Факторы благополучия семьи. Автономность молодой семьи

4. Ложкин Д. Дети России: Итоги первого полугодия // Соц. обеспечение. 1998. № 11. С. 28-33.

5. Муниципальная комплексная программа «Равные возможности» на 20002001 гг. Челябинск, 2000.

6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 3 июля 1998 // Рос. газ. 1998. 5 авг. С.4-6.

7. Права детей будут защищены // Соц. обеспечение. 1998. № 6. С.22-25.

8. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей // Соц. обеспечение. 1998. № 5. С. 12-13.

9. Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2001 г. Челябинск, Приложение к решению Челябинской городской Думы от 21.11.2000 № 63/3.

10. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СпбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74-79.

11. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социс. 1998. № 12. С. 79-82.

12. Тарасов В. Актуальные проблемы социальной политики в современных условиях // Из выступления главы города Челябинска на научно-практическом совещании. Челябинск, 10 окт. 2000 г.

13. У каждого ребенка должна быть семья // Человек и труд. 2000. № 3. С.64-65.

А. А. Тараданов

БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМА АДРЕСНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Удачный брак и семейное счастье и благополучие неизменно занимают первое место в рейтингах жизненных ценностей. И именно через призму своей семейной жизни прежде всего и в первую очередь воспринимает человек окружающую действительность. Поэтому и на укрепление государства, и на благо общества, и на авторитет политика, и на личное счастье индивида скорейшим образом повлияет разработка и реализация соответствующей семейной политики и составляющих ее «механизм» программ.

Сами же программы должны быть конкретными, с точно обозначенными целями, приоритетами, объектами и размерами финансирования, прогнозируемыми результатами и реальными сроками их достижения. В нашем случае это значит, что организационно-финансовые мероприятия наиболее целесообразно ориентировать не на семью вообще, а на такую семью, «вложения» в которую с наибольшей гарантией дадут максимальный положительный результат. А для этого необходимо решить, как минимум, три задачи: 1) сформировать критерии выделения таких семей; 2) создать методику их выявления; 3) и, наконец, выявить сами эти семьи.

Удовлетворительный подход к их решению может подсказать общепринятая система подбора и подготовки персонала. Как известно, здесь присутствует два основных направления: а) найм специалистов со стороны и б) подготовка их собственными силами. При этом предпочтение отдается найму, хотя он и обходится весьма дорого. Причины, обусловившие выбор в пользу найма, известны, выделим основные из них: 1) в итоге найм обходится дешевле; 2) нанятый специалист может сразу приступить к исполнению обязанностей без адаптационного периода;

3) собственная подготовка не дает гарантий получения «на выходе» специалиста необходимой квалификации; 4) нанятый «ас» уже самой своей деятельностью показывает окружающим, как надо работать, то есть фактически является одновременно и мощным стимулирующим фактором. Правда, те компании, у которых имеются значительные финансовые ресурсы, в целях устойчивости функционирования формируют собственную систему подготовки, но ни одна из них никогда не отказывается от возможности нанять высококвалифицированного работника со стороны.

Но разве сфера семейной политики в России может быть отнесена к «компании со значительными финансовыми ресурсами»? Видимо, нет. Тогда почему имеющиеся в этой сфере явно незначительные средства направляются на «подготовку кадров собственными силами» и не расходуются на «найм высококвалифицированных специалистов со стороны»? Другими словами, почему все средства расходуются на «высококвалифицированных специалистов по семейной жизни», создающих своим трудом (иногда весьма тяжелым) семейную жизнь высокого качества, то есть, как у нас говорят, «благополучную семью»?

Здесь могут быть возражения, что в большинстве наших семей и так не хватает денег даже до прожиточного минимума, а «благополучные» семьи, мол, могут и сами о себе позаботиться; что все же выделяются средства и проводятся мероприятия типа «Папа, мама, я - дружная семья»; что... да мало ли, что еще. Основных же причин вышеуказанного положения в семейной политике усматривается две: 1) за годы Советской власти мы привыкли к тому, что общество и государство занимаются только семейными проблемами и совершенно не интересуются семейным благополучием, и не можем даже представить себе (особенно сегодня), что возможно как-то иначе; 2) отсутствуют научно обоснованные критерии и убедительные методики оценки семейного благополучия отдельно взятой семьи и, соответственно, выявления благополучных семей.

Представляется, что для решения данного вопроса «с порога» следует отмести всяческие попытки резонерского (убедительно-рассудительного) решения, то есть взвешивания «авторитетной комиссией», состоящей из «уважаемых людей», различных «за» и «против» ... Исходное и принципиальное решение о семейном благополучии или его отсутствии может быть предоставлено лишь самой семье.

Но это решение не в том смысле, что семья будет выдавать указания обществу и государству, что последним следует делать, чтобы ей - этой семье - было или стало хорошо (многолетняя практика Запада и короткая, но очень показательная история Советского Союза и перестройки весьма убедительно доказывают бесплодность такого подхода). Это решение в том смысле, что сами члены семьи (супруги прежде всего) определяются (анонимно и независимо): благополучная получилась у них семья или нет.

И все же почему с этой программой надо обращаться именно в благополучную семью, а не в любую среднестатистическую или даже, например, в социально незащищенную? Ведь так будет «справедливее»?

Определив категорию благополучной семьи, в которой наличествуют оба супруга и отсутствуют «серьезные (по мнению супругов) неполадки», мы исходим из того, что в ней формируется модель, выработаны и выполняются как ее собственные, так и некоторые всеобщие «правила благополучного семейного поведения», и именно эти правила (неосознанно или сознательно) усваиваются детьми и окружающими. Поэтому меры ее государственной и общественной поддержки - и прежде всего стимулирования рождаемости - дают гораздо больше оснований

рассчитывать на расширение «области семейного благополучия» в обществе более высокими по сравнению с «естественными» темпами. В результате государство получает законопослушных налогоплательщиков и солдат для армии; ведомства -трудовые ресурсы; общество - социальную стабильность и социальный оптимизм; политик, поддержавший программу - голоса избирателей; а сами избиратели, то есть граждане - как это ни непривычно звучит - с выше чем средней вероятностью семейное благополучие.

Не должно вызвать особенных споров и то, что не каждая благополучная семья должна в первую очередь представлять интерес для вышеуказанной семейной программы, а только семья социально благополучная, то есть уже выполняющая главный «социальный заказ», которым является воспроизводство населения в условиях (как минимум) удовлетворительного (а лучше - хорошего и отличного) внутрисемейного психологического климата, имеющая определенное количество детей к определенному уровню «семейного стажа». Именно семья, прошедшая «проверку на прочность» рождением детей и сохранившая при этом семейный лад, является наиболее предпочтительным объектом предлагаемого направления семейной политики.

М. С. Галян

ОСОБЕННОСТИ ЗАОЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПИСЬМАМИ ПОЧТЫ «ДОВЕРИЕ»

Во всем мире самой распространенной формой заочного психологического консультирования является работа службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Недостаточная распространенность данной формы работы в нашей стране, географическая удаленность ряда территорий от областных и районных центров, в которых функционируют службы экстренной психологической помощи, все возрастающая потребность населения в квалифицированной бесплатной консультативной помощи привели к необходимости создания новых форм заочной работы с населением. Одной из них почта «Доверие», функционирующая в ЧОЦСЗ «Семья» с 1999 г. Суть данной формы работы состоит в том, что люди, нуждающиеся в помощи специалистов центра «Семья», но не имеющие возможности лично посетить их консультации, обращаются за необходимой помощью посредством писем, направляемых на адрес центра. Цель - оказание различных видов помощи населению города и области.

Письма, поступающие в адрес почты «Доверие», распределяются среди сотрудников центра в зависимости от заявленной в них проблемы или вопроса, ответ на который необходим автору письма.

Работу почты «Доверие» на протяжении всего времени ее существования координируют сотрудники отдела по проблемам женщин и детей, переживших насилие в семье. Ими разработана следующая классификация обращений:

1) просьбы о помощи в разрешении юридических вопросов;

2) просьбы о помощи в разрешении сложностей психологического плана;

3) просьбы о предоставлении какой-либо информации (информационные);

4) проблемы людей, подвергающихся домашнему насилию;

5) проблемы лиц, состоящих на социальном патронаже.

По мнению автора статьи, попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных порождают семейное неблагополучие. Надо напрямую договариваться отдельно с каждой благополучной («действительной») семьей на реализацию функции благополучной многодетности. Тогда семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми.

Ключевые слова: семейное благополучие; действительная семья; прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия.

Российская практика семейной политики показала, что попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных семей ведут к росту иждивенчества и числа все тех же неблагополучных семей, что лишь усуг убляет проблему. Проблемы в семейно - демографической политике в значительной мере обусловлены проблемами в современной фамилистике. В ней существует столько противоречивых концепций и гипотез, что совершенно невозможно разобраться, можно ли что - то все - таки сделать для реального изменения ситуации в лучшую сторону. Между тем, еще 200 лет назад Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей «Философии духа» разделил семью на два типа: «действительную» и «недействительную». К первому типу он отнес семью, которая своим существованием обеспечивают воспроизводство общества и государства; вторая, соответственно, не обеспечивает. Отсюда «простая» задача: находить семьи первого типа («действительные») и «культивировать» именно их.

По данным наших многолетних (с 1994 года) и м ноготысячных (опрошено за это время более 19 тысяч семейных жителей УрФО; все результаты опубликованы в официальных и центральных научных изданиях) исследований, необходимыми и достаточными параметрами для отнесения семьи к первому типу являются одновремен ное 1) наличие обоих супругов; 2) семейный лад; и 3) рождение детей минимум каждые 3 - 5 лет репродуктивного возраста матери: тогда к завершению репродуктивного периода будет минимум 3 - 5 детей в «действительной» семье. А поскольку «яблоко от яблони недалеко падает» и именно из, прежде всего, «действительных» семей вырастают столь же «действительные», постольку задача состоит «всего лишь» в том, чтобы грамотно «удобрять» хорошие «яблони»: тогда они станут давать больше «хороших яблок» и со временем именно «ябл оки» с «хороших яблонь» начнут составлять основной «урожай». То есть, надо напрямую договариваться отдельно с каждой действительной семьей на реализацию функции благополучной многодетности.

И делать это начинать на депрессивных и сельских территориях: там это обойдется дешевле и даст гораздо больший социальный эффект. Наши исследования показывают, что: 1. Культура семейной социализации формируется только в родительской семье и наследуется в ее основных составляющих. 2. В российских регионах пока еще имеет место демографический и социальный потенциал, позволяющий обеспечить расширенное воспроизводство населения в условиях благополучной семейной социализации. 3. Село и депрессивные малые моногорода являются наиболее благоприятной средой для реализации данног о потенциала.

Произведенные в ходе исследований соответствующие экономические расчеты, выполненные в нескольких независимых вариантах, показали, что на сумму, равную материнскому капиталу, можно гарантированно инициировать (в указанных местностях) рождение 3 - 4 детей (вместо одного!) в условиях семейного благополучия (вместо неизвестно каких условий!). И тогда (разумеется, при соблюдении соответствующей социальной технологии) возможно в регионе в течение двух - четырех лет обеспечить переход от депопуляции к р асширенному воспроизводству населения в условиях семейного благополучия со всеми соответствующими позитивными последствиями: ускорение социально - экономического развития депрессивных территорий, снижение пьянства, наркомании и подростковой преступности и т. д.

Прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия тогда складывается в следующий алгоритм (последовательность мероприятий). 1.1. Источником финансирования Программы «Семейное благополучие» является Фонд развития семейного б лагополучия (далее Фонд; название условное). Без создания такого Фонда реализация Программы обречена на провал. Стартовый капитал Фонда формируется на основе принятого Советом учредителей решения о размерах годовой Программы по стимулированию рождаемости - у сыновления плюс затраты на подготовительные мероприятия (разработка Устава, Типового договора о сотрудничестве «Фонд - семья», юридическое сопровождение и т.д.). 1.2. Учредителями Фонда являются крупные корпорации или холдинги, имеющие долгосрочные интере сы в регионе; впрочем, здесь возможны различные варианты, в том числе - и с участием региональных и Федеральных ресурсов… В Совет учредителей, кроме бизнеса, входят представители местных органов власти и заинтересованных общественных организаций. 1.3. Для участия в Программе Семейного Благополучия подготовленными специалистами (социологами, педагогами дошкольного и начального школьного образования, психологами, социальными работниками) производится адресный отбор семей. 1.4. По каждой семье отдельно (в зави симости от выявленных средних условий в муниципальном образовании и особенных потребностей семьи) проводятся переговоры и расчет материально - ресурсного обеспечения отдельных договоров стимулирования рождаемости (усыновления); они завершаются заключением (и ли не заключением - в случае отсутствия достижения договоренности) Договора. Условия Договора представляют коммерческую тайну. 1.5. Стоимость проекта зависит от его объема. Исходная (расчетная) сумма: одно рождение - 100.000 рублей. Но реально все покажет лишь практика внедрения. Таким образом, семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми. P . S . Это совсем не значит, что нужно оставить без социальной защиты и поддержки семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это значит только то, что нужно расстаться с иллюзией, что поддержка этих семей является решением семейно - демографических проблем.

Тараданов А.А., зав. кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ, д - р социол. наук, профессор, г. Челябинск

Женщина всегда считается хранительницей домашнего очага. В прошлые века именно она заботилась о доме и детях, была ответственной за поддержание отношений с мужем. Она готовила еду и убирала в доме, в богатых семьях была ответственной за всех кто работал в доме. Женщина делала все, но у нее не было работы.

В двадцать первом веки ситуация совсем иная. Женщина уже не может позволить себе сидеть дома, она должна работать. Мы стали сильными и независимыми, научились диктовать мужчинам свои правила. Наша роль в семье сильно изменилась, мы научились сами зарабатывать деньги, обеспечивать семью, водить машины, решать многие вопросы. Хорошо ли это или плохо — сложный вопрос, но факт остается фактом - разводов сейчас становится все больше, а так же больше семей живущих на «грани», тех которых объединяют только дети или ипотека.

Для того, что бы семья была крепкой и счастливой, нужно потрудиться. Для этого совсем не обязательно бросать работу и становиться закоренелой домохозяйкой, а нужно набраться мудрости и терпения. Психологи советую соблюдать 11 правил счастливой семьи для поддержания любви и дружеских отношений.

11 Правил счастливой семейной жизни:

  1. Вы команда . В хорошей команде принято отмечать успехи каждого, а все неудачи делятся поровну. Муж получил повышение - похвалите его, расскажите всем о том, какой он молодец и чего он добился. Сын научился читать - он тоже молодец, много старался, запомнил буквы и у него все получилось. Пусть и для повышения мужа и для успехов ребенка вы приложили много усилий, но пусть они погордятся собой, это поможет им поверить в собственную значимость и силу. А если так случилось, что кого-нибудь из них постигла неудача, не стоит винить и ругать этого человека. Он и так расстроен. Лучше сказать: «давай подумаем вместе, что можно сделать». Чаще используйте такие слова как: мы, наш, вместо мой. Наш дом, наши дети, мы пойдем, у нас дома - это объединяет семью, дает возможность почувствовать единым целым.
  2. В каждой семье должен быть лидер, так же как в команде капитан . На гербе нашей страны изображен двухголовый орел, смотрящий в разные стороны. Если вы хотите иметь по-настоящему счастливую семью, старайтесь, что бы этот герб не стал символом вашей семьи. В семье должен быть лидер и им может быть только один человек, если капитанов будет два, то каждый из них будет «тянуть одеяло на себя» и решение мелких бытовых проблем будет каждый раз заканчиваться скандалом. Обсудите с мужем кто возьмет на себя роль лидера в вашей семье. Обговорите за ранее его функции: лидер должен внимательно выслушивать все аргументы другого человека, учитывать его интересы, а только по том принимать решения. Лидер несет ответственность за принятые решения.
  3. Все проблемы нужно обсуждать . Не ждите от супруга, когда же он догадается о существующей проблеме. Возможно у него все хорошо и он даже и не подозревает, о том что вы устали, расстроены и начальник на вас накричал. И то, что ковер грязный и нужно его пропылесосить, муж тоже вероятно не знает. Поэтому научитесь говорить о своих проблемах и трудностях. Расскажите о том, какой кошмарный был день, а не ждите вопросов почему вы расстроены. Попросите мужа пропылесосить ковер, сам он вряд ли догадается. Обсуждайте все, что вам не нравится, но делайте это без криков и упреков, так вам будет намного легче решить проблемы, чем замалчивать их и ждать когда они достигнут крайности и взрыва.
  4. Ни кто ничего никому не должен . Ваши дети не обязаны быть трудолюбивыми и дружными, муж совсем не обязан быть романтичным и хозяйственным. Вы совсем не обязаны любить готовить и ездить к свекрови. А еще никто не обязан замечать чистые полы в доме и раковину в ванной. Если вы драите полы с утра до ночи, наверняка кроме вас это никому не нужно. Помыли пол, похвалите себя сами и не обижайтесь на мужа, который этого не заметил.
  5. В семье у каждого есть права и обязанности . И будет очень хорошо, если обязанности все будут выполнять из-за любви и заботе друг о друге, а не потому что должны. Например, обсудите с мужем и детьми то, что после ужина каждый будет мыть посуду сам. Не потому, что должен, а потому что на мытье посуды у вас уходит много времени, а вы хотите проводить его с семьей, или по потому что от моющего средства у вас сохнет кожа. Главное что бы каждый понимал, зачем он это делает.
  6. Поддерживайте авторитет друг друга . Никогда перед ребенком или другими людьми не обсуждайте недостатки мужа. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он такой не уклюжий, не послушный в папу. Запомните, вы замужем за лучшим мужчиной и его авторитет нужно поддерживать. Иначе и дети будут считать, что папу слушать не надо и окружающие не будут воспринимать его как вашу вторую половину. Старайтесь поддерживать друг друга, принимать решения сообща, а если вы не согласны с чем-либо, обсуждать это между собой наедине.
  7. Семья состоит из жены, мужа и детей . Все остальные - мамы, папы, братья, сестры - это уже не ваша семья. Они являются частью «большой семьи», вашего рода, но ни как не частью вашей семьи. Не пытайтесь угодить им во всем и не позволяйте заглядывать в вашу жизнь слишком глубоко. Если родителям не нравится что-либо в супруге, а вас это вполне устраивает, возможно стоит сказать им об этом, а еще попросить не высказывать претензий к супругу. Не разрешайте переставлять вещи, заглядывать в шкафы, читать почту, если вы об этом не просили. Очень часто бывает так, что после рождения ребенка в доме практически поселяется заботливая новоиспеченная бабушка. Она всегда знает как делать все правильно, сколько кормить ребенка, когда проветривать, где должна стоять детская кроватка и т.д. Постарайтесь установить границы. Пусть бабушка приходит в определенные дни недели, но не командует в доме. Просите её помочь сделать конкретные дела: помыть пол, погладить пеленки, погулять с малышом, так она будет занята и команд и советов станет меньше.
  8. Терпение и уважение к родителям . Никогда не обсуждайте с мужем недостатки его родителей. Это его родители и он их любит и уважает. И наверняка его мама готовит лучшие щи. Так же терпеливо относитесь к своим родителям и так же не обсуждайте их недостатки. Но если они стали слишком назойливыми и мешают вашей семейной жизни, стоит поговорить с супругом и разграничить территорию (смотри пункт 7).
  9. Не пытайтесь изменить друг друга . Часто женщина, выходя замуж готова мириться со многими недостатками мужа, при этом думая о том, что после свадьбы все изменится. Проводит все выходные с друзьями? Любит полежать перед телевизором с бутылкой пива? Ничего страшного, на выходные мы будем гулять вместе, а вместо того что бы валять, муж будет помогать мне по хозяйству. Ту же ошибку совершает и муж. Женщина не любит готовить, ничего вот мы поженимся и полюбит. На самом деле изменить взрослого человека довольно сложно, а в большинстве случаев не возможно. Если вы готовы были мириться с недостатками друг друга до свадьбы, почему же сейчас они стали такими болезненными? Может стоит подождать и проявить терпение и фантазию, что бы муж сам захотел вам помогать, от любви к вам, а не от того что вы его заставляете.
  10. Ищите компромисс . В спорах ищите компромисс и пытайтесь думать в духе «выиграл-выграл». Старайтесь придумать такой вариант, который будет устраивать вас обоих. Вы делаете ремонт и мужу понравились обои в полоску, а вам в цветочек? Может стоит поискать другой вариант, который устроит вас обоих. Или оклеить одну стену обоими в цветочек, а другие сделать в полоску (при условии, что они подходят друг к другу).
  11. Находите время для общения . В современном мире все больше людей оказываясь дома садятся перед телевизором и молчат. Старайтесь находить время для общения. Например, во время ужина заведите правило выключать телевизор и разговаривать друг с другом. Очень хорошо если вы будете пару раз в месяц устраивать свидания. Сходите вдвоем в кино или театр, прогуляйтесь по парку или устройте дома романтический вечер. Если вам не с кем оставить детей, возможно стоит начать их укладывать спать пораньше (подумайте, что для этого можно сделать). А освободившееся вечерний час посвятить друг другу.

Вот такие правила, соблюдайте их и вы сможете сделать свою семью счастливой.

4. Психологические факторы благополучия современной семьи

Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия :

· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей» .

Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга» .

Психологическая совместимость / несовместимость определяется следующими критериями

· Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

· Сходство представлений супругов о себе, о партнере, о мире в целом;

· Сходство моделей общения партнеров и поведенческих особенностей;

· Сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров;

· Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости супругов, совпадение систем ценностей.

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

Специалисты из Института социально–психологических исследований Российской Академии Наук провели опрос современных женщин о том, как они представляют себе счастливую семью. По результатам опроса счастливая семья в понимании Российских женщин – это семья, основанная на любви. 87,3% женщин, считающих свою семью счастливой, были уверены, что уже встретили свою настоящую любовь. И не случайно, 75,8% женщин в этой группе убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету, в то время как среди тех, кто уже не надеется создать счастливую семью, так думает всего половина опрошенных. Причем настоящая любовь для российских женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.

Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.

Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

Добавим, что если денег в семье не хватает, то подрабатывать в счастливых семьях – тоже удел скорее мужчины, чем женщины. И хотя подрабатывать кому-нибудь приходится в трех четвертях подобных семей, но приработками занимаются в них 40,1% мужчин и лишь 16,0% женщин (в 14,6% случаях это приходится делать обоим). Во всех остальных семьях женщины несут на себе заметно большую нагрузку в плане приработков. Причем выявлено, что в семьях, где отношения мужа и жены хорошие, низкий уровень материального благосостояния переносится легче, и недовольство им оказывается ниже.

Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос

Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):

Таблица 1. Мнение женщин о том, что приводит к конфликтам в семье, в %

Что чаще всего приводит к конфликтам в семье Замужем В разводе Гражданский брак Не замужем, но есть постоянный партнер
Разногласия в вопросах воспитания и обучения детей 28,0 15,6 15,2 2,6
Несовместимость характеров 13,1 15,6 13,4 24,7
Материальные трудности 43,3 33,3 33,9 22,1
Проблемы во взаимоотношениях с родителями мужа или мужа с родителями 17,9 8,9 21,4 2,6
Муж уделяет мало времени семье 15,8 7,4 16,1 5,2
Измены, ревность 4,3 11,1 8,0 7,8
Разногласия по поводу того, на что в первую очередь надо тратить имеющиеся деньги 12,2 4,4 12,5 9,1
Проблемы в сексуальных взаимоотношениях с мужем 3,7 4,4 6,3 1,3
Пьянство, наркомания 15,8 14,1 21,4 7,8
Разногласия по поводу выбора круга общения 6,7 5,9 13,4 18,2
Различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов 3,3 3,7 2,7 2,6
Разногласия по поводу распределения семейных обязанностей 19,7 9,6 17,0 9,1
Разногласия по поводу выбора способов проведения свободного времени 10,6 2,2 8,9 14,3
Один из супругов раздражен тем, что другой больше добился в жизни (например, жена зарабатывает значительно больше мужа) 2,0 1,5 4,5 1,3

Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.

В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):

Таблица 2. Доля женщин, считающих свою семейную жизнь счастливой, в зависимости от уровня образования, в %

Оценка своей семьи Образование
неполное среднее среднее среднее специал. незак. высшее высшее ученая степень
Уже удалось создать счастливую семью 24,3 9,2 44,9 34,5 49,4 38,0
Пока этого не добилась, но считаю, что мне это по силам 32,4 46,6 36,3 54,7 31,7 44,4
Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться этого 32,4 20,1 15,4 5,8 17,3 11,1
10,8 4,1 3,5 5,0 1,6 5,6

Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.

Что касается официального брака, то его основную функцию россиянки видят в полноценном воспитании детей. При этом женщины, имеющие счастливую семью, заметно чаще других говорят о том, что именно официальный брак придает женщине уверенность и создает предпосылки для полноценного воспитания детей (табл. 3.).

Таблица 3. Представления о том, для чего нужен брак, в составе женщин, считающих свою семью счастливой, в %

Отношение к официальному браку Оценка своей семьи
Уже есть счастливая семья Пока нет, но мне это по силам Вряд ли смогу добиться этого В моих жизненных планах этого не было
Он необходим для полноценного воспитания детей 34,8 23,9 28,4 22,0
Он создает материальную опору семьи 9,1 9,4 11,4 6,0
Женщина в нем чувствует себя уверенней 30,0 26,4 24,5 14,0
Официальный брак неважен, главное, чтобы рядом был мужчина 15,1 19,0 19,7 28,0
Для современной женщины брак не важен, она всего может достичь одна 8,0 17,0 13,1 26,0
Другое 3,1 4,3 3,0 4,0

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью .

Таким образом, мы выяснили, какие аспекты семейной жизни наиболее важны для современной Российской женщины и что значит для нее благополучный брак.


Заключение

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.


Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с

2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94

3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.

4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,

5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001

6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151

7. Морозова М. Жизнь есть театр или как встать у руля семейной лодки // Статья // Центр психологической поддержки бизнеса и семьи. - М, 2003

8. Психа В. Л. Вскоре после свадьбы. – Краснодар: Книжное издательство, 1988. – 95 с

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.

10. Степанов С. Ответственная роль.// Школьный психолог. – 2000. - №17

11. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. – 1983. - №5. – с. 87-94., с. 87-94

12. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с

13. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.


Взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. ...

Срок действия соглашения; обязанности сторон; права сторон; процедуры совместных действий; оценка эффективности проведенной работы. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с «семьей группы риска» 2.1. Методика изучения семьи «группы риска» в условиях общеобразовательной школы Семья группы риска характеризуется наличием отклонения от нормы, не позволяющего...

Семьи. 5.Изменение ценностных ориентиров в семье. II. В главе 1 были выделены следующие основные характеристики современной семьи в условиях системного кризиса: 1.Социально – экономические: а) Изменилась структура доходов семьи. б) Изменилась структура потребительских расходов. 2.Социально-демографические: а) Сокращения рождаемости. б) Рост числа неполных семей...


Её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения . Семья является одним из главных объектов социальной работы.Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, ...

Факторы семейного благополучия
Специалисту-психологу нередко приходится сталкиваться с проблемой анализа факторов семейного благополучия - неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому речь идет о попытках выделения наиболее существенных факторов и показателей семейного благополучия 1 . Одним из интегральных показателей является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании , общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры , заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Выделяют следующие важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия.

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость.

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст. определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях , но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психотравмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость , в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей , или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

Сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

Сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

Сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии . Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах , приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов или их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

Важны также основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей супругов. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений.

Концепция дублирования свойств братьев и сестер предполагает, что человек стремится в новых социальных связях реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть полностью комплементарными (муж находит в жене старшую сестру , а жена – старшего брата) или частично комплементарными (оба имеют старших братьев или сестер).

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае , если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителями того же пола. Отождествление, идентификация - элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления , идеи и ценности, а самое главное - эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, часто ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и метакомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Таким образом, при динамическом подходе к семейным проблемам супружеские дисгармонии (нарушения) взаимоотношений анализируются с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом прошлых конфликтов , а также примеров прежних эмоционально окрашенных отношений. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, спокойствие, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью, обращение к опыту родителей.
педагог-психолог СППС Семашко Е. В.

1 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с.