Сжечь ведьму. Сожжение ведьм. Резьба на дереве. Нюрнберг (Германия) Т493 г

"Сжечь ведьму!" За что в Европе пытали и казнили красивых женщин?


Источник: life.ru, 07.05.2017г.,

В XVI веке вас бы признали колдуньей, увидев большую родинку на теле. Впрочем, показаний соседа, что после встречи с вами у него заболел живот, тоже хватило бы для приговора.

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь - ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец - а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

Иллюстрация ведьм Ланкашира, Уильяма Харрисона Эйнсворта. Возможно, они правы, кто говорит, что они слушают шепот прошлого на ветру. Это может быть безутешный плач или последний вдох жизни тех мужчин и женщин, которые были сожжены огнем. Или, может быть, это отголоски Освенцима, Руанды, Хиросимы, Нагасаки, Сибири, Боснии или многих других пустошей памяти и раненых с отставкой и безразличием. Время меняет все, или так говорят, но кажется, что есть вещи, от которых мы не можем избавиться независимо от того, сколько мы хотим.

Страх, опасный союзник и беспощадное оружие деспотов и тиранов, продолжает поражать наш мир. Прошли те времена, когда магов и волшебников преследовали. Однако стигмы, вызванные страхом и иррациональностью, сохраняются. Преследования, взрывы, геноциды и всевозможные зверства наполняют страницы нашей Истории и показывают нам самую темную сторону человека. Урок на данный момент - это не что иное, как необходимость выиграть битву, чтобы бояться, оставить позади страхи и неуверенность и погасить пожары ненависти и непонимания.

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто "показалось" или при случайном стечении обстоятельств.

Предупреждение, эта статья была опубликована 8 лет 6 месяцев 11 дней назад. Исторический предрассудок против христианства, который часто встречается сегодня, является одним из факторов, которые препятствуют сбалансированному взгляду на Католическую Церковь и ее роли в построении западной цивилизации. Повторение клише и лжи, упрощенных видений, известных предрассудков Просвещения, черных легенд и анахронизмов, похоже, превратилось в своего рода испытание интеллектуального измерения. Кажется, что никто не достаточно хорош, если они не питают большого предубеждения против католической церкви; и чем больше этот предрассудок, тем разумнее предвзятое отношение.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое "работающее" обвинение применяли направо и налево.



Коллаж L!FE Фото: EAST NEWS.

Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, - такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина - ведьма.

Средневековье вызвано временем тьмы, освещенным только ужасными огнями инквизиции. Средний христианин - это жестокая нетерпимость, которая готова растоптать любого, кто приходит ему на ум, проповедуя все, что не соответствует христианской доктрине. Обскурантизм и суеверия занимают место науки, а ученые несут в катакомбах своего рода жизнь, часто скрытую от ужасных инквизиторов, которые сами амбициозны, жадны к богатству и могуществу. Христиане изображаются, как если бы они были сборником всех пороков.

Это настолько внушительное предвзятое здание, что человек не очень хорошо знает, в какой момент его нужно начинать разрушать. Оказывается, у лжи есть короткие ноги, и это больше, чем время, чтобы помочь ей, по крайней мере, споткнуться. В средние века, и особенно в католической церкви, невероятное чудо превращения хаоса, в которое Европа была преобразована падением Римской империи и варварскими вторжениями в цивилизацию, где мы родились и жили. Было бы действительно удивительно, если бы эта жестокая христианская религия достигла такого необычайного вундеркинда, было бы действительно чудесно, если бы эти неполноценные и полностью лишенные христиане действовали настолько знаменательно, как трансформация, поэтому существует настоящий разрыв между средневековью и современной эпохой, и это тезис, защищенный антиклериками всех костюмов.

Как пишет Реджинальд Скот в книге "Разоблачение ведовства", обвиняемую до этого побили соседи и расцарапали ей лицо до крови. Судьба её, вероятно, трагична. Женщина всё же оказалась в руках инквизиции. Существовали даже целые своды правил, которые современному человеку покажутся просто абсурдными. В плане поиска ведьм особенно знаменит Мэтью Хопкинс, с подачи которого на смерть отправилось более 200 человек в XVII веке.

Потому что Темные века не могли произвести - нет, никогда! - ничего хорошего, ничего цивилизованного, ничто минимально не пригодное для использования будущими поколениями. Только им приходилось восстанавливать все, что разрушила Церковь за тысячу лет. Таким образом, Возрождение и Просвещение представляют собой не просто исторические явления, но как истинные сверхъестественные откровения: после тысячи лет тьмы свет сиял и свет, столь ошеломляющий, что через два-триста лет которую Церковь пыталась бросить в последнее тысячелетие.

Вот как «умные» люди объясняют историю! Очень трудно спорить с людьми, которые придерживаются предвзятого взгляда на реальность. Нельзя сказать, что их тезис является абсурдно смешным, и что маловероятно, что однажды некоторые просвещенные люди решили избавиться от ига духовной тирании и построить мир. Они начнут истерически атаковать и говорить о кострах, темноте, крестовых походах, обскурантизме и о полдюжине других слов, которые в их запутанной голове ошибочно принимают за аргументы или, что еще хуже, - исторические факты.

Признаки того, что женщина - ведьма (Уильям Перкинс, "Рассуждения о проклятом искусстве ведовства", 1608 год):

Настойчивые подозрения людей, живущих вместе или поблизости от обвиняемого;
- Если другой обвиняемый вас "сдаст";
- Если после произнесённого кем-то "заклинания" или брани следует крупная неприятность;
- Если несчастье следует после угрозы здоровью;
- Если подозреваемый является сыном, дочерью, слугой или компаньоном ведьмы, которую уже осудили;
- Если на теле подозреваемой найдена метка дьявола (это родинка!);
- Если подозреваемый во время допроса меняет показания.

Когда на самом деле история намного сложнее, чем позволяет идеологическая карикатура антиклерикалов. Костры! «Миллионы сожженных ведьм» - это первое предложение, заявленное антиклерикалом. Второе - добавить, что эти ведьмы были на самом деле учеными. Бесполезно помнить, что инквизиция была учреждена с очень четкой и конкретной целью борьбы с катарами, которые были источником угрозы средневековой цивилизации. Нет смысла доказывать, что нет записей о том, что пожары экстраполировали дом тысяч, как утверждают бешеные антиклерикальные историки.

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник - за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Бесполезно даже помнить, что это была не Церковь, которая придумала пожары, и этот способ смертной казни был широко распространен еще до того, как первый инквизитор дал первому катарскому еретику светскую руку. Не использовать, потому что антиклерикалы не занимаются фактами, а своей идеологией. Они уже полагают, что Средневековье было темным веком, и все, что дрожит, во всяком случае, эта интимная догматическая убежденность отбрасывается.

Средневековье видела, что купола соборов растут в Европе, но антиклерики видят только огонь. Средние века видели, что университеты основаны Церковью, но антиклерики видят только огонь. Средневековье считало, что схоластические философы закладывают основы экспериментальной науки, но антиклерики видят только огонь. Средневековье показало, что инквизиция предоставляет неоспоримые достижения в уголовном праве, но антиклерики видят только костры. Когда человек только хочет что-то увидеть, бесполезно показывать что-либо еще. «Средневековая нетерпимость!» Все они знают, как кричать.

Пытки или поиск "печати дьявола"

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, - эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема "Я призналась - казните давайте" также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

На самом деле - и здесь враги Церкви вырваны из всех костюмов - средневековья были прекрасным примером явной нетерпимости, нетерпимости к пороку и греху, нетерпимости, которая является единственной, способной строить и поддерживать что-то прочное. На самом деле грехи не склонны к цивилизации, и самая эффективная форма - и это единственная форма, о которой мы знаем, - о создании и поддержании некоторого минимально цивилизованного общества, четко указывает, что нужно делать и чего следует избегать.

Не могло быть общества, где люди крадут друг у друга, а не там, где люди убивают друг друга. И да, любая цивилизация, которая предлагает быть устойчивой, с минимальным «инстинктом выживания», должна быть нетерпима к тому, что может ее уничтожить. Это очевидно; настолько очевидно, что медиулы прекрасно это понимали, в то время как современные толеранты никогда не преуспели в том, чтобы сделать их тезис, охваченный большой массой населения. Но, конечно, это должно быть виной католического влияния!

Красивых молодых женщин в этот "этап" могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания - она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а "ищут печать дьявола".

«Непереносимость» средневековья, которую боролись самоназванные «свободные мыслители», была тем, что построил современный мир, где эти же свободные мыслители могут вырвать свою ненависть к католической церкви. Несмотря на предвзятую идеологию антиклириков, среди пожаров средневековья колокольни и купола собора возвышались до небес, были построены университеты, и были заложены основы современного мира, так что они подвели итоги тысячелетия, в которые «Философия Евангелия руководила народами», чтобы пожары инквизиции были криминальным упрощением.

Одна из пыток называлась "стул ведьмы", и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их "усаживали поудобнее".

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Но против предрассудков, - настаиваю я, - нет никаких аргументов. Роберт Беллармин и Св. Инквизиторы, как правило, уважали и уважали людей, которых восхищали люди. Однако Караффа и Бернардо Гуй умерли католиками и священнослужителями. Не ставьте хороший пример для всех. Сколько из них ненавидели люди, которые хотели, чтобы они умерли.

Но они были не единственными жестокими. Церковь, по сути, повторяю, создала Инквизицию только для исправления. Дело в том, что исправления неоднократно достигали пределов жестокости. Сегодня мы живем в жестоком мире, но не всегда миньоны не могут делать то, что они хотели бы. Сегодня уже невозможно наказать ереси со смертью, настолько, что они возникают изнутри Церкви во многих местах даже среди понтификов.

Второй этап - дыба. Жертву растягивали до тех пор, пока она не сдаст сообщников. Сдавали. Всегда. Часто несуществующих. Этот же этап предусматривал "дополнительные пытки за особые виды преступлений". Среди них отсечение конечностей, истязание щипцами и так далее.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли "особый приговор" - их сожгли без второго этапа пыток.

Церковь является великим сторонником мира, католическая религия и ее учение чисто и свято. Не всегда чистые и святые сердца, как и в прошлом, так и было. Инквизиторы действительно восхищались людьми. Прошу вас уточнить, верно ли это для католической религии. Не говоря уже о том, что учение имеет два лица. Понимаете, давайте отличать религии от сект. Протестантизм, согласно самому учению Церкви, есть религия. Конечно, даже для этого протестантизма нет веры. В науке религий есть персонажи, которые отличают религии от сект.

Мы знаем, что сегодня есть нечто, называемое экуменизмом, которое не видно с добрыми глазами, но это реальность внутри Церкви. Для протестантизма с приличием это ни добро, ни зло. Это не хорошо, потому что он не хранитель веры. Это не зло, потому что для практики зла ему нужно согласие сердца. Доктринальные разногласия между ним и католицизмом более чем обычны и обычны. Католическая религия чиста в своей доктрине, но когда священнослужители рисуют ошибочные выводы из совета или пастырского письма, искажая содержащуюся в нем действительность, католическая церковь может быть опасным оружием для простого.

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме "дьявол свернул шею" или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не "начать говорить".

Когда католическая религия проповедует доктрину, поскольку она проявляет себя в своей чистоте, католическая религия освящает и спасает человека. Потому что мы знаем, что есть злые священники и епископы. Они всегда существовали среди добрых и верных, не так ли? Католическая религия спасает и является единственной истинной, но если священнослужители, которые также являются Церковью в изменении доктринального смысла, развращают. Если мы добры и доктрины, религия хороша. Если еретические священнослужители не исправляются, религия перестает играть свою истинную богословско-доктринальную роль.

Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, - объяснила она.



Коллаж L!FE Фото: EAST NEWS.

Казни

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет - её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: "Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка". Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Христос есть Глава, мы, члены. Если больной человек встречается, вся Церковь страдает. Поэтому, если священнослужители злоупотребляют, Церковь становится средством для зла. Католическая религия не является ни хорошей, ни плохой, в то время как в ее членах. Мы находимся в Церкви, и мы - Церковь. Вы могли бы сказать мне: Ах, если вы что-то сделаете, перестаньте быть в Церкви! И те, кто пребывают в ней, ворчат в ереси и не получают ответа?

Потому что нам нужно распространять святость и доктрину Церкви, как она была открыта нам нашим Господом. Существует ли католическая религия, Чарльз, пылкая, а еретики проповедуют ложное учение, такое как «богословие освобождения» внутри него? Потому что теология освобождения в соответствии с этими священниками и епископами, которые следуют этой цепочке, находятся в динамике веры, в динамике, то есть в силе! Были ли у них плохие намерения? Может быть, даже с хорошим намерением. Это тепловатая церковь, потому что прелат не запрещает, напротив, Мауро Морелли восхвалять в союзе с бенедиктинским архиепископом, экс-президентом линии.

Любого судью, который пытался признать "ведьму" женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к "перестаравшимся" палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха - отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

7 правил "настоящего судьи"

Если заключённый отказывается говорить, нужно продемонстрировать ему другие пытки.
Судья мог пообещать ведьме сохранить жизнь. Но на самом деле речь шла о вечном заключении на хлебе и воде.
Если обвиняемый говорит, что нездоров, - плесните ему кипятком в подмышки.
Судья не должен отказываться от всей строгости пыток, даже если опасается, что обвиняемый умрёт.
Чтобы заключённый не совершил самоубийства, рядом с ним всё время должна находиться стража.
К молодым ведьмам можно проявлять снисходительность. В частности, можно заменить казнь вечной ссылкой девочке 9–12 лет. Или сжечь её, но минуя некоторые этапы пыток.
Беременным ведьмам можно откладывать казнь до того, как ребёнок родится и ему исполнится месяц.

МАТЕРИАЛЫ

Продажные монахи-судьи заставляли свои жертвы признаваться в не совершенных ими преступлениях, обещая, что в случае «признания» они будут освобождены. Несчастные жертвы религиозного изуверства под влиянием пыток нередко действительно «признавались» в колдовстве, в связях с дьяволом. Но и после признания их сжигали на кострах.

Книга «Молот ведьм» - это творчество двух «ученых» католических монахов. Оно одобрено церковью и служило руководством для церкви в ее борьбе с «ведовством». В Германии жители многих городов были устрашены преступными деяниями инквизиторов Шпренгера и Инститориса и не пустили к себе этих мерзавцев. Тогда папа Иннокентий VIII издал 5 декабря 1484 г. специальную буллу (послание), в которой требовал свободы действий для инквизиторов. Эта булла навсегда останется позорным памятником мракобесия и преступлений римской церкви и пап. Булла начинается с подтверждения всех сказок о ведьмах. Вот начало этой папской буллы: «Всеми силами души, как того требует пастырское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие далеко искоренялось из среды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, особенно в Майнцском, Кельнском, Трирском, Зальцбургском и Бременском округах очень многие лица обоего пола… впали в плотский грех с демонами… своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних животных и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания..» Дальше папа велит жителям Германии пустить к себе инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера для уничтожения ведьм. Сами папы (Иннокентий VIII, Александр VI, Лев X, Адриан VI и другие) поддерживали и распространяли сказки о ведьмах.

В результате этой деятельности пап и церкви по всей Европе на кострах были сожжены десятки тысяч невинных женщин. Сжигали даже 7–11-летних девочек, которых тоже обвиняли в связях с дьяволом. Приведем несколько примеров. В 1577 г. в Тулузе (Франция) было сожжено 400 «ведьм», среди них девочки семи, восьми и десяти лет. В 1546 г. в Женеве (Швейцария) сожгли 500 «ведьм». В Швеции в 1669 г. в селении Мора обвинили в ведовстве 300 детей, суд инквизиции сжег 84 женщины и 15 детей. В Германии в Страсбургском округе за 5 лет (с 1630 г. по 1635 г.) католическая церковь сожгла около 5000 женщин .

Преследование ведьм было и средством борьбы церкви с ересью, т. е. с опасными для церкви учениями.

Немецкий исследователь Геннинг пишет: «Южная Франция, родина еретиков-альбигойцев, прослыла очень скоро и областью ведьм; поэтому именно здесь загорелись первые костры. Первое крупное ауто-да-фе ведьм имело место в Тулузе в 1275 г., когда пытками удалось вынудить у слабоумной пятидесятишестилетней Анжелы де-ля-Барт признание, что она каждую ночь имела общение с дьяволом и родила от него чудовище с головой волка и хвостом змеи, питающееся детьми, которых она крала для этой цели. В Каркасонне между 1320 и 1350 годами было сожжено более двухсот ведьм. С начала XV столетия преследование ведьм стало настоящей эпидемией; в Валлисе за полтора года сожгли двести человек (1428–1429), в Дофинэ до 1447 года было привлечено к суду 57 мужчин и 110 женщин, и большая часть из них сожжена или утоплена… В 1430 г. ведется большой процесс ведьм в Савойе и Ваадте, в 1459 г. в Аррасе, где сожгли много мужчин и женщин новой секты за посещение ночных шабашей в лесах. Пытками вымучивают такие признания, что становится ясным… что понятие о ведовстве уже точно и подробно разработано церковью» . Все это творилось по указанию и с благословения церковных соборов. Еще в конце XVIII в. (в Испании, например) сжигали на площадях женщин, обвиненных в связях с дьяволом.

«Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 г. и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падерборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельзе в Баварии в 1582 г. один только процесс привел на костер 48 ведьм (т. е. обвиненных в ведовстве. - М. Ш.) В небольшом имперском городке Нердлингене от 1590–94 гг. было казнено 32 человека колдунов и ведьм. После этого, - говорит бургомейстер Ферингер, - «колдовство было уничтожено с корнем и семенем». В Брауншвейге между 1590–1600 гг. сожгли столько ведьм, что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберге в одном 1612 г. сожжено 22 ведьмы, а в 1597–1676 гг. всего 197. В городке Оффенбурге в 4 года, 1627–1630, 60 человек, обвиненных в колдовстве, погибло от руки палача. В Ротвейле в XVI столетии в течение 30 лет было сожжено 42 ведьмы и колдуна, а в XVII веке в 40 лет - 71 человек. В крошечных городках Визенштейге и Ингель-фингейне в один раз сожжено: в первом 25 (1583 г.), а во втором 13 колдунов и ведьм. В Линдгейме, считавшем 540 жителей, с 1661–64 гг. сожжено 30 человек. Фульдский судья колдунов Бальтазар Фосс хвастался, что один сжег 700 человек обоего пола и надеется довести число своих жертв до 1000. В графстве Нейссе с 1640–51 гг. сожжено около 1000 ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютце умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке сожгли в 1640 г. 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в своем имении в Гольштейне 18 ведьм. По дошедшим до нас документам, в епископстве Бамберге при населении в 100 000 человек сожжено от 1627–30 гг. 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском в 3 года (1727–1729) более 200, среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола. Вот как перечисляют их в актах процесса: «жена канцлера, дочь Эйхштадтского канцлера, Фогт, чужестранная девушка 12 лет, советник, толстейший вюрцбургский бюргер, маленькая 9-летняя девочка, ее младшая сестра, мать обеих девочек, бургомистерша, два молодых дворянина фон-Рейценштейн и фон-Ротенган, Гебель Бабеле, красивейшая девушка Вюрцбурга, студент, знавший множество языков, отличный музыкант, начальник госпиталя, весьма ученый человек, два маленьких сына советника, его взрослая дочь и жена, 3 каноника, 14 соборных викариев, слепая девушка, толстая дворянка, доктор теологии и проч.». Последнее сожжение в огромных размерах: было устроено архиепископом зальцбургским в 1678 г. При этом жертвою святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще по крайней мере столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры, на которых погибали тысячи людей, обвиняемых в колдовстве. Мы не преувеличим, если определим число жертв в 100 000 человек».

В 1609 г. в Стране басков (Испания) за короткое время сожгли 600 «ведьм», в Тулузе (Франция) были дни, когда сжигали по 400 «ведьм» в день. В Женеве (Швейцария) с 1542 г. за короткий промежуток времени сожгли около 500 женщин, в Берне с 1591 г. по 1600 г. сожжено 311 «ведьм» .

Историк испанской инквизиции - Льоренте сообщает о массовых случаях сожжения церковью в Испании женщин и девочек, обвиненных в ведовстве. Льоренте, сам верующий католик, признает: «…Было очень много процессов, в которых арестованные за это преступление признавались в совершении этих полетов и в вещах еще более изумительных. Но я твердо верю, что их разум был поврежден силой иллюзии и что это умственное расстройство придавало реальность картинам, рисовавшимся в их фантастическом воображении» .

Дошло до того, что король Карл V, «разумно убежденный, что невежество, в котором служители культа оставляли народ, было одной из главных причин этих преступлений», предложил (в 1527 г.) монашеским орденам послать способных проповедников для проповеди в народе против ведовства. «Но где можно было найти слуг евангелия, могущих доказать легковерным умам, что в действиях колдунов существует одна иллюзия» , когда сами «ученые» попы в это верили.

Учением о ведьмах и вездесущем дьяволе церковь способствовала росту суеверия и дикости. Она являлась виновницей массовых психозов, время от времени охватывавших целые области.

Ведовство было сильным орудием укрепления влияния церкви. Папы, епископы, попы и монахи изо дня в день твердили верующим, что повсюду орудует дьявол и что одна только церковь может спасти от его козней. А за это «спасение» нужно было попам платить. Забитое и порабощенное, темное и суеверное крестьянство верило этим сказкам попов.

Ведовство было орудием церкви и в ее борьбе против неверующих, отказавшихся от религии, и против политических противников.

Не безынтересно, что в XVI в. Лютер, выступивший в Германии против папства по многим вопросам вероучения и культа, в вопросе о ведьмах и дьяволах был целиком согласен с католическими попами. Лютер поддерживал все подлые человеконенавистнические сказки католических попов и монахов о ведьмах и требовал их сожжения. И действительно, массовые сожжения ведьм происходили и в протестантских странах. Не только католические, но и православные, и иудейские, и мусульманские, и ламаистские попы, как и попы других религий, считают себя «специалистами» по борьбе с дьяволом. В России православные попы тоже отправляли немало женщин на костры по обвинению в ведовстве. Еврейские раввины до сих пор (особенно так называемые «цадики» - святые) считают себя способными изгонять дьявола из «одержимых», т. е. мучить больных женщин. Разного рода проповедники христианских сект тоже занимаются таким шарлатанством.