Марьяна Дощанова
Картотека. Утро. Вторая младшая группа
Я Н В А Р Ь
Утро . Работа в группе
1. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» : рассматривание иллюстраций «В парикмахерской» .
Задачи : расширять представления детей о работе парикмахера, его обязанностях, о том, какими инструментами пользуется парикмахер. Обогащать игровой опыт детей.
Оборудование : иллюстрации по теме.
2. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.
Задачи
Оборудование : цветы, лейка.
3. Дидактическая игра «Зоопарк» .
Задача : продолжать знакомить детей с многообразием слов.
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1
Утро . Работа в группе
1. Наблюдение за автобусом.
Задача : знакомить с названиями частей машины.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .
Задачи
Оборудование : овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный) .
3. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.
Задачи : предложить детям рассмотреть комнатные растения, назвать знакомые; определить, какого растения раньше не было в уголке природы, описать бальзамин. Развивать наблюдательность, интерес к комнатным растениям, формировать элементарные навыки ухода за растениями.
Оборудование : комнатные растения, лейки.
4. Индивидуальная работа.
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1
Утро . Работа в группе
1. Беседа «Поведение за столом» .
Задачи : Формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом.
Оборудование : стол, тарелки, бакалы, ложки, салфетки.
Как правильно сидеть за столом. (показ)
Пользование ложкой и вилкой. (показ)
Как правильно есть суп. (показ)
Пользование салфеткой. (показ)
2. Дидактическая игра «Чей домик?»
Задачи : Учить детей узнавать диких животных, называть их жилища. Обогащать словарный запас, учить правильно и четко произносить слова.
Оборудование : игровые карточки .
3. Работа в уголке природы : наблюдение «Полив цветов» .
Задачи : Продолжить знакомить детей с трудовыми операциями по уходу за комнатными растениями, рассказать об их назначении. Напомнить детям названия растений.
Оборудование : лейка.
4. Самостоятельная деятельность в игровых уголках.
Задачи : Способствовать организации игр детей с крупным строительным материалом, любимыми игрушками, учить договариваться о взаимодействии.
Оборудование : крупный строительный материал.
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1
Утро . Работа в группе
1. Наблюдение за свойствами воды.
Задача : учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды : льется, имеет разную температуру.
Оборудование : вода, тазик.
2. Дидактическая игра «Найди предмет»
Задачи : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Оборудование : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) .
Содержание : дети стоят полукругом. В центре расположены два столика : на одном - геометрические формы, на втором - предметы . Воспитатель рассказывает правила игры : «Мы будем играть так : к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
3. Работа в уголке природы : знакомство с природными материалами.
Задачи : Познакомить детей со свойствами сырой глины - мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнется, под воздействием усилий рук легко меняет форму, предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.
Оборудование : глина.
4. Индивидуальная работа.
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1
Утро . Работа в группе
1. Беседа «Как надо одеваться, чтобы не болеть?»
Задачи : активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали предметов одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды людей от состояния погоды.
Оборудование : демонстрационный материал «Одежда» .
2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья» : дидактическая игра «Разложи посуду» ; чтение стихотворений С. Капутикян «Маша обедает» , «Стираем» , «Пылесос» .
Задачи : Расширять социальный и игровой опыт детей. Учить понимать обобщающее слово «посуда» . Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре.
Оборудование : набор посуды.
3. Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» Цель : Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход игры : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
4. Трудовые поручения : помощь взрослым в сервировке стола к обеду.
Задачи : Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой : помогать накрывать стол (расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки) .
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1
Утро . Работа в группе
1. Беседа «Собираемся на прогулку» .
Задачи : формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности. Активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.
Материал : одежда, кукла
2. Трудовые поручения : уход за комнатными растениями.
Задачи : поощрять стремление детей ухаживать за растениями, формировать соответствующие навыки ухода за ними, продолжать учить детей правильно определять и называть их части, воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал : лейка, стол
3. Игровая ситуация «Медвежонок умывается» .
Задачи : формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос : «Все ли он делает правильно?»
Оборудование : медвежонок, умывальник, полотенце.
4. Дидактическая игра «Угадай, что в руке» .
Задача : узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие : бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило : смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Материал : овощи, фрукты, мешочек.
