Основные правила как воспитать гения. Педагоги для гения

Врожденная грамотность проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают

Желание взрастить малолетнего вундеркинда и воспитать его до уровня гениальности не дает покоя родителям вот уже несколько поколений. О том, как развить одаренность в ребенке, а не свести ее на нет, рассказала профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич.

- Виктория Соломоновна, насколько я знаю, тема раннего развития была крайне популярна во времена позднего СССР. Известно, что происходило с этими детьми потом? Все они выросли гениями?

Ранним развитием у нас стали заниматься даже раньше, где-то в 60-70-е годы прошлого столетия. Подобные течения были распространены по всему миру. В Японии был очень популярен Масару Ибука со своей книгой «После трех уже поздно». Он считал, что самый благоприятный возраст - до трех лет, когда ребенок уже что-то понимает и еще не утратил своей природной потребности в познании.

В России были свои герои. Их тогда называли учителями-новаторами: Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Михаил Щетинин. Потом были Никитины, которые пытались создать новые игры, возможно, техническое обеспечение для них, чтобы развивать ребенка. С тех пор эта тенденция держится. Посмотрите, какой набор сейчас в группы 3-4 лет!

Идея раннего развития сама по себе правильная и нужная: то, что легко в одном возрасте, может быть трудно в другом. Физиологи подтверждают: дошкольный возраст - самый сензитивный, чувствительный в плане развития способностей.

Другое дело, что в любой идее нужно держаться здравого смысла . Когда это течение у нас только зарождалось, идеологи всегда делали акцент на слове «сотрудничество». Даже с маленьким ребенком родителям не стоит занимать позицию ментора. Работа должна строится на основе модели так называемых субъект-субъектных отношений, когда оба участника взаимодействия - деятели своего общего дела. Иными словами, когда ребенок сам автор, или соавтор своего развития.

Но всякий понимал эти методы в силу своего опыта, интуиции и готовности. Начались перекосы. Стали появляться кубики то Зайцева, то Домана, обещающие научить ваше чадо читать в два года. В принципе, это реально. Девочки в два-три года точно могут читать, мальчики чуть медленнее развиваются, но годам к трем-четырем их тоже этой технике можно обучить. Но, к сожалению, в этом возрасте они еще не подготовлены к содержательному чтению. Технику они выучили, а читать сколько-нибудь осознанно, вполне понимая смысл прочитанного - нет.

Получается так (у меня были такие дети в большом количестве): «читать я научился с трех лет, но читать не люблю». Главная задача родителя - не как можно раньше научить читать, а сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение в нужном - лучше именно в дошкольном - возрасте.

Врожденная грамотность - я это явление часто наблюдаю - проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать. Сегодня у меня был мальчик, который читает с трех лет. У него врожденная грамотность развита именно потому, что все эти слова он начал видеть в самое чувствительное время. Но это одаренный ребенок, с так называемым ускоренным развитием.

Плохо, когда родители чуть ли не логарифмам учат с пяти лет. Таких я тоже знаю. В общем, какие-то перекосы с ранним развитием, к сожалению, неизбежны.

- Как стремление родителей «воспитать одаренность» отражается на детях?

Бывает, что очень плохо. Посещение «одаренных» групп часто приводит к тому, что дети теряют интерес к деятельности, к которой по-настоящему не готовы , а бывает, что как-то обходится.

Здесь очень важна позиция родителей. Если мама отдала ребенка каким-то психологам-педагогам, которые его обучают, но при этом где-то что-то сама объясняет, не требует, не заставляет, а старается заинтересовать, то все обходится без особого вреда. В целом же, в 2-3 года дети еще не могут получить удовольствие от чтения.

- Получается, проблема не в самих методиках, а в том, что родители их неверно трактуют?

Идея в два года учить ребенка чтению сама по себе дурная, но вред от этого всегда может уменьшиться, и даже исчезнуть с умной мамой.

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают. Есть абсолютный закон развития ребенка: если он не любит то, что делает, если делает что-то по требованию взрослых, способности не развиваются. Навык он получит, знания получит, но способности… Многие матери не знают про этот закон, но интуитивно понимают, что если ребенок не хочет, не нужно его заставлять. Другие не понимают. Такие постоянно требуют: «Ну-ка, давай читай, ты же умеешь», «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь». Это лучший способ отбить охоту к чтению.

- Существуют ли серьезные научные исследования, подтверждающие пользу или вред раннего развития?

Научные исследования, физиологические, все-таки пока недостаточно убедительны. Но на практике мы видим, что вреда от раннего развития иногда больше, чем пользы. Тот же японец Ибука не говорит: «Учи его!», он говорит: «Ребенок хочет познавать мир, дай ему такую возможность, предоставь богатую среду».

Каждому ребенку даются хорошие задатки. Из них вырастают способности. Но, к сожалению, большая их часть остается незамеченными, без употребления.

Правда заключается в том, что необходимо рано предоставить ребенку богатую развивающую среду , тогда и будет больше шансов разглядеть, развить его способности.

Как можно раньше начинайте рисовать с детьми, собирайте конструктор, читайте про животных, решайте веселые задачки, если ему стало интересно, покажите, как работает какая-то техника, предложите головоломки. Ребенок сам выберет. Но никакое насилие здесь в принципе невозможно.

Я вижу много крайностей. Бабушка - учитель начальных классов на пенсии - решила сделать пятилетнего внука одаренным. Она каждый день ему по четыре урока устраивала: письмо, чтение, математика… «Ты мало старался!», - говорила она ему. Она очень любила внука, но считала, что жесткость не повредит - гения же растит! Он, конечно, прошел в первый класс знаменитой гимназии, но в пятый его уже не взяли, сказали, натасканный, но высоких способностей нет. Чисто технически он очень рано что-то выучил, запомнил, но способности от таких занятий не развивались.

- А с какого возраста можно изучать с ребенком иностранный язык?

Бывает по-всякому. И очень хорошо, и не очень хорошо. Я видела много детей с речевыми проблемами, с заиканием, которые были вынуждены учить два языка сразу - так называемых билингвов. В идеале, лучше начинать изучать иностранный язык только тогда, когда родной освоен (девочки уже в 3-4 года хорошо говорят, мальчики чуть позже). Вот тогда самое время для чужого языка.

- Предположим, что «гений» у нас наполовину готов: и читает, и считает, и пишет. И вот он идет в обычную школу, где все это ему предлагают учить снова. Естественно, что ему это не интересно. Но что же делать?

Это очень большая проблема. Раньше в случае с одаренными детьми мы перескакивали в класс постарше, но оказалось, что вреда в этом больше, чем пользы. Представьте, ему пять лет, и мы его сажаем в класс с восьмилетними. По интеллекту он действительно восьмилетний, но эти дети не будут с ним общаться как со сверстником. В результате, он не выстраивает нужные социальные связи, не развивает социальные навыки.

В некоторых школах есть классы для одаренных. Кроме того, есть возможность домашнего обучения. Есть еще какие-то способы работы. Но эта проблема каждый раз решается индивидуально. Если социальные навыки хорошие, можно перевести его в класс постарше, если нет - ищешь другой путь. Могут ли родители сами заниматься? Есть ли деньги на дополнительные занятия? Все это важно. Если ребенок опережает в развитии своих сверстников на 3-4 года, лучше все-таки обратиться к специалисту за советом.

- А сегодня раннее развитие у нас все так же в моде?

Сама идея, что время до школы нужно использовать с толком, никуда не делась. Другое дело, что уже нет этих крайностей с ранним чтением, перехлеста в сторону научения вроде уже нет. Да и призывы растить гениев с двух лет звучат все реже. И слава Богу. опубликовано

беседовала Анна Семенец

Практически каждая мама хочет, чтобы ребёнок рос умным, даже гением. Но среди всего многообразия методичек и инструкций по воспитанию нет той, которая бы помогла сделать из ребёнка – вундеркинда. Но как тогда в еврейский семьях вырастает такое количество гениев? В чем секрет еврейских мам? Давайте разберемся в этом вместе! Вот их основные принципы воспитания!

1. Поощряем самостоятельность

Большинство мам считает, что успешность ребёнка в будущем будет зависеть от того, насколько хорошо мы поможем ему осознать простую истину: «Я всё могу».

А вот в еврейских семьях учат детей похожему, но немного другому понятию: «Я всё могу сам». И разрешают им делать всё самим. Поэтому не удивляйтесь, если в кафе увидите малыша, который самостоятельно нарезает мясо в тарелке, хотя его физических сил для этого явно не достаточно.

2. Все начала трудны

Наши мамы бережно относятся к детским неудачам, оберегая их от возможных последствий. А стоит делать как представительницы Израиля, поддерживать и подбадривать каждое начинание малыша.

И если у их детей что-то не получается, то они не бегут сломя голову им помогать, а говорят: «все начала трудны».

3. Доверие лучше любой похвалы

Мы привыкли контролировать каждый шаг ребёнка, даже в тех делах, которые ему по силам. А у евреев поощряют детей доверием. И если им дали что-то делать самостоятельно, то не ходят рядом с поучениями, а всецело доверяют. Ведь они уверены, что он справится с возложенными на него обязанностями.

4. Чистота и опрятность - не главное

Любая мама придёт в ужас от внешнего вида еврейского малыша. На прогулке их мамы совершенно не заботятся о том, как они выглядят: грязные лица, испачканные руки, разорванные штаны на коленках. Нет, они не грязнули, просто не хотят тратить время на то, чтобы содержать малыша в идеально чистом виде. Ведь такое занятие отнимает много сил и времени, а малыш все равно выпачкается за считанные минуты.

5. Неряшливость ребёнка – это нормально

Хаос и неряшливость, которая царит вокруг детей, совершенно не беспокоит еврейских мам. Они знают, что маленький ребёнок только учится, поэтому у нег может что-то падать, ломаться, просыпаться.Наши мамы приучают к чистоте и зацикливаются на порядке. А стоит просто постепенно рассказывать детям об этом, не обращая внимания на небольшой хаос, царящий вокруг них.

6. Ребёнок должен «сажать свои батарейки»

Когда наши дети проявляют излишнюю активность, то многие специалисты ставят клеймо – «гиперактивный ребёнок». А ведь раньше такого понятия не было, а у еврейских мам нет до сих пор. Если ребёнок носится как угорелый, бегает, прыгает, то мама не станет кричать: «Не бери», «Стой», «Перестань так делать», «Слезь оттуда», «Успокойся».

Ведь непоседы должны вырабатывать всю энергию, которая в них накапливается за время отдыха.

7. Свобода в разумных пределах

Еврейские мамы позволяют своим детям многое. Они не ругают малыша за очередную картинку на любимых обоях, а наоборот, преподносят его рисунок как художественный шедевр. Но что касается уважения, тот тут установлены строгие рамки, за нарушение которых можно получить не просто выговор, а серьёзное наказание.

8. Папа и мама - главнее всех

Помимо уважения к старшим, которое в еврейских семьях прививается с самого детства, их учат тому, что папа с мамой главные. И то, что они делают, тоже важно.Их дети не будут висеть на шее родителей, требуя что-то для них сделать. Вместо этого сами попробуют починить машинку, зашить куклу или завязать шнурки.

9. Приучаем к самоконтролю с детства

Еврейские мамы не наказывают детей с помощью лишений. Они стараются создать такие условия, при которых ребёнок будет понимать, что правильные поступки принесут выгоду. Поэтому он старается корректировать своё поведение.

Он не станет выливать папин одеколон на кота не из-за того, что боится наказания. А потому, что понимает, вместо покупки нового одеколона папа купит что-то важное, например коробку конфет или ящик фруктов.

10. Замечаем каждое достижение ребёнка

Во всех европейских журналах для мам пишут о том, что ребёнка нельзя перехваливать. А вот в еврейских семьях поощряют любое детское начинание, даже незначительное.

И если ребёнок принес непонятный обрывок бумаги с каракулями и подарил его маме, то та с восхищением будет разглядывать шедевр малыша и даже похвастается им перед соседями.

Как воспитывать ребёнка — это личное дела каждого родителя. Но иногда стоит брать примеры с тех, кто смог достичь значимых результатов в воспитании. И пусть какие-то моменты могут казаться вам неприемлемыми, не стоит сразу отбрасывать их, просто взгляните на такие методы с другой стороны.

Многие родители уже с рождения пытаются развивать таланты своего ребенка.
Надо ли это делать? И с какого возраста?
Как правильно подойти к вопросу воспитания гения:
выявить таланты, развить их, и не перегрузить малыша?

Таланты и развитие происходит с рождения. Не имеет смысла вопрос - с какого возраста. Ответ - с зачатия.

Основные принципы - любовь , внимательность, творчество, спокойствие, уверенность. Смотрите за своим ребенком - к чему он тянется, что любит, чему отдает предпочтение. Рисовать, листать книжки, различать цвета и формы можно с самого раннего возраста, как только удается удержать в руках книжку, листочек или фломастер.

Самое главное - наблюдение и свобода. Не поддавайтесь стандартным ограничениям и правилам. Обратитесь к опыту людей и родителей, которые увлечены развитием детей, получают от этого процесса удовольствие и имеют положительный опыт.

Если вы будете внимательны к ребенку, вы сами почувствуете, перегружаете его или нет. Лучше попробовать что-то новое, пусть даже непродолжительное время, чем бояться что-либо предлагать и не предложить вовсе. Если даже ребенок еще не готов что-либо воспринять, он вам это покажет, и перегруза не будет.

И не стоит сравнивать развитие и воспитание вашего ребенка со своим собственным детством. Наши родители больше зависели от мнений врачей и учителей, меньше экспериментировали, в наше время было меньше возможностей, меньше игровых занятий. Сейчас и дети рождаются более свободные и творческие, и игровых комплексов и методов гораздо больше. Все можно найти в Интернете.

Поэтому нужно идти за своим ребенком и лучше быть чуть-чуть впереди. Не ограничивать и не останавливать. Важно не забывать и о телесном развитии - зарядки, плавание, танцы. Чем разностороннее развиты сами родители, чем они счастливее и любопытнее, чем более подвижны, тем активнее их дети. Не забывайте и о себе.

Жизнь - это творчество. А помогать расти своему ребенку - интересный и творческий процесс, который и вас многому может научить.

Если ребенок ярко проявляет свои таланты буквально с рождения - то он уже родился гением, и достаточно лишь поддерживать его в желании развиваться, предоставляя условия и материалы, а позже - учителей, педагогов.

Если же ребенок развивается обычными темпами, то можно предоставлять ему возможность пробовать свои силы в разных направлениях, и просто быть внимательным, замечать - что ему больше нравится и больше получается. А потом предлагать более углубленно этим позаниматься. И внимательно слушать ребенка: если он говорит "нет" - значит, он не готов развивать эту сферу, и настаивать не стоит.

Возможно, это действительно его талант, но всему свое время. Настаивая и заставляя (тем более!), этот талант можно убить, внушив отвращение к занятию только из-за давления, которое родители оказывают на ребенка.

Популярная у многих нынешних родителей метода "выкапывать" таланты, буквально принуждая ребенка к разным творческим занятиям - может скорее навредить ребенку. Так можно не только закопать уже имеющиеся таланты, но и "помочь" ребенку вырасти с чувством неполноценности, так как завышенные ожидания родителей приведут лишь к ощущению у ребенка собственной "недостаточной хорошести" для родителей.

С какого возраста?

