Во сколько начинают агукать. Что это такое? Игра как побуждение к гулению

В мире существует огромное количество языков и наречий, но для новорожденных это не имеет ни малейшего значения. Все без исключения дети начинают свое обучение речи с одних и тех же звуков и неважно, к какой национальности они относятся.

Все эти звуки хорошо известны каждому, кто имел счастье воспитывать маленького ребенка. В первую очередь это гласные: «а», «о», «у», «э» и так называемые, губные звуки, которые наиболее близки к механизму сосания: «м», «п», «б». Они же впоследствии станут основой для произношения крохой первых слов, которые, кстати, будут очень похожи на многих языках: мама, папа, баба…

Во сколько ребенок гулит и начинает лепетать

Но до первых слов еще далеко, для начала ребенку нужно освоить произношение всех этих звуков. Чем он и занимается в первые месяцы своей жизни. Если точнее, то примерно с 2 месяцев ребенок начинает гулить, иначе говоря «играть» гласными. А спустя совсем немного времени он уже с легкостью начинает лепетать, то есть произносить первые слоги.

Обратите внимание, специалистами доказано, что ребенок гулит и лепечет, когда находится в хорошем настроении. А что для этого нужно грудничку? Правильно, чтобы он был сыт, чист и рядом находилась мама. Соблюдение этих простых условий создает прекрасные возможности для . Вам остается только немного помогать ему.

Для этого, начиная со 2 месяца, когда ребенок начинает гулить, старайтесь всячески поддерживать его в этом. Каким образом? Да очень просто – произносите те же звуки что и он: «уа-уа-уа», «уо-уо-уо» и т. д.

Мало того, попробуйте не только поддерживать его гуление, но провоцировать его, например, произносите те же звуки, находясь рядом с малюткой, даже когда он молчит. Буквально несколько таких тренировок и он начнет за вами повторять. Кстати это особенно полезно будет тем родителям, у которых ребенок мало гулит или вообще перестал гулить.

Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью. Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Начало агуканья - индивидуально для каждого малыша. Но чтобы этот период настал скорее, старайтесь разговаривать с ребенком как можно больше

От первых звуков до первых слов

Первые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:

  • при агуканьи ребенок произносит в основном гласные;
  • гуление же представляет собой более сложную форму речи, при которой ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.

Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.

Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.

В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».

Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».

Стоит ли волноваться?

Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.


Молчание малыша не означает задержки развития, просто он готовится к произношению новых звуков

Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.

К прекращению агуканья могут привести и внешние факторы – болезнь или стресс. Таким малышам бывает сложно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.

Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.

Почему ребенок молчит?

Причинами позднего начала гуления могут быть:

  • Темперамент малыша – некоторые дети начинают произносить первые звуки уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, начинают агукать только спустя 8 недель после рождения.
  • Пол – у детей разного пола речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они раньше осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются выстраивать фразы и простые предложения. Мальчики, как правило, начинают говорить позднее, но при этом более активно используют мимику и жесты для общения.
  • Окружающая среда – довольный, сытый и счастливый ребенок, находящийся в тепле и сухости, быстрее станет активно гулить. Задача родителей – создать максимально комфортные условия, поскольку стрессы только помешают раннему развитию речи.
  • Недостаток общения – малыш раньше загулит, если родители будут уделять много времени общению с ним. Сопровождайте каждое свое действие: кормление, смену подгузника, купание, одевание разговорами, рассказами, потешками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что с ним общаются, пусть даже и не понимая смысл слов. Позднее он станет отвечать вам гулением и мимикой, радостно сучить ручками и ножками.

Развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, это относится и к речи

Как разговорить малыша?

Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

Речевые игры для малышей

Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:

  • Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
  • Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
  • Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: ). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» - выходит «мама».
  • Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
  • Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а также развивают речь малыша

В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.

Проблемы в речевом развитии

В ряде случаев может потребоваться обращение за помощью к специалисту, в частности если:

  • гуление внезапно прекратилось, и это продолжается в течение нескольких дней;
  • агуканье так и не началось, хотя ребенку уже 3 – 4 месяца;
  • звуки при гулении отрывистые и не похожи на воркование;
  • гуканье похоже на визг;
  • не наблюдается общения со взрослыми во время гуления.

