Разрушение стереотипов. Сломать стереотипы

Лирическое отступление: один из самых главных уроков в моей жизни .

Давным-давно, я был наивным-наивным первокурсником. И как-то вечерком в общаге не слишком дружелюбный старшекурсник хлопнул мне пару раз по морде, а потом мы с ним выпили пива. Посмеиваясь и дыша перегаром, мой новоявленный приятель стал учить меня жизни. Взял возвышенно-философский тон, и, дирижируя стаканом, провозгласил:

В жизни нужно на каждом шагу спрашивать три вещи.

Зачем нам это надо?

Что нам за это будет?

Что мы с этого будем иметь?

Урок я вроде усвоил.

Так вот. «Зачем ломать стереотипы» — вопрос довольно простой и очевидный. Однако очевидные вещи нужно не только знать. Их нужно еще и осознавать как следует. И главное – действовать в соответствии с ними.

Стереотипы мешают нам достоверно оценивать мир вокруг нас. Мы получаем неверную информацию, а значит, строим на ее основе неправильное поведение. Неправильное – значит «неэффективное», мешающее добиваться наших целей.

Вот, например.

Стереотип «труд это уже ценность, слава труду» . Вот этот человек – молодец, работает целый день, устает, старается. Все правильно?

В ответ так и просятся цитаты:

«Получается, что лошадь лучше любого человека – работает больше» (Горький)

«Работаем от забора и до обеда!» (Армейский анекдот)

Примеров в жизни полно. «Марьивановна, но я же учил!» — вопит школьник, получая трояк. «Зато я сделал сто втулок» — оправдывается рабочий, получив нагоняй от мастера за огромный процент брака.

А ведь все так просто. Нужно не делать. Нужно – сделать. Причем не как-нибудь. Во всем важен результат. Результат и оценивается. А процесс – побоку.

Все это нужно не просто понимать. Нужно принимать. Иначе вы будете мыслить неэффективными категориями, а значит – работать впустую, ради процесса, не получая результата.

Ценность социального влияния на человека отрицать нельзя, посредством взаимодействия с обществом, развивается каждая личность, и эта система двухстороннего взаимодействия необходима. Однако одной из погрешностей этой системы являются стереотипы (некие обобщенные убеждения), которые «в голове» человека представлены устойчивой схемой восприятия взаимодействия в социуме.

Например, если взять стереотип, что жизнь любого нормального человека должна выглядеть следующим образом: родился, пошел в школу, затем поступил в институт, после чего нашел себе работу, женился/вышла замуж, нарожали детей, дали им хорошее образование, воспитали, затем пенсия и отдых. Согласитесь, в голове большинства людей, жизнь обычного человека представляется именно в таком ключе. И как знакомая бабушка говорила: «Все должно быть, как положено». А КЕМ положено, КОГДА и, главное, ЗАЧЕМ?

Давайте же разберемся, что же это такое - СТЕРЕОТИПЫ?

Данное понятие пришло изначально из типографского дела, определяло оно монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, используемую для печатных машин. В современной психологии и социологии стереотип имеет разнообразные понятия данного слова, все зависит от учения, в контексте которого оно рассматривается. Но существует все же общее определение, что "стереотип" - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее.

Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют.

Вся человеческая культура - это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов - это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в семье и в близком кругу общения нет способа подменить чем-либо индивидуальное понимание личности или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём - это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести. Фактически, наличие стереотипов в нашей жизни очень ограничивают возможности человека. Люди следуют по «замкнутому кругу» социального клише. Как часто, в детстве, мы задумывались: кем хотим стать, когда вырастим, и какая профессия будет у нас? Еще с детства наши родители, следуя определенным стереотипам, зачастую подталкивали на тот путь, который выбрали бы сами. А мы, следуя этому пути, по большей части, были не удовлетворены своей профессией и жизнью в целом. Всем эти можно подытожить, что следуя стереотипам, человек ограничивает свои желания и не раскрывает свой потенциал полностью, из-за чего не достигает тех жизненных высот, которые были ему открыты. Недавно, совершенно случайно, была подслушана беседа одной мамы и сына, мальчика лет 8-9: суть беседы сводилась к выбору будущей профессии ребенком. Мальчик заявил, что выбрал профессию - пицулянт. Мама его похвалила за выбранную профессию, поинтересовалась причиной такого выбора, когда ребенок дал исчерпывающий ответ, выдала монолог следующего содержания: «Если ты хочешь получать достойную зарплату как пицулянт, ты должен получить соответствующее образование, связанное с общественным питанием, выучить английский и немного итальянский языки, для поездки в Италию на обучение в специализированной школе по приготовлению пиццы, получить международный сертификат, чтобы здесь ты мог устроиться на высокооплачиваемую работу в хороший ресторан, прекрасно себя зарекомендовать и тебя стали бы приглашать в лучшие рестораны города, а может и страны». Казалось бы опять стереотипы, навязанные родителями. Затем она выдала фразу, по которой стало понятно, что ее ребенок не растет по стереотипам, а может выбрать свой путь для достижения своих желаний, и как он будет к нему идти тоже его выбор. Фразу этой мамы я помню до сих пор, вот она: «Сынок, мне все равно, какую профессию ты выберешь, хоть дворника, это твое решение и я его приму, но ты в ней должен быть лучшим, от этого зависит благополучие твое и твоей будущей семьи». Опять же это слово ДОЛЖЕН, со стороны может показаться, что мать «помещает» определенное суждение в голову сына, в таком вопросе как выбор профессии - опять же развивается стереотипное мышление. Но в этом случае оно носит позитивный характер, и служит поддержкой для принятия решения именно ребенком.

В наш век тотальной урбанизации, люди очень зависимы от стереотипов, такое положение дел может быть очень опасно для человечества в целом. Считается, что жить по клише намного проще, это сохраняет стабильность социальную человека и минимизирует расход жизненной энергии на решение каких-то проблем. Но рассмотрим проблему с другой стороны, если человек попал в стрессовую ситуацию, клише нарушается, а организм уже привык к определенному течению жизни. Происходит эмоциональный и физиологический ступор, который приводит к негативным последствиям в жизни человека. Вот почему надо разрушать стереотипы, если не постоянно, то хотя бы иногда.

Жизнь нашего общества можно представить в виде компьютерной игры, которая идет по определенному алгоритму. Некоторые личности «вырастают» из этого алгоритма и хотят создать свой. Такие люди выбиваются из общей массы, в народе их называют «белыми воронами». Стереотипы считаются нормой жизни. А все, кто от нее отклоняется, либо дураки и сумасшедшие, либо гении.

Парадокс - наука, технологии, системы управления развиваются бешеными темпами, а стереотипы стоят на месте. Складывается впечатление, что стереотипы, как в том высказывании: «чемодан без ручки - и нести тяжело и бросить жалко». И как бы человечество не вырывалось в своем развитии вперед, стереотипы как тот якорь, который все тянет

Чтобы было понятно, приведем пример. Сейчас в обществе активно развивается тренд жизни на пассивные доходы или создание бизнеса, который не требует особого вмешательства, при этом он приносит хорошую прибыть. К такому направлению можно отнести жизнь на проценты от депозита в банке или организация бизнеса по сдаче квартир внаем. Об этом пишут книги, пишут в интернете, создают различные системы и программы. Такой тип тренда впоследствии может перерасти во что-то большее (в индустрию, поколение, сообщество), а может и угаснуть. В нашем обществе стало «модно» следовать определенным трендам, если ты не «в тренде» - общество тебя не принимает, это тоже стереотип.

