Больной ребенок и уход за ним. Оснащение для ухода за лежачими больными

Любовь, ласка и тщательный уход в атмосфере доверия зачастую способствуют выздоровлению ребенка больше, чем любые выписанные врачом лекарства. Не путайтесь - излучайте уверенность и спокойствие по отношению к больному ребенку, чтобы он чувствовал себя защищенным. Если вы чем-то озабочены, то для собственного спокойствия посоветуйтесь с врачом. Будьте терпимее, чем обычно, и чаще выполняйте даже самые необычные желания вашего маленького пациента.

Комната для больного ребенка

Заболевшего грудного или совсем маленького ребенка лучше всего держать поблизости от себя, например, перекатив кроватку в свою комнату или устроив ребенка на диване, превращенном на время в больничную постель. Многим детям нравится, когда им в течение дня разрешают лежать на родительской (заправленной) постели.
На ночь перенесите ребенка в его кроватку, или пусть кто-то из родителей во время болезни ребенка поживет в детской. Находиться ли ребенку весь день в постели, предоставьте решить ему самому. Если он чувствует себя по-настоящему плохо, он останется в постели и будет спать или дремать, однако, если у него даже высокая температура, он может проситься из кроватки и пожелать играть в манеже - недолгое время. Конечно, позаботьтесь о том, чтобы в доме было тепло и не сквозило, и не позволяйте ребенку быть слишком резвым, ребенок должен находиться в постели только в том случае, если врач предписал ему постельный режим. Нормальная температура в помещении должна быть не менее 20 °С, несколько раз в день помещение нужно проветривать. В летние месяцы окно может все время оставаться открытым, а зимой, прежде чем хорошо проветрить комнату и поправить постель, перенесите ребенка в другое помещение; при повышенной потливости чаще меняйте белье.
Не поднимая пыль, протирайте влажной тряпкой пол, мебель и другие предметы, так как в пыли содержится много микробов.

Если острый период заболевания прошел и ребенку стало лучше, то быть изолированным от других членов семьи ему скоро наскучит.
Согласно предписаниям врача, он и дальше должен соблюдать постельный режим, но если днем вы будете размещать его на диване в гостиной или переносить туда его кроватку, то он будет вести себя более спокойно и не почувствует одиночества.

Если ребенок должен соблюдать постельный режим, то используйте все вспомогательные средства (подушки под спину, специальный столик для кровати, большую пластиковую крышку и т. д.), чтобы ему было удобно лежать, есть и играть в кровати. Некоторыми своими домашними делами вы можете заниматься в детской комнате. Когда вы рядом - ему не так скучно.

Может ли ваш ребенок заразить других

Если ваш ребенок заболел одной из таких инфекционных болезней, как свинка, скарлатина или ветрянка, то в инкубационный период - так называется время от заражения до проявления болезни - он может заразить других детей в семье.
Инкубационный период может составлять от нескольких дней до нескольких недель, и к концу его ребенок хотя и выглядит еще совсем здоровым, может уже заразить детей, которые с ним контактируют. Никакие перегородки внутри квартиры не предотвратят заражения - в одной ли комнате живут дети или в разных. Запирать ребенка в его комнате не имеет смысла: заразится другой ребенок или нет, будет зависеть от того, перенес ли он уже эту болезнь и выработан ли теперь у него иммунитет против нее.

Температура в спальне

Ребенку с высокой температурой бывает скорее слишком жарко, чем очень холодно, поэтому температура в детской не должна превышать днем 18 °С, а ночью 15 °С - эти значения являются оптимальными. Важно хорошо проветривать комнату: делайте это утром и вечером минимум по 10 минут - даже зимой. Летом можно оставлять окно открытым. Во время проветривания обратите внимание на то, чтобы ребенок был хорошо укрыт и не было сквозняка, либо используйте для проветривания время, когда ребенок вынесен в другую комнату. Зимой комнату надо дополнительно обогревать только в том случае, если больной малыш постоянно раскрывается. Слишком сухой воздух раздражает слизистые оболочки ребенка, однако увлажнители воздуха в комнате больного могут разносить бактерии, поэтому лучше увлажнять воздух в помещении смоченными и слегка отжатыми чистыми тряпками, повешенными на дверь, спинку стула которого не жалко, напольную вешалку.
Основательно мойте руки, прежде чем прикасаться к ребенку. Не кутайте больного ребенка как для зимней прогулки. Достаточно обычной пижамы или хлопчатобумажного костюмчика-комбинезона. Если ваш ребенок захочет покинуть кроватку, наденьте ему пуловер на пижаму и теплые носки на ноги.

Питание больного ребенка

Часто у больных детей нет аппетита, особенно если у них высокая температура. Не принуждайте ребенка есть --его потребность в калориях и без того уменьшена, так как он в это время мало двигается.
Пять небольших приемов пищи в день лучше, чем три больших; это относится и к больным грудничкам: лучше давайте рудь или бутылочку почаще и помалу, чем реже и много. Если малыш совсем не хочет есть, вы можете дать ему слегка подсла-енный чай или фруктовый сок без сахара.
Существуют болезни, при которых нужно соблюдать особую иету. Об этом вас проинформирует врач, и вы получите соот-етствующий график кормления больного ребенка.
При повышенной температуре сократите, количество молока и больше давайте воды и чая. Если ребенок вновь захотел пить из бутылочки, как он это делал совсем недавно, не препятствуйте ему. В острый период болезни рекомендуется кормить грудных детей так же, как и в предыдущий месяц. Например, в бутылочке вы можете дать малышу просто молоко, молоко с небольшим количеством овсяных хлопьев, разбавить по вкусу какао или фруктовый сок. Можно также покормить младенца жидкой фруктово-овощной кашей, приготовленной на воде. Особенно охотно больные едят фруктовое пюре с небольшим количеством творога или йогурт.
Важно, чтобы ваш ребенок много пил, так как при высокой температуре необходима дополнительная жидкость.

Уход за телом больного ребенка

Если возможно, надо ежедневно менять ребенку постельное белье (а не только пеленки и памперсы), особенно если он сильно потеет. Не забывайте об уходе за полостью рта больного. Во время болезни у детей часто пересыхает слизистая, губы покрываются корочкой и набухают. Малышам хорошо протирать рот влажным марлевым тампоном. Корки на губах и налет на языке хорошо удаляются аптечным глицерином с добавлением капли лимонного сока. Для предохранения губ смазывайте их специальным кремом или гигиенической помадой для детей. При высокой температуре кожа ребенка бывает сухой и шершавой. Протирание кожи охлаждающим лосьоном оказывает не только гигиеническое действие, но и освежает ее. Также хороши влажные салфетки вместо обмываний.
Далее следует обратить внимание на уход за волосами больного, так как из-за сильной потливости кожи головы волосы могут сбиваться в пучки. Целесообразно хотя бы раз в день тщательно и аккуратно, не дергая, расчесывать их щеткой.

