Тест "Неоконченная сказка". Вопросы воспитания

Тест "Сказка" можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.

Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест - это некая игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.

Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент. Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка.

Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, - все это признаки патологической реакции на тест и не исключено - сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.

Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение.

С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми.

Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Сказки к тесту


Цель этой сказки - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.


Цель сказки - выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу.


Цель сказки - выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант,- который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.


Цель этой сказки - выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.


Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, .Направленный на исследование детских страхов.


Цель сказки - определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.


Цель сказки - выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения. Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет.


Цель сказки - выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.


Цель сказки - попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться


Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка.

Тест «Сказка» Луизы Дюсспозволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Тест может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы детей не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признаки волнения (понижает или повышает голос, краснеет или бледнеет, покрывается потом, выполняет невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопросы, настойчиво опережает события, – все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам.

Сказка «Птенец»

Цель – выявить степень зависимости ребенка от родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы : «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.); «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

Сказка «Страх»

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: « Как страшно!». Чего он боится?

Типичные нормальные ответы : «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п.

Типичные патологические ответы : (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание.

Сказка «Новость»

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки (садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость»

Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы : «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п.

Сказка «Дурной сон»

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п.

Типичные патологические ответы : «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п.

После того как ребенок немного осознал новость о разводе важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах. Если это сделать самостоятельно ребенку сложно, то можно задать ему вопросы:

1. Чего он боится больше всего на свете?

2. Что сделала мама правильно, а что неправильно?

3. Что сделал папа неправильно?

4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?

5. Хочет ли он встречаться с отцом?

6. Как бы он предпочел провести праздник (пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?)

7. Есть ли у него заветное желание?

8. Хочет ли встретиться с родственниками мужа (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)?

9. Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком на проблемы, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которому можно все рассказать.



2. Рисуночная методика «Разноцветные домики» (Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» // Психологическая диагностика. 2005. № 2. с. 57-64).

Данная методика проводится с целью экспресс-диагностики выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах со взрослыми и детьми. Методика предназначена для детей в возрасте 4-9 лет. Проводится индивидуально. Включает выполнение ребенком рисуночного задания и пояснений к ним в виде ответов на вопросы психолога.

Необходимые материалы:

Специальный бланк с силуэтами девяти домиков, расположенных на пространстве листа.

Набор карандашей и фломастеров (не менее трех цветов).

Процедура проведения

Предварительно в бланк протокола заносятся данные, касающиеся состава семьи ребенка. Затем перед ребенком выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь? (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я»). Кого из своих родственников, друзей, знакомых ты поселишь в этих домиках? Покажи, кого в какой домик ты поселишь».

В зависимости от конкретного состава семьи следует по очереди спрашивать ребенка: «В какой из домиков ты поселишь маму…папу…бабушку…дедушку…сестренку…(братишку)…воспитательницу (учительницу) или любое лицо, характер отношений с которым следует выяснить?». Рядом с домиками можно делать небольшие пометки с обозначением персонажей. После заселения всех домиков можно спросить: «Есть кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?». Если ребенок высказал такое пожелание, предложить ему нарисовать домик, ориентируясь на центральный домик, домики ближнего окружения или домики внешнего круга. Может случиться так, что кого-то из членов семьи ребенок откажется поселить на полянке, предложите нарисовать для него отдельный домик на другой полянке, например, на обороте бланка.

После этого перед ребенком выкладывается набор из девяти разноцветных карандашей или фломастеров (не менее трех цветов). Предлагается инструкция: «Какого цвета карандаш (фломастер) нравится тебе больше других? Раскрась им первое окошко таблички (после того как ребенок закрасит первый слева прямоугольник таблицы, карандаш убирается). Какой карандаш больше из всех оставшихся? Закрась им следующее окошко».

После этого карандаш также убирается, и процедура продолжается, пока не останется карандашей. В таблице на бланке должны быть представлены все имеющиеся цветные карандаши в соответствии с выбором ребенка.

