Принципы педагогического воспитания. Принципы воспитания и их составляющие компоненты

Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу. Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.

Как правило, принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания .

История вопроса

В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.

Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики . Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори , Вальфдорская педагогика , автором которой является Р. Штайнер , и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через гуманистическую психологию К. Роджерса , которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека» .

Основные принципы гуманистического воспитания

Принципы воспитания

Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания . В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Страница 15 из 23

Принципы воспитания.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

В случае реализации этого принципа воспитание выполняет следующие функции:

В определенной мере определяет, как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные и поведенческие “сценарии”;

Получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности в позитивном аспекте;

Может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем;

Получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

Отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

Осозновал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

Имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

Формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

Осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно “потребляющего”, сберегающего и воспроизводящего ее.

Принцип культуросообразности воспитания , сформулированный в ХIХ в. немецким педагогом Ф.Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед воспитанием стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, которые могут затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности воспитания одним из оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей, которые учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, разделяются на три слоя. Первый слой – индивидуальные нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй слой – нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий слой – индивидуальные нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин ученого-педагога А.Т.Куракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива – не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один – ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно-значимое поведение личности; другой – те нормы и ценности, которые, в принципе не противореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Эта структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект – это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится основой проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность – способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для развития человека.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:

Физическое развитие (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой);

Сексуальное (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности и др.);

Интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности);

Социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие практически-действенных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения);

Развитие субъективности (развитие рефлексии и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других – меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике привели к необходимости сформулировать в качестве важнейшего для педагогики принцип диалогичности воспитания.

Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми следующими ценностями:

Выработанными историей культуры конкретного общества;

Свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур;

Индивидуальными конкретных членов воспитательной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в жизнедеятельности воспитательной организации, наряду с обменом, происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер свойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если:

Воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.

Принцип незавершаемости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершаемое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.

В соответствии с принципом незавершаемости воспитания его необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность “состояться заново”: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.

Принцип дополнительности в воспитании. Этот общенаучный методологический принцип, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики, имеет большое значение как для теории воспитания, так и для воспитательной практики.

Его применение предполагает следующий подход к определению воспитания:

Рассматривать воспитание как один из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственная, региональная, муниципальная, локальная), и воспитательные организации различных видов и типов;

Рассматривать социальное воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

Признать, что процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности в воспитании.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.2. Закономерности и принципы воспитания

3.2.2 Основные принципы воспитания

Оптимизация содержания, форм и методов воспитания требует всестороннего учета его принципов, в которых отражены закономерности воспитательного процесса.

Принцип воспитания - руководящее утверждение, которое отражает общие закономерности процесса воспитания и определяет требования к содержанию его организации и методов.

Обобщая опыт воспитательной деятельности, они являются системой требований относительно всех аспектов воспитательного процесса, направляют его на формирование целостной личности.

К основным принципам воспитания относятся:

Целеустремленность воспитания.

Этот принцип означает, что вся воспитательная работа должна направляться на достижение основной цели - воспитание всесторонне развитой личности, подготовку ее к сознательной и активной трудовой деятельности. Реализация его предусматривает подчиненность всех мероприятий общей цели и нетерпимость к стихийности в воспитании. Знание цели создает перспективу, дает возможность проектировать желаемый уровень воспитанности личности.

Связь воспитания с жизнью. Согласно этому принципу воспитательная деятельность учреждения образования должен побуждать учеников (студентов) к участию в жизни общества уже во время учебы, в процессе подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Для этого в воспитательной работе используют краеведческий материал, систематически знакомят воспитанников с общественно-политическими событиями в стране, привлекают их к посильному участию в общественно-полезной работе.

Единство сознания и поведения в воспитании. Реализуется этот принцип через правильное соотношение методов формирования сознания и общественного поведения, предупреждению отклонений в сознании и поведении личности, выработка невосприимчивости к любым негативным воздействиям, готовности противостоять їм.7. Воспитание в труде. Предполагает осознание учащимися (студентами) того, что труд - единственный источник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, фактор всестороннего развития личности. Поэтому добросовестное отношение к труду является важной чертой человека. Педагог должен привить воспитанникам нетерпимость к нарушениям трудовой дисциплины, хищения народного добра и частной собственности.