С того, с которого сам ребенок проявляет интерес к какому-то занятию и отдает ему явное предпочтение. В остальном у ребенка должно быть пространство для развития, игрушки, материалы, соответствующие его возрасту и потребностям, о которых он с определенного возраста может сказать словами, а до того - выразить жестами. И в этом пространстве игр таланты могут проявляться естественным порядком, без давления.

Как правильно подойти к вопросу воспитания гения

Правильно, на мой взгляд, вообще не думать о том, чтобы вырастить гения. Есть смысл выращивать того, кто к вам пришел. Он такой, какой он есть, пришел в вашу жизнь не случайно. Любите своего ребенка с теми способностями, которые дала ему природа. Он в любом случае будет куда более счастливым, если его принимать таким, какой он есть, даже если его способности - "средние" на первый взгляд.

А попытки воспитать гения - чаще всего следствие чувства внутренней ущербности у самих родителей, которые пытаются компенсировать это за счет гения-ребенка, которым можно было бы гордиться и предъявлять другим как оправдание собственной жизни (которая, видимо, сама по себе не устраивает и ценной не кажется).

Увы, воспитать ребенка невозможно - дети все равно будут похожи на родителей. Воспитывать можно только себя. И если вами движет желание кому-то что-то доказать и возвысить себя за счет ребенка - ребенок вырастет не гением, а лишь тем, кто склонен решать свои проблемы за счет других.

Воспитать гения? Спорный вопрос. Как мне кажется, всё-таки гениями рождаются, а просто из ребёнка гения сделать невозможно. Обычно задатки гениальности проявляются с раннего детства.

Если родители заметили какие либо задатки у своего ребёнка, то, конечно, можно направить ребёнка в нужное русло. Заниматься с детьми, найти хорошего репетитора: допустим, педагога по музыке - если ребёнок музыкален, учителя математики - если у ребёнка математические задатки.

Но дети-гении обычно перегружены, родители дабы удовлетворить свои амбиции начинают водить детей по различным кружкам, секциям. Ребёнок в конечном итоге устаёт, живёт на грани нервного срыва.

В моей практике был случай, когда родители решили, что их ребёнок гениален и одарён, усиленно с ним занимались, убедили администрацию школы экстерном перевести его из второго класса сразу в четвёртый. В итоге на данный момент у ребёнка нервный срыв, психиатр ставит диагноз истерический невроз, родители теперь водят его не только к психологу , но и ко всем сопутствующим специалистам, и никто не может поставить диагноз...

И вопрос: а надо ли было??? У каждого человека есть задатки, конечно, их нужно развивать, но без фанатизма.

Надо любить и воспринимать ребёнка таким, какой он есть, безусловно!!! Самое главное - это здоровые детки, как физически, так и психологически!!!

Как воспитать гения? Давайте размышлять вместе. Гении - это одаренные, талантливые люди.

Значит, как минимум, необходимо понять - какими талантами обладает Ваш ребенок. Не впадая в крайности, трезво, без иллюзий, без желания самореализоваться через ребенка. Просто понаблюдать, помня и осознавая, что таланты бывают в разных областях.

  • Кто-то хорошо поет, танцует, читает стихи.
  • У кого-то великолепные способности к языкам.
  • А кто-то просто гениально умеет слушать или сочинять разные смешные истории, или просто смешно рассказывает анекдоты.

То есть помнить, что не все имеют задатки гениальных музыкантов или литераторов. Есть "маленькие" таланты, но не менее ценные.

И в этом случае ребенка просто поддерживать. Слушать, разговаривать, любить, интересоваться, что у него на душе. И помнить о том, что "трава не вырастет раньше положенного срока, если ее вытягивать. Трава растет сама в положенный срок".

Все дети гении, но родители делают из них то, что могут, и только некоторым удается реально проявить свои таланты.

Самое трудное это не мешать ребенку развиваться родительским обучением. Ранние "нельзя" и "хорошо-плохо" убивают гениальность, потому что гениальность находится за рамками шаблона, а "нельзя-плохо-хорошо" и другие оценки - это шаблоны.

Большего успеха добились японцы, они научились учиться у детей до 3 лет, именно там реально дает плоды раннее развитие.

Ребенку до 3 лет важна безопасность среды и ее обучающие функции . В этом преуспели Монтессори, Фребель, Доман, Орф, Ибука.

Родитель, который хочет счастливого ребенка с максимумом возможностей самореализоваться, может:

  1. Пройти психотерапию, чтобы не передавать комплексы ребенку и быть способным видеть его личность реально, а не через призму собственных искажений личной историей жизни.
  2. Создать среду безопасную и обучающую.
  3. Наблюдать за ребенком и помогать ему раскрывать свои таланты.
  4. Искать учителя (учителей), который любит детей, предмет и счастлив от этого.

Гениальность не всегда делала людей счастливыми, а счастливые не всегда гениальны. Я своим детям желаю счастливой гениальности и гениального счастья.

Однажды… меня спросили: А как воспитать гения?

Понимаете…

Я не очень-то разбираюсь в гениях).

Мне иногда кажется, что для того, чтобы получился гений, сначала нужно взять одного человека.

Ох! Кстати! Давай сразу запишем рецепт.

«Рецепт приготовления гения».

Значит, сначала нам нужны два человека.

Почему - два??? Ну…

Понимаете, чтобы взять одного человека…

Сначала нужно сложить двух.

Маму и папу. Вот. А потом подождать.

Немножечко. А потом прилетит аист.

Аисты - это, конечно же, не очень-то и современно…

Но… Знаете, мне - нравится!!!

Это же моя голова??? Я же могу в ней - думать???

Даже и вот такое странное. Ну, например, и про аистов.

Вот. Значит, однажды - аисты. И человек родился.

Ну, а потом…

А потом…

Знаете, я вот такая хитрая…

Короче, сходила тут в одно место. Ага! Специально!!!

И там я стала выяснять. Ну, про гениев.

И мне ответили, что по гениям - это надо в Канцелярию.

Ну, отправить запрос. И не просто так.

А по всем правилам.

По каким-таким правилам??? Ну, вы - даёте!!!

Как вы вообще тут живёте??? Это же - элементарно, Ватсон!

Нужно вот так вот встать. Ровненько. Можно и молча.

И всё. И загадать желание.

Ну, обращённое к Фее.

А больше про гениев - я ничегошеньки и не знаю.

Говорят ещё…

Впрочем, наверное, врут. Ладно, так и быть.

Я вам скажу. Эту великую тайну.

Понимаете, говорят…

Что люди - крылаты. Не все.

А только… эти вот. Наглые. Которые смеют летать!

Летать, ибо не могут Ползать.

Того же и вам всем желаю.

P.S. Ой-ой-ой!!! Совершенно вылетело из головы!

Хорошо, что поймала! Короче, понимаете, ведь бывает и так, что у человека могут быть две мамы или даже несколько пап.

Дорогие человеки!!! Ничего страшного. Не переживайте. Это совершенно не помешало одной моей очень хорошей знакомой девочке стать талантливой. А она - очень наглая!

А сначала - стесняяяялась. Так мне однажды надоела. Этим вот - «комплексовать».

Я была вынуждена ей позвонить. И наорать. А чего она стесняется??? Ну, подумаешь - одна мама и три папы. И ничего такого! И можно очень даже радоваться!!!

Мама - одна, а с папами… А хорошо получается: папа - раз, папа - два, папа - три. Повезло!!! Ведь, согласитесь, далеко не у каждого есть столько пап. А папа в хозяйстве всегда пригодится. Даже если вы уже выросли. Ему же можно просто позвонить. И наорать, что любите и соскучились! А кому вы ещё это скажете???

А в следующий раз… я расскажу вам ещё про что-нибудь интересненькое.

P.P.S. А ведь хотела только про гениев. Вот я всегда такая. Простите. Не специально!!!

Оно - само. И не считается!!!

Иногда становится жаль что даже на управление автомобилем необходимо иметь удостоверение водителя, позволяющее управлять транспортным средством - а на рождение детей ничего не надо. Их может рожать кто хочет и сколько хочет и делать с ними все, что угодно. Все мы родом из детства!

Нужно ли развивать таланты ребенка и с какого возраста? Да, нужно развивать таланты ребенка , а не свои несбывшиеся мечты в виде проекций, навязываемых малышу. "Ребенок сам покажет, какой талан и с какого возраста" - это нужно заметить, беспристрастно принять и помочь, наслаждаясь-принимая участие в данном процессе.

Как правильно подойти к воспитанию гения? Позволить критиковать другим (такие обязательно найдутся), а самому родителю(ям) эмоционально помогать и поддерживать ребенка. Помнить и понимать, что если у ребенка выходной или каникулы - он может делать с этим временем то, что считает нужным. Потому что самостоятельное детство - это такой же естественный процесс "развития", в том числе творческой-креативной составляющей, которая будет играть большую роль в его становлении как личности более успешной и продуктивной.

Лучший маяк - свободные, счастливые и увлечённые своим делом родители. Можно помочь разобраться: к чему есть у ребёнка повышенный интерес, страсть. Страсть к чему-либо позволяет человеку продвинуться в знаниях в этом направлении. Дальше - не мешать идти по дороге исследований и ошибок, ведь гений - "парадоксов друг".

Для развития высокого уровня творческой одаренности очень важна "питательная" среда. Мне кажется, что гениальными не становятся, а гениальными рождаются. Самое главное, чтобы родители вовремя заметили способности ребенка и стали развивать их.

Рядом с гением должны быть родители, которые умеют размышлять, сопереживать, принимать. Родители должны быть эмоционально богатыми и эмоционально щедрыми. Ребенок с рождения должен быть безусловным любимцем родителей - ребенком, которого любят родители просто за то, что он у них есть.

В воспитании гениального ребенка всё должно быть равномерным, равноправным и обязательным:

  • помогать ребенку познавать, а не оставлять н долго перед экраном телевизора или компьютера;
  • создавать условия для эксперимента, изучения, чтобы была возможность все попробовать, потрогать, увидеть, услышать, пощупать;
  • развивать в ребенке терпение;
  • собирать библиотеку, чтобы ребенок мог в любое время получить дополнительную информацию по интересующему его вопросу, да и родителям, имея много книг, будет возможность найти ответы на трудные вопросы маленького чада;
  • создавать условия для общения со сверстниками в садике либо в кружке, так как социализация для ребенка - это гарант его успешного будущего;
  • поддерживать ребенка во всех его начинаниях и увлечениях, помня, как важно для ребенка иметь возможность делать выбор самостоятельно, справляться самостоятельно, исправлять ошибки самостоятельно;
  • радоваться достижениям ребенка, помогая преодолевать трудности, а не упрекать за мелкие промахи или ошибки, которые ребенок допускает по незнанию.

В общем, воспитать гения не так уж и просто, если вы уделяете мало внимания ребенку, если вы нетерпеливы, часто раздражаетесь.

И совсем уж легко воспитать гения, если вы готовы как можно больше времени провести вместе с ребенком, если вы терпеливо вместе с ним познаете окружающий мир, ищете ответы на такие сложные, пока еще, для ребенка вопросы.

Я считаю, что гениями рождаются, независимо от воспитания.

Единственное, что могут сделать родители - принять его самобытность. Быть рядом с гением всегда непросто...

Но если родители дадут возможность для развития способностей у ребенка, будут их развивать, укреплять, давать определенную свободу для реализации, не будут мешать его самобытности - этого достаточно, чтобы гениальность была направлена в нужное русло. Иначе эта самая гениальность будет направлена на саморазрушение.

Дело даже не в том,чтобы заметить сверхспособности ребенка - дело в том, чтобы не задушить на корню его способности.

Любите своего ребенка, но без фанатизма. Делитесь своими жизненными ценностями, но при этом прислушивайтесь к мнению ребенка. Да и дисциплину никто не отменял, она залог дальнейшей самоорганизованности человека -большая просьба не перепутать с диктатурой! Вот, в общем-то, и все, что нужно, чтобы ваш ребенок был счастлив!

Будет ли ваш ребенок гением? Да кто его знает, в любом случае если будет - то будет счастливым гением, к примеру как Ричард Ф.Фейнман, да и напишет книгу:"Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Книга увлекательная, она знакомит с незаурядной личностью автора, мы так мало знаем правды о гениях - только со слов друзей и близких. А здесь все от первого лица!

Очень порадовало единодушное мнение аудитории о том, что специально гениев растить - занятие пустое. Вообще намерение вырастить гения - это, на мой взгляд, не о любви к своему ребенку и желании счастья для него, а о родительском тщеславии.

С гениями все довольно просто, их не нужно специально растить, уместно вспомнить Л. О. Пастернака:

Если человеку дано быть художником, его хоть палкой бей, а он им станет.

Стоит ли развивать таланты и поддерживать интересы ребенка? Конечно, только это должны быть его таланты и его интересы. И это нужно не для того, чтобы он вырос гением - а для того, чтобы его жизнь была наполнена тем, что ему интересно и важно, потому что именно такие вещи и придают жизни личностный смысл.

Как помочь ребенку найти себя? Первый совет - для тех, кто еще только собирается иметь детей, или для тех, чей ребенок недавно родился. Уже на первом году жизни нужно обеспечить достаточную стимуляцию для всех органов чувств.

Нужно, чтобы малыш достаточно двигался, видел, трогал разнообразные предметы (речь не об игрушках, а обо всем, что его окружает), чтобы с ним разговаривали, рассказывали сказки, пели, делали гимнастику и массаж. Кстати, это важно для формирования интереса к учебе вообще.

Совет второй. Дети интересуются всем, и их не нужно ограничивать. Пусть ваш ребенок пробует себя во всем: мытье посуды, забивании гвоздей, ловле бабочек, рисовании и катании на велосипеде. Поддерживайте его в этом. Это важно не только потому, что позволяет определить сферу интересов, но и имеет прямое отношение к формированию адекватной самооценки.

И последнее. У ребенка может быть множество интересов, которые появляются и затухают. И есть какие-то интересы, которые сопровождают его на протяжении лет, иногда с первого-второго года жизни. Это и есть то, на что вам следует обратить особое внимание.

Эйнштейн сказал, что гений - это 1% таланта и 99% упорного труда.

Исходя из этой формулы (с которой я согласен), я думаю, что в основе воспитания гения (если таковая задача может быть поставлена) лежит воспитание трудолюбия, усидчивости, целеполагания, мотивированности на труд и на результат.

А в какой области гений себя проявит - зависит от возможностей воспитателей и обстоятельств жизни. Ну и от наследственности, несомненно.

Если же Вы хотите прославиться, уже будучи взрослыми, то освойте тайм-менеджемент и направьте все усилия на достижение социально значимых результатов. И человечество, возможно, заметит Вас.

Гениальность - это желание родителей видеть ребенка таким + мотивация самого ребенка быть таким. Гениальность следует из узконаправленного изучения одного дела. Ребенок всю свою энергию направляет на дело. Он не дружит со сверстниками как все дети, только учится и учится. Т.е. он отделен от общества.

И тут возникает вопрос: а нужна ли такая гениальность, которая лишает человека радости полноценного общения? Гении полезны для общества, но не для себя самих.

А вот растить способных детей можно, и делать это нужно с самого зачатия. Здоровым и счастливым ребенок может родится только в семье , где его любят, заботятся в самом начале его зарождения, в утробе мамы. Насколько благоприятные отношения вокруг него создаются, настолько и будет этот ребенок впоследствии успешным в жизни.

В момент роста его в утробе мамы закладываются его органы на физическом уровне и впечатления об окружающем мире на психологическом уровне. Ребенок все слышит и ощущает, будучи внутри. Если мама нервничает и печалится, то могут быть аномалии не только в развитии различных органов, но и в психике.

Такой ребенок, подросши, будет больше решать проблему здоровья и проблем в отношениях вместо того, чтобы осваивать знания и навыки, будет бояться людей. Все это он несет потом в свой мир и будет жить по данному сценарию. Конечно, среди и таких людей могут быть в конце концов успешные, которые решаться изменить свою судьбу, но не факт.

По этому поводу есть работа чешского психиатра Станислава Грофа "За пределами мозга", где описывается что и как влияет на развитие ребенка во время беременности , родов и его последующее существование.

Любящие и правильно развивающие своих детей родители могут вырастить талантливых и способных детей. От 0 и до 18 лет происходит планомерно-поэтапное формирование личности ребенка. И здесь если ребенок правильно развивается на каждом этапе, то в дальнейшем ему не представится труда стать профессионалом в понравившейся ему области. Да и тут очень важно помогать ему выбрать то направление, которое он сам выберет, и которым заниматься он будет с удовольствием. Только в любимом деле человек может хорошо развиваться, получать от него удовольствие и постоянно совершенствоваться!

Каждый ребенок рождается с определенными задатками, в процессе развития и взаимодействия с окружающей у ребенка появляются навыки, а затем развиваются способности.

Я считаю, что важной задачей каждого родителя является воспитание здорового и счастливого ребенка - дать основы, необходимые для противостояния изменениям, стрессам и неожиданностям, которые будут встречаться ему в течение всей жизни. Для этого необходимо:

  • Заботиться о ребенке с самого момента зачатия. Вести сбалансированный образ жизни, в умеренных количествах, но регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться здорового рациона питания, достаточно отдыхать и заниматься самовоспитанием.
  • Наблюдать за ребенком - как он ест и спит, как реагирует и общается с другими людьми
  • Развивать свою чувствительность и спокойствие, чтобы понять потребность ребенка и утешить его, в этом может помочь медитация, прогулки на природе, спокойная музыка.
  • Делать ежедневный массаж всего тела, который облегчает ребенку пищеварение и повышает его сопротивляемость болезням, улучшает сон и помогает освободиться от мышечного напряжения.
  • С 3-х летнего возраста можно заниматься упражнениями йоги и дыхательными техниками. Регулярные упражнения способствуют координации движений и регуляции чувства голода, жажды, сна и пищеварения, что очень важно для ребенка.

Старайтесь всесторонне развивать ребенка, наблюдайте за его интересом к занятиям и способностями. Не заставляйте делать то, что не нравится ребенку. Научите и помогайте доводить начатое до конца.

Я считаю, что развитие интереса и умение завершать начатое дело формируют в ребенке желание к созиданию и открытию интересного, нового. А это талант и неординарные способности. - И, возможно, путь к гениальности!

Мне кажется, для начала родителям очень честно стоит ответить самим себе на вопрос: ЗАЧЕМ?

Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок был гением?

И что я буду чувствовать , если мой ребенок окажется не гением?

Когда у родителя есть ответы на вопросы внутри, ему не нужно мнение извне. :)

Родителям желательно определиться, что для них значит "ребёнок-гений", и для чего им именно такой ребёнок? Если ответы ориентированы на удовлетворение собственных амбиций, то навряд ли такой подход к "взращиванию" талантов ребёнка можно считать гармоничным!

Если же родители ориентированы на развитие ребёнка, исходя из его способностей и возможностей, то, несмотря на встречающиеся сложности и трудности, всё получится!

Для того, чтобы увидеть таланты ребёнка, стоит просто за ним наблюдать в разных видах деятельности, не стесняться пробовать разные направления, чтобы понять, на что ребёнок откликается, к чему есть задатки, а что остаётся менее интересным!

Нужно помнить, что задатки и способности есть у каждого ребёнка, но чтобы их развить, нужно терпение, усердие и время!

Гениальность в её бытовом понимании подразумевает развитие и талантов, и способностей, и умения находить неординарные решения.

Что касается таланта, конечно, приятно думать, что он есть у каждого, только проявляется он "незапланированно" у всех по разному и в разном возрасте. Кто-то в 4 года обнаруживает способности к гимнастике, и с приобретением опыта способности перерастают в талант. А у кого-то в 35 лет раскрываются талант к преподаванию, например.

На мой взгляд, в воспитании ребенка ставить цель "вырастить гения" неэкологично. И здесь, возможно, родители компенсируют свои "упущенные возможности".

В возрасте с 0 до 4 лет лучше насытить ребенка эмоциональным, тактильным контактом с мамой и папой. Конечно, и в это время давать крохе много развивающей информации, но при этом не ставить цель, чтобы он её усвоил, не устраивать экзаменов. Не нагружать ребенка своими ожиданиями от него (хотя это справедливо в любом возрасте).

Интересный вопрос: как воспитать гения? Все начинается с внутриутробного развития ребенка. Здесь очень важно понимать, что человек состоит из души и тела. Тело человек питает продуктами, а о душе редко кто помнит. А ведь душе тоже нужно питание, здоровое питание. Только в этом случае родится гармоничный ребенок, который впоследствии может стать гением. Это мое субъективное мнение.

Воспитать гения сложно, потому что на первом месте стоит генетика , и если ребёнок родился гениальным, то даже без родительской помощи он проявит свои способности. Просто благодаря родителям эти способности могут проявиться и развиться чуть раньше.

Вспомним великих людей прошлого: А.С. Пушкин, который начал писать стихи рано, или Михайло Ломоносов, который развил свои способности, данные ему природой, после 17 лет, когда впервые сел за парту и стал учиться. Альберт Эйнштейн, был неординарным учеником и своим пониманием не вписывался в общепринятые мерки, но всё равно открыл теорию относительности и другие теории.

И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку развить то, что у него есть, к чему у него есть способности и наклонности. Для этого существуют разные методики, развивающие центры, школы.

И возможно, многим родителям хочется, чтобы их ребёнок добился многого в жизни, стал успешным, и самое главное, чтобы ребёнок был счастливым ! Рос и развивался, познавал себя, познавал окружающий мир, использовал свои способности, знания и навыки себе на пользу, радовался жизни, умел любить и был любимым!

А я задумалась о соотношении субъективного и объективного в оценке человека как "Гения"...

Более или менее объективно гениальность человека можно оценить только по результатам его творческой деятельности, которые по большей части человек выдает уже в зрелые годы, а то и вовсе в конце своего жизненного пути, а отнюдь не в начале.

И как тут не вспомнить слова Томаса Эдисона, ставшие крылатым выражением:

Гений - это 99% труда и 1% таланта.

А ведь в начале жизни увидеть можно только этот 1%. То есть, опираться приходится только на субъективную оценку свою или экспертную.

Впрочем, разглядеть выдающийся талант не так уж и сложно. Он с такой силой стремится проявиться в человеке, что никакие воспитатели не в силах ему противостоять. Этот талант ведет человека по жизни и заставляет его трудиться, не покладая рук, создавать нечто великое, кардинально влияющее на развитие всего человечества, нечто, что не под силу другим.

Но выдающиеся способности вместе с тем серьезный вызов личности. И судьба гения может сложиться драматически или более благополучно в зависимости от того, насколько его родители сумеют помочь социальной адаптации, насколько они сумеют научить его трудиться. Ведь талант немилосердно жесток к тому, кто не работает для его реализации.

Если же талант ребенка не выражен столь ярко и отчетливо, ему очень важны внимание и помощь в том, чтобы раскрыть сильные стороны своей личности и научиться строить жизнь с опорой на них. И здесь субъективная оценка родителей играет очень большую роль.

