Музыкальные игры в старшей группе. Игровая программа «Рождественские колядки

Хромчихина Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городского округа Химки Московской области

Цель развлечения.

1. Закрепить у детей интерес к возрождению традиций русского народа,

умение петь песни, танцевать, играть в народные игры.

2. Закрепить знания детей по теме «Русские валенки», использования обуви русского народа.

Интеграция образовательных областей.

  • «Социально-коммуникативное развитие».
  • «Познавательное развитие».
  • «Речевое развитие».
  • «Художественно-эстетическое развитие».
  • «Физическое развитие».

Виды детской деятельности.

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Восприятие художественной литературы.
  • Музыкальная.

Задачи.

Образовательные. Развивать память, речь. Учить отвечать полным предложением. Читать выразительно стихи, закреплять знания о валенках, их значении в жизни человека.

Развивающие. Расширять представления детей о характерных признаках валенка. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать у детей познавательный интерес к истории исконно русской обуви – валенкам. Развивать интерес к возрождению традиций русского народа, умение петь песни, танцевать, играть в народные игры. Активно использовать в речи народные пословицы, поговорки, загадки, песни.

Воспитательные. Формировать положительное эмоциональное отношение детей. Формировать у детей положительное, эмоциональное настроение. Воспитывать любовь и гордости за свою историю, за свою Родину.

Планируемые результаты. Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности, иметь доброжелательные интонации выразительной речи, иметь навыки культурного общения со сверстниками.

Предварительная работа:

  • чтение и рассказывание сказок и рассказов придуманные детьми,
  • изготовление поделок из валенка,
  • разучивание стихотворений, потешек, поговорок, частушек о валенках,
  • инсценировка сказок и рассказов, используя поделки-валенки,
  • рисование узоров на валенке,
  • пластилинография на валенке,
  • разучивание подвижных игр с валенком,
  • игры детей: «Магазин сувениров», «Музей Валенка», «Магазин обуви»,
  • изготовление д/ игр «Найди валенку пару», «Собери валенок», «Сосчитай-ка», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку»,
  • разучивание танца под песню «Валенки»,
  • оформление альбома «Русский валенок»,
  • изготовление стенгазет о проделанной работе по теме «Валенки»,
  • Спортивные развлечения «Ай, да валенки», «Праздник валенка» (на улице),
  • оформление в группе «Музей валенка»,
  • работа с родителями: круглый стол знакомство с проектом «Русский валенок», консультации на тему: «Положительное влияние валенок на здоровье человека», «Интересные сведения о валенках», «Игры наших предков с валенками», участие в мероприятиях, помощь в подборе материала, изготовление ширмы и поделок из валенка, оформление стенгазет.

Оборудование и материалы.

  • Русские народные костюмы по количеству детей.
  • Костюм Зимы, домового.
  • Оборудование для русской избы.
  • Баннер зимнего леса.
  • Кегли 6 штук.
  • Гармошка.
  • Валенки для игры 3 пары.
  • Валенки, изготовленные детьми и родителями.
  • Подборка мелодий для игр, частушек и песня «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.
  • Папка с иллюстрациями по изготовлению валенок.
  • Детские работы для оформления зала.
  • Ширма, ёлки.

Методы и приёмы. Беседа, демонстрация иллюстрации, словесный метод, практический метод игры, применение наглядных художественных средств, оценка выразительности исполнения, проверка усвоенных знаний и навыков.

План НОД.

  • Перекличка.
  • Встреча с Зимой.
  • Загадки и вопросы из валенка.
  • Встреча с Домовым.
  • Исполнение частушек.
  • Игра «Сбей кегли валенком».
  • Игра «Лошадки».
  • Игра «Собери валенки» разрезные картинки.
  • Демонстрация валенок, украшенных совместно с родителями.
  • Танец под песню Н. Кадышевой «Валенки».
  • Итог вручение подарков.

Развлечение для детей подготовительной группы

«Русское чудо – валенки»

Звучит русская народная музыка – дети входят в театральную комнату.

1-й ребёнок

Что за славный денек!

Собирайся, народ!

Будем петь и шутить

И гостей веселить.

2-й ребёнок

Мы пришли вас позабавить,

С праздником поздравить.

Людей посмотреть

Себя показать.

(Дети садятся.)

1-й ребенок - А, какой сегодня праздник?

2-й ребёнок - Праздник русского валенка!

Если в доме, на работе
У вас валенки в почете.
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей.

1-й ребёнок - Но ведь сейчас весна и валенки уже не носят!

2-й ребёнок - Значит, праздника не будет? Что же делать? Как нам опять попасть в зиму на «Праздник валенка» к Зимушке – Зиме.

3-й ребёнок - Ребята, посмотрите, вот волшебные часы, может они нам помогут?

Дети подходят к часам.

3-й ребёнок - Надо повернуть стрелки с весны на зиму. Ребёнок поворачивает стрелки. (Звучит волшебная мелодия) Вот мы и попали в Зиму.

Дети хором:

Тук-тук, тук-тук

В ворота слышен стук.

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек –

Девчонок и мальчишек!

Под музыку «У леса на опушке, жила Зима в избушке….» выходят Зима.

Зима:

Здравствуйте, дорогие гости!

Добро пожаловать!

От души поклон вам низкий!

Я зима – студеная, вьюжная,
С ледяными ветрами дружная.

