НОД Конспект занятия « Опыты со снегом на прогулке. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: Почему не тонет лед

Салтыкова Надежда Викторовна

воспитатель МБДОУ№ 168 г. Кемерово

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

Тема «Свойства снега и льда»

Цель: Учить выявлять и описывать свойства снега и льда.

Формировать элементарные навыки экспериментирования, учить делать выводы.

Дать представления о гололёде как явлении природы, что гололёд появляется после оттепели в заморозки.

Развивать познавательную активность, желание узнавать новое.

Активизировать и обогащать словарь детей (гололёд, оттепель)

Материал: Полиэтиленовый пакет, ножницы, 2прозрачных стакана, снег, лёд, формочки, мяч, снежинка, рисунки снежинок, снеговик, аквариум с водой.

А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

«Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок.

Он холодный. Как лягушка,

А зовут его …(снежок)

Правильно. Сегодня мы будем говорить о снеге. В какое время года он появляется? (Снег появляется в холодное время года - зимой.)

А сейчас у нас какое время года? Какой первый месяц зимы?

Как мы узнаём, что наступила зима? (снег лёг на землю и больше не тает.)

Давайте поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы будете называть приметы зимы (холодно, идёт снег, почва промёрзла, дует холодный ветер, деревья голые стоят, ночь длинная день короткий, дети и взрослые тепло одеты).

В жарких странах (в Африке) бывает снег? В Африке не бывает холодной зимы. Там дети никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что бы вы рассказали детям о снеге, какой он? Давайте встанем в круг и будем передавать по кругу снежинку, и говорить какой бывает снег (холодный, белый, мягкий, пушистый, искристый, мокрый, красивый).

Откуда падает снег на землю? (снег падает из пушистых облаков)

На что похожи снежинки? (на звёздочки)

Кто расскажет стихотворение о снежинке? Двое детей читают стихи, выученные заранее.

Любим мы красоту зимней природы, не передать словами, как блестит снег в солнечную погоду, как скрипит он под ногами в мороз. А ещё мы любим зимние забавы. Как вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, с горки, на лыжах, делать снежную крепость, лепить снежную бабу, играть в хоккей).

А можно ли довести снег до Африки? (нет, он растает, так как в Африке жарко).

А может кто - то придумает, как довести снег? (в морозильной камере)

А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и узнаем о свойствах снега.

Из чего получается снег? (Из снежинок)

Посмотрите рисунки снежинок, какие они красивые и все разные, но у всех восемь лучиков. Мы с вами рассматривали снежинки на прогулке и видели, что они прозрачные, а почему тогда снег белый, а не прозрачный?

Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт.

Опыи№1.Показать детям полиэтиленовый пакет. Он прозрачный. Разрезать его на мелкие кусочки и собрать в кучу. Какого цвета куча? Белая.

Подобное происходит и со снегом. Прозрачные снежинки слипаются друг с другом, и получается белый снег.

Опыт №2. Сравнить снег и лёд

Предложить рассмотреть снег и лёд. Какого цвета снег и лёд? Давайте посмотрим через лёд, какой он? Лёд прозрачный, а снег белый. Потрогайте его на ощупь. Лёд - твёрдый, гладкий, а снег рыхлый, мягкий. Как вы думаете. Зависит от температуры воздуха состояние снега и льда? Что быстрее растает? Положить на ладошку немного снега, что с ним произошло? (на ладошке осталась вода). А теперь возьмите льдинку. Что быстрее растаяло? А что будет, если воду в формочке вынести на улицу? (она замёрзнет и снова превратится в лёд)

Вывод: Снег - это вода, лёд - это замороженная вода. Снег тает быстрее, чем лёд.

Сюрпризный момент.

«Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке метла.» (снеговик)

Правильно это снеговик. Он пришёл к нам в гости и принёс с собой снег и лёд.

Проводится игра «Минута радости» (Дети лепят из снега снежные комочки).

Дети, а почему игра называется « Минута радости?» (Снег быстро тает. Потому что в комнате тепло.

Молодцы ребята. Отгадайте ещё одну загадку?

