Влияние семьи на здоровый образ жизни ребенка. «роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка

« Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы» Мемлекеттік Коммуналдық Қазынашылық Кәсіпорнының

ГККП «Ясли-сад № 27 отдела образования акимата города Костанай»

Тема: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

Воспитатель: Абдрахманова А.М.

г.Костанай 2015.

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило:

« Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания.

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

инфекционных

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других заболеваний;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Роль семьи в формировании у детей правильного отношения к здоровью

Никто из родителей и воспитателей не будет возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно также и отношение детей к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения.

Систему отношений родителей к здоровью ребёнка целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

- удовлетворение потребностей ребёнка;

- способы удовлетворение потребностей;

- стили семейного воспитания.

Удовлетворение потребностей ребёнка в семьях проявляется по-разному. Это может быть постоянное потворствование ребёнку, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых его потребностей. Нередко встречается игнорирование потребностей ребёнка, особенно духовных, потребностей в эмоциональных контактах, в общении с родителями. Удовлетворение потребностей зависит от материального благополучия семьи, от понимания родителями насущных потребностей ребёнка, от личностных особенностей самих родителей и их личных установок и стереотипов.

Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье их ребёнка - важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребёнка нередко носит формальный характер. На задаваемые вопросы родителям детей, посещающих детский сад, школу-интернат или общеобразовательную школу «Что нужно ребёнку, чтобы он был здоров?» большинство родителей утверждают: «Хорошее питание», «Свежий воздух», «Хорошее медицинское обслуживание» и т.д. Никто не обратил внимание на то, что для здоровья ребёнка важно и полноценное общение с ним, эмоциональные контакты, особенно в раннем возрасте, а также понимание родителями истинных потребностей ребёнка.

Крайне негативное влияние на формирование отношения к здоровью оказывают ранние психические депривации ребёнка. Так, у ребёнка брошенного матерью в раннем возрасте, формируется недоверие к окружающему его миру. В дальнейшем это может проявиться в искажённой самооценке, многочисленных страхах, конфликтном поведении, настороженном отношении к окружающим.

Способы удовлетворения потребностей ребёнка, особенно в ранний возрастной период, оказывают существенное влияние на формирование его отношения к собственному здоровью. Ребёнок очень рано сталкивается с тем, что не все его желания могут быть удовлетворены, а значит, он должен принять ограничения, запреты. В результате возникает конфликт между»хочу» и «нельзя».

Особенно важным в развитии отношения к здоровью является правильное формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил. Приучение ребёнка к постоянному соблюдению гигиенических норм (чистка зубов, мытьё рук и т.д.), дело очень трудное. Формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил в обязательном порядке должно продолжаться и в детском саду, школе, школе-интернате.

Не менее важно в формировании отношения к здоровью ребёнка отношение родителей к активности и деятельности ребёнка. Если родители постоянно обесценивают деятельность ребёнка (Ты мог бы лучше сделать, Ты мог бы всё съесть), то у ребёнка формируется страх неудачи (Не буду даже пробовать, всё равно не вкусно и не схем), и на этом фоне выявляется личностная зависимость от родителей (мама не любит печёнку и я не хочу).

Это проявляется в неадекватно низкой самооценке ребёнка, в подражательном поведении, в несамостоятельности. Ребёнок таких родителей часто ощущает себя нездоровым, слабым, неудачником. В подростковом возрасте могут проявляться такие негативные поведенческие реакции, как отказ, протест, оппозиция. Ребёнок активно протестует против навязывания пищевых вкусов родителей, повышенных требований к нему. Протест может проявляться и в форме ранней алкоголизации, токсикомании, наркомании, причём у таких подростков часто формируется групповая психическая зависимость. Пример: работа профилактория в ПУ№ 50, отказ от рыбного супа на двух столах.

Стили семейного воспитания играют далеко не последнюю роль в формировании у ребёнка отношения к здоровью.

Рассмотрим три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями, больных неврозами:

    воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение);

    воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее), что проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе;

    воспитание по типу В (эгоцентрическое), когда ребёнок - «кумир семьи» и внимание всех членов семьи сосредоточено на нём.

Высказанные выше стили воспитания оказывают патогенное влияние на отношение ребёнка к своему здоровью.

