Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» Самарская область.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Доклад содержит описание опыта работы по проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях в условия реализации ФГОС ДО является социально-личностное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Проектную деятельность в ДОО нельзя назвать инновационной, но подход к её организации однозначно изменился. Современных детей не так легко заинтересовать, вовлечь в исследовательскую деятельность. ФГОС ДО даёт нам определённые рекомендации по организации деятельности детей, как самостоятельной, так и образовательной. Проектно-исследовательская работа один из действенных методов развития детей в разных образовательных областях.

Актуальность. В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Уровень знаний детей о своей семье, истории семьи, родословной, семейных традициях не соответствует возрасту. Нравственно-патриотическое воспитание в семьях не ведётся или ведётся недостаточно. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями для решения данной проблемы.

Для этого нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Проект изначально был рассчитан на 2 блока:

1 блок — познавательно-исследовательский проект «В кругу семьи»;
2 блок – познавательно-тематический проект «История родного посёлка».

Работа по реализации проекта началась в средней группе и продолжается в старшей и далее подготовительной группах.

Таким образом, проект расширился и Вашему вниманию представляется 3 блок нашего проекта, направленный на ознакомление с героическим прошлым народа.

Цель: Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.

Задачи:

Формировать знания о Российской символике и больших государственных праздниках (красный день календаря);
Познакомить с историей Великой Отечественной Войны и её героями;
Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии;
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Работа проводилась в 3 этапа:

1. Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы, День независимости России);
2. Знакомство с историей Великой Отечественной Войны, героями ВОВ (в том числе дети-герои ВОВ);
3. Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, посещение праздничного митинга.

Участники проекта:

Дети 5-6 лет;
родители (законные представители);
воспитатели;
музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;

Формы работы с детьми: — рассматривание изображений государственной символики – беседа об истории их происхождения; — Выставка рисунков, фотографий на темы: «Знакомьтесь — Россия», «День защитника», «Берегите Родину»; — Художественная, продуктивная деятельность; — Дидактические, сюжетно-ролевые игры; — Беседы по темам: «23 февраля – «День красной армии»; «Праздник со слезами на глазах» «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран». — Вопрос-ответ «Что такое Родина?»; «Зачем нам армия?»; — Праздничный концерт, посвящённый 9 мая; — Встречи с ветеранами; — Поделки с детьми к праздникам «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»; — Посещение праздничного митинга, посвященного 9 мая у стелы на площади Петра-Дубравы.

Формы работы с родителями: — Привлечение родителей к знакомству с праздниками России, к ознакомлению с историей Великой Отечественной Войны и её героями; к изготовлению поделок с детьми к праздникам. Мотивировать родителей к участию в акции «Бессмертный полк» (познакомить детей с родственниками, участвовавшими в ВОВ); Составление миниальбомов «Я помню, я горжусь….»; «Города — герои».

Ожидаемый результат

Дети представляют, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах, об участии детей в ВОВ;
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Родители оценили необходимость нравственно-патриотического воспитания и проводят соответствующую работу с детьми;
Родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Презентация проекта:

Оформление стенда на тему: «Бессмертный полк нашей группы».
Оформление репродукций на темы: «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».
Выставка поделок к 9 мая;
Оформление альбома на тему: «Лишь бы не было войны!!!»
В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

Работа по патриотическому воспитанию красной нитью проходит через весь воспитательно-образовательный процесс и обязательно будет продолжаться в подготовительной группе.

«Россия…как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки Раздолье, русская душа. Люблю тебя моя Россия! За ясный свет твоих очей! За ум за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть! Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь!» С.Васильев Основная цель воспитателя – помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом).


Задачи патриотического воспитания воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


С чего начинается Родина? Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для детей дошкольного возраста, Родина является абстрактным понятием, которое невозможно потрогать, увидеть.


Первое с чего начинается познание мира ребенком, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Я считаю, что невозможно воспитать в ребенке патриотические чувства к Родине без таких понятий как: «любовь к матери», к дому, к детскому саду, к своему району…


Наше наследие У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.