  • 8. Транспортировка больных. . . . . . . . . . 57
  • 1. Значение ухода за больными. Роль и обязанно- сти медицинской сестры.
  • 1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицин-ской сестры.
  • 1.7. Уход за больными. Применение и хранение лекарств в домашних условиях.
  • 2. Личная гигиена больного.
  • 2.1. Предметы ухода за больными и освоение техники их применения.
  • 2.2. Уход за кожей больного.Смена постельного и нательного белья.
  • 2.3. Пролежни, их профилактика и принципы лечения.
  • 2.4. Гигиена ротовой полости.
  • 2.5. Уход за носовой полостью, ушами.
  • 2.6. Уход за органами мочевыделительной системы. Пользова-ние судном, мочеприемником.
  • 3. Определение температуры тела, пульса,
  • 3.1. Устройство медицинского термометра, его применение. Места и продолжительность измерения температуры тела.
  • 3.2. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напря-жение).
  • 3.3. Понятие об артериальном давлении.
  • 3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка, удушье, асфиксия.
  • 4. Меры воздействия на кровообращение.
  • 4.1. Показания к применению мер воздействий на кровообра-щение.
  • 4.2. Техника применения сухих медицинских банок.
  • 4.3. Применение горчичников.
  • 4.4. Согревающий компресс, правила его применения.
  • 4.5. Применение грелок.
  • 4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом.
  • 4.7. Лечебные ванны.
  • 5. Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы.
  • 5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболева-ниях.
  • 5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда.
  • 5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда.
  • 5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, си-фонная). Техника постановки клизм. Применение подкладных суден.
  • 5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте.
  • 5.7. Применение катетера.
  • 6. Применение лекарственных веществ.
  • 6.1. Определение пригодности лекарственных препаратов. Пути введения лекарств в организм.
  • 6.2. Парентеральный путь введения лекарств. Виды и устройство шприцов.
  • 6.3. Техника проведения подкожной инъекции. Места введения лекарств подкожно.
  • 6.4. Разведение антибиотиков.
  • 6.5. Техника проведения внутримышечной инъекции. Места введения лекарств внутримышечно.
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.
  • 7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.
  • 7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.
  • 7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.
  • 7.7. Применение тепла и холода детям. Лечебные ванны для детей.
  • 8. Транспортировка больных.
  • 8.1. Устройство санитарных носилок. Правила пользования носилками.
  • Литература:
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.

    7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.

    Кожа ребенка, особенно новорожденного, тонкая, нежная, легко ранимая, чрезвычайно богата капиллярной сетью. В связи с этими особенностями защитная, дыхательная и выделительная функции кожи не совершенны. Тепло-регулирующая функция кожи снижена, через кожные покровы выделяется до 85% тепла, вырабатывающегося в организме, поэтому у детей легко возникает переохлаждение организма.

    Функция кожи зависит от ее целости и чистоты.

    Нежная, легко ранимая кожа ребенка требует особенно тщательного ухода. В результате плохого ухода за ребенком при срыгивании и загрязнении рвотными массами, а также при недостаточно тщательном вытирании после купания могут возникнуть раздражения на коже – опрелости. Они также появляются, если ребенок подолгу лежит на пропитанной мочой или испражнениями пеленке или простыне, особенно при жидком едком стуле.

    С целью профилактики опрелостей пеленки по мере их загрязнения мочой или испражнениями меняют. Их необходимо стирать, а не подсушивать. Гигиеническую ванну детям в возрасте до 6 месяцев проводят ежедневно, ребенка моют с мылом.

    7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.

    Детей старшего возраста можно купать 2 – 3 раза в неделю. Подмывают ребенка каждый раз после мочеиспускания и акта дефекации. Лучше всего это делать под струей теплой воды. После подмывания кожу тщательно осушают легким прижатием пеленки, затем смазывают жиром (вазелином, детским кремом, растительным маслом, рыбьим жиром).

    Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ значительно лучше, чем присыпка. Последняя, соединяясь с выделениями ребенка, образует комки, раздражающие кожу, поэтому не предохраняет кожу от мацерации.

    После каждой такой процедуры ребенка следует оставить без одежды, дав ему возможность свободно подвигать конечностями.

    7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.

    При хорошем уходе опрелости не возникают. Поэтому ежедневно при туалете ребенка следует осматривать те места, в которых могут быть опрелости: за ушами, в шейных складках, в подмышечных областях, на ладонях, в паху, под коленками, на ягодицах (особенно при частом стуле), между ногами, на половых органах.

    Слизистая оболочка носа у детей тонкая, нежная. Носовые ходы узкие, трохея и бронхи имеют малый просвет, что является предрасположением к возникновению воспалительных заболеваний дыхательных путей.

    Перед введением капель, закладывание мази в глаза, нос и уши детям необходимо тщательно вымыть руки особенно при уходе за ребенком при заболевании глаз.

    Глазные капли вводят с помощью пипетки, отдельной для каждого ребенка. Ребенок при этом находится в лежачем положении. Пальцами левой руки с помощью ватного шарика оттягивают нижнее веко, а правой рукой подносят пипетку к наружному углу глаза и вводят 1 - 2 капли за конъюктиву нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века, которые удаляют отдельным стерильным ватным шариком, перемещаемым по ходу слезной жидкостью, т.е. снаружи внутрь. Вводить более 2 капель не следует, т.к. конъюктивальный мешок глаза вмещает только одну каплю. Если кончик пипетки коснулся ресниц, то пипетку необходимо простерилизовать.

    Мазь в глаза закладывают с помощью стерильной лопаточки, на кончик которой набирают нужное небольшое количество мази. Нижнее веко оттягивают вниз, палочку держат параллельно краю века, закладывают мазь за край конъюктивального мешка глаза, а затем смыкают веки и массируют для равномерного распределения мази по глазному яблоку.

    Введение капель в нос так же производят пипеткой. Детям закапывают 2-3 капли в каждую половину носа, взрослым 5-6. Перед введением капель необходимо их подогреть и очистить нос. Взрослым рекомендуется высморкаться, маленьким детям прочищают левую и правую половину носа стерильными ватными жгутиками (фитильками) вращательными движениями. Маленьким детям капли в нос закапывают в лежачем положении по нижнему носовому ходу, чуть приподняв нос кверху, старшие дети могут сидеть, откинув голову назад. Это положение ребенок сохраняет 1-2 мин после введения. При введении капель кончик пипетки не рекомендуется вводить глубоко в нос, т.к. капли будут попадать в носоглотку. Лучшего орошения слизистой оболочки носа можно достигнуть путем поочередного прижатия крыльев носа, в который были введены капли. Через 1-2 минуты вливают в другую половину носа. Для удаления корочек из носа и для вкладывания мази в нос в зависимости от возраста ребенка используют ватные шарики, накрученные на зонд или стеклянные лопаточки.

    Введение капель в уши производят с помощью пипетки. Ребенку закапывают 5-6 капель, взрослому 6-8. Ушные капли подогревают до температуры тела, потому что холоднее капли раздражают лабиринт уха и могут вызвать головокружения.

    Перед введением капель надо произвести туалет уха. Ребенка кладут на здоровую сторону больным ухом кверху. Ушную раковину для выпрямления слухового прохода оттягивают у маленьких детей книзу, а у подростков и взрослых кверху и кзади.

    Можно вместо капель вводить в ухо марлевую турунду, смоченную лекарством.

    Мазь в ухо вкладывают стерильной стеклянной лопаточкой или с помощью ватного шарика, накрученного на зонд. После вкладывания мази наружный слуховой проход закрывают ватным шариком или марлевым тампоном.

    7.4. Детское питание. Кормление детей. Понятие о вскармливании грудных детей .

    Желудок у детей относительно меньше по размеру имеет твердую слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Поэтому ребенку питание надо давать небольшими порциями и через короткие промежутки времени. С большим количеством пищи вследствие недостатка соляной кислот желудочный сок не справится и у детей может развиться диспепсия или другие желудочно-кишечные заболевания.

    Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей – это, прежде всего, борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе – правильное вскармливание и безупречный уход.

    Существуют три вида вскармливания детей:

      Естественное

      Смешанное

      Искусственное

    Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери. Никакой другой пищей нельзя полностью заменить материнское молоко. Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Академик И.П. Павлов назвал грудное молоко удивительной жидкостью. Оно полностью удовлетворяет потребности организма в первые 5-6 месяцев жизни ребенка и наиболее приспособлено к его пищеварительному тракту.

    Грудное молоко содержит 1,2% белка, 3-4% жира, 7% сахара, 0,2% солей. Оно содержит высококачественный белок, который легко переваривается, а высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Грудное молоко содержит довольно много легкоперевариваемого жира, достаточное количество молочного сахара, а также минеральные соли и витамины. Грудное молоко содержит больше жира и молочного сахара и значительно меньше белка и минеральных солей по сравнению с молоком различных животных.

