Психология собак: как их понять? Психология собак. Основы дрессировки животных

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, или боязнью, проявляющееся в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда не трудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает ее управлению, а, то и исключает его, приводит к печальным последствиям — панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину.

А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования, ее могут не допустить к разведению. Поэтому и владельцев собак и кинологов, занимающихся их разведением, волнуют вопросы «Почему это происходит?» и «Что делать?», считая, что уже ответили на вопрос «Что происходит?»

Определения

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций (Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1996).

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (П.В. Симонов «Высшая нервная деятельность человека», М., Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов (Я. Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», М., Прогресс, 1979).

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

— сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;

— сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

— сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

— сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях — страх).

Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличии от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх (ужас)).

Тревога эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов.

Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать пути избегания опасности.

Страх — отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего, выделяют реакцию избегания. Реакция избегания — это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя), путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно.

Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений.

Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. Hа поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник — причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и, более или менее продолжительного, периода неподчинения командам, что так напоминает реакции вызванные состоянием тревоги и страха.

Причины

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя.

Из повседневного опыта известно, что «сильные», «очень сильные» или «сверхсильные» раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Hе исключено, что сверхсильный сигнал является «релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строится следующим образом:

— если сигнал опознан как относительно новый — развивается исследовательское поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный) — продолжается текущая деятельность;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный) — осуществляется соответствующее ему поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью) — осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение;

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится «сверхсильным», организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности.

Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

а) частоте появления похожих раздражителей;

б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);

в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя.

Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить: если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации — отмечается реакция испуга; если раздражитель опознан как абсолютно новый — развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) для нашей темы наиболее важен экологический, который обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания) в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Hо как только оно познакомиться с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается то минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается и животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов» (Соколов), которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так «боязливы» и «трусливы» в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника». Учитывая это явление службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Hо нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность сбустаратов отрицательного подкрепления; в свою очередь это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Значительную роль в реагировании собак на незнакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха . При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде условнорефлекторных реакций. Известно, что при стрессовых ситуациях сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза, образуются условнорефлекторные связи на состояние и инструментальные (реакция избегания) условные рефлексы, когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с чем, встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой ( , взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что животные на основании своего опыта считает знакомым. Hо также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Влияние «типа высшей нервной деятельности» на знак и выраженность реакций животных на ситуации, и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД.

Hо, например, Иванов — Смоленский (1932), Розенталь (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведенные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую — на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обстановкой. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли «пассивно-оборонительной реакции», а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко выраженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливых» собак, они были отнесены к сильному типу.

Первоначально связывающий наличие «пассивно-оборонительной реакции» со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы:

«Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условнорефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению» (И.П. Павлов, 1938).

Как показали исследования Л.В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно-оборонительной реакцией» могут относиться как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушинский приходит к выводу, что наличие «пассивно-оборонительной реакции» у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет: 1. «пассивно-оборонительная реакция», не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; 2. «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; 3. «пассивно-оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипических и средовых факторов.

Hа выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций является делом нелегким. Hо так или иначе исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.H. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку, так Л.В. Крушинскому и Л.H.

Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Hо при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые, с большой долей вероятности, контролируются генетически.

По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уорнер (1934) показали, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются независимыми наследственными признаками, определяющими рецессивными факторами, зависимыми в значительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки.

Hа основании собственных исследований Л.В. Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама «пассивно-оборонительная реакция», а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно-оборонительная реакция» возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условнорефлекторно связанными с опасными для животного последствиями, при этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и, генетически зависимыми, порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды (тренированность).

Материал взят: В.Гриценко "Поведение собак или немного зоопсихологии"

P.S. Великан — Бояка


Всем собакам, независимо от их размеров и пропорций, свойственны те же модели поведения, что и их далеким предкам, и все они проходят через одни и те же периоды развития. С течением времени, однако, люди сумели изменить первоначальный прототип до такой степени, что в иных случаях он уже неузнаваем. Именно потому, что мы добились такого широкого разнообразия пород в соответствии с разнообразными потребностями и желаниями людей, собаки стали столь популярны.

В течение столетий одомашнивание собак привело к тому, что они в основном занимают подчиненное положение. Несмотря на это, если собака до достижения ею возраста четырнадцати месяцев не социализирована обществе людей, шансы на формирование крепкой вязи с нею весьма невелики, а в иных случаях и вовсе равны нулю. Отсюда следует, что взаимная симпатия человека и собаки не является унаследованной. Контакты и связи с человеком закрепляются в психике собаки в очень раннем возрасте. Такая ранняя социализация и то, что мы прямоходящие существа и поэтому, с точки зрения собаки, больше подходим на роль вожака, помогают нам поддерживать контроль за поведением собак. Иногда мы теряем этот контроль, и это кончается тем, что собаки кусают руку, которая их кормит.