Затем внимание ребенка вновь привлекается к бланку с домиками. Выкладывается весь набор карандашей (фломастеров), которые уже не убираются до конца проведения данной методики, и сообщается следующая инструкция: «Раскрась свой домик, любым карандашом. Какого цвета домик будет у мамы? А у папы? И т.д. Раскрась все домики!»

После того, как ребенок раскрасит все домики (он может дорисовывать и раскрашивать в них любые детали и дополнения), предлагается следующая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда гости приходят к тебе? Нарисуй дорожки между домиками. Покажи, кто будет ходить к тебе в гости? А ты к кому в гости будешь ходить?» Можно обозначит направления контактов стрелочками, и тогда дорожки будут «оперенные» либо с одного конца, либо с другого, либо с обоих.

Обработка и интерпретация полученных результатов.

Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом: выбор центрального и самого большого по размеру домика – 3 балла; домики на ближнем к центру окружности – 2 балла; самые дальние домики от центра листа – 1 балл. По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка.

Цветовой набор оценивается также по трехбальной шкале: раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы цветовых предпочтений – 3 балла, следующие три цвета – 2 балла, последние три цвета – 1 балл. Каждому персонажу начисляется балл предпочтений по цвету.

Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двухсторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка – 2 балла, односторонние, пассивные контакты («принятие гостей») – 1 балл.

В результате каждый персонаж из списка оценивается:

По пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1-3 балла);

По предпочтениям в цветовом оформлении домика (1 балл – неограниченное количество баллов);

По количеству и направленности контактов (1 балл – неограниченное количество баллов).

На основании этих показателей можно судить об отношении ребенка к персонажу, выраженности потребности в общении с ним и установлении разных форм контактов.

В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка.

Тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001)

Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят их. Но исследования психологов, говорят об обратном. Просто ребенок зачастую скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка. Для уточнения этого вопроса можно порекомендовать данный тест.

Инструкция : «Посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем вам и вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет»

Тест для мамы Тест для ребенка
Считаете ли Вы, что ваш ребенок любит проводить время с отцом? Любишь ли ты бывать с папой?
Рассказывает ли ваш ребенок о своем отце своим друзьям? Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе?
Нравится ли вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.? Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?
Считаете ли Вы, что вашему ребенку нравится что-нибудь ремонтировать, помогать отцу? Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать маме)?
Считаете ли Вы, что ваш ребенок гордится своим отцом? Ты гордишься своим папой?
Считаете ли Вы, что ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо? Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо?
Разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях? Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях?
Часто ли отец хвалит ребенка? Часто ли тебя хвалит папа?
Справедливо ли наказывает отец ребенка? Справедливо ли тебя наказывает папа?
Любит ли приласкаться ваш ребенок к отцу (обнять, поцеловать)? Ты любишь приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)?
Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком? Как, по-твоему, папа строгий?
Часто ли ваш ребенок обижается на отца? Ты часто обижаешься на папу?
Как, по-вашему, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка? Папа обращает внимание на твой внешний вид?
Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для вашего ребенка? Хочет ли папа быть примером для тебя?
Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку? Твой папа приветлив и внимателен к тебе?

Обработка результатов

Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение ребенка.

Если результаты ребенка ниже на 5 или более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно.

Если результаты ребенка выше на 5 или более баллов – значит, мама недооценивает привязанности ребенка к отцу, и следует прислушаться ребенка.

Результаты этого теста помогут маме осознать потребности ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.

В Этот легкий тест покажет, какой вы видите свою жизнь на самом деле

Этот простой психологический тест поможет вам понять, какой вы видите свою жизнь, как преодолеваете препятствия, какова ваша внутренняя сущность и что для вас важно на самом деле. Главное — сосредоточиться, включить фантазию и максимально быстро ответить на все вопросы. Постарайтесь отнестись к этому тесту серьезно.

1. Представьте себя стоящим(-ей) на дороге. Что это за дорога? (Проселочная, грунтовая, магистраль и т. д.).

2. Где в данный момент находится солнце? (Имеется в виду время суток).

