Виды возрастов. Возрастная периодизация развития человека

Рассмотрим, что происходит в эти периоды, и что послужило основанием для их выделения.

Период новорожденности (до 10 дней). Ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом).

Грудной возраст (до 1 года). Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период имеет место наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, а вес утраивается. С шести месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет). Заканчивается прорезывание молочных зубов. Величина годичных приростов размеров тела уменьшается. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, вследствие чего поведение ребенка значительно усложняется, и большинство детей начинают говорить.

Период первого детства (от 4 до 7 лет). Имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. С шести лет появляются первые постоянные зубы.

Возраст от 1 года до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и по форме тела.

Обычно, только с пяти лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».

Период второго детства (8-12 лет). Вследствие повышения секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела.

Увеличиваются темпы роста, особенно у девочек, которые по длине и массе тела обгоняют мальчиков.

Появляются вторичные половые признаки, причем сначала у девочек (формируются молочные железы, увеличиваются матка и влагалище, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах), и только в конце периода - у мальчиков (рост полового члена и яичек, оволосенение лобка и подмышечных впадин).

Подростковый период (13-16 лет). В основном заканчивается половое созревание. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков поллюции (непроизвольные семяизвержения).

Наблюдается выраженное ускорение роста - это 2-й, или «пубертатный» скачок, особенно у мальчиков, которые догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела.

У мальчиков интенсивно развивается мышечная система.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.

Основные морфологические и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма.

Юношеский период (17-21 год). В основном заканчивается окостенение скелета и, как следствие, роста. Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины (до наступления возрастной инволюции).

Первый зрелый возраст (22-35 лет). Еще может продолжаться незначительный рост позвоночного столба (всего на 3-5 мм) за счет отложения костного вещества на верхней и нижней поверхностях позвонков.

Инволютивные процессы существенно пока не проявляются.

Второй зрелый возраст (36-60 лет). Постепенно нарастают инволютивные изменения в организме. Сначала они выражаются в уменьшении функциональных возможностей органов и систем, что, впрочем, уже является отражением начавшихся изменений на молекулярном и субклеточном уровнях.

Затем структурные перестройки постепенно переходят с клеточного на тканевой и органный уровни, что позволяет их регистрировать в световом микроскопе и макроскопически.

В целом, сущность инволюции заключается:

  • - в уменьшении в органе количества специфической для него ткани (эпителиальной, мышечной, нервной, костной, лимфоидной и т.д.) и разрастании на ее месте, в основном, рыхлой соединительной и жировой тканей. В паренхиматозных органах это выражается в убывании соотношения паренхима/строма, что приводит к снижению функций. Этот процесс усугубляется изменениями в снабжающих органы кровеносных сосудах и нервах. Так, в стенках сосудов появляются атеросклеротические признаки, резко уменьшается концентрация вегетативных нервных сплетений (особенно адренергических) в сердце и других органах. По некоторым данным, дегенеративные процессы могут начинаться в более ранние периоды. Так, в юношеском возрасте возможна инволюция некоторых иммунных структур, а первые атеросклеротические изменения иногда обнаруживаются еще раньше;
  • - вторым важным патогенетическим звеном старения является потеря способности клеток и тканей удерживать воду, что приводит к своеобразному их «усыханию»;
  • - в-третьих, из-за нарушения обмена веществ заметно снижаются восстановительные способности организма на различных уровнях. Вместе с тем в органах и системах могут происходить морфофункциональные перестройки компенсаторно-приспособительного (адаптационного) характера: гипертрофия и гиперплазия работающих элементов, развитие сосудистых анастомозов и коллатерального кровообращения. Эти реакции приводят функции органов в соответствии с потребностями организма.

Рост человека до 50-ти лет остается постоянным, а потом начинает снижаться, в основном за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков и увеличения изгиба позвоночного столба («старческий горб»).

Пожилой (61-74 года) и старческий возраст (75-90 лет ). Все негативные процессы второго зрелого возраста значительно нарастают, сокращаются адаптационные возможности организма. Масса большинства внутренних органов заметно снижается. Так, например, масса головного мозга по сравнению с первым зрелым возрастом в среднем уменьшается с 1400 до 1160 г, печени - с 1830 до 1380 г, селезенки - с 172 до 108 г, почки - с 170 до 120 г и т.д.. Снижение массы органов является следствием не только уменьшения количества в них специфических клеточных элементов, но и потери влаги.

