Тренинг позитивного мышления для подростков. Как сформировать положительное мышление

Позитивное мышление, по сути, — это либо то, что мы думаем, либо то, как мы думаем. И это не голый оптимизм и слепая вера в лучшее.

Любые упоминания о позитивном мышлении вызывают спорную реакцию со стороны окружающих. Некоторые люди всегда «на позитиве»: они беззаботно проживают жизнь и, кажется, что никакие невзгоды их не могут сломить. Однако позитивный образ мышления не имеет ничего общего с глупостью, необдуманными выходками и недальновидностью.

Грань между здоровым оптимизмом и нежеланием видеть и решать проблемы в собственной жизни не всегда ясно различается.

Одно можно сказать точно – искусство позитивного мышления не имеет ничего общего с инфантильностью. Это способ правильно направлять энергию и получать результат.

Формирование позитивного мышления

Распознать ловушку позитивного настроя

Некоторые люди неверно истолковывают понятие позитивного мышления. Они думают, что суть кроется в отрицании фактов и реальности происходящего, ведь все будет прекрасно. Обычно это выражается в лени и неумении заботиться о себе. Такие проявления встречаются особенно у тех людей, у которых происходит подмена понятий. Так, сам вопрос «Как мыслить позитивно» трактуется ими в контексте «Как не думать о проблемах».

Например, в семье, живущей в бедности, родители не заботятся о текущих потребностях своих детей, но продолжают пополнять семейство, считая, что как-то все устроится само собой. Или женщина после 40 лет так и не обзавелась семьей и профессией, считая при этом, что у нее еще все впереди. Человек, склонный к ожирению и с неблагоприятными генетическими данными не обращает внимания на свое здоровье и продолжает вести привычный образ жизни. Примеры можно иллюстрировать бесконечно. Является ли это позитивным мышлением? Конечно, нет. Люди, которые живут на беспочвенном позитиве, нередко уходят от реальности, погружаясь в созданный ими мир иллюзий. Они не реагируют на сигналы жизни и продолжают игнорировать очевидные факты.

Позитивное мышление — это поиск перспектив, возможность выбора образа мыслей в соответствии с реальными обстоятельствами.

Вы могли сталкиваться с людьми, которые говорят, что переживать не стоит, ведь все равно все наладится. Действительно, многие живут и хуже, чем вы, так стоит ли жаловаться? Ирония заключается в том, что многие не хотят продолжать находиться в таком же положении,что и сейчас, через следующие 5-7 лет.

Но если вы самовольно создаете иллюзорное восприятие действительности, стараясь положительно воспринимать все ее проявления (даже те, что вредят вам), то каковы ваши шансы что-то изменить?

Суть позитивного мышления или о чем молчат книги по успеху

Некоторые современные коучи, авторы бизнес-тренингов учат позитивно воспринимать любые ситуации в жизни. Это справедливое и абсолютно благостное намерение. Но почему-то многие не упоминают, что позитивное мышление имеет мало общего с отрицанием реальности. Например, вы живете с супругом-алкоголиком. Радости, что этот человек рядом с вами, естественно, нет. Вы обрастаете социальными, психологическими, эмоциональными проблемами. Книга по психологии может учить воспринимать и этот факт положительно, учиться терпеть и любить. Реальность же говорит о том, что вы можете психически искалечить и себя, и детей, которые воспитываются в такой обстановке. Что делать?

Вот тут на помощь и приходит позитивный образ мышления. Во-первых, вы признаете факт того, что живете в ненормальной, травмирующей психику обстановке, осознаете проблему. Во-вторых, ищете пути выхода из создавшейся ситуации. И как раз здесь возникают сложности. Как мыслить позитивно, когда осознаешь, что твоя жизнь не такая уж радужная, и психологически тяжело даже заставить себя предпринимать какие-то действия?

Суть позитивного мышления заключается в том, что вы находите для себя надежные лазейки и пути изменения текущей реальности. Вы буквально хватаетесь за возможности, как за спасительные соломинки. Например, соглашаетесь на более высокооплачиваемую работу, чтобы иметь возможность снять отдельное жилье и переехать вместе с детьми. Осознаете, что жить без мужа, разрушающего вашу жизнь, все-таки будет легче, и решаетесь на развод.

Иными словами, позитивный образ мышления — это не оптимизм в чистом его проявлении. Это возможность мыслить так, чтобы ваши мысли работали «на вас», а не против.