« Без доски, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как сине стекло,

Скользко, весело, светло.» (Лёд)

Как вы думаете, что такое лёд? (это замороженная вода)

Давайте продолжим наше экспериментирование.

Опыт №3Удивительные свойства льда.

Предложить детям рассмотреть льдинки разной формы. Как они были сделаны? Давайте посмотрим, что будет, если их поместить в ёмкость с водой. Дети опускают льдинки в аквариум с водой. Обратить внимание на то, что льдинки не тонут. Объяснить, что лёд легче воды. Это свойство льда спасает водоёмы от промерзания и защищает живущих в водоёме обитателей.

Вывод: Лёд - легче воды, поэтому не тонет.

А сейчас давайте поиграем. Физкультурная пауза.

Игра - упражнение « Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок, (Дети идут по кругу, друг за другом,

Кати по снегу свой снежок Изображая, что катают перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком (Останавливаются, рисуют двумя

руками ком)

И станет ком снеговиком (Рисуют снеговика из трёх кругов)

Его улыбка так светла! (Показывают пальцами на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову

ладошками, показывают нос, встают прямо,

держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечёт слегка (Медленно приседают)

Увы! - и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками).

Ребята вы узнали свойства снега и льда. Ещё есть такое явление - гололёд. Кто знает, что такое гололёд? В какую погоду он бывает? (после оттепели, когда наступают заморозки.)

Чем опасно это явление?

« Не идётся и не едется,

Потому что - гололедица;

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется»

Как нужно себя вести во время гололёда?

Итог занятия: Ребята, вам понравилось экспериментировать? Молодцы, вы были внимательными и узнали сегодня новые свойства снега и льда.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП»
Видеофрагмент.

ОО «Познание».
Средний дошкольный возраст
Составитель воспитатель: Долбнева М.Б.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности на прогулке в средней группе Тема недели: "Идёт Волшебница-зима"
Тема: «Свойства воды и льда»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,
«Здоровье», «Познание», »чтение художественной литературы», »Художественное творчество», «Физическая культура».

Задачи:
1) Уточнить знания детей о свойствах льда и воды («Познание»)
2) Воспитывать бережное отношение к воде, как основе природного ресурса («Безопасность»)
3) Формировать умение слушать внимательно произведения, сопереживать его героям («Чтение художественной литературы»)
4) Стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной игровой деятельности (»Социализация»)
5) Развивать связную речь; формировать словарь по теме. Развивать коммуникативные навыки («Коммуникация»)
6) Воспитывать интерес к художественному творчеству («Художественное творчество»).

Методы и приемы – практические: Опыты со льдом и водой; Изготовление цветных льдинок; Пальчиковая гимнастика «Снежок»
наглядные: Показ образца действий
словесные: прослушивание сказки про Капельку, Побуждающие вопросы.

Материалы и оборудование: прозрачные льдинки по количеству детей и одна для воспитателя, формочки по количеству детей, краски, заготовленные цветные льдинки, баночки с водой, лист белой бумаги.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Обыгрывание сказки про Капельку действиями,
Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Игровая Появление Капельки

Продуктивная Изготовление цветных льдинок

Познавательно- Опыты со льдом и водой
исследовательская

Коммуникативная Ответы на вопросы о свойствах воды и льда
Прослушивание сказки про Капельку
Восприятие художественной литературы
Логика образовательной деятельности