Перечисленные выше симптомы не должны оставаться без внимания со стороны родителей. Они требуют принятия определенных мер, одной из которых должен стать визит к невропатологу.

(1 оценили на 4,00 из 5 )

    Здравствуйте
    Моему малышу 3 месяца не прошли аудитест у ЛОРА
    мне сказали сначала.что он тугоухий потом.что глухой на оба уха.Но дома он на всё реагирует и гугукает не чего странного мы за ним не наблюдаем
    Может быть это правдой?Не какой информации кроме как мы инвалид нам не дали.((спасибо

    1. Здравствуйте, Анна! Попробуйте найти в Вашем городе сурдолога и обратиться к нему для более детальной консультации (можно попросить ЛОРа направить Вас к нему). До 6 месяцев диагноз поставить сложно, необходимо пройти доп. исследование — регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

    Добрый день. Такой вопрос. Есть вредная привычка, грызу слизистую рта. Она вся рыхлая и я ее сгрызаю. Когда кололи антибиотик Цефтриаксон, то все исчезло. Потом началось снова. Все как будто нарастает. Полоскала Октенисептом, не особо помог. Сменила пасту. Тоже никак. Начала замечать, что после того, как ем много сладкого и мучного начинает образовываться налет. Что делать?

    1. Причиной белого налета во рту является кандидоз, который может быть вызван множеством причин. Для его лечения используется содовый раствор (механическое удаление налета в полости рта), и медикаментозное лечение, назначаемое после обследования стоматологом.

Здравствуйте, Наталья! Подскажите, пожалуйста, что делать, если болят десна, вернее слизистая десен. Появляется боль десен, затем пузырьки, которые лопаются, а затем отслаивается слизистая рта. Все болезненно проходит. Затем немного успокаивается и через время начинается по новому. Десна смазываю гелем Дента люкс. Проходить лечение в больнице нет материальной возможности. Можно ли как — то помочь моей проблеме?

  1. Выявить причину отека губы сможет дерматолог или стоматолог. Герпес исключать нельзя, вероятнее всего потребуется комплексное применение противовирусных препаратов, антигистаминных средств.

Здравствуйте. Сушит в гортани сильно, перестаю глотать — только выплевывать слюну. Из-за этого начинается паническая аттака и задыхание и отек горла. Что это может быть и к кому обратится?

  1. Прежде всего обследуйтесь у отоларинголога, частой причиной сухости, дискомфорта в горле бывает фарингит. Если со стороны лор-органов патологий не выявлено, исследуйте щитовидную железу. Так же из-за стрессовой ситуации, нервного перенапряжения развиваются подобные симптомы, проконсультируйтесь у невролога.

Здравствуйте, меня зовут Ростислав, мне разрезали десну, удалили гной и поставили дренаж, у меня вчера был фингал а сегодня стал меньше, опухоль на щеке стала меньше, скажите на какой день мне удалят дренаж? Это больно?

  1. При постановке дренажа количество времени для процедуры подбирается индивидуально, обычно это от 2 до 7 дней. Удаление дренажа причиняет минимум дискомфорта, эту манипуляцию можно провести самостоятельно при необходимости, но лучше сделать это на очной консультации у доктора.

Первый месяц жизни новорожденного малыша заполнен круглосуточным уходом за его тельцем, долгим кормлением, тревожным бдением мамочки за его режимом. Однако на втором месяце родители уже приступают к педагогическому процессу развития крохи и тут же задаются вопросом «А когда ребенок начинает агукать?».

Действительно, после 5-6 недель новорожденный малыш вдруг принимается издавать гортанные звуки, произнося некоторые гласные, и маме уже не терпится поскорее начать общаться со своим чадом.

Из этой статьи вы узнаете:

Первые звуки можно услышать уже в 1,5 месяца. Это будут гласные «а», «о», «у», принимаемые многими взрослыми за всеми любимое детское слово «агу».

Первое время младенец тренирует новый навык наедине с самим собой. Он размахивает ручками, дергает ножками и в такт своим движениям произносит новые звуки. Малыш в таком возрасте любое движение воспринимает как объект наблюдения, поэтому ему порой бывает достаточно собственных резких взмахов, чтобы начать веселую беседу с промелькнувшим предметом.