Поэтому думаю, беспроигрышной стратегией для любого родителя будет максимально открытая позиция по отношению к своему ребенку, о которой коллеги уже много сказали выше. Какая разница, гений он или нет? Никакой. Он уникум, единственный и неповторимый. Для родителя, миссия которого заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свою уникальность и прожить его единственную и неповторимую жизнь счастливо.

С моей точки зрения! Гениальность воспитывается через подкрепление у ребенка тех интересов, которые нравятся ребенку, а не родителю! Ребенок сам знает, чего он хочет, к чему стремиться и чем заниматься. Родителю остается лишь подкреплять интерес своего ребенка! И тогда шанс остаться гением у ребенка в разы возрастает!

Мне думается, если бы человечество знало ответ на этот вопрос, то мы бы жили ну в очччччень благополучном и просвещенном мире!

Представляете объявление: услуги няни - воспитываю гениев! Воображаю востребованность и соответственно доход таких специалистов! Почему про доход - так понятно же, что любой более-менее состоятельный, но очень занятой родитель захочет для своего ребенка все самое лучшее (при этом не забывая повыпендриваться перед соплеменниками)!

К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что никакие супермощные финансовые вложения и создание суперсреды не гарантируют воспитания настоящего гения.

Сам термин гениальность наверное все-таки происходит от слова ген. Так вот, смею предположить, что в процессе зарождения гениальности любого человека первую скрипку играет сама природа (или божественное провидение), причудливо смешивая или, наоборот, отфильтровывая все ненужное при зарождении новой жизни.

В этом контексте хочется сравнить деятельность родителей и педагогов с работой геологов. Сколько красоты (драгоценных камней) было обнаружено горными инженерами, затем передано профессиональным ювелирам и в результате явлено миру в виде ослепительных шедевров. Но при этом сколько осталось незамеченными...

Разница в этом сравнении, пожалуй, только в том, что иногда человеческая гениальность способна заявить о себе самостоятельно -иногда не благодаря, а вопреки обстоятельствам. История знает немало тому примеров.

Так как же воспитать гения? Наверное, нужно искать в ребенке (особенно в собственном) все то самое ценное и красивое, что ему дала природа (или божественное провидение). А уж затем очень осторожно и кропотливо, не торопясь и по возможности профессионально грамотно, помогать проявлению гениальности, замешанному на упорном труде.

Ну, вот и складывается рецепт воспитания гения: прежде всего любовь , добавить знаний и умений, замешать на трудолюбии. Время покажет: правильно ли и в полном ли объеме использовались ингредиенты и каков результат.

Родители могут помочь детям расти, быть довольными, успешными взрослыми, если сами не капитулировали перед жизнью. Для достижений в раскрытии своих лучших талантов ребенку нужен живой родительский оптимизм. Также оригинальность и новизна мышления, к которой готовы родители, подразумевает проявление особенных качеств ребенка в широком смысле.

Однако бывает и так, что открытие, насколько собственные дети гениальны, приходит через десятки, а иногда и сотни лет.

Предлагаю практические, простые примеры здоровых коммуникаций с детьми в направлении обсуждаемой темы:

  • Понимая своего ребенка, общаясь без страха потерять родительскую власть, родители обретают способность верно определить: ребенок просто ленится или правда слишком устал.
  • Когда дети капризничают, обижаются на родителей и других членов семьи , проявляют признаки бунта - важно прочувствовать: когда можно поругать ребенка, а когда он крайне нуждается в поддержке, и его срыв - это крик о помощи, а не пустые капризы.
  • Хорошо в общении с ребенком оставаться в спокойным мире собственной реальности, это не так просто, важно не только "сохранить лицо". Иначе настоящие эмоции передадутся ребенку мгновенно.
  • Приобретайте опыт реалистичного понимания: на что действительно вы злитесь, особенно общаясь с ребенком. Перспективы вашего хорошего влияния будут направленными и более ясными.
  • Таким родителям проще уверенно концентрировать внимание ребенка на том хорошем, что уже было, что получалось ранее, на том, что еще может быть, а не на временных неудачах. Если ваш ребенок разуверился в своих силах, дружелюбно напомните ему, чего он уже достиг, независимо от чересчур больших родительских ожиданий.
  • Суметь переориентировать ребенка на будущие достижения, даже если он потерпел неудачу, общаясь в стиле "это мероприятие важное, но у тебя будет возможность подготовиться лучше".

Ощущая утвердительный мотив, ребенок получает продуктивное общение с широкими перспективами. Вы помогаете не попадать в зависимость от неудач, в безвыходный тупик, оставляя ребенку пространство получать удовольствие от того, что он делает.
Ребенку важно чувствовать, насколько вы в него верите.

Воспитать гения без соответствующих задатков у ребенка невозможно. Процентное соотношение гениев среди людей относительно невысоко , как и процентное соотношение умственно отсталых. Если гениальность есть, то она проявится в любых условиях.

Мне кажется более близкой к реальности тема:
"Как развить таланты ребенка?"

Ведь особые способности, действительно, есть у всех детей. Кто-то рожден быть спортсменом, а кто-то - прекрасным поваром, кто-то актером, а кто-то - преподавателем.

Чтобы развивать таланты, нужно:

  • слушать своего ребенка (буквально слушать и слышать, что он хочет вам сказать);
  • отвечать на его вопросы и рассказывать ему об окружающем мире (а для этого самим родителям нужно что-то знать и уметь, быть грамотными, эрудированными, читать), играть с ним в настольные и подвижные игры, читать ему книжки с того возраста, когда он готов их слушать;
  • ходить в музеи и театры с удовольствием (обоюдным);
  • снабдить его нормальными игрушками (кубиками, куклами, зверями, красками, пластилином) и поощрять самостоятельные игры и рисование;
  • разрешать ему играть тем, что вам не кажется игрушками (коробками, банками, веревочками, камушками, палочками, бумажками);
  • не слишком увлекаться покупкой различных монстров и кукол-зомби (если вы хотите, чтобы ваш малыш жил в реальном мире, а не в мире психически-неадекватных фантазий: магазинам все равно, что продавать, это вам должно быть не все равно, что покупать);
  • не учить его все время как играть "правильно" и как "неправильно" (если ребенку хочется представлять, что машинка сейчас - это трубка телефона, то это его дело);
  • не вручать ему планшет до того, как он начал говорить (и тем более не использовать компьютер в качестве бесплатной няни),
  • позволять ему самому решать, в какую игру он хочет играть (кроме компьютерных игр, на них должен быть четкий регламент по времени и содержанию), в какой кружок ему хочется записаться;
  • учить его терпению, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, тому, как справляться с трудностями, не опускать руки при малейшей неудаче, уметь проигрывать и двигаться дальше;
  • гордиться его успехами, поддерживать эмоционально;
  • разрешать ему иногда просто отдыхать.

Что не способствует развитию талантов (по моему опыту):

  • 5-6 кружков 6-7 дней в неделю;
  • идея, что ребенок еще не знает, чего он хочет;
  • идея, что чем раньше и больше (кружков, знаний, умений), тем лучше (развитие тех или иных функций целесообразно только тогда, когда ребенок психически созрел для восприятия данной информации или навыков);
  • идея, что педагоги знают лучше - пусть они и занимаются (педагоги, конечно, знают, но родителей при этом никто не отменяет);
  • отсутствие внимания родителей к успехам и неудачам;
  • вообще отсутствие внимания к ребенку: если родители ничего ему не читают, никуда не ходят вместе, не разговаривают ни о чем интересном, не интересуются его мнением и потребностями;
  • постоянная критика при отсутствии поддержки.

Для того, чтобы развивать таланты у ребенка - надо сначала их заметить. Казалось бы: как можно не увидеть талант? Можно. Чаще всего это происходит по следующим причинам:

  • родители невнимательны, не занимаются ребенком, мало с ним общаются, перепоручают его другим (няням, бабушкам- дедушкам);
  • на первом месте стоят родительские амбиции (ребенок занимается тем, что сейчас модно или престижно) или реализация своей детской мечты (когда-то мечтала мама стать фигуристкой - не сложилось, теперь ею должна стать дочь).

Когда талант удалось определить, то главной задачей для родителей становится - не мешать его развитию, а только лишь поддерживать (и морально, и материально).

Если вопрос идет о гениальности (как категории гораздо более сильной, чем талант или способности), то самой основной задачей становится одна - не мешать.

И еще один важный момент: на мой взгляд, родители часто делают серьезную ошибку, путая и подменяя понятия обучение (получение конкретных знаний и контроль их усвоения) и развитие . Способные, талантливые и уж тем более гениальные дети нуждаются в помощи их развитию, а не обучении.

Возможно, быть мамой таланта — это тоже талант? Или что-то вроде профессии? Пытаясь ответить на этот вопрос, я почти наизусть выучила биографии одаренных граждан и авторитетно могу сказать: в деле выращивания гениев мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Даже, если они…

…постоянно командуют
как мать ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ
Грейс Холл всю жизнь хотела выступать в Метрополитен-опера. И, возможно, если бы не помолвка с Кларенсом Хемингуэем, ей бы это удалось. Впрочем, и у Кларенса были шансы осуществить свою детскую мечту: стать врачом-миссионером и уехать, скажем, в Гренландию. Но молодые побоялись изменить свою жизнь. Они поженились и поселились в престижном пригороде Оук-Парк близ Чикаго. Кларенс занялся частной практикой, а свободное время проводил на охоте или рыбалке. Грейс начала петь в церковном хоре, отвлекаясь от любимого дела на то, чтобы рожать детей и ругаться с непутевым мужем, который только и делал, что шлялся по округе с ружьем.
Эрнест был вторым из пяти детей Хемингуэев. И насколько он бого­творил отца, настолько неприязненно относился к матери. Многие мальчики, возможно, последовали бы его примеру, если бы мечтали ходить на охоту, а их заставляли играть на девчачьей виолончели. Кроме того, Эрни очень переживал, когда мама и папа закрывались в комнате и часами спорили. Говорила в основном Грейс, Кларенс же замыкался в себе и потом несколько дней почти не разговаривал с домашними.
Когда Эрни было 12 лет, дедушка подарил ему ружье, чем привел внука в восторг: «К черту виолончель! Теперь я настоящий мужчина!» Он мечтал охотиться, как папа, и очень не хотел, чтобы его, как отца, кто-то подчинил себе. Спустя много лет, когда Кларенс покончит жизнь самоубийством, Эрнест скажет: «Возможно, он струсил. Был болен, были долги. И в очередной раз испугался матери — этой стерве всегда надо было командовать, всегда все делать по‑своему!»
Но когда« настоящему мужчине», не идущему ни у кого на поводу, исполнилось 21, он поссорился и с отцом. Эрнест не захотел поступать в университет, отказался помогать матери по хозяйству, и родители выгнали его из дома. А когда Эрни прислал домой свою первую книгу, Кларенс отослал ее обратно с запиской: «Мне казалось, всем своим воспитанием я давал тебе понять, что порядочные люди нигде не обсуждают свои венерические болезни, кроме как в кабинете врача. Видимо, я жестоко ошибался!»
После этого Хемингуэй не виделся с семьей до самой смерти отца. Эрнест путешествовал, писал книги о войне и ее героях, пил ром, женился, разводился, снова женился. Причем выбирал Папа — так его звали все друзья и возлюбленные — женщин сильных духом, не похожих на Грейс. В предисловии к переизданию« Прощай, оружие!» Хэм написал: «Мне всегда казалось, отец поторопился, но, возможно, он не мог терпеть. Я очень любил его и потому не хочу высказывать никаких суждений». Грейс Эрнест простить так и не смог.

…прививают массу комплексов
как мать АБРАХАМА ГАРОЛЬДА МАСЛОУ

«Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что представляла собой моя мать», — писал в дневнике известный психолог Абрахам Гарольд Маслоу. Создатель Пирамиды Маслоу, по идее, должен был бы испытывать благодарность к матери: она наградила сына столькими комплексами, что, казалось, сам Бог велел ему заниматься психологией. В то время как глава семейства папаша Маслоу проводил время в пабах Нью-Йорка, Роза вела хозяйство и занималась воспитанием детей. Она без стеснения давала понять, что старший сын ее раздражает. Иногда, видимо, он раздражал ее слишком сильно: Абрахам так и не смог забыть, как мама разбила головы котятам, которых он принес домой.
«Ты никчемный лентяй! — не раз говорила Роза первенцу, и с удовольствием обещала: — Бог накажет тебя за все твои проступки!»
Несмотря на то, что отца Абрахам запомнил как пьяницу и бабника, тот пользовался у сына авторитетом. Чтобы угодить папе, молодой Маслоу поступил на юридический факультет, но очень скоро потерял интерес к этой профессии. «Хочу изучать все!» — сказал он отцу, когда тот поинтересовался, чем собирается заниматься отпрыск.
В возрасте 20 лет Абрахам женился на своей кузине Берте, в которую был влюблен со школьной скамьи, и отправился в Университет Висконсина на психологический факультет. Получив докторскую степень, Маслоу вернулся в Нью-Йорк и занялся карьерой. Он практически не общался с родителями, считал своей семьей Берту, а на похороны матери и вовсе отказался прийти.

…не уделяют ребенку внимания
как мать МЭРИЛИН МОНРО

У Нормы Джин Бейкер были прямые каштановые волосы, невыразительный рот и небольшие глаза. Кто бы мог подумать, что она превратится в платиновую блондинку с пышными формами, а от ее губ и взгляда будет сходить с ума вся Америка(да и не только она)?
Своего отца будущая звезда Голливуда не знала. Впрочем, и мама Глэдис тоже уделяла дочери очень мало внимания. Все детство Норма провела в приютах, приемных семьях, у дальних родственников и даже у коллеги своей матери. В шестнадцать лет Норма Джин выскочила замуж за двадцатилетнего Джима Дагерти, сотрудника похоронного бюро, а через некоторое время, устав от семейной жизни и работы на авиационном заводе, подалась в модели.
Джим не захотел мириться с тем, что жена проводит время, снимаясь полуобнаженной для второсортных журналов. Норму же жизнь домохозяйки не интересовала. Тем более она совершенно не умела готовить, не любила убираться, а проблемы соседок ей казались невозможно скучными. Получив развод, она занялась своей внешностью: решительно перекрасилась в блондинку и научилась красить губы так, чтобы они казались соблазнительными.
Совсем скоро Норма сменила свои имя и фамилию, стала Мэрилин Монро, секс-символом и звездой экрана. Но несмотря на все это, счастливой она себя не чувствовала. «Что я такое? На что я способна? — постоянно спрашивала она себя. — Я пустое место. Пустое место и ничего больше. У меня в душе пустота!»
Норма Джин Бейкер вошла в историю не только как актриса, певица и женщина-мечта. Синдром Мэрилин Монро — так называют психологи заболевание, вызываемое недостатком внимания родителей к ребенку. В возрасте 36 лет Монро умерла, приняв слишком большую дозу снотворного.
…считают чадо королевской особой
как мать ЭЛВИСА ПРЕСЛИ

Глэдис Пресли относилась к своему единственному сыну(брат-близнец Элвиса погиб во время родов) с трепетностью курицы, высидевшей золотое яйцо. «Ты король! — говорила она мальчику, легко подбиравшему на гитаре любую мелодию. — Но помни, что лучший друг короля — его мама. Остальные либо недостойны тебя, либо не понимают, насколько ты гениален…»
Элвис лишь кивал в ответ: ни королем, ни гением он себя не считал. Но уже в 10-летнем возрасте Пресли с легкостью выиграл детский конкурс певцов, на который его записала мама, и с этого момента с гитарой уже не расставался. «Я же говорила тебе, — торжествовала Глэдис, — а ты не верил!»
В 18 лет Элвис решил подарить маме на день рождения свою пластинку. Он обратился в звукозаписывающую студию, и… уже через четыре года заработал свой первый миллион. Причем с первого же приличного гонорара Элвис Пресли купил« лучшему другу короля» ее заветную мечту — розовый« кадиллак». А спустя несколько лет приобрел поместье для всей семьи — Грейсленд.
Казалось, ничто не предвещало беды, но когда Элвиса призвали в армию, Глэдис не смогла пережить разлуки с сыном. Она впала в депрессию, а настроение предпочитала поднимать смесью из антидепрессантов и алкоголя. В конце концов сердце Глэдис не выдержало и она умерла. Через месяц после похорон матери рядового Пресли направили в Германию, где он встретил Присциллу Белью. «Как будто мама вернулась, — подумал Элвис, впервые увидев будущую жену, — только волосы другого цвета». Присцилла не успела окончить школу, когда Пресли попросил ее руки: он хотел быть снова вместе с Глэдис. «Будь, как эти… жены как их… декабристов, — отмел он все протесты Присциллы. — Которые из русской истории. Мы в школе проходили!» Та не смогла отказать звезде и сбежала из дома. Муж первым делом попросил ее перекрасить волосы. Брак не был счастливым. Пресли был слишком увлечен карьерой, наркотиками и тоской по матери. Когда в семье Пресли появилась дочь Лиза-Мария, Элвис слегка остепенился, но совсем перестал уделять внимание жене. Та завела роман с инструктором по айкидо, подала на развод и забрала дочь. До конца жизни король повторял в интервью: «Моей лучшей девушкой была мама…»

…показывают хороший пример
как мать МАРИИ СКЛОДОВСКОЙ-КЮРИ

С раннего детства младшие Склодовские к ежевечерней молитве добавляли: «Дай Бог здоровья нашей мамочке». Они никогда не получали от родительницы поцелуя на ночь. Ева тщательно скрывала от них свой недуг — чахотку.
В семье Склодовских было пятеро детей. И самую младшую, Маню, или как ее с пеленок звала мама, Анчупечо, любили и баловали больше других. Она отличалась от брата и сестер: в три с небольшим года научилась бегло читать, чем даже слегка испугала семейство, а в пансионе мадам Сикорской, куда ее определили получать начальное образование, почти сразу возглавила список самых талантливых учениц. Анчупечо обожала мать и надеялась стать похожей на нее. Когда маме стало хуже, каждый день после окончания уроков Маня заходила вместе с тетей в церковь и просила Бога исцелить Еву. Но чуда не произошло. Сначала Склодовские лишились старшей дочери Зоси, а спустя два года, когда Мане было 10 лет, умерла Ева — в этот день, как скажет потом Кюри, она лишилась веры в Бога.
Юзеф, Эля, Броня и Мария мечтали о высшем образовании, и если брат без труда поступил на медицинский факультет, то девушкам во времена« российской Польши» об этом нечего было и думать. Они начали копить деньги на Сорбонну, но собрать нужную сумму частными уроками не смогли. И тогда Маня приняла решение: в Париж поедет Броня, а остальные будут высылать сестре деньги. А сама устроилась гувернанткой и, обучая детей, попробовала определить свои способности. Выбрав математику и физику, она занялась самообразованием. Жизнь в услужении далась ей нелегко: одинокую девушку повсюду преследовали сплетни.
Пережить это время Марии помогли воспоминания о матери, которая до последнего дня стойко боролась с болезнью. Именно Ева, как всегда признавалась Склодовская-Кюри, научила ее никогда не сдаваться. Через некоторое время Броня удачно вышла замуж и вызвала младшую сестру в город мечты Париж. Ну, а дальнейшее известно — Сорбонна, Пьер Кюри и, наконец, Нобелевская премия.

…и становятся самым близким на свете человеком
как мать АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Милая крошечка, Кроша, Забавник маленький — так герой Серебряного века называл в своих письмах маму. Брак Александры Андреевны Бекетовой с преподавателем Варшавского университета Александром Львовичем Блоком был неудачным. Будучи на восьмом месяце беременности, Александра Андреевна приехала домой к своей маме и к мужу больше не вернулась.
Сашура, как звали маленького Блока мать, тетки, бабушка и прабабушка, до 9 лет рос среди потакающих всем его шалостям женщин. Затем мать вышла замуж во второй раз, но на всю жизнь осталась для Александра самым близким человеком.
Он привык рассказывать матери обо всем, включая ежедневное меню и состояние здоровья, давал ей читать все свои стихи. До своей свадьбы Александр жил в родительском доме, а женившись, сразу написал маме подробный отчет: «Когда приехали(в ландо!), получили пирог от Евгения Осиповича… На кольцах вырезали имена. Кушали: супы, котлеты, бифштексы, зразы, конфеты, груши, сливы и сладкие пироги». Александра Андреевна ревновала сына к невестке, а он, не имея возможности что-то скрыть от матери или обмануть ее, писал о семейной жизни то, что знать ей не стоило. В итоге отношения между женой Блока Любовью Дмитриевной Менделеевой и свекровью стали напряженными. Иногда Александра Андреевна была строга и с сыном. «Я почти поверил тебе, что стихи мои плохи», — писал ей Блок, получивший при этом восторженные отклики от критиков. Он считал, что между ним и матерью мистическая связь: «Недавно чувствовал себя скверно, не мог уснуть. Как ты себя чувствуешь?» Александра Андреевна пережила сына всего на полтора года. До последнего своего дня она переписывала его стихи.

P. S. Судя по этим разнообразным примерам из жизни талантливых людей, чтобы стать таковыми, необязательно появиться на свет в образцовой семье. Достаточно просто родиться гением. И все.

Девичьи слезы

Некоторым девочкам, выросшим в исключительно талантливых женщин, было за что обижаться на своих родителей. Может быть, полезно подумать об этом, когда в следующий раз покажется, будто мама тебя совсем не понимает?

АЙСЕДОРА ДУНКАН Отец бросил семью до рождения Айседоры, оставив супругу с четырьмя детьми. Мать, увидев младенца, сказала: «Я так и знала, что родится монстр, этот ребенок не может быть нормальным, он прыгал и скакал еще в моей утробе, это все наказание за грехи ее папаши, негодяя Джозефа…» В пять лет мать отдала Айседору в школу, подделав в документах дату ее рождения. В 13 Дункан бросила учебу, а спустя 5 лет в одиночку отправилась покорять Чикаго. Затем перебралась в Европу, где начала танцевать на частных вечеринках.

АННА АХМАТОВА Мать Ани Горенко была нерадивой хозяйкой, сама Анна признавалась, что выросла в «растрепанном доме». Ее отец любил приударить за чужими женами, и родители развелись. В талант девочки первой поверила ее бонна, которая посулила ей поэтическое будущее, когда та, маленькой, нашла на улице булавку в виде лиры. Позже у Анны непросто складывались отношения с сыном, Львом Гумилевым. Младенцем его забрали бабушка с тетей, и Ахматова не слишком сопротивлялась, слабо представляя себя с пеленками. До 16 лет сын жил отдельно от матери.

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ В детстве няня убедила ее в том, что родители отдают предпочтение сестре Анюте. Софья так и не нашла общего языка с матерью, но обожала отца. Чтобы угодить ему, она начала усиленно заниматься арифметикой и потом всерьез увлеклась наукой.

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА Ее мать, о дурном характере которой ходили легенды, всю жизнь прожила с младшей дочерью, звездой советского экрана. Говорили, что великая Орлова с мужем нередко ночевали в гостинице, объясняя свое отсутствие дома командировками.