Труд жены. Забота жены о семье

6. Обязанности мужа как главы жены и семейства

Главенство мужа и подчинение жены по Священному Писанию . Главенство мужа – деятельная любовь. Как надо исправлять недостатки и пороки жены.

Кроме общих обязанностей в браке, муж и жена в отдельности имеют свои особые обязанности в соответствии с положением их в семье. По учению Священного Писания , муж есть глава жены и семейства, а жена находится в повиновении мужу. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил и предал Себя за нее (). Весьма мудро Апостол полагает здесь религиозное основание семейной жизни супругов.

«Он предложил, – говорит Златоуст, – мужу и жене, как основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указав каждому подобающую область – ему начальство и попечение, а ей повиновение» .

Еще на заре человечества, вскоре после грехопадения, поставил жену в подчинение мужу: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (). Твой муж будет для тебя убежищем, пристанью, защитой, но ты будешь у него в подчинении, и он будет над тобой главою. Таково было повеление Божие – чтобы и женам внушить уважение к своим мужьям, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам .

Предписываемое Писанием повиновение жены мужу не означает, что жена ниже мужа по нравственному или личному своему достоинству – в этом отношении они совершенно равны: мужеский пол и женский, все вы одно во Христе Иисусе (). Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие – там безначалие. Не будет мира, если не будет одной главы в доме. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство .

Еще в древности, в IV веке до Р.Х., греческий философ Аристотель заметил, что каждый семейный дом должен иметь управление под одним главенством, а не двух лиц на равных началах.

«Поскольку равенство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как то: между мужем и женою, сыном и отцом, между старцем и юношей... между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда то же самое учредил Бог в теле (срав.: ). Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но одни ниже, другие важнее, один управляет, другие стоят под управлением. То же самое подмечаем у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует прочими, и под ее начальством они отправляются в отдаленные путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка» .

От нарушения этого установления, когда жены в своем превозношении стремятся главенствовать над мужьями, пресекается любовь и все приходит в смешение и расстройство как в семьях, так и в государстве . Благо семьи и простое благоразумие требуют того, чтобы все подчинялось единой главе. А муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением, не продавать своего главенства по малодушию (слабохарактерности) или по страсти, ибо это срам для мужа . «Только эта власть его должна быть не деспотичной, а любовной (с любовью). Имей жену подругою и сильной любовью заставляй ее быть себе покорной» .

Мужья , – пишет Апостол, – любите своих жен и не будьте к ним суровы (). Как глава семейства, муж должен оберегать жену и щадить ее, как немощнейший сосуд , по выражению Апостола (), заботиться о содержании семьи (), хорошо управлять своим домом (). Жену он должен считать «первой, важнейшей и искреннейшей помощницей и советницей во всех своих делах... должен заботиться об умственном и нравственном совершенствовании жены, снисходительно и терпеливо недоброе очищая, доброе же насаждая. Неисправимое же в теле или нраве должен сносить великодушно и благочестно (не теряя к ней уважения)» .

Не будьте к ним суровы (по-славянски не огорчайтеся к ним – не будьте горьки для них), не проявляйте своей власти и своего главенства так, чтобы это горько было для жены, чтобы не было ярмом неудобоносимым, но самые распоряжения делайте так, чтобы они свидетельствовали о вашей любви. Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном. Апостол внушает мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случится в чем-либо не угодить им. Если же жена всегда старается делать так, как желает муж, то муж, когда заметит какое упущение или недосмотр, благоразумно поступит, если не подаст и вида неудовольствия; и когда необходимость заставит исправить или сделать замечание, то он сделает это так, чтобы жена и не заметила, что делается ей замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которых и она принимает участие и прилагает свои суждения.

Муж должен проявлять терпеливую заботливость и внимание к жене, к ее ежедневным домашним делам и не огорчать своим равнодушием ту, которая встречает его с лаской и своим участием рассеивает все дневные неприятности. Ее заботы, которыми она поделится, ее интересы могут показаться ему чересчур мелкими, пустяками. Но попробуй муж войти в ее положение, стать на ее место. Ведь возвратясь домой, уставши после трудового дня, он отдыхает, окруженный уютом своего дома. Физический и нравственный отдых укрепляет его силы. Но всем этим он обязан жене. Все это устроить нелегко, обо всем надо подумать, позаботиться о множестве мелочей; и столько столкновений, пустячных неудач, удалить которые подчас очень даже трудно. Пусть муж подумает об этом, выслушает с участием рассказ жены о мелких событиях дня, и увидит он в каждой мелочи ее заботу о себе, и светлое чувство взаимной любви еще ярче осветит семейную их жизнь животворным светом, еще крепче соединит их брачный союз .

В женах могут быть и естественные недостатки, которые могут раздражать иногда мужей и подавать повод к нападкам на них и огорчениям. Не достойно звания христианина допускать в обращении с женой грубость, поношения, упреки, брань, рукоприкладство .

Если замечаете какие недостатки и пороки друг в друге, – говорит святой Григорий Богослов , – «будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась – сотри; или у нее язык предезливый (дерзкий) – уцеломудрь; если смех непристойный – сделай скромным; если замечаешь неумеренность в издержках и питии – ограничь; если неблаговременные выходы из дома – положи преграду; если рассеянный взор – исправь; но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности – отлучающий или отлучаемый» . Надо с терпением, без ропота сносить неисправимое, увещевать, уговаривать – к исправлению того, что можно исправить, – с терпением и кротостью постепенно исправлять слабости своей жены и привязывать ее к себе не страхом и угрозами, а любовью, великим попечением и дружбою. Ибо нет уз крепче этих.

«Слугу можно иногда связать страхом, – говорит Златоуст, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?»

Насилие изгоняет всякую дружбу и удовольствие; если же не будет дружбы и любви, а вместо этого страх и принуждение, то какое значение тогда будет иметь такой брак?

«Злая жена есть бич за грехи» . Если жена злоязычна, сварлива, болтлива, глупа, склонна к пьянству и др., то и в этом случае, имея возможность отвергнуть (бросить) ее, не сделай этою. Не сделай этого по страху Божию, из уважения к закону Божию, возбранившему отвергать жену, как ни велики были бы ее пороки и недостатки. И когда терпеливо будешь сносить все, увещевать, вразумлять ее, скорбеть, молиться о ней Богу, учить страху Божию, то ты получишь неизреченную награду от Бога и – еще прежде награды – великую пользу, сделав жену свою благопокорной, приучив и себя к большей в отношении к ней кротости .

Из приведенных слов Апостола: жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (), – святой Иоанн Златоуст выводит такое наставление:

«Итак, любить есть дело мужей, а уступать – дело жен. Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то все будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо когда начальствующий любит подначального, тогда все ладно. не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, ибо от подначального требуется послушание... Поэтому, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся; ни любление мужево да не возбуждает превозношение в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться. Не бойся подчинения: ибо подчиняться любящему нисколько не трудно. Не охладевай в любви ты, муж, ибо жена твоя уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе, имей же и союз по любви. Этот союз позволяет терпеть слабейшую» .