Крайне негативное влияние на отношение к здоровью оказывает воспитание по типу А. Между родителями и ребёнком (этого типа) отсутствуют эмоционально - доверительные контакты и ребёнок отвергает всё, что ему предлагается (в качестве питания) в образовательном учреждении. Такого ребёнка, очень долго и кропотливо приучают доверять специалистам, организующим питание в учреждении, (идёт поэтапное приучение к общему столу, развивается у ребёнка разновкусье и т.д.). Именно для родителей с таким типом воспитания необходимо в учреждении на видном месте вывешивать ежедневное меню, обучать родителей преемственности питания в выходные дни, информировать родителей о рациональном питании (детский сад);

проводить потребительские конференции, знакомить родителей и родительский комитет с качеством приготовленной пищи - предоставлять возможность дегустации блюд, предлагаемых их детям, информировать о рациональном питании (школы).

Тип воспитания Б , проявляющийся в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, формирует у него ипохондрию, несамостоятельность, комплекс неполноценности. Обострённое внимание и забота о ребёнке при таком стиле сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

В подростковом возрасте этот стиль воспитания формирует нерешительность, неумение постоять за себя, повышенную тревожность о своём здоровье. У некоторых подростков наблюдается своеобразный уход в болезнь, которой не существует. В отдельных случаях при таком стиле семейного воспитания в подростковом возрасте наблюдаются реакции протеста. Подросток, как бы назло родителям, начинает экспериментировать над собой: голодает, не есть белковую пищу и т.д. Если у таких детей в младшем школьном возрасте наблюдается заниженная самооценка здоровья, то в подростковом возрасте - самооценка здоровья - неадекватно завышена.

У детей с таким типом воспитания часто выражено неумение составить свой личный рацион питания во время нахождения в школе.

Ситуация за столом: один ученик пошутил, что картофельное пюре прокисло, и именно ребёнок с таким типом воспитания в семье не будет есть это пюре, хотя все остальные его съедят. Этот ребёнок не будет даже пробовать блюдо.

Тип воспитания В способствует формированию у ребёнка эгоцентризма, аффективной неустойчивости, что крайне негативно отражается на отношении к здоровью. С одной стороны, у ребёнка формируется повышенная фиксация на проблемах своего здоровья, с другой - когда надо принять необходимые меры по поддержанию и сохранению здоровья, такой ребёнок испытывает существенные трудности: отказывается от посещения врача, склонен преувеличивать свою болезнь, не соблюдает профилактические мероприятия (соблюдение режим дня, занятия спортом).

В процессе психологического анализа влияния особенностей воспитания детей на их отношение к здоровью следует выделять следующие параметры родительского поведения:

* Степень родительского контроля . Интенсивность контролирующих действий родителей оказывает двоякое влияние на отношение ребёнка к своему здоровью. Умеренный родительский контроль способствует развитию у него элементарных гигиенических навыков и адекватного отношения к своему здоровью.

Постоянный контроль может сформировать у ребёнка склонность к зависимому, подражательному поведению, негативизм при требованиях к выполнению элементарных норм и правил ухода за своим телом. При неразумном контроле у ребёнка может возникнуть эмоциональный дискомфорт, что является благоприятным фоном для развития искажённой самооценки здоровья.

* Неадекватность требований родителей по отношению к ребёнку, которая может быть обусловлена двумя факторами:

Непониманием родителей потребностей ребёнка,

Или проекций на ребёнка своих нереализованных планов.

Например: мать не ест мясо - она вегетарианка, считает потреблении мяса вредным. Это неразумное требование искажает самооценку ребёнка, способствует формирования комплекса неполноценности, вызывает у ребёнка чувство протеста. В школе же все кушают котлету, а я? Разумные требования родителей в значительной степени определяются знанием физических и психических возможностей ребёнка (это просветительская работа медицинского работника в детском саду, школе, школе-интернате).

* Способы общения родителей с детьми.

В практике можно выделить два стиля общения с ребёнком: авторитарный и демократический.

Например, такие родители, внушая ребёнку необходимость соблюдения элементарных гигиенических норм и правил, часто вызывают у ребёнка негативную реакцию.

Родители с демократическим стилем общения стремяться использовать разнообразные воспитательные методы, чтобы добиться от ребёнка послушания, обосновывают свою точку зрения, готовы обсуждать с ребёнком проблемы питания, здоровья, выслушать их аргументацию.