Искусство позитивного мышления вырабатывается по шагам

  1. Никогда не врите себе.

    Осознать ложь самому себе сложнее всего. Когда находишься внутри самовольно созданного мира, сложно даже подумать, что может быть иначе. Но всегда есть возможность обратиться к психологу или хотя бы попросить совета у другого человека. Лучше не разговаривайте слишком много с близкими комментариями, их эмоциональные комментарии могут неверно отразиться на вашем восприятии действительности, поскольку их картина происходящего искажена. Однако не сильно близкий человек, которому знакома ваша ситуация, может беспристрастно описать то, как все происходящее выглядит со стороны.

  2. Концентрируйтесь на том, чего хотите.

    Ищите любые возможности сконцентрироваться на хорошем и закрепить результат. Для этого заведите , куда нужно каждый вечер записывать те хорошие события, которые с вами произошли. Пунктов не может быть менее 5, но лучше попытаться написать 10. Кстати, самая популярная отговорка от ведения дневника: «У меня ничего хорошего не происходит». Потому и не происходит, что вы перестали это замечать. Начните с совсем незначительных вещей: я рано проснулся без будильника, выполнил проект, на завтрак поел любимый омлет и т.п. Суть этого занятия — «запустить механизм» позитивного мышления, начать мыслить позитивно, если считаете, что находитесь в «мертвой точке».

  3. Больше общайтесь с теми, кто не просто проживает жизнь, а уже имел опыт удачного решения проблемных ситуаций. Например, боролся с лишним весом или опасным для жизни заболеванием, выбирался из долгов по ипотеке или сам воспитывал пятерых маленьких детей. Если постоянно находиться своей и чужой жизнью людей, интересы которых не меняются и в жизни которых ничего не происходит, невольно начинаешь мыслить аналогично. Позитивно мыслящий человек ищет возможности и не боится пробовать делать что-то, чтобы изменить ситуацию, которая его не устраивает. Черпайте опыт тех, кто это уже делал.

  4. Сознательно выбирайте, с кем общаться и как поступать.

    Сведите к минимуму или вообще прекратите общение с людьми, которые не имеют жизненных целей. Окружение напрямую влияет на то, кем вы становитесь. Безвольная подруга может просто пожать плечами, пожалеть вас, утешить и сказать, что все так живут. Но устраивает ли вас такой выход? Сидеть и ждать у моря погоды вы можете, даже можете пытаться убедить себя, что все прекрасно. Но недовольство или стресс, которые вы испытываете — это не ваши проблемы. Это способы сказать самому себе, что надо не мириться с ситуацией, а изменять ее.

  5. Распишите план реализации задуманного.

    Ничто так хорошо не подпитывает формирование позитивного мышления, как уверенное продвижение по пунктам плана. Люди допускают ошибку, ставя сразу большие цели, которые нельзя выполнить за короткий период времени. От осознания нереальности желаемого, мыслить позитивно не получается — это логично. Пример: вы хотите переехать от родителей всей семьей, но понимаете, что это невозможно (наглядный пример негативного мышления). Нельзя просто записать цель одним пунктом и в одночасье все изменить, нужно проделать много подготовительной работы. Разбейте большую цель на шаги: изменить образ жизни, сменить работу или поработать над повышением зарплаты, научиться планировать бюджет и откладывать N рублей в месяц, заработать на первый месяц аренды и на залог, хорошую квартиру, собрать вещи, переехать. Так, постепенно работая над каждым пунктом, который уже не кажется таким нереальным, вам будет легче воспринимать реальность цели.

Позитивное мышление – это не что иное, как умение видеть благоприятные возможности вокруг и выбирать способ их реализации. Практически мыслить позитивно несложно, если к каждому обстоятельству в жизни подходить осознанно.

Упражнение для формирования позитивного восприятия

Рассмотрите любую ситуацию, которая сейчас вас волнует. Но сделайте это не по инерции, не как привыкли, а сознательно разберите возможные варианты отношения к ней. Например, вас уволили. Позитивного в этом ничего найти у вас не получилось, вы начали переживать и винить себя за упущенные возможности. А теперь представьте все варианты отношения к ней.