Капелька: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей). Я – Капелька. Хочу рассказать вам одну сказку.
Жила-была капелька. Там, где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она пряталась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала легкой, как воздух, и невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнышка. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер, который ни секунды не сидит без дела, погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, но по дороге замерзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима.
Капелька: «Ребята, понравилась вам сказка? О чем она?»
Дети: «Про Капельку! Как она превратилась в пар и с другими капельками оказалась в туче, а потом превратилась в снежинку».
Воспитатель: «Посмотрите, что у вас на столе?»
Дети: «Льдинки, поднос, банки с водой».
Воспитатель: «Возьмите их в руки, погрейте. Что можно сказать про лёд? Он колется, аж жжётся!»
Дети: «Он холодный, потому и жжётся, мокрый, твердый, гладкий, скользкий. Он тает»
Воспитатель: Правильно, он холодный, твердый, гладкий, скользкий и тает. А когда он тает, что остается на тарелке и на руках?»
Дети: «Вода прозрачная»
Воспитатель: «Почему лёд тает?»
Дети: «Тепло, руки теплые»
Воспитатель: «Бросьте льдинки в банку с водой, что вы видите?»
Дети: «Они плавают»
Воспитатель: «А почему, как вы думаете?»
Дети: «Потому что лёгкие»
Воспитатель: «Посмотрите на мою льдинку, какого она цвета?»
Дети: «Белого»
Воспитатель: «Да белая, такая же белая, как этот лист бумаги»
Дети: «Нет, не такой белый, лёд прозрачный»
Воспитатель: «Кто же прав? А как проверить кто из детей прав?»
Дети: «Можно посмотреть. Через лёд видно руку, а через листок бумаги - нет»
Воспитатель: «Значит лёд прозрачный, а не белый!»
Дети: «Да, правильно»
Капелька: «Ребята, а давайте превратимся в волшебников и попробуем превратить прозрачные льдинки в цветные! Только как нам это сделать?»
Дети: «Можно их покрасить!»
Капелька: «Правильно! У меня есть волшебные краски!»
Воспитатель: «Сейчас мы разольём воду по формам и добавим капельки краски, произнесем волшебные слова «Абра-кадабра» и оставим замерзать, посмотрим, что получится»
Капелька: «Пока происходит волшебство, давайте немного поиграем!»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальцы
Мы с тобой снежок лепили. «Лепят снежок»
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком
Раз – подбросим, «Подбрасывают»
Два – поймаем, Приседают и «ловят»
Три – уроним Встают и роняют
И…сломаем» Топают
Воспитатель: «Подойдите к столу, ребята, посмотрите, что у нас получилось!»
Дети: «Льдинки застыли!»
Воспитатель: «А как же они у нас получились?»
Дети: «В воду добавили разноцветную гуашь, разлили по формочкам»
Воспитатель: «А теперь давайте украсим наш островок цветными льдинками!»
Под музыку дети украшают островок.

Конспект занятия

По непосредственно-образовательной деятельности

По экперементированию

Программа»Детство»

В средней группе №4

Педагог Федорахина Галина

Сергеевна

МБДОУ №296

Цель:Узнать какими свойствами и признаками обладает лед.

Доказать, что лед – тоже вода.

Программное содержание.

1.Знакомить детей с признаками которыми обладает лед (твердый,холодный,прозрачный,скользкий) и со свойствами льда(тает в тепле).

2.Уточнение представлений о признаках весны(сосульки и их таяние).

3.Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности

(ледяная горка,каток,ледяная дорожка).

4.Развивать внимание, мыслительную активность,умение делать несложные выводы.

5.Воспитывать интерес к эксперементам.

6.Активизация словаря: ледяной,льдинка,изо льда,скользкий.

Индивидуальная работа:закреплять у детей навык называть словосочетания скользкий лед,прозрачный лед,холодный лед.

Предварительная работа:беседа о признаках весны,наблюдение за таянием сосулек на прогулке.

Оборудование:стеклянная миска,мультимедия,кубики льда,тарелочки по количеству детей,цветные полоски бумаги(синего и красного цвета).

Ход занятия.

Ребята,отгадайте загадку:

«Прозрачен,как стекло

А не вставишь в окно.» (лед)

В. Молодцы правильно отгадали.А теперь проходите в нашу лабораторию.Сегодня мы с вами будем проводить опыты со льдом. И узнаем какими признаками и свойствами он обладает.

В.Посмотрите ребята на столах каждому приготовлено блюдечко со льдом.

Потрогайте,ощупайте его. Какую модель надо поставить на доску.

Д. Модель руки.

В.Хорошо,так какая льдинка на ощупь.

Д. Льдинка холодная.