Когда дети начали понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, передо мной теперь стояла задача научить их любить все, что их окружает. Это и есть Родина. В возрасте 4-5 лет дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, - это уже Родина и её надо любить и беречь.


Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.


Путешествие в историю В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", «ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.





На занятиях передо мной стояла задача научить детей жить и трудиться, так чтобы Родина гордилась ими. Миллионы сыновей нашей Родины пали за то, чтобы мир не был, ввергнут в фашистское рабство. Наш народ пережил самую страшную войну, об этой войне ребята узнают больше, когда подрастут и пойдут в школу.


Страна, где мы живём Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.


Я – РОССИЯНИН, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.


Принципы патриотического воспитания «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.


Тематическое планирование Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой район и город, в котором я живу», Наша Родина – Россия», «Наши защитники» и т.д. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники.


Взаимосвязь с родителями Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.


Выступление на педсовете Педагогические работники имеют необходимую профессиональную квалификацию. С педагогами было проведено анкетирование по работе с родителями и экспресс - опрос по проблеме патриотического воспитания детей в детском саду. С целью повышения результативности педагогической работы проводились педсоветы, консультации, мероприятия с родителями. Продолжалась работа по самообразованию педагогов. Педагоги получили новые сведения о программах, нетрадиционных методах и приемах. На достаточно высоком уровне прошли открытые занятия: «Улицы города Москвы»; «Улицы города Москвы»; «Наш район Медведково»; «Наш район Медведково»; «Московский Кремль»; «Московский Кремль»; «Московская природа»; «Московская природа»; «День Победы». «День Победы».

Анна Цареградская
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города.

Современные тенденции общества предъявляет новые требования к личности человека, отсюда вытекает, что необходимо воспитывать детей, так что бы они любили и уважали свою Родину, малую Родину. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения, воспитании у детей любви и уважения к малой родине. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет патриотами своего отечества. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации изложено, что «Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности».

Комплексно – тематический план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с достопримечательностями родного города.

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной. В дошкольном периоде начинают развиваться те патриотические чувства, нравственные черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей малой Родиной.

Задача педагога заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство любви к родному городу, но и чувство уважения к людям, его населяющим, интерес к его культурно-историческому наследию и его достопримечательностям. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому воспитание патриотизма невозможно без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми (жителями дома, населенного пункта, работниками образовательного учреждения, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Поэтому детей нужно было знакомить с историей родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям, памятникам природы.

Я разработала программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом, «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» , который состоит из 3-х взаимосвязанных блоков, соблюдающих системность и целостность патриотического воспитания.

Цель данной программы заключалась в том, что бы познакомить детей детского сада с родным городом, его улицами и окрестностями, его настоящим и прошлым, а также познакомить детей с его растительным и животным миром, с применением различных форм и методов. Работа осуществлялась по принципу «От простого - к сложному».

Программа разрабатывалась, на следующих научно-методических подходах .

1. Системный подход , как важнейшее условие разработки и реализации поставленных задач, представленный на разных уровнях:

Ознакомление с близлежащим окружением ребенка, как системой взаимодействия его с социальным миром;

Усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, наглядно представленных в виде особенностей системообразующего фактора - деятельности человека;

Усвоение детьми системных знаний о родном городе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

2. Диалектический подход - обеспечивающий формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающего. У старших дошкольников развивается общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей - способность прогнозирования.

3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности путей развития родного края.

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным городом были положены следующие принципы.

1. Энциклопедичность - обеспечивает отбор содержания знаний (ландшафт, социальный мир, культура и т. д.).

2. Уникальность места - как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Этот принцип предполагает изучение специфики культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития родного города. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

3. Интеграция знаний - формирование целостного представления о родном крае и законах его развития через системное комплексное освоение явлений, происходящих в его природном и социокультурном контексте.

4. Единство содержания и методов - работа с детьми, которая находит свое отражение в структурном построении занятий.

5. Динамика преемственных связей - отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, учитывая при этом специфику изменения социального опыта детей дошкольного возраста.