3. Вы идете по этой дороге, и вдруг на вашем пути возникает забор. Что это за забор, какой он? (Деревянный, каменный, железный и т. д.).

4. Как вы собираетесь преодолеть его?

5. И вот забор позади, а впереди виднеется лес. Что это за лес? (Сказочный, еловый, светлый, темный, смешанный и т. д.).

6. Вы подходите к лесу и обнаруживаете там тоненькую тропинку, по которой устремляетесь дальше. Вдруг на тропинке вы видите ключ. Какой он? Что собираетесь с ним сделать? (Пройти мимо, взять, повесить на дерево и т. д.).

7. Через некоторое время вы выходите из леса и подходите к водоему. Что это за водоем? Что вы будете делать там? (Искупаетесь, посидите рядом и т. д.).

8. А за водоемом вы видите дом вашей мечты, из него выходит женщина (мужчина) вашей мечты и приглашает войти и остаться там навсегда. Ваши действия?

9. За домом опять начинается дорога. Какая? Опять вы встречаете препятствие? Что это за препятствие? (Другое, то же, что было в начале пути).

10. Где находится солнце в тот момент?

Тест трактуется очень просто.

1. Дорога показывает ваше отношение к окружающей действительности. Если дорога асфальтированная, по которой мчатся машины, магистраль — значит, вы очень активны по жизни, дел у вас невпроворот, везде нужно успеть, вы находите силы и время как для работы, так и для отдыха. Если дорога проселочная или грунтовая — значит, вы ведете спокойную, размеренную жизнь, стараетесь контролировать события, не позволяете им забегать вперед. Если на дороге ухабы, мелкие камешки — вас что-то тревожит, это может быть что-то незначительное, но ужасно надоедливое, преследующее вас довольно долгое время.

2. Солнце — ваши планы, идеи, цели. Если солнце восходит — значит, вы только на пути к их осуществлению. Если прямо над головой — значит, сейчас вы занимаетесь непосредственно воплощением их в жизнь. Если время после полудня — большинство ваших идей и планов осуществлены, цели достигнуты.

3. Забор означает препятствия. Чем больше забор, тем больше вы склонны преувеличивать ваши неудачи.

4. Способ преодоления забора означает то, как вы преодолеваете неприятности. Если вы перелезаете, обходите или ищете калитку в заборе — значит, вы стараетесь решать свои проблемы гибко и как можно более безболезненно. Если вы идете напролом — вы довольно-таки прямой человек, вам свойственно молниеносное принятие решений.

5. Лес — это ваша внутренняя сущность. Чем светлее лес, тем светлее у вас на душе, в мыслях. Если это смешанный лес — вы, должно быть, очень интересный человек, который стремится к знаниям. Сосновый или еловый — вы очень рациональны, всегда твердо стоите на ногах, знаете, чего хотите от жизни. Также вы очень надежный человек, вам можно дать в долг.

6. Ключ — ваше счастье. Здесь все просто. Чем меньше ключик — тем больше для вас значат духовное равновесие, счастье, близость с партнером. Соответственно, чем он больше, тем большее значение для вас имеют материальные ценности. Чем красивее ключик, тем больше внимания вы уделяете эстетической стороне вашей жизни. Если вы возьмете его с собой, вы не склонны упускать свой шанс. Если вы вешаете ключ на веточку или проходите мимо — вы часто не замечаете удачные возможности и оставляете их другим.

7. Водоем — ваши чувства, олицетворение вашего любимого человека. Чем глубже водоем, тем глубже ваши чувства. Если это спокойное озеро, то вы и ваш избранник — уравновешенные люди. Если это быстрая речка, ручеек, водопад — вы страстная натура. Для вас каждый день — это водоворот чувств, вам нужно постоянное внимание и присутствие любимой женщины (мужчины).

8. Если вы садитесь рядом — вас устраивает уже только присутствие любимого человека; если купаетесь, умываетесь — вы словно растворяетесь в нем, для вас очень важны знаки внимания, нежные слова и т. д. Дом + женщина (мужчина) вашей мечты — склонность к соблазнам, степень вашей азартности.

