Ребенок часто падает на ровном месте. Что не является нормой и требует внимания родителей

: Время прочтения:

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10-11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

13-06-2007, 12:36

Если Ваш малыш бесконца падает, ударяется об каждый угол, задевает все предметы, как Вы реагируете?

Моей дочке уже четыре года, и она все шишки на себя собирает. Ноги - как чулочки в пятнышко от синяков. Синяки присутствуют везде - на руках, на теле, на моське. Ребенка иногда разденешь и думаешь: вот была бы я посторонним человеком - точно решила бы, что ребенка бьют. При этом она может просто выходить из комнаты и "задеть" дверь, чтобы заработать свой очередной синяк. Ну и разумеется, при активных играх ситуация усугубляется.
Каждое падение и ушиб, даже незначительный, сопровождается хныканьем (а то и громким плачем) и требованием пожалеть. Конечно, чаще всего я жалею. Но иногда она может за 5 минут удариться 5 раз. Ну просто невозможно. Только пожалеешь, она опять идет с ушибом. Я уже злиться начинаю. "Нельзя же быть такой невнимательной!", "Смотри под ноги, смотри, куда идешь!" - говорю. А еще круче, когда балуется, и сама себя чем-нибудь ударит (случайно, разумеется), и ведь предупреждала ее, и все равно она получила шишку. При этом ей-то больно, а я жалеть уже не могу - ну сколько раз уже внушать, что надо быть осторожнее.

У кого схожие проблемы. Как Вы реагируете на постоянные шишки? Всегда жалеете, или пожурить можете?

13-06-2007, 12:45

В разделе "Наши школьники" есть похожий топ - "Тридцать три несчастья"... извините, не умею делать ссылки.

13-06-2007, 12:49

Если действительно так, как Вы пишите, то тут не ругать надо, а обратиться к мануальному терапевту или к остеопату. Думаю, в таком возрасте это не просто невнимательность, а медицинские проблемы. :(ИМХО, конечно.

Александровна

13-06-2007, 12:51

У кого схожие проблемы. Как Вы реагируете на постоянные шишки? Всегда жалеете, или пожурить можете?


13-06-2007, 13:50

Нет, у нас медицинских и неврологических проблем нет, вроде бы. (ттт)
Девочка у меня подвижная, ловкая (в смысле, лазает как обезьяна, даже взрослые рты раскрывают, когда видят, что она вытворяет), бегает нормально как все дети. Но вот то ли в силу невнимательности, то ли даже не знаю почему - постоянно ловит шишки.

Однажды кружилась дома перед своей сестренкой (хотела порадовать). Я ей говорю: "хватит, голова закружится", а она продолжает. Ну, естесственно, голова закружилась и дочка брякнулась, причем очень неудачно - щечкой об угол тумбочки. (страшно подумать, что могла и похлеще удариться). Щеку раздуло, синяк в поллица. В садике ее воспитатели расспрашивали, думали, родители побили. Ну она конечно рассказала, как все было и даже показала (!), но мне было не по себе.
А до этого в ванне умудрилась шлепнуться. Полезла за моим гелем для душа и упала, ударилась спинкой, синяк - в полспины. В садике расспрашивали, косо смотрели. А тут еще щечка чуть ли не через неделю.
А потом с кровати брякнулась, на лбу здоровенный шишак. И опять в садик. Ну что тут еще подумаешь? Конечно - ребенка дома бьют... И сколько таких было - не сосчитать уже.

Что мне с ней сделать? Просто шило в одном месте у девчонки.

13-06-2007, 16:43

Я первым делом к невропатологу))) У моего с крупной моторикой проблемы, что невролог видит невооруженным глазом: походка не очень уверенная, углы задевает, спотыкается, бегает плохо.
Боремся так: потоянно ЛФК, регулярно массаж, внутрь то, что невролог назначает.

Полностью согласна,.

13-06-2007, 17:22

Мой тоже всевремя падает, правда синяки не на пол лица, но ноги все разукрашенеый, спина.ю шишки Для детей этого возраста, собено если гиперактивен, по моему характерно везде лезть и падать. Это если ребенок спокоен сидит себе тихонечко, а если бегает. Я ничего не делаю, но стараюсь максимум подстраховывать. Вообщем почти не оставляю его одного. Детский травматизм......, не доверяю его самостоятельности. Из мед. проблем это может быть неврология, нарушения мозжечка, что нибудь с глазами, свертываемость крови. Если очень беспокоитесь сходите к невропатологу.ю окулисту, гематологу. У моего например кожа тонкая нежная, его чуть сильнее схватишь, синяк. Положительный симптом жгута называется, плюс капилляры слабые.ю но жизни не угрожает. Удачи, думаю переастет, девочка тем более, будет аккуратнее.

13-06-2007, 18:36

Вас волнует по-моему больше,что воспитатели в садике скажут?Извините за резкость........

Что скажут воспитатели - не волнует, так как ребенок домашним стал (мы не слишком долго в садик ходили, потом забрала), но было неприятно, так меня изучали, словно я мать-садистка.
По медицинской части - все нормально (ттт). Были мы у всех специалистов, не в таком контексте, что ребенок падает, а просто осматривались.
Я же говорю, она невнимательная. Если несется куда-нибудь - на дорогу не смотрит. Уже иногда стукнется, и плачет, и больно ей, а мне прямо хочется за шкирку встряхнуть - "ну вот почему не смотришь под ноги!?" Или залезет на качели и давай на них кривляться. Глотку сорвешь на нее ругаться, все равно будет свисать, выгибаться и т.п. Понятно, что когда в итоге тюкнется - хочется еще и наподдать сверху, что не слушалась.

Вопрос у меня собственно, не к тому, почему она падает и ударяется. А мне интересно, как другие мамочки реагируют на подобные вещи. Если ребенок балуется, мама его предупредила, что можно удариться (упасть, и т.п.), велела прекратить, но ребенок не слушается. Потом происходит ожидаемое и ребенок плачет. Вы будете его жалеть, или поругаете - типа, сам виноват, не слушался, тебя ведь предупреждали...

13-06-2007, 18:43

тоже самое, только с переломами, с сотрясениями, со швами... вот ведь везучесть!

13-06-2007, 18:44

а как не жалеть? если в больницу едем?

13-06-2007, 18:56

У моего все аналогично и возраст примерно ваш. Тоже раздражает уже одно и то же говорить. Он у меня правда не особо жалуется, т.к. жалею только при серьезных "ранениях", на каждый ушиб не реагирую, т.к. сам виноват - бежит в одну сторону, смотрит в другую. Болтает много, поэтому не внимателен. Тут из магазина выходили, а там двери стеклянные и он как всегда трещал и вышел мимо двери, прям лбом в стекло. Ухахатались все видевшие и в магазине и на улице, да и он сам тоже от души посмеялся. Чтож поделаешь, если лезет просто везде, залезает туда, куда другие дети и не пытаются залезть. Хотя и не гиперактивный. Сто раз повторяю, чтоб держался, смотрел под ноги и т.п.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Дети любознательны и непоседливы, а потому совсем избежать травм, падений и ушибов ни у кого не получается. В процессе познавания мира малыши падают довольно часто. Но если падение на попу или спину не вызывает у родителей приступов паники, то ситуация резко меняется в случае, если ребенок ударился головой. Авторитетный педиатр, автор многочисленных книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, чем опасны такие падения и когда нужно начинать беспокоиться.


    Особенности детской физиологии

    Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам. Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм - большое количество спинномозговой жидкости.


    Если ребенок в 6-7 месяцев, когда он становится более подвижным, перевернулся неудачно и упал с дивана или пеленального столика, не стоит сразу впадать в панику. Малыш, конечно, будет истошно орать. Но родители должны понимать, что плачет он не от ужасной боли, а больше от испуга, вызванного резким перемещением в пространстве. Если кроха уже через полчаса улыбается, гулит и ведет привычный для него образ жизни, ничего в его поведении не изменилось, то причин для тревог, обследования у врачей, нет, утверждает Комаровский.

    Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев. Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить.


    Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

    Черепно-мозговые травмы

    Не имеет значения возраст и пол ребенка, высота, с которой он упал головой вниз, размер синяка или шишки на лбу, а также наличие или отсутствие ссадин и крови. Всем мамам и папам следует знать, что во всех ситуациях, связанных с наличием травмы головы, ребенку нужна квалифицированная медицинская помощь.

    Наличие травмы можно заподозрить, если у ребенка наблюдается помутнение сознания, потеря сознания любой продолжительности и кратности. Наблюдение очень важно, так как родители, которые знают особенности поведения своего ребенка, смогут вовремя заметить изменения в его поведении. Любые неадекватные изменения могут говорить о возможной травме головы.


    Если ребенок перестает нормально засыпать, или, наоборот, необычно долго спит, у него появилась головная боль, и она не проходит даже через час-полтора после падения, следует обратиться за квалифицированной врачебной помощью.

    Характерный симптом травмы головы - рвота , особенно если она имеет неоднократный характер. У ребенка может стать шаткой и неуверенной походка, наблюдаться головокружения, судороги, могут быть заметны нарушения координации движений, слабость руках, ногах, невозможность двигать одной или сразу двумя парными конечностями. Во всех этих случаях следует обязательно вызвать «неотложку».

    Выделения из носа и ушей, будь они кровянистыми, сукровичными или прозрачными и бесцветными - однозначный повод предположить травму.

    Также симптомами травм могут являться разные нарушения функционирования органов чувств (снижение слуха, ухудшение зрения, полное, а может быть, частичное отсутствие реакции на тактильный контакт). Чадо может начать жаловаться на то, что ему холодно или жарко. На каждый из этих симптомов Евгений Комаровский советует обратить внимание.

    Сотрясение мозга

    Это довольно простая черепно-мозговая травма, при которой ребенок может потерять сознание, но такая потеря будет носить кратковременный характер (не более, чем на 5 минут), возможна тошнота, головокружение . Мозг не повреждается, но при сотрясении временно нарушаются некоторые функции клеток мозга. Доктор Комаровский утверждает, что это самое легкое последствие падения на голову, потому что через пару-тройку дней функции мозга нормализуются и состояние ребенка приходит в норму.


    Ушиб мозга

    Это травма, при которой повреждаются непосредственно оболочки мозга, а также более глубокие его структуры с образованием гематомы и возникновением отека. То, насколько продолжительным будет состояние потери сознания, влияет на степень ушиба, он может быть легким, средней степени и тяжелым. При первой степени симптомы похожи на сотрясение мозга, только бессознательное состояние у ребенка может длиться более 5 минут. Средняя тяжесть травмы характеризуется продолжительностью обморока от 10-15 минут до часа и чуть более. При тяжелой форме сознание может отсутствовать как несколько часов, так и несколько недель.


    Сдавление головного мозга

    Это крайне опасное состояние, когда в результате травмы головы возникает компрессия внутри черепа. При такой патологии возникает рвота, которая имеет затяжной и многократный характер. Периоды потери сознания сменяются так называемыми «светлыми» периодами, когда ребенок ведет себя обычно, никак не проявляя признаков мозгового нарушения. Такие периоды могут длиться до 48 часов.

    Первая помощь

    Если ребенок упал, ударился головой и возникло рассечение кожных или волосяных покровов, при этом ребенок не терял сознанияя. и через сутки признаком травмы не наблюдается, вести его к врачу не надо, говорит Евгений Комаровский. Достаточно обработать ранку антисептиком, приложить к месту наружной травмы лед. При обширной ране (более 7 мм) следует обратиться в травмпункт, ребенку наложат несколько шво, и на этом лечение можно считать законченным.


    Если рана открытая (при открытой черепно-мозговой травме) давить на нее для остановки кровотечения ни в коем случае нельзя. Маме следует обложить рану по краям льдом до приезда врача.

    Если ребенок упал, ударился затылком или лбом об пол, и родители сразу или спустя несколько часов обнаружили у ребенка признаки травмы, ребенка надо уложить и позвонить в больницу. Устанавливать тип травмы, ее характер и тяжесть - задача врачей.


    Если травма головы тяжелая, чадо находится без сознания, у него отсутствует дыхание, ребенку нужно оказать реанимационные меры воздействия до приезда «неотложки». Чадо следует положить на спину, зафиксировать голову, провести сердечно-легочную реанимацию, после того, как малыш придет в себя, ему нельзя давать двигаться, пить и разговаривать до приезда врачей.

    Последствия

    При черепно-мозговых травмах страдают жизненно важные центры и отделы мозга. Если ребенку не оказать своевременной медицинской помощи, изменения, которые вызываются при ушибе или сдавлении, могут быть необратимыми. Тяжелая травма может привести к летальному исходу.

    Если ребенок ударился головой, находясь вдалеке от родителей, например, в оздоровительном летнем лагере или интернате, родители по объективным причинам не могут 24 часа после удара наблюдать за поведением и состоянием ребенка. В этой ситуации следует с пониманием относиться к тому, что врачи и воспитатели детского учреждения «перестраховываются» и сразу отправляют ваше чадо в больницу. По словам Комаровского, в 99% случаев такая госпитализация требуется не для того, чтобы ребенка лечить, а для того, чтобы за ним было, кому наблюдать.