6. Комплексность - содержание концентрируется в календарно-тематическом плане.

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного города в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса воспитания, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Реализация программы «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» в образовательно - воспитательном процессе реализуются через:

1. Непосредственно образовательную деятельность;

2. Совместную деятельность;

3. Самостоятельную деятельность.

Практически все виды деятельности, образовательные средства, виды занятий с детьми в ДОУ обладают потенциалом для демонстрации детям образцов патриотических направленных действий, положительных с точки зрения морали поступков и поведения, описания и анализа нравственно значимых ситуаций, упражнения в установлении гуманных отношений.

1. Непосредственно образовательная деятельность

В планирование образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста использую такие формы работы:

Аудиоинформация;

Презентации - «Семейный альбом», «Нам 5 лет»; «Улицы нашего города»;

Видеоролики - «Маленькие граждане», «Моя семья», «История моей семьи», «Мой папа – защитник отечества», «Пожарные города»;

Мультимедийные фотоальбомы - «Мой детский сад». «Моя улица»;

Фотовыставки – «Мой – папа», «Это Я», «Я и мое имя», «История названий улиц города»;

Слайд-шоу - «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы»;

Виртуальные экскурсии - «Каменск-Уральский - мой город».

Создание и использование виртуальных экскурсий и видеороликов в образовательном процессе детского сада дает возможность осуществить интеграцию направлений развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое). Создание видеороликов использую для различных направлений педагогической работы: это может быть тематический досуг, виртуальная экскурсия для дошкольников. Был сделан тематический цикл видеофильмов и виртуальных экскурсий, посвящённых нашему детскому саду, городу, в котором мы живём, охватывающий весь календарный год. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Для детей дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Включив в слайд-шоу или презентацию в качестве наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, у ребенка запускается сразу несколько психических процессов.

Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для детей это немаловажно. Во-вторых, способствует развитию операций обобщения. В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его ранее, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память). Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Приобретенные детьми знания уточняются и обогащаются средствами музейной педагогики.

В группе были созданы следующие мини-музеи: «Старинная изба»; «Мой город»; «Народные игрушки»; «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и другие.

2. Совместная деятельность

Основные представления дети получают в повседневной жизни. Поэтому наибольшее место в педагогическом процессе отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено и важностью накопления каждым ребенком личного нравственно-патриотического опыта. В группе созданы специальные условия для:

возникновения наблюдений;

просмотра видеороликов;

рассматривания фотоальбомов «Мой город», «Это Я», «Наша дружная семья»;

рассматривание тематических альбомов, книг «История Каменска-Уральского»;

беседы - «Моя семья», «Родной город», «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад»;

организации праздников и досугов «Встречи с ветеранами ВОВ»;

сюжетно-ролевая игра - «Бабушка приехала»; «В детском саду»;

игры-путешествия: «Экскурсия по городу».

Особое значение в воспитании ценностных ориентаций в поведении детей приобретают «ситуации», направленные на воспитание положительного отношения к окружающему миру, сочувствия, сопереживания, сострадания.

Таким образом, чем разнообразнее содержание совместной деятельности, чем более близко оно интересам и опыту дошкольников, тем полнее будут решены задачи формирования патриотической воспитанности детей, которая выражается в отношении, в чувствах сопричастности и любви к семье, к городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

3. Самостоятельная деятельность

Важным компонентом системы работы является самостоятельная деятельность детей. Вначале дети побуждаются к самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность включает в себя:

Работу с тематическими альбомами; книгами о городе;

Разные виды сюжетно-ролевых игр;

Изготовление тематических рисунков и другое.

Таким образом, данная работа побуждает детей старшего дошкольного возраста к активной самостоятельной деятельности. Работа по патриотическому воспитанию в возрастной группе Детского сада осуществлялась в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса: родителями, специалистами.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Для приобщения родителей к решению вопросов воспитания детей используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки, конкурсы, организуются библиотечки для родителей.

Основным источником знаний об окружающем мире, знакомства ребенка с социальным опытом является развивающая предметно-пространственная среда. Патриотическое воспитание включает в себя такие разделы, как: семья, детский сад, родная улица, район, родной город, страна с ее столицей и символикой.

