Конспекты занятий по бисероплетению в школе. Открытое занятие по бисероплетению "собери букет"

Тема: Аквариум. Рыбки.
Цель: совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания.
Задачи:
развивать творческую самостоятельность, чувство композиции, вызвать желание фантазировать,
закрепить умения и навыки плетения бисером рыбки;
воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.
Оборудование:
схемы (на доске и на партах);
рыбки;
цветовые схемы;
алгоритм выполнения работы;
бисер и проволока, ножницы, линейка, тарелочки;
музыкальное сопровождение (звук воды).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. Дети садятся за парты. На партах – ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.
2. Вводная часть
Педагог: Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). А сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете чем мы будем заниматься.
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
– Кто догадался, что это? (аквариум)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.(Рыба)
Тема нашего занятия «Плетение рыбок из бисера». _______________
В конце занятия мы с вами оформим аквариум нашими рыбками!
3.Разминка пальчиковая гимнастика «Рыбка»
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
4. Практическая часть
а) Объяснение правил техники безопасности:
- На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? Ножницы.
- Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
· нельзя работать неисправным инструментом;
· использовать инструмент только по необходимости;
· поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
· во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
· нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
· нельзя брать проволоку в рот;
· прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
б) Разбор схем в индивидуальном порядке.
в) Самостоятельная работа детей (дети берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
5 Гимнастика для глаз. (электронная)
6Творческая работа
а) Общение с детьми. В ходе работы педагог сообщает детям краткие информационные сведения из жизни рыб, например, сколько видов рыб существует, какие из них есть в нашем районе, какая рыба является самой крупной.
б) Оформление изделия (дети готовые изделия с помощью педагога помещаются в аквариум).
7.Подведение итогов.
Что нового узнали о рыбах?
Чему научились?

Занятие по бисероплетению «Друг из космоса»

Материалы и инструменты:

Салфетки, бисер, проволока

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа

Цель занятия:

Формировать навыки бисероплетения через творческое задание

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бисером и проволокой в технике параллельного и игольчатого низания;

Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Развивать сенсорные и моторные навыки;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход занятия:

1.Организация начала занятия(психологический настрой обучающихся)

Дети стоят

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поприветствуем друг друга

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

- Актуализация знаний

Садитесь на подушки.

(Включение видеофильма про инопланетянина)

Почему грустит Вася?(У него нет друзей)

Да, ведь даже инопланетянам скучно одному. Ему тоже нужны друзья.

3.Сообщение темы занятия

Давайте сегодня мы с вами попробуем смастерить друзей для Васи, чтоб ему не было скучно.

Занимайте свои места за рабочим столом.

-Анализ образца

Перед вами лежат схемы. Инопланетяне у нас получатся не похожи один на другого, поэтому и схемы у всех разные.

При изготовлении работ какие способы плетения мы будем использовать?(Параллельное плетение и игольчатый способ плетения)

Давайте вспомним, как плести параллельным способом? Игольчатым способом?

-Повторение ТБ

Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с бисером и проволокой?

1.До начала работы инструменты и материалы находятся в отведённом для них месте.

2.Следить за тем, чтоб не поранится острыми концами проволоки.

3.Нельзя бисер и проволоку брать в рот.

-Последовательность выполнения работы

Перед началом работы давайте разомнём пальчики

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев на правой и левой руке, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Первый ряд я для вас уже приготовила.

-Творческое применение знаний и умений

Опираясь на алгоритм, приступайте к изготовлению работы.

-Гимнастика для глаз

4.Итог занятия с оценкой проделанной учащимися работой (рефлексия)

Какие замечательные работы у вас получились. Придумайте имена для своих инопланетян.

Давайте наши поделки мы прикрепим на стенд, как будто инопланетяне водят хоровод.

(Педагог показывает детям бисерную игрушку Инопланетянина Васи)

Посмотрите-ка, пока вы работали, Вася прибежал к нам, ведь ему хочется поскорее познакомиться с его новыми друзьями.

(Педагог крепит Васю в центр хоровода)

Девочки, посмотрите, у меня на тарелочке лежат звёздочки и тучки. Сейчас вы подойдёте и возьмёте звёздочку, если вы легко и просто выполнили работу или тучку, если работа вызвала у вас затруднения.