Если на время забыть о различиях между собаками разных пород и посмотреть на собаку как существо с унаследованными инстинктами, то вскоре становится понятным, почему случаются такие происшествия. Рассматриваем ли мы социальную структуру волчьей стаи, стаи диких собак или домашнюю собаку, мы имеем дело со стайными животными. Для сохранения существующей социальной иерархической структуры каждой стае необходим лидер – вожак.

Членам стаи волков или диких собак довольно легко усвоить существующие правила, потому что в стае есть установившаяся иерархия, в которой каждый знает свое место. Чем выше позиция, занимаемая животным в иерархии, тем больше у него преимуществ. Все животные подают знаки одинаковыми позами и сигналами тела, и все способны их воспринимать. Если нижестоящая особь попытается посягнуть на то, что обычно является привилегией вожака – все, что необходимо для наведения порядка, это испепеляющий взгляд вожака.

Глядя на домашнюю собаку, мы видим, что вследствие жизни в смешанной стае «человек-собака» понимание правил становится для нее затруднительным. Мы, люди, пытаемся научить собаку воспринимать наши ценности. Собака способна к обучению только на своем уровне и может понимать только собачьи ценности. В итоге мы все запутываем, и то, что собака постепенно приучается жить с такими непоследовательными существами, как мы, делает ей честь.

Теперь рассмотрим некоторые права и привилегии, которыми пользуется вожак стаи, и сравним их с теми, которые мы, хозяева, предоставляем или которых, напротив, лишаем наших собак. Это нужно, чтобы разобраться, где происходит нарушение коммуникации между видами и как мы приходим к тому, что называется «непослушание собаки». Многие мои клиенты признаются, что позволяют своим собакам вспрыгивать на кресло и сидеть рядом, когда они смотрят телевизор. Большинству из этих собак также разрешают прыгать и в кровать, хотя бы утром, чтобы приласкать их. Почти у всех этих собак есть собственная корзинка или подстилка, где они спят. Многие любят также занимать другие уголки дома, там их излюбленные места отдыха, например под кухонным столом или за креслом гостиной, и так далее. Когда я спрашиваю хозяев, удобные ли это места, они отвечают, что сами никогда не проверяли, но думают, что там удобно. Однако в таких домах место, где спит собака, неприкосновенно, а сама она может спать там, где ей нравится. Кто же там вожак стаи?!

Собаки – хищники, следовательно, для них пища чрезвычайно важна, и не просто чтобы выжить: пища представляет собой одно из средств поддержания социальной иерархии. Недавно одна моя клиентка сказала мне, что ее муж работает не всегда в одно и то же время. Поэтому иногда они ужинают рано, в пять, иногда в семь часов. Собаку всегда кормят в шесть. Чего хозяйка не могла понять, так это почему их пес никогда не попрошайничал у стола, когда они ели рано, однако, когда они ели позже, он всегда просил, хотя ему никогда не давали еду со стола. В стае вожаку предоставлено право выбирать лучшие куски и, разумеется, есть первым. Остальные члены стаи могут есть, что останется, если только вожак не вздумает поесть еще. Когда семья ужинала в более ранний час, собака, несмотря на то, что была голодна, инстинктивно знала, что нужно дожидаться еды, которая останется после трапезы людей. А когда собаке позволяли есть первой, инстинкты подсказывали, что ей полагается и та еда, которая осталась, и та, которую ели другие члены семьи. (В эту область вторгается обладание, см. раздел о защите пищи)

Одна из самых популярных игр для забавы с любой молодой собакой – это перетягивание. В магазинах, торгующих товарами для животных, имеются специальные игрушки, устроенные так, чтобы человек и собака могли держаться за ее концы. Обычно мы позволяем собаке побеждать в этой игре, потому что восхищаемся упорством и увлеченностью, которые она вносит в свои игры, несмотря на то, что мы знаем свое превосходство в силе. Соответственно, возиться и бороться с собакой очень весело... пока молодой пес вдруг не становится агрессивным, и как раз тут мы уступаем, не дожидаясь, чтобы он вышел из повиновения. Поскольку собака является хищником и охотником, на первом месте у нее инстинктивное стремление не получить телесных повреждений, и по этой причине все, связанное с уровнем доминирования-подчинения, формируется в игре. Мы не должны давать понять нашим молодым собакам, что для победы надо рычать, тянуть и упираться. Нельзя, кроме того, чтобы собака знала, что когда мы в шутку боремся с ней, то потом уступаем.

Многие из моих клиентов признают, что, когда они поднимаются по лестнице, собака бросается вперед, обгоняя их, а затем на верхней ступеньке поворачивается и ждет, пока они подойдут. Мы об этом не задумываемся и обычно смотрим не на собаку, а себе под ноги. А какой представляется ситуация нашей собаке? Проявления уважения у собак и волков выражаются в том, что голова низко опущена и вытянута вперед, кроме того, животное избегает всякого визуального контакта.