Итак, вас уволили. Ваши мысли:

  • Я никчемный.
  • Я никуда больше не устроюсь
  • У меня были проблемы на этой работе.
  • Мне есть, над чем поработать, чтобы изменить ситуацию.
  • Я получил вызов и новые возможности для улучшения самого качества своей жизни.

Надо ли пояснять, как формировать позитивные мысли относительно любой другой жизненной ситуации? Не бойтесь начинать с реальных мыслей, если вам плохо, признайтесь себе в том, что волнует. Но ищите другие мысли, с каждым шагом улучшая свое отношение к происходящему.

И какие бывают упражнения для настройки на позитивное мышление.

Есть несколько упражнений способных изменить ваше мышление на позитивное. Изменить образ мышления, свои ограничивающие убеждения.

Например, что вы думаете, о холодной погоде, когда мокро и холодно? Большинство людей привыкли думать и мыслить примерно так. Что опять этот мороз, опять этот холод, опять слякоть, грязь. Внутри нас как будто кто-то сидит и постоянно говорит и выражает свое недовольство. Можно сказать, ворчит. Кто же это или что это?

Здесь нет никакой мистики. Говорят в нас наши эмоции и убеждения касаемо того, как мы думаем и считаем относительно определённых вещей. Большинство людей именно негативно относятся к погоде и я так считал до недавнего времени.

Мы соответственно убеждаемся в этом и начинаем также думать, что холодная погода, это как минимум плохо, а в отдельных случаях ужасно.

Давайте мысленно представим такую ситуацию. На улице идет снег, мокрый снег и погода не из приятных. Вы идете как обычно, зажавшись, что-то ворчите себе под нос и не довольны. Вдруг начинаете замечать, что вокруг все люди улыбаются, радуются, как дети прыгают по лужам. Вы все больше этим интересуетесь, всматриваетесь в них и хотите понять, почему же они радуются. И так заканчивается ваш день, так и не поняв в чём дело.

Вы просыпаетесь на следующий день, смотрите в окно на улице погода еще не благоприятнее, как вам кажется, чем была вчера. Вы опять идете на улицу, и видите ту же картину, как и вчера. И так день за днём люди радуются, но вы упорно сопротивляетесь соглашаться с тем, что люди радуются.

Так проходит несколько лет. И в один прекрасный день, вы начинаете чувствовать тоже самое, что другие люди. Хочется вам этого или нет, у вас сформируется убеждение, что мокрая и холодная погода это радостное событие для вас.

Этот пример наглядно показывает, что наша жизнь состоит из подобного рода убеждений, касаемо конкретных вещей и предметов. Разница позитивного мышления от негативного мышления, в том, что человек с позитивным мышлением, постоянно работает над тем, чтобы изменять свои установки мышления, на позитивные для него.

Люди с негативным мышлением, с точностью да наоборот укрепляются в негативных ассоциациях. Еще одно важное отличие, в том, что негативные ассоциации возникают автоматически, нам не нужно прилагать никаких усилий, чтобы они закрепились, когда для закрепления позитивного мышления, требуется постоянные усилия и упражнения.

Своего рода тренировка, без которой не будет результатов и успехов в жизни. Вам же не приходит в голову схватить штангу в 200кг и поднять вверх? Однако некоторые ошибочно считают, что те кто позитивно мыслят, просто везунчики. Им просто повезло, так получилось. К счастью это не так и для того чтоб мыслить позитивно, нужно предложить не мало усилий, как с примером в подъёме штанги 200кг. Начинаем с 5 кг. и постепенно увеличиваем вес. Других вариантов поднятия штанги нет.

Представьте, что вы очень успешный и уважаемый человек, неважно женщина вы или мужчина. У Вас есть всё, что вы захотите, можете делать всё, что вам захочется. У вас идеальная семья, люди при виде вас улыбаются, у вас всё получается.

У вас своя яхта, вы путешествуете по разным странам, про вас пишут в газетах и журналах, все вами восхищаются. Практически каждый хочет с вами пообщаться узнать как у вас дела, выразить вам свою благодарность, за то, что вы есть.

Что бы вы прямо сейчас начали делать? Для чего вы живёте, какая ваша основная цель? Может быть, вы начали бы помогать людям улучшать, их жизнь, у вас есть безграничные возможности всё, что вам нужно.