    Количество ферментов и витаминов в грудном молоке женщин и в молоке животных также неодинаково.

    Всякая другая пища, в т.ч. и приготовленная из молока животных (коровьего, козьего) является для ребенка уже искусственной. Пищеварительные органы ребенка должны приспособиться к этой пище переваривание искусственных смесей требует значительного напряжения со стороны детского организма.

    Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов молоко, которое не подвергается никакой тепловой обработке.

    Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудным молоком.

    К 6 месяцам состав женского молока, даже при его полноценности, уже не удовлетворяет растущий организм. Это относится к белкам и солям женского молока, количеству витаминов и микроэлементов в не, а поэтому вводится прикорм. Если введение приходится на самое жаркое время, то при хорошем нарастании массы ребенка прикорм следует отложить на 4-5 недель, т.к. введение совершенно новой непривычной пищи в жару может быть причинной поноса. Если ребенок болен, то начало прикорма следует также отложить.

    Ребенок постепенно 1 году приучается к разнообразной пище. При кормлении ребенка большое значение имеет правильный режим для кормящей матери, предусматривающую достаточную продолжительность и глубину сна в ночное время, а также в дневные часы, максимальное пребывание на свежем воздухе, полноценное витаминизированное питание, обеспечивающее не только потребности материнского организма, но и покрывающее расход по образованию составных частей отделяемого молока. Пища кормящей матери должна содержать большое количество витаминов, необходимых для правильного роста и развития ребенка. В соответствии с количеством выделяемого молока мать должна получать и увеличенный объем жидкости за счет чая, молока, фруктовых и овощных соков и салатов, кисломолочных продуктов и др. питание кормящей матери следует разнообразить богатыми по набору продуктами. В пищевой рацион кормящей матери должны входить молоко, яйца, ягоды, фрукты, овощи. Смешанное вскармливание или докорм, применяется только тогда, когда потребности ребенка не могут быть полностью удовлетворены только одним женским молоком (к матери не хватает молока) и вместе с тем время введение нормального прикорма не наступило.

    Правильное смешанное вскармливание заключается в том, что грудное молоко остается основным, а докорм лишь дополняет его. Такое вскармливание в большинстве случаев обеспечивает ребенку возможность вполне нормального развития.

    Докорм можно давать детям либо как одно или несколько отдельных самостоятельных кормлений, чередуя их с другим приемами пищи, когда ребенка прикладывают только к груди, либо одновременно с женским молоком, как добавление к нему при всех или некоторых кормлениях.

    В качестве докорма назначают следующие смеси: разведенное коровье молоко слизистыми отварами (разведение молока отваром на 50% - смесь Б или молока берут вдвое больше, чем отвара – смесь В), сливочно-молочные, масло-мучные смеси, кефир и разведения его, цельное молоко с содержанием 5-10% сахара. Молоко нельзя давать не кипячёным.

    Кипяченое молоко легче переваривается и кроме того, при кипячении погибают попавшие микроб для сохранения в молоке питательных веществ и особенно витаминов. Нужно кипятить его не дольше 3 минут с момента закипания. Кипяченое молоко надо хранить в закрытом сосуде и в холодном месте. Перед употреблением его следует разогреть до нужной температуры, но не кипятить повторно.

    Пищу для ребенка надо готовить непосредственно перед каждой едой, иначе уменьшается ее ценность, ухудшается вкус и не исключена возможность загрязнения микробами. Лучше всего молоко и молочные смеси получать для ребенка из молочной кухни.

    Искусственное вскармливание назначают в тех случаях, когда мать почему-либо не может кормить ребенка грудью. Поэтому ребенка приходится вскармливать разведенным коровьим или козьим молоком, а также молочными питательными смесями. К искусственному вскармливанию следует прибегать лишь в крайних случаях. Необходимо помнить, что молоко животных при неправильном хранении легко загрязняется и портится. Оно по своему составу отличается от женского и кормить им приходится через соску из бутылочки или с ложки. Коровье молоко содержит вдвое больше белка, чем женское, в 1,5 раза больше солей и меньше витаминов. Количество жира в женском и коровьем молоке одинаково.

    При искусственном вскармливании ребенок должен получать несколько больше белка (в среднем 3,5-4 г/кг, но не больше 4,5 г/кг), чем при естественном. Количество жира остается примерно таким же, как и при вкармливании грудью. Соотношение между беклками, жирами и углеводами при этом должно быть как 1: 2: 4. при естественном вскрмливании ребенок получает в среднем за сутки на 1 кг массы: белков 2-2,5 г, жиров 6,7 г и сахара 12-14 г. При этом соотношении между белками, жирами и углеводами в среднем составляет 1: 3: 6.

    При вскармливании здоровых детей надо стремиться к назначению по возможности самых простых смесей. Самым надежным (адекватным по составу) является применение коровьего молока, разведенного водой, слизистым или мучным отваром с прибавкой 5% сахара на общее количество смеси. Чаще используется половинное или двукратное разведение молока. Детям, вышедшим из периода новорожденности (с 2-3 недель) молоко целесообразно разводить не водой, а 4% слизистыми отварами: рисовым, овсяным, ячневым или перловым. Чтобы приготовить 1 л отвара, следует взять 50-60 г крупы и 4 г соли. Крупу надо перебрать, тщательно промыть, залить 1 л холодной воды и варить на малом огне до готовности, затем положить соль, процедить отвар через сито, долить до 1 л кипяченой водой взамен выкипевшей, еще раз прокипятить и охладить.

    Отвары следует варить к моменту приготовления смеси, а не накануне.

    С 4-5 месячного возраста можно переходить на цельное молоко с прибавкой 5-10 % сахара. В это же время вводят и 5% кашу. Дальнейшее усложнение прикорма идет так же, как и при грудном вскармливании. Для длительного искусственного вскармливания грудных детей вместо цельного коровьего молока и его разведений с большим успехом можно применять двухдневный кефир и разведения его слизистыми отварами в отношении 1: 1 или 2: 1.

    Общее суточное количество смеси, получаемой ребенком до 12 мес., не должно превышать 1 л.

    Заболеваемость и смертность детей при искусственном вскармливании значаительно выше, чем при грудном. Грудное молоко оказывает положительное влияние на развитие ребенка, значительно повышает сопротивляемость организма к инфекциям, ребенок реже болеет.

    Особенности ухода за боль­ным ребенком . Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить тем­пературу, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться - постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и поло­жить на него предметы для рисования, рукоде­лия, предложить книгу или спокойную, инте­ресную для него игру.

    Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается со рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями со­храняют до прихода врача. При наличии в семье других детей заболевшего изолируют от них.

    Уход за больным ребенком , помимо приме­нения лекарств, включает соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте помеще­ния и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление доступных развлече­ний и игрушек, ласковое, спокойное и терпели­вое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

    Желательно, чтобы за ребенком ухаживала мать. При этом она должна особенно стро­го следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, чаще мыться, носить на голове ко­сынку.

    Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предвари­тельно подготовив таз, ковш с водой, мягкое полотенце, зубную щетку, зубной порошок и т. д. При утреннем туалете нос и уши прочи­щают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

    Подмывание ребенка в зависимости от его состояния проводят ежедневно утром и вече­ром, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде. По разре­шению врача больного можно купать при тем­пературе воды 37-38° не более 5 мин., чтобы не утомлять его. После купания ребенка выти­рают теплой простыней, кладут в согретую постель и дают горячий чай, лучше из поильни­ка. Для предупреждения опрелостей кожные складки после водных процедур хорошо обти­рают и при красноте, особенно в паху, в обла­сти заднего прохода и на ягодицах, смазывают вазелиновым маслом или препаратами, содер­жащими витамин А.

    Особенно тщательным должен быть гиги­енический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение, умывают его ватой, смоченной кипяченой водой; осто­рожно вытирают шею, кожу за ушами, кожные складки.