У некоторых органов масса с возрастом иногда может нарастать, что может быть связано с компенсаторной гипертрофией в ответ на заболевания, или с отложением жировой ткани. Так, например, весьма пеструю картину, касающуюся массы сердца, часто можно обнаружить у лиц даже в возрасте 80-89 лет.

Долгожители (свыше 90 лет). По ряду показателей уровень морфофункционального состояния организма соответствует более раннему возрасту: старческому и даже пожилому (впрочем, в противном случае они не были бы долгожителями). Существует множество теорий старения, но ни одну нельзя признать всеобъемлющей. Согласно молекулярно-генетической гипотезе В.В. Фролькиса, сначала происходят изменения генетического аппарата клетки, что влечет за собой постепенное уменьшение самообновления белков. Особенно сильно этот процесс затрагивает нервную и сердечно-сосудистую системы, что уменьшает трофику организма. Возможно наоборот, существуют гены, программирующие онтогенез на всем его протяжении.

Увядание органов и систем происходит неравномерно, что обусловлено как генетическими факторами, так и условиями обитания человека. Болезни, действуя, в сущности, в том же направлении, усугубляют процесс.

После рождения, в постнатальном онтогенезе, темпы развития у разных индивидуумов могут в значительной мере ускоряться или замедляться. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживает феномен акселерации как явление глобального масштаба.

Все психические свойства человека можно классифицировать по двум основным признакам: а трибутам и чертам.

Атрибуты — это неотъемлемые свойства, без которых нельзя вообразить человека и без которых он не может существовать (пол, возраст, темперамент , здоровье, речь) .

Пол — это совокупность анатомо-физиологических признаков организма, которая обеспечивает продолжение рода и дает возможность различать в большинстве организмов женские и мужские особенности. Отличия полов: генетические, морфологические, физиологические, психологические.

Возраст — понятие, которое характеризует период (продолжительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Отсчет возраста ведется от рождения до физической смерти. Можно выделить четыре подвида возраста : хронологический, биологический, социальный и психологический .

- Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.

- Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний. Психологический возраст (по самоощущению) — насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.

Психологический возраст тесно связан с понятием психологического времени, а именно с тем, как человек сам оценивает во внутреннем мире свой возраст. Так, молодые люди (от 20 до 40 лет) оценивают себя старшими, чем они есть, и так же — других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди воспринимают себя младшими, чем они есть. И чем старшими они становятся, тем более «молодеют», и лишь биологический возраст напоминает о настоящих годах.

- Биологический (состояние организма). Биологический возраст — степень изношенности организма. Бывает, что он сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от образа жизни.

- Социальный возраст - это уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

Возрастная психология определяет, что взрослым человек становится после 25 лет (понимание полной ответственности за свою жизнь, за свои решения, за свои действия).


Различают такие периоды развития взрослого человека:

- ранняя зрелость (25-35 лет) — включение во все сферы человеческой деятельности, социальная и профессиональная адаптация, первый психологический кризис переоценки жизненного пути;

- средняя зрелость (35-45 лет) — поиски ответа на основные вопросы: что такое жизнь? О чем мечтал? Чего достиг? Переоценка целей и достижений, кризис средины жизни — осознание того, что не все реализовано, цели не достигнуты, и т.д.;

- поздняя зрелость (45-60 лет) - глубинное обновление личности, происходит концентрация интересов на себе, появляется чрезмерная забота о себе;

- в 50-60 лет — наблюдается высокая производительность, наличие второго пика творчества;

- преклонный возраст (60-70 лет);

- старость (70-90 лет);

- долгожитель (после 90 лет).

Темперамент — это черта, которая определяет нашу индивидуальность.

Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды. Эти особенности проявляются в умственной и практической деятельности. В некоторых видах деятельности от типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) может зависеть не только ход выполнения, но и конечный результат.

В нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходима дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или сильными влияниями — раздражителями.

При определении типа темперамента целесообразно пользоваться такими формулами:

1) «Доверяй, но проверяй» потому, что сангвиник имеет:

- плюсы - жизнерадостность, увлеченность, чуткость, дружелюбие;

Минусы - склонность к зазнайству, рассеянности, легкомысленности, поверхностности, высокомерию, ненадежности, склонность к обещаниям и их не выполнению, требует постоянного контроля.