В Апостольских постановлениях говорится об обязанностях мужа:

«Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину)... Ибо ты должен не людям нравиться на грех, но держаться Бога, чтобы жить праведно и упокоиться вечно. Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но умеряй ее пред людьми, не употребляй и изысканной одежды на обольщение, (чтобы) не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют, чтобы не прельстить кого собою и не увлечь и чтобы вследствие этого не оказаться тебе наследником горя, жестокого наказания и вечной смерти от Бога» .

Не старайся нравиться другим более, нежели жене своей, иначе и жене подашь пример бесстыдства (святой Григорий Богослов). Муж должен весьма блюсти себя, чтобы своим поведением – пренебрежением или вольностью в обращении не повредить жене, не развратить ее.

Христианская вера налагает на супругов взаимную ответственность за души друг друга. Муж – убийца, если смиренная и кроткая, целомудренная и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, злоязычной, потерявшей скромность и страх Божий, озабоченной только нарядами и желанием нравиться другим и т.п.

Господь сотворил мужчину главой семьи. Какими качествами должен обладать муж? Каковы же роли и обязанности мужа, согласно Библии? Каков же образ идеального мужа? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Роль мужа в семье, согласно Библии

Стих из Библии Качества мужа, его роль
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» Любит Господа. Покорный Богу. Праведен.
Безупречен. Глава жене. Глава в семье.
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый.
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». Трезвый. Воздержан. Божий сосуд.
Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам.
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» Избранный Богом, отделённый от мира,
Посвященный Богу. Знающий Слово
Царственный священник, великодушен.
Божий благовестник, не любящий спорить.
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Любит и уважает жену. Не гневливый.
Не суровый, добрый, нежный, интересный
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой.
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен.
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом.
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив.
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Верный, благоразумный, общительный
Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив.
Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный,
Ответственный за духовную жизнь в браке
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа.
Милосердный. Хороший муж/отец.
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив.

Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).

Главенство мужа – Божье повеление

Главенство в семье – это любящее и нежное руководство. Божий порядок таков: «… Жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Муж является главой по отношению к своей жене, как Христос является главой по отношению к Церкви. Главенство Иисуса Христа представляет собой не только власть, оно включает в себя искреннюю заботу о церкви». (29) Главенство Христа над Церковью должно отражать главенство мужа над женой. Оно включает в себя жертвенность, наставничество, руководство, самоотречение, заботу, ответственность за семью, жену, детей, за их духовное состояние и материальное благополучие. Всё это Господь возлагает на мужа. В 1 Послании Тимофею 3:4-5 написано: «…Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? Бог хочет, чтобы муж научился управлять своей семьёй. Для этого необходимо знать способности своих домочадцев, любить их, дать им свободу для самовыражения. Муж должен знать и делать в семье то, что хочет Господь, и быть участником во всех сферах семейной жизни. Особую помощь надо оказать жене, чтобы она могла раскрыть и реализовать свои таланты. Муж в семье – глава, пример для подражания детям: пример благочестия, целомудрия, посвящённости Богу. Ему запрещено пить вино. Пьянство ведёт человека к распутству. В Послании Ефесянам 5:18 написано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». А в книге Притч 23:31-34: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты».

Муж – священник в семье

Девять мест Священного Писания раскрывают экзегетику священства.

Места Писания Экзегетика священства
1. Исх.29:9 «…священство по уставу на веки»… Священниками избирались мужчины из потомства Аарона. Посвящение Богу.
2. Исх.29:45 «Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»… Священник посредник между Богом и человеком. Священнодействовать – предстоять пред Богом в служении. Молится за себя, за семью, за народ.
3. Лук.1:21,22 « Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; Народ ждал откровения от Бога.
Людям необходимы знания о Боге.
В Боге – спасение и удовлетворение духовных запросов личности.
4. Ин14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Путь к Богу возможен только через Христа.
Это стало возможным только в Новом Завете.
5. Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»… Поверившим в Иисуса Христа и Принявшим Его как Господа и Спасителя, даётся власть быть Божьим чадом.
6. 1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» Иисус Христос посредник между Богом и людьми.
7. Евр.9:11 «…Христос, Первосвященник будущих благ»… Иисус Христос Первосвященник.
8. 1 Пет.2:9. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»… Человек, верующий во Христа становится избранным, взятым Богом в Его удел. Святым. Царственным священством, для того, чтобы возвещать людям Слово Божье, Благовествовать о спасении в Иисусе Христе.
9. Гал.3:28,29 «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Во Христе нет не мужского ни женского пола, поэтому царственным священством становятся как мужчины, так и женщины. Они по обетованию Божьему – наследники жизни вечной.

В отношении семьи Бог ставит разграничения, утверждает главенство мужа над женой, и жене повелевает быть послушной мужу. Рассмотрим роль священника, согласно первому посланию Тимофея. Послание Тимофею было написано для Ефеской Церкви. Цель написания послания: как нужно поступать в доме Божьем (3:15). В созданную в Ефесе Апостолом Павлом Церковь пришли люди с различной мотивацией. Одни, действительно, искали Бога, другие – из-за корыстных побуждений. Корыстолюбцы выдвинулись и сделались законоучителями. Они занимались «баснями и родословиями бесконечными», уклонились в пустословие, отступили от веры. Этим людям поверили некоторые женщины. Молодые вдовы (5:11-15), незамужние женщины (4:3) внимали духам обольстительным и учениям бесовским (4:1). Некоторые верующие жены стали подражать тем, кто стал вольготно относится к благочестию (благоговение, почтение к Богу) думая, что служение Богу должно обогащать. Из контекста послания видно, как они стали посещать собрания, и как они вели себя дома: учили мужей с целью захвата главенства, другие захватили главенство в свои руки, стали непокорны своим мужьям. Они украшались драгоценностями, дорогими одеждами, приходили в церковь с неприличными причёсками, вели себя вызывающе. Что же теперь делать верующим мужьям? Они в сомнении. Апостол Павел говорит мужьям: «Не гневайтесь, молитесь. Бог даст вам мудрости и научит: как поступать в доме Божьем и как навести порядок в своем доме. Изучайте вместе с женами здравое учение Господа Иисуса Христа (6:3). Оно меняет жизнь человека и его взгляды». Чем ближе муж и жена к Господу, тем крепче и стабильнее семья. Муж подотчётен Богу, потому что Бог поставил над семьей главой Христа, потом мужа как главу и священника (1 Кор11:3). Итак, муж – священник в доме. Огромная ответственность лежит на нём. Муж очень хорошо должен знать Слово Божье для того, чтобы научить домочадцев истине. Это – домашний врач и домашний психолог. Он должен знать состояние всех членов семьи, чтобы вовремя оказывать им помощь. Бог дал жену мужчине как подарок, который очень ценен в Его очах.

Роль жены в браке

Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Жена – помощница мужу, согласно тридцать первой главе Книги Притч

Стих из тридцать первой главы
Книги Притч
Качества жены, её роль
10. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» Любовь к Богу. Святость. Добродетельность. Простота в общении. Талантливость.
11. «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка»; Доверие. Благонадёжность. Уверенность. Значимость. Многоценность. Общительность.
12. «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Мудрость во взаимоотношении. Любовь и уважение к мужу. Почтение. Смирение
13. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками». Профессионализм и трудолюбие. Старательность.
14. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». Попечение о доме. Дальновидность и трудолюбие.
15. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» Умение планировать день, видеть главное. Умение готовить пищу. Жертвенность.
16. «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Желание и умение работать с растениями и с землей. Мудрость в сельском хозяйстве.
17. «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Способность отвечать взаимностью на любовь. Умение оградить мужа от неприятностей.
18. «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью». Прилежность. Жертвенность.
Увлеченность, радость, удовлетворение трудом.
19. «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено». Умение делать ручную работу. Внимательное отношение к домочадцам.
20. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся». Сострадательность. Милосердие. Мудрость в благотворительности. Умение служить.
21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды». Трудолюбие. Заботливость. Смелость. Бережливость. Экономичность. Чуткость.
22. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». Внешняя красота и гармоничность. Созидание уюта. Изящность. Мудрость в одежде.
24. «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским». Мудрость в торговле. Трудолюбие. Знание рынка. Грамотность. Финансовая поддержка.
25. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». Знание семейной нужды. Жизнерадостность. Оптимизм.
26. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». Приветливость. Скромность, любовь, доброта, нежность. Кротость и мудрость в слове. Знание Писания. Умение учить. Духовная зрелость.
27. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности». Умение вести домашнее хозяйство. Умение дорожить временем. Внимательность.
28. «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее»: Жена и мать, достойная любви, благодарности и похвалы от мужа и детей. Признательность.
29. «»много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»». Счастливая жена, достойная признательности и ободрения. Чистота и порядочность.
30. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Жизнь, угодная Богу. Благоговение. Смирение и великодушие. Божий страх.
31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее»! Жена, достойная признательности и чести.
Благочестие.

Обманчивость миловидности и суетность красоты

Женщин часто называют представительницами прекрасного пола. Говоря о «прекрасном», люди имеют в виду внешнюю красоту. Что же говорит Библия о миловидности? В книге Притч 31:30 написано: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Многие люди стараются своей миловидностью завоевать благорасположение к себе. И если человек надеется на себя и смотрит на миловидность, он может обмануться. Почему же миловидность обманчива? Миловидность – это очарование, элегантность, приятность, благорасположение – הך. Человек может претвориться и показать себя, будто он добр, любвеобилен, но всё это может быть обманом. Обман по-еврейски ложь, притворство — רקשׁ. Многие люди обольщаются миловидностью, они считают её духовным проявлением и даже не подозревают её обманчивости, не зная, что миловидность это — качество души. Почему же не надо брать во внимание внешнюю красоту? Красота – изящество – דיפי по-еврейски. Если человек не знает Господа, у него нет чувства меры, тогда красота ведёт к гордости, распутству и безрассудству. Господь упрекает таких людей через пророка Иезекииля 16:13-16, говоря:

«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и

узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и

елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия…Но ты

понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала

блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд

твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них»…

Сама по себе внешняя красота, данная Богом – прекрасна, если женщина относится к ней правильно, как к Божьему дару и довольна той красотой, которую дал ей Бог. Но красота в книге Притч – суетна. По-еврейски значит – пустота, тщета, напраслина – הבל. Телесная красота – не главное потому, что она со временем исчезнет. «Вы заключаете брак не с телом, а с человеком…» (30) Очень ценна в очах Господа внутренняя красота – красота души прощенной Иисусом Христом.

«Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать

любви исчезнет при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным

благородством, тем более с течением времени раскрывают благородство своей

души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей. Красота

телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый

день обновляется и больший возжигает в себе пламень… Не в теле красота, но

красота тела зависит от… характера, который отпечатывает душа в формах тела». (31)

«Самый правильный страх»

Главное в этой фразе не «миловидность и красота», но «…жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». «Бояться» по-еврейски значит – почитать, уважать, благоговеть ירא. Благоговение – глубокое почтение Господа. Благоговеть пред Богом может только душа, рождённая свыше, спасённая Христом Иисусом. Душа, которая идёт путем освящения (1Фес.4:3) и имеет плоды Духа Святого. «…А жена да боится своего мужа». Это – библейское отношение жены к мужу. Муж не применяет унижение для подчинения себе жены. Здесь не говорится о страхе наказания, но раскрывается любовь к мужу.

«Когда жена так высоко ценит мужа, что боится причинить ему боль неверным действием и поступить своевольно, вопреки его желанию, когда она боится огорчить любимого человека и нанести ущерб семье. Это – самый правильный страх…Он подобен, страху огорчить Господа». (32)

Так как написано: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс.110:10). И это располагает сердце мудрой жены быть послушной мужу. Самое главное требование Бога к жене – покорность и повиновение мужу во всём. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петра 3:1). Это самое весомое благословение в браке, которое открывает «простор для Божьего действия» (33) и созидания семьи по Небесному образцу. Нужно сделать всё возможное, чтобы центром семьи был Христос. Благоговение тесно связано с добродетельностью. (Еф.5: 33)

Добродетельность

«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρης необременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:

«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,

что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том

помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то

исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).

Добродетель ещё по-гречески «δύναμις» – могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.

Труд жены. Забота жены о семье

В труде на благо семьи раскрываются таланты и способности жены. В тридцать первой главе Книги Притч описана очень энергичная, деятельная жена, у которой много удивительных качеств. «Дары, которые развились и нашли должное применение для помощи мужу, её помыслы, её сердце обращено к мужу, она готова жить для него, она охотно делает физическую работу на дому как домохозяйка или домашний инженер». (34) Жена призвана освободить супруга от напрасных тревог и позаботиться о домашних делах. «…С охотою работает своими руками» (Прит.31:13). «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит.31:18). Слово «чувствует» переводится с еврейского как отведать, вкусить, побробовать. А первоначально – узнавать, распознавать, различать – מעם. Как хорошо, когда жена знает, что делать и делает то, что нужно делать! Тем самым она доставляет пользу всем членам семьи. На все времена года приготовлено все самое необходимое: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Прит.31:19,21). «Добродетельная жена всё умеет и делает сама» и «в этой невидимой силе её работы кроются видимые блага для её семьи». (35) Изящность и трудолюбие, забота и бережливость, внимательное отношение к нуждам домашних, строгость, правильный взгляд на вещи – отличительные черты добродетельной жены.

Наслаждение трудом – Божий дар

Нужно научиться творчески подходить к любой работе, даже если она является повседневной рутиной. Тогда любая работа будет приносить радость и глубокое удовлетворение. Труд приносит жене радость и глубокое удовлетворение. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Прит.31:25).

Она живет по принципу: Екл 5: 17-18

«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться

добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни

жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому

человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них

и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий».

Увлеченность, радость и наслаждение трудом – это Божий дар. Но кто не имеет этого дара, тому надо просить его у Господа. Просить, чтобы Сам Господь поменял отношение к работе. Только тот, кто любит свою половинку, способен наслаждаться жизнью. В книге Екклесиаста 9:9 написано об этом: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь … потому что это — доля твоя в жизни…». Все желания жены должны быть направлены к мужу. У добродетельной жены нет времени на и пустую созерцательность и лень. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Прит.31:27). Мудрая жена искусно планирует день, согласуя свою трудовую деятельность с мужем. Супруга заботиться о том, как можно получить прибыль из всего того, чем она занимается. «Она делает покрывала и продает…» (Прит.31:24). И делает это она для того, чтобы в семье были средства для «служения милосердия» (36) и благотворительности.

Служение благотворительности

«После того, как жена обеспечила свой дом, она помогает бедному и нуждающемуся, она сострадательна и милосердна» (37)… «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Прит.31:20). «Семья и служение неразделимы». (38) Сердце жены открыто для милосердия и духовного служения, а значит, открыто для Бога. Правильные взаимоотношения с Богом, послушание мужу, придают жене уверенности и оптимизма. Открытое сердце для мужа и семьи результат правильных отношений: любовь и сострадание к бедным людям. Бог берет под защиту бедных и повелевает отверзать руку для них. Во Второзаконии 15:11 написано: «…ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». И она помогает им. Когда сердце свободно от материальной зависимости, тогда благотворительность по Господнему повелению приносит радость.

«Осознание того, что ты поглощен деятельностью или на тебе лежит

ответственность, которая по-настоящему важна, результаты которой имеют

непреходящий характер и будут длиться вечно, которая в основе своей показывает

осмысленное влияние на другого человека»… (39)

Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях

В природе каждой женщины заложено особое желание делать всё, чтобы нравиться мужу. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (Прит.31:22). «Ковры, её одежда, виссон и пурпур – отражают ту атмосферу уюта и тепла в доме, мудрость в одежде – создают единство во всём и приносят обновление любви и дружбы в супружескую жизнь». (40) Это хорошо, но в притче говорится, какой принцип должен стоять в первую очередь. Сначала муж, потом дети, внутренняя красота и внешняя, дом, муж. Этот принцип повторяется и в других местах Библии. В послании Титу 2:4-5: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Когда жена выглядит привлекательно, мужу приятно потому, что он понимает: жена хочет нравиться ему. Очень важно, когда жена выбирает правильные приоритеты в семейных отношениях. Во многих семьях создаются конфликтные ситуации, когда жена меняет приоритеты. Особенно ярко это наблюдается при рождении ребенка. Всё своё внимание мать приковывает к первенцу, а муж остаётся без внимания. Это может его привести к ревности. До рождения первенца вся любовь жены была направлена к мужу, но теперь не так. Муж на какое-то время становится одиноким. Это одиночество он хочет заполнить, муж может найти друзей, подругу. Бог дал указание жене: жена ни на минуту не ослабляй своей связи с мужем, потому что муж должен «прилепиться» к жене, а не к ребенку. Наступит в семейной жизни тот момент, когда дети оставят дом, покинут родителей, но останутся опять вместе только муж и жена. Тот внутренний конфликт, который был у мужа в момент рождения ребенка, трудно забыть. Поэтому нужно жене уделить должное внимание вначале мужу, потом детям, только потом красоте, обустройству дома, и в конечном итоге, возвратится в послушании к мужу. Таков принцип верных приоритетов, согласно Писанию. «Она имеет правильные ценности, она правильно расставила приоритеты, она питается мудростью от Бога, потому светильник ее не гаснет и ночью, она всегда выбирает правильный путь, даже в трудные времена». (41)

Достоинство похвалы и почтение жены

«Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:28, 29). В этих словах – отношение детей к матери и мужа к жене. Всё добро, что сделала жена в жизни, принесёт плод. Это благодарность и похвала. «Муж рад за такую жену, он постоянно хвалит её перед другими и в её отсутствии». Добродетельная жена достойна и почтения детей. Многие люди говорят: «Если будешь хвалить жену, она может возгордиться, и ничего не будет делать в доме». Но это неверное понимание психологии человека. Бог хочет, чтобы человека хвалили, если он этого достоин. Похвала – это не лесть, если она исходить от искреннего сердца. Хвалить надо именно жену, а не подруг в её присутствии. Муж хвалит свою жену в присутствии других людей: «…да прославят ее у ворот дела ее» (Прит.31:31). Мужу надо благодарить и славить Бога за жену и за детей, которых даровал Господь, потому что «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:22). Бог хочет слышать хвалу и прославление Себя в Своём творении, ибо Он достоин славы и хвалы. Человек, прославляющий Господа, не останется в стыде. Бог благословляет семью и прославляет семью среди других людей. А «благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит.10:22).

Итак, образ добродетельной жены, описанный в тридцать первой главе Книге Притч –

«Это и азбука стремлений жены, и поэзия счастья семейной жизни. Но чтобы жизнь в браке стала такой поэзией, жёны вынуждены постоянно тренировать себя в прозе, много трудиться над своими качествами, не мечтать о романтическом браке, а созидать духовным, душевным и физическим трудом ту романтику в браке, которая приносит радость, силу и вдохновение». (42)

Чтобы быть счастливой в браке, нужно каждой современной женщине стремится к достижению этого идеала образцовой жены.

Содержимое

Сатана обворовывает силу общества, повергая мужчин в грех, в пессимизм, в молчание, в безынициативность. И поэтому сегодня мы чаще видим в ВУЗах студентами девушек, учителями – женщин, на многих ответственных постах – женщин. Слабеет общество, мужчины уходят в тень, женщина несет неимоверную нагрузку, а мир лишается красоты и нежности.

Я помню, как на одном из занятий о браке и семье в Библейском институте мы рассуждали о роли мужчин и о тех качествах, к которым им необходимо стремиться. Когда я прочел весь материал, в зале наступила тишина, и один студент сказал: «Если все это надо делать каждому мужчине, то лучше родиться женщиной». Это была острая шутка, но в ней есть доля истины: мужчине тяжелее быть настоящим мужчиной, чем женщине настоящей женщиной. Но Бог для этого и дал мужчине больше сил, наделил его природу соответствующими качествами. Человек рождается мальчиком или девочкой, а мужчиной становится в течение жизни, приобретая те качества и исполняя то назначение, которые Бог положил мужчине и мужу. Конечно, лучше быть каждому самим собой и стремиться стать таким, каким он должен быть. Мужчина-христианин должен испытывать себя, свою веру, свои качества, зная, что в Господе все возможно. Апостол Павел пишет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Когда в мужчине теряется Божье, тогда теряется и мужское; когда теряется благочестие, тогда теряется и сила, и чистота; когда теряется инициатива, тогда появляется и грех, и страх, и трусость, и наступает падение.

Так было во все времена. Так было и во время первого грехопадения первого мужчины и мужа Адама.

Если проанализировать причины грехопадения человека с позиций вины мужа (Адама), то можно выделить, как минимум, следующие причины:

1. Адам оставил Еву одну, лишил ее на какое-то время общения, и она общается не с мужем, а со змеем, она лишена при этом защиты мужа.

Быт 3:1 «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

2. Адам не берет на себя инициативу остановиться и раскаяться в грехе, но идет на поводу у Евы, обольщенной дьяволом, держится не Божьей воли, а человеческой и исполняет не Божье Слово, а потакает греховному желанию жены. Здесь Адам не исполняет роль главы семьи.

Быт. 3:6 «…и дала также мужу своему, и он ел».

3. Адам не берет на себя ответственность за поступок, не имеет силы признать вину, а трусливо прячется за жену и обвиняет ее и Бога.

Быт. 3:11-12 «И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Грехопадение первых людей наступило, наряду с другими причинами, также и оттого, что Адам не исполнял своей роли мужа, главы и защитника для своей нежной и беззащитной Евы. Удивительно интересную мысль по этому поводу высказали авторы одной из христианских книг. Они рассматривают проблемы становления мужчин и призывают к преодолению парализующего страха перед неудачей, к желанию начать действовать и пойти на риск, к преодолению молчания мужчин и умению брать на себя инициативу.

Мысль эта состоит в том, что во время искушения Евы Адам был рядом и молчал. Бог наказал Адама не только за то, что он ел запретный плод, но и за то, что он не возразил своей жене, за то, что он молчал, и его молчание было смертельно опасно. Авторы книги так описывают свое видение этой ситуации:

«На протяжении всей истории церкви в грехопадении человечества обычно обвиняют Еву. Большинство считает, что во время ее разговора со змеем Адам отсутствовал и что, уже согрешив, Ева нашла его и искусила, дав ему запретный плод. Еву часто порицают за то, что она якобы решила «потягаться умом» со змеем, но, оказавшись слабее, поддалась его коварству. Считается, что именно Ева сделала первый шаг в грехе против Бога, а Адам просто последовал ее примеру. Некоторые даже предполагают, что Адам вкусил запретный плод, чтобы Ева не осталась одинокой в своем грехе.

Таким образом, в свете нетерпения, присущего Еве, Адам выглядит весьма благородно. Но что если во время всей беседы со змеем Адам был рядом с Евой? Что если он находился поблизости и слышал, как змей пытается исказить истину? Что если его непослушание началось не в тот момент, когда он начал есть плод, а когда решил не вступать в разговор жены со змеем?

Если Адам на самом деле был там, но предпочел молчать, то проблема, которую испытывают мужчины, предстает перед нами в новом свете. Если Адам был рядом с Евой, когда ее искушал змей, ситуация полностью меняется: его молчание становится грехом с далеко идущими последствиями.

Существует четыре причины, на основании которых мы утверждаем, что Адам присутствовал во время искушения:

1. Его молчание вписывается в ближайший контекст первых трех глав.

2. В Быт. 3:6 практически прямо говорится, что Адам присутствовал во время искушения.

3. Стиль всего повествования (Быт. 3:1-7) наводит на мысль, что Ева обратилась к Адаму сразу после разговора со змеем и дала ему плод.

4. Другие мужчины, о которых говорится в Книге Бытие, тоже переживали ставшую извечной проблему молчания. И это наводит на мысль о том, что образцом для них послужило молчание Адама.

Итак, Адам оказался мужчиной молчаливым и пассивным. И как многие другие мужчины в истории, физически находясь на месте, он отсутствовал внутренне. Вместо того, чтобы выступить вперед и взять на себя главную роль, он предпочел отойти на второй план. В Первой главе Книги Бытия мы видим, что, в противоположность Адаму, Бог становится средоточием происходящего и начинает говорить, чтобы превратить пустыню в рай. Адам же исчезает. Его грех начался с молчания: он был призван говорить, но не сказал ни слова.

Перед тем как вкусить этот запретный плод, Адам промолчал три раза.

Благодаря Божьему Слову, из хаоса возникло творение, однако молчание Адама снова ввергло творение в хаос. Текст ясно говорит, что Адам был рядом с Евой. «И женщина увидела, что дерево было хорошо для пищи, что оно приятно для глаз и желанно для обретения мудрости, и она взяла от него плод и ела. И дала также мужу своему, который был с нею, и он ел» (Быт. 3:6). (Один из вариантов перевода – этот вариант приводят авторы книги; прим. редактора). Эту простую, но весьма примечательную фразу («который был с нею») обычно оставляют без внимания, чего, однако, делать не следует. Она имеет очень важное значение, а на еврейском языке ее смысл даже более конкретен. Словосочетание imha состоит из двух еврейских слов, которые переводятся как «с нею». Еврейская конструкция представляет собой сочетание предлога im («с») и личного местоимения третьего лица женского рода ha («ею»).

Быт. 3:1-7 предстает как хронологически целостная повествовательная единица. В этом отрывке нет ничего, что заставляло бы думать, будто между вкушением Евой плода и тем моментом, когда она предложила Его Адаму, прошло какое-то время. Кроме того, в шестом стихе нет ничего, позволяющего предположить, будто во время искушения Адам отсутствовал. Ничто не говорит и в пользу того, что, попробовав плод самостоятельно, Ева после этого отправилась на поиски Адама. Если мы станем читать повествование так, как оно предстает перед нами, то увидим, что в шестом стихе нет никакого временного перерыва: взяв плод, Ева начала его есть, а потом тотчас протянула его своему безмолвному, никак о себе не заявлявшему мужу, который «был с нею».

Можно соглашаться или не соглашаться с таким толкованием этого места Писания, можно приводить как контраргумент 1 Тим. 2:11-14, но одно совершенно очевидно: трусливое молчание мужчин и их безынициативность там, где требуется их вмешательство, приводят к падению, ко греху и отдаляют от Бога. Так было и с Авраамом, который послушался Сару и промолчал на ее совет войти к служанке, чтобы иметь детей от нее (Быт. 16:2-6). Так было и тогда, когда он проявил трусость и слабость по отношению к своей жене Саре перед царем Герарским Авимелехом, назвав ее сестрой, а не женой (Быт. 20:1-14).

Так было и с Лотом, который молчал и не обличал вопиющий грех Содома и даже предложил своих дочерей толпе развратников (Быт. 19:1-13).

Так было и с Иудой, который побоялся довериться Богу и отдать своего последнего сына невестке Фамари для продолжения рода, чем вверг в грех и себя, и Фамарь, вынудив Фамарь хитростью продлить род (Быт. 38:1-26).

Так было и во времена Судей, когда женщины вынуждены были брать на себя бремя ответственности за судьбы народа (Суд. 4:14-16).

Следует отметить, что Библия со времен Ветхого Завета постоянно подчеркивает силу, значимость и ответственность мужчин:

а) в Слове Божьем при подсчетах численности населения часто используются слова «не считая женщин и детей» (Чис. 1:2; Мф. 14:21), подчеркивая тем самым, что основной силой являются взрослые мужчины;

б) в народе Божьем Израиля мужчина также был ответственен за клятвы, которые давал не только он сам, но и за клятвы, произнесенные женщинами в его семье, если он не запретит эти клятвы (Чис. 30:1-16).