    При желудочно-кишечных заболеваниях руки ребенка моют несколько раз в день и обяза­тельно перед едой; каждую руку кладут в тазик и моют отдельно с мылом, затем вытирают поло­тенцем. Ногти должны быть острижены.

    При заболевании, протекающем в легкой форме и средней тяжести, ребенка сажают на горшок или позволяют пользоваться общим туалетом; тяжелобольному подкладывают судно (можно использовать миску, глубокую тарелку).

    Регулярно проветривают постельные при­надлежности в течение 1’/ 2 -2 ч. Ребенка в это время тепло одевают, помещают в удобное для него место (на диван, в кресло).

    После утреннего туалета убирают комнату, где лежит больной. На 20-30 мин открывают форточку или окно. Малыша в это время укры­вают или выносят в другую комнату и следят, чтобы он не раскрылся. При уборке вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе. Батареи отопле­ния, двери, кровать, предметы ухода также про­тирают. Пыль с мебели и пола убирают во время проветривания.

    Все лишние вещи из комнаты больного желательно вынести. Кроватку ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух непосредственно не попадал на ребенка, но не рядом с печкой или батареями отопления; не следует завешивать ее одеялом, простыней. Ребенок должен лежать в хорошо освещенном месте, но не лицом к свету, т. к. яркий свет утомляет. Складки или неровности постели могут вызвать раздражение и даже пролежни. На кровати не должно висеть ничего лишнего (одежды, белья и др.). Ребенка накрывают теп­лым мягким одеялом или простыней в зависи­мости от колебаний температуры. Тщательно следят за чистотой кровати и постели, чтобы исключить возможность инфекции. Постель­ное и нательное белье меняют ежедневно. Около кроватки ставят столик с предметами ухода. Лекарства и другие предметы, которые могут вызвать у ребенка неприятные эмоции, держат отдельно.

    Одежда ребенка должна быть легкой, удоб­ной, просторной, чтобы не нарушить крово­обращения. Для игр в кровати очень хороши пижамы из ситца и теплые кофточки. При домашнем режиме, когда врач разрешает боль­ному ходить, лучше всего теплая пижама. Чистое белье хранят в предназначенном только для больного месте (шкафу, тумбочке), грязное убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, загрязненное рвотой или испражнениями, скла­дывают в специальный бачок (можно в ведро с крышкой) с дезинфицирующей жидкостью - 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор сливают, белье кипятят.

    Кормить ребенка следует в те же часы, что и обычно (в соответствии с возрастом)„но иногда по совету врача дают ему еду чаще, неболь­шими порциями. Если он ест четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), можно ввести второй завтрак или кормить перед сном (тертое яблоко, кефир и т. п. по назначению врача). Во время еды ребенок должен удобно сидеть. При тяжелом заболевании его кормят в кровати, положив под спину подушку и создав упор для ног. Можно посадить и в кресло, на ручках которого укрепляют столик-доску, а под ноги ста­вят скамеечку. Полезная еда ребенка даст ему много энергии для игр и роста.

    Лихорадящему больному дают легкоусвояе­мую пищу: молочные, протертые овощные и мясные (отварные) блюда, кефир, фрукты и др. В связи с повышением температуры тела и уси­ленной потерей воды необходимо увеличить количество потребляемой жидкости. Это спо­собствует очищению полости рта и предупре­ждает поражение слизистой оболочки желудочно- кишечного тракта, понос.

    Заболевание влияет на весь организм и пси­хику ребенка, его поведение. Он в большей сте­пени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Уси­лению обмена веществ, улучшению кровоснаб­жения, созданию бодрого настроения способ­ствует деятельность, активное состояние ребен­ка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игру­шек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражи­телями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.

    Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выяв­лении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начи­нает рисовать мелко, не раскрашивает нарисо­ванного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т. д.

    Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубо­ким и достаточно длительным (не менее 2-3 раз в течение дня). Полезно затенить лампы, сократить до минимума шумы в комнате (гром­кие разговоры, радио, телевизор и др.). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спо­койствие, не обсуждать громко состояние боль­ного, температуру тела, заключения и назначе­ния врачей, т. к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родите­лей, родственников, их уверенность в движени­ях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.

    Особенности ухода за больными при различ­ных заболеваниях.

    Министерство здравоохранения Российской Федерации

    Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Башкирский Государственный Медицинский Университет»

    Кафедра терапии и сестринского дела с уходом за больными

    Утверждаю

    Зав. кафедрой,

    Профессор Назифуллин В.Л.

    «___»____________2014 г.

    Лекция по дисциплине «Сестринское дело-2»

    Тема: «Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля»

    Тема: Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.

    Системный уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

    Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обеспечить успех лечения.

    В ряде случаев больные нуждаются в применении специальных методов ухода, что зависит в первую очередь от характера заболевания.

    На всех этапах деятельности медсестры при осуществлении сестринского процесса обязательными условиями являются:

    Профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общение, анализ и интерпретация полученных данных;

    Создание доверительной обстановки при общении с пациентом;

    Соблюдение конфиденциальности;

    Согласие и взаимодействие пациента, планирование и реализация сестринского процесса по организации ухода;

    Организация сестринского системного ухода за терапевтическими больными взрослыми и детьми начинается с выяснения жалоб (т.е. расспрос анамнеза заболеваний, анамнеза жизни), выявление проблем пациента, нуждающегося в удовлетворении и оценки общего состояния здоровья.

    При оценке общего состояния больного взрослого и ребенка терапевтического профиля медсестра определяет:

      Сознание пациента (ясное, адекватная реакция на окружающую обстановку), ступор (оглушение), сопор (глубокая стадия оглушения, беспамятство), кома (полная потеря сознания, утрата реакции на внешние раздражители).

      Положение больного в постели: вынужденное, пассивное, активное.

      Температура тела: нормальная, субфебрильная лихорадка(36,4-37⁰), гиперпиретическая лихорадка.

      Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата (цвет, развитие подкожно-жировой клетчатки, тонус, тургор кожи, сосудистый рисунок, отеки и.т.д.).

      Состояние сердечнососудистой системы, и органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей.

      Функции жизненно-важных органов.

      Характер заболеваний (легкой тяжести, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое течение).

    Наблюдая за больными в процессе системного ухода, оценивается общее состояние. Различают:

    Удовлетворительное,

    Средней тяжести,

    Тяжелое,

    Крайне тяжелое,

    Терминальное,

    Состояние клинической смерти.

    Системный уход – это поддержание санитарного порядка в помещении, где находится больной, забота о его удобной постели, чистоте белья и одежды, организация питания, помощь при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях и.т.д., выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за самочувствием, состоянием больного.

    Специальный уход включает особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения.

    Правильно построенный режим обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

    Младшая медицинская сестра обязана следить за соблюдением в отделении тишины, своевременным отключением осветительных приборов, радио, телевизора во время дневного и ночного отдыха. Соблюдать правила внутреннего распорядка необходимо всем медицинским работникам. Четкий режим наряду с другими правилами способствует поддержанию лечебно-охранительного режима в лечебно-охранительном учреждении (отделении).

    Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

    Строгий постельный режим . Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

    Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

    Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

    Полупостельный режим . Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

    Общий режим . Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы.