Двери – это ключевая зона в доме, когда речь идет о собаках. Дверь – это вход в жилище (логово), это также и узкий проход. Сколько раз мне приходилось слышать, что собака рвется войти в двери раньше, чем хозяин. Обычно это расценивается как энтузиазм собаки. Также очень часто хозяева говорят, что собака ленива: она укладывается поперек прохода на кухню (или в другую комнату, где, кстати, всегда кто-то есть и кипит работа) и, если ей прикажут подвинуться, только потягивается и рычит. Обычно все кончается тем, что хозяева не тревожат спящую собаку, а обходят ее стороной. Дело в том, что, когда вожак отдыхает, другие члены стаи заботятся о том, чтобы его не потревожить. Приближаясь к узкому проходу, все другие отступают, чтобы первым пропустить вожака. Это все – инстинкты собаки и волка. Если вдуматься, то они характерны и для человека.

Высокому положению соответствуют определенные привилегии. Сколько раз бывало – вы сидите, сосредоточившись на какой-нибудь программе или сводке телевизионных новостей, как вдруг собака подталкивает носом вашу руку, она хочет, чтобы ее приласкали. Чаще всего мы реагируем немедленно, отчасти потому, что знаем: собака не отстанет, просмотр интересующей нас программы хочешь не хочешь придется прервать; отчасти потому, что мы не хотим, чтобы собака думала, будто ее не любят. А если уж говорить начистоту, нам изрядно льстит проявление собачьей привязанности. А на самом деле происходит вот что: это собака решила, кто, когда и сколько времени должен ее гладить. Если попозже вечером вы попытаетесь подозвать свою собаку, вполне возможно, что вы не добьетесь никакой реакции, кроме взгляда в вашу сторону, потягивания и ворчания. Тут вы, конечно, улыбнетесь и вспомните поговорку: «Не будите спящую собаку».

Сами того не осознавая, мы попадаем в ситуацию, в которой, с точки зрения собаки:

1. она спит, где пожелает, но на ее месте не спит никто,
2. она всегда получает долю имеющейся еды, а мы едим, что останется,
3. она может победить во всех играх, где есть силовая борьба,
4. ежедневно мы демонстрируем уважение к ее более высокому рангу,
5. мы разрешаем ей идти впереди в узких проходах и не беспокоим ее, когда передвигаемся в помещениях,
6. мы отвечаем на ее требования ласки, но миримся с ее нежеланием подчиняться нашим требованиям.

Все это – права вожака стаи. Наши собаки их не просят, мы, сами того не осознавая, предоставили им эти права. Если мы по неведению возвели нашу собаку в такой высокий ранг, мы должны смириться с тем, что собака берет на себя ответственность за дело, которое мы ей доверили.

В обязанности вожака входит:

1. вести за собой стаю – вот почему собака тянет поводок,
2. следить, чтобы члены стаи держались вместе, – вот почему собака бегает взад и вперед, когда ее отпускают с поводка (если вы понаблюдаете за ней, то увидите, что она всегда бегает кругами вокруг нас – собака нас пасет),
3. защищать стаю – вот почему она агрессивна по отношению к другим собакам, вторгшимся на нашу территорию, или дает понять людям, пробегающим мимо трусцой, что им лучше держаться подальше,
4. начинать охоту – именно это обычно делает собака, когда мы жалуемся на то, что она от нас убегает,
5. защищать жилище – вот почему она агрессивно или бурно реагирует на посетителей.

Этот перечень бесконечен, и многие сходные модели поведения будут обсуждаться в следующих разделах. Собаки, которые следуют этим моделям поведения, не обязательно плохие, непослушные или агрессивные, обычно это просто собаки, принявшие на себя ответственность, которую мы, сами того не подозревая, взвалили на них.

Смена ролей в стае «человек – собака»

Когда мы знаем, как воспринимает ситуацию собака, мы ясно представляем себе и то, что стоит нам утвердиться в роли вожака своей стаи – и большинство проблем, называемых проблемами дрессировки, быстро исчезнет.

Мы должны:

1. обязательно добиться, чтобы собака не спала на наших креслах и кроватях, но мы могли бы сидеть на ее месте (казалось бы, мелочь, но действует безотказно);
2. готовить еду для собаки в ее присутствии, затем спокойно позволить себе съесть бутерброд или даже поесть как следует (позавтракать, пообедать, поужинать), прежде чем дать собаке ее порцию;
3. позаботиться о том, чтобы все игры были у нас под контролем: охота, поиски и возвращение хозяину разных предметов, лакомство и так далее – но отказаться вступать в силовые игры;
4. опережать собаку при подъеме по лестнице: собака должна подходить к нам, а не мы к ней; надо также не пускать ее вперед в жилище (логово) человека: проще всего осуществить это, поставив детские воротца – приспособление, которое лишает маленького ребенка возможности бесконтрольно проникать в какие-либо помещения (кухню, подвал и т. п.);
5. закрывать дверь прямо перед ее носом, когда она пытается прорваться через слегка приоткрытую дверь (но следует делать это осторожно, чтобы не прищемить собачий нос), тогда собака быстро научится делать шаг назад;
6. заставлять собаку уступать нам дорогу, когда мы передвигаемся по дому.