Комплексный подход в воспитании. Любой систематический воспитательный процесс предполагает единство:

Цели, задач и содержания воспитания;

Форм, методов и приемов воспитания;

Воспитательных воздействий учреждения образования, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы;

Воспитание и самовоспитание.

Принцип комплексности требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся (студентов), а также постоянно корректировать воспитательные воздействия в зависимости от уровня их воспитанности.

Воспитание личности в коллективе. Реализация этого принципа способствует осознанию воспитанниками того, что коллектив является мощным средством воспитания и многие черты личности формируются только в коллективе. Педагог должен прилагать усилия для сплочения коллектива воспитанников, привлекать их к участию в самоуправлении, способствуя развитию их самостоятельности, самодеятельности, инициативы и др.

Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитанников. Необходимость педагогического руководства обусловлена незначительным (недостаточным) жизненным опытом воспитанников. Вместе с тем воспитание творческой личности возможно при ее самостоятельности и творчества, инициативы и самодеятельности.

Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему. В основе его - единство требований педагогов к воспитанникам, контроль за их поведением, гуманное отношение к ним, уважение их взглядов и т.д.

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Эффективность воспитательного процесса зависит и от того, насколько в нем учитывают возрастные и индивидуальные особенности личности. «Воспитатель должен стремиться узнать человека такова, - считал К. Ушинский, - какова она есть в действительности, со всеми ее слабостями, во всем ее величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния-а средства эти громадны».

Систематичность, последовательность и преемственность в воспитании. Формирование сознания, выработки навыков и привычек поведения требует системы воспитательных мероприятий, которые применяют в определенной последовательности. Ведь положительных черт личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс будет случайным набором эпизодических воздействий.

Единство педагогических требований учебного заведения, семьи и общественности. Реализуется в постоянном взаимодействии, взаимном информировании участников воспитательного процесса о результатах воспитательных воздействий.

Достижения воспитательной цели является следствием оптимального сочетания всех принципов воспитания, учитывая условия, в которых происходит воспитательный процесс. Важно при этом обеспечить гармоничное взаимодействие универсальных и национальных воспитательных принципов, которые у каждого народа имеют свои особенности.

Именно на сочетании общих и национальных принципов воспитания выстраивается концепция украинского воспитания.

Национальные принципы воспитания.

Они укоренены в воспитательной традиции народа, тесно связанные с его исторической судьбой и ментальностью. Самые заметные среди них народность, природо-соответствия, культуро-соответствие, демократизация, гуманизация, етнизация и др.

Народность - принцип единства общечеловеческого и национального. Предусматривает национальную направленность воспитания: обучение на родном языке; формирование национального самосознания, привитие любви к родной земле, своему этносу, уважительного отношения к его культурному наследию, национально-этнической обрядности других народов, населяющих страну.

Природо-соответствие - учет многогранной и целостной природы человека, его возрастных, индивидуальных, анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

Культуро-соответствие - органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами, обеспечения духовного единства поколений.

Гуманизация - создание условий для формирования таких качеств молодого человека, как гуманность, искренность, человечность, доброжелательность, милосердие и др. Предусматривает гуманизацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками. Согласно этому принципу первоочередными задачами учебно-воспитательного процесса является уважение к личности, понимания ее запросов, интересов, достоинства, доверие к ней.

Демократизация - устранение авторитарного стиля воспитания, восприятия личности воспитанника как высшей общественной ценности, признание его права на свободу, развитие способностей и выявление индивидуальности. Педагог должен помочь ребенку глубоко осознать взаимосвязь между идеалами свободы, правами человека и гражданской ответственностью.

Етнизация - наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина. Принцип означает создание возможности для всех молодых людей обучаться на родном языке, побуждает воспитывать в них национальную гордость, национальное сознание, чувство этнической принадлежности к своему народу; воспроизведение в детях менталитета своего народа, воспитание их как типичных носителей национальной культуры, продолжателей дела отцов.

Новые особенности цивилизационного развития (глобализация, экологические, милитарные угрозы человечеству) ориентируют педагогическую мысль на осмысление реалий современного бытия под углом зрения воспитания личности, в обоснование соответствующих принципов воспитания.


