачок).
Брызги в поле пуще (показывают брызги пальчиками).
Станет травка гуще (растопыривают пальчики и покачивают ими).
Тучка. Показывает детям листок с нарисованной тучкой и спрашивает, что из тучки идёт?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает нарисовать дождик из пипеток при этом показывает технику рисования.
Дети рисуют дождик (играет музыка "Времена года").
Тучка . Ребята, как много я с вами узнала про воду! Как бы мне всё это не забыть, а давайте вспомним, что мы узнали о воде? Какая она? Кому нужна? Для чего нужна? Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо! Мне пора улетать, а вам снова превращаться в детишек.
Дети. Произносят слова:
Раз, два, три, четыре
Снова мы в детишек превратились! (пока дети проговаривают слова воспитатель переодевается).