Мы должны заставить собаку заработать все свои привилегии: миску еды, прогулку и так далее. Все требования должны звучать как команды: «Сидеть», «Лежать», «Стоять». Пусть это будут нетрудные команды, но надо, чтобы собака, если она чего-то хочет от нас, сначала обязательно это заслужила.

Мы должны реагировать на все попытки хватать нас за руки или другие части тела и за одежду или грызть (даже играя) поводок самой громкой командой «Оставь меня в покое!» и самым пронзительным взглядом, на который способны. Когда собака подчинится, не следует ее хвалить.

Эти простые приемы отражают правила, которые способна усвоить собака. С их помощью устанавливается наше лидерство и инициатива в любой деятельности. Самое главное – чтобы порядки в вашей стае устанавливались до того, как вы покинете свое жилище (логово). Например, инстинкты диктуют собаке, что она не может идти впереди члена стаи, обладающего более высоким рангом, и что вожак объединяет стаю. Поэтому, если собака получает возможность тащить вас за собой в парк или не слушаться, когда вы ее подзываете, значит, вы позволяете ей повысить свой статус и при этом теряете возможность определять условия ваших отношений.

Надо заметить, что сотни собак пользуются многими привилегиями, и это не отражается на их поведении. Следует подчеркнуть: если вы, хозяин собаки, сталкиваетесь с проблемами контроля или поведения, значит, вам необходимо проанализировать ваши взаимоотношения с собакой и посмотреть, не предоставляете ли вы ей, сами того не осознавая, преимущества более высокого ранга, чем те, что есть у вас. Изменить положение в иерархии можно, если не позволять собаке пользоваться преимуществами, которые сохраняются за членами стаи, имеющими более высокий ранг. Важно, чтобы это делалось без силовой конфронтации. Представьте, что случилось бы, если бы волк низшего ранга бросил вызов волку более высокого ранга, пустив в ход силу.

В моей практике я применяю метод демонстрации – показываю владельцам, как снизить ранг их собак и лишить их соответствующих привилегий. Зачастую явившиеся на прием собаки тащат своих хозяев на поводке от автостоянки до моей приемной. Я обычно спрашиваю, посещали ли они официально установленные занятия по дрессировке собак. Хозяева неизменно отвечают, что собака прошла курс, но они все же не в силах удержать ее, когда она тянет поводок. После того как мы устроимся в приемной и подадут чай и кофе, я предлагаю хозяину спустить собаку с поводка, но не обращать на нее внимания, игнорируя все, кроме слишком уж вызывающего поведения. Я аргументирую это тем что, когда стая находится на чужой территории всегда наблюдается некоторая неуверенность, проявляемая членами стаи. Ее явные признаки в поведении людей нам хорошо известны: люди в незнакомой обстановке робко присаживаются на краешек стула, супруги переглядываются, прежде чем ответить на вопрос, даже такой простой, как: «Чай или кофе?»

Собаки в общении ориентируются прежде всего на сигналы тела, они воспринимают эти сигналы и еще множество других, слишком слабо различимых, чтобы их могли заметить люди. Если стая чувствует себя неуверенно, ее должен возглавить вожак, вот собака и берет на себя роль лидера. Она начинает ходить туда-сюда, всегда между мной и своими хозяевами. Подобное поведение называют гиперактивностью, собака проявляет ее, если в дом приходит кто-то чужой или, наоборот, она оказывается «в гостях». Меня уверяют, что, когда хозяева дома одни, собака обычно совершенно спокойна. Если на собаку не обращать внимания, то есть не приказывать ей лечь или не ласкать ее, пытаясь умерить ее очевидное беспокойство, то она будет всячески стараться привлечь к себе внимание. Будет скулить под дверью, пытаясь добиться, чтоб ее выпустили, будет лаять на малейший шум, только для того, чтобы ей приказали замолчать – и ей безразлично, каким будет ваше внимание – приятным или нет. Она ознакомится с корзинкой для бумаг, станет карабкаться на мебель или на колени к хозяевам.

Многое в поведении собаки говорит о том, как она воспринимает свою роль в стае. То, что рассказывают хозяева, отвечая на мои вопросы о правах, предоставленных собаке в доме, обычно подтверждает то, что я вижу. До этого момента я игнорирую собаку, и потому у нее складывается впечатление, что я тоже ниже ее по рангу.