Дети:

А ведь мы ребята удаленьки,
Мы наденем шубки да валенки.

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Зима:

Ну, если вам мороз не страшен

То я вас, своих друзей,

Приглашаю в дом скорей.

Деточки мои родные, очень даже дорогие.

Рада вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на стульчики ).

Все уселись? Что у вас случилось, что приключилось? Что же вы из весны ко мне в гости пожаловали?

Дети: Хотим устроить праздник русскому валенку. Помоги нам, пожалуйста!

Зима: Хорошо. Помогу. Сегодня будет у нас веселье, праздник на удивленье! Вы бы мне про валеночки сначала что-нибудь рассказали, а мы бы с гостями послушали.

А вы знаете, как изготавливают валенки?

(Рассказ ребёнком)

Какие вы знаете стихи, загадки, пословицы и потешки.

1 ребенок: Баю - баю, баиньки скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.

2 ребенок: Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,

А шуба багряная, а личико румяное,

Вот какая Даша - красавица наша.

3 ребенок: Без шубы и валенок - зима без конца.

4-й ребёнок: Кто раньше встал, тот и валенки надел.

5-й ребёнок : Прост, как сибирский валенок.

Зима: А теперь ребятки, загадаю вам загадки.

Загадки

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них вы ходите зимой,

Утром - в садик, вечером - домой.

  1. Треплют, катают, а зиму таскают.
  2. На вид – сапожки тоже

Да только не из кожи.

Из шерсти их изготовляют -

Не шьют, не вяжут, а валяют. (Валенки)

Зима: Да, отгадка одна - это валенки! А я ещё хочу вас проверить. Давайте поиграем в игру «Волшебные снежинки».

(В валенке лежат снежинки, на которых написаны вопросы)

Вопросы.
1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза (валенки).
2. Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть - валенок).
3. Родина русских валенок (2 версии -1 Нижегородская Губерния, 2-город Мышкин).
4. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают).

5.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы).
6. Кто из русских царей носил валяную обувь (Петр I, Екатерина II).
7. В каких городах России есть музеи русских валенок? (Москва, Мышкин).

8. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки).
9. Сколько шерсти идет на валенок? (шерсть с одной овцы).
10. Кому и как помогли валенки в годы великой Отечественной войны? русским солдатам.

Дети: Немцы считали валенки лучшим трофеем и обменивали их даже на золотые часы.

Зима: Молодцы, на все мои вопросы ответили, а наш праздник продолжается.

Девочка 1:

Я зимой проблем не знаю,
Валенки ношу всегда
Может быть не очень модно,
Но не мерзну никогда!

Ребенок 1:

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть.
Надевают валенки.

Ребенок 2:

Если есть еще калошки –
Не промокнут ваши ножки.
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.

Зима: Ребята, а вы знаете, почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит.

Дети : от того, какого цвета была овца.

Зима: А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали их использовали не по назначению.

Дети (Ответы):

1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.

2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.

3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.

4. В валенке хранили разные вещи.

5. В валенке любят спать домашние животные.

6. Играли с валенками в разные игры

7. Из старых валенок делали игрушки.

8. В них живут домовые.

Зима:

В теплых валенках, подшитых
Бродит в доме домовой,
Охраняет сон хозяев,
Охраняет их покой.
Стережет свою избушку,
Ребятишек любит он.
Сегодня он не будет спать,
Хочет с нами поиграть.

Домовой, домовой

Поиграй-ка с детворой!

(Выходит домовой.)

Домовой:

Домовой я хоть куда,
Не смотрите на года.

А я в валенке живу

И на вас сейчас гляжу.

Зима:

Домовой, сядь, посиди.
На ребяток погляди.

Мальчик:

Наши девчонки маленькие,
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят –
Всех в округе удивят!

Девочка:

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Ставьте ушки на макушки

Мы про валенки споем!

Частушки.

1) Мы частушки пропоём

Про пимы да валенки

Гармонист нам подыграет

Сидя у завалинки.

2) Не судите вы о моде
Валенки всегда нужны.
Ведь в морозную погоду
Лучше всех сапог они!

3) Моя подружка Валенька
Чуть повыше валенка.
В Валенки обуется
Как пузырь надуется!

4) В моду валенки не входят,

В сапогах ходить хотят.

А морозы сильно грянут,

Так на моду не глядят!

  1. Подарила маменька

Беленькие валенки.

С ними я не расстаюсь,

Даже спать я в них ложусь!

  1. У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто про валенки послушал

Прямо скажем - молодец!

Домовой:

Хорошо девчонки пели,
А мальчишки все сидели.
Пора ручки поразмять,
Да в игру им поиграть!

Игра «Сбей валенком кегли».

Дети выбивают валенком, стоящие в ряд кегли, по одному. Считается, кто больше выбьет, тот и победил.

Игра «Лошадки».

Валенок берём, на палочку надеваем и в лошадку превращаем. Дети строятся в две команды, чья команда быстрее обежит в округ ёлочек и вернётся на место, та команда и выиграет.

Домовой: Ох устал я, пора мне отдохнуть. До свидания, друзья!

Зима : До свидания! А ещё вы сказали, что в валенках хранятся разные предметы, давайте проверим. Вот и меня там, что то есть.