В.Повтори Саша,теперь Миша.(дети повторяют словосочетания).

В.Вытерите руки салфеткой.

В. Теперь проверим льдинки на твердость и мягкость. Нажмите пальчиком на лед.

В.Какой вывод можно сделать,какая льдинка?

Д.Льдинка твердая.

В. Возьмите еще раз льдинку в руки.Что происходит со льдом он лежит спокойно или выскальзывает из рук.

Д. Да выскальзывает.

В.Значит лед какой?

Д.Лед скользкий.

В.Повтори Катя, повтори Женя(дети повторяют).

В.Молодцы.Теперь скажите какого цвета лед?

Д.Белого,голубого.

В.Давайте проверим на опыте.

В. Перед вами лежат полоска цветной бумаги синего цвета,положите на нее льдинку. Что вы видете?

Д.Через лед видно синий цвет.

В.А почему его видно?

Д.Потому что лед прозрачный.

В.Повтори Саша,повтори Маша вывод (дети повторяют).

В.А теперь докажем,что лед это тоже вода.

В.Положите свои льдинки в миску с теплой водой и проверим что произоидет. Пусть ваши льдинки плавают в воде,а мы в это время пройдем в наш кинотеатр.Проходите,садитесь ведите себя культурно.

В.Что вы видите?

Д.Дети катаются с горки.

В.Ребята можно ли толкаться,бегать по горке?

Д.Нет нельзя.

В.Почему?

Д.Можно упасть,так как лед скользкий.

В.Правильно лед скользкий и твердый.

В.Повторите.(каждый ребенок повторяет).

В.Смотрим следующую картинку.Что видите?

Д.Дети катаются на катке.

В.Ребята как надо себя вести на катке?

Д.Кататься не толкаясь.

В.Молодцы.А как вы думаете почему на катке быстро катишься на коньках?

Д.Потому что лед скользкий.

В.Теперь что видите?

Д.Дорожка ледяная.

В.А на этой дорожке можно бегать?

Д.Нет нельзя,потому что скользко.

В.Смотрим следующую картинку.Что ребята видите?

Д.Сосульки на крышах.

В.Скажите ребята какое сейчас время года?

В.Что происходит с сосульками весной?

Д.Они тают.

В.Почему они тают?

Д.Потому что стало тепло.

В.Что еще происходит с сосульками весной?

Д.Они падают.

В.Молодцы ребята.Значит,под крышами ходить нельзя.

В.А теперь пройдем к столу и посмотрим что произошло с нашими льдинками.

Д.Они растаяли.

В.Как вы думаете почему?

Д.Вода теплая,в группе тепло.

В.Как вы считаете мы доказали,что лед – это тоже вода.

Д.Да доказали.

В.Много вы сегодня узнали интересного?Что именно? Повторите какие признаки есть у льда.(дети повторяют).

В.И у льда есть свойство в тепле что делать?

Д.Лед тает.

В. Молодцы ребята. На этом наши опыты закончены. Скоро пойдем гулять и наблюдать за признаками весны.

Анна Бахарева

Цель : формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом .

Задачи :

Расширять знания детей о зиме;

Продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;

Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега .

Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа : наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия : снежинка из картона, цветной картон, пластмассовые тарелочки, бутылки с разведенной в воде цветной гуашью, два пластиковых стакана, кусочки льда, снег .

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель показывает детям снежинку из картона и читает стихотворение Бальмонта "Снежинка".

Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая, Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится, Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лежит пушистая

Снежинка смелая. Какая чистая,

какая смелая!

2. Наблюдение

Ребята, посмотрите, сколько вокруг подружек- снежинок. Давайте их рассмотрим. (Дети набирают в ладошки немного снега .)

А есть ли среди снежинок одинаковые? (ответы детей) . Правильно, они все разные, но все очень красивые!

Ой, кажется у меня руки замерзли и варежки стали мокрые. Что же происходит? (Ответы детей : снег холодный , поэтому замерли руки, а варежки стали мокрые.

Вывод : снег в руках быстро тает

Давайте же скорее согреемся.