    Наблюдение за состоянием больного – важный элемент ухода. Лечащему врачу необходимо сообщать обо всех изменениях, происходящих с больными. Обращают внимание на психику: нет ли нарушения сознания, настораживающих отклонений в поведении, изменений в эмоциональной сфере. Положение тела больного может быть активным, вынужденным, пассивным. Активное – это обычная или достаточная подвижность больного, при пассивном положении отмечается его обездвиженность или малая подвижность. Для некоторых болезней характерно вынужденное положение больного; например, при согнутых в коленях и приведенных к животу ногах уменьшается боль у страдающих некоторыми заболеваниями органов брюшной полости; положения, сидя или полусидя облегчает дыхание при удушье. При ряде заболеваний отмечается судорожные подергивания определенных групп мышц или общие судорожные припадки, при их появлении нужно вызвать врача. Обращают внимание на изменение окраски кожи, повышение или понижение температуры тела, появление высыпаний, зуда, выражение лица, которые могут указывать на улучшение или ухудшение состояния. Бледность, легкую желтизну кожи и видимых слизистых оболочек лучше выявлять при дневном свете. При обнаружении на коже сыпи надо обратить внимание на ее цвет, вид, а также характер распространения. Ценной информацией для врача могут служить данные о резких изменениях цвета мочи и кала больного. Необходимо следить также за переносимостью лекарственных препаратов и при появлении кожных высыпаний, зуда, жжения языка, тошноты, позывов на рвоту надо воздержаться от очередного приема лекарства до консультации с врачом.

    Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Многие заболевания у людей пожилого возраста протекают атипично, вяло, без выраженной температурной реакции, с присоединением тяжелых осложнений, что требует особого наблюдения.

    Пожилые люди нередко проявляют повышенную чувствительность к нарушениям температуры окружающей среды, питанию, к изменению светового и звукового режима, к лекарствам. Подверженность их к инфекциям, воспалительным процессам обязывает к особому тщательному гигиеническому уходу. Эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость психики; а при сосудистых заболеваний мозга – резкое снижение памяти, интеллекта, самокритичности, капризность, беспомощность, а подчас и неопрятность, требуют особого внимания и терпения со стороны близких и медсестры.

    Учитывая склонность пожилых и старых людей к застойным явлениям, сопровождающимся пневмонией, рекомендуется в пределах допустимого поддерживать их активность (чаще поворачивать и.т.п.). Нередко врач стремится ограничить постельный режим этим больным, назначает массаж, дыхательную гимнастику. Все это надо обязательно выполнять, несмотря на то, что такие процедуры и сокращение срока постельного режима иногда вызывают недовольство больных.

    Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним.

    Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться – постараться умерить его активность, например, удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

    Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается с рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей, заболевшего изолируют от них.

    Уход за больным ребенком, помимо применении лекарств, включает соблюдение правил личной гигиен; содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление, доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное, и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

    Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой; мягкое полотенце, зубную щетку, зубную пасту и.т.д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом. Полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

    Подмывание ребенка в зависимости от его состояния приводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде.

    Особенно тщательно должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение.

    Особенности ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля при различных заболеваниях.

    Особенности системного ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

    Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными бронхитами, пневмониями, аллергическими заболеваниями (респираторные аллергозы), бронхиальная астма и др.

    При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания, их помещают в светлые, хорошо приветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в баксы.

    Основными симптомами (существующими проблемами) заболеваний органов дыхания являются кашель (продуктивный, непродуктивный), затруднение дыхания, повышение темературы тела (лихорадка) , боль в грудной клетке, одышка, слабость. Потенциальными проблемами являются – осложнение заболевания, переход в хроническую форму.

    Наблюдение за дыханием пациента следует вести незаметно и считать число дыханий положив руку на конец грудины при одышке и приступах удушья (астмы) число дыханий возрастает. В этих случаях, чтобы облегчить состояние, следует освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелых одеял, придать ему полусидящее положение, создать доступ свежего воздуха, применять кислородо-терапию.

    При кашле необходимо проследить за его характером и помочь больному придать такое положение при котором будет лучше отходить мокрота, медсестра должна определить цвет мокроты (гнойная, слизистая, кровянистая), пользоваться индивидуальной плевательницей с плотной крышкой.

    При кровохарканье (выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле) обеспечить им полный покой, помочь пациенту принять удобное полусидящее положение с наклоном в пораженную сторону, во избежание попадания крови в здоровое легкое, на больную половину грудной клетки кладут пузырь со льдом.

    При появлении боли в грудной клетке (чаще при плеврите), необходимо помочь выбрать удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники. Если боли не уменьшаются, то в результате отвлекающей терапии, тогда осуществляется обезболивающая терапия.

    При повышении температуры тела, сопровождающейся ознобом, сестра обязана:

    Положить теплые грелки к ногам;

    Напоить теплым крепким чаем;

    При появлении одышки или удушья специалист сестринского дела должен немедленно сообщить врачу свои наблюдения; за характером одышки, частотой дыхания и принять меры для облегчения состояния больного: создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить и помочь больному принять удобное возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушку; освободить от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха, при наличии назначения врача дать карманный ингалятор и объяснить, научить как им пользоваться, по показаниям ингаляции и оксигенотерапии.

    В процессе ухода наблюдают за пульсом и артериальным давлением, чтобы своевременно предупредить развитие осложнений со стороны ССС (острой сосудистой и сердечной недостаточности).

    При крупе – необходима безотлагательная помощь. Существующие проблемы при крупе: приступообразный лающий кашель, затруднение вдоха.

    Сестринское вмешательство: немедленно вызвать врача, успокоить пациента, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые щелочные ингаляции), при развитии удушья немедленно проводят ИВЛ.

    При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно-ингаляционная терапия, ИВЛ.

    Одышка по происхождению:

    Легочная;

    Сердечная;

    Центральная (черепно-мозговая травма и др.);

    Психогенная.

    Первая помо щь при одышке:

      Вызвать врача.

      Ограничить физическую активность.

      При тяжелой одышке усадить пациента в кресло или в кровать.

      Придать возвышенное (сидячее) положение, подложив подголовник или несколько подушек под спину, или приподняв верхнюю часть функциональной кровати.

      Успокоить пациента и объяснить ему, что после того, как начнется лечение, одышка уменьшится.

      Постараться переключить внимание пациента.

    Астма, или удушье (греч. аsthma – тяжелое короткое дыхание) – общее название остро развивающихся приступов одышки различного происхождения. Приступ удушья лёгочного происхождения вследствие спазма бронхов называют бронхиальной астмой. При застое крови в малом круге кровообращения развивается сердечная астма.

    При появлении у больного одышки или удушья медсестра должна немедленно сообщить врачу свои наблюдения за характером одышки, частотой дыхания, а также принять меры для облегчения состояния больного:

      Создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить его и окружающих.

      Помочь больному принять возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушки.

      Освободить от стесняющей одежды и тяжелых одеял.

      Обеспечить доступ свежего воздуха в помещении (открыть форточку).

      При наличии соответствующего назначения врача дать больному карманный ингалятор и объяснить, как им пользоваться.

    Пользование карманным ингалятором при бронхиальной астме:

      Снять с мундштука баллончик с аэрозолем защитный колпачок.

      Повернуть баллончик вверх дном и хорошо встряхнуть его.

      Попросить пациента сделать глубокий выдох, взять мундштук в рот, зажав его плотно губами.

      После начала вдоха нажать на ингалятор.

      Продолжать медленно вдох до заполнения лёгких.

      Задержать дыхание на 10 секунд или долго, как пациент может вытерпеть без неприятных ощущений.

      После этого попросить пациента вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

    Количество доз аэрозоля определяет врач. После вдыхания глюкокортикоидов больной должен прополоскать рот водой для профилактики развития кандидоза полости рта. Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников.

    Боли в грудной клетке. При заболеваниях органов дыхания болевой синдром чаще всего связан с вовлечением в патологический процесс плевры (плеврит, плевропневмония, пневмоторакс, карциномитоз плевры и др.). Плевральные боли провоцируются дыхательными движениями, в связи с чем больные стараются дышать поверхностно.

    Уход: придание больному удобного, ограничивающего дыхательные движения положения (на больном боку), выполнении по назначению врача простейших физиотерапевтических процедур (постановки горчичников и др.). При повышении у больного температуры тела выше 38 о С любые физиотерапевтические процедуры противопоказаны.