2) „Ни минуты покоя” потому, что холерик имеет :

- плюсы - энергичность, увлеченность, пристрастие, подвижность, целенаправленность;

Минусы - вспыльчивость, агрессивность, нездержанность, нетерпимость, конфликтность, способность направлять свою активность на коллектив и разлагать его изнутри.

3) «Не подгоняй»потому, что для флегматика характерны:

Плюсы - стойкость, постоянство, активность, терпимость, самообладание, надежность;

Минусы - заторможенность, равнодушие, «толстокожесть», сухость, нетерпимость к работе в режиме дефицита времени, его нельзя подгонять, он только сам рассчитывает свое время и делает дело в своем ритме.

4) «Не навреди»потому, что у меланхолика :

- плюсы - высокая чувственность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию;

Минусы - низкая трудоспособность, подозрительность, ранимость, замкнутость, стыдливость; на него нельзя кричать, чересчур давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чрезвычайно восприимчивый к интонации и очень ранимый.

При организации рабочих пар учитывают, что наиболее эффективна работа в парах: холерик-сангвиник; сангвиник-меланхолик; меланхолик-флегматик.

От типа темперамента зависит, как сам человек реализует свои действия. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияет на скорость воспроизведения и прочность запоминания, подвижность умственных операций, стойкость и переключение внимания и т.п. На базе темперамента у человека формируются его черты, качества, и во многом - жизнь.

Черты - это стойкие свойства и особенности поведения, которые проявляются постоянно и повторяются в разных ситуациях (ум, интеллект, настойчивость, смелость, нежность, самостоятельность и т.п.). Они существенно влияют на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (толк, ум, благоразумие) в общем понимании это мыслительные способности человека. Сущность интеллекта сводится к способности человека выделить в ситуации существенные особенности и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в условиях, которые сложились, и применительно к ним действовать.

К важнейшим характеристикам интеллекта относятся: глубина, критичность, гибкость, широта ума, скорость, оригинальность, любознательность.

Жизнедеятельность человека вообще и любая деятельность в частности невозможны без ответственности ее субъекта.

Ответственность — это понятие, которое отображает объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления выдвинутых взаимных требований. Ответственность определяет отношение человека к обязанностям и к следствиям своего поведения.

Базовые черты конкретного человека можно определить с помощью тестов. Для лиц мужского пола характерными являются такие черты: суровость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность в контактах.

Для женского пола — сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.

Знание собственных черт — это путь не только к эффективной деятельности, а и возможность избежать опасностей или уменьшить их влияние на организм человека, сохранить здоровье.

Характер — это стабильные черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности, общении и предопределяют типовые для нее способы поведения. Характер является совокупностью определенных черт личности . Существует несколько подходов к классификации характера человека, но нас интересует классификация по отношению к определенным аспектам деятельности: к работе; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.

Итак, цепи действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека, и его безопасность.

Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему , такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.

Уровни развития нервной системы определяют типы поведения человека. Человеку присущи такие виды поведения : инстинкт, привычки, сознательное поведение.

Инстинктивное поведение — это действия, поступки, которые наследуются видом «Ноmо sаріеns». На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества. К известным действиям и поступкам инстинктивного поведения человека принадлежат те, которые связаны с самосохранением, продолжением рода и т.п.

Поведение по привычкам — это действия, которые сложились и применяются во время обучения до автоматизма или путем проб и ошибок, или путем тренировок. Как следствие человек вырабатывает привычки, у него формируются привычки и под контролем сознания (тренировка), и без него (пробы и ошибки).

Сознательное поведение высший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных исторических условиях.

Познав психику человека, можно найти путь к повышению безопасности его жизнедеятельности.

Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно - историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и, в какойто мере, - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому. Возраст (в психологии) - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал “социальную ситуацию развития”, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. В нормативноценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый возраст характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др. Хронологические границы психологического возраста заметно варьируются в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В.Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций возраст рассматривается как “суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвертируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях” (Б.Г.Ананьев). Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес, О.Брим). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); пред-дошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П.Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б.Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебнопрофессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А. В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .