Занятие ритмики у детей 4 лет. Тема: В царстве Нептуна

Танцевальная ритмика - это способность человека передавать свои эмоции посредством танцевальных движений. Говоря простым языком, это движения под музыку. В жизни детей ритмика появляется очень рано. Она включает в себя элементы игры, танца, художественной гимнастики и физических упражнений. С первых дней жизни ребенок реагирует на музыку, которую он слышит. Родители нередко наблюдают, как сын или дочка покачивается в манеже, энергично двигает головой в такт мелодии, бодро приседает или подпрыгивает, слушая ритмичную музыку. Все это базовые элементы ритмики. Очень важно не упустить этот момент, чтобы помочь крохе вырасти музыкальным, пластичным, гибким и сильным.

Основа всех этих качеств закладывается в раннем детстве, когда формируется опорно-двигательный аппарат ребенка. В это время кости состоят большей частью из хрящевой ткани. И поэтому они отличаются высокой гибкостью. А слабые мышцы являются довольно эластичными. Сердечнососудистая и дыхательная система у детей также имеет свои особенности, которые напрямую связаны с движением. Маленькие дети плохо удерживают равновесие и имеют слабую , из-за того, что их вестибулярный аппарат слабо развит и еще не может полностью контролировать непропорциональные части тела (большую голову и короткие ножки). Но в период дошкольного детства ребенок делает большой прорыв в своем развитии. Вспомните, на первом году жизни кроха с трудом захватывает в кулачок висящую погремушку, а уже к шести годам уверенно выводит в тетради первые буквы. Занятия ритмикой для ребят в это время могут быть очень полезными. Ведь точно так же быстро малыши могут усовершенствовать и свои танцевальные движения. Танцевальная ритмика для детей становится настоящим помощником в их физическом, психическом и . Исследования показали, что для формирования одного двигательного навыка у детей 2-3 лет необходимо повторить движение 35-65 раз.

Программа по ритмике для детей

В связи со всеми выше описанными особенностями физического и эмоционального развития малышей, дошкольная программа по ритмике для детей, соответственно, подразделяется по возрастному принципу.

Ритмика для детей 2 лет отличается тем, что ставит перед собой небольшие технические задачи. Она больше направлена на музыкальное развитие (формирование навыка различать высоту и тембр звучания, выполнение элементарных ритмичных движений), а также на эмоциональное совершенствование (способность различными эмоциями реагировать на разные по содержанию музыкальные произведения).

В этом возрасте дети должны:

  • учиться передавать ритм ходьбы и бега
  • отмечать хлопками тихое и громкое звучание мелодии
  • четко выполнять несложные танцевальные движения – повороты кистей рук, помахивания ручками, притопывания ножками, кружения и полуприседания
  • ритмично шагать и переходить на подпрыгивания при смене музыки
  • двигаться под музыку с различными (погремушками, бубнами) в руках
  • выполнять кружения в парах в разных направлениях

Занятия по танцевальной ритмике в этот период носят только игровой характер. Малыши с радостью покажут Вам, как летают снежинки или птички, как прыгает зайчик, ходит мишка, бегают цыплятки и т.д. Дети особенно любят, когда отдельные упражнения связаны общим сюжетом.

Ритмика для детей 3 лет основывается на достижениях предыдущего возраста. С детьми закрепляются ранее полученные умения и навыки на основе нового музыкального материала. Кроме того, малыши в этом возрасте учатся:

  • маршировать с флажками
  • чувствовать начало и окончание пьесы, вовремя начиная и заканчивая движение
  • отличать двухчастную форму музыки
  • ритмично ходить и бегать в соответствии с характером музыки
  • выполнять танцевальные движения с куклами, передавая их друг другу
  • выполнять притопывания поочередно каждой ножкой и хлопки на вытянутых руках
  • отличать высокое и низкое звучание

Имея достаточный багаж музыкальных и танцевальных навыков, в старшем возрасте дети должны уделять больше внимания качеству выполняемых упражнений. Ритмика для 4 лет ставит перед малышами следующие задачи:

