Неподвижные игры для детей 3 4 лет в детском саду. Игра «Что я делаю?»

Игра является чрезвычайно значимым способом привлечения ребенка к двигательным действиям.

Подвижные игры для детей 3-4 лет не похожи на те, что предназначены для более младших ребят. Малыши третьего года стали не только динамичнее, но и сильнее. Миссия родителей и воспитателей заключается в поддержке стремления детей энергично двигаться в игре, в организации условий для полноценных занятий подвижными играми. Игра у трехлетних малышей является важнейшим занятием: в игре происходит их формирование и становление личности. Но сами дети пока еще не могут придумать игру, поэтому им необходима поддержка взрослых.

Режим малыша должен составляться взрослыми таким образом, чтобы уделялось не меньше часа самостоятельным движениям ребенка (беганью, прыганью) и столько же времени со взрослыми. Необходимо в процессе игр внимательно наблюдать за состоянием малыша и его настроением. Желательно проводить такие развлечения на свежем воздухе: на прогулке происходит динамичное становление физической эволюции малыша.

Использование подвижных игр формирует ценные умения, воспитывает ребенка интеллектуально, нравственно и физически, позитивно воздействует на семейный микроклимат. Проводить время на прогулке малютка должен с интересом и пользой. Физические упражнения и подвижные игры для детей 3 лет способствуют укреплению организма, повышению иммунитета, тормозят развитие множества недугов.

Значение формирования двигательных умений у малышей

Подвижные игры – это часть процесса физического воспитания дошкольников, в котором решается целый комплекс задач по становлению умения двигаться, следить за правильной осанкой. Вследствие податливости нервной системы, младшие дошкольники без труда осваивают любые виды передвижений:

  • ползание;
  • ходьбу;
  • прыжки.

Безошибочное проведение занятий и тренировок помогает продуктивно развивать мускулатуру и иные системы малышей. Усвоенные опыт и сноровка в двигательных навыках помогают экономно тратить силы ребенка: на легкое, без затруднения выполненное упражнение, уходит гораздо меньше нервной и физической энергии, что позволяет совершать больше повторов, тем самым оказывать более благотворное воздействие на все органы ребенка. Используя надежно развитые двигательные умения, можно уже уделять внимание осмыслению проблем, созданных неожиданно в процессе игры. Например, малыш, уверенно научившийся прыжкам в длину с разбега, уже не думает в игре с волком и охотником, какой ногой отталкиваться, а ищет оптимальный способ спасения от волка.

Подвижные игры, заложившие основу физического развития ребенка в раннем детстве, позволяют совершенствовать их в дальнейшем, и завоевывать высокие спортивные результаты. Большинство знаменитых спортсменов начинали регулярные занятия в этом возрасте.

Одновременно с освоением умения двигаться, самым младшим детям следует учиться другим физическим способностям: проворству, резвости, эластичности, подвижности, неутомимости, поддержанию баланса. Эти характеристики взаимосвязаны между собой, ими обусловлены многие виды действий ребенка. Например, крепость, резвость и ловкость позволяют увеличить длину и степень высоты подпрыгивания. Выносливость помогает ребенку без устали заниматься тренировками, перемещаться на долгие дистанции.

Воспитательные цели подвижных игр

Подвижные игры имеют огромный потенциал не только физического развития малышей, но и используются в их нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом воспитании. Во время игр и выполнения других физических упражнений возникают ситуации, благоприятные для становления позитивных черт характера и этических свойств:

  • честности;
  • справедливости;
  • коммуникабельности;
  • чувства локтя.

У многих ребят проявляются волевые особенности характера:

  • храбрость;
  • самостоятельность;
  • упорство.

Правильно организованные подвижные игры для малышей 3-4 лет помогают созданию благоприятных условий для функционирования всего организма, в том числе нервной системы, вследствие чего малыш лучше воспринимает и запоминает сведения не только о процессе игры и ее условиях, но и об окружающем мире. Все, что он видел вокруг – животные, птицы, насекомые, растения, природные и погодные явления – оставляют в его воспоминаниях яркое впечатление. Это способствует развитию психологических алгоритмов:

  • пониманию;
  • вниманию;
  • представлению;
  • творческой фантазии;
  • речи.

Дети учатся:

  • наблюдать;
  • сравнивать;
  • анализировать;
  • обобщать.

При проведении подвижных игр для 3-4 летних детей очень важно обращать внимание на создание позитивных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения и на способность оперативно исправлять негативные переживания. Необходимость эта обусловлена благоприятным влиянием положительных чувств на все органы и системы ребенка.

Двигательная активность малышей в подвижных играх воспитывает способность восприятия, верного понимания и точного оценивания красоты, грации, элегантности, экспрессии движений и осанки, колоритности костюмов и всей атмосферы проведения игры, которая не допустит грубого поведения.

Использование игр в детском саду

Занятия младшей группы ДОУ предусматривают формирование таких видов движения, как ходьба, бег, ползанье, метание, катание, прыжки. Все действия происходят в коллективе.

Обычно малыши этого возраста стараются находиться рядом со взрослым, прислушиваются к его словам, им доставляет удовольствие выполнение доступных нетрудных заданий и поручений. Однако пока еще у самих не получается найти свое положение, чтобы выполнить нужное движение. Поэтому перед началом занятий надо использовать самые легкие построения, ориентированные на разные пособия или предметы обстановки. Свободный порядок построения благоприятнее и комфортнее всего для подвижных игр.

Взрослый помогает малышам в их построениях и перестроениях, учит, как нужно встать, чтобы не мешать друг другу, строит их. Шаг за шагом они усваивают передвижение колонной. Для обучения ребят соблюдению расстояния, между ними в качестве ориентиров применяют заранее разложенные игрушки и предметы обстановки.

Обычно воспитателю приходится коротко разъяснять игровые задания всей группе, выполнять задания вместе с детьми, а дальше рекомендуется обратить внимание на каждого ребенка. Индивидуальный подход требуется многим малышам, отличающимся гипервозбудимостью, скорой усталостью от однообразных движений, неспособностью беспрерывно ходить и бегать, утомляющимся долгим ожиданием сигнала к игре. Повышенное внимание необходимо малоподвижным, ослабленным, стеснительным деткам, отстающим физически. Такие ребята обычно бывают боязливыми, пассивными, принимают участие в игре лениво, апатично. Но если им понравится интересное задание, они с удовольствием включаются в игру, изменяя при этом качество своих движений.

Поначалу новенькие, нерешительные, закомплексованные, могут отказываться от выполнения предложенных действий, но с интересом наблюдают за действиями других детей или воспитателя. При повторе, ставших привычными игр, они поэтапно включаются в движение, при условии обращения к нему взрослого и его поощрении и помощи. Когда застенчивые дети стесняеются выполнять упражнение, воспитатель дает то же задание другому малышу, что поможет крохе справиться с робостью.

Воспитатель должен использовать весь потенциал для того, чтобы польза от игры была максимальной, а она получается, если правильно чередовать движение и передышки. Отдых может быть пассивный и активный, когда нагрузку принимают на себя мускулы, не участвовавшие в прошлых упражнениях, осуществляя при этом смену мышечной активности. Например, подвижная игра, основанная на беге, сменяется ходьбой по скамеечке или метанием мяча. С помощью активного отдыха увеличивается продолжительность занятий, сокращаются интервалы между различными способами передвижения.

Ключевые типы движений

Большинство подвижных игр для детей 2-3 лет основано на этом простом движении, которое ими еще пока не до конца освоены, вследствие недостаточных двигательных умений. Чтобы скорректировать слабые стороны детской ходьбы, проводят специальные игровые упражнения с заданием идти невесомо, как кошки или бесшумно, как мыши. Чтобы ребята перестали шаркать ножками, следует их тренировать переступать через различные предметы и игрушки типа кубиков или кеглей.

Игры с использованием ходьбы и бега для малышей 2-3- лет часто проводятся в музыкальном сопровождении, что помогает развивать чувство размеренности, координировать темп и согласованность движений.

Ходьба является составной частью всех занятий и подвижных игр. Она развивает ориентирование в окружающем мире, быструю реакцию на сигналы. Примером такой игры может быть задание идти в одну сторону, а услышав звуковой сигнал, остановиться, и повернуть в другую; шагать вокруг игрушек или мебели, не дотрагиваясь до них, не задевая друг друга.

В течение третьего года особенности детской ходьбы качественно меняются, увеличивается ее скорость.

Один из ключевых видов движения младших дошкольников – это бег. Сложение любящих бегать детей пропорциональное, правильнее сформирована стопа. Активность мышц в процессе бега увеличивает частоту сокращений сердца и позитивно действует на весь организм. В этом возрасте бег меняется, становясь легче, изящнее. На такие изменения влияет не только возраст и личностное своеобразие детей, но огромную роль играют систематические занятия бегом и использование его при проведении подвижных игр, в которых малыши бегают естественнее. Координируют движения малыши в игре тоже гораздо успешнее.

Музыкальным сопровождением, применяемым в подвижных играх для детей 3 лет, можно изменять темп, ускорять его или замедлять. Воспитатели часто используют некие образы для того, чтобы задавать скорость бега, например, сравнивая движение с ездой на автомобиле: сначала быстрее, потом медленнее. На занятиях рационально устраивать бег синхронно всей группой и чередовать его с ходьбой. Взрослый обычно помогает определить верное направление, чтобы дети не сталкивались, особенно это касается подвижной игры, в которой движения взаимосвязаны с эмоциональностью детей.

  • Прыжки

Этот вид движений является важным показателем физподготовки ребятишек: это их любимый вид игры и занятий. Надо обучить их делать это правильно, потому что прыганье предписывает согласованность и ритмичность работы всей мускулатуры, и четкость координации движения. Учить начинают с подскоков на одном месте, прыжков вперед и спрыгивания с высоты, которые необходимо контролировать индивидуально, потому что оно связано с большой нагрузкой, и на начальном этапе малышу следует оказывать помощь. Прыжковые движения формируются параллельно с развитием бега, помогая улучшать ловкость, выносливость, силу, координацию движений.

