Ребенок бьет себя в истерии rt. Вопрос от Гульнары, г

Чаще всего детское поведение – повод умилиться. Однако не каждый поступок крохи родители воспринимают восторженно, некоторые действия могут вызывать выраженную тревогу. К примеру, взрослые с опаской глядят на то, как их чадо шлёпает себя, щипает за щёки и уши, дёргает волосы и т. д. Прежде чем действовать, необходимо разобраться в том, . Отметим сразу, что в большинстве случаев в основе такого поведения лежат воспитательные промахи родителей, а не психические отклонения. Но обо всём по порядку.

В психологической практике подобные действия называются аутоагрессией, то есть агрессивным поведением, направленным не в окружающий мир, а на самого себя. Такая особенность наблюдается у каждого пятого ребёнка в возрасте 2-15 лет. Ну а её причины зависят от возрастных и личностных характеристик детей.

  1. Дефицит внимания. Если маленький ребёнок бьётся головкой о кроватку или шлёпает себя по затылку, можно предположить, что подобным образом он ждёт внимания от родителей.
  2. Выражение чувств. Крохи ещё не способны рассказать маме либо отцу, что его беспокоит. Возможно, он злится, возбуждён, расстроен. Аутоагрессия – шанс снизить накал эмоций и успокоиться.
  3. Заболевания. Такая реакция может быть вызвана болезненностью в ушках, растущими зубами либо высоким головным давлением. Естественно, будут заметны и характерные признаки недомогания.
  4. Манипулирование. Ребятишки постарше таким нехитрым образом пытаются руководить старшим поколением. Битьё себя по голове может сопровождаться истерикой, предшествовать ей. При этом малыш внимательно отслеживает мамину реакцию, чтобы добиться желаемого.
  5. Самонаказание. Дети, которых частенько ругают и строго ограничивают в эмоциональных проявлениях, желая наказать себя за несоответствие родительским требованиям, стучат по собственной голове. Разумеется, виновниками этой ситуации являются взрослые члены семьи.
  6. Протест. Бунтующий ребёнок в момент трёхлетнего кризиса начинает демонстрировать всяческими способами собственную самостоятельность, требования, желания. А когда взрослый вмешивается в его сферу «влияния», начинает себя ударять, щипать и дёргать за волосики.

Ещё одной причиной того, почему ребёнок бьёт себя по голове , может быть психическое отклонение. Однако навешивать ярлыки на малыша не следует. Необходимо в обязательном порядке пообщаться с психологом и/или медиком, которые подтвердят либо опровергнут ваше предположение.

Что делать родителям

Первостепенное действие – установление источника проблемного поведения. А когда причина будет найдена, её необходимо сразу же устранять. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку справиться с аутоагрессивными поступками?

  • Нельзя ругать или наказывать детей за подобные поступки. В ином случае самоагрессия может лишь усилиться.
  • Обязательно следует снизить количество запретов и ограничений, оставив только самые существенные. Это позволит исключить негативные эмоции и поводы для агрессивного поведения.
  • Обязательно вербализируйте все эмоции ребёнка, если тот ещё маленький. К примеру: «Я вижу, что ты рассердился из-за того, что я не приобрела тебе красную машинку». Проговаривание чувств – шаг к адекватным поступкам.
  • Не ласкайте малыша в момент аутоагрессивного поведения. Если вы начнёте целовать и обнимать кроху, когда он бьёт себя, то он может подумать, что это своего рода одобрение. Лучше просто придержать его за ручки, чтобы он не навредил себе.
  • Игнорируйте ребёнка, если он манипулирует вами. Убедившись в детской безопасности, выйдите из комнаты и попросите озвучить эмоции словами. Это даст понять, что манипуляции и хитрые уловки на вас точно не действуют.

Взвешенный и разумный подход к детским особенностям позволит вам быстро и эффективно разрешить проблему. Если же своими силами справиться не удаётся, а негативные поступки превращаются в привычку, лучше обратиться к эксперту. Он разберётся, почему ребёнок бьёт себя по голове и порекомендует способы «лечения».

Добрый день, меня очень беспокоит проблема с моим сыном (5 лет). Когда я начинаю его ругать по поводу разбросанных игрушек, неубранных вещей и т.п. он начинает сам себя бить или царапать, говорить я плохой, бывает, говорит: я убью себя. Такие же реакции бывают, когда он с ребятишками играет, и у него кто-то заберет игрушку или чем-то обидит. Я пыталась с ним разговаривать, когда он не обижен, в добром расположении духа, он соглашается со мной, что бить себя плохо, что этого делать не надо, но как только возникает конфликтная ситуация, все повторяется снова. Когда я пробовала шлепать его по попе, в знак наказания, он говорил: бей меня, я плохой, бей сильнее. Царапает и бьет он себя не для виду, до крови бывает. Не знаю как себя вести, ему просто нельзя слово против сказать, часто все сама за него делаю, лишь бы не ругать, лишь бы не было реакции такой снова. Даже когда объясняю, по – доброму, без повышения голоса, но все равно против его мнения, все повторяется. Очень надеюсь на вашу помощь, заранее благодарна.