Жить под стереотипами стало очень сложно, человек должен пройти всю социальную «лестницу», как того требует общество, его личное мнение никого не интересует.

Было бы здорово, если бы в понимании людей, их стереотипом стало представление о том, что нужно рождаться, идти в школу, а может не идти, затем в институт (возможно), затем устроиться на работу, но не батрачить там до пенсии, а к примеру, построить головокружительную карьеру, которая позволит годам к 40 выйти на пенсию. Такой вариант жизненной позиции является более приемлемым для людей, которые не хотят жить по стереотипам.

Или же, накопить денег, открыть свой бизнес, автоматизировать его и снова похожий сценарий, годам к 40-50 выйти на пенсию.

Причем, на пенсию не нищенскую, а на достойную пенсию, во много раз превышающую государственную.

Вот представьте, вы заработали много денег и лет в 40 вышли на пенсию. Задайте сейчас этот вопрос любому человеку, смоделируйте для него такую ситуацию и пусть он ответит вам, чем бы он стал заниматься?!

Я думаю, ответ будет очевиден: «Буду ездить по заграницам, отдыхать, кутить, крутить романы, накуплю себе модных вещей и так далее».

Такой ответ показывает проявление сегодняшних стереотипов. А почему бы не заняться тем делом, которое нравилось тебе в детстве или юности. Почему бы не воплотить свои детские мечты в реальность. Ведь многие хотели получить другую профессию или заниматься абсолютно противоположным делом, чем они заняты сейчас. Представьте, как бы развилось наше общество, если бы люди занимались тем, чем хотели, а не тем чем должны.

Я думаю, что если бы люди занимались любимым делом, у нас было бы большее количество гениальных ученых в разных областях науки. Такие ученые посвящают всю свою жизнь любимому делу, достигая неимоверных высот. Но в наше время это просто невозможно, в погоне за большими деньгами, мы напрочь забыли о своих интересах, полагаясь только на существующие стереотипы в обществе.

Сегодня из детей не стараются сделать выдающуюся личность. Стараются сделать среднестатистическую, чтобы был как все, не выбивался из толпы. Ребенок должен стать менеджером, банкиром, бухгалтером - такие всегда будут при деньгах - рассуждают родители. И это тоже стереотип. Причем, губительный.

Почему бы не спросить ребенка, а что хочет он? Какая профессия ему по душе, какие интересы ему ближе и предоставить сделать выбор самому. А задача родителей помочь ему в достижении своих целей. Ведь не давая развиваться интересам ребенка, родители должны понимать, что их он не сможет стать великим ученым, писателем или художником, не сможет внести свой вклад в развитие общества.

Иногда смотришь на людей, для которых стереотипным поведением стало работать с утра до вечера, вечером приходить домой, объедаться на ночь, запивать все это пивом или водкой и засыпать с чувством выполненного долга, и не понимаю, неужели их это устраивает? Как это может нравиться? Неужели не хочется чего-то большего получить от жизни и привнести в нее?

Почему только немногие обладают стереотипом, что после работы нужно сходить на тренировку, прогуляться на свежем воздухе, поиграть с детьми, обучить их чему-то? Вместо бутылки пива открывают книгу. Почему единицы строят грандиозные планы и стараются их воплотить, а остальные лишь плывут по течению жизни? Почему только единицы культивируют в себе выдающихся личностей, а остальные только разлагают личность внутри себя? Только немногие борются с хамством, невежеством и грязью, а остальные плодят это вокруг себя в невероятном количестве.

Ответ на данные вопросы можно дать один - это неправильные стереотипы.

Пока большинство людей думают так, ничего не изменится. Но чем больше положительных примеров будет вокруг них, чем больше результатов от этих положительных примеров увидят остальные, тем больше вопросов будет появляться в головах тех людей, которым необходимы перемены.

Так же хотелось остановиться на видах стереотипов. В этом вопросе можно рассматривать все направления. Остановимся на основных:

  • 1) по степени адекватности относятся:
    • -истинные (носят положительный характер);
    • -ложные (предрассудки, упрощение восприятия - носят отрицательный характер).
  • 2) по субъекту формирования:
    • -сознательные, уже существующие стереотипы, возникающие в опре-деленной ситуации;
    • -стихийные, возникающие время от времени в независимости от ситуации.
  • 3) по объекту формирования (на кого направленно):
    • -индивидуальные (пример, стереотип «блондинки»)
    • -групповые (национальные стереотипы, относящиеся к определенной этнической группе)
    • -массовые (стереотипы применяемые массово, например, к населению какой-либо страны)
  • 4) по сферам проявления:
    • -стереотипы мышления (оценка)
    • -стереотипы поведения
  • 5) по степени изменчивости:
    • -стабильные
    • -консервативные
    • -подвижные
  • 6) по значению:
    • - функциональные
    • - разрушительные

Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов:

  • - когнитивная - генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации - когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы заменять другими;
  • - аффективная - определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
  • - социальная - разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

Для нашего общества очень важна социальная функция стереотипов. Это так называемый «маячок», на который ориентируется социальная позиция людей. Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, выражающими представления о целой группе людей. Остановимся на социальных стереотипах поподробнее.

К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Так в свое время очень были распространены анекдоты про чукчей. Складывалось впечатление, что высмеивалась тугодумость и недалекость данной национальности. Хотя и среди чукчей много образованных и умных людей с высшим образованием. стереотип социальный общественный этнический

К индивидуальным стереотипам можно отнести стереотипы поведения. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.

Приведу пример: маленькая внучка интересуется у бабушки о принадлежности ее цвета волос к типу. На ответ бабушки, что она - блондинка, внучка восклицает: «Я, что тупая?!» Прямой индивидуальный стереотип. И заметьте, это заключение делает маленькая девочка, то есть отныне она будет дальше жить с данным стереотипом.

Есть мнение, что социальные стереотипы - это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности, как проявлению национального стереотипа. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только лучше узнать его как человека, а не следовать стереотипам национальности. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании, ведь человек с большим опытом работы в определенной отрасли является отличным сотрудником.

Сейчас в этой области делается много исследований, работа многих корпораций зависит от стереотипов, сложенных в коллективах. Для выявления этих стереотипов используют следующие приемы:

  • - обнаружение устойчивых тем для разговоров, например, среди знакомых, коллег;
  • - проведение опросов, интервью, анкетирования;
  • - метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином предмете или явлении;
  • - метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Рассмотрим метод выявления ассоциаций, как наиболее интересный с точки зрения определения стереотипов мышления.

Вопросы к аудитории: «С чем ассоциируется такое природное явление как весна? За 30 секунд выберите один вариант ответа».

Варианты ответов:

  • 1) теплая погода;
  • 2) тюльпаны;
  • 3) зеленая трава;
  • 4) первая гроза.

Проведем подсчет частоты совпадающих ответов:

  • - сколько человек выбрали 1) вариант?
  • - 2) вариант?
  • - 3) вариант?
  • - 4) вариант?

Если частота одинаковых ответов превосходит 50% от общего числа тестируемых, то можно считать данную характеристику правдоподобной формулировкой стереотипа сознания.

Это примитивный пример метода ассоциаций. В конкретной производственной среде психологи применяют более глубокие приемы выявления стереотипов методом ассоциаций.