Объяснив владельцам точности, что происходит, пока мы разговариваем я затем говорю, что собираюсь утвердить свое право быть главным в своем «логове» и на своей территории, и называю важные критерии лидерства:

1. Собака низкого ранга никогда не приблизится к собаке более высокого ранга с целью отнять у нее кость. Она будет ожидать на почтительном расстоянии и если собака более высокого ранга не готова уступить кость, то ее пронзительного взгляда будет достаточно, чтобы собака более низкого ранга немедленно отвела глаза.

2. Обычно собака низкого ранга не идет впереди собаки более высокого ранга в узких проходах. Понаблюдайте за английскими паратыми гончими, когда их выпускают из будок, и вы увидите, что первой каждый раз выскакивает одна и та же собака.

3. Собака низкого ранга не подойдет к собаке более высокого ранга и не станет касаться ее лапами или зубами в знак приветствия. Она приблизится только с надлежащим почтением, проявления которого допустит вышестоящий член стаи.

Собаки, которые прошли достаточную подготовку к жизни в обществе собак, уже знают, что все это – основы собачьих «хороших манер». Я придерживаюсь мнения, что всех собак учат «быть собаками» в возрасте до семи недель, а потом мы, люди, принимаем их в свою стаю и вот тут-то и сбиваем с толку. Все, что требуется теперь – освежить в их памяти прежние уроки.

Здесь следует заметить, что я не применяю этот метод к собакам, которые потенциально агрессивны по отношению к людям – я устанавливаю для них те же правила, но применяю другую методику, о ней речь пойдет в разделе «Методика отрицательного подкрепления».

Итак, я беру лакомство и держу его двумя пальцами. Я не предлагаю его собаке и даже не смотрю на нее, а продолжаю беседовать с хозяевами. Обычно собака проигрывает весь свой заученный репертуар: садится, дает лапу, может даже залаять. Поняв, что ни одно из этих действий не приносит ожидаемой награды, она просто карабкается повыше, чтобы взять лакомство. Я нежно говорю: «Уйди прочь!». Если она не убирает морду немедленно, я «рычу»: «Уйди прочь!» – и в то же время смотрю на нее пронизывающим враждебным взглядом. Всех собак учили их мамаши, когда отлучали «от груди», что «Уйди прочь от «молочного бара»« означает, что подчиниться надо немедленно, иначе узнаешь, что такое материнский гнев. Я не вознаграждаю собаку за то, что она отходит. Еда ведь моя, и я не хочу, чтобы собака ее взяла. Я убираю лакомство, а через минуту, походив по комнате, подзываю собаку и хвалю ее за то, что она подошла на зов.

Чуть позже я снова демонстрирую лакомство. Если собака не усвоила урок, опять мягко говорю: «Уйди прочь!» Впрочем, подкреплять команду приходится очень редко, так как большинство собак немедленно убирают морду и отводят глаза.

Правило № 1 усвоено: «Не трогай мою кость».

Затем я иду к двери и побуждаю собаку следовать за мной. Я хочу научить ее не проталкиваться к выходу вперед меня. Моя приемная располагается в бывшей конюшне, поэтому дверь открывается во двор. Не говоря ни слова, я как бы нечаянно открываю дверь. Едва появляется проблеск света, собака по привычке бросается вперед. Прежде чем она успеет сунуть нос в щель, я захлопываю дверь. Ничего не говоря, снова повторяю процедуру. На четвертый или пятый раз, когда я открываю дверь настежь, собака отступает. Я прохожу в дверь и закрываю ее за собой. Я ничего не говорю, потому что не хочу, чтобы собака выполняла команду. Нужно, чтобы она предоставила мне привилегию проходить первым без всякой просьбы с моей стороны. Правило № 2 усвоено: «Я прохожу в узкие проходы первым».

Несколько минут я остаюсь за дверью. Потом возвращаюсь и приветливо обращаюсь к собаке, но при этом нельзя позволять ей хватать меня за руку, пусть даже очень нежно, или прыгать на меня, оставляя следы лап. Возможно, это проявления общительности, но вместе с тем в ритуале приветствия собак это очень яркие проявления лидерства. Я показываю дружеское расположение, поглаживая, голову, шею и холку собаки (области, значимые в процессе общения), но любое посягательство на доминирование пресекаю мягким «Уйди прочь», форсированным, если нужно, но это редко требуется. К этому моменту большинство собак уже готово к спокойному предупреждению о том, что они вышли за рамки своего ранга. Я провожу руками по холке собаки и стараюсь почувствовать еле уловимую податливость любому физическому давлению, которое я пожелаю оказать. Обычно при первом таком контакте ощущается сопротивление давлению, даже самому слабому.