(ребёнок достает пакет с разрезными картинками)

Зима: Я хочу предложить вам поиграть в игру «Сложи валенок ». 4 ребёнка на 2 магнитных досках из частей собирают валенки, кто первый соберет, тот и выиграл.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. Возьмите свои валенки, которые вы изготовили вместе с родителями и продемонстрируйте их нам. (Дефиле детей).

Зима: От Химок до Амура валенки предмет гламура.

Первая девочка:

Мне завидуют соседи,
Мне завидует родня,
Потому что в эту зиму
Новый имидж у меня.

Вторая девочка:

Знает каждый – стар и млад,
Твои валенки – отпад.
Красотой своей одарят
И гостей всех удивят.

(Дети берут валенки и читают стихи про них стихи):

1-й ребёнок:

Сделал я себе коня,

Конь-огонь у меня!

Он с улыбкой белозубой,

Нету лучше коня!

Какой красивый валенок! -

Ребята говорят.

Вам валенок понравился?

Я очень, очень рад!

Демонстрирует поделку.

2-й ребёнок :

Валенок умеет летать!

Этого могли вы не знать!

В сказке есть ковёр-самолёт,

Вот и валенок стремится в полёт.

Ну, поверили вы в этот рассказ?

Такой валенок есть у нас!

3-й ребёнок :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края

В валенке окошечки

В них ты и вы и я.

Провозит поделку по кругу.

Зима: Ваши валенки хороши, а другие ещё лучше! Дети читают стихи

1-й Ребёнок держит в руках «Валенок домик»:

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном.

И с крылечком, и с трубой

Цвет у крыши голубой!

Заходите смело в дом!

Приглашаете? Войдём!

2-й ребёнок «Пёсик»

У него четыре лапы

Мокрый нос и хвост лохматый.

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает.

3-й ребёнок «Зайчик»

Симпатичный, очень милый

Всеми детками любимый
Только всех боится
Убежать стремится.

Он зимою – белый-белый,

Ну, а летом в шубке серой,

Говорят он «Побегайчик»

А зовётся просто - зайчик.

4-й ребёнок «Мышка»

Я маленькая мышка

С усами и хвостом

Я вовсе не трусишка

И храбрая при том.

На помощь прихожу я

Когда меня зовут.

Пролезу в щель любую
Глядите, я уж тут!

Дети уходят за ширму. Театр валенка за ширмой (игрушки танцуют под песню «Кабы не было Зимы)

Зима:

Народ на Руси

Очень валенки любил.
Про старенькие валенки
Песенку сложил.

Уважаемые взрослые, вспомните и назовите самую известную исполнительницу песни «Валенки»

Взрослые: Лидия Русланова.

Зима: Правильно. Эту певицу знали и любили все, за умение проникнуть в душу каждого, кто ее слушал. В годы войны знаменитая исполнительница была на передовой, дарила уставшим и раненым бойцам свою звонкую песню. Но и в наши дни эту песню очень любят и часто её исполняют известные певцы.

Ребёнок :

Наши руки - не для скуки,

Нас они не подведут:

Наши валенки наденешь-

Сами ноги в пляс идут!

Танец под песню «Валенки ».

Ребенок:

Спасибо, Зимушка,
За тепло, за уют.
Нам весело было

На празднике тут.

Ребёнок:

Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилась.
Издавна Россия наша
Валенками славилась.

Ребенок:

Но пришла пора прощаться,

И домой нам возвращаться.

Зима: Молодцы ребята! Вы и пели и плясали, и шутили и играли. Устроили для валенка настоящий праздник! А где мой волшебный валенок? Вот он: 1,2,3 валенок подарки ребятам подари.

Раздача подарков (Из валенка достать сувениры)

Дети хором:

Чудо-валенки мы не забудем,
Все зимой ходить в них будем!

Зима: Переводит стрелки часов, дети возвращаются обратно в сад.

Звучит русская народная мелодия, дети выходят из зала.

Конкурсная программа на улице.
Место проведения: площадь у ДК.
Оформление: угол избы с печкой, большая кукла-матрешка, лавка, стол с большим чайником или самоваром (рис. 1). Все элементы плоские, вырезаны из ДВП и расписаны. Задник сцены украшен домоткаными половиками.
Необходимо подготовить флажки по числу команд. Закончив выполнение задания, капитан команды поднимает флажок, после чего жюри фиксирует результат.
В ДК может быть оформлена выставка украшенных валенков, детских рисунков, проводиться мастер-класс по украшению пимов (рис. 2).
Вариант афиши представлен на рис. 3.
Действующие лица: А л е ш а, Д, а ш а, Д е д Е г о р, Б, а б к, а М, а т р е н а.
Помощники жюри: Д е д М о р о з, С н е г у р о ч к а, З и м а.

Перед открытием конкурса звучат русские народные песни. Появляются Алеша и Даша.

Алеша. Эх и славненький денек
Нынче разгуляется!
Посмотри-ка, и народ
Дружно собирается!
Даша. Не сидится, видно, им Дома у окошка,
Коль на улице поет
Русская гармошка!
Алеша. Доброго денька, друзья!
Даша. Здравствовать вам, люди!
Алеша. Праздник здесь у нас сегодня!
Веселиться будем!
Даша. Нам морозы не помеха,
Не удержат холода.
Больше снега, больше смеха,
Прогуляться есть куда!
Алеша. Покататься лихо с горки
И с метелью песни спеть.
Чтобы праздник наш удался,
Надо просто захотеть!

Исполняются песни о зиме.

Всем, друзья, кто стар и мал,
Всем, кто весел и удал,
Мы сегодня объявляем:
Русский валенок здесь славим!
Даша. Если дома, на работе
Валенок у вас в почете —
Празднику пришла пора.
Начинаем, господа!

Звучат позывные праздника. Выходит Дед Егор в лаптях.

Дед Егор. Матрена! А, Матрена! Валенки мои где? (Смотрит на лапти, затем, делая шаг, сталкивается с матрешкой, испуганно отскакивает и кричит.) Тьфу ты, господи! Помереть со страху можно. Матрена, где ты есть-то?

Из-за матрешки выходит Бабка Матрена.

Матрена. Чего ты орешь как оглашенный? Откуда я знаю, где твои валенки? Вчера тут ставила.
Дед Егор (поглядывая на матрешку). Это кто?
Матрена. Да ты чего, Дед Егор? Матрешку не узнал? Да она на всех русских праздниках присутствует как символ. А у нас сегодня русское гуляние!
Дед Егор. Чего-чего? Какое гуляние?
Матрена. Праздник русского валенка! Видишь, сколько любителей этого вида обуви собралось!
Дед Егор. Как праздник, как гуляние? А почему я ничего не знаю? И где, наконец, мои валенки?
Матрена . А я-то почем знаю? Может, внучка Дашенька обула да к Алешке побежала. Она на праздник его позвать собиралась. Любовь у них. Вот!
Дед Егор. У них-то любовь, а я без валенок остался! (Смотрит на лапти.) И куда мне теперь?
Матрена. Да ладно тебе причитать, поди за печкой посмотри, там где-то старенькие, подшитые были. Тебе-то теперь все равно какие.

Дед и Матрена уходят. Звучит песня «Валенки».

Дед Егор (появляясь). Ну вот, старенькие, не старенькие, а какие-то нашел. (Любуется на валенки, подходит к Матрене, фасонится.) Да и вообще, я еще ох-ох-хо да хоть куда!
Матрена (руки в боки). Нет, вы посмотрите, люди добрые! Сто лет в обед, а он туда же! Еще хоть куда!

Выбегают веселые Алеша и Даша в валенках.

Даша. Бабуленька, Дедуленька, мы с Алешей уже готовы идти на праздник. А вы никак ссоритесь?
Дед Егор. Да что ты, внученька! Это мы с Матреной разговоры разговариваем, об жизни, об любви. (Обнимает Матрену, она отстраняется.) А вы скажите, молодежь, что вы о валенках знаете, что народу рассказать можете?
Даша . Много чего знаем, Дедушка, и с гостями поделимся. Правда, Алеша?
Алеша. Конечно, Дашенька! (К зрителям.) Друзья! Вы, наверное, знаете, что валенки — исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки — сколько ласковых названий дал русский народ этой великолепной обуви! Валенки — прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь, ходили на свидание!
Даша. Народ любил валенки и посвящал им песни. А в старину их считали ценным подарком, и иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка. В играх они помогали узнать, кто самый ловкий, быстрый и удалый.
Алеша. А это о чем говорит? Что позабавиться пора!
А забава та — игра!
Даша. Игра-соревнование,
То есть состязание!
Алеша. И желающих не счесть,
И команды у нас есть!
Даша. И, чтобы время не терять,
Мы их будем представлять.

Представляют команды, которые участвуют в конкурсе. Оценивается наличие девиза, форма одежды. После визиток команд выходят все действующие лица.

Дед Егор. Ох, хороши! Ладные да веселые! Эх, где мои годики?
Матрена. Да ладно тебе, Егор, глядишь, и мы на что-нибудь сгодимся.
Даша. Дедушка, Бабушка, не переживайте! Вы будете подарки победителям вручать и жюри помогать, чтобы строгие, но справедливые решения принимали, команды не обижали. (Представляет жюри.) А помогать им будут хозяева этого времени года — Матушка Зима, Снегурочка и, конечно же, Дедушка Мороз!

Под музыку появляются названные персонажи.

Дед Мороз. Я рад, что вы любите это прекрасное время года — зиму. Не сидите дома, не боитесь морозов, а устраиваете веселые праздники!
Зима. Не страшны вам холода и вьюга,
И мои метели не страшны,
Есть возможность встретиться друг
с другом
И повеселиться от души!
Снегурочка. Праздник вы придумали хороший —
Все про валенок сибирский рассказать.
Мы повеселимся с вами тоже.
Очень хочется попеть и поплясать!
Алеша (обращается к сказочным героям). Добро пожаловать, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас на нашем празднике! (К командам.) Команды к дальнейшей борьбе за звание «Заслуженные любители валенок» готовы? Тогда переходим к состязаниям.

Конкурс «Зимний боулинг». Напротив команд ставятся по 5 валенок (как кегли), и каждый игрок пытается их сбить. В конце подсчитывается общий итог сбитых валенок. Побеждает команда, сбившая большее количество валенок.
Конкурс «Конные скачки». Командам выдаются деревянные лошадки. Каждый игрок на лошадке добегает до валенка и, возвращаясь, передает лошадку следующему игроку, и так до тех пор, пока команда не закончит игру. Побеждает та команда, которая первой закончит скачки.
Конкурс «Обуй валенки». Напротив команд ставятся валенки и калоши по числу человек в команде. По сигналу игрок бежит к валенкам, берет один, надевает на него калошу и, оставив валенок с калошей, бежит обратно, передавая эстафету другому. Побеждает команда, которая первой обует все валенки.

Выходят Даша и Алеша.

Алеша. Даша! А не пора ли командам дать передышку и с гостями пообщаться?
Даша. Ты прав, Алеша! А вдруг они что-то про валенки знают? Так пусть тоже призы получают! Но сначала мы их порадуем песней, чтобы думать им стало интересней.
Алеша. Точно! Надо поразмяться,
В танце лихо оторваться!

Звучат песни о зиме.

Дорогие гости, пока вы плясали, мы вопросы для вас сочиняли.
Даша. А кто лучше всех будет отвечать — подарки от нас будет получать! Дед Егор, Бабушка Матрена, вы нам помогайте, чтобы не было неразберихи.
Алеша. Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)
Даша. Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки.)
Алеша. Знает взрослый человек,
Знает даже маленький:
Чтоб зимою не болеть,
Надевают… (Валенки.)
Даша. А кто знает, как изготавливают валенки? И из чего? (Валенки — единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овец состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, сбивают в общую массу — войлок — и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.)
Алеша. А знаешь, Даша, в старину валенок использовали для гаданий в Святки.
Даша. А кто подскажет, как гадали? (Перекидывали через забор и, когда он упадет, смотрели, в какую сторону смотрит носок — там милый и живет.)
Алеша. Как много наши гости знают о валенках! А мы вновь приглашаем команды для дальнейших состязаний!

Команды выстраиваются.

Следующий конкурс у нас будет творческий — «Стенка на стенку», где команды будут соревноваться в исполнении частушек про валенки.
Даша. Условие такое: команды выставляют двух человек, которые будут исполнять частушки поочередно. Если в команде, пока Дед Мороз считает до трех, не смогут запеть частушку, она выбывает из этого конкурса. Побеждает команда, спевшая последнюю частушку. Во время исполнения команды пляшут, и это тоже оценивается жюри.

Проходит конкурс «Стенка на стенку».

Варианты частушек для конкурса.
Заиграй-ка ты, гармошка,
Заиграй-ка побойчей!
Топну валенком немножко,
Позову плясать гостей!

Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Валенки здесь прославляли,
Не жалейте рублика!

Не смотрите, что у нас
Рукавички маленьки,
Мы зато себе сваляли
Вот какие валенки!

Зимушка не напугает
Вьюгой да порошею.
Нас сегодня согревают
Валенки хорошие!

Эх, топну ногой
И притопну другой!
Быстро валенки найду,
На свидание пойду!

Пойдем, девоньки, гадать,
Будем валенки бросать.
Вдруг да правда повезет,
Милый замуж позовет!

Я сегодня рано встала
И на валенок гадала.
Показал его носок,
Куда ходит мой дружок.

Ой, девчонки, нету сил!
Мне миленок Гоша
В день рожденья подарил
К валенкам галоши!

Мы мороза не боимся,
Не страшны нам холода!
Валенки, как чудо-печка,
Согревают нас всегда!

Вася с Петей под хмельком
На базар ходили
И подружкам вместо туфель
Валенки купили.
Алеша (после конкурса). Пока жюри совещается, общая пляска для всех начинается!

Играют гармонисты. Жюри подводит итоги и награждает команды по номинациям «Самые быстрые валенки», «Самые голосистые валенки», «Самые веселые валенки», «Самые задорные валенки», «Самые танцующие валенки». Дед Егор и Матрена вручают призы.

Дед Мороз. Заигрались мы здесь с вами,
Ну, а времечко идет.
Где же троечка лихая,
Что нас дальше повезет?
Зима. Далека у нас дорога,
Сквозь метели и снега.
Всех еще раз с Новым годом!
Уходить нам всем пора!
Снегурочка. Праздник был незабываем!
Веселись, честной народ!
Мы вам точно обещаем,
Что вернемся через год!

Зима, Дед Мороз и Снегурочка уходят.

Дед Егор . Вот и наступил он,
Добрый Новый год.
Ждем все с нетерпением,
Что он принесет.
Матрена. Желаем, чтоб финансы
Вас не подвели,
Удачи очень много
И большой любви!
Алеша. Валенки цените
В наши холода,
На праздник к нам спешите,
Мы рады вам всегда!
Даша. Пусть мчатся тройкой удалой
Декабрь, январь, февраль.
Веселись, танцуй и пой,
Гуляй, народ, как встарь!

Звучат песни о зиме.

Рисунок 1

Рисунок 2

Сценарий праздника для средней группы "Праздник валенка"

Цель: активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный настрой детей.
Предварительная работа: изготовление оригинальных валенок совместно с родителями.