Представили? Какие эмоции вы сейчас испытываете? Помечтайте на столько на сколько это возможно. Возьмите листок бумаги зарисуйте или запишите всё что вам хочется отобразить в этот момент, что вы видите в своей успешной жизни. Как вы ходите? Как улыбаетесь? Какая должна быть ваша семья?

Видим отличия позитивного мышления от реальности.

А теперь вернёмся в реальность. Сравните своё текущее состояние, с теми эмоциями, которые вы только что испытали. Видите разницу? В большинстве случаев эта разница очень сильно отличается. Если нет поздравляю, вы отлично мыслите и цените силу позитивного мышления.

Это упражнение нужно проделывать ежедневно, тренировать своё мышление, брать всё новый вес. Запоминать те положительные эмоции, которые вы испытали, и встраивать их в свою жизнь. Если проделывать это постоянно, то со временем вы начнёте замечать, как становитесь гораздо успешнее и увереннее в своей жизни.

Когда выходите на улицу, а там идёт дождь, у вас формируется, как минимум 2 убеждения по этому поводу. Первое это, отлично на улице идёт дождь, как здорово, когда я доберусь в свой уютный офис или дом. Второе идёт дождь, хм отлично будет время заняться теми делами, которые я постоянно откладывала.

Вся сложность и трудность в позитивном мышлении, что люди не хотят прилагать усилий, а надеются на случай, что всё само наладится и измениться. Не измениться, не стройте иллюзий. Лично я считаю самый сильный наш враг, это наши иллюзии, с которыми нужно постоянно работать. А практические упражнения по позитивному мышлению, отличный инструмент для реализации себя и позиционирования в жизни.

Вы нужны только самому себе, не стройте иллюзий. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь, подойдите к этому вопросу с максимальной отдачей и поверьте, результаты превзойдёт все ваши ожидания. О других упражнениях как научиться позитивно, мыслить, читайте в следующих статьях.

Маленькая просьба. Если вам понравилось упражнение и вам не сложно, порекомендуйте эту статью своим знакомым. Спасибо. 🙂

Е. А. Ковалева (г. Могилев, Беларусь)

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести. Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Позитивное мышление- часть внутреннего мира самого человека, которое помогает справиться с физической и умственной усталостью, эмоциональной нагрузкой в школе . Психологический тренинг по формированию позитивного мышления учащихся является эффективным способом повышения стрессоустойчивости личности, формированию активной жизненной позиции, основанной на позитивном Я- образе.

Психологический тренинг

по формированию позитивного мышления учащихся

Цель: формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции , позитивного настроя и взгляда в будущее; повышение стрессоустойчивости личности и профилактика формирования аутодеструктивного поведения.

Задачи:

1. способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека;

2. формировать ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих;

3. формирование позитивного отношения учащегося к своему «Я»;

4. активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов;

5.развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее.

Условия проведения : класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одной параллели. Тренинг рассчитан на у чащихся 6-7 классов.

1.Знакомство.

Цель : развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

Время :10 минут.

Инструкция : Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

Анализ упражнения :

Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Как вы думаете, для чего именно в начале тренинга мы провели это упражнение?

Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

2.Правила работы группы. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает: 10% того, что слышит. 50 % того, что видит,70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. Не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение.

3.Упражнение «Кого я вижу».

Время:7 минут.

Цель: формировать ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих.

Материал: Коробочка с приклеенным внутри зеркалом.

Инструкция: у меня есть такая коробочка, в которой приклеено изображение человека, которого вы все знаете. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать 3-4 характеристики это человека, можно сказать что он любит делать, кушать. Нельзя называть имя это человека и пол.

Анализ упражнения :
Трудно ли было говорить о себе?
группы?
?

4. Притча «Сад».

Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

-Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я - если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь,- я буду стараться быть этим как можно лучше.

Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

5.Упражнение «Дерево».

Время:15 минут.

Цели: Через рисунок подростки смогут открыть для себя важные качества собственной личности.

Материалы: бумага для рисования формата А3, восковые мелки, музыка.

Инструкция: Есть много способов познать себя. Один из них – рисование. Я хочу, чтобы вы сегодня рисовали деревья. Нарисуйте дерево, которое вам по вкусу.

Решите, какое дерево вам хотелось бы изобразить, каким оно будет по высоте, какая у него будет форма и какого оно будет цвета. Будут ли на нем цветы или плоды? Будет оно молодым или старым? Потом вы увидите, что все деревья выйдут очень разными. Рисуйте молча и ни с кем не разговаривайте. Сосредоточьтесь на том, чтобы изобразить такое дерево, которое вам по-настоящему понравиться. Рисуйте с удовольствием и радуйтесь тому, сто ваше собственное дерево постепенно обретает контуры на бумаге.

Теперь подпишите рисунок и поставьте на нем сегодняшнее число. Соберитесь в группы по четверо и каждый по очереди будет класть свой рисунок в центр, вести рассказ от имени дерева так, будто он сам является этим деревом. Пока вы, таким образом, описываете дерево, подумайте, а не похоже ли оно чем-нибудь на вас. Другие участники могут помочь вам, обращая внимание на детали, которые вы пропустили в своем описании.

Когда все, таким образом, отождествят себя со своим деревом, вы можете коротко обсудить друг с другом, насколько, по вашему мнению, дерево похоже на того, кто его нарисовал.

А теперь вернитесь в большой круг. Поднимите ваши рисунки. Расскажите о своих впечатлениях от увиденных вами деревьев. Теперь возьмите подходящий мелок и напишите на рисунке большую букву «Я…», а затем припишите важнейшие черты вашего дерева.

А сейчас возьмите ваше дерево и держите его на уровне груди так, чтобы все его видели. Я приглашаю вас на прогулку. Если вы увидите дерево, такое, как у вас или очень похожее, создайте вместе лес. Таким образом, у нас получатся в разных местах разный лес: еловый, березовый, дубовый и т.д. Обсудите в получившихся группах следующие моменты: какой вы лес, что хочет этот лес и чего боится?

Анализ упражнения:

Понравилось ли мне это упражнение?

В какой степени черты моего дерева являются также и моими?

В какие моменты я проявляю эти черты?

Понравился ли я себе на «лесной прогулке»?

Какое дерево мне особенно понравилось?

Как я сейчас себя чувствую?

6.Информационный блок «Оптимисты и пессимисты».

Цель : сообщить в доступной форме об особенностях поведения и стилях мышления оптимистов и пессимистов, как они ведут себя в сложных ситуациях, осознать эффективные способы поведения при различных испытаниях.
Время :15 минут.

Ребята, как вы думаете, что такое оптимист и пессимист?

Каждый из нас видит мир и живущих в нем людей по-своему. Одни смотрят на него в розовых очках и полагают, что наша жизнь состоит только из белых полос, а другие не питают никаких иллюзий по этому поводу и воспринимают всё только в черных тонах. В зависимости от мировоззрений таких людей называют оптимистами и пессимистами.

Что это за понятия и в чем заключается разница?

Кого называют оптимистами?

Оптимист–это человек, который смотрит на жизнь и все ее составляющие с позитивной точки зрения. Само понятие происходит от латинского слова optimus, что означает «наилучший». Оптимисты радуются каждому новому дню и получают массу положительных эмоций от каждого мгновения. При этом все их впечатления благотворно сказываются на работе организма и активизируют функции иммунной системы. Оптимисты всегда утверждают, что мир чудесен, люди великолепны, а из любой ситуации всегда можно найти выход. Многие исследователи полагают, что такое отношение к жизни кроется в стиле мышления, согласно которому все неудачи являются случайностью и быстро проходят, а положительные события вполне естественны и закономерны. Благодаря подобным мыслям оптимисты гораздо легче сходятся с другими людьми, у них много друзей, поскольку любой человек всегда тянется ко всему прекрасному и жизнерадостному.

Кто такие пессимисты?

Пессимисты отличаются негативным взглядом на жизнь и во всем видят плохое. Отсюда и понятие термина pessimus – от латинского «наихудший». Живется пессимистам намного сложнее, чем оптимистам, так как их негативные взгляды на мир часто приводят к депрессиям, унынию и отталкивают окружающих. Таким людям свойственна низкая работоспособность и слабая жизненная энергия. Они теряются перед любой проблемой, а каждая неудача воспринимается ими как конец света. Любой пессимист скажет, что успех в чем-либо – это чистая случайность, а во всех его неприятностях виноват не он сам, а его близкие и друзья. Из-за постоянного пребывания в унынии пессимисты страдают от стрессов, часто болеют, у них повышается уровень адреналина в крови и растет артериальное давление. Жалобы на свою жизнь, бедствия в обществе, политические проблемы в стране – обычное явление для пессимиста.

Какая разница между оптимистами и пессимистами?

Понять разницу между оптимистами и пессимистами можно по простому примеру с сосудом, наполовину наполненному водой. Первые считают, что этот сосуд наполовину полон, вторые – что наполовину пуст. Пессимисты способны более трезво оценивать ситуацию, в то время как оптимисты склонны к поверхностному мышлению. Пессимисты никогда не переоценивают своих возможностей, потому им удается лучше прогнозировать свои взлеты и падения.

Оптимистический взгляд значительно выигрывает у пессимистических мировоззрений, но имеет ряд недостатков. Люди с таким складом мышления смотрят на свою жизнь как на череду побед и доказательство собственного прогрессивного роста, поэтому никогда не обращают внимание на временные проблемы, даже если они представляют риск для их жизни или благополучия. Пессимисты же лучше контролируют ситуацию и редко ошибаются в своих суждениях. По мнению многих ученых, у пессимистичных людей более развит интеллект–они хоть и печальнее, но мудрее. Пессимистам стоит научиться радоваться жизни, а оптимистам – более реально смотреть на многие вещи. Наиболее ценной считается способность находить «золотую серединку», стараясь не преувеличивать свои проблемы и не тешить себя иллюзорными представлениями о мире и других людях.

7.Упражнение «Откровенно говоря…»

Цель : укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее, формирование способов поведения в сложной ситуации.

Время : 15 минут.

Материал : карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция : перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.

Примеры карточек:

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что…

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что…

Я поссорился с другом, и это плохо, потому что…

Я поссорился с другом, и это хорошо, потому что…

Я поссорился с родителями, и это плохо, потому что…

Я поссорился с родителями, и это хорошо, потому что

Я поссорился с лучшим другом, и это плохо, потому что…

Я поссорился с лучшим другом, и это хорошо, потому что..

Меня обвинили в воровстве, и это плохо, потому что…

Меня обвинили в воровстве, и это хорошо, потому что…

Анализ упражнения :
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках
группы?
Какой вывод мы можете сделать из данного упражнения
?

8. Упражнение «Прощание с...»

Время:15 минут.

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

Материалы: белый лист бумаги (А-4), карандаш, краски, стаканы для воды, емкость с водой.

Инструкция: У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Сейчас я каждому из вас предлагаю определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние. Положите перед собой лист А-4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, и наоборот). Скомкайте этот лист, что есть силы, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» как следует. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новый образ. Далее каждому участнику предлагается взять небольшие листы бумаги, карандаши и внимательно рассмотреть все созданные картины. То, как они «отзовутся», записать на отдельном листе и оставить рядом с соответствующим рисунком.

Затем каждый может посмотреть, что ему написали. Следует разложить листы с надписями от наиболее приятного к менее приятному и проанализировать 3 последних. Часто это вытесненные чувства, которые не позволяют участнику «допрожить» и отпустить проблемную ситуацию.

Анализ упражнения:

Как изначально называлось чувство, с которым вы работали?

Как называется теперь?

Какой отклик у вас нашел этот рисунок?

О чем из вашей жизни рассказывает этот рисунок?

9.Упражнение «Выбор».

Время:10 минут

Цель: способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека, активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов.

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент–повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает»-и съедаете пустой пончик.

3.Съедаете что-то другое.

4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Приветствую, дорогие читатели блога. В этой статье я приведу интересные способы, как тренировать свое позитивное мышление и упражнения на каждый день, которые помогут вам сделать это намного эффективнее.

Вы можете выполнять эти упражнения одновременно или взять какое-то одно из них, поработать с ним месяц, а затем перейти к другому.

Позитивное мышление — 5 упражнений на каждый день

  1. Чтение аффирмаций

Сделайте чтение аффирмаций своим ежедневным ритуалом. Самое лучшее время для этого – утро сразу, как только вы проснулись, и вечером, перед тем как закрыть глаза и уснуть. Именно в это время подсознание больше всего открыто и восприимчиво для идей, которые вы хотите в него засеять.

Аффирмации, которые вы будете читать в это время станут семенами, которые со временем дадут нужные вам всходы в виде новых полезных убеждений. А эти убеждения помогут вам в достижении того, чего вы хотите. Таким образом, вы в любом вашем начинании.

  1. Записывайте позитивные утверждения

Лучше, если вы заведете для этого отдельную тетрадь. Одно утверждение – одна страница. На отдельной странице пишите какую-то одну позитивную фразу каждый раз с новой строчки. Так до самого конца страницы. Исписывайте так по одной странице в день. Думайте о том, что пишете, представляйте это, окунитесь полностью в свои позитивные ощущения, сфокусируйтесь на них, подключайте визуализацию. Тогда вы многократно усилите полезный эффект от упражнения.

Это упражнение имеет мощный эффект программирования подсознания на позитив, если выполнять его с помощью ручки и на бумаге, не на компьютере. Когда вы записываете фразы своей рукой. В этот момент вы как будто прописываете новую позитивную программу в своем подсознании, как прописывают программу для компьютера. Если делать это регулярно, вы сможете сделать позитивное мышление еще одной своей полезной привычкой.

  1. Упражнение «А что, если…?»

Выполнять его также лучше в письменном виде. Подумайте и представьте, а что, если исполнится самое невероятное ваше желание или осуществится ваша большая мечта, что-то настолько грандиозное, о чем вы только осмеливались когда-либо мечтать? Представьте, что ваша мечта исполнена. Что вы чувствуете сейчас? Каковы ваши ощущения? Как измениться ваша жизнь, какой она станет тогда? Чем вы тогда станете заниматься, какие новые грандиозные проекты сможете воплотить в жизнь? Где и с кем будете жить? Как будете отдыхать и т.д…. Сейчас ярко представьте все это, нарисуйте в своем разуме ясную картину. Проживите все это в воображении. Запишите все свои ощущения на бумагу.

  1. Резинка

Как бы вы не старались мыслить позитивно, а бывает так, что нет-нет, да и проскочит в уме негативная мыслишка, а за ней подтянется и другая. И вот вы снова не заметили, как вас затянуло в старый привычно-негативный образ мышления и мысли о проблемах. Как с этим бороться?

Есть один верный способ. Это упражнение с резинкой. Можно взять обычную канцелярскую резинку тонкую, которой часто перевязывают пачки денег. Вот эту резинку наденьте себе на запястье. А дальше все совсем просто. Каждый раз, как только темные негативные мысли появляются в вашей голове, оттяните резинку и отпустите, щелкнув себя ею. Должно быть немного больно. Через болевые ощущения, с которыми будет теперь ассоциировать мозг негативные мысли, вы отучитесь негативно мыслить.

Это действенное упражнение, если выполнять его ежедневно на протяжении минимум 20-30 дней.

  1. Бусины

Возьмите 25 бусин. Можно заменить на обычные горошины. Положите их в карман. В течение дня каждый раз, как заметите что-то хорошее позитивное вокруг, возьмите одну из бусин и переложите в другой карман. Так делайте, пока не переложите все 25 бусин. Замечайте все хорошее вокруг или просто то, за что можете быть благодарны.

Так вы приучите свое сознание фокусироваться на позитиве. Выполняйте это упражнение также хотя бы 20-30 дней. Важно делать это ежедневно, не пропуская.

Любое из этих упражнений поможет вам приучить себя к позитивному мышлению. Главное делать его регулярно в течение хотя бы месяца. А если вы задействуете сразу несколько способов, результат будет еще лучше.

Тренинг развития позитивного мышления

«Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить её, прежде чем взойдёт росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни под-ростков.

Задача тренинга – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

1 этап – знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристи-ку, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обраща-ться друг к другу именно так.

2 этап – упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттен-ки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоци-ации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очарова-тельный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

«Неоконченные предложения».

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4-5) на листочках разда-ются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий соби-рает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я …

Мне хочется доставить радость …

Всякая погода – благодать, даже вот и сегодня на улице …

Больше всего удовольствия я получаю от …

У меня теплеет на душе, когда я думаю о …

Мне очень помогает в жизни …

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы …

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царём, Бирбал сказал, что никак не мог успоко-ить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успоко-ить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

«Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека к которому испы-тываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать кино-героя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

«Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

«Неприятность эту мы переживём …» . Выбирается какая-то неприятная ситуа-ция, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутст-вии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сде-лать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

«Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаём своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринуждён-ную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фото-графу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо не-приятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку».Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

«Необитаемый остров». Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распо-ряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

Заключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение. Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.