Все молодцы, занятие окончено.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр «Импульс»

Конспект урока

Тема: «Основы бисероплетения»

для учащихся 1-4 классов

Объединения « Коллекция идей»

(Художественно-эстетического направления)

Декоративно-прикладное искусство

выполнила:

педагог дополнительного образования

Сапожникова Лидия Александровна

г. Хабаровск.

2014г.

Цель: Ознакомление с бисером. История бисера. Материалы для бисероплетения. Простые способы плетения.

Задачи:

Обучающая:

Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности бисера. Фурнитура для использования при бисероплетении.

Простые способы плетения бисера.

Развивающая:

Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательная:

- Воспитывать художественный вкус

Воспитывать положительную самооценку

Воспитывать аккуратность, бережливость, внимательность.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по наглядному показу (схеме))

Практический (работа по схеме)

Методическое обеспечение:

- Наглядные изделия из бисера (бисерные украшения, деревья, бабочки, цветы, стрекозы..и т.д.)

Книги и журналы по бисероплетению

Схемы простого плетения из бисера

Оборудование и материалы:

Проволока 0,3мм

Вид бисера 11/0; 8/0. цвет (зеленый)

Ножницы

Плоская емкость для бисера

Ход урока

  1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с бисероплетением.

Бисероплетение – это популярный вид творчества среди детей и подростков. Работа с бисером очень увлекательна, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков и памяти, фантазии и воображения.

2. Бисер – это мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки, проволоки или лески.

Размеры бисера.

Чем мельче бисер, тем больше его номер. Например, бисер 15/0 значительно меньше бисера с номером 6/0. Но бисер одного номера у разных производителей зачастую отличается по величине.

Цвет и форма.

Наиболее распространен круглый бисер, но бывает и треугольный, и цилиндрический, и шестиугольный.

Бисер бывает и прозрачный и непрозрачный. Изнутри и снаружи бисеринки могут быть покрыты медью, серебряной, золотой или цветной краской. Бисер матируют, придают металлический блеск, делают радужную окраску или перламутровую.

Для плетения используют:

Проволоку, леску, нитки, резинку. Нитки могут быть нейлоновые, хлопчатобумажные, шелковые, но плести из них можно с условием, что они достаточно прочны. Проволока – податливый материал, ей легко придать любую необходимую форму. Поэтому чаще всего ее используют для изделий с жестким каркасом, например, для плетения фигурок, изделий для декора интерьера, например бисерных деревьев.

3. История бисера:

Родиной бисера был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду до сих пор находят в древних гробницах. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распростронилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод под Москвой¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения царских нарядов.

4. Приготовим рабочее место и повторим технику безопасности.

Для того, чтобы бисер не укатывался и было легко нанизывать, нам понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Разложим бисер по небольшим плоским коробочкам или крышечкам (например от пластиковых контейнеров)

Техника безопасности:

Особое внимание уделяем месту для занятия рукоделием. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение .

  1. Физкультминутка.

Педагог:

Перед тем, как начать работу, сделаем физкультминутку:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То, на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

И на место тихо сели.

Педагог: Ребята, мы размялись, теперь приступим к работе:

  1. Простые приемы бисероплетения.

Способ «скрутка»

Веточка листьев из зеленого бисера

Нам понадобится проволока длиной 30-40 см.

Набираем 7 бисеренок зеленого цвета, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину «ножки».

Педагог показывает выполнение бисерного скручивания.

Затем на один из концов набираем еще 7 бисерин и точно так же обратным ходом скручиваем «ножку». Дойдя до ствола, делаем еще два, три оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец бисерины и скручиваем сначала «ножку», а потом центральную ветвь до расположения следующей боковой «ножки»

  1. Практическая работа:

Ученики выполняют задание.

Педагог обходит учеников, проверяет выполнения задания.

Корректирует выполнение задания.

По окончанию урока педагог отмечает старательность выполнения работы и аккуратность учеников.

Педагог: Ребята, вы все очень хорошо работали, уберите свои рабочие места, соберите бисер в коробку, проволоку сложите в специальный мешочек. Урок окончен, всем спасибо.

До свидания!

Итог урока :

Ученики познакомились с бисером, его историей.

Освоили простые приемы бисероплетения, способ «Скрутки».

Подготовили веточки листьев из бисера для дальнейшей работы по изготовлению бисерного дерева.

Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распространилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод ¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения нарядов.

Русские мастера делали мозаичные стекла, кольца, браслеты, бусы, вышивали картины, иконы, украшали пасхальные яйца и сувениры.

Венеция главный центр и поставщик бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.

Бисерные работы можно найти и у туземцев Америки, Африки, и Океании. Американские индейцы до сих пор отделывают парадное одеяние бисерной вышивкой. Их орнамент геометрический, или сильно стилизованный изображениями растений.

В современном мире центрами производства бисера считаются такие страны как Чехия, Тайвань и Индия. Новая эра в истории бисера и бисероплетения началась с основания производства бисера в Японии.

Историкам не известно кто именно придумал это Чудо – Бисер. Где, в каких измерениях, в какие времена зародилось пространство Бисерных Чудес. Бисер – это очень красивый, прочный и стойкий материал. Он не портится от времени, как ткань, не слишком чувствителен к свету, то есть не выгорает так сильно, как бумага, ткань или краска, и не ломается. Современные бисеринки могут создаваться не только из стекла, но и из самых разных материалов: драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, дерева, пластмассы…


Калякова Наталья Геннадьевна учитель технологии

МОУ «Большеигнатовская СОШ» республики Мордовия.

Разработка занятия по бисероплетению для учащихся 6 класса.

Волшебный бисер

Цели:

1 Познакомить с историей бисероплетения. Научить приему бисероплетения «низание по кругу».

2 Показать привлекательность бисера, как материала, широко используемого при выполнении изящных предметов.

3 Воспитывать точность, аккуратность. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: Бисер синего, красного, зеленого, желтого цвета, бусины произвольного цвета, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки, нитки «Мулине» зеленого цвета, клей «Момент», инструкционные карты, изображения цветка анютины глазки, выставка работ выполненных из бисера.

Межпредметные связи : биология, «Строение растения».

Методы обучения: рассказ,беседа, объяснение, работа в группах.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Ход занятия.

    Орг. момент .

    Знакомство с новым материалом.

Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы. Из какого материала они выполнены?

Из бисера разного цвета, разного размера.

— На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с одним из видов женских рукоделий- бисероплетением. (слайд 1).

Рассказ учителя:

Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. (слайд 2).В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».(слайд 3).
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме, в Греции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток - в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.

Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В России в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, но производство так и не стало массовым.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия.. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

Ни один показ мод сегодня не обходится без демонстрации изделий из бисера.В коллекцияхВ. Юдашкина, П. Раббано, Дж. Армани этот материал очень распространен.

Различают несколько видов бисера: Чистый бисер(слайд4), утопленный бисер(слайд5), мозаичный бисер (слайд 6), цветистый бисер(слайд7),.

Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?

Ножницы, проволока, леска, нитки…

Какие вещи можно сплести из бисера?

Цветы(слайды 11, 12), украшения для дома(слайды 13-16), бижутерию(слайды17,18).

4 Практическая работа

— Совсем скоро наступит весна, весело зазвенит капель, прилетят скворцы и на клумбах появятся первые весенние цветы.

Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?

Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…

— А мы с Вами сегодня попробуем ускорить приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветоканютины глазки .(показ плаката с изображением цветка анютины глазки)

Правила техники безопасности при работе с бисером:

— рабочее место должно быть хорошо освещено.

До начала работы бисер нужно разложить по цветам.

— для работы бисер насыпают на прозрачную салфетку.

Из каких частей состоит цветок?

Лепестков, тычинок, стебля, листьев.

Как окрашены лепестки анютиных глазок в природе?

Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по разному, например фиолетовый и желтый.

Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.

Для работы мы разделимся на две группы:

1 группа : В нее входят дети, владеющие навыками бисероплетения. Учащиеся выполняют из бисера зеленого цвета листья цветка. Инструкционная карта в приложении.

2 группа: учащиеся работают под руководством учителя.

Учитель:

— Мы с Вами познакомимся с одним из способов бисероплетения –«низание по кругу».

Выполнение цветка.

Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.

Лепесток.

    Возьмите проволоку длиной 30 см., нанижите на ее серединку 12 бисерин желтого цвета., соедините в кольцо, скрутите проволоку несколько раз.

    Нанижите на один конец проволоки 21 бисерину, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

    Нанижите на один конец проволоки 29 бисерин, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

Следующий лепесток выполняется самостоятельно, меняется цвет бисера на синий.

На следующем этапе учащиеся делятся на пары: один человек плетет еще один лепесток, а второй выполняет пестик.

Пестик.

На середину проволоки, длиной 20 см. нанижите крупную бусину, затем на каждый конец проволоки нанижите по 8 бисерин контрастного цвета(красный).Пропустите концы проволоки сквозь бусину и скрутите их под ней.

Сборка цветка.

Скрутите вместе концы проволок у 2 лепестков одного цвета, затем прикрутите пестик и три лепестка другого цвета. Обкрутите стебель цветка нитью зеленого цвета, кончик нитки закрепите клеем. Затем прикрутите листочки, выполненные учащимися 1 группы.

4 Итог урока .

Какие трудности встретились вам при выполнении цветка?

Какой этап работы показался вам самым интересным?

Довольны ли вы результатом работы?

— Я благодарю Вас за сегодняшний урок. Работая вместе, мы за 45 минут получили потрясающие цветы.

Давайте соберем их в один букет, и он будет напоминать нам о наступающей весне, когда под теплыми солнечными лучами распустят свои венчики настоящие первоцветы.

Инструкционная карта

Выполнение листика цветка анютины глазки в технике

«Низание по кругу ».

Для работы понадобится бисер зеленого цвета разных оттенков, проволока длиной 50 см.

Каждая девочка выполняет по 3-4 листика.

Выполняется аналогично лепестку:

1 петля- 10 бисерин

2 петля- 17 бисерин

3 петля- 23 бисерины

4 петля- 31 бисерина

5 петля- 40 бисерин

6 петля- 50 бисерин

оПИСАНИЕ

На середину проволоки набирают бисер для первой дуги, складывают низку петелькой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 1 ).

На один конец проволоки набирают рекомендуемое количество бисера для второй дуги, укладывают низку над первой дугой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 2 ).

Таким образом выполняют нужное количество рядов.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ « Аленький цветочек»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Занятие проводится с детьми 2-го года обучения , младший школьный возраст с 7 – 9 лет.

Форма занятия : урок-путешествие.

Тема : « Собери букет» (Полевые цветы.)

Цель : Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение.

Задачи:

бисероплетения на проволочной основе

    Развивающие - развитие творческого воображения, эстетического вкуса, формирование самостоятельного мышления

    Воспитательные – воспитание в детях любви к природе, знакомство с растениями родного края, воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания, объективной самооценки, взаимовыручки.

Методы : Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Приёмы: Игра-путешествие по волшебному лугу, беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.

Дидактический материал: презентация, готовые образцы поделок, схемы, книги.

Материалы и инструменты : Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки-рассыпушки, тарелочки для бисера.

Этапы работы:

Организационный

    Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, т/б.

    Тема, постановка цели и задач.

Подготовительный

    Беседа вступление.

    Просмотр презентации

Основной

    Игра-путешествие по цветущему лугу (теория, практика, закрепление полученных знаний).

    Динамическая пауза

Итоговый

    Подведение итогов занятия.

    Элемент сюрпризности – на прощание от все получают подарки.

    Цветограмма настроения.

Информационный

    Задание на дом.

    Тема следующего занятия.

Ход занятия

Организационный этап

Приветствие

Проверка подготовленности детей к занятию,

Техника безопасности.

Обозначение темы,

Постановка цели и задач.

Подготовительный этап

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. У нас в гостях методист Мальчевского Дома Детства и Юношества Клевцова Ирина Борисовна.

И прежде, чем начать объяснение нового материала, я хочу, чтобы вы разделились на 3бригады по 4 человека и выбрали себе бригадиров., это те ребята, которые смогут прийти на помощь в самую трудную минутку и отвечать за то, чтобы бригада работала добросовестно, качественно. За каждый правильный ответ на вопрос вы будите получать вот такие бонусы, и бригада набравшая большее кол-во бонусов в конце занятия получит приз, а дополнительный бонус будет вручен за дисциплинированность.

Ребята, Мы с вами изготовили уже очень много цветов. Скажите какие? (Фиалка, венерин башмачок, кактус)

Какие это цветы? (правильно комнатные.)

А еще? (Климатисы, ирисы, роза) (садовые) , а сегодня мы поговорим о цветах …..

Давайте прослушаем песенку догадаемся …..