Ход развлечения:

Звучит музыка, в зал вбегают два скомороха.
1 ском: К вам на праздник по дорожке прибежали скоморошки.
2 ском: Я скоморох - Прошка, А он – скоморох - Тимошка!
1 ском: Пришли мы вас позабавить, С праздником поздравить!
2 ском: Ой, Тимошка, а какой праздник? Праздники-то уже все закончились! 1 ском: Да закончились! Но каждый день можно придумать какой-нибудь праздник. Ну, например, праздник... (оглядывается по сторонам, будто что-то выглядывает)... праздник валенка! Ребята, а вы знаете, что валенки – русская обувь, в ней не страшны ни морозы, ни метели, ни наша холодная матушка Зима. Кстати, Прошка, почему ты не в валенках? Ведь зимой носят все валенки.
2 ском: А их у меня нет!
1 ском: Как нет, не порядок! Куда же ты их дел?
2 ском: Голова моя рассеянная, снял где-то да позабыл!
1 ском: Знаешь что, Прошка, посмотри сколько ребят и родителей пришли. Мы с ними поиграем, смотришь и твои валенки отыщутся!
2 ском: Хорошо, Тимошка!
1 ском: Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей
К нам на праздник поиграть,
Свою удаль показать.
Делимся на две команды, мальчики и девочки.

Проводится эстафета «Пробеги в валенках до сугроба»
2 ском: Тимошка, посмотри, какие у нас мамочки хорошенькие сидят, давай их тоже в валенки нарядим! А еще дадим по скакалке, будем прыгать высоко, как кузнечики – легко!

Игра для родителей «В валенках на скакалке»

1 ском : Прошка, а наши ребята с родителями дома трудились, украшали валенки. Давай посмотрим чей валенок красивей?

Дефиле детей с валенками

2 ском: Любим мы морозный день,
Нам играть в снежки не лень!

Эстафета «Попади в цель»

Подвижная игра «Догони валенок»
(рус.нар.мелодия) (с участием родителей).
Дети встают по кругу и передают валенок из рук в руки. Ловишка бегает за кругом и пытается задеть валенок. Если ему это удается, то он меняется местом с игроком, у которого задел валенок.

1 ском : Вот это, ребята, была потеха…
Мне даже жарко стало от смеха.
Все молодцы! Не растерялись!
Видел как изо всех сил вы старались…

2 ском : Вижу я издалека: бегут валенки сюда,
Бегут прямо в хоровод, расступись, честной народ!

Пляска валенок в хороводе (дети хлопают)

1 ском : Вот и валенки вернулись, да они еще и сюрприз для ребят приготовили за праздник русского валенка!
2 ском: Для всех ребят из валенка угощенье всем на удивленье!

(раздают угощения)

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»

Игровая программа

«Рождественские колядки»

Составитель:

Цели и задачи:

1. Сохранение национального культурного наследия, народных традиций и обычаев;

2. Стимуляция творчества и инициативы;

3. Укрепление межличностных связей;

4. Удовлетворение потребностей в общении;

5. Создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива ;

6. Развлечение, организация досуга воспитанников.

Оформление (на стене): - название мероприятия;

Изображение русской избушки, звёздочки, снежинки.

Оборудование: - костюм хозяина (жилет, шапка, валенки);

Костюм хозяйки – юбка, платок;

Плоскогубцы – 3 шт.;

Горох или фасоль – для конкурса «Выбор хозяина»;

3 синих маркера;

3 листа А4, закреплённых на стене - для конкурса «Выбор хозяйки»;

2 листа А4 для выставления баллов и подведения итогов;

Костюмы для ряженых;

Карточки с текстами старинных русских колядок (Приложение 1);

Снежинки для конкурса «Помоги Деду Морозу» (40 шт.);

Валенок;

Карточки с заданиями для конкурса «Валенок» (Приложение 1);

Карточки с номерами для конкурса «Очередь»;

Подготовка: разделить участников мероприятия на две группы (стулья серого и чёрного цветов расставить у противоположных стен, воспитанники на стульях разного цвета являются участниками разных команд).

Действующие лица: ведущий, хозяйка, хозяин.

Ведущий: Здравствуйте ребята.

Знаете ли вы, что такое колядование? (Ответы детей).

В какое время колядовщики ходили по дворам с песнями? (Ответы детей).

В давние-давние времена, накануне Рождества главным занятием молодежи было колядование. Группа колядовщиков, наряженных в лохмотья и маски, ходила по дворам с пением ко­лядок - специальных песен.

Для чего они пели колядки? (Ответы детей).

Наши предки считали, что в период зимнего солнцеворота то, о чем по­ется в песне, - сбудется. Поэтому колядовщики славили хозяев дома, им жела­ли здоровья, счастья и богатства, а себе просили угощение, из домов им выносили сало, пироги, яйца.

И в наше время дети и даже взрослые продолжают эту традицию.

Кто из вас колядовал во время новогодних праздников? (Ответы детей).

А знаете ли вы песни-колядки? (Ответы детей).

Хорошо. А для кого же мы будем петь колядки? Я предлагаю вам выбрать хозяйку и хозяина этой избушки (на стене).

1. Конкурс «Выбор хозяина»

Я загадаю зимние загадки для мальчиков, кто назовет правильный ответ – допускается к участию в конкурсе, победитель которого будет хозяином дома.

Загадки для мальчиков:

1. Их треплют, катают, всю зиму таскают. (Валенки)

2. Бегут полозки, задрав носки. (Лыжи)

3. В круглом окне днем стекло разбито, к вечеру вставлено. (Прорубь)

Перед вами три претендента на роль хозяина дома.

Каждому участнику выдаются плоскогубцы, а на полу перед ними рассыпается горох или фасоль. По команде ведущего игроки начинают собирать горох плоскогубцами. Побеждает тот, у кого окажется больше всего горошин. Победитель назначается хозяином дома, наряжается в костюм и садится около домика.