Воспитание – это формирование личности маленького человека, которому предстоит жить в мире и влиять на него после достижения определенного возраста. По крайней мере так гласит педагогика. Ответственность за то, каким человеком будет ребенок, полностью лежит на родителях. Не стоит легкомысленно относиться к воспитанию или откладывать на потом. С самого раннего возраста будущий взрослый должен учиться быть личностью и жить в социуме. Мы вам поможем разобраться в принципах воспитания с профессиональной точки зрения.

В воспитании должны принимать участие оба родителя

Принцип, который гласит, что «мой ребенок будет кушать много конфет, чтобы ему не хотелось их так же, как мне в детстве», не относится к педагогическим, а тем более к воспитательным. Не надо играть роль вседозволяющего родителя.


Основные воспитательные принципы

Основные принципы воспитания

  1. Тоталитарный.
  2. Гуманистический.

Стоит понимать, что все воспитание направлено на то, чтобы ребенок смог стать полноценным членом социума. В некоторых трудах даже есть утверждения, что государство играет роль заказчика, а учитель – роль исполнителя. Предмет договора – подготовка правильно политически ориентированного социума в отдельно взятом поколении. Может быть именно это стало причиной того, что во многих странах появились частные школы, отвергающие любые политические направленности.


Типы воспитания: авторитарное и гуманистическое

Тоталитарный принцип воспитания как раз основан на том, чтобы подготовить социально правильно ориентированного человека, согласно требованиям времени и страны, в которой ребенок растет. Ярким примером можно назвать систему воспитания в Советском Союзе. Педагогика была направлена на то, что ребенка готовили ориентированного на коммунистическое светлое будущее, закаляли тело и дух, но наблюдалось некоторое подавление индивидуальности в пользу общественности. Главной была характеристика человека коллективом, а не наоборот. Это воспитание сыграло огромную роль в современной жизни людей.


Авторитарное воспитание травмирует психику ребенка

Гуманистический принцип воспитания пришел на смену тоталитарному, по крайней мере в промежутке времени последнего века. Эти приемы в педагогике более приемлемы для личности. Он позволяет ребенку хорошо влиться в социум, при этом не потеряв себя. Воспитатель становится не надсмотрщиком, а старшим товарищем для того, кого воспитывает. Эту роль взрослого в своей жизни дети воспринимают лояльнее, что позволяет воспитать современного человека. Таблица в основном вмещает в себя принципы именно гуманистического принципа воспитания.


Суть гуманистического воспитания

Основным отличием этих принципов воспитания является конечная цель. В первом случае человека подстраивают под правила, во втором – учат его жить в рамках правил.

Составляющие принципов воспитания

  • направленность на природу и роль взаимодействия с ней, характеристика взаимоотношений с ней;
  • направленность на культуру и ценности, выраженные в ней человечеством, характеристика с точки зрения специалистов;
  • направленность социальная;
  • принцип незавершенности, позволяющий личности постоянно развиваться;
  • направленность на коллективизацию;
  • принцип диалогичности.

Малыша надо учить любить окружающий мир

Человек – часть природы. Кажется, это было лозунгом, а может и сейчас есть таковым в каких-то организациях. Но сути это не меняет. Принцип воспитания в единстве с природой состоит в том, что ребенок не будет отделять себя от природы, что особенно актуально для детей, растущих в мегаполисах. Воспитатель, роль которого берут на себя одновременно родители и учителя, не просто заставляет ребенка усваивать простые истины, но прививает ему их. Целесообразность такого направления заключается в том, что уже следующему поколению людей предстоит беречь планету и природу, а для этого ее надо понимать и любить.


Воспитание уважения к культуре надо начинать с первых лет

Помимо принципа воспитания на гармонии с природой, осуществляется также воспитание согласно культурному наследию человечества. Без прошлого нет будущего, как человека в отдельности, так и всей цивилизации в общем. Переоценить роль знаний о прошлых веках в формировании будущих, невозможно. Ребенку даются знания о культуре народов, обычаях и традициях, которые к ним относятся. Это может дать полноценное представление о приобретениях человечества, пути, который оно прошло до сегодняшней точки и сформировать личное отношение маленького человека к современному миру.