9. Дорога после дома — ваша дальнейшая жизнь. Если препятствие осталось — вы не возьмете уроков от жизни.

10. Солнце говорит о том, насколько вам удастся воплотить свои планы в реальность.

Тест «Сказка»

Проективная методика исследования личности ребенка

Для тех родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка, предлагается тест «Сказка». Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Тест Луизы Дюсс – это вербальная проективная методика, содержащая ряд историй-сказок, направленных на выявление глубинных внутренних конфликтов у детей. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?

Типичные нормальные ответы:

он тоже полетит и сядет на ветку;

полетит к маме, потому что испугался;

полетит к папе, потому что папа сильный;

останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

останется на земле, потому что не умеет летать;

умрет во время падения;

умрет от голода или холода;

о нем все забудут;

на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1-й вариант . «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

будет есть больше травки;

заплачет, потом станет есть больше травки;

пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:

умрет от голода;

уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2-й вариант . Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что молока для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные патологические ответы:

пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;

постарается прогнать маленького ягненка;

притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;

найдет другую маму для маленького ягненка;

побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

1-й вариант . «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

неизвестный человек;

чей-то дедушка или бабушка;

тот, кто был сильно болен;

старый человек.

Типичные патологические ответы:

мальчик (девочка);

папа (мама) одного мальчика (девочки);

чей-то младший брат или сестричка.

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.

2-й вариант . «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

4. Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;

вырос;

он сломал любимую игрушку мальчика.

Типичные патологические ответы:

у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;

слоненок вел себя плохо, и у него отвалился хобот;

слоненок умер;

вместо слоненка было другое животное.

Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы – выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

у нас будут гости;

кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;

мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

кто-то умер;

мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;

мама хочет что-то запретить или за что-то наказать и т. д.;

мама сердится за то, что он опоздал.


14. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/СТО - семейный тест отношений/СТО - форма.doc
15. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Тест руки Вагнера/Бланк регистрации Вагнер.doc Material part03
Material part03
Material part03
Material part03
Material part03
Методика «Сказка»
Сказка Латентное время реакции
«Годовщина свадьбы родителей»
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка
Лист 4 в школу
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребёнка (сомор)
Семейный тест отношений
Семейный тест отношений
00. Этот человек очень хороший >10. Мне нравится прижиматься к этому человеку
Регистрационный бланк методики Вагнера

Методика «Сказка»

(Л. Дюсс, 1940)

Цель и назначение методики. А нализ эмоциональных проявлений, сферы тревоги ребёнка.

Описание и теоретические основы методики. Проективная интерпретативная методика исследования личности, основанная на психодинамических концепциях развития. Предложена Луизой Дюсс в 1940 году. Также известна как «Десперт сказки» - по имени исследователя, которая перевела методику на английский язык. Методика используется для обследования детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Детям предлагают прослушать 10 коротких повествований и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивает те или иные области эмоциональных конфликтов ребёнка. Для привлечения внимания ребёнка, создания большей наглядности процедуры исследования могут применяться иллюстрации, которые последовательно показывают ребёнку для каждой сказки.

Сказка 1. «Птенец» . Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих. Инструкция: «В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?» Нормальные, позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения, верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Ответы, требующие внимания, свидетельствуют о чрезмерной зависимости от других людей, отсутствии самостоятельных решений и усилий: «Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит».

Сказка 2. «Годовщина свадьбы родителей» . Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей. Инструкция: «Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?» Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто. Ответы, на которые следует обратить внимание: «Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти». При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Сказка 3. «Ягнёнок» . Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант – позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант. Инструкция: «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?» Обычные ответы: «Он будет, есть травку», «Поплачет, а потом станет кушать травку», «Пойдет к другой овце и попросит у нее молока». Ответы, на которые следует обратить внимание: «Умрет от голода», «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется», «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока», «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант. Инструкция: «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?» Типичные нормальные ответы: те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс: «Постарается есть меньше молока и больше травки», «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку» и т.д. Ответы, на которые следует обратить внимание: те же, что и в первом варианте плюс: «Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму», «Постарается прогнать маленького ягненка», «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».