Когда ребенок начинает агукать сознательно и умышленно

3-4 месяца – это возраст осознанного гуления. Он уже умеет добавлять к своим звукам и согласные. Чаще всего это звуки, производимые при сокращении мышц неба, близкие к гортанным. Звуки «г», «гъ», «х», «къ» — такие действия даются крохе легче всего.

Значительно позже, уже после полугода малыш научится издавать губные звуки «м», «п», «б», отчего и получилось, что почти у всех народов мира слова «мама» и «папа» имеют губную фонетику – родители просто называли себя теми звуками, которые первыми получались у малышей. Однако об этом попозже.

Если малыш упорно молчит

Во-первых, ни при каких обстоятельствах не стоит начинать волноваться на пустом месте. Если у соседского карапуза речь более развита, и звук «о» он произносит четче, не спешите бежать к логопеду. Просто у вашего крохи еще не наступил момент красноречия.

Речевые центры в мозгу у разнополых детей находятся в различных полушариях. Именно поэтому и время проявления речевой активности может быть различное.

Если ваш старший малыш загулил раньше, не волнуйтесь, это всего лишь желание природы — она лучше знает, когда вашему ребенку начинать агукать.

Как помочь малышу, если он не начинает гулить?

На ладошках крохи расположены акупунктурные точки, влияющие на развитие речевых способностей. Развивая мелкую моторику грудного ребенка, вы в первую очередь помогаете ему загулить.

Какими способами можно развить мелкую моторику грудничка:

  • Делать массаж ладошек.
  • Выкладывая на животик, под руки подкладывать структурные коврики.
  • Играть с крохой в ладушки, хлопать по ладошкам изнутри, постукивать своим пальцем.
  • Сгибать и разгибать пальчики, заставляя кровь приливать к ним и питать нервные окончания.
  • Постоянно трогать его ладошки.
  • Плач во сне при шуме.

Как можно определить, что малыш вас слышит и понимает, хоть и молчит:

  • Улыбка в ответ на ласковой говор мамы.
  • Изменение мимики как реакция на неожиданные звуки.
  • Плач во сне при шуме.
  • Проявление положительных эмоций при виде игрушек.
  • Обострение внимания малыша в момент напевания ему мелодии.

Эти незначительные мелочи, которые повторяются изо дня в день свидетельствуют о правильном развитии малыша.

Проявление реакций – вот главная задача только начавшего жить крохи. А вот какая именно у него индивидуальная реакция – это уже его личный выбор! Время, когда ребенок начинает агукать, приходит всегда неожиданно и у всех по-разному.

Если вы хотите поскорее начать общаться в вашим крохой, начинайте диалоги сами. Напевайте ему детские песенки с короткими словами и выраженными звуками, говорите с ним по слогам, просто протяжно выводите отдельные гласные звуки. Малыш сначала будет просто беззубо улыбаться, потом попытается сворачивать губки в трубочку, и однажды первые звуки появятся сами!

Кроха очень быстро научится управлять своим речевым аппаратом, а главным помощником в этом ему будет, конечно же, его мама!

После рождения ребенка ритм жизни матери настолько изнурителен, что о каких-либо радостях она даже не задумывается. Беспомощному малышу отдаются все крупицы энергии и сил, забота о нем занимает 24 часа в сутки. Молодая мама с нетерпением ждем награду за свои труды – первую улыбку своего любимого малыша. Но не стоит торопить события, ведь мозг малыша развивается согласно природному плану. Пройдет всего несколько недель после родов и мама узнает, когда ребенок начинает улыбаться осознанно.

Первая улыбка малыша

Многие родители утверждают, что их кроха начал улыбаться чуть ли не сразу после рождения. В этом есть совсем небольшая доля истины, на рефлекторном уровне у новорожденного происходит неосознанное движение мышц. Взрослым при этом кажется, что он улыбается, обычно это происходит во сне. Старшее поколение даже придумало объяснение: малыша во сне целует ангел, поэтому он губами выражает радость. Но дело в том, что для осознанной улыбки человеку необходимо задействовать более 15 лицевых мышц. Ребенок просто не сможет осчастливить родителей задорной улыбкой в таком маленьком возрасте.

