Можно ли увеличить госзадание в течении года. «II. Внесение изменений в муниципальное задание

показателю «в том числе в группах кратковременного пребывания» на очередной финансовый год «35» заменить цифрами «15».

1.23. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10»:

в разделе 2 «Категории потребителей муниципальной услуги» по услуге «Предоставление начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» на очерёдной финансовый год цифры «583» заменить цифрами «588»;

в разделе 3.2. «Объем оказываемой муниципальной услуги» по показателю «Контингент обучающихся» на очередной финансовый год заменить цифру «583» на «588».

1.24. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 13 с углублённым изучением предметов»:

в разделе 2 «Категории потребителей муниципальной услуги» по услуге «Предоставление начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» на очередной финансовый год цифры «1339» заменить цифрами «1338»;

в разделе 3.2. «Объем оказываемой муниципальной услуги» по показателю «Контингент обучающихся» на очередной финансовый год заменить цифру «1339» на «1338».

1.25. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 14»:

в разделе 2 «Категории потребителей муниципальной услуги» по услуге «Предоставление начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» на очередной финансовый год цифры «806» заменить цифрами «829»;

в разделе 3.2. «Объем оказываемой муниципальной услуги» по показателю «Контингент обучающихся» на очередной финансовый год заменить цифру «806» на «829»,. по показателю «количество классов» на очередной финансовый год заменить цифру «32 » на » 33″.

1.26. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П. Шпунякова»:

в разделе 2 «Категории потребителей муниципальной услуги» по услуге «Предоставление начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» на очередной финансовый год цифры «205» заменить цифрами «203»; по услуге «Предоставление общедоступного дошкольного образования» на очередной финансовый год цифры «107» заменить цифрами «91»

в разделе 3.2. «Объем оказываемой муниципальной услуги» по услуге «Предоставление начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» по показателю «Контингент обучающихся» на очередной финансовый год заменить цифру «205» на «203»; по услуге «Предоставление общедоступного дошкольного образования» на очередной финансовый год цифры «107» заменить цифрами «91».

Минфином России планируется внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. О грядущих преобразованиях и проблемах сегодняшнего дня рассказывает наш эксперт.

Мы рекомендуем предусматривать как количественные, так и качественные критерии оценки выполнения госзадания. Хотя Бюджетным кодексом РФ установлена обязательность только в отношении количественных показателей (в рамках услуг), а качественные - дело добровольное.

Качественные показатели свидетельствуют о том, что учредитель четко понимает специфику и механизм реализации госуслуг. И выстроенная система госзаданий готова отреагировать на повышение уровня их качества.

Но главное - без качественных показателей невозможно оценить выполнение работ. Количественные критерии, например, сколько раз в сутки должна выехать на вызовы больных скорая помощь, здесь неуместны. К подобным ситуациям относится подготовка экспозиции, комплектование книгами библиотек и пр.

В каждой отрасли, безусловно, разрабатываются специфические оценки выполнения госзаданий. Так, в отношении работы службы скорой помощи можно разработать стандарт времени выезда на вызов, осмотра больного и пр. И по факту соответствия выполненных работ стандартам оценивать качество. В спортивной сфере критериями могут быть - уровень подготовки спортсменов (завоевание ими первых мест на соревнованиях) и количество привлеченных новичков. В сфере образования - перечень специальностей, по которым производится обучение и т. д.

Без знания отраслевой специфики невозможно сформировать грамотное госзадание и, соответственно, критерии оценки его выполнения.

- Каков порядок составления и представления отчетных форм по факту выполнения госзадания?

В данном случае мы можем говорить только про федеральные учреждения. Учреждения, подведомственные субъектам РФ и муниципальным образованиям, могут воспользоваться Методическими рекомендациями, согласно которым - разработать собственные формы отчетности.

Форма госзадания, установленная Постановлением № 6712, содержит раздел о порядке представления отчетности и проведения контроля.

И, как показывает практика, большинством учреждений отчет по факту выполнения заданий осуществляется раз в год. Однако такая система - неправильная. Выполнение госзадания нужно мониторить постоянно, с такой оперативностью, чтобы можно было легко вмешаться в процесс и откорректировать задание согласно реальному положению дел. Если этого не делать, то может случиться, например, что IV квартал закончился, субсидия до конца не израсходована (а истребовать ее у учреждения по закону нельзя) и работы (услуги), утвержденные в задании, не выполнены.

Если бы учредитель отследил выполнение задания раньше, его можно было бы уменьшить и, соответственно, снизить субсидию. Но когда год уже закрыт, никаких мер воздействия на ситуацию у учредителя нет. Так же как нет административной ответственности за неэффективное расходование средств субсидий. В связи с этим сейчас вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Отчетность - очень важный вопрос.

Она позволяет эффективно управлять деятельностью учреждения, анализировать происходящее, перенаправлять информацию высшим органам власти, правительству, местным администрациям и своевременно включаться в процесс.

- Возможно ли перевыполнение госзадания? И на что можно направить сэкономленные средства?

Перевыполнение госзадания - это нонсенс. И свидетельствует о неграмотном планировании объема показателей. Невозможно выделить учреждению дополнительные средства в середине финансового года, если утвержден бюджет, в котором предусмотрены определенные обязательства. Чтобы увеличить размер субсидии, потребуется новый финансовый источник либо придется сократить расходы, направленные на другие цели. Речь может идти только об увеличении задания. При этом, если у учреждения в результате эффективной экономии возникли «свободные средства» (т. е. часть от субсидии), оно может распорядиться ими самостоятельно, в соответствии с целями, ради которых оно создано. Средства можно направить на премии сотрудникам, купить оборудование или отложить на будущее.

- Каким образом можно вносить корректировки в госзадание?

В 2012 г. внесено уточнение в Постановление № 671, касающееся корректировки задания. Принцип такой: если в середине года учредитель решил уточнить задание, уменьшить или увеличить, то он должен оформить новое задание. Оно будет с тем же номером, но показатели изменятся. Допустим, был количественный показатель 3, его увеличивают на 2. В новом задании показатель будет не 3 + 2, а 5.

Анализировать задание станет легче, не надо поднимать всю его историю.

Задание можно будет дополнить новым показателем (допустим, у учреждения появились полномочия на оказание иной услуги) либо, наоборот, уменьшить. Например, у учредителя возникло еще одно подведомственное учреждение и часть услуг можно перераспределить. При уменьшении объема услуг уменьшается субсидия, при увеличении - увеличивается, а не просто так: дали - выполняй, а деньги потом как-нибудь.

- Какой должна быть взаимоувязка задания и плана финансовохозяйственной деятельности?

Увязка плана финансово-хозяйственной деятельности и задания обязательна, прежде всего, с точки зрения финансового обеспечения и расходования средств. Средства субсидий на госзадание, на иные цели, капитальные вложения, которые выделяются общей суммой, и поступления от приносящей доход деятельности распределяются в плане согласно статьям доходов и расходов. При этом целевые субсидии нельзя разбивать и направлять на расходы, которые не согласованы с учредителем.

В 2013 г. внесены изменения в Приказ № 81н. Согласно им уточняется положение о порядке определения объемов выплат, связанных с выполнением госзадания, при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по указанным выплатам.

То есть при определении направления расходов можно не придерживаться нормативов, которые использовались при расчете субсидии на госзадание, а действовать в пределах ее общей суммы. Например, субсидия составляет 100 руб., а согласно нормативу затрат зарплата сотрудника - 20 руб. Учредитель в пределах общей суммы - 100 руб. - может уменьшить другие нормативы (за счет энергоэффективности, более дешевых подрядчиков и пр.) и повысить зарплату либо установить премию.

Так мы отходим от жесткой привязки средств субсидий к определенным статьям расходов (как в бюджетных сметах). У учреждений расширяется финансово-экономическая самостоятельность, и их нельзя будет безапелляционно привлечь к нецелевому расходованию бюджетных средств.

- Почему при выполнении одинаковых услуг в разных регионах критерии оценки качества разнятся?

Одноименные услуги - большая проблема. Сейчас распространена ситуация, когда одна и та же услуга, оказанная в различных регионах учреждениями сходной спецификации, формулируется по-разному, т. е. у нас нет единых стандартов. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания единого перечня услуг (работ), над которым работает межведомственная группа при Минфине России.

Норма о том, что формирование задания осуществляется на основании ведомственных перечней, будет сохранена. Однако данные перечни станут составляться в соответствии с единым сводным реестром государственных (муниципальных) услуг, который будет создаваться согласно базовым отраслевым перечням. Порядок введения и формирования единых перечней будет определяться Правительством РФ, а за Минфином закрепится полномочие их вести.

В результате совместной работы Минфина, Минспорта, Минздрава, Минкультуры, Миноброны создано четыре таких перечня. Их логика такова: наименование услуги (работы), установленное в нормативном акте (стандарте, положении) сохраняется на всех уровнях публично-правовых образований. Возможна детализация услуг (работ) в зависимости от возможностей и специфики учреждений (например, обучение определенным видам спорта для инвалидов по зрению проводится только на муниципальном уровне). Перечни будут постоянным ресурсом нашего сайта.

Базовые (отраслевые) перечни содержат закрытый перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в соответствии с установленным объемом полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, соцзащита, транспорт и пр.). Сводный перечень детализируется справочниками: «Характеристика услуги/работы», «Форма предоставления», «Категория потребителей», «Единицы измерения показателя объема услуги или работы». Ведомственные перечни содержат те же показатели, что и сводный, а справочники являются основой для формирования конкретных показателей задания. Как будут отражаться услуги в перечнях, видно на примере:

  • базовый перечень - наименование услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия - региональный, муниципальный;
  • сводный перечень - наименование: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия - региональный, муниципальный; характеристика услуги (справочник) - в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей и комбинированной направленности; форма предоставления (справочник) - в режиме полного дня, продленного дня и кратковременного пребывания; категория потребителей (справочник) - физические лица в возрасте: от 2 мес. до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 5 лет, без ограниченных возможностей здоровья, с ограниченными возможностями здоровья; единицы измерения показателя объема услуги (работы) (справочник) - число воспитанников, количество класс-комплектов.
  • ведомственный перечень - наименование - «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия - муниципальный; характеристика услуги - в группах общеразвивающей направленности, форма предоставления - в режиме продленного дня; категория потребителей - физические лица от 1,5 до 3 лет, от 3 до 5 лет, без ограниченных возможностей здоровья; единицы измерения показателя объема услуги (работы) (справочник) - число воспитанников.

Планирование объемов предоставления государственных услуг и размера субсидии на выполнение государственного задания на основе нормативных затрат связано с большим риском возникновения отклонений фактических значений показателей объема государственных услуг от зафиксированных в государственных заданиях. Основной вопрос заключается в том, каким образом должен реагировать учредитель на подобные колебания в объемах оказания услуг, а также в том, насколько эффективно решение о корректировке государственного задания и пропорциональном изменении размера субсидии.

По нашему мнению, для ответа на эти вопросы в каждом конкретном случае необходимо оценить следующие факторы:

Возможность учреждения влиять на фактические объемы оказания услуг;

Степень гибкости изменения потребности в ресурсах в связи с отклонениями относительно запланированных объемов оказания услуг.

Фактические объемы оказания услуг

Для иллюстрации первого фактора можно рассмотреть услуги библиотеки. В случае перевыполнения запланированных значений по числу выданных читателям изданий (этот показатель наиболее часто используют для оценки объемов оказания библиотечных услуг) мы можем говорить о том, что учреждение практически не влияет на изменение объемов услуг в сторону снижения, так как не имеет права отказать в предоставлении изданий пришедшим потребителям. Таким образом, применять санкции за перевыполнение плана в данном случае некорректно. Более того, если речь идет о социально значимом благе, возможна ситуация, когда такое перевыполнение, напротив, является предметом поощрения. С другой стороны, если фактический объем в рассматриваемом примере ниже запланированного, возможны варианты. С одной стороны, велико влияние внешних факторов: развитие сети Интернет, снижение количества студентов - одной из наиболее активных групп потребителей библиотечных услуг и т. д. С другой стороны, причиной потенциально может служить и низкое качество обслуживания, и небольшой выбор книг, и неудобный режим работы, и просто отсутствие у населения информации о том, что на той или иной территории можно воспользоваться услугами библиотеки. В таком случае для повышения качества и востребованности деятельности учреждения необходимо принимать соответствующие меры как самому учреждению, так и учредителю.