Важной задачей, для меня является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; расширение представлений о других городах.

Реализовать работу по патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе.

1. Уголок патриотического воспитания , куда входят:

Символика страны, области, родного города (герб); альбомы с фотографиями родного города, книги о городе.

Тематические альбомы на темы: «Моя семья», «Мой любимый город», «Путь в детский сад», «Мы любим гулять по нашему городу», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи», «Домашняя утварь», «Мой город» «Русские народные инструменты», и другие.

Книга - Летопись «Я и моя семья», в которой любой желающий может заполнять свою страничку. На страничках этой книги представлены рассказы (с фотографиями) о детских праздниках в семье, об участии семьи в жизни города, фотографии нашего края.

Макеты-карты на темы: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон», «Русская изба», карта климатических и природных зон

с представителями флоры и фауны и т. д.

- «Книга памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.

Родословная семьи: «Семейное дерево»,

План и карта города, Глобус.

2. Уголок краеведения , где представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов.

3. Библиотека , где находятся русские народные сказки и сказки народов России, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей Урала, портреты поэтов и писателей.

4. Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.

5. Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области, фотографии животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые видеозаписи, фотографии среды обитания животных.

6. Уголок ИКТ: Магнитофон, видеокамера; микрофон; фотоаппарат; флеш-карты; телевизор. Медиатека - коллекция видеофильмов; презентаций; виртуальных экскурсий;

Следовательно, правильно организованная среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о себе, о народе, о своем городе, о родной природе и др., научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города необходимо вести систематически. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, игра, что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

(тематический план)

Сущик С.Н.

Старший воспитатель

соответствие занимаемой должности

г. Кизел, 2016

Актуальность

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальна.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Цель: воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Основные задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Предполагаемый результат.

Знать об истории родного города, о семье, называть дату своего рождения, свое имя, отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Иметь представления о родине, о столице России, о Президенте РФ; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности;

Деятельностный подход;

Развивающее обучение.

Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- специально организованные занятия;

Совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты;

Взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.

Приемы и способы подачи материала:

Создание тематических альбомов;

Фотовыставки;

Рассказы из личного опыта;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о людях живущих в нашем городе, чтение детских книг на патриотические темы,

Аудиозаписи песен и стихов для разучивания;

Создание коллекций;

Экскурсии.

Тематический план

Совместная деятельность

Сроки выполнения

« Моя семья»

Работа над понятием «Родня»

Чтение Я. Акима «Моя родня»

Рассказы детей о членах семьи.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Беседа « Семейные праздники»

Свободное рисование на тему « Моя семья»

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом»

« Моя родословная»

Рассказы из личного опыта «Праздники, которые отмечают всей семьей»

Работа с альбомом «Как я провел лето» (рассматривание фотографий)

Сюжетно – ролевая игра «Семья» Конкурс-фотовыставка «Отдыхаем всей семьей»

сентябрь

« Мой любимый детский сад»

Рассматривание альбома « Все работы хороши»,

Пение песен, чтение стихов о детском саде.

Поздравление сотрудников ДОУ с профессиональными и личными праздниками.

Экскурсии по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников.

Рисование

« Мой любимый детский сад»

« Мой город»

Экскурсия по улицам города,

Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест города.

Изготовление альбома « Мой край».

Чтение стихов о родном городе.

Слушание песен о родном городе.

Выставка детских рисунков.

Д/и « Какой? Какая? Какое?

« Я и мое имя»

Беседа « Что в имени моем»

Д/и « Назови ласково»

Рисование « Мой лучший друг»

« Новый год у ворот»

Беседы «Праздники в нашей жизни»,

« Праздники в других странах»

Рисование «Новый год наступает»

Изготовление новогодних гирлянд.

изготовление плакатов «Сохраним ёлку- красавицу наших лесов»

Новогодние каникулы и праздник «В гости к ёлке»

« Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродукций картин о родной природе.

Рассказ о символике России.

