План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие "Волшебница -вода". Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода

Наталья Канева
Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства» (старшая группа)

.Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства »

Цели и задачи :

Интеграция О . О :

ОО «Познавательное развитие»

Развивать познавательно – исследовательский интерес

Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Показать, что вода может быть в трех состояниях : жидком, твердом, парообразном.

Развивать любознательность, мышление

Воспитывать бережное отношение к природе

ОО «Речевое развитие»

Ввести в активный словарь детей слова : глобус,пресная, жидкость, прозрачная.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности

Учить детей рисовать облака, используя нетрадиционный прием «рисование свечкой»

Развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук

Выполнять движения в соответствии с текстом,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Развивающие : развивать мышление и творческое воображение;

Воспитывающие : воспитывать интерес к природе и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Материалы : Глобус, яблоко,нож для разрезания яблока, «облако» ,картинки с изображение состояния воды в разное время года, фонограмма песни «Облака –белогривые лошадки» . Стаканчики с соленой и пресной водой, одноразовые тарелки, губки, лист бумаги, акварельные краски, свечи, кисточки, подставки под кисточки,салфетка - на каждого ребенка.

Предполагаемый результат :

Образовательные :

Закрепление представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса ;

Обогащение словарного запаса;

Формирование некоторых обследовательских действий

-.интерес к рисованию свечой .

Воспитательные :

Воспитание бережного отношения к воде;

Предварительная работа.

1. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.

2. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

3. Беседы на темы : «Где можно встретить воду» , «Кому и чему нужна вода » , «Для чего нужна вода » , «Кто живёт в воде» .

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода . Когда наступают морозы, на траве по утрам появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода , только замерзшая, твердая. По небу неторопливо плывут облака – вода , превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на Земле когда- то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным. Одним словом,вода- это жизнь !

Воспитатель берет глобус и спрашивает у детей :

Вы знаете что это? (ответы детей) .

Воспитатель просит ответить ребят :

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей : Голубой цвет – это вода , а коричневый – суша, земля.

Воспитатель.: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей)

Представьте, что это яблоко (показывает) наша планета Земля. Оно такое же круглое и немного сплющенное сверху и снизу (воспитатель разрезает яблоко на 4 части.) Одна часть- это суша, а три других - вода . Дети делают вывод : на нашей планете воды много.

Воспитатель : У вас на столе стаканчики с водой. Возьмите белые стаканчики и попробуйте воду. Какая она? (соленая) . А сейчас попробуйте воду из прозрачного стаканчика. Какая она на вкус? (не соленая, пресная) . Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи? (ответы детей) .

А сейчас посмотрите на эти 3 кусочка яблока. Что они у нас обозначали. Правильно. Воду. Я отрежу от одного из них небольшой кусочек. Оставшиеся кусочки - это столько на земле соленой воды, непригодной для использования. А маленький кусочек - это пресная вода , вода , которую можно пить. Дети делают вывод : воды на планете много, но чистой, питьевой мало. Вывод : воду надо беречь.

В : Вода – настоящая волшебница, она умеет быть разной. Отгадайте, пожалуйста, загадки о разных состояниях воды в природе.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (Лед)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю напоил (Дождь)

Какой это мастер на стены нанес

И листья и травы, и заросли роз. (Мороз, морозные узоры)

Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные состояния воды. Воспитатель еще раз подчеркивает, что снег, дождь, туман, иней, сосульки, лед, морозные узоры – это все вода .

Посмотрите, к нам с неба спустилось облако. Хотите отправиться в путешествие на нем? Запрыгивайте на него. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. (Звучит песня «Облака - белогривые лошадки» ). Облако перенесет нас в лабораторию

В : Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол) .

В. Перед ними лежат тарелки слегка влажными губками.

В. Вы знаете, как образуется дождь? (После ответов детей) . Высоко в небе плывут облака. А облака - это много- много- много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается много, они становятся тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождем. И мы с вами попробуем сделать дождь.

В. На что эти губки похожи? (ответы детей) Они вам не напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба? Потрогайте губку сверху и снизу. Сверху она сухая и слегка влажная снизу, как настоящее облако.

В. Сожмите губку. Почему из такого «облака» не идет дождь? (ответы детей) Потому что в «облаке» капелек мало.

Воспитатель показывает, как добавить в «облако» немного воды (наливает из стаканчика немного воды на губку) . Дети повторяют за действиями воспитателя.

В. Что произойдет, если сжать губку? (Дети проверяют свои предположения опытным путем)

В. Получается дождь, но он пока несильный. А если вылить на «облако» всю воду? (Дети выливают на губку всю воду из стаканчика)

В. Что произойдет, если сжать «облако» ? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их, осторожно поднимая «облако» над тарелкой.)

В. Обратите внимание, как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжелыми для «облака» и выпадают дождем. Если губку сжать, получается дождь. (Дети могут опыт повторить несколько раз)

Воспитатель. Какой дождь получился? (сильный) Вот так все происходит и в природе : соберутся капельки воды вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

Воспитатель. Высушите, пожалуйста, руки салфеткой. Давайте отдохнем.

Игра «Дождь»

Ведущий показывает и рассказывает движения :

дождь шумит (дети потирают ладони- шуршат ими) ;

дождь капает (дети щелкают пальцами) ;

дождь идет (хлопают в ладоши) ;

дождь льет (ударяют себя ладонями по бедрам)

После разучивания этих движений воспитатель называет действия дождя (например, капает, дети выполняют движения (щелкают пальцами) и т. д.

Дети садятся за столы.

Я предлагаю вам нарисовать чудесное творение природы – облако не простым способом, а свечками.

Как вы думаете, какую форму имеют облака (Ответы детей) .

Сейчас я вам покажу, как нарисовать свечкой. Берем свечку и рисуем сильно прижимая облако, форму вы выберите сами во весь лист. Затем берем кисточку и закрашиваем только облако, чтобы не осталось белых пятен. Вот и стали видны наши облака. Они все разные, как и в природе.

Молодцы. Покажите все свои рисунки. Какие замечательные облака у нас получились.

А гостям мы дадим задание угадать, на что похожи ваши облака.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Вода – волшебница.

Разработала и провела:

Смирнова Н.А.

д. Каликино 2017

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-Волшебница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия:

Что вы сегодня узнали нового?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы узнали из опытов о воде?

А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.

Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.

Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.

Предварительная работа :

Рассматривание карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»

Оборудование и материалы :

Иллюстрации на тему «Вода »

Капельки воды, изготовленные из бумаги

Аудиозапись со звуками воды

Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля

Цветные карандаши, клей, салфетки

Заготовка панно «Речка»

Трафареты рыб

Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .

Место проведения : групповое помещение .

Ход занятия:

В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды)

В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Игра «Мама Тучка»

В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)

В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д : Круговорот воды в природе.

В : Где встречается капелька воды?

Д : В капельке дождя, речке, океане.

В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :

1)уголок природы :

В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?

Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .

В : Как мы даем растениям воду?

Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д : Они засохнут, завянут.

В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Где еще нужна вода в группе ?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В : Для чего нам там вода ?

Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В

Д : Да! (приклеиваем капельку)

3)игровой уголок.

В : А здесь где вода нужна ? для чего?

Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В : Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

4)к мойке младшего воспитателя

В : А здесь где вода нужна ?

Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В : Здесь оставим сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?

Д : Из крана.

В : А в кран как попадает?

Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В : Как называются эти трубы?

Д : Водопроводные (картинка) .

В : Повторим все вместе

В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д : Мы будем тратить много воды

В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

Не шуметь - этим мы мешаем другим

Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

Закончив наблюдение, сделать вывод

В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?

Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д : Чистой.

В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?

Д : Нет.

В : Чем она м. б. загрязнена?

Д : Грязными сточными водами (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д : Да.

В : Что для этого используют?

Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д : Вода становится чистой .

В : А что стало с марлей?

Д : Грязная стала.

В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д : Чистую.

В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?

Д : Тоже чистая.

В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт : прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт : есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт : есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт : вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В : Какой стала вода ?

Д : Сладкой.

В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д : Когда пьем чай за завтраком.

В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?

Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

-вода-растворитель

В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :

Физминутка : К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз-это брасс

Одной, другой - это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Творческая работа :

В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода !

В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Татьяна Котова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»

«Волшебница вода » .

(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )

Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.

г. Мирный ноябрь 2015г

Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .

3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.

Раздаточный материал :

одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.

Подготовительная работа :

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

2. Эмоциональная настройка детей.

Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

3. Постановка образовательной деятельности .

Стук в дверь. Принесли письмо.

Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .

Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».

Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)

Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :

Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?

Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?

А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)

Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .

Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .

Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .

Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .

Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .

Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.

Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.

(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)


Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)


Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)


Подводим итоги, делаем выводы.

Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)

Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.

Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.

Публикации по теме:

К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.