5. Индивидуальная работа. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей.
Материал : картинки с изображением зайца, медведя в берлоге, белки с детенышами.
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2
Утро . Работа в группе .
1. Беседа «Крепкие зубы» .
Задачи : Рассказать детям о правилах ухода за зубами : пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером , после каждого приема пищи - обязательно полоскать рот водой; рассказать о том, почему нельзя чередовать горячую и холодную пищу, грызть орехи зубами.
Материал : картинки , зубная щётка.
2. Дидактическая игра «Угадай, что съел» .
Задача : узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие : угадывание на вкус.
Оборудование : морковка, яблоко, груша, капуста.
3. Трудовые поручения : помощь воспитателю в подготовке к занятию.
Задачи : Знакомить детей с новыми трудовыми поручениями, учить находить и подбирать необходимые предметы и Материал : в соответствии с организуемой деятельностью.
4. Индивидуальная работа по ФЦКМ «Умение различать правую и левую руку»
Материал : зеркало, картинки .
5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2
Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. В статье расскажем о том, как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3-4 лет. Заодно перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.
Особенности работы
Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:
- в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
- процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
- именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
- считается, что развитие детей этой группы - самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
- именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.
Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.
Какими навыками и умениями овладевают?
Малыши 3-4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:
- малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
- есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
- есть блюда последовательно;
- посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
- знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.
Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. должна уметь, знать следующее:
- быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
- уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
- научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- уметь различать цвета;
- выполнять последовательные действия - собирать конструктор, кубики или пазлы;
- уметь ухаживать за декоративными цветами;
- взрослым помогать сервировать стол.
Требования к занятиям в младшей группе ДОУ
В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:
- длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
- занятия должны нести уже четко выраженные цели;
- особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
- проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
- посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
- начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
- в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.
Рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психические процессы, такие как речь, мышление, память. Поэтому в значительной мере то, как будут протекать все эти процессы, в будущем повлияет на уровень готовности ребенка к школе.
Детский сад по праву считается вторым по счету социальным институтом в жизни ребенка после семьи, в котором царят совершенно другие социальные нормы, отношения, не знакомые ему до этого. Ребенку за период дошкольного образования необходимо многому научиться, понять, выучить, узнать, осмыслить. В первую очередь дети в детском саду учатся общаться и находиться в коллективе, усваивают правила этического поведения и общения со сверстниками. Стоит отметить, что первостепенную роль в этом процессе играют воспитатели.
Многие дети во 2 младшей группе детского сада уже год или два находятся в детском саду. Период адаптации у них уже прошел, они уже успели познакомиться со своим коллективом, привыкнуть к распорядку дня, воспитательнице, к помещению группы.
В этом возрасте у детей формируется самооценка, они стараются отвечать требованием взрослых, учатся быть хорошими и послушными, противопоставлять и сравнивать себя с другими детьми. Но порой выводы от такого противопоставления бывают неправильными, особенно если у ребенка не установился контакт в коллективе или с воспитателями, что проявляется в дальнейшем вспышками агрессии, нежелании посещать детский сад, упрямству, капризам, и даже истерикам.
Учитывая этот нюанс, психологи склонны считать детей 2 младшей группы детского сада детьми которые находятся в переходном и кризисном возрасте. Задача воспитателей и родителей общими усилиями помочь детям благополучно переступить это возрастной рубеж.
Посредством изменений, проходящих в психических процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память, продолжает формироваться характер ребенка, его темперамент, усовершенствуется деятельность.
Игровые наборы и материалы для детей второй младшей группы считаются обязательными атрибутами. К ним предъявлены особые требования. Статья проинформирует о перечне изделий, которые обязаны быть в коллективе для детей от 3 до 4 лет, а заодно укажем, какими они должны быть, где размещаться.
Требования к наборам
Вторая младшая группа - это детки 3-4 лет. Ребята все еще зависят от внешней обстановки, поэтому наборы для развлечения должны быть представлены всеми видами сюжетообразующих игрушек. В их числе предметы оперирования, персонажи, различные маркеры пространства.