Отсюда выплывает принцип социализации. Каждому человеку предстоит вырасти и жить в обществе, приспосабливаться к социальным условиям и применять их в своей жизни.

Это очень важный принцип воспитания, который включает в себя очень много подпунктов и течений. Не зря в современности существует термин «социальный инвалид», означающий тот факт, что ребенка не научили адаптироваться и взаимодействовать с окружающими. И главную роль в этом играют родители.


Основные составляющие социализации в обществе

Тем не менее, одним из основополагающих принципов воспитания есть незавершенность. Это не значит давать знания не до конца, это значит не навязывать юному человеку мнение, формируя его мировоззрение зеркально своему. Один из принципов воспитания гласит, что воспитатель должен оставить незавершенность, чтобы у воспитанника был потенциал на свои выводы, заключения и формирование мнения обо всем, что его окружает и с чем сталкивается.

В конце XIX века особое внимание стало уделяться коллективизации учебного процесса. Таблица принципов воспитания возводит эту ступень в один из самых необходимых. Сначала маленького человека отправляют в детский сад, где он учится общаться с ровесниками и быть частью коллектива. Затем наступает школа, когда к коллективной социализации прибавляется освоение наук. В конце концов человека ждет институт и работа. Никакая теория не поможет человеку сразу же занять достойное место в коллективе, только практика, которая играет ключевую роль в усвоении теории. Только так можно понять, как дети относятся к воспитаннику.


Диалог с ребенком - обязательное условие воспитания

Ну и последним из принципов воспитания можно назвать диалог между воспитателем и тем, кого воспитывают. Обе стороны должны слышать друг друга, понимать и уважать. Нельзя требовать от ребенка полного подчинения и следования тому, чего от него хочет воспитатель. Это, кстати, особенно выделает таблица, помогающая в педагогике.

К сожалению идеальной эффективной формулы воспитания нет и быть не может. Каждый человек с самого рождения уже личность, подходить ко всем с одним стандартным клише невозможно. В педагогике применяется таблица, составляемая в каждом индивидуальном случае.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.


Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание. Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата.


Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.


Авторитет панибратства - один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Таблица является довольно удобным способом быстрого восприятия информации. Для этого же удобства все вышесказанные основные тезисы собраны нами в таблицу-шпаргалку.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Последний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цель В зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социума Воспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процесса Не допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанника Мотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
Диалог Не рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
Единство Как уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагогов Несчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанника Нельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
Последовательность Нельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективе Часто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Роль родителей

Как показывает предоставленная выше таблица, очень многое зависит от воспитателей. Опять же идет ассоциация с воспитателями в детском саду и учителям в школе, но надо обратить внимание на родителей. Именно они априори являются беспрекословным авторитетом для своих детей, последней инстанцией в формировании мнения. В том числе и о том, стоит ли слушаться учителя или воспитателя.


Воспитание коллективизма очень важное для детей

Родителям ни в коем случае нельзя сквернословить о тех, кто воспитывает ребенка в школе или садике, при воспитаннике. Тем самым они роняют авторитет последних в глазах маленькой личности и ни о каком педагогическом примере уже не может быть речи. Таблица должна быть у каждого родителя вместо справочника.


Принципы воспитания Марии Монтессори

Современный социум требует от человека потрясающих умений к адаптации и устойчивости к стрессам. Конечно же, довольно трудно предугадать, что от человека потребует социум через двадцать лет. Естественно, что сегодня популярна система гуманистического воспитания, которое позволяет сформировать личность. Человека, способного мыслить, анализировать и сохранять баланс между тем, что требует общественность и самим собой. Направленность к гуманизации отражается во многих педагогических программах.

Будущее вашего ребенка в ваших руках, не пускайте процесс воспитания на самотек.

Педагогическая наука устанавливает закономерности воспитания и на их основе формулирует принципы.

Закономерности воспитания – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, которые отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

И.П. Подласый формулирует следующие основные требования , которые должны предъявляться к принципам воспитания:

Обязательность . Принципы воспитания это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них (например, принципов гуманизма, уважения к личности) может быть привлечен даже к судебному преследованию.

Комплексность . Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность . Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Кроме того, принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.