Здравствуйте! В некоторых случаях вы ведете себя противоречиво – если нехорошо бить человека, то почему вы шлепаете его? Или наказывать других можно, а вот себя самого нельзя? Тогда почему? Маленькому мальчику невозможно постичь такую раздвоенную идеологию, и он реагирует волне логично: просит вас бить его еще, раз он именно этого и заслуживает.

Изначально, видимо, кто-то из близких взрослых транслировал ребенку идею о том, что того, кто сделал неправильно нужно ударить, наказать. Теперь, испытывая чувство вины, собственной «нехорошести», он видит выход из ситуации – нужно наказать себя самому, чтобы этого не делали другие. Самонаказание не так обидно, его проще контролировать, оно, в конце концов, влияет на взрослых. В итоге мама пугается, начинает увещевать, снижает требования.

Вот и получается сплошная выгода: самонаказание ослабляет чувство вины и заставляет взрослых волноваться и идти на уступки. Не вызывает сомнений, что плата за такую «выгоду» очень велика.

Выход может состоять в том, чтобы снижать у мальчика чувство вины и собственной «плохости». Когда вы разговариваете с ним и убеждаете его в том, что бить себя плохо, вы лишний раз подкрепляете его уверенность в том, что он плохой и его действия тоже.

Не стоит применять к мальчику жесткие воспитательные меры (физические и эмоциональные).

Попробуйте поговорить с ним о том, почему именно плохо себя бить, об уважении к себе и своему телу, о чувстве злости и обиды, которые заставляют его бить и царапать себя. Этот разговор, конечно, должен соответствовать возрасту, быть эмоционально насыщенным и ни в коем случае не должен носить осуждающий характер. В целом нужно стараться дать мальчику понять, что вы настроены не осуждать его, а искать вместе с ним выход и способ, которым он сможет справляться с тяжелыми переживаниями.

С другой стороны, не стоит, пугаясь реакции мальчика, снимать все требования к нему, так вы покажете ему, что бить и наказывать себя – отличный способ избежать требований окружающих.

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится . Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.

Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Как наказывать кожного ребенка?

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания .
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь !

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Конечно, эта ситуация неприятная и настораживающая. Но вызвать агрессивное поведение ребенка могут вполне безобидные причины, после устранения которых проблема исчезнет.

Часто ребенок бьет себя по голове, чтобы привлечь к себе внимание

Проанализировав, что могло спровоцировать такое состояние, проще выбрать способы успокоить ребенка:

  • Это может быть реакцией на недостаток внимания. Особенно часто такая ситуация возникает после рождения второго ребенка, оттягивающего на себя часть родительской заботы.
  • В неблагополучных семьях, где часто происходят ссоры взрослых, ребенок не может понять ситуацию и выплескивает напряжение на окружающих и на себя.
  • Такое поведение случается в кризисном для малыша возрасте. Родители не могут понять, почему годовалый ребенок бьет себя по голове, а он просто выражает несогласие с ограничением своей свободы. Следующие сложные моменты в развитии случаются в 3 года и в подростковом возрасте.
  • Постепенно подрастая, малыш начинает остро реагировать на ограничения. Направленную на себя агрессию может вызвать эгоцентризм и желание добиться желаемого любой ценой.
  • Иногда такое поведение является проявлением психического заболевания. Родителей должны насторожить внезапные приступы и такие же резкие переходы к спокойному состоянию.

В большинстве случаев родители в состоянии самостоятельно справиться с агрессией ребенка. Но без консультации со специалистом есть вероятность пропустить начало заболевания, приняв его за каприз, что приведет к ухудшению детского состояния.

Что делать, если ребенок бьет себя по голове

Методы исправления ситуации зависят от ее причин. Обдумайте возможные варианты, посоветуйтесь с педиатром, поговорите с ребенком и постарайтесь на него повлиять:

  • Старайтесь поддерживать с ребенком контакт. Для малыша авторитет родителей непреклонен, и от вас зависит доверительный характер отношений в семье.
  • Если малыш шалит, не кричите, постарайтесь спокойно указать ему на неправильное поведение.
  • Не обращайте внимания на капризы. Если в спорной ситуации пойти на уступки, ребенок будет искать разные способы повлиять на взрослых и добиться желаемого.