Сказка 4. «Похороны». Цель: выявить отношение ребёнка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию. Инструкция: «По улице движется похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто умер?» Обычные ответы: «Неизвестный человек», «Дедушка / бабушка какого-то ребёнка», «Человек, который был очень болен», «Очень важный человек», «Старик / старушка». Настораживающие ответы: «Мальчик / девочка», «Папа одного мальчика», «мама одного мальчика», «Младший / старший брат одного мальчика».

Сказка 5. «Страх». Цель: определить наличие и сферу страха, тревоги. Инструкция: «Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?» Обычные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил». Ответы, которые требуют внимания: «Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)». Столкнувшись с подобными ответами, следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка 6. «Слонёнок». Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Инструкция: «У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?» Типичные нормальные ответы: «Слоненок перекрасился в другой цвет»; «Слоненок вырос и стал большим»; «Слоненок написал в постель»; «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»; «Он поранил ногу, и ему сделали гипс». Ответы, на которые следует обратить внимание: «У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»; «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слоненок умер»; «Вместо слоненка оказалось другое животное». Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка.

Сказка 7. «Песочный домик». Цель: определить, насколько ребёнок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность, насколько чётко него сформированы границы личного пространства, а также качество взаимоотношений с матерью. Инструкция: «Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и гордился этим. Мама мальчика попросила подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?» Нормальные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», «Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе», «Поделит его с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть». Настораживающие ответы: «Захочет его оставить себе, потому что домик очень красивый», «Никому его не отдаст», «Поиграет, а потом разрушит его», «Будет жить в домике всю жизнь», «Почему он должен отдавать домик маме?!».

Сказка 8. «Прогулка». Цель: выявить, в какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола. Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика. Инструкция: «Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?»

Вариант для девочки. Инструкция: «Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?»

Типичные нормальные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него усталое лицо, потому что он был на работе»; «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»; «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»; «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить». Ответы, на которые следует обратить внимание: «Ему плохо, потому что он заболел»; «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»; «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»; «Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли»; «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться».

Сказка 9. «Новость». Цель: выявление у ребёнка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий. Инструкция: «Один мальчик (одна девочка) возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол – выбрать наиболее подходящую ситуацию для конкретного ребёнка), и мама ему (ей) говорит: «Наконец-то ты пришёл(ла). Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему (ей) мама?». Нормальные ответы: «К обеду придёт гость», «Придут гости», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость», «Мама хочет, чтобы ребёнок сел заниматься, делать уроки», «Мама узнала что-то важное». Настораживающие ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день», «Мама хочет что-то запретить ребёнку», «мама сердится, потому что ребёнок опоздал, и хочет сказать ему, что больше не пустит его на улицу».

Сказка 10. «Дурной сон». Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими. Инструкция: «Однажды утром девочка резко просыпается и говорит: «Я видела очень плохой сон». Какой сон увидела девочка?» Нормальные ответы: «Я не знаю», «Ничего на ум не приходит», «Ей приснился страшный фильм», «Плохое животное», «Что она заблудилась» и т.д. Настораживающие ответы: «Ей приснилось, что мама (папа) умерла (умер)», «Ей приснилось, что она умерла», «Ей приснилось, что пришли забрать её», «Что её хотели бросить под машину».

Все ответы и реакции ребёнка фиксируются в регистрационном бланке.

В русскоязычной литературе и практике чаще встречается модифицированный вариант данной методики, известный как методика М.Х. Махортовой «Расскажи историю». Так, М.А. Василенко, применив данную методику в своём диссертационном исследовании привязанности ребёнка к матери, использовала 5 сказок из 10: «Гнездо» (аналог классической сказки «Птенец»), «Семейный праздник» (аналог «Годовщина свадьбы родителей»), «Овечка» (аналог «Ягнёнок»), «Домик» (аналог «Песочный домик»), «Прогулка». Другая исследовательница, О. Баранова, для изучения взаимоотношений сиблингов применяет сказки «Ягнёнок», «Проводы» (модифицированный вариант сказки «Похороны»), «Песочный домик», «Прогулка», «Дурной сон».

Обработка результатов. В классическом варианте методики ответы ребёнка категоризируются как «нормальные» или «патологические». Далее анализируется соотношение этих групп высказываний в общем количестве ответов ребёнка. Если негативных, враждебно-тревожных высказываний меньше четырех, то можно говорить о нормальном психологическом здоровье ребёнка.

О.Баранова распределяет ответы по просоциальным (положительным) и враждебным (негативным) категориям.

М.А. Василенко использует кодирование ответов детей в соответствии с четырьмя степенями «напряжённости»: минимальной, средней, повышенной и высокой. Приведём данную систему кодирования, поскольку нам она представляется наиболее удобной и применимой к целям диагностики адаптации в семье усыновителей..

Сказка 1. «Птенец» («Гнездо»). Анализируется глагол, обозначающий действие главного героя сказки, или же действия других персонажей, направленные на него. Активные самостоятельные действия главного персонажа говорят об отсутствии или незначительной степени зависимости, оцениваемой в 1 или 2 балла. Использование слов, обозначающих беспомощность, страдательную позицию героя, его пассивность, оцениваются в 3 балла. В 4 балла оцениваются ответы, несущие отрицательную смысловую нагрузку, означающие деструктивность и агрессивность по отношению к главному персонажу, что проясняется в таблице.

Таблица 1 – Кодирование ответов к сказке «Птенец»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Лететь за родителями; спуститься вниз; спрятаться в траве; сидеть на ветке; искать маму и папу

1

Минимальная

Падать; звать на помощь; мама (папа) должны спасти

2

Средняя

Плакать, переживать, что родителей нет; кричать от страха; лететь за родителями, но он не может их догнать

3

Повышенная

Упадёт и разобьёт себе голову; заболеет; умрёт; погибнет

4

Высокая

Сказка 2. «Годовщина свадьбы родителей». В 1 балл оцениваются ответы, объясняющие уход ребёнка по причине его собственного желания в силу естественных обстоятельств; в 2 балла – уход ребёнка под влиянием эмоций или обоснованный просьбой родителей (наказание за плохое поведение за столом); в 3 балла – уход под влиянием негативных эмоций и явного игнорирования со стороны родителей; в 4 балла – уход под влиянием собственных деструктивных эмоций и агрессивных выпадов со стороны родителей. Все это отражено в таблице 2.

Таблица 2 - Кодирование ответов к сказке «Годовщина свадьбы родителей»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Наелся, кушать не захотел; захотел гулять, играть; стало скучно; не хочет быть с взрослыми; это не детский праздник

1

Минимальная

Ему сказали не мешать; он баловался; не хватило места; не слушался родителей; грустно, не весело; не обращают на него внимания

2

Средняя

О нём все забыли; потеряли и не могут найти; обиделся, что его не угощают; не дали кушать; это не его праздник; с ним никто не разговаривает; захотел остаться один

3

Повышенная

Обидели родители; громко кричали; прогнали; ударили; дразнили; смеялись над ним; разозлился, рассердился на всех

4

Высокая

Сказка 3. «Ягнёнок». Положительно окрашенные эмоциональные ответы, обозначающие безболезненное принятие ситуации, глаголы, обозначающие самостоятельность действий ягнёнка, находятся в пределах нормы, т.е. оцениваются в 1-2 балла. Негативно окрашенные эмоциональные ответы, означающие страдательную или пассивную реакцию ягнёнка, оцениваются в 3 балла. Ответы, обнаруживающие деструктивные физические или вербальные действия ягнёнка, оцениваются в 4 балла, что отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Кодирование ответов к сказке «Ягнёнок»

Таблица 4 - Кодирование ответов к сказке «Песочный домик»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Да; давай играть вместе; можно; забирай; хорошо; конечно

1

Минимальная

Да, но только осторожней; возьми, но ты уже взрослая; да, только не сломай; наверное, да

2

Средняя

Мне самому нужно; скажет: «Ты уже большая»; «Чуть-чуть можешь поиграть»; «Потом дам»

3

Повышенная

Нет; она злая (плохая) и он не будет с ней играть

4

Высокая

Сказка 8. «Прогулка». Критерии для оценки: 1-2 балла – прилагательные, обозначающие положительные, индифферентные изменения выражения лица; прилагательные, обозначающие отрицательную эмоцию родителя противоположного пола по причинам, не связанным с отсутствием другого родителя и ребёнка; 3 балла –прилагательные, описывающие отрицательные эмоции родителя по поводу отсутствия других членов семьи; 4 балла – выражения, описывающие агрессивные, деструктивные эмоции родителя противоположного пола по тому же поводу. Это отражено в таблице 5.

Таблица 5 - Кодирование ответов к сказке «Прогулка»

Для целей исследования социально-психологической адаптации детей в семьях усыновителей мы считаем важным использовать сказки «Птенец», «Годовщина свадьбы родителей», «Проводы» (вариант М.Х. Махортовой для классической сказки «Похороны»), «Страх», «Песочный домик», «Прогулка», «Новость» (см отдельный документ «Сказки для исследования»).

В связи с этим приводим возможные варианты кодирования ответов по трём сказкам, не описанным в работе М.А. Василенко, но необходимым нам для исследования.

Сказка 4. «Проводы». При кодировании ответов ребёнка 1 балл присваивается ответам, отражающим сопротивление ребёнка расставанию с кем-либо из его ближайшего окружения; 2 балла получают ответы, называющие кого-то из членов расширенной семьи или не проживающих совместно с ребёнком; в 3 балла оценивается реакция «отторжения» близких членов семьи; в 4 балла – аутонаправленный ответ. Это приведено в таблице 6).

Таблица 6 – Кодирование ответов к сказке «Проводы»

Сказка 5. «Страх». При кодировании ответов имеет смысл ориентироваться на информацию о типичных возрастных страхах детей, что поможет дифференцировать нормальные для данной возрастной категории ответы и ответы, свидетельствующие о высоком уровне тревожности, фобиях. Высокая степень напряжённости (4 балла) присваивается ответам, выражающим скрытую агрессивность по отношению к родителям, и вызывающим у ребёнка, соответственно, чувство вины и склонность к самобичеванию, что раскрыто в таблице 7.

Таблица 7 – Кодирование ответов к сказке «Страх»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Ничего не боится – просто пошутил; страшный фильм посмотрел

1

Минимальная

Вёл себя плохо – боится, что накажут; боится темноты, какого-то животного (другие нормальные для данного возраста страхи);

2

Средняя

Боится, что его украдут; боится остаться один; боится, что придёт разбойник и убьёт его

3

Повышенная

Боится, что умрёт папа или мама

4

Высокая

Сказка 9. «Новость». При кодировании оценивается качество эмоциональной окрашенности той новости, которую сформулировал ребёнок: 1 балл получают ответы, в которых новость несёт позитивный, приятный, желательный для ребёнка смысл; соответственно, 4 балла получают ответы, отражающие внутренние конфликты, имеющие негативную эмоциональную окраску и деструктивность. Это отражено в таблице 8.

Таблица 8 – Кодирование ответов к сказке «Новость»

Сказки «Ягнёнок», «Слонёнок», «Дурной сон» могут являться «факультативными» и применяться выборочно в тех случаях, когда психолог считает это целесообразным.

Интерпретация результатов. Интерпретация полученных данных, осуществляемая с психоаналитических позиций, направлена на поиск комплексов «отлучения от груди», «страха перед кастра­цией» и т. п.

Для целей исследования адаптации усыновлённого ребёнка столь глубокая интерпретация представляется излишней. Мы предлагаем сделать акцент на показателях привязанности, зависимости от родителей, тревожности и агрессивности ребёнка.

Литература


  1. Баранова, О. Сказки Дюсса (Десперт). Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье / О. Баранова // Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». – 2001. – № 25. – С. 3-4.

  2. Василенко, М.А. Привязанность к матери как фактор ранней социализации: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.А.Василенко. – Курск, 2011. – 233 с.

  3. Шапарь, В.Б.. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.