Рассмотрим другой пример - услугу по показу спектаклей. Достаточно распространенным показателем измерения объема оказания услуги в данном случае является число показов. Перевыполнение или недовыполнение в данном случае однозначно должны становиться предметом для санкций со стороны учредителя, так как учреждение в явном виде может и должно влиять на количество показываемых спектаклей. Это объясняется тем, что данная услуга относится к частично платным. Финансирование спектаклей может осуществляться одновременно из двух источников: средств бюджета и доходов от продажи билетов. При этом часть спектаклей потенциально могут быть полностью самоокупаемыми, а значит, государство в лице учредителя может ставить задания на показ в определенном количестве конкретных спектаклей, относимых к высокохудожественным продуктам.

Наконец, на примере образовательных учреждений, в части высших и средних учебных заведений, можно увидеть, что превышение запланированного количества обучающихся за счет средств бюджета не должно возникать. В то же время недовыполнение поставленных контрольных цифр приема потенциально возможно и не по вине учреждения, а за счет влияния демографической ситуации, снижения привлекательности тех или иных специальностей и других факторов (хотя и маловероятно, особенно для федеральных учреждений). Кроме того, специфика образовательных учреждений состоит и в том, что учебный год не совпадает с финансовым, что еще больше усложняет задачу планирования объемов оказания услуг. Кроме того, даже в течение одного учебного года количество обучающихся может колебаться за счет наличия вероятности их отчисления, которая сложно прогнозируется.

Гибкость изменения потребности в ресурсах

Что касается второго из названных факторов - гибкости изменения потребности в ресурсах, - необходимо отметить следующее. В условиях относительно постоянных объемов оказания государственных услуг и финансирования государственных учреждений в предыдущих периодах незначительные отклонения фактических объемов от запланированных могут и не требовать дополнительных ресурсов (в качестве примера можно рассмотреть те же книговыдачи, где предельные издержки на дополнительную единицу услуги стремятся к нулю). Такая негибкость обусловлена тем, что основная составляющая затрат - расходы по выплате заработной платы (при условии сохранения штатного расписания), приобретение материальных запасов, оплата коммунальных услуг, осуществление иных расходов по содержанию имуществу и т. п. - в рамках прежнего режима работы остается фактически неизменной независимо от количества выдаваемых изданий.

Подобная ситуация возникает в случаях невозможности изменить организацию работы учреждения, при отсутствии необходимости приобретать для каждой новой оказываемой услуги дополнительные расходные материалы, дополнительно привлекать сторонние организации. Кроме того, такую ситуацию можно признать типичной для услуг, характеризующихся большими значениями показателей объема. С другой стороны, для «дорогих» даже небольшое отклонение может приводить к значительной дополнительной потребности во всех видах ресурсов (например, проведение одного дополнительного мероприятия может требовать значительных по сравнению с общим объемом финансирования учреждения затрат). Также высокой гибкостью отличаются затраты, связанные с тушением пожаров: расходы существенным образом зависят от того, какой была пожароопасная ситуация на той или иной территории, сколько очагов возгорания пришлось потушить, сколько потребовалось произвести выездов и т. п.

Аналогичная ситуация с финансированием возникает при недовыполнении показателей объема. В случае если большинство затрат учреждения может быть отнесено к постоянным издержкам, как в случаях с книговыдачами в библиотеках (а для большинства государственных учреждений характерна именно такая ситуация), то недовыполнение запланированных показателей объема объективно не будет означать уменьшения потребности в финансировании. Наконец, при принятии решений необходимо учитывать, что причиной описанных выше отклонений, особенно на первых этапах, может являться низкое качество (ошибки) планирования. Очевидно, что при выявлении таких ошибок никакие санкции по отношению к учреждению применяться не должны, а соответствующие выводы должны быть сделаны на следующем этапе.

Корректировка государственного задания

Итак, мы рассмотрели возможные варианты ситуаций, при которых приходится рассматривать вопрос о корректировке государственного задания и, следовательно, изменении размера субсидии. С юридической точки зрения в настоящий момент возможные варианты действий ограничиваются только закрепленной в нормой о том, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется лишь при соответствующем изменении государственного задания.

Таким образом, возможны следующие варианты действий со стороны учредителя в случае выявления отклонения фактических значений показателей объема от запланированных:

Увеличение (уменьшение) плановых значений показателей объема в государственном задании и, следовательно, пересчет размера субсидии на основе нормативных затрат (в случае если отклонение выявлено в середине финансового года и если объем расходов учреждения гибко изменяется при изменении объемов оказания услуг, как в примере с мероприятиями);

Перерасчет нормативных затрат при сохранении значений показателей объема и размера субсидии;

Сохранение в текущем году показателей, зафиксированных в государственном задании, и размера субсидии на его выполнение, использование полученных данных при определении размера субсидии на следующий год.