Объяснение значений поговорок и пословиц о Родине.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры.

Рождественские развлечения.

«Сейчас узнаем»- познавательные вечера. «Кругосветное путешествие под российским флагом»

« С чего начинается Родина»

Работа с коллекциями: «Города России» (открытки),

« Природные богатства России»,

Беседа: « Соседи нашей страны»

« Москва – главный город России»

« Экскурсия по Кремлю» (иллюстрации)

Оформление папок – передвижек

Москва – столица нашей Родины»

Чтение стихов о Москве.

« Наши защитники Отечества»

Рассказ о защитниках Отечества,

Пение песен об армии, чтение стихов.

Изготовление стенгазеты « Мой папа защитник Родины».

Изготовление подарков для пап.

Спортивный праздник «Вместе с папой»

Встреча с интересными людьми « Мой папа военный»

(рассказы пап о службе в армии)

« Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах. Составление рассказов на тему « За что я люблю свою маму».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета « Моя мама»

Семейные посиделки

« Вместе с мамой».

« Наши космонавты»

Рассказ о космонавтах»

Досуг « Летим в космос»

Рисование «Космос»

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Космос»

Конструирование космического корабля.

Викторина «День космонавтики»

«Этот день Победы»

Беседа о войне. Слушание фронтовых песен.

Экскурсия к памятнику «Русский воин»

Оформление стенда.

Рисование ««Этот день Победы»

Чтение стихов о войне. Слушание песен на военную тему.

Основные источники информации:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

2.Общеобразовательная программа ДОУ на основе примерной образовательной программой дошкольного образования "Радуга" (авт. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.)

3.Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова Занятия для детей 5-6 лет, 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию издательство « ТЦ Сфера»,2015.

4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. - 416с.

5. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления до школьников с социальной действительностью. - М., 1988.

6. Интернет-ресурсы https://www.yandex.ru/

7. Журнал « Дошкольная педагогика» № 4, 2012

Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места, ровно жук в поле. Но человек не один – на земле живет много людей. Они занимают всю землю.

В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так жить легче и веселей.

Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. Народов много на земле, и все они живут в разных частях её. То место, где народ живет, зовется родиной.

Идет человек по земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там человек поживет в гостях, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, напоят вдоволь и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. Все не так. И человек идет домой. В гостях хорошо, да дома лучше, – говорят люди.

Так и с родиной. Ездит человек по разным странам, смотрит, как люди живут. В одной стране живут побогаче, посытнее. В другой – победнее, похуже. Всякие страны есть. А своя родина лучше. Каждый человек стремится, чтобы его родина стала ещё краше, ещё богаче, потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И родина тоже одна. Без родины человек, точно дерево без корня.

Наша страна – это все, чем мы живем. Это наши люди, наши дела, наши песни, заводы и космические корабли. И наша природа – тоже родина. Наша земля – это частица нас. Будь эта земля иной, и мы были бы другие, говорили бы иначе.

Человек любит свою землю. Потому что не может жить он без запаха прелых листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. У каждого человека есть чувство, будто его связывает незримая нить с лесной чащей или морским ветром. Без рек и гор человек как без друзей.

Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство каждого россиянина.

Народ существует, пока существует его язык. Значит, и судьба народа – это судьба языка. Поэтому я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Разработкой этой темы я занимаюсь уже много лет.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года. Эту работу я постоянно увязывала, т.е. планировала с прохождением различных тем по ознакомлению с окружающим (Родина, армия, труд, школа, природа и др.). Она требовала от меня большой четкости, умения правильно выбрать методические приемы, доступного и яркого содержания. Например, при знакомстве со строительством в нашем городе обращала внимание детей на его грандиозность, значимость профессии строителя, чему служит их труд, вызывала чувство гордости за наш город, который с каждым годом хорошеет. А при прохождении темы «На чем люди ездят» я стремилась вызвать в детях чувство гордости за нашу страну, дающую людям возможность пользоваться самыми совершенными, удобными, быстрыми видами транспорта. Это создает человеку удобство, возможность быстро передвигаться даже в таких необъятных просторах, как наша страна.

