Мероприятия по арт терапии в домах престарелых. Арт — терапия для пожилых

В конце прошлого века в психологии появился такой термин, как арт-терапия. Ее главной задачей является развитие творческого потенциала и самопознания пациентов. После выхода на пенсию у пожилого человека образуется масса свободного времени. Он не знает чем себя занять и большое внимание начинает уделять мелким деталям, а также бесконечному самокопанию. После субъективного анализа своей жизни человек начинает себя накручивать. Ему кажется, будто он стал бесполезен и это непременно приведет к обесцениваю его, как личности. Опираясь на эти суждения человек впадает в состояние отчаяния и депрессии. Если такой ситуации помощь и поддержка членов семьи не помогает, родственники вынуждены обратиться к психотерапевту. После детального обследования специалист предлагает план эффективного лечения, нередко в него входит такое направление, как арт-терапия.

На этой странице:

Причины депрессивного состояния у пожилых

Для любого человека крайне важно заниматься каким-либо видом деятельности. Особую актуальность данный вопрос имеет в отношении новоявленных пенсионеров. Из-за тотального безделья, которое свалилось им на голову, пожилые люди совершают
странные попытки стать нужными. Они пытаются активно участвовать в жизни каждого члена семьи, что может серьезно раздражать и вызывать негативную реакцию домочадцев.

Здоровая психика человека имеет определенную потребность в самозанятости. Когда человек долгое время ничего не делает, он теряет смысл жизни. Ясное дело, появляются негативные состояния психики. Подобные ситуации хорошо отражают каждодневные реалии пожилых людей. Без привычной трудовой деятельности происходит затухание интересов старика. Его перестают радовать даже те увлечения, которые когда-то приносили большую радость.

Особенности арт-терапии психология

Поскольку арт-терапия тесно связана с искусством — сеансы направлены на развитие творческих способностей. Что касается методов арт-терапии их великое множество. Пожилые люди с разными потребностями и наклонностями могут подобрать для себя что-то близкое по духу. На данный момент известны следующие методы арт-терапии:

  • танцевальные группы
  • занятия по вокалу
  • литературные кружки
  • декоративно-прикладное творчество
  • живопись
  • фотография
  • театральное искусство и тд

Нет никаких ограничений для самовыражения. Зачастую пенсионер открывает в себе способности, которые были скрыты от посторонних глаз и даже от него самого на протяжении многих лет. Иногда происходят невероятные инсайты и человек раскрывается в полной красе, достигая внутренней гармонии за счет создания предметов искусства.

Существует 2 вида работы в данном направлении:

Индивидуальные занятия. На них психолог работает один на один с пациентом. В разговоре специалист выясняет наличие существующих проблем фобий и тревог.

Групповые занятия. Когда пожилой человек работает в группе акцент делается на восстановление коммуникативных навыков которые были утеряны

Польза от арт — терапии

Любая разновидность арт-терапии имеет свое уникальное действие. Например рисование снимает нервное напряжение и развивает мелкую моторику рук, также как, лепка, бисероплетение и вышивание. Кроме того, создание картин способствует самовыражению пожилого человека. Глядя на образы, которые пишет пациент, психолог в силах определить его душевное состояние. Уроки пения положительно влияют на речевой аппарат. Особую ценность такие занятия имеют при нарушениях речи. А танцы наполняют человека хорошим настроением и улучшают координацию движений.

В чём заключается преимущество арт-терапии для пожилых
Для каждого индивидуального случая, который связан с психическим нарушением пожилого человека, специалисты могут использовать различные методы лечения. Арт-терапия, в этом, плане имеет ряд преимуществ:

  • занятия искусством не имеют возрастного ценза
  • во время творческого процесса наступает полный релакс
  • нередко в группах арт-терапии старики заводят добрую дружбу
  • развитие внутреннего потенциала
  • эффект отвлечения
  • эстетическое наслаждение
  • развитие личности

В повседневной жизни человек задействует лишь малую долю своих интеллектуальных способностей. Арт-терапия способна развить области мозга, которые человек не использует. Когда в жизнь пожилого человека входит искусство, многие проблемы отступают. Он перестает донимать свое окружение, занимаясь вместо этого своим развитием. Вместо постоянных претензий и упреков, пенсионер начинает радовать домашних хорошим настроением и результатами своего творчества. Постепенно, в доме налаживается благоприятная обстановка.