К подобным атрибутам для развлечения предъявлены следующие требования:
- размер изделий должен быть оптимальный, удобный, чтобы ребенок мог удержать их в руке;
- игровые материалы должны быть в легкой доступности, чтобы малыш в любое время без трудностей достал их и начал с ними играть;
- атрибуты для развлечения должны быть абсолютно безопасны для детского организма, здоровья. Нужно обратить внимание на яркость предметов, чтобы они не красились. В таком возрасте детки еще не отвыкли от привычки брать их в рот, попробовать на вкус;
- комплекты должны постоянно пополняться, обновляться.
Перечень игровых материалов
- Изделия для сюжетной игры - элементы, позволяющие заниматься интересным для воспитанников сада делом.
Подобные наборы позволяют пространство в помещении зонировать. Малыши объединяются в коллективы по общим интересам. Забавы позволяют расширить личный опыт деток, развивать их познавательную деятельность, активность, некоторую самостоятельность и инициативу.
- ролевые атрибуты, персонажи - изделия играют большую роль в развитии карапузов. С помощью их осуществляются условные действия, целые цепочки игровой активности. Кроме этого, малыш строит свой вымышленный мир, выступая в роли творца, а это положительно влияет на развитие творческих способностей, фантазии;
- предметы оперирования - изделия, являющиеся имитацией реальных и существующих вещей. С помощью игрушек воссоздается смысл реального действия;
- маркеры пространства - предметы в игровом процессе, указывающие на место разворачивания действий, на обстановку, в которой происходит вся детская активность;
- полифункциональные наборы - это универсальные комплекты, обладающие свойством гибкости. К ним можно отнести конструкторы, ящики, различные объемные модули. С помощью их в игровом процессе все отвечает замыслам ребенка. Позволяет развивать у малышей фантазию, воображение и творческие способности.
Где и как размещать в группе?
В саду такие предметы должны быть в наличии. Но это не гарантирует их грамотное применение. Необходимо их разметить правильно. У нас по этому поводу есть несколько рекомендаций:
- Пространство нужно разбить на тематические зоны. Чаще всего их бывает 3 или 4 штуки. Первая зона - имитация кухни с присутствием игрушечной посуды и бытовой техники. Вторая - имитация спальной комнаты, где размещаются кроватки с куклами. Третья зона - ширма в виде домика-теремка, где есть изделия в виде зверей. Четвертая - имитация салона пассажирского автобуса.
- Все предметы, которые попадают в поле зрение карапузов, должны быть в доступе. Их можно размещать на низких стеллажах, в передвижных ящиках, пластиковых емкостях.
- Некоторые атрибуты развлечения нужно сделать мобильными. Их особенность будет в том, что можно будет использовать в разных зонах, с легкостью переносить из одного пространства в другое.
Грамотный выбор, практичное размещение предметов сделает игровой процесс не только увлекательным, но и полезным. Подобный подход положительно повлияет на развитие малыша 3-4 лет. Игрушки будут развивать его фантазию, воображение, ориентировать в пространстве.
Предлагаю вашему вниманию сборник детских подвижных игр для младшей группы детского сада. Вас, скорее всего, заинтересовал вопрос: «А почему именно для младшей группы, разве в эти игры не смогут играть дети старшего возраста?» Дело в том, что дети от 4 лет более развиты как в физическом плане, так и в умственном и им в такие игры играть будет неинтересно. Зато малыши с помощью них, наоборот, будут быстрее развиваться. Более подробно о том в какие подвижные игры должны играть дети младшей группы (3-4 года) вы можете узнать статье.
Итак, подвижные игры для младшей группы.
«Бегите ко мне»
Эта игра развивает в детях подвижность, умение двигаться в коллективе, быстро бегать и реагировать на сигнал.
Правила игры очень простые. Дети должны по сигналу «беги ко мне» бежать к ведущему, а по сигналу «беги домой» бежать к своим стульчикам и сесть ни них.
С самого начала игры ведущий детей делит на две или три группы. Пока одна группа отдыхает, вторая в это время играет. Все стульчики ставятся в ряд вдоль стены. На каждого ребенка по одному стульчику. Если дети играют в эту подвижную игру в первый раз, упростите им задачу – пусть они по сигналу садятся на любой стульчик. Чуть позже вы закрепите за каждым ребенком свой стульчик. Эта важная часть игры, так как развивает в ребенке внимательность и память. Ведь ему нужно быстренько найти свое место и сесть.
Играем. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель отходит на противоположную сторону комнаты и кричит «бегите ко мне». Дети вскакивают и бегут к воспитателю. А тот, в свою очередь распахивает широко руки и всех их обнимает. Потом дается сигнал «бегите домой». Дети бегом возвращаются на свои места и садятся. Так нужно повторить 3-4 раза, но не более 7 минут, и затем поменять группу детей.
«Где твой домик».
Игра на внимательность и на развитие физических способностей.
Здесь правила немного похожи на предыдущие из игры «беги ко мне». Точно так же вдоль стенки устанавливаются стульчики на которые садятся ребята. Ведущий отходит в сторону и говорит «Идите гулять». Дети встают со своих мест и ходят по всему помещению. Они могут просто ходить, бегать, прыгать или танцевать. Все зависит от вашего воображения. Главное, чтобы игра для детей получилась подвижная и веселая.
Затем воспитатель дает команду «дождь пошел» и для подтверждения своих слов стучит каким-нибудь предметом по поверхности стола. Дети, сразу же заслышав сигнал, бегут в свой «домик» к стульчикам и садятся на места. Играть в игру можно 5-6 раз за один день.
Чтобы разнообразить подвижную игру предложите детям натянуть навес, который будет имитировать крышу домика. Кстати, играть можно и на улице. Дети вдоволь нарезвятся и напрыгаются на свежем воздухе.
«Догонялки»
Эта игра наподобие догонялок. Только здесь догонять нужно ведущего и только после команды «Догони меня». Поделите детей на несколько групп.
Итак, дети опять садятся на стульчики. Ведущий говорит «Догоните меня» и бежит в другом направлении. Дети вскакивают со стульчиков и пытаются его догнать. Ведущий резко разворачивается и бежит назад. Затем группа детей меняется. Одни отдыхают, а другие – играют. Продолжительность игры для одной младшей группы детей не должна превышать более 5 минут.
Играя в предложенную подвижную игру, у детей развивается мышечная мускулатура, резкость и способность быстро ориентироваться в разных ситуациях.
«Машина и воробышки».
Для игры комната делится на две половинки при помощи разделительной линии. Линию можно нарисовать мелом или заставить флажками. Одна половинка называется полем для воробышков, другая – гараж для машины. Также, для каждого ребенка устраивается свое «гнездо». Это может быть стульчик, начерченный круг или, если дети играют на улице, возвышенность из камней. В самом начале игры дети сидят в «гнездах», затем по сигналу «Воробышки летают» выходят и бегают по комнате, не выходя при этом за свою очерченную границу.
А в это время на другой стороне комнаты в своей половинке стоит спокойно «машина», т. е. воспитатель. Как только «машина» переходит границу своего «гаража» и идет к воробьям, последние сразу же разбегаются и садятся каждый в свое «гнездо». Играть можно за один раз не более 5 минут. После чего дети обязательно отдыхают.
Для разнообразия и усложнения задачи вы можете придумывать и свои команды. Например, «воробышки» могут не просто бегать по своему полю, но и «клевать зернышки» (стучать по полу пальцами), танцевать или летать, расставив руки в сторону и махать ими, имитируя крылья птиц.
Чуть позже, когда дети привыкнут к этой игре, обозначьте «машиной» любого ребенка из младшей группы. Для большей убедительности, вручите маленькому игроку детский руль. И так, каждый раз меняйте детей.
Эта подвижная игра в младшей группе развивает умение прыгать, бегать и быстро реагировать на команды.
«Поезд чу-чу-чу».
Каждый игрок это отдельный вагончик. По команде (воспитатель гудит) «вагончики» устраиваются в линию. Воспитатель встает впереди вместо «паровоза» и начинает движение. Сначала «поезд» двигается медленно, постепенно набирает ход, переходя на бег. При этом дети друг за друга не держатся. Как только воспитатель говорит: «Поезд подъезжает к станции» — движение замедляется и в итоге совсем останавливается. Ведущий опять дает «гудок» и поезд продолжает свой путь.
После нескольких таких игр на место «паровоза» встает один из детей и подает команды.
Чтобы эта игра развивала в детях смекалку, память и реакцию, нужно для каждого ребенка установить свое отдельное место для вагончика и каждый раз как только «поезд» собирается все дети должны вставать на свои места.
Для усложнения задачи: на остановке «вагончики» могут разбегаться и собирать ягоды и грибочки или просто поплясать и попрыгать. Ведущий дает гудок и все заново собираются в «поезд» и продолжают свой путь.
«Мыши и кот».
Дети – «мышки», воспитатель – «кошка». У каждой «мышки» есть своя норка, т. е. стульчик. Дети садятся на свои места и ждут когда «кошка» заснет (воспитатель закрывает глаза). «Кошка» заснула и «мышки» выходят из своих норок. Начинают бегать, прыгать и танцевать. Как только «кошка» просыпается, выходит из своего угла, она начинает ловить «мышек». Задача детей – убежать от воспитателя и сесть на свое место. Конечно же, воспитатель только создает видимость ловли и никого не поймает! «Кошка» опять засыпает и «мышки» выходят на прогулку.
Для этой подвижной игры воспитателю лучше надеть кошачью маску или перчатку с мордочкой.
Играя, дети развивают ловкость, скорость и умение убегать.
«Бегите к флажку».
Здесь понадобятся флажки двух цветов – красного и синего.
Игроков делят на две группы. Каждой группе радаются свои флажки одной красные, другой – синие. У ведущего остается и красный и синий флажки, которые он держит руками, например, синий флажок в правой руке, а красный – в левой. Игроки устанавливаются в ряд у той руки, в которой флажок их цвета. Ведущий дает команду «Можно погулять». Дети разбредаются по помещению и начинают ходить, прыгать и плясать. Через некоторое время воспитатель говорит: «Раз, два, три, сюда скорей беги»! Дети собираются каждый у своего флажка. Затем опять идет команда «Можно погулять» и игроки расходятся. В это время воспитатель переходит из одного места в другое и опять дает команду собраться около него. Итак, 4-5 раз.
Чтобы усложнить игру, можно добавить новую команду «стоп». После нее игроки должны остановится и закрыть глаза. Ведущий перебегает на другую сторону и меняет в руках местами флажки. Потом следует сигнал собраться в группы. Дети открывают глаза и бегут каждый к своему флажку.
Данная подвижная игра в младшей группе развивает у детей навык различать цвета и скорость на внимание.
Следующие детские подвижные игры в доу направлены на прыжки и подлезание.
«По ровненькой дорожке».
Дети сидят на стульчиках или на скамейке. Воспитатель предлагает им встать со своих мест. Дети устанавливаются либо в ряд, либо произвольно. Воспитатель начинает читать слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму – бух!
Вылезли из ямы.
Каждое слово сопровождается движениями игроков. Так, после предложения «По ровненькой дорожке» игроки начинают шагать на месте. «По камешкам, по камешкам» — прыгают на обоих ногах, постепенно проходя вперед. «В яму – бух!» — садятся на корточки. После слов «вылезли из ямы» — дети встают.
Воспитатель повторяет все заново несколько раз. Затем читает следующие слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом –
Там мы живем.
После первых двух предложений дети опять шагают и в конце под слова « вот наш дом» дети разбегаются все по своим местам. Желательно, чтобы после такой подвижной игры игроки немного отдохнули и опять 2-3 раза поиграли.
«Мой веселый, звонкий мяч».
Игроки рассаживаются на свои стульчики. Воспитатель берет в руки большой мяч и начинает его отбивать от полу, при этом читая стихи:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
После прочтения воспитатель зовет к себе детей и предлагает им попрыгать точно так же как ее мяч. Он заново повторяет стихи и отбивает мяч. Тем временем дети тоже прыгают, пытаясь попасть в ритм мячика. Затем воспитатель убирает мяч и делает руками те же движения, что и с мячом. Дети все прыгают. Как только стихотворение закончилось, воспитатель говорит: «Догоню». Маленькие «мячи» разбегаются по своим местам.
Эту игру желательно начинать с маленькой группы детей и потом постепенно ее увеличивать!
Здесь дети развивают свою ритмичность, умение прыгать и бегать.
«Наседка и цыплята».