2. Конкурс «Выбор хозяйки»

Загадки для девочек:

1. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2. Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)

3. Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Каждая участница получает маркер. За одну минуту девочки должны нарисовать на листе А4, закреплённом на стене, снежинки. Побеждает участница, которая успела нарисовать большее количество снежинок. Победительница конкурса становится хозяйкой дома, наряжается в костюм. В это время ведущий предлагает ребятам вспомнить колядки.

3. Конкурс «Добрый вечер»

Ведущий: Когда колядовщики приходили к хозяевам, они здоровались и пели такие слова «Добрый вечер, добрый вечер, люди добрые, мы пришли, люди добрые, мы пришли!» Хозяева запускали ряженых домой и вот тогда колядовщики пели им колядки. Наш конкурс так и называется «Добрый вечер»

Участники команды по очереди поют колядки. Побеждает команда, исполнившая наибольшее количество песен. Каждый воспитанник, исполнивший колядку, получает приз – конфету. Хозяева выставляют баллы командам на листах для подведения итогов, за каждую исполненную колядку – 3 балла.

4. Конкурс «Пришла коляда»

Ведущий: Ребята, мы говорили, что колядовщики ходили наряженные.

Из команды выходят несколько участников, наряжаются в костюмы, поют колядки по написанному тексту. За колядку – 5 баллов (Приложение 1).

5. Конкурс «Помоги Деду Морозу»

Ведущий говорит о том, что в наступившем году снега в городе выпало недостаточное количество, и так как по недоразумению некоторое количество снега залетело в этот зал, он просит добровольцев помочь Деду Морозу.

Добровольцы встают друг за другом на линию старта.

У противоположной стены стоит стул, на нём лежит определённое количество снежинок. Участники по очереди бегут до стула, берут по одной снежинке, передают её хозяину с хозяйкой, которые стоят у линии старта. Команда, первая справившаяся с заданием, становится победителем и получает 10 баллов за неоценимый вклад в дело Деда Мороза, проигравшая команда зарабатывает 5 баллов, т. к. тоже немало потрудилась.

7. Конкурс «Очередь»

Команды встают в линию друг за другом. Каждый участник получает карточку с номером. Количество карточек соответствует количеству игроков в одной команде. По команде ведущего участники игры должны выстроиться в шеренгу по порядку номеров.

6. Игра «Валенок»

Ведущий: А знаете ли вы, что в старину на зимние праздники обязательно гадали? Очень распространённым было такое гадание: Девушка кидала валенок через ворота, выходила на улицу и смотрела, в какую сторону носком упал валенок, куда указывал носок валенка с той стороны и будет жених.

Предлагаю первой команде встать в круг. Ведущий поворачивается спиной к центру круга, кидает валенок в центр, игрок, на которого укажет носок валенка, выходит за круг, таким образом, нужно выбрать по три участника из каждой команды.

Каждый участник должен вытянуть листок с заданием, прочитать задание вслух и выполнить его. Если игрок затрудняется выполнить задание, ему может помочь друг из своей команды.

Задания см. (приложение 1).

7. Игра «Уши замёрзли»

Все игроки – это колядовщики, встают в круг. Ведущий объясняет, что на улице мороз, и пока колядовщики ходили по дворам, они замёрзли, кто же их согреет, если не сами себя. Игроки двигаются друг за другом. Ведущий говорит: «У нас замёрзла правая рука». После этого каждый участник берёт своего соседа за правую руку и продолжают двигаться по кругу.

«У нас замёрзла левая нога»;

«…уши»;

«…локти»;

«…бока»;

«…правое плечо»;

«…щёки»;

«…правый мизинчик»;

«…левое колено»;

«…пятки».

9. Игра «Луноход»

Все игроки встают в круг. Один участник, присев на корточки, начинает ходить за кругом, повторяя «Я луноход пи-пи один…». Если кто-нибудь рассмеётся, он должен присесть на корточки и передвигаться за первым участникам, повторяя «позывной». Каждый рассмеявшийся участник присоединяется к «луноходам». Последний участник приносит своей команде 5 баллов.

Ведущий: Вы сегодня хорошо повеселились, спели много колядок, пожелали хозяевам добра, здоровья, счастья. За это Хозяйка и Хозяин хотят угостить всех гостинцами-конфетами.

Хозяин и хозяйка угощают детей конфетами.

А мы, педагоги и администрация, как хозяева Центра детского творчества тоже хотели бы подарить вам – своим гостям – подарки (вручение призов).

Приложение 1

Старинные русские колядки

1) Пришла коляда

Накануне Рождества.

Зароди, Боже, пшеницу

На бычка и на телицу,

На черную ягницу.

А хозяйке - блинка,

А хозяину - сынка.

С праздником вас,

Хозяин с хозяюшкой!

2) Пришла коляда –

Отворяй ворота!

Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

Здоровы будьте!

3) Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки.
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога!

4) Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят,
И в подпечку котят!

Задания для конкурса «Валенок»

- спеть песню про Новый год;

-рассказать стихотворение о зиме;

- исполнить танец замёрзшего зайчишки;

- спеть песню «В лесу родилась елочка» в стиле «рэп»;

- сказать десять комплиментов Татьяне Валентиновне;

- почесать голову … (игроку из команды соперников).

Игра "Найди гриб " (Любая 2-х частная музыка)

Тарелочки с изображением грибов можно разбросать по залу.