Арт-терапия не способна вылечить серьезные психические патологии. Но если дело касается психически здорового пожилого человека, который попал в тяжелую ситуацию и не может разрешить лично. Этот вид лечения станет отличным способом борьбы с внутренними конфликтами. Положительные эмоции, которые дарит пожилому человеку арт-терапия, приводят человека в жизненный тонус. Она открывает для пенсионера новые возможности, хотя совсем недавно, казалось что жизнь потеряла всякий смысл и больше нет ничего интересного. Благодаря такому психологическому лечению жизнь старика приобретает яркий оттенок.

анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

Арт-терапия, т.е. терапия искусством, используется, чтобы снять у пациентов психическое напряжение, уравновесить их эмоциональное состояние. Медики утверждают, что творческая деятельность уменьшает потерю памяти, улучшает умственное и психическое здоровье, обостряет интуицию. Существует множество разных способов выразить себя через искусство. Это – рисование, живопись, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Творческое хобби приносит моральное удовлетворение, отвлекает от повседневной рутины, расширяет кругозор и, зачастую, спасает от одиночества, помогая найти новых друзей. Терапия искусством развивает правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует, в основном, левое «логическое» полушарие. Гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, воспитание детей и внуков, романтизм в отношениях. Когда человек рисует, делает какие-то фигурки, украшения из глины, дерева или других материалов, он развивает также мелкую моторику. Ещё с древних времён было известно, что определенному пальцу руки соответствуют рефлекторные точки внутренних органов. Таким образом, движения кисти и пальцев рук повышают активность головного мозга, тонизируют и оздоравливают внутренние органы. Не случайно, творчески увлеченные люди, постоянно подпитывая жизненные силы организма, быстро выздоравливают и, как правило, долго живут.

Арт-терапия - метод, основанный на использовании художественного творчества в целях психокоррекции и личностного развития человека. Для участия в процессе не нужны специальные навыки или способности, каждый сможет выразить себя, свои переживания и свое состояние в коллективном рисунке. Использование данной техники не имеет особых ограничений и противопоказаний. Для ее проведения необходимо создание атмосферы доверия, непринужденности, терпимости и внимания внутреннему миру каждого участника. Цель - оптимизация психоэмоционального состояния пожилых людей. Группе пожилых людей предлагается лист бумаги, кисти, краски. Задается сообща придуманная тема, которая устраивает всех. Рисунок передается по кругу, каждый последовательно что-то дорисовывает. Рисование сопровождается комментариями. Значение данной техники заключается в том, что участники переносят на бумагу свой неповторимый внутренний мир. В ситуации, когда человеку тяжело описать свое состояние словами, рисование помогает раскрыться. Развивается умение передавать эмоциональное состояние через художественный образ; создаются условия для самовыражения. Самовыражение через коллективное творчество развивает способность к взаимодействию, позволяет лучше познать себя и других людей. Происходит самораскрытие, переработка переживаний в безопасной ситуации. Появляется ощущение свободы и творческой активности, развивается умение действовать сообща. Упражнение помогает сплотить группу. Специфическими задачами арт-терапевтической работы с пожилыми людьми являются: преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жиэненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, преодоление беспомощности и изоляции. В результате коллективного процесса творчества участники испытывают положительные эмоции: радость созидания, открытия, вдохновение, наслаждение совместной деятельностью и ее результатами.

Примерная комплексная развивающая программа для граждан пожилого возраста

    Психологический блок

    Изотерапия.

    Глинотерапия.

    Музыкотерапия.

    Кинотерапия.

    Сказкотерапия.

План проведения занятий:

ПОНЕДЕЛЬНИК - групповое занятие с психологом

1-я неделя: беседа на тему: «Сила внутри нас» о самовнушении и о том, какое значение имеет сила желаний. В процессе беседы проводятся упражнения: «Лимон», «Похвали себя», «Автопортрет».

2-я неделя: беседа на тему: «Здоровый - значит счастливый» о том, как черты характера и привычки человека влияют на его здоровье. В начале беседы проводится упражнение «Без маски» (методика неоконченных предложений), в конце беседы - упражнение «Розовый куст».

3-я неделя: беседа на тему: «В начале было слово» о тонких законах природы, о том, что словом можно исцелить и можно уничтожить. В начале беседы проводится упражнение «Телеграмма», по окончании - упражнение «Волшебники».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «ЛИМОН»

Инструкция: закройте глаза и представьте себе лимон. Вспомните, какой он упругий, какая у него кожица... Прикоснитесь мысленно лимоном к щеке, ощутите какой он прохладный. А теперь мысленно берём нож и разрезаем лимон пополам. Вспомните и представьте, какой аромат источает лимон, когда вы его разрезаете. Теперь возьмите мысленно стакан и выдавите сок из половинки лимона в стакан. Представьте, как мутноватый сок брызжет во все стороны и, попадая в стакан, стекает по его стенкам. Теперь возьмите стакан в руку и выпейте весь сок до последней капельки. Откройте глаза и поделитесь впечатлениями.

2. «ПОХВАЛИ СЕБЯ»

Поднимите правую руку и погладьте себя по голове. При этом говорите следующее: «Я хороший (хорошая), потому что...». Продолжите предложение, произнеся вслух свои положительные качества.

3. «АВТОПОРТРЕТ»

На листе бумаги изобразите себя, своё лицо (условно). При этом вашими глазами будет то, на что вы любите смотреть, ушами - то, что любите слышать, вместо носа нарисуйте источник приятного для вас запаха, а вместо рта - то, что вы любите кушать. Вашими волосами пусть будут ваши мысли.

4. «БЕЗ МАСКИ»

Каждому предложена карточка с неоконченным предложением (на выбор). Нужно закончить предложение, передавая свои собственные ощущения. Предложения:

    Когда я был (была) маленькой, я часто...

    Меня обижает, когда мои дети...

    Мои друзья редко...

    Меня охватывает страх, когда...

    Знаю, что это очень трудно, но я...

    Мне особенно приятно, когда меня...

    Думаю, что самое важное для меня...

    Иногда люди не понимают меня, потому что я...

    Верю, что я ещё...

    Мои родители...

    Мой муж (жена) иногда...

    Чего мне по-настоящему хочется, так это...

    Мне очень трудно забыть, но я...

    Особенно меня раздражает то, что я...

    Мне бывает стыдно, когда я...

    Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

    О человеке, который не смотрит в глаза во время разговора, я думаю, что...

5. «РОЗОВЫЙ КУСТ»

Закройте глаза и представьте себе, что вы - розовый куст.

Вопросы: Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на нём цветы? Какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или есть ещё бутоны? А листья есть? Как они выглядят? Какие корни у куста или их нет совсем? А если они есть, то они прямые или изогнутые? Как глубоко они проникли в землю? А есть ли на кусте шипы? Где растёт куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или ещё где-нибудь? Он стоит в горшке или растёт из земли, а может быть пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие растения, кусты? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст, кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда или камни, скалы? По ответам можно выявить проблемы, волнующие человека.

6. «ТЕЛЕФОНОГРАММА»

Инструкция: выделить группу из 6 -7 человек и вывести их за дверь. Среди остальных выбрать «передающего», которому сообщить текст телефонограммы. После того, как содержание телефонограммы стало понятно, пригласить из-за двери одного человека - «принимающего», и «передающий» сообщает «принимающему» информацию из полученной телефонограммы. После этого «передающий» садится, а «принимающий» становится «передающим» и делает то же.

Текст: Звонил генеральный директор и просил передать директору, что он задерживается на базе, где получает для организации отечественное оборудование, которое не хуже импортного, и поэтому не успевает приехать на семинар для работников, где должен выступать, поэтому просит перенести семинар со вторника на четверг в 14.00.

Упражнение помогает понять, что одну и ту же информацию каждый человек воспринимает по-своему, исходя из личного опыта, личных интересов, личных приоритетов. Становится понятен механизм возникновения сплетен.

7. «ВОЛШЕБНИКИ»

Инструкция: из группы участников выбирается один человек, которому завязывают глаза. Остальным раздаются карточки с фразами. Каждый по очереди подходит к «слепому» касается его каким-нибудь образом и произносит свою фразу с карточки. Фразы:

1) Мы - волшебники, мы даём тебе силу. Помни, что ты - река, в тебе много источников, которые тебя подпитывают.

2) Как хорошо, что у меня появился такой хороший человечек, как ты.

3) У тебя прекрасные волосы, глаза, у тебя прекрасная улыбка.

    Я люблю тебя, и буду любить тебя со всеми твоими недостатками и слабостями.

    Я буду с тобой всегда, во всех критических ситуациях.

    БОГ улыбнулся, когда ты появился (появилась) на свет, я ждал (ждала) именно тебя.

    Я буду любить тебя именно такой (таким), какая (какой) ты есть, я ждал (ждала) именно тебя.

    И, хотя в твоей жизни были трудности и невзгоды, пусть она будет удачной и счастливой.

    Ты будешь счастлив (счастлива). Муж (жена) будет любить тебя и будет всегда с тобой.

    Помни всегда о своей силе, энергии, твоя активная энергия бесконечна.

Перечисленные упражнения успешно можно использовать в работе с иными категориями граждан.

ВТОРНИК - групповые занятия

1-я неделя: Изотерапия. Техника коллективной росписи: рисование в круге на тему «Летний пейзаж».

2-я неделя: Изотерапия. Техника передачи листа.

3-я неделя: Изотерапия. Техника довершения каракулей.

ИЗОТЕРАПИЯ. Занятие №1 ТЕХНИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ РОСПИСИ.

РИСОВАНИЕ В КРУГЕ. Тема: «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ».

Цель: активизация творческой деятельности, мышления и чувства коллективизма. Выявление психологических особенностей участников.

Материал: стандартный лист ватмана, гуашь, кисти. Ход занятия:

На листе ватмана рисуется круг. В середине большого круга ещё один круг меньшего размера. Большой круг делится на сектора по количеству участников. Середина остаётся пустой. Предлагаем участникам выбрать любой из секторов и нарисовать рисунок по теме. При этом уточнить, что рисовать можно не только в своём секторе, но и в центре круга. Организовать деятельность участников так, чтобы каждый принял участие. Занятие проходит с участием психолога, который анализирует рисунки с целью диагностики и в индивидуальном порядке обсуждает с участниками их проблемы.

Занятие №2 ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ ЛИСТА.

Тема: « СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: проявление творческой фантазии в коллективном труде, от частного к общему, выявление психологических особенностей. Материал: большой лист бумаги, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Участники усаживаются вокруг стола. Даётся большой лист бумаги А-4 и первый участник рисует любую фигуру или её деталь, либо предмет. Далее лист передаётся следующему участнику, который дорисовывает свою деталь и снова передаёт лист. И так до последнего участника. В процессе рисования каждый высказывает свои ассоциации и комментирует рисунок. Добиваться активных и смелых ассоциаций, развивать чувство коллективизма. Результат оценивают все вместе, и каждый высказывает своё мнение по поводу общего рисунка, по поводу ощущений во время работы. Занятие проходит с участием психолога.

Занятие №3 ТЕХНИКА ДОВЕРШЕНИЯ КАРАКУЛЕЙ.

Тема: «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: активизация творческого мышления, развитие фантазии, выявление психологического состояния участников.

Материалы: лист бумаги А-4, карандаши, гуашь, восковые мелки.

Ход занятия: каждому участнику даётся лист А-4 , на котором предварительно психолог изображает «каракули». Участникам предлагается завершить каракули до какого-либо образа, в зависимости от ассоциаций каждого. Инструмент участники выбирают по желанию. В заключение занятия психолог подводит итог.

СРЕДА - групповые занятия с глиной.

1-я неделя: Глинотерапия. Изготовление сувенира – оберега «Подкова».

«Как я сохраняю свой мозг в рабочем состоянии? Я им просто пользуюсь!», -Жак Фрекско, 84 года.

В продолжение нашего проекта «Жизнь без возрастных границ» хотелось бы рассказать, пожалуй, о самом творческом и увлекательном занятии, которым занимаются наши бабушки - занятия арт - терапией. Ему уделяется особое внимание.

Арт-терапия - область психологии и психотерапии, метод лечения посредством художественного творчества, который практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, и при правильном использовании дает потрясающие результаты. Художественное творчество для пожилых является одним из эффективных методов не медикаментозной терапии.

Учеными уже давно доказано, что такие занятия дарят пожилым людям самое важное - жизненные силы и желание жить. За все прожитые годы у каждой из наших постоялиц накопились определенные переживания, страхи, обиды.

На встречах в пансионе мы активно пытаемся нормализовать моральное состояние дорогих нам людей, настроить их на позитивные эмоции. Занятия арт-терапией помогают пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и - главное - сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму. А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни!

Мы проводим разнообразные занятия изобразительного и художественно- прикладного характера: рисунок, разукрашивание, поделки, мелкая пластика, которые направлены на тонкое выражение своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой.

Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, особенно это важно для нас, потому что наши бабушки все живут вместе. Занятия коллективно подразумевают под собой работу в команде, и позволяют повысить коммуникативные навыки пожилых людей.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: профилактика деменции, наличие психологических проблем, травмы, невротические и психосоматические расстройства и другое. На наших занятиях зачастую используются музыка, что вдвойне поднимает общий настрой и вызывает положительные эмоции. Такими занятиями все наши бабушки занимаются с увлечением.

У каждой из них есть личный альбом, где она может проявить свою фантазию и нарисовать все, что захочется. Краски и кисточка - хороший помощник в борьбе с нервным перенапряжением, он развивает мелкую моторику, помогает самовыражению, улучшают работу мозга, повышают настроение. Помимо всего, арт-терапия обладает даже и лечебными свойствами: человек использует лишь небольшую часть своего мозга, а терапия позволяет вовлечь в процесс дополнительные области за счет творческого подхода к задаче, то есть мозг активизируется больше, что также хорошо влияет на функционирование сердца, работу центральной нервной системы.

Она повышает иммунитет, улучшает коммуникацию, помогает пожилому человеку завести знакомства, указывает на его необходимость в обществе и на то, что жизнь продолжается. Арт-терапия раскрывает потенциальные возможности человека, внося в его жизнь новые эмоции. Интереснее всего наблюдать за тем, как просматривая свои работы, наши подопечные улыбаются, делятся эмоциями и прекрасным настроем.

Ведут бурные обсуждения о получившихся, или не очень, рисунках. Разукрашивая определенные картины, своими мыслями они уходят глубоко в подсознание и расслабляются, чего не всегда можно добиться в будничном режиме. Труды бабушек не проходят даром и не забываются. Поздравляя друг друга с праздниками, бабушки дарят рисунки и вместе с ними - частичку своего тепла и любви.