Когда ребенок улыбается осознанно

В возрасте 6-8 недель ребенок учится устанавливать зрительный контакт с близкими людьми и окружающими предметами. Мама может заметить, что кроха напряженно всматривается в ее лицо, пытаясь запомнить, эмоционально отреагировать. Когда грудничок начинает улыбаться осознанно, тогда и происходит в сознании полная идентификация родителей.

Первая мимика губ – это реакция на:

  • знакомые лица, их мимику;
  • голосовые раздражители (убаюкивающие песенки, ласковые слова матери, похлопывание в ладоши);
  • визуальное восприятие неживых предметов (игрушки с крупными лицами);
  • приятные прикосновения к телу.

Второй месяц жизни ребенка является определяющим для дальнейшего развития умственных и психологических навыков. В этом возрасте у него проявляется так называемый рефлекс оживления. Малыш узнает голос родителей, проявляет интерес к окружающим событиям, радуется знакомым лицам.

Вместе с первой улыбкой проявляются другие признаки «рефлекса оживления» — хаотичные движения рук и ног. В педиатрии такое поведение новорожденного означает нормальное формирование умственной деятельности.

Когда начинает агукать ребенок

Следующий этап развития – «гуление». Вот малыш уже научился радовать маму и папу своей искренней улыбкой, привлекать к себе внимание интенсивным подергиванием конечностей. И вдруг родители 2-месячного крохи слышат не привычный плач, а позитивные звуки – агуканье. Радостный вскрик малютки происходит на фоне какого-либо интересного и удивительного события для него.

Когда ребенок начинает агукать и улыбаться впервые, родители бросают все свои дела и бегут на призыв к общению. Это лучшее время наладить контакт с крохой, сейчас он только учится взаимодействовать с окружающими людьми. Через двигательную активность, мимику губ, агуканье малыш передает свое отношение к увиденным и услышанным событиям. Маме следует чаще брать его на руки, разговаривать, напевать разные мелодии. Ее нежный голос вызовет положительные эмоции, на лице малютки засияет хоть и беззубая, но такая красивая и искренняя улыбка.


Обучение осознанной улыбки

В родительские обязанности входит эмоциональное развитие малыша, стоит уделять достаточно времени для игр с ним. Некоторые молодые родители считают, что в таком возрасте малыш беспомощный, ничего не понимает, поэтому оставляют его в кроватке даже в состоянии бодрствования. Это большая ошибка, ведь без контакта с родными малыш не научится адекватно реагировать на внешние явления, не сможет проявлять свое плохое или хорошее настроение.

Когда дети начинают улыбаться осознанно – это знак для родителей начать обучение чувствам. Необходимо выбрать подходящий момент для тренировки улыбки. Общение лучше оставить на самый пик бодрствования, когда он сыт и его не тревожат колики. Малышу нужно строить потешные гримасы, щекотать за пяточки, издавать смешные звуки.

По поведению малыша можно определить готовность одарить родственников улыбкой:

  • открывает широко глаза;
  • часто издает звуки (гулит);
  • ерзает на спинке;
  • пытается достать заинтересовавший его предмет.

В независимости от того, во сколько начинает улыбаться малыш обучение следует прекратить на время если у него испортилось настроение. Выражаться это может в суетливых движениях, наморщенном лобике и искривлении губ для дальнейшего плача. Маме при этом следует прекратить гримасничать и петь, взять кроху на руки и просто помолчать. Ему необходимо отдохнуть от новых для него эмоций. Часто родители доверяют обучение новорожденного старшим детям, и именно они становятся первыми свидетелями осознанной ухмылки.

Что делать если ребенок не улыбается

Обычно к 2-3 месяцам дети радуют всех окружающих людей своей заразительной улыбкой. Даже самый серьезный карапуз найдет чему порадоваться. Но если к этому возрасту у ребенка отсутствует навык гримасничать, то это должно насторожить родителей, стать основанием внепланового визита к педиатру.

Причины отсутствия улыбки:

  1. Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника. Ребенок не может держать головку.
  2. Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
  3. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
  4. Генетические заболевания.

Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно.

Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.

Роды – серьезное испытание для матери и дитя, требующее несколько недель на восстановление сил и энергии. В течение первого месяца организм младенца адаптируется к новым условиям окружающей среды и «приходит в себя». Родители даже не представляют, сколько неожиданных и удивительных впечатлений их ждет!

Уже на втором месяце жизни у младенца закладывается потребность в общении, когда ребенок начинает агукать, улыбаться и «говорить» доступными ему способами.

В педиатрии есть нормативы развития детей грудного возраста, существенные отклонения от которых могут говорить о нарушениях. Важно наблюдать за поведением и умениями своего крохи – своевременное обнаружение проблем помогает вовремя их корректировать, предотвращая серьезные последствия в дальнейшем.

В этой статье мы расскажем об эмоциональном и психологическом развитии месячного малыша – период, когда ребенок начинает гулить и интересоваться другими людьми.

Из этой статьи вы узнаете

Первые навыки общения

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

Конечно, кроха еще не способен воспринимать слова и осознавать, о чем именно говорит родительница. Это случится лишь спустя несколько месяцев. Однако за содержанием стоит интонационная основа, которая уже сейчас понятна и важна малышу.

С первых недель жизни карапуз учится произносить звуки и их сочетания. «Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Первое слово в лексиконе младенцев – это «агу». Почему все говорят его? Именно такое сочетание звуков дается ребенку проще всего. Освоив его произношение, малыш постоянно совершенствуется, напевая свое «агу-у» и наслаждаясь собственным голосом. Ближе к двум месяцам дети используют звуки уже для общения с родителями, привлекая внимание или отвечая на их обращение.

Как стимулировать малыша к беседе

Перед каждым родителем стоит серьезная задача – научить своего малыша общаться при помощи человеческой речи. Гуление – важный этап развития и формирования разговорных навыков. Конечно, заставить дитя агукать насильно не удастся, но почему бы не побудить его к общению?

Как научить ребенка агукать?

  • Постоянные беседы. Следует с самого рождения говорить с малышом – комментировать действия, рассказывать о своих чувствах, делиться переживаниями. О чем именно будет идти речь – неважно. В результате подобных бесед малыши знакомятся с различными эмоциональными окрасками, и чем их будет больше, тем лучше.
  • Подражание . Все дети – известные «повторюшки», которые в любом возрасте наблюдают за родителями и повторяют их действия. При разговоре с грудничком этим следует воспользоваться. Когда ребенок начинает гулить, можно повторять за ним звуки, приглашая к диалогу, затем постепенно включать в беседу новые.
  • Массаж ладоней. Пальчиковые игры и массирование ладошек способствует развитию моторики рук, которая тесно связана с речевыми способностями детей.

Отличное решение для развития речи малыша – народное творчество, обладающее характерной напевностью. Сколько прибауток, стишков и песенок нам знакомо с детства? Все они прекрасно обыгрывают агуканье и побуждают кроху лепетать вместе с мамой.

Фольклор прост для восприятия малышей, вот почему дети в любом возрасте с удовольствием подхватывают такие игры, как: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» или «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!». Пройдет всего пара месяцев, и кроха начнет узнавать любимые прибаутки, подпевая на радость маме и папе.

Если кроха молчит

Ответ на вопрос, сколько времени должно пройти после родов, чтобы ребенок начал агукать, не может быть однозначным. Все малыши развиваются индивидуально. Одни дети начинают «говорить» уже на третьей недели жизни, другие молчат до трех месяцев.

Иногда кроха начинает гулить и спустя некоторое время резко перестает издавать звуки. Почему так происходит? «Виновниками» явления могут стать следующие причины:

  • перенесенный стресс;
  • смена обстановки, адаптация ребенка к новым условиям;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • осваивание других речевых навыков (смех, визг, писк).

Дети, не заинтересовавшиеся в общении с родителями в 5–6 месяцев, заслуживают особенного внимания. Как правило, подобное отклонение от общепринятых норм указывает на нарушения слуха или неврологические проблемы. В этом случае необходимо обратиться к специалисту.

Трудно заранее предсказать, во сколько месяцев ребенок начнет осваивать навыки эмоционального и речевого общения. Большое значение влияет мамино поведение – только заботливая, любящая и ласковая родительница может побудить желание своего крохи познавать мир. Некоторые специалисты рекомендуют говорить с малышом еще до его рождения – уже в этот период, по их мнению, человек способен воспринимать речь.