Конечно же о полевых.

Основной этап.

(Слайд № 1)

Девченки и мальчишки,

А также их родители!

Букет цветов из бисера

В подарок, не хотите ли!

Создать комфорт, уют, покой-

Откажутся ли от такого!

Искусно подобрав и бусинку, и цвет

Его красой любой будет сражен.

Особый мир откроете для себя,

Когда работа сделана любя.

И вложены терпенье и душа

Неповторимым станет доброе творенье.

(Слайд №2)

    Полевые цветы не так ярки, не так пышны, и может быть, не так бросаются в глаза, как декоративные. Но их скромная красота неизменно притягивает взгляд.

(Слайд №3)

    Они неприхотливы и не требуют никакого ухода. Часто их высаживают даже на клумбах - именно благодаря своей выносливости и неприхотливости они замечательно растут и цветут самостоятельно, радуя глаз долгое время.

(Слайд № 4)

Давай пройдёмся медленно по лугу

И, «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А, чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Подумайте, почему я прочла именно это стихотворение. Посмотрите, как много на лугу красивых цветов и трав. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Почему? Кто догадался и может мне сказать?

Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям: исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга – красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше уголков с первозданной природой, поэтому к природе надо относиться бережно, трогательно.

Сейчас я загадаю вам загадки, а вы быстро скажите ответ

(Слайд № 5)

Стоят кругом сестрички

Желтые глазки, белые реснички. (ромашка)

Горел в траве росистый, потом померк, потух, и

превратился в пух. (Одуванчик)

Дикой розой называют, Как лекарство применяют. (шиповник)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (подснежник)

Меня называют царицей цветов.

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов

Но кто ж не простит мне колючих шипов? (роза)

Головка голубая и длинный стебелек.

Ну кто его не знает?

Это... (василек)

А теперь скажите, какие из этих цветов полевые?

(ответы детей ромашка, одуванчик, колокольчик, василек)

(Слайд № 6 - 8)

Цветочек ромашка, послушайте легенду об этом цветке:

«… Ромашка любима многими народами, но наибольшую любовь она

нашла в России, где считается национальным цветком. Слово ромашка происходит от латинского «романа», что означает «римская». Это название к нашим предкам перешло от поляков, причем очень давно. Уже в «Травнике Любчанина» (1534 год) цветок значится, как романова трава, романов цвет. Сейчас слово «ромашка» воспринимается, как исконно русское. Согласно народному преданию, она вырастает там, где упадет с неба звезда. Этот цветок издавна любили и на Кубани. Он считается символом красоты и молодости. На свадьбе подружки невесты должны были быть в венках из маков и ромашек… » Вы, наверное знаете, что ромашка еще и лекарственное растение. Она обладает противовоспалительными свойствами.И многие девченки гадают на ромашку.

Слайд (9 – 12)

Как же выполнить ромашку из бисера? Давайте внимательно рассмотрим цветок. Какого цвета у него серединка, лепестки и листики? Сколько лепестков?

Лепесточки можно выполнять параллельным низанием или петельным, а еще французским плетением.

(Слайд № 13)

Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к ромашке осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы цветок.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!

(Слайд № 14 – 17)

Я хотела бы рассказать вам пару легенд про этот удивительный цветок.

Близился вечер. Выбиваясь из последних сил, устало тащилась заморенная лошадь. А молодой статный парень Василий будто и не трудился с раннего утра. Легко и уверенно ступал он бороздой, как бы играя рукоятками сохи. Как не заглядеться на такого молодца?

Оставив все свои хлопоты, любовалась красавцем пахарем русалка. Издали, несмело, укрывшись за камышами, с самого утра неотрывно следила она за

ним, а когда Василий, окончив работу, подошел к реке умыться, не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе.

Полюбили они друг друга. Во всем у них было полное согласие, только вот никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в родную ей водную стихию, а он твердо стоял на своем: поселимся у пашни.

Вовсе извелись они в спорах. Наконец, поняв, что неуступчивый Василий никогда не подчинится ее настояниям, русалка решилась на последнюю крайность: она превратила его в скромный голубой цветок. Не раз глядя, как капли дождя, собираясь ручейками, сливаются в реки, она надеялась, что и голубой цветочек - Василий - в конце концов придет в ее дом. Однако ожидания ее не оправдались, василек крепко держится корнями за родную пашню.

Такова украинская легенда. Чем-то схожа с нею, но совершенно другого содержания легенда, родившаяся на Руси.

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: "Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы - благоухание и цвет, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья".

"Я тебе благодарна, - отвечала нива. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви".

"Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе". Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам и шепчут им нежные слова.

Прелестный, синий, как небо, цветочек этот служит необходимой принадлежностью и верным спутником ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается.

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

С. Дрожжин

В природе насчитывается около 700 видов васильков. Например, у василька лугового цветки малиновые, а у василька, который называется фригийским,- цветы фиолетово- малиновые. В европейской части России и в Западной Сибири встречается василек русский - высокое, иногда до 2 метров в высоту, растение с желтыми цветками. Есть васильки белые и даже черные.

А теперь давайте полюбуемся на многообразие форм и цвета это цветка.

Пришло время «вырастить» с помощью проволоки и бисера этот удивительный цветок.

Рассмотрим схемы изготовления цветка Василек.

(Слайд № 18- 22)

А вот и загадочные листочки, скрывающие от нас жителя полянки. Послушайте внимательно.

Их видимо – невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Ответы детей. Анализ и разбор образца. Изготовление.

А пока мы с вами займёмся изготовлением незабудок.

Рассмотрим инструкционные и технологические карты изготовления цветов, они помогут нам быстро справиться с заданием.

Идёт практическая работа, в ходе которой педагог даёт необходимые консультации индивидуально каждому ребёнку, оказывает помощь.

Во время самостоятельной работы педагог рассказывает легенду о незабудке.

…Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

Не забудь меня Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

Хорошо, - сказала богиня, - будь Незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину…

Педагог: Девочки, давайте сделаем динамическую паузу.

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево – вверх – направо – вниз, затем в обратном направлении. Движения делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

(Слайд № 23 – 29)

А вот и новый обитатель полянки

Я лиловенький цветочек,

Очень узенький листочек.

Меня увидели ребятки

На лугу, играя в прятки.

Почему – то мне они

Говорили: «Позвони».

Дети: Колокольчик.

Педагог: Правильно, молодцы!

(Достаёт из-за листочков готовый образец

Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.

Какую форму он имеет, из каких частей состоит, каково значение каждой части?

Сколько одинаковых деталей в изделии, какова форма деталей, как соединены детали?

Какой бисер использовался, почему? Какие ещё материалы использованы для изготовления колокольчика? Ответы детей.
После анализа образца педагог планирует и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении колокольчика.

Педагог: Ребята, хоч у рассказать вам что, по преданию колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина

и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.

Учёные-ботаники делят колокольчики на триста видов, растут они на всей территории нашей страны за исключением Крайнего Севера.

С июня до сентября на лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждается в защите.

Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально повянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше

на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.

(Слайд № 30 – 33)

Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня!

И летят пушинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня...

Слайд №34 - 37)

Простая красота полевых цветов не затмится пышностью садовых роз или заморских орхидей. Давайте помнить и знать скромные цветы своей родины

Душа и руки создают шедевры,

Да просто украшают нашу жизнь.

За чудо творчества, истраченные нервы

Рукам искусным низко поклонись

(Слайд №38 – 39)

Вы считаете, что занятие прошло для вас интересно, с пользой. Вы узнали, что то новое?

Вы считаете, что тема вам понятна, но надо ещё потренироваться.

Вы считаете, что вам было сложно и надо еще позаниматься с педагогом?

Итоговый этап

Педагог: Наше путешествие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим какие цветочки у нас получились.

Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей).

Девочки, мне очень понравилось как вы работаете,

поэтому я хочу подарить вам на память небольшие подарочки

Педагог: Ребята, давайте на прощание, украсим нашу вазочку ещё цветами.

Если у вас было отличное настроение сегодня на занятии и вам было интересно, то поднимите красный кружочек, если хорошее – жёлтый, если плохое – синий. Давайте помашем своими кружочками. И мне очень приятно видеть ваше чудесное настроение.

Информационный этап

Объявить тему следующего занятия и что для этого необходимо иметь, задание на дом.

МБУ ДО Мальчевский Дом Детства и Юношества

Открытое занятие на тему:

Подготовила и провела

педагог дополнительного

образования

Дубовая Наталья Ивановна