  • бегать и кружиться, в зависимости от характера музыки
  • ритмично подпрыгивать на месте
  • уверенно начинать бег с началом музыки и точно останавливаться, когда музыка заканчивается
  • выполнять танцевальные движения, выставляя ножку вперед на пяточку
  • делать плавные приседания и легкие подскоки
  • четко и ритмично шагать
  • изящно двигаться, играя погремушками
  • повторять за взрослыми элементы танцевальных движений

Занятия ритмикой для детей

Уроки ритмики для детей проводятся как на музыкальных занятиях в детских садах, так и в отдельных кружках. Это направление популярно среди малышей всех возрастов. Автором самой известной программы танцевальной ритмики для дошкольников и школьников является Татьяна Суворова. Ее рекомендациями пользуются многие музработники в детских садах, учителя физкультуры в школах, а также руководители хореографических кружков в домах творчества. Советы известного преподавателя Вы можете найти в книге и на дисках под названием Танцевальная ритмика для детей Суворовой. В ее наработках большое количество музыкального репертуара, игры, танцы, народные и современные хороводы, сценарии детских праздников, советы по использованию атрибутики, костюмов и т.д. В книгах Суворовой можно найти упражнения на любой вкус для детишек разных уровней подготовки. Ежедневные занятия ритмикой способствуют гармоничному развитию у малышей координации движений, делая их здоровыми, сильными и жизнерадостными. Вы можете воспользоваться советами педагогов или создать для ребенка Вашу собственную программу занятий. Главное, чтобы Ваши уроки проходили весело и интересно, помогая крохе максимально раскрыться.

Эльвира Коренек

Коренек Э. Р. музыкальный руководитель

Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован, открыт, эмоционален. Необходимо подобрать разнообразный музыкальный, танцевально-ритмический, стихотворный материал, атрибуты-помощники. Атрибуты-помощники – это игрушки персонажи, платочки разноцветные, ленточки, обручи, колокольчики, палочки, погремушки, шапочки. Нужно учитывать в какое время проходит занятие. Педагогу необходимо умело варьировать уровень сложности упражнений: динамичные задания сменять упражнениями на восстановление дыхания, длительное упражнение, где требуется концентрация внимания, сменить игрой. Важно отметить, занимаясь детьми раннего возраста, не следует принципиально заучивать какие-либо движения и не стремиться требовать от детей достижения правильности и точности их исполнения.

Главным приемом на занятии ритмикой должна быть игра. Игроритмика учит:

Владеть телом,

Воспринимать ритм,

Создает условия для развития ритмичной натуры,

Пробуждает воображение,

Развивает творческие способности.

Ниже приведены примеры ритмических заданий для детей младшего дошкольного возраста. Следует отметить, выполняя игровые упражнения и задания, дети 2-3 лет многому научаются: с легкостью становятся в хоровод и двигаются в хороводе, топающим шагом идут «паровозиком», выполняют движения в паре, уверенно согласовывают движения с музыкой и многое другое. Малыши в непринужденной форме увлекаются, раскрываются. Занимаясь группой, решаются коммуникативные задачи. Все дети вовлечены в единый танцевальный процесс и от каждого зависит, какой будет игра, упражнение или танец.

Игровой вход в музыкальный зал.

1. «Поезд-тренаж» (Танцуй малыш! Учебное пособие + аудиоприложение,

Педагог: Уважаемые пассажиры, просьба занять свои вагончики, наш веселый поезд отправляется в путь!

Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему ребенку. Педагог стоит впереди «паровоза». Акцентируем: аккуратно, нежно держим за плечики.

«Поймали» носиком «кусочек воздуха» и как настоящие паровозы выпускаем ротиком пар: «Ту-ту-у-у-у-у!». Давайте еще разок и еще раз!

Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Это упражнение улучшает концентрацию. Проводится несколько раз, чтобы все дети подключились к выполнению задания.