Данные меры помогают разрушить многие стереотипы, возникающие среди сотрудников предприятий и наладить коллективную работу, поднять корпоративный «дух».

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы - это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок.

Стереотипы формируются в основном, средствами массовой информации. Иногда - классическими литературно-киношными образами, часто - рекламой, для чисто деловой выгоды. Мы ломаем свою жизнь, чтобы соответствовать стереотипам, которые окружают и влияют на нас.

Ломайте стереотипы, или стереотипы сломают вас.

Человеку многое дано, его окружают возможности наладить личную жизнь, устроиться на работу, повысить уровень жизни. Однако не каждый способен принимать подарки судьбы. Причиной тому - страхи и неуверенность в себе. Чтобы получать от жизни удовольствие, этот негатив необходимо изживать.

Инструкция

Борьбу со страхами нужно начинать с их осознания. Для этого выберите удобное время, когда вас никто не будет беспокоить. Останьтесь наедине с собой, приглушите свет. Создайте расслабляющую атмосферу. Закройте глаза и подумайте, что вас тревожит больше всего, что мешает вам жить спокойно.

Примените действенный психологический прием. Представьте, что то, чего вы боитесь, уже случилось. Переживите это, в мельчайших деталях продумайте, как это может произойти, и что будет потом. Самое важное – определить, что вы сможете предпринять в ответ на пугающее вас развитие событий. Например, вы страшитесь потерять работу. Вообразите, что это уже случилось. Что вы предпримите потом? Сосредоточтесь на этом этапе размышлений, и впредь, при появлении страха, мысленно возвращайтесь к нему.

Чтобы избавиться от неуверенности , психологических упражнений недостаточно. Неуверенность основана на том, что подсознательно человек считает, что он недостаточно хорош. Это может касаться как отношений с противоположным полом, так и занятия должности, достижения определенного статуса, и т.д. Поэтому постоянно тренируйтесь в той области, в которой хотите чувствовать уверенность в своих силах: чаще знакомьтесь на улице, углубляйте профессиональные навыки, и т.д.

Найдите возможность утверждаться в своих силах. Например, если вы художник, но неуверенность в себе мешает вам брать серьезные заказы, начните с выполнения маленьких работ. Важный ньюанс состоит в том, что эти маленькие работы вы должны делать не для себя, а для заказчика. Тем самым вы будете тренировать свое сознание для более крупных заданий.

Обратите внимание

Знаменитый психолог Карл Юнг утверждал, что преодолеть страхи без веры в Бога невозможно.

«Тараканы в голове » - это негативные мысли, привычно крутящиеся в мозгу, ваш внутренний монолог. Изо дня в день пережевываемая жвачка из слов может довести человека до стресса. Есть хитрости, помогающие избавиться от этих надоедливых «насекомых».

Вам понадобится

  • - перестраивание своего мышления;
  • - общая тетрадь;
  • - ручка;
  • - медитация;
  • - проговаривание аффмрмаций вслух;
  • - отработка эмоций/

Инструкция

Займитесь депрограммированием – «перестройте» свой мозг, очистите его от ненужного мусора. Избавляйтесь от своих убеждений – крутящихся в голове программ, портящих настроение и мешающих жить. Уничтожайте подсознательные команды, вроде: «Все уроды», «Я боюсь красивых людей», «Я виноват», «Лень раньше меня родилась», «Я должен много работать», «Скоро я пойду по миру с сумой» и многих других, часто неосознанных и нелепых.

Имейте в виду, что «тараканы» имеют силу, пока они связаны с какими-либо неосознанными эмоциями. Чтобы подсознательная программа прекратила действовать, с нее нужно снять эмоциональный заряд. Для этого нужно осознать эмоцию, перевести ее из подсознания в сознание, полностью пережив ее.

Для того чтобы «вытащить» свои неприятные эмоции наружу, воспользуйтесь приемом «интуитивного письма». Он заключается в ведении , в который вы каждый день должны записывать проявление очередного «таракана» и искать причину его появления. Например, в вашем дневнике может появиться запись: «Сегодня я нагрубила , сказав, что ее сын – тряпка. Мой таракан: все мужчины много зарабатывают, а мой муж меньше всех». «Эмоция, питающая моего таракана: зависть. Я ужасно своей соседке, которой супруг подарил на день рождения дорогую машину». Далее вы должны осознать, что зависть – это разрушающее чувство? и «раздавить» этого «таракана».

Медитируйте, если у вас не получается избавиться от «тараканов в голове» методом интуитивного письма. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь, отключите телефоны, включите релакс-музыку и пассивно наблюдайте за собственными мыслями. Ловите «тараканов» и не давайте им раскручивать клубок бесконечного монолога. Попросите их помолчать. Представляйте себе, как вы давите их. Здесь могут помочь следующие аффирмации: «Я абсолютно спокойна и свободна от каких бы то ни было догматов», «Мой мозг работает мне на благо», «Мое мышление чисто и прозрачно, как у младенца», «Сейчас я ни о чем не думаю», «Я никогда больше не буду испытывать злость, зависть, жадность и страх» и т.п.

Отпустите свои эмоции. Постарайтесь максимально прочувствовать то, что вас тревожит. Представьте, что может случиться в самом худшем варианте поворота событий. Переживите это, можете даже поплакать, если вам хочется. Освободитесь от этих эмоций, вы уже все пережили и «отработали».

Старайтесь меньше слушать людей. То есть слушать их? конечно же? нужно, но не стоит все слишком близко принимать к сердцу. И если вам пытаются внушить «очередного таракана», не поддавайтесь, имейте свою точку зрения.

Видео по теме

Полезный совет

Обратитесь за помощью к опытному психологу, если у вас самих не получается избавиться от «тараканов» в голове.

Мода на экстрасенсов и бабок-гадалок приобрела такие масштабы, что даже самые трезво мыслящие люди кинулись то наводить, то снимать порчу. На самом деле, заговор – это обычное самовнушение, которое является большей проблемой для того, кто его заказывает и наводит, чем для того, на кого его наводят.

Инструкция

Почитайте о первобытных обществах, о примитивных формах мышления. Раньше шаманы делали вид, что при помощи заговора вызывают огонь. На самом деле, в нужном месте была припрятана тлеющая головешка. Сейчас никто не поверит в то, что чтением каких-то текстов или бормотанием фраз можно изменить материальное. Это легко проверить. Но в области отношений вера в приобретает пугающие масштабы. Поняв принципы получения огня, люди перестали бояться шаманов, которые их вызывают. Если вы поймете, как действуют заговоры, почему эти обряды самовнушения пользуются успехом преимущественно у недалеких дам, вы тоже сможете избежать их воздействия на себя.

Поймите, что заговор – это самовнушение слабого. К заговора м прибегают (реже мужчины), которые исчерпали все способы воздействовать на ситуацию в личном общении. Основой заговоров обычно является , которая считается грехом в большинстве религий. В светском же зависть называют пороком. При помощи заговора неудачницы пытаются лишить более успешных людей достигнутого – денег, любви, возлюбленного и т.д.