В настоящее время существует множество классификаций принципов воспитания. Если одни принципы в различных авторских классификациях повторяются, то есть, являются инвариантными, то другие – отличаются уникальностью и свойственны только для конкретной системы принципов. Приведем ряд классификаций принципов воспитания, которые присутствуют в педагогической литературе.

Классификация принципов воспитания В.А. Сластенина. В.А. Сластениным предложена самая развернутая классификация принципов воспитания, включающая в себя так называемые метапринципы (основополагающие принципы, основанные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе) и частные принципы , которыми воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Метапринципы воспитания

1. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Этот принцип В.А. Сластенин определяет как ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания, так как он основывается на закономерности – чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

2. Принцип природосообразности воспитания . В основе этого принципа лежит закономерность, связанная с центрацией воспитания на развитие личности. Современная трактовка данного принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

3. Принцип культуросообразности воспитания . Данный принцип основывается на следующей закономерности воспитания – развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

4. Принцип деятельностного подхода . Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.

5. Принцип личностного подхода . Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Основанный на этой закономерности принцип требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия . Этот принцип требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в процесс педагогического взаимодействия личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

7. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода . Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

8. Принцип индивидуально-творческого подхода основывается на следующей закономерности – саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

9. Принцип профессионально-этической взаимоответственности . Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Частные принципы воспитания

1. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой . Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу . Этот принцип, тесно связан с предыдущим. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако как подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

4. Принцип эстетизации детской жизни . Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников . Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему . Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: «как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной.

7. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности . Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

8. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности . Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

9. Принцип увлечения перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости . Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является мощным источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

10. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий . Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического воздействия очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Классификация принципов воспитания П.И. Пидкасистого.

1. Принцип ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

2. Принцип субъектности – педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет Другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?».

3. Принцип согласованности социальных норм, правил жизни и автономности неповторимой личности каждого ребенка . Этот принцип гласит – принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» – эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания, считает П.И. Пидкасистый, придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую и этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Классификация принципов воспитания И.П. Подласого.

1. Общественная направленность воспитания . Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Однако стоит помнить, что школа призвана удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом . Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

3. Опора на положительное в воспитании . Требования этого принципа просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т.п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – это и есть задача воспитания.

4. Единство воспитательных воздействий . Этот принцип называют также принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Воспитанник при этом испытывает огромные нервные перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Кроме того, И.П. Подласый отмечает, что «в систему нередко включают также принципы гуманизации , личностный (индивидуальный) подход , национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно ориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «внешние противоречия воспитания»? Объясните в чем, на Ваш взгляд, проявляются противоречия между:

– семьей и школой;

– словом и делом;

– требованием педагога и нежеланием ребенка;

– требованием педагога и несформированностью у ребенка выполнять требование;

– требованием педагога и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания.

2. Какие из внешних противоречий воспитания Вы считаете наиболее сложно разрешаемыми?

3. Что такое «внутренние противоречия воспитания»? Приведите пример противоречия между целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.

4. Как определяется цель воспитания в педагогике?

5. Какие факторы влияют на формирование общих целей воспитания? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Каким образом выделяется индивидуальная цель воспитания?

7. Каковы основные задачи воспитания?

8. Что такое «функция воспитания»? В чем заключается содержание следующих функций воспитания: культурно-созидательной, гуманистической и функции социализации и социальной адаптации?

9. В чем отличие между понятиями закономерности и принципы воспитания?

10. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?

11. Почему, на Ваш взгляд, в педагогики существует так много классификаций принципов воспитания?

12. Назовите основные метапринципы и частные принципы воспитания, которые предлагает В.А. Сластенин.

13. Охарактеризуйте содержание следующих принципов воспитания:

– принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

– принцип природосообразности воспитания;

– принцип культуросообразности воспитания;

– принцип персонализации педагогического взаимодействия;

– принцип профессионально-этической взаимоответственности;

– принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

– принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке.

14. Каковы принципиальные отличия классификации принципов воспитания В.А. Сластенина от классификаций И.П. Подласого и П.И. Пидкасистого?

Основная:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Дополнительная:

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

2. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

5. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm.