Новый год в Ижевске: Базы отдыха, где можно встретить праздник и отдохнуть в каникулы. Детский оздоровительный лагерь «Дружба»

КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД

В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.

Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.

Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".

Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).

Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"

И www.astromeridian.ru "

Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.

Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали

Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.

Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.

После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.

С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).

Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йo Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.

Шорт миськон

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.

Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.

Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.

Лудэ лэзён

Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.

Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Тулыс Геры - обряд весенних работ

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.

Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже - ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука - просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые - соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года - это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода - Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда - предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых - это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» - выйдет замуж за бедного, если «короб» - за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Катание с горы.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Украшение елки

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

ЛЫМЫНЫЛ (СНЕГУРОЧКА)

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

Вся Россия , и Удмуртия в частности, уже отпраздновала Новый год. Но в нашей республике, помимо традиционного праздника, прошел и очень необычный – межнациональный Новый год.

Всего в Удмуртии насчитывается 30 национальных культурных объединений, в этом году, к сожалению, все на межнациональную елку прийти не смогли.

Как и в каждом доме, посреди зала, в котором проходило торжество, была установлена нарядная ель. Но не до конца украшенная – на ней по ходу праздника появлялись игрушки, потому что каждый выступающий от своего народа артист вешал на «нарядную» по символическому украшению.

В зале народы мира разделили на условные секторы – славяне, финно-угры , тюркские народы, греки и представители романо-германских народов.

Перед началом торжества всех собравшихся поздравил министр национальной политики Удмуртии Владимир Завалин.

Первыми выступали славяне со всевозможными песнями и плясками. После них на сцену вышли финно-угры. Они порадовали собравшихся частушками на удмуртском языке, а в конце спели песню про сохранение родного языка. И не просто песню, а переведя ее при этом на три финно-угорских – мордовский, марийский, удмуртский и… русский языки.

Тюркские представители общин зажгли зал танцами, а представитель азербайджанской общины спел песню.

Одним из самых познавательных конкурсов праздничной программы стала викторина с вопросами и заданиями для дружественного соперничества, где славяне проверили ум и смекалку тюркских народов, тюркские народы заставили поломать голову армян, а немцы задали каверзные вопросы финно-угорским народам.

После окончания творческой части участники новогоднего вечера собрались за праздничным столом, чтобы отведать традиционные новогодние праздничные угощения и напитки в национальном стиле.

Это совместное мероприятия Министерства национальной политики Удмуртии и Дома Дружбы народов, - рассказал министр национальной политики УР Владимир Завалин . – Дом Дружбы народов наше подведомственное учреждение. Мы финансируем, помогаем в организационном плане. Сегодня здесь собрался актив национальных культурных объединений, не каждый день удается с ними встречаться. Каждый разговаривает на своем родном языке, показывает культуру, традиции своего народа. Почему у нас происходят межнациональные конфликты – мы плохо знаем культуру друг друга. И чем чаще такие объединительные мероприятия проводятся, тем больше это сплачивает разные народы.

Традиционный Новый год Владимир Николаевич отмечает по-семейному – уезжает в родную деревню к матери. И, по традиции, запекает гуся в русской печи.

Всем крепкого здоровья и, главное, чтобы мы любили и уважали друг друга независимо от национальности, - пожелал на прощание Владимир Завалин всем жителям Удмуртии.

Как же отмечают Новый год разные народы мира?

Куратор тюркских народов, представитель Дома Дружбы народов:

У мусульман Новый год – это Науруз-байрам, который проходит 21 марта каждый год. Это очень древний праздник, его история уходит корнями еще в язычество. Он символизирует успешное завершение старого и начало нового. Это очень символично, что его отмечают именно в марте – это весна, начало всего, начало новой жизни. Ну и, конечно, по традиции гуляем и 31 декабря.

Узбекистан :

В Узбекистане Новый год отмечают весной, 21 марта, - рассказал представитель общины Ураз Ташанов . – Хотя и 31 декабря мы тоже гуляем – привычка с советских времен. А весной мы, таким образом, встречаем новый урожайный год.

Корейское национально-культурное общество «Мугунхва», Алена:

В Корее НГ обычно отмечают два дня – 1 и 2 января. Мы соблюдаем обычаи – накрываем стол предкам, отдаем им почести, благодаря за все, что они для нас сделали. После этого все едят, а дети одевают национальные костюмы и делают поклон взрослым в знак уважения и благодарности. Потом начинаются гулянья, так же как и везде. То же самое, что и у русских. Раньше НГ отмечался 14 дней, но в современном мире он сократился до 2 дней. Когда наступает НГ, все дети стараются приехать из других городов и отдать дань уважения своим родителям.

Республиканский центр российских немцев в Удмуртской Республике «Wiedergeburt», Сельхова Ирина:

Новый год в Германии достаточно посредственный праздник, отмечают не особо ярко. Упор делается на Рождество, как семейный праздник, а Новый год обычно отмечает молодежь.

Заместитель директора по этнокультурной деятельности Дома Дружбы народов Татьяна Шкляева, удмуртское общество:

Удмурты отмечают традиционно, 31 декабря. Обязательно пекут шанежки, перепечи. Красиво оформляют стол, встречают дорогих гостей. Раньше удмурты встречали Новый год весной, как и мусульмане.

Фотогалерею смотрите здесь.

Новый год - время чудес. Даже материалы «Комсомолки» приобретают праздничный оттенок. Этим мы и воспользовались: попросили неприступных представителей власти скинуть маски деловых людей и рассказать о том, как они собираются встретить Новый год. Оказалось, все очень просто, по крайней мере, на словах - все празднуют с семьями за традиционным «тазиком» оливье и тарелкой пельменей. Разве что продукты дороже. А ценности - все те же.

Александр Волков, Президент Удмуртии:

По традиции, у меня дома собирается семья - дети, внуки, сваты, - это порядка 30 человек. Первый бокал мы поднимем в 18.00 со словами благодарности уходящему году - за то, что все живы, здоровы. Потом поднимем второй бокал за наступающий Новый год, чтобы он был лучше, чем уходящий. И в 12 часов выйдем на улицу к школе в Липовой роще. Там погуляем, пустим фейерверки, выпьем шампанское. Около трех часов уже разойдемся.

Александр Соловьев, председатель Госсовета Удмуртии:

Новый год для меня всегда семейный праздник. В этот вечер к нам приходят дочери с мужьями и детьми. Мы обязательно встречаем праздник и по удмуртскому времени, и по московскому. Потом дети выходят пускать фейерверки. Я как-то даже переодевался Дедом Морозом , но внуки меня тут же узнали! Кстати, я часто вспоминаю один забавный новогодний случай. Один раз 31 декабря мы с друзьями решили поохотиться на кабана. Но пока караулили животное, частенько вместе собирались под елкой и под праздничное настроение выпивали и закусывали. В итоге, кабан просто убежал, и домой мы вернулись без добычи. Но до боя курантов все же успели дойти до семей!

Александр Ушаков, Г лава Ижевска:

По традиции встречу новогоднюю ночь в кругу семьи и друзей. Для меня Новый год это домашний праздник. Главное достижение 2012 года для меня - я научился ловить судака. Осенью у меня были хорошие результаты. Летом - велосипед и плавание. Зимой для себя только что открыл сезон на горных лыжах.

Денис Агашин, сити-менеджер Ижевска:

2013 год я буду встречать в кругу семьи, быть может, на какой-нибудь праздник съезжу. Главная традиция - отмечать и радоваться. Блюда самые обычные - мандарины, оливье, пельмени, все, как в детстве. Читателям «Комсомольской правды», особенно тем, кто живет в Ижевске , могу пожелать здоровья и счастья. Чтобы те цели, которые они поставили на 2013 год, осуществились. Чтобы в ночь с 31 декабря на 1 января они загадали желание, и оно действительно исполнилось.

Иван Маринин, заместитель главы администрации Ижевска по ЖКХ:

- Традиционно 31-го дежурю. Это один из самых напряженных дней, потому что многие граждане предпочитают проводить его весьма активно. Так что городские службы должны быть начеку. Последние пять лет другой традиции нет. Конечно же, Новый год - это семейный праздник. Если дежурство будет спокойным, то 1-го января соберемся за праздничным столом в своем кругу. Кроме традиционных здоровья и счастья, хотелось бы пожелать всем терпения, умения в наш неспокойный век правильно относиться к негативным моментам. Жить надо более спокойно и больше обращать внимания на такие базовые ценности, как семья, здоровье и дети.

Наталья Кузнецова, депутат Государственного Совета Удмуртии:

- Новый год буду встречать со своей дочерью, зятем и четырьмя внуками. Я еду к ним в гости. Дело в том, что дочь живет в Германии . Но я надеюсь, что на столе будут простые русские блюда. Думаю, это будут пельмени и шашлык. 2013 год, считаю, будет таким, каким мы хотим его видеть. Потому что я убеждена - какие задачи человек ставит, как он их пытается выполнить, такой результат он и получит. Понятно, что все задуманное реализовать не получится, но чем выше планку мы ставим, тем выше прыгнем. Поэтому желаю, чтобы планки всегда были высокими и чтобы нам удавалось их перепрыгнуть.

Тур для семейной аудитории и детей старше 6 лет. В рамках проекта FreeAgers берем детей от 10 лет без сопровождения взрослых.

Состав тура: транспортное и экскурсионное обслуживание, входные билеты в музеи, проживание в двух отелях (двухместные номера с раздельными кроватями или двухспальные) , питание по программе. Не включено: билеты на поезд и билеты в цирк.

Стоимость тура: взрослый с учетом предоплаты - 10 600 рублей, школьный - 10 300 рублей, дошкольник - 10 050 рублей.

Минимальная группа - 25 человек, максимальная 25 - 30 человек.

Билеты на поезд приобретаются самостоятельно, на детский и школьный билет действует 50% скидка на проезд + стоимость постельного белья, от 10 лет при посадке нужна справка из школы. Билеты можно приобрести на сайте РЖД . Стоимость билета в плацкартном вагоне от 1800 рублей до 2 800 рублей в одну сторону. Туда и обратно стоимость билета - около 3 600 рублей. Стоимость детского(школьного) билета около 2 100 рублей. Туда: поезд из Москвы в 17:38. Обратно: поезд из Ижевска в 16:40.

Предварительный день, суббота, 29.12.2018 года

  1. 17.38. Посадка в поезд на Казанском вокзале, станция метро "Комсомольская". Время в пути - 17 часов.

Первый день, четверг, 04.01.2018 года

  1. 11.40 прибытие в Ижевск по местному времени.
  2. Встреча с местным гидом.
  3. 12.00. Посещение Национального Цирка Удмуртии. Билеты в стоимость не включены. Или свободное посещение музея.
  4. 14.00. Обед.
  5. 14.45. Выезд в Воткинск.
  6. 16.00. Посещение музея Чайковского .
  7. 16.10. Театрализованная экскурсия "Сцены из жизни семьи Чайковских". Гости познакомятся с домочадцами Чайковских, узнают подробности о жизни семьи из первых уст. Пышные платья ушедшей эпохи, цитаты из писем и воспоминаний самих Чайковских и их современников очаруют всех без исключения.
  8. 17.30. Заселение в отель "Жемчужина".
  9. 18.30. Ужин в отеле.
  10. Свободное время, прогулка вдоль набережной.

Второй день, пятница, 05.01.2018

  1. 09.00 - 09.30. Комплексный завтрак в отеле. Выселение из отеля.
  2. 10.00. Выезд в Шаркан.
  3. 11.00 Путешествие в первую культурную столицу финно-угорского мира в деревне Ст-Быги. Дегустация удмуртской кухни - чаепитие с табани. Встреча с фольклорной группой.Игры, песни, участие в обрядах, мастер-класс по изготовлению оберега
  4. Посещение Усадьбы Тол Бабая с интерактивной программой: Дом Тол Бабая, Дом Обыды, удмуртской Бабы Яги. В программу включен прокат тюбинга 30 минут или один круг верхом на лошади. За дополнительную плату: прокат тюбингов на оборудованной шестиполостной горке, катание на снегоходах, на лошадях, ледяной городок, Тарзанка. Полный список можно прочитать
  5. Обед.
  6. 17.00. Выезд в Ижевск.
  7. 19.00. Заселение в гостиницу "Нарцисс".
  8. 19.30. Ужин.
  9. 20.15. Посещение бассейна и две саун в отеле. Сеанс рассчитан на два часа для всей группы.

Третий день, суббота , 06.01. 2018

  1. 08.30 - 09.30. Комплексный завтрак в отеле. Выселение из отеля.
  2. 09.30. Обзорная экскурсия по городу на автобусе.
  3. 12.00. Новогоднее представление в цирке. В стоимость тура не включено. Билеты от 500 до 1 100 рублей. Средняя стоимость- 800 рублей. Будет осуществляться предварительное бронирование мест с выкупом в кассе цирка в день представления.
  4. 14.40. Обед.
  5. 15.20. Посещение Национального музея Удмуртской Республики . Музейный квест "Путешествие в прошлое". Участникам игры необходимо собрать в залах музея "ключи" к разгадке интересного факта из истории старейшего в городе здания Арсенала, в котором находится музей. Для получения "ключей" нужно выполнить игровые задания на исторических станциях. Первая станция - археологическая, где участникам, как настоящим археологам, нужно обнаружить подлинные артефакты и определить их назначение. На этнографической - познакомиться с традиционными занятиями удмуртов, сплести оберег своими руками, сыграть на древнем инструменте. На ярмарочной площади познакомиться с предметами быта ушедших эпох, элементами традиционной одежды торговцев разных национальностей, найти купеческий клад. В гимназии начала XX века - познакомиться с учебной формой и школьными принадлежностями учеников тех времен, попробовать писать стальными перьями.
  6. 17.00. Прибытие на вокзал Ижевска.
  7. 17.40 Посадка на поезд по местному времени. Время в пути - 17 часов, 28 минут.