План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие "Волшебница -вода"

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»

на тему «Волшебница - вода»

Цели и задачи:

ü закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

ü развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

ü развивать навыки проведения опытов;

ü воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

v Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

v Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

v Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

v Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование:

глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус.

Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

А как человек использует воду? (таблица).

Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Проведение опытов

Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

Подвижная игра «Ручеёк».

Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

Опыт 1.

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Опыт 2.

А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Опыт 3.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны»

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Игра «Капля к капле – будет озеро».

Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

Почему нельзя прожить без воды?

Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

Список используемой литературы:

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Скачать материал можно в

Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).

Закрепить знания о свойствах воды и снега.

Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.

Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.

Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.

Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».

2) Знакомство с глобусом.

3) Загадывание загадок о воде.

4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».

5) Наблюдение за состоянием воды в природе.

6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)

I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).

Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.

II. Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?

(Ребенок читает стихотворение):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на планете погибнет.

Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?

Дети: У нас есть глобус.

Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?

Дети: Планета Земля круглой формы.

Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?

Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.

Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).

Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.

Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».

(Проводится Физкультминутка)

Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?

Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.

Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.

(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?

Дети: Это помещение, где проводят опыты.

Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)

Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).

Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.

Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

С неба все скользят пушинки

Серебристые…(снежинки).

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик).

На поляну, на лужок

Все снижается …(снежок).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка …(снегурка).

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…(снегопад).

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.

Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.

Воспитатель: Чем похожи все эти слова?

Дети: Слова похожи на одно слово- снег.

Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…

Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?

Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.

Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?

(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).

Дети: Снег тает, превращается в воду.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?

Дети: Лед - твердая вода.

Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?

(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).

Дети: Они тают.

Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.

Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?

Дети: Лед легче воды.

Воспитатель: Верно. А как вы догадались?

Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.

Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?

Дети: На столе стоит термос.

Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?

Дети: Из термоса выходит пар.

Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).

Что вы видите на зеркале?

Дети: На зеркальце видны капельки воды.

Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?

Дети: Снег, лед, пар - это вода.

Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?

Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».

Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).

Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цель занятия в детском саду

  • развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материал для занятия в детском саду

  • стаканчики с водой;
  • емкости с песком и сахаром;
  • чайные ложечки;
  • термос с кипятком;
  • зеркало;

Ход занятия в детском саду

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?

Опыт 1:

В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.

— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)

— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?

Загадки о воде

1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/

2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/

3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/

4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/

5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/

6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/

7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/

Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.

Опыт 2:

Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.

— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?

Опыт 3:

Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.

— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)

— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.

Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.

Предварительная работа :

Рассматривание карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»

Оборудование и материалы :

Иллюстрации на тему «Вода »

Капельки воды, изготовленные из бумаги

Аудиозапись со звуками воды

Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля

Цветные карандаши, клей, салфетки

Заготовка панно «Речка»

Трафареты рыб

Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .

Место проведения : групповое помещение .

Ход занятия:

В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды)

В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Игра «Мама Тучка»

В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)

В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д : Круговорот воды в природе.

В : Где встречается капелька воды?

Д : В капельке дождя, речке, океане.

В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :

1)уголок природы :

В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?

Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .

В : Как мы даем растениям воду?

Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д : Они засохнут, завянут.

В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Где еще нужна вода в группе ?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В : Для чего нам там вода ?

Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В

Д : Да! (приклеиваем капельку)

3)игровой уголок.

В : А здесь где вода нужна ? для чего?

Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В : Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

4)к мойке младшего воспитателя

В : А здесь где вода нужна ?

Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В : Здесь оставим сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?

Д : Из крана.

В : А в кран как попадает?

Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В : Как называются эти трубы?

Д : Водопроводные (картинка) .

В : Повторим все вместе

В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д : Мы будем тратить много воды

В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

Не шуметь - этим мы мешаем другим

Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

Закончив наблюдение, сделать вывод

В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?

Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д : Чистой.

В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?

Д : Нет.

В : Чем она м. б. загрязнена?

Д : Грязными сточными водами (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д : Да.

В : Что для этого используют?

Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д : Вода становится чистой .

В : А что стало с марлей?

Д : Грязная стала.

В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д : Чистую.

В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?

Д : Тоже чистая.

В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт : прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт : есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт : есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт : вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В : Какой стала вода ?

Д : Сладкой.

В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д : Когда пьем чай за завтраком.

В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?

Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

-вода-растворитель

В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :

Физминутка : К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз-это брасс

Одной, другой - это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Творческая работа :

В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода !

В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено .

Татьяна Котова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»

«Волшебница вода » .

(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )

Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.

г. Мирный ноябрь 2015г

Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .

3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.

Раздаточный материал :

одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.

Подготовительная работа :

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

2. Эмоциональная настройка детей.

Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

3. Постановка образовательной деятельности .

Стук в дверь. Принесли письмо.

Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .

Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».

Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)

Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :

Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?

Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?

А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)

Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .

Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .

Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .

Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .

Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .

Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.

Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.

(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)


Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)


Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)


Подводим итоги, делаем выводы.

Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)

Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.

Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.

Публикации по теме:

К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.