Итак, в путь! Ротики широко улыбаются, глазки сверкают, освещаем путь своим хорошим настроением! Громко ножками топаем, чтобы все-все нас услышали!

Настраиваем детей на успешное занятие!

Поезд ехал-ехал-ехал,

И колесами стучал!

Наконец-то он приехал

И ребят в кружок собрал!

Дети шагая топающим шагом, под руководством педагога, образуют круг. Впереди стоящий ребенок догоняет последнего и кладет руки на пояс сзади стоящему ребенку.

«Все на ножки становитесь» Е. Железнова

Педагог: Мы в кружочке постоим,

На друг друга поглядим.

За руки сейчас возьмемся,

По кружочку все пройдемся.

Дети берутся за руки, образуя круг. Педагог стоит вместе с детьми.

Ставится минусовка и педагог вместе с детьми поет:

Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь,

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем!

Все Арине очень рады, и Антону тоже рады,

Все Максиму и Ульяне, и Полине очень рады! Поет педагог, называя имена детей данной группы, и приглашает их в центр круга.

Дети, чьи имена прозвучали, выходят в центр круга и кружатся на месте под первую часть музыки, под вторую часть – бегут на носочках по кругу. Сделать акцент на то, что ручки девочек крепко держат волшебную юбочку, а ручки мальчиков держат крепко бока (крепко на тот случай, если бочкам вздумается убежать от хозяина). Дети, стоящие в кругу громко хлопают в ладоши.

Важно всех детей пригласить в круг и поприветствовать. Это задание решает коммуникативные задачи, сглаживает эмоциональное напряжение у робких, застенчивых детей.

Игровая разминка «Шпионы».

«Долго шли мы по дорожке»`, музыка Оксаны Макушиной

Педагог: Все в кружочек соберитесь и в шпионов превратитесь! - Созываем детей встать в круг, интригуем неизвестным словом «шпион»!

Ниже-ниже приседайте и головки наклоняйте. - Педагог показывает детям, как нужно присесть слегка и опустить головку так, как будто мы прячемся и не хотим, чтобы нас кто-нибудь увидел.

Тихо-тихо мы ступаем, - шагаем «крадущимися» шагами

Всё в округе замечаем. – ладонь приставляем ко лбу, глаза прищуриваем и делаем вид, что высматриваем все вокруг. Мы видим, а нас никто не видит!

Долго шли мы по дороге

И у нас устали ноги!

Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.

Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши!».

Наши ноги все шагали,

По тропинке побежали,

Побежали…

Мы бежали три часа

Через горы и леса.

Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.

Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.

Пересели на лошадки,

На лошадке ехали,

В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»

Испугал нас бегемот

Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.

Пароход по морю плыл,

Каждый очень счастлив был. Наклоны вперед, тянем носочки. При наклоне вперед делаем выдох, проговаривая: «Ух!»

Но на мель случайно сели

И на поезд пересели.

Поезд едет чух-чух-чух,

Аж захватывает дух! На корточках прыжками двигаются вперед.

Но веселый наш народ

Пересел на самолет.

Самолет летит по небу

Там никто ни разу не был!

Мы летели, а потом… Руки в стороны на носочках кружатся на месте, затем двигаются вперед. Указания: «Спинка прямая, головку не опускаем, глазки смотрят вперед.»

Прилетели - вот наш дом! «приземлились» на одно колено. Показывают крышу – «дом» - руки над головой, пальцы рук соединены между собой. Затем тянемся к солнышку - руки подняты вверх!

Танец-игра «Кактус-ёж»

Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик - это цветок из зеленых шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек.

Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед.

Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая!

1. Кактус-ёжик на окне

Колется пребольно.

До чего же, вам скажу,

Я им не довольна. Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе. Приближаются к Кактусику.

Кактус злой, кактус злой,

Не хочу дружить с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.

Кактус злой, кактус злой,

Не хочу дружить с тобой! Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой!»

Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика)

2. Кактус-ёжик на окне, -

Посмотрите сами,

Неожиданно расцвёл

Яркими цветами. Сели на корточки и прыгают как «мячики».

Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки».

Кактус-ёж, кактус-ёж,

До чего же ты хорош! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.

Ладошки подставляют под подбородок.

3. Кактус-ёжик на окне,

Чуть ли не с десяток,

Через месяц или два

Вывел кактусяток. Выросли - встают на ножки, руки на поясе. Бегут по кругу на носочках друг за другом.

Кактус мой, кактус мой,

Что же делать мне с тобой!

Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются.

4. Кактус-ёжик на окне

Рассажу в горшочки, -

Пусть растут на радость мне

Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе.

Кактус рад, кактус рад, -

На окошке детский сад!

Хлопают в ладоши ритмично поочередно.

Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх.

Все дети любят танцевать и играть. Даже самые застенчивые, самые упрямые, самые тревожные дети раскрываются в танцевально-игровом процессе. А это залог успешности детей в будущем.

Янчевская Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДО МО г. Ирбит "Центр детского творчества"

Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала».

Цели:

Обучающая: Повторить и закрепить пройденный материал (постановка корпуса, рук, ног, танцевальные этюды: «Танцевальная зарядка», «Часики». Формировать движенческие навыки. Закрепить в игре знания о динамических оттенках музыки (темп, ритм, динамику).

Развивающая: Развивать у детей умения выражать и различать в движении основные средства музыкальной выразительности. Развивать творческое воображение у дошкольников, совершенствовать навыки творческого самовыражения. Укреплять психическое и физическое здоровье средствами ритмики, формировать правильную осанку, походку; развивать общую и мелкую моторику, снижать психологическое напряжение в процессе движения.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к занятиям ритмики, эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма).

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, CD.

Ход занятия.

Вводная часть.

· Построение в «Паровозик» (шеренгу), а дети (каждый индивидуально – «Вагончик»). Проверка основной стойки (головы, шеи, спины, живота, ног и стоп, рук на поясе). Проверка между детьми интервала (вытянутые руки перед собой в «паровозике»).

· Под музыкальный марш – энергичный шаг. Повторение понятия «вступление» и остановка с окончанием музыки.

· Ходьба: на носках, руки подняты вверх «к солнышку»; на пятках, руки убраны назад за спину; полуприсед, руки убраны за спинку (как гуси); с высоким поднятием колена (как лошадки и паровозик: чух-чух).

· Прыжки на двух ногах (как зайчики).

· Легкий бег (как лисички, лисы; бабочки)

· Шаг (как мишка косолапый), шаг с носка.

Основная часть.

Построение в колонны, линии. Комплекс танцевальных упражнений:

· Наклоны головы: вниз и вверх с пружинкой; влево и вправо с пружинкой.

· Поднятия плеч: вверх, вниз; поочередно (медленно и быстро).

· Подъем на полупальцы: вверх, вниз; поочередно (медленно и быстро).

· Наклоны вперед: «Здравствуйте!» (наклон вперед и вслух произносим вместе с детьми – здравствуйте.); «А-я-я-й!» (так же).

· Упражнение «Деревце» (поочередно поднятие каждой руки снизу вверх и обратно только начиная с плечей, каждое движение проговаривать вместе с детьми: пояс-пояс, плечо-плечо, вверх-вверх, 2 хлопка).

· Выпады (дети стоят за деревом (воображая) и затем выглядывают из за него)

· Поднятия колен: перед собой и за локоточки.

· Прыжки: (как мячики, как лягушки –«Ква!», как лисички, лисы (махаем хвостом)).

Заключительная часть.

Дети танцуют различные танцы, например: «Танцевальную зарядку!» и т.д.

В завершении занятия дети выстраиваются на свои места в колоны, линии и танцуют руками, восстанавливают дыхание, проверяют осанку, спину, живот, руки на поясе и позицию ног.

Ритмика (ритмическая гимнастика) – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.

Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.

Немножко истории

Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики начинали воспринимать и запоминать ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под музыку. Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».