Изучите принцип действия защитных психических механизмов. В этом вам помогут консультации или хорошая литература по . Наша психика имеет систему защит ее целостности от травм и повреждений. Эти защиты бывают, если сказать грубо, «полезные» и «бесполезные». Полезные, или адекватные защиты выводят нас на новый уровень отношений, помогая преодолеть проблемы, решить конфликты. Бесполезные защиты часто неадекватны и неконструктивны. Их цель – на время ослабить страх, или иные негативные эмоции. Но они не ведут к решению проблемы. Заговор – самовнушение, которое делается при помощи чтения текстов и каких-то ритуальных действий. Либо это внушение со стороны некоей бабки или экстрасенса. На время он помогает жертве почувствовать себя более спокойной, более сильной и значимой. Но проходит время, человек, на которого наводили , жив и невредим, его обстоятельства жизни только улучшаются, а жертва продолжает верить в потусторонние силы. В большинстве случаев, заговоры – лишь заработок для шарлатанов, который не решает проблемы того, кто его заказывает.

Проявите смелость, верьте, что защита от заговоров внутри вас. Если вы – человек верующий, поищите молитвы от дурного глаза, они есть в каждой религии. Если вы атеист, можете написать себе короткую аффирмацию или текст, который подбодрит вас при встрече с тем, кто предположительно наводил на вас порчу. Смотрите этому человеку смело в глаза, говорите с ним спокойным и уверенным голосом. Он должен видеть, что не внес эмоционального дисбаланса в вашу жизнь. Когда докажете обидчику, что не боитесь его, он сам поймет, что читать на вас заговоры - дело пустое и безнадежное.

Комплексы - это то, что отравляет жизнь множества людей. Даже у самых внешне уверенных часто есть какое-то скрытое недовольство собой. Самому человеку бывает сложно избавиться от деструктивных психологических программ, он может их даже не осознавать. Близкие люди, если имеют желание, могут помочь ему внутренне освободиться и начать жить эффективнее.

Перед тем как читатель познакомится с моим эссе, я, наверное, должна сказать несколько слов о себе.

Парадокс судьбы заключается в том, что я начала печататься по-русски в Финляндии, а в своей собственной стране, на языке которой и для людей которой пишу, - по-фински. Журнал “Carelia”, выходящий в Петрозаводске на финском языке, уже давно перевел мои рассказы “Солнечные змейки”, “Предрождественская толчея”, “Ленинград - Красноярск - и обратно”, “Рыжая черепаха”, “Задрыга”, “Сорок восемь часов дороги домой”, статьи “Я - в Финляндии” и “Дорогих мужчин поздравляю с 8 Марта”, опубликованные за рубежом. В российских журналах по-русски я начала печататься как автор литературных произведений лишь с 2003 года.

Мое новое эссе - это продолжение серии очерков, которые были написаны о странах, где мне повезло жить: об Индии, Дании, Франции. И вот теперь - еще одна страна, в которой я нахожусь с 1993 года.

Итак, “Впереди - Финляндия!”

Под таким названием в 1994 году был напечатан первый очерк, положивший начало всем моим дальнейшим литературным публикациям. С тех пор прошло
10 лет, и я снова, уже с позиции нового опыта, возвращаюсь к этой теме.

Впервые я попала в Финляндию в 1989 году.

Я вышла из поезда и почувствовала, что вокруг меня все другое: архитектура зданий, улицы, магазины, люди с мило кюсюмюксюющим языком (“кюсюмюс” - по-фински “вопрос”); даже, кажется, небо было другим: оно было непроницаемым, плашмя лежало над головой, окутывая середину дня в сумерки, и из него в январе мелкой крупой сыпался дождь. И я поняла, что нахожусь в другой стране, в том месте, которое называется “столица Финляндии”. На меня наехал магазин “Сокос”, потом “Стокманн” - как огромные океанские лайнеры, полные чего только не! - я вертела головой направо и налево, все с интересом разглядывала, улыбалась, мне тоже улыбались все вокруг. Почти никто не говорил по-английски, но все старались доставить мне как можно больше удовольствия от пребывания в их стране.

Я без труда съездила еще и в соседнюю Швецию на изумительном пароме, который и сейчас курсрует между Хельсинки и Стокгольмом, с музыкой, барами, бутиками, какими-то театральными представлениями и незабываемым буфетом, где я за чисто условную по нынешним временам плату съела пять тарелок деликатесов и ночью поняла, как умирают от обжорства. (Но все-таки выжила и благополучно вернулась обратно в Хельсинки).

Я впервые побывала в стране, где живут финны.

Конечно, я помнила двух героинь сказки Андерсена (к ним попала Герда, когда искала Кая): Лапландку и Финку, которые переписывались на вяленой треске. Я вспоминала именно этих персонажей, когда смотрела на окружавших меня людей: они были немногословны, но так же добры и готовы помочь.

В одной из статей профессора Хельсинкского университета Арто Мустайоки я прочитала о том, как финны определяют себя сами: отношение к труду серьез-
ное - это самое важное в жизни, - работать любят; работают быстро, точно, аккуратно; молчаливы и эмоций не выказывают, люди замкнутые, скромные, разумные; друзей мало, отношения с друзьями не теплые, но добрые и верные; любят стабильность и порядок, воспитаны быть вежливыми. Власть уважают.

Именно это я, кажется, и прочувствовала за то короткое время, пока находилась здесь.

Меня возили в незадолго до того открывшийся научный центр “Эврика”. Это было необычно и красиво, особенно стереофильм, который демонстрировали в конце: у меня осталось полное ощущение того, что я плыву на катере.

Мне показали, как работает самая знаменитая в Финляндии и известная на весь мир Лаборатория низких температур Хельсинкского технологического университета (Kylmalaboratorio). Проведя за простую, похожую, скорее, на гаражную, дверь внутрь длинного коридора, мне сказали: “Вот здесь и делается финская физическая наука”. Вдоль всего коридора в комнатах у компьютеров сидели спиной друг к другу сосредоточенные люди, а дальше шли огромные помещения с установками. Тишина царила полнейшая, только шумела копировальная машина. Мне сказали: “Во время рабочего дня в Финляндии никто не разговаривает”. А у меня глаза разбегались от лежавших на столах красивых ластиков, точилок, скрепок, разноцветных шариковых ручек, папок, белоснежной финской бумаги, от белизны и чистоты стен.

Экскурсовод водила меня (единственного туриста!) по зданию Парламента. Я побывала в Атенеуме, и в Национальном музее, и во многих других. Меня приглашали в рестораны и в гости. И когда от всего виденного и слышанного я приходила в восторг, только скромно покачивали головой и улыбались, а когда бурно выражала эмоции, разводили руками и говорили как само собой разумеющееся: “Но у нас это всегда так!”

Девочки и мальчики в шапочках с помпонами и рюкзачками за плечами напоминали мне рождественских гномов и умиляли.

Хельсинки остался в моей памяти как тихий, спокойный, с размеренной жизнью город скромных, трудолюбивых людей, уважающих собственные традиции и историю. Финнов.

Но я никогда не забываю, что tempora mutantur et nos mutamur in illis 1 .

В девяносто третьем я приехала в Финляндию опять, и меня поразило состояние депрессии, в котором находились люди. Все как бы притихло и настороженно замерло. Это, может быть, было незаметно для глаза, но это ощущалось.

Я осела надолго. Когда живешь в среде, увидеть изменения, которые происходят в ней, гораздо труднее. Но первое, что, я думаю, бросается в глаза, - это русские автобусы в центре Хельсинки и русская речь, которая звучит вокруг. Вы находитесь в ней постоянно: на улице, в магазинах, в кафе.

Подростки ругаются знакомыми словами где-нибудь в метро или около универсама... простите, kkk-MARKETа... Это тоже создает соответствующую ауру... Те, кто попал сюда гораздо раньше нас и кто всегда старался нести в себе Русскую Культуру - я написала оба слова с заглавной буквы, потому что именно это имела в виду, - должны, наверное, испытывать разочарование: теперь мы так часто демонстрируем бескультурье, и это выглядит печально. Именно в той среде сохраняются до сих пор русские мелочи быта: русские конфеты, чай в тонких стаканах в подстаканниках, что создает иллюзию определенного стиля жизни. Еще несколько лет назад в среде “старых русских” озабоченно говорилось: “Мы должны сохранить язык Пушкина и Толстого!”

Бывая теперь в магазине (в “Стокманне”), я, пожалуй, не чувствую никакой разницы, как если бы я находилась в российском универмаге. Рядом слышу: “Так, пойдем дальше, посмотрим, что тут дают!” Или: “Так какую люстру брать: с пятью рожками или с тремя?.. Хрустальная, итальянская... Две? А вторую куда повесим?..” (это - консультация с женой по мобильнику). Узнав во мне русскую, предлагают: “Сейчас мы вызовем русского продавца, который обслужит вас”. И перед самым закрытием на прекрасном русском языке объявляют: “Уважаемые покупатели! До закрытия магазина осталось 15 минут”.

На улице же у меня полное ощущение того, что я в Москве: машины мчатся, люди несутся, задевая друг друга, все куда-то спешат, а если не спешат, то раздражают (“И что пройти не дают?! Остановились тут!”). В дни распродаж по Хельсинки движется поток набитых вещами целлофановых пакетов. В пустых раньше вагонах метро в часы пик теперь не сядешь; стоя с правой стороны эскалатора, ощущаешь с левой нескончаемое движение людей. И куда делись они, те, среди белых снежных сугробов, спрятавшиеся в уютных деревянных домиках, коротающие зимние вечера за чашечкой крепкого кофе и прислушивающиеся, не звенят ли уже вдали рождественские колокольчики на шее у joulupukki (рождественского козла), который, стуча копытцами, несется по снежным равнинам Финляндии с севера на юг?

Вокруг - справа, слева, впереди, сзади, издалека - слышны реплики на нашем языке:

Ножками, ножками по ступе-енечкам...

Может, в “Анттиллу” сходим?

Там нет ничего, я уже с утра бегала...

Ну, пока, сказали, не берут, обождать маленько надо...

Смотри, классное пальто тетка меряет!..

Я что, уродоваться, что ли, буду!..

Ой, бабы, пошли отсюда, у нас это уже вчерашний день...

Мой недоволен, что я с ним в Америку не еду, а я ему так и сказала: “У меня депрессуха! Мне жизнь надо устраивать!”

Мужчинам всегда подавай только супер-сэкси...

Да ну их на...!

А в школе учительница сегодня говорила...

Давай еще сюда зайдем: смотри, тут красота какая...

И на весь подземный переход по мобильнику:

Леха, ты где застрял? Встречаемся на повороте!..

Или обращаются к тебе с вопросом, стараясь, чтобы правильно по-фински было:

Voisitteko kertoa missa... katu on? (Вы не скажете, где такая-то улица?)

Примерно так, конечно.

И я отвечаю на чистом русском, как ответила бы в Москве:

Ой, девочки, не знаю.

И получаю уже тоже по-русски:

Извините...

Бывшая застенчивая финская молодежь теперь громко хохочет, курит, сплевывает прямо под ноги стоящим на остановке - иногда мне хочется подойти и сказать: “Ты что же это безобразничаешь! Что же это ты город загрязняешь!” (говори я свободно по-фински, честное слово, так бы и сделала), - и (!) все чаще и чаще перебегает улицу, не обращая внимания на светофор! (В этом месте повествования финны возмущаются и безнадежно качают головой - мол, ничего с этой молодежью теперь не поделаешь).

Разноцветной толпой идут школьники - разноцветной не только в одежде, но и в цвете кожи.

Ну, Людмила, это только здесь, на юге. (Хельсинки - это юг, кстати. - Л.К .). А дальше - все совсем другое. Там - настоящая Финляндия.

Да, да, - соглашаюсь я. Не все сразу. Step by step...

Но я не к тому.

Я к тому, что от комплексов пап и мам не остается постепенно и следа, а национальные шапочки постепенно заменяются мировой модой.

Но несмотря ни на какие ее ухищрения, несмотря на неуклонное движение к мировому стандарту (и стандарту вообще), финн и финка в душе сохраняют стиль и моду финские и безошибочно определят, где ты купила свое пальто: в ширпотребном “Стокманне” или в “Маримекко”, стиль которого, так же, как и стиль Алвара Аалто, перенести на чужую почву невозможно - они только финские. Не все любят тот и другой стили:

Ну, Маримекко - это всегда полоски!

Стиль Алвара Аалто мне кажется слишком холодным! Я его не люблю.

Но вот я прихожу на работу в пальто из “Маримекко”. Сначала на него смотрят, и я понимаю, что оно произвело впечатление. Потом, когда я его снимаю, мне предлагают плечики, берут из моих рук осторожно, чуть ли не сдувая пылинки, и уважительно вешают в шкаф. Не расположенные к комплиментам финские мужчины могут и не выдержать: “Красивое у тебя пальто!” И это самая высокая оценка твоего вкуса!

Все это, конечно, вещи чисто внешнего порядка.

Писать о Финляндии русскому, который попал туда в 90-е, значит, в первую очередь, писать о вживаемости в среду.

Финляндия в этом смысле, наверное, занимает особое место. В Хельсинки, например, постоянно действуют русские программы театра “Савой”, часто проводятся художественные выставки, приезжают на гастроли петербургские и московские артисты. И хотя Куклачева с его кошками было уж слишком много, сколько же финских детей на каждом его представлении сидело в зале! А кроме того, существуют многочисленные клубы, кружки, которые могут посещать не только русские, но и финны, наконец, различные ассоциации. Ностальгию, согласитесь, испытать трудно. Да и страна наша - четыре часа езды на поезде от столицы. Все это создает ощущение того, что вроде бы и не отрывались совсем. Жаль, нет сейчас художников-передвижников, чтобы написать, например, картину: “В Выборг за продуктами”. И не только не испытываем ностальгии мы, а скорее, наоборот. Может быть, именно поэтому у людей, которые имеют возможность приехать в Россию в лучшем случае раз в год, отношение к ней иное. Когда уезжаешь далеко, все отодвигается на необозримое расстояние. А тут - рядом. И разговор о финнах идет уже только так: “они” и “мы”, как будто стоят друг против друга, но по разные стороны границы.

Прежде всего, мне кажется, необходимо разрушать стереотипы, которые так склонны создавать люди и из рамок которых не так легко потом выйти.

“Почему русские всегда говорят, что финны их ненавидят?” - спрашивали меня не раз. (Здесь нужно оговориться, что речь шла исключительно о вновь прибывших переселенцах). Честно говоря, не знаю, что ответить на этот вопрос, так как понимаю, что имеется в виду: заранее заданная установка, с которой большинство людей собирается войти в новую среду. И собирается ли, кстати сказать?..

Помню, на одном из собраний русскоязычных (от этого термина, похоже, нам уже никуда не деться) какая-то новая жительница жаловалась, что соседи-финны вымазали ей дверь майонезом и кетчупом. Надо сказать, я отнюдь не испытала к ней сострадания. Я подумала: “До чего же ты их, бедных, довела!” Задаются ли хоть когда-нибудь такие люди вопросами: много ли хорошего мы видим от самих себя, особенно теперь, когда такое несметное количество нас живет за границей, тесно сгруппировавшись в неких заграничных “русскоязычных” сообществах? Как мы выглядим со стороны и что делаем для того, чтобы нас “любили”? И, наконец, почему нас должны “любить”? Я заранее отметаю все многозначительные воздыхания по этому поводу, сетования на “трудности” судьбы и прочие вещи, которые так любят повторять те, кто с удовольствием в одночасье покинул свою страну, надеясь найти лучшие бытовые условия в другой. И, найдя, понял, что это совсем не то, чего стоило искать, ибо оказался как бы выкинутым из новой среды, хотя и живет теперь в большой квартире, а не в двухкомнатной хрущобе.

За границу текут разные постсоветские граждане. Где их только не встретишь теперь! Об этом даже писать скучно. Сколько раз уже обмусоливали наши высказывания на улицах европейских городов!

На центральной площади Женевы, в историческом центре города, среди ренессансных домов слышится:

Понимаете, она признает только макароны, картошку, мяса она не ест совсем...

А я обожаю чернослив, - перебивают рассказчика.

Не успела попасть в Монако, обгоняют на дорожке в парке три человека и, услышав, что мы тоже говорим по-русски, завязывают разговор, удивляются:

Из Финляндии? Далеко забрались! А мы на радио “Свобода” работаем.

“Существует еще? Какой, однако, plusqvamperfectum теперь!” - думаю я про себя.

Среди оседающих за рубежом прочно, навсегда, конечно же, есть и бывшие обладатели партийных билетов, кое-кто пользовался в свое время “привилегиями” или в нашей замечательной, такой “человеколюбивой” стране занимался тем, что “стучал” и “топил” своих же сограждан - расставлял “пешки на шахматной доске”. И вот, оказавшись за границей, люди квинтэссируются (если можно образовать такое слово), перенося укрепившиеся навсегда в менталитете партийно-профсоюзные отношения на новую почву. Финляндия тут не составляет исключения. Бывшие члены КПСС процветают, приспосабливаясь к жизни среди иностранцев, как раньше они приспосабливались к “той” жизни, - умение приспосабливаться у таких людей колоссальное. А когда в иностранную аудиторию бросаются слова: “На советскую власть я не работала”, и иностранная аудито-
рия - поборница демократии - готова рукоплескать оратору, мне хочется встать и выйти из зала. Я до сих пор каждый раз думаю: “Что эти люди сделали со своими партийными книжками? Неужто выбросили их, заветные, с помощью которых распределялись блага?”

Все подобные вещи отвлекают, мешают, направляют мысли в другое русло. И это грустно.

За последние несколько лет, буквально на моих глазах, русскоязычное население районов, прилегающих к Большому Хельсинки, возросло в несколько раз. Сюда на постоянное жительство по-прежнему приезжают ингерманландцы, которые получили это право в 1991 году, и не только они: люди, которых финны приглашают для научной работы, люди, работающие в сфере искусства, на различных совместных предприятиях и фирмах, в сфере обслуживания, и просто те, кто находят пути, как переехать на жительство в другую страну.

Появились целые жилые районы, где сконцентрировано огромное количество русскоязычного населения.

Язык, как известно, средство общения. И как же вы будете общаться, если не знаете языка? Да. Здесь возникает обычно проблема номер один, ибо в определенном возрасте людям бывает очень трудно выучить чужой язык. Тем более, такой трудный, как финский, в котором пятнадцать падежей. Тем более, для людей, которые в нашей прошлой советской действительности никогда иностранных языков не учили. Хотя можно, конечно, научиться просматривать новости культуры, смотреть финские программы по телевидению. И это уже хорошо.

Когда говорят, что самое главное - выучить язык, чтобы интегрироваться, я сильно сомневаюсь. Среди моих знакомых есть такие, кто прекрасно знают финский язык, давно живут в Финляндии и при этом абсолютно не интегрировались в финское общество. Разумеется, язык - одно из условий. Но есть, в конце концов, миллион средств невербального общения, которые помогают людям на всем земном шаре понимать друг друга без слов. Было бы желание общаться, а средства найдутся. И разве мы всегда хорошо понимаем, скажем, людей, которые говорят на одном с нами языке - русском? Даже синтаксическое построение фразы у разных слоев общества разное.

Давно-давно, когда я еще только начинала жить в Финляндии, один из моих знакомых - финнов сказал: “Если ты не придешь к твоим соседям сама, они к тебе сами не придут. Ты должна сделать первый шаг”. Я это запомнила.

Однажды я ехала на поезде в Москву. Мой попутчик, переехавший, как выяснилось из разговора, за несколько лет до этого на постоянное жительство в Финляндию, оказался нестарым человеком - на вид ему было лет сорок. Раньше он работал пожарником. Сильный, здоровый, молодой еще по существу человек. И вдруг в том, что он рассказывал, мелькнуло такое, что тут же насторожило, знакомое что-то, что в книжных киосках у нас везде сейчас продается и идет нарасхват: “Он придет!.. Он судить будет, никто от Него не скроется!..” Честно говоря, я решила не обращать внимания и перевести разговор. Стала расспрашивать, как решается у него проблема с трудоустройством. Оказалось, что этой проблемой мой спутник не особенно озабочен, так как получает социальное пособие, которого ему вполне хватает. “Скоро Он придет и все увидит!” - заключил мой собеседник. Я перешла на тему досуга. Выяснилось, что эта проблема решается еще проще, так как телевизор - российская программа - основной источник информации и средство общения с миром. И еще чтение, конечно. Чтение о Нем.

Это не единственный случай, к сожалению, когда люди, поселившиеся на территории другой страны, живут лишь на ее территории , фактически продолжая оставаться жителями страны, из которой они прибыли, не желают осознавать, что они теперь - в другой стране. Их сообщества, местные “ячейки” нашей диаспоры, представляют собой замкнутые структуры со всеми присущими им отношениями. Мы создали множество как бы мини-Россий: принесли наши российские отношения и трансформировали их в соответствии с местными условиями. В одном из таких сообществ я даже услышала: “Давайте изучать, как русские влияют на местную культуру!” (Речь шла о 400 русских в городе, где 400 тысяч населения).

Да, в век глобализации говорится все больше и больше о сохранении национальных особенностей и национальной культуры. А как же без этого? Это ведь Культура, которая воспитывала человека с детства, Культура, которую он пронесет через всю жизнь, Культура, которая составляет его внутреннее “я”. Но я не совсем уверена, что это имеет отношение к месту, где человеку, может быть, придется жить потом. Кто знает, как сложится жизнь? Тот стержень, который человек несет в себе, не зависит от места его проживания.

Конечно, в Финляндии, как, я думаю, и в любой другой стране, можно прожить так, чтобы никогда ни с кем не поздороваться и никогда не узнать, кто же живет рядом. “Послушай, - говорю я как-то, увидев, что сосед, увешанный четырьмя детьми, попросту загораживается от меня тем, которого держит на руках, и не собирается меня замечать, - у нас в России при встрече знакомые люди всегда здороваются. Может, у вас это не так, но давай лучше все-таки говорить друг другу “Moi!” (“Привет”)”.

В Вербное воскресенье приходят “вербоваться” дети, и, хотя я с пятого на десятое разбираю стишок, который они выпаливают с ходу, с удовольствием наполняю их протянутые ладони шоколадными конфетами.

Ко мне звонят в дверь: “Людмила, на собрание жильцов идешь?” (Я живу в кооперативном маленьком доме). - “Ой, я же язык плохо знаю, опять не пойму, о чем речь!” - “Ничего, мы поможем. Давай, давай! Мы ведь наши насущные вопросы решать будем!”

Мы будем решать наши вопросы! Ко мне пришли мои финские соседи, чтобы идти решать наши вопросы. И мы решаем, например, куда перенести детскую песочницу и качели, чтобы не торчали у всех под окнами и чтобы детям было приятно играть и качаться на качелях среди сосен. Из-за этой самой песочницы с кем я только ни ругалась, доказывая, что дети должны приучаться к эстетике. Ругаюсь я вообще по-страшному, точно так же, как на своей “исторической родине” в Москве. “Ну, что вы вот тут сделали? - возмущаюсь я по поводу каких-то мелких ремонтных работ. - Ведь упасть теперь на этом месте можно зимой!” В отличие от русских у финнов есть прекрасное качество: они могут признать свою ошибку. Русский же не сделает этого почти никогда! Будет сознавать, что не прав, но не признается. А финн может сказать: “Да, я был не прав!” И тогда мы смеемся и - опять друзья.

А осенью мы озеленяем нашу общую территорию: едем в магазин покупать растения, землю в пакетах, делаем разметку. “Куда посадить гортензию, как ты думаешь?” - спрашивают соседи. - “Ой, ребята, не знаю, вы же финны, у вас же ваш финский дизайн!” - смущаюсь я. - “Нет, ты скажи! У тебя красиво получается!”

Все посажено, все поливается и растет, дети строят песочные крепости и на качелях среди берез, елей и сосен качаются. “А теперь мы должны знаете, что сделать...” - начинаю я. “Подожди, Людмила, теперь нужно немножко передох-
нуть! - останавливают меня. - Ты слишком быстро все делаешь!”

Я отнюдь не хотела бы, чтобы создалось впечатление, будто я пишу некую финскую пастораль. Люди есть люди везде, и идеализировать никого не следует. Как сказал один из тех, кто переделывал плохую работу другого: “Мы тоже разные бываем”.

Я приехала из страны, где соседом мог оказаться грузин, этажом ниже мог жить татарин, а напротив - еврей или армянин. Да и финны были. У моей бабушки на Украине квартирантка была финка! И все мы общались, не думая о том, что должны как-то “интегрироваться” - у всех были общие проблемы, которые мы решали. Нас никогда не интересовало, кто на каком языке говорил дома. И сами русские - кто? Сколько разных кровей в нас намешано?

Среди моих многочисленных знакомых были семьи, в которых мать была русская, отец - исландец, дети не знали этих языков - их родной язык был датский, и они считали себя датчанами.

Была когда-то в советские времена детская телевизионаая игра, которую придумали в ГДР. Она называлась “Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!” Там не нужно было знать немецкого языка - там нужно было знать правила игры. “Как тебе живется в Финляндии, во Франции, в Германии?..” - вопрос, который задают каждому, кто приехал в чужую страну.

“А как я живу в этой стране?” - вот вопрос, который, я думаю, должен задать себе каждый.

Трамвай затерялся, на табло написано, что ждать его целых 17 минут, потом он еле-еле тащится. И я, конечно, опаздываю на урок. И вообще - флаги везде висят, а я в календарь не заглянула: может быть, и уроков сегодня не будет? Но, кажется, никто ни о чем не предупреждал.

Вхожу на фирму запыхавшаяся. Все на месте, работают, но ждут преподавателя.

Почему флаги сегодня? - спрашиваю с ходу.

Праздник.

День Швеции.

Ах, да, есть такой день в календаре.

И что это значит? Как он празднуется? - Вопрос задаю в целях разговорной практики, а заодно и для себя - всегда узнаешь что-то, чего еще не постигла.

Неопределенно пожимают плечами.

Ну, все-таки, - допытываюсь я. - Ведь праздник же. Как вы его отмечаете?

Но раньше, когда я был маленький, - говорит Симо, - всегда отмечали. В этот день, 6 ноября, мы их били.

Били? Кого?

Тех, кто говорил по-шведски.

Зачем? - мои глаза недоуменно округляются.

А зачем они говорили на нем? Мы просто выходили на улицу и били их в этот день.

И где же происходили эти “бои”? - Меня уже начинает разбирать любопытство.

На Эспланади или в парке около Успенского собора. Мы собирались там во второй половине дня и начинали колотить их кулаками.

Да, просто шли на них и начинали бить. Все уже знали, что в этот день будет драка, готовились к потасовке.

Значит, это было вроде кулачных боев?

Ну, что-то вроде этого.

Тогда понятно по крайней мере, почему сегодня так плохо ходит транспорт.

Симо смеется:

Нет, нет, это просто в компьютерной системе что-то меняют.

Ну, да, специально приурочили к этому дню: компьютеры не работают, трамваи стоят, светофоры отключили, - продолжаю я шутить... - А что вы все-таки кричали, когда их колошматили?

Иногда просто hurri, но это не плохое слово, обычное. Просто мы их так называли...

А дома что ждало, когда с подбитым глазом возвращался?

Дома от родителей еще доставалось, конечно. В кухне на стене, за часами, висела розга для устрашения нас - мы были очень непослушные. - И мне довольно выразительно показывают размеры орудия, с помощью которого непослушных мальчиков превращали в благовоспитанных юношей, демонстрируют его положение в пространстве и механизмы воздействия.

Ужас! Значит, вас били? – Я даже не могу поверить в такое.

Ну, мама розгой, да... И каждый раз сама плакала, когда этой розгой наказывала. Бьет и приговаривает: “И что же вы такие непослушные, и когда же вы слушаться меня будете...”

Папа только ругал. Но когда наказывал, то ремнем. И это было действительно ужасно. - Вспоминая, Симо усмехается, качает головой: - Да, времена были... Двор на двор ходил. Но теперь ничего этого никогда не бывает, никто ни на кого не ходит больше. Тогда войну помнили еще, карточки отменили только в пятьдесят шестом году... Я, конечно, карточки уже не застал, но вокруг тогда все об этом только и говорили. Cейчас все успокоилось.

Понятно. Значит, Густава Адольфа вспоминаете иногда... - говорю я и дальше не продолжаю.

Но мы и императора Александра вспоминаем, - поняв, чтo я не договорила, улыбнувшись, продолжает Симо. - Это бывает перед Рождеством, когда поют рождественские песни. У нас есть длинная-длинная песня, вроде баллады. Ее слова доходят до сердца каждого финна.

О чем же она? - заинтересованно спрашиваю я (не забывая при этом и об учебных целях – лишний раз разговорная практика).

По-русски мне трудно тебе рассказать все. Но если коротко, то в ней пересказывается библейская история в соединении с финской. Обычно ее поют четыре мальчика - tiernapojat (в терновых венках). И там, в одной из частей, упоминается имя императора Александра.

А ты помнишь эти слова?

Симо берет лист бумаги, немного подумав, начинает писать, потом протягивает мне:

Keisari Aleksanteri

Suomen Suuriruhtinas,

Han pois otti orjuuden,

Han pois otti styrankin...*

Внушительно, конечно. И главное - правда. А мы и забыли давным-давно.

И цветы у памятника, наверное, поэтому всегда, - говорю я уважительно.

Ну, нет, - опять смеется Симо, - не поэтому. Это чтобы видно было, что в городе все на месте, все как должно быть...

В Финляндии интерес к России неизменен: мы и ближайшие соседи, и связи тесные исторические - об этом говорят, например, названия центральных улиц Хельсинки (Алексантеринкату, Лийсанкату, Софьянкату), его архитектура.

Финская аудитория всегда оживляется, когда слышит слово “конь” (по-фински означает клячу) или “лафка” - в старом хельсинкском сленге было достаточно много русских слов, а “киисели” - это уж “нормальное финское” название киселя. Теперь, правда, мы добавляем постепенно новые “словечки” и в себя впитали чужой язык тоже, образовав своеобразный “хельсинкский диалект” русского языка.

Финны любят русское искусство, балет, ставят постоянно пьесы Чехова, устраивают выставки и гастроли, приобщая своих граждан к мировой культуре. Конечно, приливы и отливы этого интереса к нам прогнозировать весьма трудно, практически невозможно. Например, количество желающих изучать русский язык колеблется постоянно то в ту, то в другую сторону. И если в первой половине
90-х учебные аудитории были переполнены, то сейчас в основном все диктуется лишь коммерческими потребностями. Интерес к нам явно упал: слабых изучать скучно и не нужно - у них вы не найдете примеров для подражания. В такой ситуации важно быть особенно осторожными. Люди оставляют Россию и как-то забывают, что это страна, которая дала образование, культуру, позволила достигнуть определенного материального уровня (по своим, российским, возможностям). Можно ли открещиваться и можно ли откреститься навсегда от того, что раньше было твоим, можно ли убежать от него? Ведь сколько бы времени ни прошло, оно все равно будет сидеть внутри. Недавно я услышала от одного новоиспеченного гражданина Израиля, что его родной язык - иврит! А я, общаясь с ним лет двадцать пять по-русски в нашей общей когда-то стране, думала, что мы люди одной культуры...

Мне иногда говорят: “О чем ты пишешь? Мы все это знаем!” Люди, как всегда, хотят сказки про королей и королев...

На углу двух центральных улиц Хельсинки - Маннергейма и Алексантеринка-
ту - исполняют “Калинку”, или “Пусть бегут неуклюже”, или пытаются воспроизвести растрескавшимся голосом репертуар Высоцкого - на любой вкус, что вам больше нравится.

Рано утром у выхода из метро, пристроившись в углу и бросив для виду в шапку, которая стоит рядом, несколько “евреев” (для непосвященных - так называют евро, как разъяснили мне как-то в поезде Москва-Хельсинки), на чужой мотив - не то испанский, не то итальянский - поют русские слова, и я, невольно прислушиваясь, на ходу отмечаю про себя: звучит ведь не хуже итальянского мой родной язык! И как Ломоносов все правильно сказал!..

Я проношусь мимо и теряюсь в толпе, которая тоже спешит по своим делам...

Хельсинки, апрель, 2004

1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат .).

*Царь Александр,

Великий князь Финляндский,

Он уничтожил рабство,

Он уничтожил тиранию...

Сегодня мы поговорим о стереотипном мышлении человека. Что такое стереотипы и как их ломать.

Недавно я встретил друга, с которым не виделся много лет, и он поведал мне свою историю о том, как изменил свое стереотипное мышление. Поэтому диалог буду вести от второго лица.

Стереотипы и убеждения

Наше мышление утопает в стереотипности убеждений. Я пытаюсь постоянно ловить себя на мыслях, почему я в каждой конкретной ситуации вместо «да» ответил «нет». Ведь чтобы управлять и , нужно ловить мысль и работать над ней. В бесконечном хаосе мыслей, которые возникают независимо от моих желаний как реакция на всё, что извне, – я стараюсь зафиксировать любую мысль, побуждающую отвергнуть что-либо. Что я имею в виду?

Иногда мы сами себе обещаем, что с завтрашнего дня будем к чему-то относиться по-новому: начнём заниматься спортом, сядем на диету, откажемся от курения, заведём новое знакомство, помиримся с коллегой по работе и т.п…. Реакция отторжения созидательного начала кроется внутри каждого из нас, пока мы не начнём ломать собственные убеждения и стереотипы.

Ещё вчера моя супруга предложила мне в качестве профилактики пить с ней по утрам целебный отвар, который она приобрела у известного знахаря. Я, конечно же, дал устное согласие. Ведь в этом нет ничего плохого, если этот отвар пьют многие и отзываются только положительно. Но когда пришло время выпить его, тем более узнав о его отвратительном послевкусии, первое, что я произнёс: «Что-то мне не хочется». Как только я это сказал, в моей голове тут же возникла мысль о том, что я сам добровольно вчера согласился принимать участие в семейном ритуале распития полезного напитка.

Это только один из случаев, который первый пришёл мне в голову сейчас. Если покопаться основательно в наших обещаниях, добрую половину мы вряд ли когда-нибудь исполним.

Отчего так происходит

Что это: или просто нежелание что-то менять? В любом случае, я выработал для себя одну простую, но действенную методику борьбы с подобными проявлениями нехотения, нежелания и отвержения.

В этом мне помогает контроль собственной речи. Я ещё не достиг тех высот, где можно контролировать мысли, я только учусь. Пока я решил вплотную заняться тем, что более-менее подвластно каждому человеку – контролировать продукт наших мыслей – речь.


Как контролировать мысли

Как только я произношу слово «нет» на определённую просьбу или указание – я пытаюсь дать команду своему мозгу, что-то типа «стоп». Что бы перестать гонять сумбурный поток мозговой деятельности по своей голове и поймать только что брошенное слово. Я фиксирую это «нет» и подвергаю анализу. Как правило, любое произнесённое «нет» появляется инерционно и рефлексивно. Но облачившись в словесно-звуковую форму, оно появляется в этом мире.

Чтобы быть продуктивной личностью, нужно выработать у себя привычку действовать вопреки собственным рефлексивным отрицаниям. Только таким образом, выходя из комфортного состояния можно развить свою активность до неузнаваемости.

Как вы думаете, я выпил отвар?

Как только из меня вышло отрицание, я тут же его зафиксировал. Я встал и направился на кухню, слыша в след слова супруги, которая чуть было не разочаровалась в моих словах. Я взял стакан и выпил его до дна. «Вкусняшка!» – сказал я с улыбкой.

В этот же день ко мне подошёл сын с просьбой погулять пол часика с ним в футбол на площадке. Инерция выдавливала «Нет времени». Но фиксация и мгновенный анализ отрицания помогли продолжить предложение «…, но ради такого дела можно и отвлечься». Какой же я менеджер, если не могу спланировать собственное время.

Если так подумать, времени у нас у каждого постоянно не хватает. Нет времени для перемен, для развития, для успеха. Мы просто погрязли по горло в быту и суете, и наше сознание молниеносно облачается в отрицательные словоформы. И если ты готов к переменам – начни действовать нелогично по отношению к тем словам, которые наше сознание предлагает как первоочередной вариант ответа. Ведь для того, чтобы , нужно приложить максимум сил и терпения.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.