    Необходимо по назначению врача обеспечить больному прием обезболивающих препаратов и лекарственных средств, уменьшающих кашель. При наличии у больного экссудативного плеврита (воспаления плевры с пропотеванием жидкости (выпотом) в плевральную полость) по назначению врача ему проводят плевральную пункцию.

    Организация системного ухода за больными взрослыми и детьми при сердечно-сосудистых заболеваниях.

    Наиболее частыми симптомами заболеваний органов кровообращения являются боли в области сердца, отдышка и удушье (сердечная астма), головные боли, отеки и др.

    Боли в области сердца – один из наиболее характерных признаков многих заболеваний. В одних случаях это проявление тяжелых органических заболеваний сердца и коронарных сосудов (стенокардия, инфаркт миокарда), в других – менее опасных болезней (кардионевроз). Боли в области сердца при острой коронарной недостаточности обусловлены спазмой или тромбозом коронарных артерий.

    Запомните! При острой коронарной недостаточности характерны следующие признаки:

      Приступообразный характер боли;

      Локализация боли за грудиной (или несколько влево от нее);

      Иррадиация боли в левую руку, лопатку, плечо, шею;

      Быстрое прекращение или ослабление боли после приема нитроглицерина (за исключением случаев инфаркта миокарда, когда боли купируются только наркотическими анальгетиками);

      Однотипность условий, вызывающих боли (например, быстрая ходьба по лестнице, ночные боли и т.д.).

    При инфаркте миокарда боли за грудиной с иррадиацией в левую руку и лопатку могут длиться от 20-30 минут до нескольких часов. Они более интенсивны, нередко купируются только после введения наркотических анальгетиков и часто сопровождаются страхом смерти.

    Сестринское вмешательство: При возникновении у больного болей в области сердца следует немедленно вызвать врача, до прихода которого сестра должна оказать первую помощь.

    Последовательность действий:

      Усадить или уложить больного, обеспечив ему полный психологический и физический покой.

      Дать больному нитроглицерин (1 таблетку под язык или 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина на сахаре или на таблетке валидола) и 30-40 капель корвалола или валокардина.

      Поставить горчичники в области сердца и на грудину.

    При оказании больному неотложной доврачебной помощи следует помнить, что действие нитроглицерина наступает быстро – через 1-3 минуты. У некоторых больных нитроглицерин вызывает сильную пульсирующую головную боль, которую можно предотвратить или уменьшить, дав вместо нитроглицерина 3-5 капель ментолового спирта и нитроглицерина на сахаре. Легкая головная боль и головокружение, шум в ушах не являются противопоказаниями к назначению нитроглицерина.

    Если купировать боль не удалось, то дальнейшее лечение приводится по назначению врача.

    Медицинская сестра в критических для больного ситуациях должна проявить выдержку, работать быстро, уверенно, без излишней поспешности и суетливости.

    Необходимо помнить, что больные, особенно с заболеваниями органов кровообращения, мнительны. Поэтому сообщать больному обо всех обнаруженных у него изменениях надо достаточно тактично и осторожно, иначе состояние больного может резко ухудшиться. Не следует перешептываться за спиной больного, так как это часто воспринимается как желание скрыть от него что-то опасное.

    Головная боль может быть симптомом многих заболеваний, при которых необходимо оказание экстренной помощи. Пульсирующая, давящая боль, часто локализующаяся в области затылка, является одним из первых симптомов гипертонического криза. Гипертоническим кризом называют резкое повышение у больных гипертонической болезнью артериального давления, сопровождающееся головной болью, головокружением, шумом в голове, тошнотой, иногда рвотой, мельканием «мушек» перед глазами. Медицинская сестра должна уметь оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

    Последовательность действий:

      Вызвать врача;

      Уложить больного в постель с приподнятым изголовьем, обеспечив ему полный физический и психический покой;

      Обеспечить ему доступ свежего воздуха (можно ингаляции кислорода);

      Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы;

      Сделать горячие или горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, холодный компресс к голове;

      Приготовить необходимые лекарственные средства.

    Удушье (сердечная астма) – один из грозных симптомов острой сердечной недостаточности. Приступ удушья появляется внезапно: дыхание становится частым (30-50 в минуту), клокочущим, слышимым на расстоянии, иногда выделяется пенистая розовая мокрота. Больные занимают вынужденное сидячее или полусидящее положение в постели, несколько облегчающее дыхание.

    Возникновение приступа удушья требует оказания больному экстренной медицинской помощи.

    Последовательность действий:

      Вызвать врача;

      Измерить артериальное давление;

      Придать больному полусидящее положение (при гипотензии) или сидячее (при гипертензии) положение;

      Если систолическое давление у больного не ниже 100 мм рт.ст., дать ему нитроглицерин;

      Начать оксигенотерапию с пеногасителем через маску или носовой катетер. Самым простым пеногасителем являются пары этилового спирта: 96% спирт наливают в дозиметр или специальный увлажнитель и пропускают через него кислород, идущий от баллона или по централизованной системе через носовой катетер. Более активным пеногасителем, который применяется тем же способом, что и спирт, является 10% спиртовой раствор антифомсилана;

      Через 5-10 минут после перевода больного в полусидящее (сидячее) положение наложить венозные жгуты на конечности (часть крови при этом депонируется в конечностях, уменьшается объем циркулирующей крови и облегчается работа левого желудочка).

    В качестве жгутов можно использовать резиновые бинты или резиновые трубки. Накладывают их одновременно на три конечности: на ноги жгуты накладывают приблизительно на 15 см ниже паховой складки, на руку – примерно на 10 см ниже плечевого сустава. На руку вместо жгута можно накладывать манжетку от тонометра, нагнетая в нее воздух и одновременно используя ее для периодического контроля за уровнем артериального давления. Через каждые 15-20 минут один из жгутов снимают и накладывают его на свободную конечность.

    Если приступ сердечной астмы или отек легких развился дома, больного госпитализируют в специализированной машине скорой помощи в кардиологическое отделение. При транспортировке больного головной конец носилок должен быть приподнят.

    Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная остро возникшей недостаточностью кровенаполнения сосудов головного мозга. Обморок наступает обычно при сильных нервно-психических воздействиях (испуг, резкие болевые раздражения, вид крови), при переутомлении, волнении, в душном помещении.

    Больной чувствует головокружение, тошноту, у него темнеет в глазах, он теряет сознание. Отмечается резкая бледность кожных покровов, холодный пот, похолодание конечностей, слабый частый пульс.

    В неосложненных случаях обморок длится не более 20-40 секунд, после чего сознание полностью восстанавливается. Медицинская сестра должна уметь оказать больному помощь до прихода врача.

    Последовательность действий:

      Уложить больного горизонтально (без подушки!) или приподнять ножной конец кровати;

      Открыть окно;

      Расстегнуть стесняющую больного одежду;

      Обрызгать лицо и грудь больного водой;

      Поднести в носу больного тампон или вату, смоченную нашатырным спиртом;

      Потереть им виски;

      Растереть виски и грудь больного руками;

      Похлопать больного по лицу ладонями или смоченными в холодной воде полотенцем;

      Положить грелки к конечностям и укрыть больного одеялом;

    Коллапс – это клинические проявления остро развивающейся сосудистой сердечной недостаточности с резким понижением артериального давления и расстройствами периферического кровообращения. Наблюдается при инфаркте миокарда, острой кровопотере, травме и т.п.

    В большинстве случаев коллапс развивается остро, внезапно: появляются выраженная слабость, головокружение, шум в ушах. Больные отмечают «пелену перед глазами», снижение зрения, похолодание конечностей. Сознание чаще всего сохраняется, но больные заторможены, безучастны к окружающему, почти не реагируют на внешние раздражители. В тяжелых случаях сознание постепенно затемняется и исчезает, могут наблюдаться судороги мышц лица и конечностей. Зрачки расширяются, сердечная деятельность ослабевает, это состояние может закончиться смертью.