Это еле уловимое сопротивление или, напротив, подчинение и составляют сущность ритуала приветствия у собак. Глазу человека эти сигналы не доступны, но именно ими объясняется, почему, когда одна собака кладет морду или лапу на холку другой, драка иногда начинается, а иногда – нет. Усвоено правило № 3: «Приветствие – на моих условиях»

Напомнив собаке, что такое собачьи хорошие манеры, и придя к заключению, что ощущается подчинение давлению, которое я оказываю на холку, я могу быть уверен, что собака не потащит меня за собой на поводке, потому что мой пристальный взгляд и «рычание» гарантируют, что она не пойдет впереди меня. Она приблизится ко мне, если я проявлю дружелюбие. Она перестанет лаять, рычать и прыгать на всех входящих в мое жилище, если я этого захочу, ведь мой ранг таков, что я распоряжаюсь всем, что происходит на пороге моего жилища (логова). Такие демонстрации еще не дают владельцам возможности более успешно справляться со своей собакой, они всего лишь позволяют увидеть, какие преимущества получат хозяева, добившись более высокого ранга. Самоутверждение в качестве вожака стаи – не новая концепция в дрессировке собак. Новым является учет особенностей психологии собак вместо старых методов дрессировки «кнута без пряника».

Я думаю, к этому моменту обучения уже совершенно очевидно, как схожи между собой социальные структуры двух видов – человека и собаки. По отношению к людям, занимающим более высокое положение, мы соблюдаем те же правила поведения, что и собаки в своей иерархии. Принимая во внимание тот факт, что нас сблизили прежде всего взаимная выгода от совместной охоты, питания, защиты и так далее, я убежден, что именно сходство основных моделей нашего поведения и признание рангов обеспечивало наше сосуществование на протяжении многих веков. Действительно, поскольку мы инстинктивно соблюдаем одни и те же правила, человек и собака могут считаться «родственными душами». При нашем современном образе жизни собакам в самом деле позволяется такое, чего мы не позволили бы кому-то из членов нашей семьи. Именно об этом аспекте наших взаимоотношений с собаками далее речь пойдет более подробно.

Высокого ранга и права быть лидером «стаи» вы добьетесь, если будете учитывать происхождение вашей собаки от волков и осознаете тот факт, что ее поведение в основном инстинктивно и, следовательно, ее нужно направлять, а не подавлять. Надо помнить и об изменениях, которые с нею происходят, по мере того как она проходит через критические периоды развития; нужно позаботиться о том, чтобы не давать ей тех прав, которые вызовут у нее ложное представление о собственной роли в вашей «стае» (семье), и установить те правила поведения, что внушает мать щенку на самых ранних этапах его жизни. Чтобы восстановить эти правила поведения, прежде необходимо понять, какие факторы влияют на обучение собаки.

Для того чтобы избежать непонимания в общении с собакой, необходимо четко представлять себе, чем обусловлены те или иные особенности ее поведения. Нам часто кажется, что питомец понимает все с полуслова, и обязательно поговорил бы с нами, если бы только смог.

Безусловно, каждый пес - это личность со своим , особенностями, привязанностями. Собакам свойственно любопытство, они любят гулять и путешествовать. Эти животные восприимчивы к обучению, любят ласку и человеческое общество. Однако не стоит забывать и о том, что все-таки собаки - не люди, и в повседневной жизни ими движут инстинкты. Животные не могут обмениваться информацией при помощи слов, но они прекрасно компенсируют это жестами и специальными сигналами, то же самое касается и общения с человеком. Давайте рассмотрим основные коммуникативные приемы, которые используют братья наши меньшие.

Запахи

В человеческом мире запахи не играют столь важной роли, как в собачьем обществе. При помощи определенных веществ, содержащихся в кале, моче и потовых выделениях, собаки метят территорию и передают друг другу сообщения. Обратите внимание, что во время прогулки кобели всегда стремятся отметиться там, где до этого уже оставили свой след другие собаки, предварительно тщательно обнюхав это место. С той же целью они самозабвенно пачкаются в навозе, смешивая свой запах с посторонним. Нет смысла ругать собаку за такое поведение, она все равно не понимает нашего значения слов «аккуратность» и «гигиена». Просто не допускайте подобного, гуляйте с питомцем на поводке. Если же это случилось, просто вымойте собаку средством без запаха. Тщательно подходите к выбору косметических средств для питомца. Запах, который кажется нам приятным, может забивать естественный аромат тела животного, что вряд ли понравится собаке.

При встрече две собаки обязательно обнюхивают друг другу носы, а затем и гениталии. Это вполне естественно и заменяет принятое в человеческом мире рукопожатие и вопросы наподобие: «Привет, как дела? Как настроение? Как здоровье?» Соответственно, к состоянию своих гениталий каждая собака подходит крайне ответственно, постоянно обнюхивая и облизывая их.

Если собака приучена ходить в туалет на улице во время прогулок, но периодически пытается сделать это в неположенном месте, не спешите сразу же ругать ее, ведь причина такого поведения может крыться в особенностях психологии. Кобель стремиться оставить свой запах в квартире, если, например, к вам в гости приходят друзья с другими собаками, таким образом он показывает границы своей территории. Самки и щенки могут помочиться в присутствии кобеля в знак подчинения.

Позы и жесты

Спонтанное «давание лапы»

Таким образом собака показывает, что она настроена мирно и готова подчиняться и играть. Этот жест может быть обращен как к человеку, так и к другому животному.