Для формирования ярких, конкретных представлений о Родине, для воспитания эмоциональной отзывчивости я считала необходимым использовать понятные детям события общественной жизни. Например, юбилейные даты, запуски ракет, трудовые успехи, спортивные достижения и т.д.

«Программа воспитания в детском саду» одной из задач нравственного воспитания детей старшей группы выдвигает формирование любви к родному городу.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу, району.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Недаром поэт К. Симонов говорил об этом стихами:

Ты вспоминаешь
Не страну большую,
Какую ты изъездил
И узнал.
Ты вспоминаешь
Родину такою,
Какой ее ты
В детстве увидал…

Стараюсь дать детям необходимые знания о том, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, как он называется. Рассказываю о его достопримечательностях, показываю на иллюстрациях: «Это – памятники, сады, скверы, парки, улицы, проспекты, площади; Москва – главный город, столица нашей страны; в центре Москвы – Красная площадь, Кремль со всеми историческими памятниками». Знакомя детей с достопримечательностями Москвы, я стараюсь дать о них им доступные исторические сведения.

Осуществляя работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его труженикам, к природе, постоянно пополняю, освежаю свои знания о Москве, исторических памятниках, местах, связанных с историческими событиями, о лучших людях, которыми гордится город и т.д. С началом демократических преобразований в нашей стране появилось то, что долгое время скрывалось от нашего взора. Вышли фундаментальные издания о подлинных нравственных, духовных и культурных национальных ценностях. Мы узнали, наконец, настоящее наследие отечественной литературы, а самое главное, мы получили доступ к собственной истории. Выходит в свет много замечательных книг, пособий о Москве, её истории, которые помогают мне выполнить поставленную задачу и передать свои знания о родном городе и любовь к нему своим воспитанникам со знанием дела, доступно, эмоционально.

Методы, которые я использую в своей работе, самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также я учитываю психологические особенности своих детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Обязательно стараюсь связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Исходя из сказанного, наиболее оправданными можно считать такие методы и приемы :

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры-головоломки;
  • использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
  • обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
  • использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
  • разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
  • приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).

При выборе объектов для знакомства я всегда помню, что знакомить детей с Москвой надо на самом ярком, главном, запоминающемся, близком: это, прежде всего, дворцово-парковый ансамбль «Кузьминки», храм Влахернской Божией Матери, усадьба «Кусково»; Кремль, Красная площадь – центр столицы, Могила Неизвестного солдата; площади: Соборная, Манежная, Пушкина, Маяковского; улицы: Тверская, Петровка, Пушечная, Никольская, Кузнецкий мост; проспекты: Волгоградский, Рязанский, Кутузовский, Ленинский, Мира; памятники: А.С. Пушкину, В. Маяковскому, П.И. Чайковскому, Юрию Долгорукому – основателю Москвы, Минину и Пожарскому, Г. Жукову; памятник – ансамбль на Поклонной горе; московское метро и т.д.

Выбор объектов для целевых прогулок и экскурсий осуществляется с учетом территориального расположения детского сада, удаленного от центра города. Чтобы выполнить все задачи, поставленные мной, – познакомить детей с центром города, показать им достопримечательности, я стала проводить работу с родителями. Рассказала им о том, что и как показывать ребенку, каково должно быть пояснительное слово взрослого, как обеспечить эмоциональное восприятие наблюдаемого, предупредила о возможных ошибках – перегрузке впечатлений, от чрезмерного дидактизма в объяснениях, снижающих эмоциональность впечатлений. Порекомендовала родителям проводить прогулки по Москве не только на машинах, но и пешком в один из выходных дней. Предложила три маршрута движения, которые помогут лучше ориентироваться на местности: «Прогулка по Кремлю», «Прогулка по Зарядью», «Прогулка по Замоскворечью». К каждому маршруту я дала краткое описание. Я уверена, что дети, увидев своих родителей в необычной для них роли, сумеют оценить их по-новому. К тому же подобные совместные прогулки помогут приобщить родителей к увлекательнейшему процессу изучения Москвы, а для кого-то, возможно, станут любимым семейным досугом. Некоторые дети посетили Кремль, сходили в Кремлёвский Дворец на спектакли «Золушка», «Щелкунчик», своими глазами увидели широкие и красивые проспекты: Ломоносовский, Вернадского, Мира, и многое другое. Сколько у детей было впечатлений, эмоций от увиденного, прочувствованного.