    При коллапсе кожные покровы и видимые слизистые оболочки вначале бледные, покрыты холодным липким потом. Вскоре губы, пальцы рук и ног становятся синюшными, затем цианоз распространяется на кисти рук, стопы. Черты лица больного заострены, глаза тусклые, запавшие, взгляд безразличный. Пульс на лучевых артериях учащенный, слабый, иногда с трудом ощутимый (нитевидный). Систолическое артериальное давление ниже 80 мм рт.ст., а диастолическое определить не удается.

    Последовательность действий:

      Немедленно вызвать врача;

      Обеспечить больному полный покой, горизонтальное положение в постели без подголовника, с несколько приподнятыми ногами;

      Укрыть больного одеялом, к ногам положить грелки;

      Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляции кислорода;

      Подготовить необходимые лекарственные препараты.

    Заболевания, связанные с недостаточностью кровообращения:

    Одним из тяжелых осложнений многих органических заболеваний сердца является хроническая недостаточность кровообращения. Она обусловлена прогрессирующим снижением сократительной способности сердечной мышцы, застоем крови в малом и большом круге кровообращения и задержкой жидкости в организме.

    Наиболее характерными симптомами хронической недостаточности кровообращения являются:

      Одышка и периодически возникающие приступы удушья (приступы сердечной астмы);

      Отеки на ногах и в области поясницы;

      Выраженный цианоз (синюшное окрашивание кожи) конечностей, губ, ушных раковин, кончика носа;

      В тяжелых случаях – скопление жидкости в полости плевры (гидроторакс), в брюшной полости (асцит), в полости перикарда (гидроперикард);

      Прогрессирующее снижение функции всех органов: легких, печени, желудка, кишечника, ЦНС, почек.

    В зависимости от выраженности тех или иных симптомов уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения отличается некоторыми особенностями. Больные с преобладанием симптомов застоя в малом круге кровообращения (в легких) почти постоянно нуждаются в приподнятом положении верхней половины туловища, так как в этом положении несколько облегчается одышка или удушье.

    Осуществляя уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения, следует помнить, что сердечные отеки на начальных стадиях заболевания могут быть скрытыми. В этих случаях задержка жидкости в организме проявляется быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.

    Очень важно у больных с хронической недостаточностью кровообращения ежедневно определять количество выделенной за сутки мочи (суточный диурез), сопоставляя его с количеством выпитой и введенной парентерально жидкости (водный баланс). При подсчете количества выпитой жидкости учитывается не только чай, вода и т.п., но и супы, фрукты, овощи. Масса съеденных фруктов и овощей принимается целиком за количество поглощенной жидкости.

    Для определения суточного диуреза пользуются специальными градуированным сосудом.

    Последовательность действий:

      Мочу, выделенную больным в 6 часов утра, вылить (она не учитывается);

      Определять количество выделенной в течение суток мочи (до 6 часов утра следующего дня);

      В течение суток фиксировать количество выпитой жидкости (влючая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

      Данные, полученные при определении водного баланса, записать в температурный лист.

    Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой больным за сутки жидкости. Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез ), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях (водянка полостей). Если моча выделяется за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе . Он наблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

    Состояние водного баланса организма можно контролировать также путем взвешивания больного: увеличение массы тела свидетельствует о задержке жидкости.

    Следует помнить, что в связи с необходимостью строгого соблюдения постельного режима и более частого мочеиспускания (прием мочегонных!) больные должны быть обеспечены мочеприемниками.

    У больных с хронической недостаточностью кровообращения, как правило, отмечаются выраженные трофические изменения кожи, особенно в области развития отеков: на ногах, в области поясницы, крестца, лопаток и т.д. В этих местах легко возникают пролежни. Поэтому особенно важны для этих больных уход за кожей и профилактика пролежней.

    Диета больного должна быть достаточно калорийной, легкоусвояемой, с включением растительной клетчатки, с повышенным содержанием витаминов и значительным ограничением соли и жидкости (диета №10, №10а). Лучше готовить пищу без соли, а соль выдавать на руки 3-5 г в сутки. Пища должна содержать продукты, богатые солями калия (картофель, капуста, курага, инжир) и кальция (молоко и молочные продукты), обладающие мочегонным эффектом. Целесообразно дробное питание: 5-6 раз в сутки. Режим питания и питья имеет большое значение в борьбе с отеками и застоем жидкости во внутренних органах.

    Оказывая помощь больным с хронической недостаточностью кровообращения, медицинская сестра должна следить за работой кишечника : при запорах больному с отеками нужно ставить гипертоническую или масляную клизму.

    При выполнении ежедневных плановых назначений врача может возникнуть необходимость в производстве срочной инъекции, во внутривенном капельном вливании или кровопускании и т.д. Умение выполнить все эти манипуляции является необходимым условием работы любой медицинской сестры, особенно обслуживающей больных с заболеваниями органов кровообращения.

    Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения

    Ведущая роль в структуре заболеваемости органов пищеварения принадлежит болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Болезни органов пищеварения у детей и взрослых широко распространены как в качестве самостоятельного заболевания, так и в качестве сопутствующего при других заболеваниях. В последние годы у детей в 2,5 раза увеличился удельный вес тяжелых форм гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни желудка. Чаще наблюдается у детей в возрасте 5-6 и 9-14 лет, что связано с периодами наиболее интенсивного роста и развития всех органов и систем. Также на рост частоты заболеваний органов пищеварения немаловажное значение оказывают ухудшения экологической обстановки, увеличения частоты аллергических заболеваний, режим повышенной нервно-психической нагрузки, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания.

    Вот почему вопросы профилактики, ранней диагностики, лечения, организации ухода заболеваний органов пищеварения, особенно у детей, представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.

    Основные симптомы (проблемы пациента):

    Резкие боли различной локализации, чаще в верхней половине живота, в эпигастральной области;

    Чувство тяжести в подложечной области;

    Тошнота, отрыжка воздухом, может присоединиться неоднократная рвота (рвотные массы кислые с остатками непереваренной пищи); после рвоты, как правило, наступает облегчение;

    Нарушение питания, сна;

    Дисфункция кишечника (стул неустойчивый);

    Общая слабость, вялость, снижение аппетита и др.;

    Страх перед обследованием;

    Риск возникновения осложнений.

    Сестринский процесс:

    Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку больным и членам семьи.

    Сестринское вмешательство:

    До выявления причины, диагноза не следует давать болеутоляющие и слабительные средства, ставить клизмы, грелки, искусственно вызывать рвоту. Рвотные массы и испражнения лучше сохранить до прихода врача. При хронических заболеваниях ЖКТ (гастрита, колита, панкреатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки) рекомендуется строго соблюдать диету и назначения врача.

    Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактики, возможных осложнениях.

    При обострении гастродуоденита, язвенной болезни госпитализировать пациента в гастроэнтерологическое отделение.

    Создать атмосферу психологического комфорта. Вовлекать ребенка и его родителей в планирование и реализацию сестринского ухода.

    Определить пульс, АД, характер боли, рвоты, физиологических отправлений и др.

    Соблюдать тишину и охранительный режим.

    Успокоить ребенка, придать удобное положение.

    После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды.

    Обеспечить пациента лечебным питанием.

    Ознакомить родителей ребенка с особенностями диеты, №1а, №1, №5, №10, с правилами приема минеральной воды.

    Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

    Обучать родителей, правильно оценивать, своевременно и качественно выполнять назначение врача и подготовить к инструментальным и лабораторным методам исследования.

    Оценивать состояние ребенка, вносить изменения, в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния, заботиться и поддерживать у ребенка положительного эмоционального тонуса.

    Оказать содействия по формированию и поддержанию здорового образа жизни всеми членами семьи.

    При правильном уходе, соблюдении правил кормления и закаливания ребенок растет здоровым и почти не болеет. Однако иногда болезнь возникает. Ухудшение самочувствия ребенка можно заподозрить по изменению его поведения: вялости, капризам, отказу от еды, плачу и др. Прежде всего надо постараться успокоить его, приласкать, измерить ему температуру, уложить в постель. Необходимо вызвать врача на дом.