Виляние хвостом

Под хвостом у собаки расположены специальные железы, выделяющие секрет, содержащий всю информацию о животном. Когда она настроена дружелюбно, то радостно виляет хвостом, тем самым распространяя свой запах. Если собака боится, то она инстинктивно поджимает хвост, таким образом пытаясь спрятаться, скрыть информацию о себе. Это жест - аналог того, как маленькие дети пытаются спрятаться, просто закрыв лицо руками. Иногда собака может вилять опущенным хвостом, так она показывает одновременно и свое хорошее расположение, и готовность повиноваться. Нервно подрагивающий хвост, направленный вверх, может свидетельствовать об агрессии.

«Почешите мне живот»

В состоянии полного подчинения и расслабления собаки переворачиваются на спину перед людьми или более сильными животными. Этот жест обозначает полнейшее доверие к собеседнику, ведь собака демонстрирует незащищенные места своего тела.

Лизание

С помощью лизания собаки поддерживают чистоту тела и выражают ласку. Не отталкивайте собаку, когда она радостно встречает вас с работы, пытаясь облизать лицо. Если вам неприятен этот жест, просто прикройте рот рукой, наклонитесь к собаке и погладьте ее.

Звуки

Каждая собака рычит, скулит, ворчит, воет и лает. Ежедневно общаясь с питомцем, вы наверняка научились расшифровывать ее язык, отличать довольное поскуливание от выражения боли, предупреждающий лай от оборонительного. Не стоит недооценивать языка животных, если собака агрессивно рычит и лает, лучше не подходите к ней, пока она не успокоится, спокойно позовите ее, дайте лакомство, а затем устанавливайте причину такого поведения. При помощи воя собаки выражают просьбу о помощи. Тоскливое завывание - это частая реакция животных на музыку и на подобные звуки других собак. В деревнях собаки воют хором, образуя своеобразный оркестр.

Собаки - общественные животные

В естественных условиях собаки сбиваются в стаи с четкой иерархической системой, в которой обязательно есть вожак. Все остальные члены стаи подчиняются ему, что выражается в лежании на спине, вилянии хвостом в ответ на рычание и тому подобном. Такое распределение ролей важно для собаки, и ваша задача с первого же появления щенка в доме - показать ему, кто является вожаком. Вероятно, животное будет пытаться оспорить ваше лидерство, однако если вы будете тверды и последовательны в своих действиях, очень скоро она успокоится и признает свое подчиненное положение. Старайтесь проводить с собакой больше времени, играйте и дурачьтесь с ней так, как это делают щенки в стае, это важно для нее и способствует установлению контакта, укреплению отношений между животным и человеком.

Когда собаке приходится жить в одной стае с другими собаками, она становится жертвой своих природных инстинктов. Людям часто тяжело понять эти инстинкты, что под час ведет к проблемам взаимоотношения и даже к трагедиям.

Инстинктивно собаки, разделяющие одно жизненное пространство с другими собаками, формируют стаю со строгой иерархией. Люди становятся в некотором смысле частью этой стаи.

Интересно, что лозунги типа "я - хозяин этого дома", зачастую работают, когда человек пытается управлять другими людьми, но эти лозунги не работают с собаками. В стае вожак тот, кто способен и имеет желание защитить других, жертвуя для этого, если необходимо, своей жизнью.

Важнейшей задачей вожака стаи является защита жизни своих подопечных, но приходит время, когда вожак становится слишком стар и слаб и не может справиться с этой задачей. Таким образом, наступает время выбора нового вожака.

Иногда более молодой член стаи, готовый к лидерству, так уважает старшего, что не может открыто бросить ему вызов, а вместо этого фактически исполняет задачи вожака, будучи его заместителем. Зачастую такое положение устраивает обоих и со временем власть автоматически переходит к молодой собаке.

Работа вожака стаи. В чем же заключаются функции вожака стаи? Вожак следит за тем, чтобы другие собаки не пересекали границ территории его стаи. Для этого вожак помечает мочой и калом эти границы, а также перекрывая метки других членов своей стаи, как бы маскируя их запах.

Вожак стаи также устанавливает правила дисциплины, проверяя других членов стаи на повиновение, что особенно необходимо в кризисных ситуациях. Дисциплина может принимать форму "упражнений", когда вожак, например, забирает игрушки у нижестоящих членов стаи. Если вы дадите еще одну игрушку, вожак также ее отнимет. Другое правило дисциплины может заключаться в том, чтобы подчиненный член стаи пригибался к земле при взгляде вожака или при его рычании. Внимательно понаблюдайте за "подчиненными", и вы заметите, что фактически они расслабляются, подчиняясь вожаку. Это заставляет их чувствовать себя в безопасности, более защищенными, и что такой порядок вещей правильный.

В природе вожаки всегда едят первыми, поэтому если вы не хотите в вашем доме драк за лидерство, кормите ваших собак по отдельности.