Объекты, на которых детям не удалось побывать, хорошо представлены в кабинете по социально-речевому развитию в виде иллюстраций, картин, аудио- и видеозаписей на CD-дисках и в других наглядных формах. Иллюстративный материал представлен видами современной Москвы, а также репродукциями с картин великих русских живописцев: А.М. Васнецова, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, Ф.Я. Алексеева, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи, П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.К. Айвазовского.

Чтобы дети могли окунуться в атмосферу старой Москвы, познакомиться с бытом, нравами и обычаями наших предков, в процесс занятий естественно вплетались народные игры, песни, хороводы, музыка русских композиторов: Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, М. Мусоргского, И. Стравинского.

Мною подобран большой фольклорный материал: это и народные стихи, пословицы, песни, прибаутки-притчи, небылицы, дразнилки, пестушки, заклички, народные игры, хороводы, танцы, частушки, колядки и т.д. Весь этот материл – интересный, смешной, обыгрывается с детьми, поэтому легко запоминается. Каждая пословица, загадка, потешка-притча, песня, небылица учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре: «Правда светлее солнца», «Будь в малом правдив – и в большом станут верить».

Через этот материал, адресованный детям, я решаю задачу огромной важности – научить светлому и жизнерадостному восприятию мира, даю уроки нравственности и доброты, приобщаю к богатствам и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого.

Именно поэтому дети так легко справились и с успехом показали, чему научились и что узнали на фольклорных праздниках: «Россия – Родина моя», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому». Так как движения рук и ног – это залог успешного развития речи ребенка, я разучиваю танцевальные движения в группе, используя подговорочки. Занимаюсь с детьми и индивидуально, и подгруппами. Детям нравится такая форма работы над элементами народных плясок (ковырялочка, дробь, гармошка, присядка, козлик, хороводный шаг, припадание, приставной шаг, переменный шаг и т.д.). Они с удовольствием выполняют эти элементы самостоятельно, а на музыкальных занятиях дети уже легко и свободно выполняют их под музыку. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность. Такие пляски издавна любимы в народе. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений. Я много рассказываю детям о русских народных танцах. Они бывают быстрые, задорные, плавные, медленные и т.д. Детям полюбился веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными ложками. Уже само присутствие в танце деревянной ложки – этой чисто национальной принадлежности русского быта – вызывает у детей большую радость. Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным.

Обучая детей русской народной пляске, я ставила задачу – познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учила детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается. Учила ребят характерному для русской пляски положению рук.

Мои дети прекрасно играют на ложках. Я сама много лет занимаюсь игрой на ложках и обучаю этому детей, т.к. считаю, что игра на ложках не только способ организации творческой деятельности детей, но и способ развития музыкальных, и что в данном случае важнее, пластических и физических возможностей ребенка.

Всем нам приходилось замечать, что у ребенка часто нет четкой координации между голосом и движением, между голосом и слухом, он устает на занятии. А представьте себе ребенка в новой для него обстановке. Кроме того, как только ребенок приходит в школу, он получает активное воздействие на правую руку, причем часто в одном и том же положении; рисование, письмо, прослеживание пальцем по строчкам за чтением учителя и т.д. Природа же ребенка требует активной работы не только обеих рук одновременно и попеременно, но и развития кисти, пальцев, скоординированного движения рук и ног, а также движения вместе с голосом.