Ведущий – «наседка», дети – «цыплята». Для игры нужно натянуть канат или толстую веревку на высоте 60 см от пола, чтобы поделить помещение пополам. На одной стороне размещаются дети-цыплята и «наседка». «Наседка» подлезает под канатом на другую сторону и уходит в поисках «корма». Через некоторое время она произносит: «Ко-ко-ко». Это дан сигнал «цыплятам» идти за ней. Дети тоже пролазают под канатом и подходят к воспитателю. Они разбредаются по всей второй половине и гуляют. Затем «наседка» произносит:»Большая птица» и «цыплята» убегают к себе в «домик» (на свою половину). Игра закончена. Можно повторить все заново 3-4 раза.
Ну, а теперь небольшой сборник подвижных игр для младшей группы детского сада с меньшей активностью.
«Заинька».
В одном месте ведущий отмечает «домики» для «зайчиков», например, мелом рисует круги. Затем выбирает из детей одного главного «зайца». По сигналу «Зайцы в круг» дети становятся кружком, а посередине в самом центре импровизированного круга встает главный «зайчик». Дальше игроки вместе с ведущим читают следующие стихи, и каждое слово сопровождают подходящими движениями.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит, (дети начинают шевелить руками, прижимая их к голове, имитируя ушки.)
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (дети хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок, (прыгают сразу на обеих ногах)
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг…. и убежал. (Дети разбегаются по своим «домам».)
Благодаря этой детской подвижной игре у детей развивается стиль речи , они учатся говорить рифмами, а также учатся прыгать на двух ногах и упражняются в беге.
«Пузырь».
Дети устанавливаются в круг и берут друг друга за руки. Вместе с воспитателем они произносят небольшое стихотворение:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Во время произношения стиха дети медленно расширяют свой круг, отходя от центра. Как только закончится последняя строчка, воспитатель произносит «Пузырь лопнул» и дети сразу же как по команде опускают руки и садятся на корточки со словами «хлоп». Затем все повторяется заново. Итак, 3-4 раза.
Чтобы разнообразить эту подвижную игру можно заменить «Пузырь лопнул» на «Из пузыря выходит воздух». Тогда в этом варианте дети медленно садятся на корточки и шипят, как будто выпускают воздух. Или, можно заменить на «Пузыри улетели». Здесь игрокам придется отбежать от круга подальше и покружиться.
Данная игра развивает в детях ритмику и речь. Также, дети упражняются в приседании и беге.
«Угадай, кто кричит».
Строится импровизированная ширма, к примеру, на натянутую веревку вешают занавеску. В нескольких шагах от ширмы дети садятся в круг либо на стульчики, либо на палас. Одному из игроков предлагают зайти за ширму и прокричать звуком любого животного. Это может быть и кукареку петуха, и мычание коровы, и блеяние овцы. Другой игрок, на которого укажет ведущий, должен отгадать изображенного животного.
Эта игра развивает у детей внимательность, активность и знакомит со звуками разных животных.
«Найди флажок».
В комнате по разным местам устанавливают стульчики. Дети на них садятся и ждут команды. Воспитатель дает сигнал отвернуться. Игроки встают и поворачиваются лицом к стене. В это время ведущий прячет флажки в помещении по количеству равное детям. Ведущий разрешает игрокам повернуться и просит их найти спрятанные флажки. Дети начинают искать. Все кто нашел свой флажок идет и садится на свой стул. Когда все игроки найдут флажки, они выстраиваются в ряд вдоль стенки и идут при этом, маша своим флажком. Впереди идет самый быстрый, т. е. игрок, который нашел флажок первым. Дается сигнал «По местам» и дети садятся, ожидая очередной команды к началу игры. В такую игру можно играть не более 3 раз.
Здесь нужно заметить, что ведущий должен следить за детьми, чтобы они брали только по одному флажку, а не несколько.
С помощью этой игры у детей развивается наблюдательность, выдержка и терпение.
Ну вот и весь мой небольшой сборник подвижных игр для младшей группы детского сада. Думаю, он многим из вас пригодится. А если вам показалось, что предложенных игр мало, тогда посмотрите статью «». Там вы найдете большой сборник игр для детей. Только, к сожалению, они подходят для разных возрастов. Есть и для младших групп, есть для средних и старших. Смотрите сами, выбор очень большой. Тем более, если вы читали статью, на которую я выше давала ссылку, значит, скорей всего, вы уже научились подбирать подходящие игры для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Всего вам доброго!
А чтобы не пропустить выход новых сборников детских игр,