Если все члены стаи чувствуют себя в безопасности со своим лидером и всем он подходит, очень редко в такой стае случаются серьезные драки. Обратите внимание, что вожака стаи не избирают голосованием и не назначают его хозяева. Если вы захотите вмешаться в процесс установления иерархии среди ваших собак, вероятно, вы сделаете много ошибок, что может привести к серьезным конфликтам. Лидерство в стае - это выживание наиболее приспособленных. Стая собак - это не демократия, но и не монархия.

Когда эти правила не работают. Некоторые пары или группы собак просто не способны выбрать вожака. Люди вывели такие породы собак, которые очень далеки от природных инстинктов. Некоторые собаки не могут жить в мире ни с какой другой собакой того же самого пола. Важно тщательно исследовать эту особенность у собаки новой породы, которую вы собираетесь взять в свой дом, где уже есть другие собаки.

Две собаки противоположного пола могут обычно мирно и счастливо сосуществовать вместе, поскольку в такой мини-стае кобель становится главным кобелем, а сука - главной сукой. Ни один их них не должен полностью подчиняться другому. Обычно кобель выполняет функцию защитника, однако, это правило верно не всегда и зависит от породы и особенностей конкретной собаки. В дикой стае самки обычно заняты тем, что защищают и выращивают своих щенков, когда самцы охраняют территорию стаи. Эти же роли обычно типичны для разнополых собак, живущих парой в вашем доме.

Если же у вас две однополые собаки, которых вы держите вместе, то будьте готовы к тому, что одна из них будет вынуждена подчиниться другой. Если между собаками по этому поводу не будет достигнуто взаимовыгодного решения, то, вероятно, будет происходить борьба за лидерство, в результате чего иногда даже происходит гибель одной из собак.

Очень негуманно и опасно содержать таких собак вместе, которые сражаясь за первенство, могут нанести друг другу травму или даже убить соперника. В таком случае собаки должны быть разделены, пока опытный дрессировщик не поможет найти выход из ситуации. В некоторых случаях даже, возможно, понадобится подыскать для одной из собак новый дом.

Что может помочь? Обучение каждой собаки индивидуально - важный шаг в работе над безопасными отношениями между собаками. Индивидуальное обучение также поможет вам укрепить контакт между вами и вашей собакой и сделать ваше взаимоотношение более безопасным. Каждой собаке необходимо проводить какое-то время один на один с человеком, в идеале - вне дома. Действия могут быть различны, в зависимости от потребности самой собаки. Одной из них, возможно, подойдут индивидуальные занятия по послушанию, в то время как другой, возможно, подойдут просто совместные поездки по делам на машине хозяина.

Очень важно во время кормления и перед тем, как дать любимое лакомство, разделить собак. Стерилизация также помогает собакам, живущим в стае, вести себя более миролюбиво. Значительно улучшить контакт между хозяином и собакой поможет ежедневный грумминг с помощью рук, а также обучение собаки слушаться ваших команд без применения поводка, что особенно полезно, если вам потребуется разнять двух дерущихся собак.

Не следует оставлять двух враждующих собак вместе без вашего присмотра, пока вы полностью не убедитесь в их способности мирно взаимодействовать. Очень полезно разделять собак, если чувствуете, что они излишне возбуждены.

Чего следует избегать. Принося нового щенка в дом, вы никогда не можете с уверенностью утверждать, что он уживется с другой вашей собакой. На самом деле, время выяснения отношений может очень растянуться, поскольку щенку понадобиться сначала вырасти и окрепнуть. Все это может очень травмировать обеих собак.

Остерегайтесь поспешных выводов по поводу того, какая из собак стала лидером или какая из них "должна" стать лидером. Люди очень часто ошибаются в вопросе, какая из собак наиболее подходит для роли вожака. В некоторых стаях одна собака принимает на себя функции вожака в одних ситуациях, а другая - в других. Вмешательство человека в этом вопросе может повлечь за собой увеличение и ужесточение драк в стае.

Вы не должны также оставлять вместе двух дерущихся собак в надежде на то, что они как-нибудь друг с другом разберутся. Если одна из собак ранена, заберите ее в другое место. Стычки в стае за первенство не должны оканчиваться серьезными травмами для ее членов. Если это происходит, значит, что-то идет не так. В этом случае следует обратиться за советом к опытному дрессировщику.

Собака, которая не может ужиться с другой собакой того же пола, не обязательно представляет опасность для человека. Люди очень часто неправильно понимают агрессию собаки по отношению к другой однополой собаке и боятся, что эта собака станет опасной для них. В результате чего эту собаку усыпляют, хотя можно было бы просто разделить двух враждующих собак. Такая собака могла бы составить отличную пару с однополой собакой или жить в доме, где она была бы единственной собакой. Поэтому очень важно не применять к собакам стандарты человеческого поведения.

источник портал зооклуб