Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу! Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Программное содержание: формировать знания детей о весеннем времени года; знакомить с названиями времен года, их последовательностью; познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной; уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной; активизировать словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей; воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.

Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна), картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка» ; иллюстрации диких животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.

Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».

Ход занятия

Педагог:

Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.

Педагог : Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды. Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).

Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

(Педагог выставляет картинку весны).

Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши - солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).

На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло - и на улице тепло?
Ки-ки-ки - зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы - запели звонко птицы?
Ты-ты-ты - скоро вырастут цветы?
На-на-на - это к нам пришла весна!

Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (Для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое?

Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое

Педагог: первое чудо весны - это теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: снег тает.

Педагог: а почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.

Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.

Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)

Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)

Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).

Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка

Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).

Педагог: Молодцы!

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .

Что вы услышали? (Ответы детей) .

А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)

Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут на этой полянке :

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)

(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).

Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .

У лисы - …. (Ответы детей) .

У волка - …. (Ответы детей) .

Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?

Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?

Дети: Подснежник.

Педагог: Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: ответы

Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…

Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей) .

У Весны много дел : пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны , которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Сказка» с. Становое

Конспект

образовательной деятельности

область «Познавательное развитие»-

ознакомление с миром природы

на тему: «Путешествие в весну»

для детей средней группы

Воспитатель

Соломатина Елена Викторовна

с. Становое

Цель: обобщить знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи :

Развивающие:

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.

Образовательные:

уточнить представления детей о лесных обитателях (растения, птицы, животные, насекомые);

обучать устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе;

обучать выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет);

закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны.

Воспитательные:

воспитывать в детях нравственных качеств: доброта, взаимопомощь, бережное отношение к природе, растениям, животным;

воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие природы средствами музыки.

Материалы и оборудование : электронные носители с записью презентации, аудиозапись: «Голоса птиц», « Звуки весеннего леса». Конверт с письмом, картинка сороки, клубочек, картинки - пазлы с цветами, картинки насекомых с загадками, картина « Жизнь лесных животных весной», корзина с рогаткой, камнем, палкой, пистолетом, маленькие солнышки из картона (по количеству детей).

Методы и приёмы:

Наглядные: слайдовая презентация, картинки.

Словесные: беседа, отгадывание загадок, поисковые вопросы, обсуждение.

Игровые: игровая ситуация; сюрпризный момент; игры: «Весенние загадки», «Четвёртый лишний».

Практические: собирание разрезных картинок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций весеннего леса, птиц, насекомых, чтение стихов о весне, о перелетных птицах, загадывание загадок, наблюдение за сезонными изменениями в природе. Работа с календарем природы, погоды, слушание аудиозаписи о временах года. Игры-опыты с водой, льдом, снегом. Продуктивная деятельность на весеннюю тематику.

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие»

« Социально - коммуникативное развитие»

« Художественно - эстетическое развитие»

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (коммуникативная игра, дыхательная гимнастика, технология музыкального воздействия); игровые технологии.

Воспитатель: Мальчики и девочки, сегодня замечательный день. Давайте поприветствуем его.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны - «крона дерева».)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны!

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то за окном щебечет, пойдемте, посмотрим.

Подходят к окну, воспитатель достаёт картинку с изображением сороки к клюву которой прикреплено письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

Правильно, к нам прилетела сорока, и у нее в клюве письмо. Какой красивый конверт. Хотите узнать, что в этом письме?

Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Слайд №1

На экране появляется картинка солнца.

Солнце. Ребята, я - Солнце. Мне нужно помочь весне одолеть холод, растопить снега, но не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если вы мне поможете и правильно выполните задания, мой день станет длинней, и я смогу помочь Весне. А в помощь я даю вам вот этот клубочек. Он не простой.

Слайд №2

Воспитатель: Посмотрите на экран, как низко над землей солнце, оно не может растопить снег. Ребята, поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело. А если мы поможем солнышку, значит, поможем и Весне одолеть зиму. Тогда нам нужно срочно оправляться в дорогу. А куда идти вы знаете? Так у нас есть клубочек помощник. Ребята, а клубок-то, оказывается, и разговаривать умеет, он говорит мне, что поведёт нас в лес и покажет нам много сюрпризов, говорит, что и задания будут.