* Степень эмоциональных контрактов.

Этот параметр проявляется в эмоциональной поддержке ребёнка, в способности родителей выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение к ребёнку. Степень эмоциональных контактов зависит от эмоциональной зрелости самих родителей. Отсутствие или слабое проявление эмоциональных контактов искажает Я-концепцию ребёнка и негативно отражается на его отношении к своему здоровью.

Отношение ребёнка к здоровью в значительной степени определяется особенностями его семейного воспитания. Адекватный контроль, разумные требования к ребёнку в сочетании с эмоциональным принятием его и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребёнка к своему здоровью и в частности, к питанию.

Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.


На здоровье ребёнка влияет огромное количество факторов: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность.

Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит

не только школа, но и семья. Общество заинтересовано в прочной духовно, нравственно и психологически здоровой семье. Именно в семье происходит преломление социальных влияний на детей. Насколько здоровой является семья, настолько жизнеспособно всё общество.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены, рациональная система питания, занятия спортом, закаливание, гигиена кожи, уход за зубами, ногтями, волосами, гигиена одежды, обуви, жилища, борьба с вредными привычками –ко всему этому должна быть потребность, а она закладывается в семье.

Хорошо, когда ребёнок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм должен быть готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребёнок и с аппетитом, и засыпает быстро, и не раскачивается долго, принимаясь за уроки – а, значит, на всём экономит время и меньше устаёт.

В каждой семье режим дня организуется по-разному. Но, к сожалению, сами взрослые зачастую бывают весьма не дисциплинированны в выполнении этого режима. Более того, с лёгкостью дают добро на нарушение режима своим детям. В первую очередь это касается сна.

Систематическое недосыпание нарушает работоспособность ЦНС, приводит к переутомлению и неврозам. А чтобы этого не случилось, жалея своих детей, родители щедро позволяют им подолгу спать утром. Особенно чётко это прослеживается по субботам.

Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причём, самое лучшее, если родители сами ложатся спать в определённое время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Особую тревогу вызывает тот факт, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе просиживают у телевизора или компьютера по 2 – 3 часа, а то и больше.

Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь 6% семей в

России начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводит выходные дни на природе, занимаясь спортом (пример).

Активный отдых просто необходим, тем более школьникам когда у детей идёт интенсивный рост. А нам ведь надо видеть своих детей не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Кто -то великий сказал: «Здоровый нищий - счастливее больного короля».

Особо следует сказать о вреде курения. Данные опроса показывают, что регулярно курит 34% юношей, 14% девушек, четверть школьников вообще ни

когда не курили, а большинство - лишь экспериментировали, поэтому на данном, экспериментальном этапе, зависит от семьи, будет ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится.

Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить. Если родители не курят, то вероятность того, что дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей больше значение имеет для мальчиков.

Лучший способ чтобы ребенок бросил курить – отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы ради здоровья своих сына или дочери очень важный стимул для ребенка.

Еще одна опасность, связанная с курением, состоит в том, что для части подростков сигареты - это вход в мир нелегальных наркотиков.

Главный выход к которому пришла мировая научная мысль в отношении проблемы подросткового курения - для того, чтобы снизить уровень курения среди подростков, необходимо снизить уровень курения среди взрослых, поэтому рекомендуется направить усилия не на сугубо подростковые профилактические программы, а на работу со взрослыми, в первую очередь, родителями и учениками. Наши дети смотрят не только на курящих родителей, но и пьющих родителей.

Другая проблема – алкоголь. Надо признать, что пить и напиваться в России стало не стыдно. А водка стала вообще национальным достоянием и обязательным атрибутом истинно русского человека. «Алкогольные традиции» - тяжелое наследие прошлого.

А ведь 2/3 землян не употребляют алкоголь, не курят, не употребляют другие наркотики. 694 больших и малых народов, населяющих Землю, ведут ЗОЖ.

Общество, в котором живём мы и наши дети, школьное воспитание помогает сформировать навыки ЗОЖ, но на первом месте всегда будет семья. Дети во всём подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это.

Семья –это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию.

Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут заменить.

Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети!

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Проблема состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт, но из-за количество неполных и неблагополучных семей, человек начинает свою жизнь в нездоровой обстановке и образ жизни он выберет нездоровый.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.