Что даёт ритмика

На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений:

  • улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация движений
  • ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки
  • малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность
  • ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом
  • занятия дают отличную «мирную» разрядку для гиперактивных деток
  • ритмика для детей помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создаёт ощущение радости
  • занятия ритмикой прививают любовь к музыке, воспитывают музыкальный вкус ребёнка

Отличия ритмики от физкультуры или аэробики

Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.

Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на , конечно.

Когда начинать заниматься?

Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.

Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и и обучение.

Структура занятия по ритмике

Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие).

Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.

Далее – вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.

Мы приглашаем самых юных ребят на танцевальные занятия ритмикой. Много активной физической нагрузки и развивающих игр и упражнений, развитие музыкального слуха и отличное настроение - вот, что такое ритмика!

Открытое занятие по ритмике с Марией Осауленко

Для кого?

Полезные и интересные занятия ритмикой предназначены для малышей от 2 до 3 лет и 11 мес. Детки очень любят танцевать, приходите и убедитесь!

Что такое ритмика?

Ритмика - это танцевальные упражнения и гимнастика под музыку для самых маленьких. На занятиях дети разучивают элементы танцев, повторяют за педагогом несложные комбинации и, конечно, очень много активно двигаются и играют!

Учимся, играя!

Занятия проходят в игровой форме, весело и увлекательно для малышей. Программа составлена для ребят именно возраста 2-3 года и учитывает все особенности юных танцоров. Урок длится 40 минут, это оптимальное время, которое позволяет малышу изучить много нового и увлекательного каждый урок и при этом не устать!

Как проходят занятия?

Урок ритмики малыши начинают с разминки, которая взбадривает и сама по себе является прекрасной основой для гармоничного физического развития. Затем вместе с педагогом детки выполняют гимнастические упражнения, а также летают как бабочки, строят дорожки из ковриков и играют во множество других, увлекательных и развивающих воображение, игр, в процессе изучая основы танцевального искусства.
Все упражнения направлены на общее гармоничное развитие, тренируют координацию, моторику, физическую выносливость и пластику, помогают выработать правильную осанку, и, конечно, знакомят с танцами в игровой форме. Привить любовь к танцам, заинтересовать этим прекрасным миром маленького человека - с этой задачей наш педагог справляется на «Ура!».

К новым вершинам!

Начальные танцевальные навыки очень пригодятся любому малышу. Ребенок научится двигаться под музыку и будет частенько радовать вас танцами! Умение слышать музыку, выполнять основные танцевальные движения поможет на любых танцевально-музыкальных занятиях. Ну а если вы мечтаете о серьезных танцевальных успехах своего чада в будущем, ритмика станет прекрасной основой для дальнейших свершений.

Настроимся?

Перед первым занятием желательно подготовить малыша. Поговорите с ребенком, расскажите, что он идет танцевать и играть с тренером и другими детками. Чтобы малыш не волновался, заранее предупредите, что родителям нельзя играть в зале вместе с детьми, там занимаются только детки, но вы будете ждать его за дверью. Как правило, ребята увлекаются танцами и выходят к родителям довольные после занятия.

А вдруг малыш не захочет идти на занятие без мамы?

Первый раз самые маленькие детки иногда заходят в зал с родителями, но лучше все же сначала предложить ребенку зайти без мамы или папы. Бывает, в начале ребенок несколько раз хочет проверить, действительно ли вы ждете его, как обещали, или предлагает вам пойти в зал вместе с ним. Это нормальный адаптационный процесс. Через несколько занятий детки привыкают и спокойно занимаются с тренером. Главное, последовательно предлагать малышу танцевать и играть с другими детками в зале и подтверждать, что вы ждете его снаружи.

В чем заниматься?

Оденьте ребенка так, чтобы ему было удобно и не жарко. Это могут быть самые разные комбинации одежды, главное, чтобы они позволяли совершать активные движения, а также нравились танцору. Девочки любят быть красивыми везде, и, тем более, на танцах, мальчики не отстают! Выбирайте вещи, которые вызывают позитивные эмоции у малыша.