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Клубочек предлагает отправиться в лес пешком. А как вы думаете, почему? (не нарушать жизнь птиц и животных, не наступать на насекомых, не помять цветы)

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил корзинку с запиской. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой - выручалкой, все цветочки посшибать.

— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

Слайд № 3

Воспитатель : Молодцы, посмотрите на экран, солнышко вам улыбается.

Ой, ребята, а клубочек хочет с нами поиграть. К кому он прыгнет, тот и будет отвечать. Будьте внимательны. Слушайте весенние загадки:

Зима холодная, а весна? (теплая)

Зимой солнце холодное, а весной? (теплое)

Зимой идет снег, а весной? (дождь)

От мороза вода замерзает, а от тепла? (тает)

Что весной бежит, журчит? (ручей, река)

Слайд№ 4

Воспитатель : Ребята, какие изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, появились проталины).

Ребята, вы заметили, что вокруг в лесу много птиц. Каких птиц вы здесь узнали?

Слайд № 5

Воспитатель: Пока вы называли птиц, на нашем экране появились ещё птицы, назовите их. (Скворец, грач, ласточка, снегирь). Среди птиц есть лишняя, говорит мне клубочек, найдите её.

Проводится игра «Четвёртый лишний».

Дети должны определить и объяснить, почему птица лишняя. (Снегирь).

Слайд № 6

Воспитатель . Ребята, посмотрите на нашу картину. Какие ещё изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, прилетели птицы).

Воспитатель: Клубочек зовет нас в дорогу. Продолжаем наш путь.

Физкультминутка

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель . Мы очутились на цветочной полянке. Но все цветочки попрятались. Для того чтобы они расцвели, нужно достать их из волшебных разноцветных конвертиков и сложить, как пазл. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какая красивая полянка у нас получилась, как много цветов на ней.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох - носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок ». Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.

Воспитатель: Среди цветов под ногами можно увидеть разных насекомых, они сейчас прилетят на аромат цветов, если вы отгадаете их.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

3.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

4.Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая (пчела).

5. Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает (муха)

6. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет.(Божья коровка.)

7. На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?... (Стрекоза)

8. В темноте летает кто-то,

издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно, майский... (жук)

Дети отгадывают и, отгадавший загадку ребенок сажает насекомого на свой цветок.

Слайд № 7

Воспитатель: Отлично! И с этим заданием справились. Смотрим на наше солнышко нам ярко улыбается, значит, мы на верном пути!.

Воспитатель: Клубочек говорит мне, что мы в лесу не одни.

Посмотрите в свои бинокли вон туда. В просвет между деревьями дикие животные. Давайте присядем, понаблюдаем. Чтобы не спугнуть их, говорить будем шепотом. Кого вы видите? А почему мы не видели зимой медведей? (они спали). А с медведицей медвежата. Где и когда они родились (зимой в берлоге). Чем кормила их мам? (молоком). А что едят медведи весной (траву, насекомых, рыбу)

А кто же это такой бегает по дорожке на коротких ножках, с колючками на спине, а за ним детеныши? (ёж с ежатами)

Весной у ежа тоже появляются дети - ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.

А лиса с лисятами? А вот посмотрите, что это за норка, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом и рядом такие же только маленькиу зверьки. Рыжая мама умеет тявкать у нее очень хороший слух. Она сразу издалека услышала, что мы гуляем по лесу

Воспитатель: Молодцы! Давайте не будем мешать лесным жителям, пойдем своей дорогой.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Слайд № 8

Воспитатель: Ребята, посмотрите, опять произошли изменения на картине, какие? (Солнце поднялось еще выше и светит ярко, вышли из зимней спячки медведь и еж; заяц линяет, белка стала рыжей)

Релаксация музыка

Воспитатель: Давайте сядем на пенечки отдохнем и послушаем волшебные голоса весеннего леса (Дети слушают в аудиозаписи журчание ручья, весенний гром, пение птиц и т. д.)

Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки. Дышите спокойно. Давайте вспомним сегодняшний весенний день и волшебный лес, в котором мы сейчас находимся. Представьте себе, что вы идете по тропинке, вдоль которой возвышаются раскидистые деревья, растут незнакомые кустарники и очень красивые цветы. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. Вы заходите все дальше в лес. В самой чаще стоит скамейка. Присядьте на неё, отдохните.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, журчание ручья. Вы ощущаете запахи цветов, их так много. А теперь открывайте глазки.

Слайд № 9

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу картину. Что изменилось на ней? (Солнце поднялось высоко, снег почти весь растаял, проснулись животные, прилетели птицы)

Сюрприз от солнышка (маленькие солнышки для каждого ребенка в знак благодарности за помощь)

Подведение итога занятия.

Вам понравилось наше путешествие по лесу? Что мы делали в лесу? Кому мы сегодня помогли? Что вам понравилось? Что было для вас трудным?

Воспитатель Ребята, наше путешествие по весеннему лесу закончилось. Пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Конспект НОД в средней группе «Весна»

Воспитатель: Новикова И.Г.
МАУДО «Детский сад №7» СП №1,
Г. Ялуторовск, 2017г.Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
Расширять и активизировать словарь по теме;
Формировать способность детей работать в коллективе;

Оборудование:

иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек» . Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Вид деятельности: организованная образовательная

Возрастная группа: средняя группа

Педагог: Захаревич Екатерина Алексеевна

Тема: « Подарки весны»

Программное содержание

Цель: обобщить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе;

Развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Формировать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»

Материалы и оборудования: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер, презентация к НОД, макет пригорка, подснежники из бумаги, листы бумаги с готовым фоном для аппликации; детали аппликации (из бумаги цветочки для яблоньки, головки цветов одуванчика, листики, синтепон для облаков, ленточки для лучиков солнца, клеящие карандаши, набор карточек с изображение птиц (грач, скворец, жаворонок).

Ход деятельности

Организационный момент:

Педагог: Подходи ко мне дружок

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … ВЕСНА.

Педагог: Правильно, весна. Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

Педагог: Вот и весна пришла к нам со своими подарками. Я хочу пригласить вас совершить со мной небольшое путешествие и посмотреть, какие же подарки нам принесла весна.

(Дети вместе с воспитателем подходят к экрану)

Педагог : Дети, а с чего начинается весна? С чем она к нам приходит?

Дети: С солнышком.

(слайд № 1)

Педагог: Какое весной солнышко?

Дети: Теплое, ласковое, яркое, весеннее, лучистое.

Педагог: Вот это первый подарок весны – теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: Снег тает.

Педагог: Почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: Превращается в воду. Появляются лужи и ручейки.

(слайд №2) .

Педагог: А что любят делать дети с ручейками и лужами?

Дети: Ходят по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второй подарок весны - звонкие ручейки, лужицы. Пойдемте искать следующий подарок? (ответ детей). .

Подвижная игра «Кого разбудила весна».

(слайд № 3)

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» дети имитируют движения животных и птиц.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что?

Дети: Подснежник.

(слайд № 4)

Педагог: Анжелика, прочитай нам стихотворение «Подснежник".

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: Какие красивые цветы. Может, нарвем себе подснежников?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нельзя нарвать, ведь так хочется?

Дети: Они завянут. Исчезнут если их рвать. … .

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: Давайте присядем на полянку. Мы с ребятами выучили загадки про весенние цветы. Если вы отгадаете, то они появятся на нашем волшебном экране.

(слайд № 5)

1. То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел! (ОДУВАНЧИК)

2. Смотрит солнышко – росток

Не травинка, не листок,

Появился самый первый

Желтый маленький цветок. (МАТЬ – И – МАЧЕХА)

3. Замечательный цветок,

Яркий словно огонек.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный …. (ТЮЛЬПАН)

4. Есть у весеннего цветка

Примета, чтоб не ошибиться:

Листик - как у чеснока

А корона – как у принца. (НАРЦИСС)

Педагог: Дети, как мы одним словом назовем эти цветы?

Дети: Первоцветы.

Педагог: Почему их так называют?

Дети: Потому что они появляются и цветут первыми.

Педагог: Правильно. И это еще один подарок от весны – цветы-первоцветы.

Ваши глаза устали смотреть на экран, я предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко!

В небе свети! Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.

Яркие лучики нам протяни! Руки вперед.

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам попал.

Солнечный лучик песенку пел

Каждый себе на плечо посмотрел, вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой. Закрыть глаза.

Мы же на полянке

Сядем с тобой. Садятся на ковер.

Педагог: Прислушалась весна, чего не хватает. Как-то тихо вокруг. И тут же приготовила следующий подарок. Как вы думаете какой?

Дети: Птицы прилетели.

(слайд № 6) .

Педагог: Откуда птицы прилетели?

Дети: С юга. Из теплых стран.

Педагог: Зачем они вернулись, ведь там так хорошо, тепло?

Дети: Они вернулись домой. Будут строить гнёзда, и высиживать птенцов.

Педагог: Какие птицы к нам возвращаются первыми?

Дети: Грачи. Жаворонки. Скворцы.

Дидактическая игра «Узнай по голосу!

Педагог: Сейчас мы поиграем в игру. Вам надо будет узнать по голосу птицу. Показать карточку с ее изображением и назвать эту птицу. Если вы правильно отгадаете, то она появиться на экране.

(слайды № 7, 8, 9)

Педагог: Молодцы. Я для вас приготовила еще одну игру

Физкультминутка – игра «Прилетели птицы».

Правила игры: Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какой следующий подарок весна приготовила?

Дети: Появляются листья на деревьях .

(слайд № 10)

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла. Мы тоже с вами начали делать весне подарок, но еще не закончили. Давайте его сегодня закончим и подарим весне, ведь она от нас скоро уйдет.

(Ответ детей)

Подойдите к столам. Там лежат наши картины и недостающие детали к ней их надо приклеить на свои места.

Коллективная аппликация из готовых форм «Подарок весне»

(слайд № 11)

Итог занятия:

Педагог: Ребята, вы молодцы, все очень старались. Вам понравилось наша прогулка по весне. Какие же подарки весна приносит с собой (солнце, ручейки, первые цветы, прилет птиц, появление травы, листьев на деревьях). (слайд № 12)


Тема: «Весенние чудеса» ».

Группа: средняя

: познавательное развитие.

Задачи

Обучающие:

- познакомить весной ;

весной ;

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, -развивать эстетическое восприятие красоты природы,

Воспитательные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Весенние чудеса» по познавательному развитию для средней группы»

Тема: «Весенние чудеса» ».

Группа: средняя

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.

Задачи

Обучающие:

Формировать знания детей о весеннем времени года;

Продолжать знакомить с названиями времен года, их последовательностью;

- познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной ;

Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной ;

Активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь - отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание,
-развивать эстетическое восприятие красоты природы,

Совершенствовать грамматический строй речи,

Способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей;

Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту;

Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего леса), мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Картинки- слайды времен года (осень, зима, весна, лето), ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина – слайд «Весенний лес» ; картинки- слайды животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.

Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»

Ход образовательной деятельности

    Вступительная часть

Педагог: Подходи ко мне дружок

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … ВЕСНА.

    Основная часть

Педагог : - Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное.

Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды).
(Педагог показывает слайды двух времен года: осень и зима).
Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет).

Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

(Педагог выставляет слайд- весны).

Скажите, ребята, что изменилось? (ответы детей).
Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с

утвердительной
интонацией).
На первом предложении педагог дает
образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна!

Педагог: Ребята, время года, которое наступило сейчас, называется весна. Весна приходит после зимы.

(педагог показывает слайды: осень, зима, весна)

(для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года: осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое?

Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое

Педагог: первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: снег тает.

Педагог: а почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.

Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.

Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)

Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)

Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).

Физкультминутка:

Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка

Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).

Педагог: Молодцы!

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .

Что вы услышали? (Ответы детей) .

А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А мы с вами отправляемся в весенний лес, (слайд- весенний лес).

Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут в нашем лесу:

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)

(Педагог вместе с детьми рассматривают слайды с изображением лесных животных).

Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами.

Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .

У лисы - …. (Ответы детей) .

У волка - …. (Ответы детей) .

Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?

Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?

Дети: Подснежник.

Педагог: Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: ответы

Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…