По нашему мнению, в большинстве случаев оптимальным является последнее решение, так как оно не приводит к возникновению рисков, связанных со снижением финансирования. Во-первых, в таком случае не возникает рисков для потребителей услуг (например, значительное снижение качества). Во-вторых, не возникает риска ненадлежащего содержания имущества, находящегося в государственной собственности. И в целом понимание отсутствия угрозы жестких решений о снижении финансирования в течение финансового года позволяет лучше мотивировать учреждения к предоставлению объективной информации на этапе планирования (предотвращает стимулы к завышению потребности в ресурсах и занижению плановых объемов оказания услуг).

Перерасчет нормативных затрат при сохранении значений показателей объема и размера субсидии целесообразно осуществлять в случае, если объем расходов на финансирование деятельности учреждения не требует гибкого изменения при изменении объемов оказания услуги, как в примере с библиотеками. В таком случае сохранение размера субсидии обеспечивается за счет одновременного изменения и значений нормативных затрат, и объемов оказания услуг. Такой подход потенциально может использоваться в образовательных учреждениях в случае выявления в середине финансового года (с которой совпадает начало учебного года) изменения контингента по сравнению с запланированным при сохранении стабильной потребности в ресурсах.

Стоит отметить, что перерасчет значений нормативных затрат, влекущий за собой изменение размера субсидии, целесообразен в случае внесения изменений в нормативные и иные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных услуг, которые влекут изменения потребностей в объеме бюджетных ассигнований. Другой возможной объективной причиной может стать резкий рост цен на те или иные виды ресурсов, потребляемых в процессе оказания услуг (например, незапланированный рост тарифов на коммунальные услуги). Альтернативой пересчету нормативов в принципе может стать использование инструмента субсидий на иные цели, которые могут покрывать непредвиденные расходы. Подобный вариант представляется более удобным с точки зрения обеспечения выделения дополнительных средств. Аналогичное решение может использоваться и в случае выявления объективной необходимости в дополнительном финансировании при перевыполнении показателей, зафиксированных в государственном задании.

Корректировку государственного задания и пересчет размера субсидии на его выполнение предлагается рассматривать как крайнюю меру, используемую либо в качестве жесткой санкции в отношении учреждения, либо в случае возникновения непрогнозируемых значительных колебаний спроса на услугу (крайне маловероятная ситуация для социальных услуг).

Для обеспечения прозрачности «правил игры» целесообразно в одном из документов, регулирующих порядок работы с государственным заданием в органе исполнительной власти, зафиксировать положения, регламентирующие порядок действий в случае выявления отклонений показателей объема. Одним из возможных вариантов являются порядки определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, разрабатываемые учредителями. Также, возможно, имеется необходимость закрепления в нормативно-правовых актах соответствующего уровня, регулирующих порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, общих положений о корректировке размера субсидии.

В целом, несмотря на наличие на всех уровнях достаточно проработанной нормативно-правовой базы по работе с государственными заданиями, ряд вопросов управления данным инструментом на стадии его выполнения и контроля остаются пока неурегулированными. Помимо вопроса, рассмотренного в настоящей статье, к ним можно отнести, например, вопрос о влиянии достижения запланированных значений показателей, характеризующих качество предоставления государственных услуг, на объемы финансового обеспечения выполнения государственного задания. Соответствующие методологические решения могут быть приняты как на уровне публично-правового образования, так и на уровне конкретного учредителя, что позволит учесть специфику сложившихся отношений с подведомственной сетью. При их подготовке наиболее важной представляется ориентация на повышение качества предоставляемых услуг, качества управления (менеджмента) в государственных учреждениях, а не на сокращение бюджетных расходов.

Наименование раздела не должно содержать норм права.

В случае если в разделе только один абзац, он не разбивается на пункты и не нумеруется.

Пример:

«II. Общие положения

Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 2 статьи 13,пунктами 1.1,4 статьи 14,пунктом 2.1 статьи 16,пунктом 2 статьи 17.1,пунктом 5 статьи 18ипунктом 1 статьи 19.1Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",частью 3 статьи 5,частью 5 статьи 18Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" ичастью 15 статьи 31Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", устанавливает процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономныхучреждений_____муниципального района, которые созданы (планируется создать) на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - муниципальные учреждения), а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений.»

2.2.2.2. Подраздел как структурная единица проекта правового акта

Подраздел:

используется, как правило, в приложениях;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера подраздела жирным шрифтом.

Пример:

«II. Общие положения

Создание муниципального учреждения»

Наименование подраздела не должно содержать норм права.

Проект правового акта делится на подразделы только в случае деления его на разделы.

2.2.2.3. Пункт как структурная единица проекта правового акта

Пункт нумеруется арабскими цифрами.

В случае если пункт состоит из одного абзаца, то абзац не нумеруется.

В пунктах, содержащих основные понятия или основные термины, используемые в правовом акте, осуществляется, как правило, деление на абзацы.

Пример:

«2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

…………………….. ; (абзац второй пункта 2)

……………………… (абзац третий пункта 2)»

2.2.2.4. Подпункт как структурная единица проекта правового акта

Пункты в исключительных случаях могут подразделяться на подпункты, которые имеют буквенную нумерацию в виде строчной буквы русского алфавита с закрывающей круглой скобкой:

Пример:

«а)…

б)…»

2.2.2.5. Примечания к пунктам

Целесообразно избегать включения в проект правового акта примечаний к разделам, подразделам, пунктам или проекту правового акта в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.

Юридическая сила примечаний и пункта правового акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначения примечания располагается после текста структурной единицы правового акта с абзацного отступа. Текст примечания печатается в строку с обозначением примечания, даже если он разделен на пункты. Арабская цифра с точкой в примечании означает пункт. Если текст примечания разделен на пункты, то слово «примечание» употребляется во множественном числе.

Пример:

«Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным и нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.»

либо

«Примечания. 1. Государственный регистрационный знак признается нестандартным и нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.

2. Заявление и документы, представленные для получения свидетельства о государственной регистрации, принимаются должностным лицом отдела регистрации и лицензирования по описи, составляемой заявителем. Копия описи с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) заявителю.»

2.2.2.6. Порядок оформления сносок к пунктам, абзацам

В случае необходимости дать пояснение к пункту, абзацу правового акта, дать определение понятию используются сноски, которые оформляются внизу страницы, на которой стоит знак сноски, следующим образом:

Пример:

«3.5. Основные этапы подготовки проекта правового акта:

изучение существа вопроса, законодательной и нормативной базы по вопросу;

подготовка текста проекта правового акта и его оформление;

оформление листа согласования *;

согласование проекта правового акта;

доработка составителем проекта правового акта с учетом внесенных изменений и предложений;

оформление правового акта в электронном виде на соответствующем бланке;

визирование бланка машинограммы составителем проекта;

представление правового акта для подписания.

_____________

* Лист согласования является внутренним документом администрации _______ муниципального района и предназначен для оценки содержания проекта правового акта с точки зрения целесообразности его издания, правильности изложенных положений, соответствия их содержания действующему законодательству, уточнения сроков исполнения содержащихся в документах заданий с непосредственными исполнителями и заинтересованными сторонами, определения их отношения к вопросам, изложенным в проекте.»

2.2.2.7. Абзац как структурная единица проекта правового акта

Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте правового акта считается такой, когда пункт делится на абзацы.

Отдельная нумерация пунктов каждого раздела или отдельная нумерация подразделов каждого раздела недопустима. Нумерация разделов, подразделов, пунктов должна быть сквозной.

Пример: Гражданский кодекс РФ – 4 части и через все сквозная нумерация.

2.3. Подпись

По окончании содержательной части правового акта через три межстрочных интервала размещается подпись уполномоченного лица.

Пример:

«Глава администрации

________ муниципального района И.О.Фамилия»

Решения представительного органа муниципального образования, содержащие нормы права, должны быть подписаны председателем представительного органа муниципального образования и главой муниципального образования (Разъяснения Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления о порядке применения части 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ) .

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования единолично.

Вопрос о конкретном расположении реквизитов «подпись» на муниципальных правовых актах должен быть решен в каждом муниципальном образовании самостоятельно и закреплен в уставе муниципального образования в рамках реализации пункта 6части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.