«Все это было прекрасно продумано в народной педагогике и заложено в играх, труде и песенках детей» (В. Даль). Свою работу я строю таким образом, что последовательно и без всякой специальной выучки ребенок достигает больших результатов в развитии координации, пластики и через художественные формы работы становится физически более крепким и выносливым.
Существенным в обучении игре на ложках является выработка координации движения рук, корпуса, ног, головы, что способствует развитию внимания, памяти, укреплению физических возможностей ребенка, равноценному действию обеих сторон тела – левой и правой. Немаловажным является воспитание чувства ритма.

Хочу остановиться на речевой стороне работы с детьми, т.к. здесь хорошо прослеживается словарная работа. В умственном развитии дошкольников огромное значение имеет формирование устной речи. Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития детей. Каждый ребенок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Совершенствовать устную речь – это значит обогащать, активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу, работать над грамматическим строем и связной речью.

Расширение запаса слов у детей – одна из важных задач обучения. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления. Чем богаче словарь ребенка, чем правильнее грамматическое оформление сказанного, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. А ведь школа предъявляет серьезные требования к речи выпускников детского сада.

В своей работе с детьми я постоянно беседую с ними, наблюдаю за их речью как на занятиях, так и в повседневной жизни. Эти беседы и наблюдения в начале учебного года показали, что только у немногих детей достаточный активный словарь, они хорошо владеют речью. Основная же масса детей часто неправильно употребляет слова, недостаточно верно понимает их смысл, редко пользуется прилагательными и другими частями речи, речь их отличается бедностью и невыразительностью.

Я поставила перед собой задачу: помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь, расширить и обогатить активный. Главный источник обогащения и активизации словаря детей – их личный жизненный опыт, наблюдения за окружающим. А художественная литература, общественные явления, наблюдения, дидактические игры, использование наглядного материала, фольклора – все это средства, которые я использую для расширения словарного запаса детей.

Каждое новое слово, с которым я знакомлю детей, вводится не изолированно, а в определенном контексте (причем вначале – в своем прямом значении, а затем – в переносном смысле) и обязательно поэтапно. Сначала я разъясняю значение слова, затем уточняю его, активизирую его в устной речевой практике ребенка: прививаю умение точно и быстро употреблять слово и его формы в своей речи.

Для словарной работы использую различные методы и приемы :

  • наглядные (наблюдения, демонстрация видеофильмов, мультимедийных презентаций, иллюстраций, картин т.д.);
  • словесные (чтение, рассказ, беседа);
  • игровые.

А какой интересный прием обогащения словаря детей – использование загадок, пословиц и поговорок. Он учит детей лаконично выражать свои мысли, делает их речь живой, образной, меткой.

В процессе работы по ознакомлению с окружающим и явлениями общественной жизни, во время подготовки к праздникам, при знакомстве с Москвой часто встречаются героико-патриотические слова, которые для детей непонятны (беззаветно, вечность, Отчизна, преданно, самоотверженно). До конца осмыслить значение этих слов дошкольникам невозможно, но, тем не менее, в общем контексте они их понимают. Во время работы над патриотическими словами я сама даю объяснение слов с использованием наглядности и напоминаю по аналогии. Ещё Д. Ушинский говорил, что детям надо объяснять, наглядно показывать значение слова, тогда они за одно и то же время могут запомнить до 20 слов, в то время, как без объяснения давать слова и требовать от них запоминания – очень трудно, могут запомнить 3-4 слова, и то с трудом. Вот как, например, объясняли ребята некоторые из этих слов и словосочетаний:

«Отчизна – это наша Родина, ее нужно крепко любить»;
«Вечность – навсегда, всю жизнь»;
«Преданно любить – крепко любить, беречь».

Во время прогулок, экскурсий, наблюдений, игр я учу детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют.

После систематической планомерной работы в течение года над словарем, грамматическим строем, связной речью, после такого накопления знаний у детей значительно расширилось представление об окружающей жизни, появился интерес к книгам, слову, заметно увеличился активный словарь, речь обогатилась прилагательными, наречиями, образными выражениями. Все это поможет детям успешно заниматься в школе, узнать и полюбить родной город, осознать свою сопричастность к истории Москвы. На нас, педагогах, лежит особая ответственность вырастить наших детей достойными звания москвича, патриотами своей страны.