На 1 часть музыки дети идут спокойным шагом врассыпную. «Мы по лесу пойдём … (белый гриб, волнушку, сыроежку, опенок, подосиновик, подберёзовик) найдём». 2 часть быстрая – найти нужный гриб.

Игра «Солнышко»

(вариант игры «Кто скорее соберётся в кружок»)

Дети делятся на 4 команды. Выбирают ведущего – Солнышко. В его руках 4 разноцветных обруча. Ведущий под песню раскладывает обручи. Все - в одном хороводе. На 1 часть идут и поют песню.

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем,

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!

На 2 часть разбегаются врассыпную. С окончанием музыки поднять каждой команде обруч своего цвета. Кто быстрее, тот и победил.

догонялка

И.П. встают в 2 круга (дети, грибы)

Вот грибочки на полянке

Дружно, весело растут.

Это вовсе не поганки,

Мухоморов нет уж тут.

Это рыжики, маслята,

Вот волнушки, белый гриб,

Подходи скорей, ребята,

Набирай в корзину их.

проигрыш

Подождите, не спешите

Дайте слово нам сказать.

Вы похлопайте в ладоши,

Мы хотим потанцевать!

проигрыш

догоняют....грибы детей...или....дети грибов

Паучок и мушки . Муз Смрновой, сл. Бондаренко

1. Кто повесил гамачок на ветвях осинки?

Это хитрый паучок тянет паутинки.

Плетёт паук, хлопочет,

Да в сеть никто не хочет.

Напрасно он поёт,

напрасно он зовёт…

Что-то с самого утра

Отощало брюшко.

Прилетайте, комары,

Прилетайте, мушки.

Прилетайте налегке,

Отдохните в гамаке.

Я вам песенку спою,

Убаю-ка-ю!

2. Все боятся паука,

И на всякий случай,

Слушают издалека

Песенки паучьи.

Плетёт паук, хлопочет,

Да в сеть никто не хочет.

Напрасно он поёт,

Игра «Фантики» Вихаревой

по типу «найди свою пару».

В центре хоровода педагог, у него на подносе фантики (по паре)

Дети в хороводе поют:

Собирайте фантики для игры,

Фантики красивые нам нужны.

Будем, будем в фантики мы играть,

И друзей по фантикам выбирать.

После берут с подноса любой фантик и отбегают, ищут похожий фантик у других игроков. Кто быстрее найдёт свою пару, тот и победил.

Дети складывают фантики на поднос, педагог смешивает.

Игра с валенком

Дети стоят в кругу и поют. Ведущий-ребенок идет за кругом. По окончании песенки он останавливается, ставит валенок между двух игроков.

- Предлагаю вам игру: с валенком к друзьям иду.

С ветром наперегонки – ты, дружочка, обгони!

Дети говорят хором.

- Эй, приятель, не зевай! Первым валенок хватай!

По окончании фразы игроки бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под любую подвижную музыку по выбору музыкального руководителя. Кто первый возьмет валенок, тот и становится ведущим.

Игра с зонтиком. Горьковец.

Дети стоят в хороводе. В центре ведущий с зонтом.

Дети поют:

Вышли дети погулять,

Что-то солнца не видать.

Тучи собираются,

Дождик начинается!

Ваня (имя ведущего) зонтик открывай -

нас от дождика спасай!

Ведущий подходит к любой паре детей и протягивает над ними зонт. Эта пара поворачивается друг другу спиной и бегут в противоположные стороны, обегают круг, кто скорее взял зонт – тот и становится ведущим.

Игра-повторялка «Домовой» Картушиной

Дети водят хоровод вокруг «Домового» .

Дедушка Домовой,

Мы пришли играть с тобой.

Что умеешь делать ты,

Нам скорее покажи.

А мы будем повторять

И отгадывать.

«Домовой» выполняет движения, показывая, как варит кашу, гладит котёнка, чешет бороду, и т.д. Дети повторяют движения и отгадывают, что делал домовой.

Игра-ловишка «Совушка-Сова» Картушина, Штейн.

Дети встают вокруг «Совы» и вместе с ней выполняют движения под текст.

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп!

Крыльями шлёп-шлёп!

Совушка-совушка,

Большая головушка,

Где ты живала?


Где ты бывала?


Живала я, совушка,

Большая головушка,

В темных лесищах,

В глубоких дуплищах.

Мышек, птичек видала,

Ночью всех догоняла.

Качают головой вправо-влево.

Прижимают ладони к щекам.

Полуприсед, руки отводят назад.

В таком положении поворачивают голову вправо-влево.

Выпрямляются, сжимают и разжимают пальцы в кулаки.

2 раза хлопают ладонями по бокам.

Качают головой.

Прижимают ладони к щекам.

Отводят в сторону П.Р. и ставят её на пояс.

Отводят в сторону Л.Р. и ставят её на пояс.

Поёт Сова, дети выполняют «пружинку».

Сова поднимает руки вверх.

Соединяет руки перед собой.

Приставляет к глазам «бинокль».

Топает ногами.


Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)

Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).

Дети идут по кругу и поют:

Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: Я Лягушка-квакушка!

Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит)

Игра "Шатёр" . Муз "Как под яблонькой" народная

Вариант игры "Кто быстрее соберётся в кружок".

Участники игры делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг своего стула и поют:

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая построит первой построит шатёр.