3. Физкультминутка "Мы погреемся немножко"

Мы погреемся немножко,

мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)

Мы погреемся немножко,

мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги)

4. Эксперимент №1

Что же такое снег ? Как он образуется?

Ответ детей : это вода от холода превратилась в снег .

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда :

То в снег превратится , то в лед

Растает – и снова в поход.

Ребята, а какого снег цвета ? А лед? Ответить на эти вопросы нам поможет эксперимент . Нам понадобится цветной картон, немного снега и кусочки льда . Посмотрите, я положу кусочек льда на картон и вы сделайте то же самое. Что в видите? Какого цвета лед? (ответы детей) Правильно, через лед можно увидеть цвет картона.

Вывод : лед прозрачный.

А теперь положим на картон кусочек снега . Что вы видите теперь? Какого цвета снег ? (ответы детей) . Правильно, снег остался белым .

Вывод : снег непрозрачный .

5. Игра "Зима, зима на улице"

Воспитатель называет какое -либо условие, например : "На улице идет снег ", а дети подбирают к нему отличительные признаки, например : "Люди надели шубы, пальто, обули теплые сапоги".

6. Эксперимент №2

А для следующего эксперимента наберем немного снега в тарелочки и подождем, когда снег растает . Как вы думаете, долго нам придется ждать?

Ответы детей : долго, ведь на улице холодно.

Но есть способ уменьшить время таяния снега . Посмотрите, я посыплю снег в емкостях солью . Что же происходит? (Ответы детей.) Правильно, снег быстро тает .

Вывод : снег под действием соли тает и превращается в воду.

А когда можно использовать это свойство снега ?

Когда дороги скользкие и много снега .

Молодцы, чтобы очистить дороги от снега , их нужно посыпать солью.

7. Физкультминутка «Мы снежок с тобой лепили»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

(поднимаем руки вверх)

Два – поймаем.

(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

Три – уроним.

(опускаем руки вниз)

И… сломаем.

8. Эксперимент №3

А теперь я предлагаю вам превратить белый снег в разноцветный . Как же мы можем это сделать. (Предположения детей.)

Воспитатель раздает детям бутылки с заранее разведенной в группе цветной гуашью . Дети выливают цветную воду на снег в виде разных узоров. А затем лепят из снега снежки или снежную бабу.


Ребята, у вас получились замечательные, необычные фигуры из разноцветного снега . А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось (ответы детей) .

Публикации по теме:

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей. Задачи: Расширить у детей представление о том, что Солнце является.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы Тема: «Эксперименты с бумагой и тканью» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Опыты на прогулке со снегом» Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Опыты на прогулке со снегом» Цели: 1. Продолжать знакомиться с особенностями.

Задачи :

Образовательные :

. учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности ;

. расширять представления детей о свойствах снега ;

Развивающие :

. развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности ;

. развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности ;

. развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Воспитательные :

. воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;

. воспитывать позитивно отношение к неживой природе.

Словарная работа :

лаборатория, опыты , эксперимент, снегопад , прозрачный, мутная.

Материалы и оборудование : 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы , формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда, бумаги бархатные черных цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.

Предварительная работа : чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом , льдом и водой.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге , провести опыты со снегом , как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов , а как это помещение называется?

Дети : лаборатория.

Воспитатель : В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться :

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем привет и добрый день.

(Отправляясь в лабораторию, по дороге мы с ребятами вспоминаем правила поведения : соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).

Воспитатель : Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке :

Ни ведёрка,

Ни кисти, ни рук,

А побелит

Все крыши вокруг.

(Зима)

Воспитатель : А чем вам нравится зима?

Дети : Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика , горку.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе - горой,

А в избе - водой. ( Снег )

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно . (Лёд)

Воспитатель : Сегодня я предлагаю провести опыты и узнать , дружат ли между собой : снег , вода и лёд? Приглашаю Вас пройти к первому опыту , который называется :

Опыт 1 . Почему снег мягкий ?

Ход.

Воспитатель : Для этого опыта , я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег и собрать в кучу . Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?