Господь Иисус Христос показал пример истинного мужа веры, взяв полностью на Себя инициативу по спасению Своей Невесты – Церкви; Он предал Себя за Нее, Он все сделал Сам и дал каждому мужу образец поведения и истинной любви (Еф. 5:25-28). Смерть Христа и Его Воскресение указывают источник сил для каждого мужчины, чтобы возродить истинные качества, заложенные Богом от начала творения.

«Что происходит, когда мужчины забывают Бога и предпочитают молчать? Что происходит, когда они отказываются жертвовать собой в ответ на Божье обетование? К несчастью, в хаос, обступивший их, они вовлекают и других.

Бог создал мужчину по Своему образу, то есть наделил его способностью творить, принимать решения, оставлять наследство. Он создал мужчин сильными, чтобы они могли защитить тех, кто находится рядом, создал мудрыми, чтобы с их помощью открывать видение другим. Однако каждому мужчине знакомо прикосновение трагедии, каждый испытал боль, причиненную отцом, матерью, бабкой или дедом, женой, детьми, начальством, деловыми партнерами. Каждый слишком хорошо знает, что этот мир опасен, знает, насколько рискованно «высовываться», идет ли речь о личностных взаимоотношениях или о работе. Многие убеждены, что неясность во взаимоотношениях или неопределенное будущее могут их попросту уничтожить, и поэтому они предпочитают молчать. Но когда мужчина молчит, он отрицает существование Бога и Его благость.»

Принципы жизни «моя хата с краю» и «не высовывайся» парализуют многих мужчин. Многие семьи наносят вред делу Божьему в церквах, когда действие этих «принципов» попирает праведные поступки, когда истина умалчивается, за нее не борются из-за мнимого мира и спокойствия. Писание призывает мужчин и всех детей Божьих не быть молчаливыми участниками греха, не быть безразличными ко всему происходящему (Мф. 5:10-16; 12:30; Еф. 5:7-11; Отк. 3:16).

Безынициативный, молчаливый, слабый, нерешительный, трусливый и маловерный мужчина часто становится невольным соучастником греха и пассивным созерцателем нарастающего хаоса, перекладывает на плечи жены непосильную тяжесть ответственности и обвиняет жену в том, что она много хочет от него. Приближаясь к Богу и доверяясь Ему, можно черпать от Него силы и мужество и приобретать те качества, которые желает видеть в мужчинах наш Творец. И когда эти качества есть у мужчины, тогда женщина имеет все возможности быть женщиной в том великолепии, в котором создал ее Господь.

Таким образом, главенство мужа означает:

Ответственность за жену и семью во всех сферах жизни (духовной, душевной, материальной) и умение нести бремя забот без ропота и конфликтов, умение решать все нужды, жертвуя своими силами, способностями, временем.

Руководство семьей, принятие решений, создание условий для исполнения решений, приведение решений в реальные действия по исполнению.

Обеспечение правильного порядка в семье, расстановка всех по своим местам, чтобы каждый исполнял свое назначение.

Обеспечение семейного материального достатка.

Создание атмосферы демократии и взаимопонимания в семье, где бы каждый чувствовал, что с его мнением считаются и оно имеет значение.

Реальное служение всем членам семьи в любви и смирении, когда интересы семьи ставятся выше собственных желаний и исполняется принцип служения другому.

Главенство – это очень трудная ноша, тяжелое бремя, потому что Господь смотрит на него не как на право, но как на долг с сильной мерой ответственности за то, что происходит в семье. Библейский взгляд на главенство в семье будет способствовать и библейским принципам руководства в любви и смирении. Муж должен испытывать себя, правильно ли он понимает и осуществляет главенство.

Как прекрасно протекают отношения двух людей в период зарождения: романтика, признания в любви, милые ухаживания. Связь мужчины и женщины чрезвычайно гармонична на протяжении первого периода проистекания отношений, они без лишних фраз подстраиваются один под другого, а в незначительных конфликтах с легкостью идут на компромиссы. При рождении новой любви в воздухе пахнет весной, и краски наполняют даже туманные сны, прочный союз непоколебим скандалами и непониманием.

Прянично-маковые отношения с присущей романтикой со временем близятся к логической развязке в виде свадьбы и создания семьи. Даже на этой поре частенько правила «игры» в супружеском союзе не оговариваются. Совместный быт и ведение хозяйства само собой подталкивает пару к решению проблемных ситуаций, где, как оказывается должен быть кто-то главным. Именно об этом и поговорим: в чьем лице из пары должен вступать глава семьи.

Суть понятия семейного главенства

Собственно, положение индивида в семье, как главы, связывают с установлением распорядительных (управляющих) функций. Другими словами, тот, кому отдано главенство, должен заниматься руководством делами, касающимися семьи, принимать , относительно всех членов, регулировать внутрисемейные взаимоотношения, подбирать методы воспитания детей, распределять общий бюджет и прочее.

Общеприняты два типа семейного главенства в социуме:

Патриархальный, где главой семейства в обязательном порядке является супруг;

Эгалитарный, где в семье принято определение о совместном руководстве с присущим распределением ролей.

Конечно, около сотни лет, назад данная дилемма даже не выносилась бы на обсуждение, поскольку вопрос считался бы абсурдным, ведь в лице мужчины не подвергалось никакому сомнению. Женщинам была отдана роль своего рода слуги супруга: она должна была не просто уважать его и никогда не перечить, но даже бояться и во всем повиноваться.

Современный взгляд на главенство в семье

Мужчина, относительно собственной природы происхождения, призван быть непререкаемым главой собственной семьи, ведь он сильнее женщины, смелее и решительнее. Женский пол, почитающий супруга своего, способен лишь принимать его доброту и рассчитывать на благосклонность. В это же время супруга обязана во всю мужественным супругом, в свою очередь который уподоблен обращаться к ней уважительно, и содержать ее, так же всех . Вот так когда-то принято было.

Сегодня же положение дел несколько изменилось. Современное общество для женщин предоставило и открыло множество прав, уравняв, тем самым, с мужчиной в правах. Сегодняшние девы стремятся быть независимыми относительно мужского влияния (кстати, не безуспешно), они не собираются ожидать милости от мужчин и самостоятельно получают от жизни все, что надобно.

Наиболее знаменательный прецедент содержится в том, что, не глядя на стремление во многом уравняться с мужской половиной социума, большая часть прекрасных дам (заметим, что речь идет о замужних девах), едины во мнении, что главенство в семье должно быть исключительно за мужчиной. Именно супруг обязан нести ответственность в абсолютном понимании за все семейство, однако, значимые решения должны приниматься исключительно после обсуждения их с женой, и никак иначе.

Однако, многие социальные опросы, отражают некий переход патриархального уклада в более демократический тип организации взаимоотношений. В основе подобной семейной демократии лежит экономическое и правовое обоих супругов. Другими словами, функции управления рассредоточиваются между мужем и женой в более-менее равномерной степени.

Тактика, оправдывающая себя

Традиционно решение досуга отдается тому, кто главный в семье, мужчине то есть. Женщина, признавая непоколебимое и абсолютнейшее главенство мужа, водружает на себя обязанности в хозяйственной сфере и даже финансовой. Думаем, картина знакома многим.

В тот же час, супруга, преподносит многие ситуации, таким образом, будто семейные решенные вопросы – это заслуга ее благоверного. Такого рода тактика оправдывает себя: чувствует себя на вышине и очень признателен драгоценной, что обязательно выражается в особенном отношении к возлюбленной, энергично идет на подвиги и свершает чудеса. С другой стороны, усмотрев активность жены, муж просто может расслабиться окончательно, привыкнуть к типичному положению дел. Только не любая женщина обладает способностью вынести эдакий груз.

Безоговорочная передача титула

Распределение ролей в семье, при подобной модели семейного уклада, логично: супруга отдает полное главенство мужу. В эдакой ситуации существуют, как позитивные характеристики, но и отрицательные так же. Положительная сторона заключается в собственной значимости мужчины, даже более того, в единоличной . Тем самым женщина сохраняет силы и вдохновение, которое дарит супругу, вознаграждая, таким образом, за самоотдачу. Мудрая женщина при патриархальном типе семейного уклада не упускает возможность хвалить спутника за мужественность, силу и прочее.

Отрицательный момент может проявиться несколько позже, когда мужчина, а он тоже человек, рожденный природой, из плоти, крови, устает и польются потенциальные претензии, касающиеся инертности спутницы относительно даже хозяйственных вопросов. В один замечательный момент он скажет, что очень утомился везде справляться самостоятельно и отправится на поиски достойной его спутницы.

Главенство в семье – вопрос противоречивый

Какую бы вы поведенческую модель не выбрали для своей супружеской пары, наиболее худший вариант, когда со стороны спутницы исходит попытка отвоевывания власти у мужа, где заключения принимаются в единоличном порядке.

Современные дивы могут обходить своих спутников по жизни в карьере, брать в бразды контроля над общим бюджетом, при этом подавляя его волю, доказывая, что именно она истинный и кормилец. Дорогие дамы, вы совершаете непоправимую осечку, превращая любимого гордого и властного самца в подкаблучника, теряющего уважительное почтение не только в умах окружения, так же с порой и в ваших глазах. Отношения сойдут в пустоту, если мужчина перестанет мириться с таким положением обстоятельств. К тому же, попытка захвата супругой полной власти в семье, обладает еще одним существенным недостатком – потеря женщиной, которая некогда представлялась супругу нимфой, женственности.

Призвание женской половины от природы привносить в тепло, заботу и ласку. Власть требует проявления мужского характера, который тем временем не представляется возможным проявляться в человеке, который рядом.

Противоречивость в семейном главенстве присуща мужчинам, поскольку их рвение быть главными наталкивается на то, дабы при этом обязанности распределялись поровну. Эпизодически возможно повстречать мужчин, которые вожделели бы наблюдать, тем более, признавать жену главной, ведь будет задето их эго мужского начала.

Добавить можно лишь одно пожелание: разделите обязанности поровну, конечно, по навыкам и умению, будьте каждый в собственной области главой. Женщины пусть отдают инициативу супругам, которые обязаны почитать, уважать их со своей стороны.

ТЕМА 30
СЕМЬЯ. РОЛЬ МУЖА И ОТЦА

I. Введение
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2, 3).
Находясь в бурном потоке земной жизни, многие люди забыли, многие не знают, а многие и не задумываются о цели, своем назначении и смысле жизни. Особенно сильно современное человеческое общество запуталось в семейных отношениях и, пренебрегая духовными и нравственными законами семьи, само себе причиняет боль и разрушение. Ведь семейная жизнь может нести счастье, радость и благословение, но в то же время брачный союз, построенный на неверной основе, может нести огромные огорчения. Важно понимать, что семейный союз созидается и развивается по определенным объективным духовным законам, установленным Богом, которые человек не в силах отменить. Мы не можем аннулировать Божьи законы или разрушить их лишь потому, что не согласны с ними, - мы не умнее Бога. Мы можем лишь потерять счастье и уничтожить себя, противоборствуя воле Господа. Поэтому знание и, главное, правильное применение этих духовных законов в жизни ограждают от трагедий и ведут в тихую, нежную и прекрасную гавань семейного счастья.
Современное общество, пренебрегающее семьей, терпит непоправимый урон, и если это происходит в течение продолжительного времени, то рано или поздно такое общество вообще прекратит свое существование.
Ничто не может являться сегодня таким ценным «украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10), как счастливая христианская семья. Это та важнейшая сфера жизни, где мы, христиане, можем с особой силой явить миру красоту Божьих принципов и действие благодати Божьей. В этом нестабильном, безнравственном и разрушающемся греховном мире христианские семьи должны особым образом являть свет Иисуса Христа, стать тем «письмом Христовым», прочитав которое, люди могли бы с восторгом сказать: «Я хочу познать такого Бога, Который создает такие счастливые, стабильные и прекрасные семьи!»
Люди должны узнать, что только спасительная благодать Божья и живая вера дают силы для созидания, для восстановления семей, для победы над грехами этого мира, для праведной и благочестивой жизни в нынешнем веке.

II. Роль мужа в семье
Мужчина - как муж и отец - в семье и обществе занимает особое место и выполняет незаменимую роль в физическом, социальном и духовном плане. Но дело осложняется тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец Божий совсем затерялся в этой разноголосице мнений. Впору говорить о кризисе роли мужчины как в обществе в целом, так и в семье в частности, который привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд симптомов: рост сексуальных преступлений, гомосексуализм, разводы, мужской шовинизм и крайний феминизм, споры о роли мужчины и женщины в церкви, женщины в традиционно мужских ролях и т.д. Такой кризис обусловлен многими причинами, главная из которых - потеря большинством мужчин и отцов духовных ориентиров и приоритетов в отношении своего истинного призвания и предназначения. И преодоление этого кризиса для каждого мужчины возможно только при условии возвращения к Божьему стандарту - изменение «в мужа совершенного», достижение «полноты возраста Христова».

III. Божий порядок взаимоотношений и приоритетов
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (1 Кор. 11:3).
Богом все созидается в совершенном порядке и гармонии, и Им установлена определенная иерархия в семье. Соблюдение этого порядка приносит благословение, а неисполнение приводит к трудностям и страданиям, так как в конечном итоге неисполнение - это проявление гордости человека и бунт против Бога. Нам так хочется делать все по-своему, но Господь установил для мужа и жены самое совершенное назначение, при котором лучше всего раскрывается и проявляется природа мужчины и женщины.
Бог создал мужчину и женщину с разной природой и разными сферами ответственности, и Он не изменяет Свое назначение: муж - глава, он отвечает за семью, заботится, обеспечивает и защищает ее, а жена - помощница мужу, хранительница очага и украшение семьи. В этом Библия не делает принципиального различия между верующим или неверующим, не важен также социальный статус, возраст, конфессиональная принадлежность или раса.
Во Христе существует совершенное духовное равенство между мужчиной и женщиной как наследниками Божьей благодати, и это равенство предполагает порядок и соподчинение с уважением к авторитету. Здесь нет места подавлению или угнетению, напротив, муж должен признавать достоинство, которое Бог дал женщине при сотворении.
Существует пять приоритетов в нашей жизни: взаимоотношения с Богом, с женой, с детьми, служение, работа. Необходимо каждому из них уделять должное внимание. Когда муж и жена находятся в правильном положении перед Богом и друг перед другом, они будут счастливы в своей семейной жизни.

IV. Назначение мужа в семье
1. Глава семьи
«Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).
Бог возложил на мужа руководящую роль, роль главы жены и семьи. Это главенство - не диктатура, не право демонстрировать свою силу, требуя беспрекословного подчинения, не право господствовать над женой и детьми. Главенство мужа начинается с покорности Христу, которая должна отчетливо прослеживаться в его жизни (ведь глава мужа - Христос!), и, видя покорность мужа, жене будет гораздо проще признать его главенство. Далее, покоряясь Христу, муж получает от Него власть и одновременно ответственность за семью - он должен бережно поддерживать, наставлять и указывать направление движения всей семье. И наконец, истинная власть главы проистекает из жертвенной любви мужа к своей супруге.
2. Священник
Супружеская жизнь в Библии сравнивается с отношениями Христа и Церкви, поэтому христианская семья - это церковь в миниатюре, где муж исполняет роль священника и пастора (а не фарисея и законника!). Как священник, муж несет всю ответственность за духовное развитие жены и детей, и его важнейшая задача - привести всю семью в Царство Божье. Служение Богу начинается в семье, и всякий муж, как пастырь:
- удовлетворяет нужды семьи;
- сам стоит в истине и направляет свою семью на путь правды;
- является добрым, любящим, жертвенным;
- не господствует, не ищет корысти, а подает пример.
3. Отец
К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности никогда им не являлись. Ведь настоящее отцовство - это больше чем просто рождение детей, это - посвященность, ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина. Ведь никакая, даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок в любом возрасте для своего гармоничного развития нуждается в отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Библейское отцовство базируется на:
1) участии, когда отец проводит время с детьми, помогает удовлетворять их нужды, жертвует ради детей своими интересами;
2) постоянстве, которое выражено в эмоциональной выдержке, выполнении своих обещаний (отец должен «держать свое слово»), неизменности;
3) осведомленности, когда отец знает, что происходит в жизни его детей, о чем они думают, что чувствуют;
4) заботе, выражающейся в утешении, одобрении, поддержке.
4. Обеспечитель
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Материальные потребности семьи в основном должны удовлетворяться через добросовестный и самоотверженный труд мужа. Важное значение для благополучия семьи имеет как способность мужей зарабатывать средства, так и способность жен жить на имеющиеся деньги (не быть расточительной!).

V. Качества превосходного мужа
Мы не можем сами произвести силу, которая превратит нас в праведных мужей и отцов, так же как не можем получить ее от других людей. Она должна снизойти от Отца, через Его Слово и живую воду Святого Духа. Мы знаем, как замечательно, когда мы умеем любить и радоваться, быть в мире с ближними, добрыми, милосердными, контролировать свои эмоции. Но никакие собственные усилия воли и ума не помогут нам превратиться в человека, обладающего всеми этими характеристиками. Лишь вбирая в себя жизненную силу Христа, читая и изучая Его Слово, под действием Святого Духа мы начнем обретать новые качества жизни и великую мудрость.
1. Доверие Богу
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр. 3:5, 6).
Доверие - убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в добросовестность и искренность кого-нибудь. Прежде всего, муж Божий - это человек, который осознает свою полную зависимость от Бога и доверяет Ему всю свою жизнь без остатка. Он умеет общаться со своим Небесным Отцом и стремится познать Его совершенную волю для себя и жизни своей семьи. Настоящий мужчина знает, что является основой его жизни и деятельности, и видит цель, к которой он стремится. Доверие Богу - не недостижимый идеал, а ежедневное хождение перед Господом.
2. Верность и любовь к жене
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25-33).
Это самое важное качество мужа и самое главное требование, которое Господь предъявляет к мужьям. Мерой такой любви являются не чувства и переживания, а способность к самопожертвованию, желание отдавать себя другому, посвящать свою жизнь для счастья ближнего. Жена, которую так любит муж, будет иметь непреодолимое стремление слушаться и повиноваться ему.
Любить жену - значит:
- любить жертвенно, как Христос возлюбил Церковь, безо всяких условий, не переставая (Еф. 5:25);
- любить жену как свое тело (Еф. 5:28) - беречь, питать и согревать, заботиться о ее здоровье и отдыхе.
3. Авторитет
«Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Пр. 31:23).
Авторитет - признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Истинное главенство основано на авторитете, способности оказывать влияние. Несмотря на то что руководящее положение дано мужу Богом, уважение и авторитет нужно заслужить. Это кропотливый и ежедневный труд. Мы можем убедить себя и других в том, что не пьем, не курим, не грубим и т.п., и поэтому мы достаточно сильны и влиятельны. Но авторитет мужа в своей семье напрямую зависит от того, насколько сам муж подчиняется Христу и признает Его авторитет, насколько все больше уподобляется Ему в Его любви, будучи «всем слугой».
4. Мужество и твердость характера
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (И. Нав. 1:9).
Важное качество мужа - быть настоящим мужчиной: надежным, ответственным, бесстрашным. Такой муж не прячется от трудностей, не убегает от сложных ситуаций, не оставляет непосильное бремя для своей жены, но, напротив, подставляет свое плечо. На такого мужа жена может положиться в любой ситуации, найти в нем защиту и безопасность. Когда в мужчине теряется Божье, тогда теряется и мужское. Сказано: «нет твердокаменных женщин, но есть мягкотелые мужчины». Но если мужчины станут мужчинами, то и женщины станут женщинами, семьи станут очагами тепла и любви, и мир изменится.
5. Благоразумное отношение к жене
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7).
Бог создал женщину прекрасной и нежной. Исходя из особенностей жены, любовь мужа должна проявляться не только в чувствах, но и в действиях, направленных на реальную помощь. Хрупкость и чувствительность жены требуют самого бережного, трепетного и ответственного отношения со стороны мужа. Благоразумное отношение означает:
- снисходить к ее недостаткам, принимая жену такой, какая она есть, и не быть суровым;
- помогать, своевременно участвуя в ее нуждах - духовных, эмоциональных и физических;
- беречь, ограждая жену от несвойственных ее природе и характеру занятий и дел;
- ценить достоинства и значимость жены, не скупясь на похвалу;
- прощать, быстро разрешая конфликты и признавая свои ошибки.