    Заболевшего следует изолировать от других детей в семье. До прихода врача не следует кормить ребенка (особенно если у него рвота или понос); можно поить его кипяченой водой, чаем или клюквенным морсом.

    Рвотные массы, пеленки или горшок с испражнениями необходимо оставить до прихода врача и показать ему.

    Уход за больным ребенком требует определенного минимума знаний и навыков, но в большей степени внимания и заботливого отношения. Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасны при болях в животе согревающие компрессы, грелки на живот, слабительные.

    После осмотра ребенка и установления диагноза врач решает, где лечить больного - на дому или в больнице. Если больной остается дома, то ему должны быть созданы все условия для успешного лечения и надлежащего ухода. Основным помощником родителям при уходе за больным ребенком является участковая медицинская сестра, которая покажет родителям, как нужно выполнять те или иные процедуры, медицинские назначения.

    Помещение, где находится заболевший, должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым, кровать - удобной. Нельзя укладывать больного ребенка в одну постель со взрослым. Кровать ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух не попадал непосредственно на ребенка; прямые солнечные лучи не слепили глаза; нельзя размещать ее также у батарей или других отопительных приборов. Заболевшему выделяют отдельную посуду, горшок с крышкой, тазик для мытья. Для удобства ухода за больным ребенком около кровати необходимо поставить маленький столик или тумбочку, на которую ставят питье, еду. Должно быть приготовлено необходимое количество постельного и нательного белья, а также полотенца, носовые платки и др.

    Уборку помещения проводят ежедневно. Во время уборки на 20-30 мин открывают форточку или окно. Вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе, протирают батареи отопления, кровать, двери. Предметы ухода за больным и игрушки моют отдельно. Пол протирают влажной тряпкой. Чтобы легче было проводить уборку, все лишние вещи во время болезни ребенка нужно убрать.

    Проветривать комнату надо несколько раз в день. Во время проветривания ребенка лучше выносить в другую комнату; если это невозможно, то в холодные зимние дни его можно накрыть дополнительным одеялом, а голову повязать платком. Когда комната хорошо проветрится, окно закрывают, дают воздуху согреться и только после этого снимают с ребенка платок и одеяло.

    При сильном порывистом ветре, который нередко наблюдается в осенне-зимний период, особенно в северных районах нашей страны, форточки в окнах затягивают марлей, чтобы холодный воздух не попадал в комнату резкой струей, а распределялся равномерно.

    Постель, в которой лежит ребенок, должна быть чистой. Необходимо ежедневно ее перестилать. Если заболевший ребенок - новорожденный, грудного или ясельного возраста, то постельное белье малышу меняют ежедневно. Детям более старшего возраста (если белье не испачкано рвотными массами, мокротой, испражнениями и др.) постельное белье можно менять через 2-3 дня. Застилать кровать надо с особой тщательностью, разглаживая все складки и неровности, поскольку они могут вызвать у больного ребенка раздражение кожи и даже пролежни. Под простыню кладут клеенку (которую ежедневно при перестилании постели протирают влажной тряпочкой). Ребенка накрывают теплым мягким одеялом или простыней в зависимости от температуры воздуха. Пока перестилают постель, ребенка, завернутого в одеяло, держат на руках или укладывают на другую постель, предварительно застелив ее чистой простыней ходить по квартире, лучше всего надевать теплую пижаму из байки или фланели.

    Чистое белье хранят в специально предназначенном для этого шкафу. Грязное или испачканное выделениями больного белье сразу же меняют. Белье, загрязненное рвотными массами или испражнениями, складывают в специальный бачок (ведро с крышкой или другую емкость) с дезинфицирующим раствором (0,25 % раствор хлорамина, другой дезинфицирующий раствор, рекомендованный врачом). Перед стиркой белья дезинфицирующий раствор сливают, белье кипятят, затем отстирывают и после тщательного прополаскивания сушат. Белье следует гладить горячим утюгом, разглаживая складки.

    При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, следует соблюдать некоторые правила: при смене рубашки захватывают ее края, осторожно снимают через голову и затем освобождают руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, рукав снимают сперва со здоровой руки, затем с больной; надевают рубашку сначала на больную, а потом на здоровую руку.

    Больного ребенка умывают каждый день кипяченой водой. Чтобы не намочить постель и нательное белье, вокруг его лица и шеи накладывают полотенце. Влажной ватой протирают лицо, шею, за ушами, складки кожи. Руки ребенка моют несколько раз в день, опуская их в тазик с водой. Сначала руки моют с мылом, затем споласкивают чистой водой и вытирают. Утром и вечером больной должен чистить зубы.

    После каждого приема пищи предложите ребенку прополоскать рот теплой водой. Для этой цели лучше использовать воду подсоленную ("/ чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовую (3-5 г пищевой соды на стакан воды).

    Специального ухода за глазами, если нет сопутствующего воспалительного процесса, не требуется. Ребенку промывают глаза во время утреннего и вечернего туалета. Если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем. По рекомендации врача глаза промывают 1 % или 2 % раствором борной кислоты или слабым раствором марганца. Для этого заранее приготавливают шарики из ваты (лучше хлопковой); каждый глаз промывают отдельно ватным шариком, смоченным в растворе, в направлении от виска к носу. При сильном выделении гноя из глаз, ребенка укладывают на бок (со стороны больного глаза), при этом под голову на подушку подкладывают сложенное в несколько слоев полотенце.

    Перед процедурой следует тщательно вымыть руки с мылом и щеткой, протереть их спиртом. Пипетку для закапывания капель или лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят. При закапывании в глаза лекарственного средства указательным пальцем оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю ближе к носу (при этом попросите ребенка отвести взгляд в противоположную сторону), затем капают вторую каплю и предлагают ребенку закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр. Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко, на конъюнктиву помещают мазь, просят ребенка закрыть глаза и осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

    Во время ежедневного утреннего туалета ребенку надо обязательно мыть уши или протирать их влажной ватой, а затем вытирать насухо.

    Ухаживающие за больным ребенком должны следить за тем, хорошо ли он слышит. При некоторых заболеваниях (особенно инфекционных) при применении ряда лекарственных средств (например, антибиотиков) из-за образования серной пробки может произойти ухудшение слуха. Чтобы удалить серную пробку, в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора пероксида (перекись) водорода или стерильного вазелинового масла, затем при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку. При закапывании капель в левое ухо голову ребенка наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой. Однако прежде чем проводить эту процедуру, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

    Во время утреннего туалета необходимо освободить носовые ходы от слизи и корочек. Если ребенок сам не может высморкаться, ему необходимо помочь. Для очистки носовых ходов в них попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Очистку носовых ходов необходимо проводить регулярно.

    Очень важен уход за кожей ребенка, не только длительное время находящегося на строгом постельном режиме, но и всех остальных.

    При ежедневном утреннем туалете кожу протирают влажным полотенцем, после чего лицо, туловище и конечности вытирают насухо. Следите за любыми изменениями на поверхности кожи (опрелостями, трещинами, шелушением). Особое место среди поражений кожи у детей, находящихся длительное время на постельном режиме, занимают пролежни, т. е. некроз мягких тканей (кожи и подкожной клетчатки). Пролежни чаще всего возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом.

    Образование пролежней может быть обусловлено плохим гигиеническим уходом за кожными покровами, неудобной постелью, смятым бельем. Все это ведет к нарушению кровообращения в коже и подлежащих тканях. Сначала участки кожи бледнеют, затем краснеют, появляются отечность, а затем и мацерация (отслаивание) эпидермиса. Если процесс не остановить, то возникают пузыри и некроз кожи. В тяжелых случаях омертвлению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Это очень опасно, поскольку присоединение инфекции приводит к сепсису.