Дети : дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие .

Воспитатель : а летом Вы носили в них песок, и ведерки были какими?

Дети : тяжёлыми. Приходилось носить ведёрки вдвоём.

Воспитатель : как Вы думаете, почему снег такой легкий ?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега , которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу . Что Вы наблюдаете?

Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками - воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега , то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?

Дети : тяжелым, воздуха.

Какой вывод мы можем сделать? Снег легче песка , так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта , называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз , то слышно, как он скрипит.

Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту , который называется :

Опыт №2 . Почему снег греет ?

Ход.

Воспитатель : Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники надо укрывать снегом . Как Вы думаете для чего? …. А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев ?

Дети : (Нет) .

Воспитатель : А почему?

Дети : рассуждения детей.

Воспитатель : Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге , много воздуха и он лучше сохраняет тепло.

Это можно проверить. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорила их. Предлагаю потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем мы с Вами на участке одну из бутылок поставим на открытое место , другую закапаем в снег , не прихлопывая его. Для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время. А чтобы зря время не терять, предлагаю немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше, выясним, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Динамическая пауза «Вода, снег и лёд »

« Снег » - дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;

«Вода» - медленное плавное движение;

«Лед» - дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа) .

После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло» . Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал :

«Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя - в положение лёжа) ;

«Холодно» - дети замирают в разных положениях.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?

Дети : рассуждения детей.

Что мы можем сказать об этом опыте : В бутылке под снегом вода остыла меньше , значит, снег сохраняет тепло .

Отлично, я приготовила вам третий опыт .

Опыт №3 . «Дружат ли вода, снег и лёд

Ход.

Воспитатель : Ребята, для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег . Вам нужно поочередно соединить разные вещества : в 1 стакан - в воду добавить снег , во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед . Что вы наблюдаете в трех стаканах?

Дети : в первом снег растаял .

Воспитатель : правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.

А что вы наблюдаете во втором стакане?

Дети : лед растаял.

Воспитатель : а при соединении воды со льдом, вода какой стала?

Дети : осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

Воспитатель : и в третьем стакане мы с вами замечаем?

Дети : снег и лед не растаяли .

Воспитатель : правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : а кто мне скажет, как «дружбу» снега , воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?

Дети : рассуждения детей.

Воспитатель : молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?

Дети : рассуждения детей.

Воспитатель : тогда предлагаю перейти к следующему опыту .

Опыт №4 . Откуда берётся иней?

Ход.

Воспитатель : Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой. Открываем их , и видим, что, пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?

Дети : пар превращается в капельки воды.

Воспитатель : Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим?

Дети : на ней образование инея.

Воспитатель : Правильно.

Вывод мы можем сделать, какой? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в тончайшие кристаллы льда, т. е. в иней.

Воспитатель : правильно, молодцы. И на основании нашего опыта , предлагаю провести 5 опыт , который называется :

Опыт №5 . Цветные ледяные игрушки.

Ход.

Воспитатель : Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду. Но перед тем, как украсить веранду :

Дарья М. скажи, пожалуйста, какой именно тебе запомнился опыт ?

Дети : ответ Даши.

Воспитатель : хорошо, можешь повесить свою игрушку.

Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?

Дети : ответ Артема.

Воспитатель : замечательно, можешь повесить свою игрушку.

Дарья И. и Арсений скажите, пожалуйста, какой именно Вам запомнился опыт ?

Дети : ответы Даши и Арсения.

Воспитатель : отлично, можете повесить свои игрушки.

Ольга и Ваня скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось проводить в опыте с термосом и тарелкой?

Дети : ответы Ольги и Вани.

Воспитатель : молодцы, можете повесить свои игрушки.

Юлия и Максим скажите, пожалуйста, Вам не тяжело было носить ведерки со снегом ? Почему?

Дети : ответы Юлии и Максима.

Воспитатель : отлично, можете украсить вашу веранду. Красиво как стало.

Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами , но наша лаборатория должна закрываться. До свидания?

Дети : до свидания.