Словесные указания в процессе обучения, детьми понимаются успешно. Обычно проводят занятия одновременно со всеми ребятами, которым разрешается выполнять упражнения в свободном темпе. Четкие задания дают в форме игры или в виде подражания: предлагают прыгать через такие предметы, как лента, ручей, канава, скакать, как зайчик, как белочка. Такие игры не вызывают трудностей у малышей, которые воспринимают их с интересом и воодушевлением.

  • Ползанье и лазание

Этот вид движения тоже доставляет ребятам огромное удовольствие. Делают они это быстро, уверенно и ловко. Большая часть детей делает это упражнение правильно, а неверные движения исправляет воспитатель, показывая своим примером, как следует это выполнять. Желание малышей ползать, необходимо поощрять, потому что его считают корректирующим занятием, уменьшающим нагрузку на позвоночник.

Лазание получается далеко не у всех детей: скорость невысокая, а многие ребята не умеют согласовывать движения рук и ног. Выполняется упражнение индивидуально: взрослый должен подбадривать ребенка и обеспечивать надежную подстраховку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и не упал, отпустив руки от перекладины.

  • Бросание, ловля, катание

Этими движениями дети на третьем году тоже еще пока плохо владеют, но у них есть великое желание что-то метать и перекатывать. Такие упражнения обладают ценностью для укрепления мускулатуры ребят, формируют согласованность движений и глазомер. Легче всего дается малышам бросание. Правильность навыка метания можно выработать при упражнении обеих рук, несмотря на то, что малыши предпочитают делать это самой сильной рукой. Задание взрослого постараться забросить мячик по возможности дальше, стимулирует ребятишек к выполнению более энергичных движений. Обычно их интересует сам процесс броска и его многократное повторение, а только потом уже результат.

Систематически тренируясь и чередуя метание на расстояние, меняя при этом руку, разнообразя задания, создают условия для повтора различных вариантов и усвоения всевозможных способов метания. В подвижных играх дети получают задания с дополнительной нагрузкой: побежать за своим мячом и принести его обратно или катить его, проползти за ним под натянутой веревкой.

Если воспитатель дает задание перекатить мяч, то он сначала сажает ребят полукругом, и начинает перекатывать его каждому по отдельности, показывает, как следует отталкивать мяч от себя с помощью ладошек и пальчиков. Обучение ловле мяча имеет свои нюансы. Малыш в 3 года, в силу своих физиологических особенностей, может поймать мяч исключительно после точного броска с маленького расстояния, когда предмет сам попадает ему в руки. Поэтому главное внимание в младшей группе уделяется бросанию на дальность, а метание в цель и ловля мяча используется довольно редко.

Процесс осуществления подвижных игр

Занятия с ребятами 3 лет начинают с использования игровых упражнений, когда малыши только овладевают непривычными для них движениями. Эти задания не имеют фабулы и канонов, однако, включают практически все типы необходимых движений. Поначалу можно использовать повтор игровых заданий для самых маленьких, постепенно переходя к более сложным тренировкам. Создавая подходящие требования для частых повторов движений, малыш все равно поступает соответственно своим возможностям и навыкам. Сочетая, чередуя и дополняя задания игры, в занятия для детей 2-3 лет вносятся подвижные игры с сюжетом.

В эти годы у ребят возникают неизменные игровые потребности, появляется способность соблюдать простые правила. Понемножку им становятся доступны игры, предписывающие наличие выдержки, со сменой видов действий, достаточно скорой реакцией на сигналы.

С помощью подвижных игр можно ликвидировать замкнутость, застенчивость, научить детей слушанию и пониманию слов взрослых, действовать по команде. Ребята уже умеют отличать выражения лиц и нюансы голоса взрослого, вот почему рекомендуется поддерживать отношения с малютками в непринужденном и доброжелательном духе, чтобы их стремление к копированию помогли привлечь к инициативности в играх.

Увлекательные, энергичные и динамичные занятия доставляют малышам веселье и удовольствие. Посильность их оказывает позитивное воздействие на состояние, позволяет освобождаться от психической и интеллектуальной усталости. Концентрируя силу детей, подвижные игры для малышей 2-3 лет насыщают их выразительными переживаниями, не позволяя проявиться чувству усталости, увеличивая выносливость.

Организация действий детей в подвижных играх

В силу того, что у малышей пока еще не хватает знаний, опыта и сноровки, а сосредоточенность минимальная и неустойчивая, сюжеты для занятий должны быть простыми, а понятия, которыми оперирует воспитатель, известными и привычными, например, домик, машинка, солнце, собака, самолетик. Многие игровые упражнения направлены на повтор усвоенных движений (прыжков, подскоков, бега), которые чередуются в разном порядке, тем самым создавая многообразие, в то же время закрепление и совершенствование движений.

Заметные недостатки (семенящие шаги, согнутые конечности, несогласованные движения), хорошо видимые в процессе специального занятия, гораздо меньше проявляются во время игры, когда малыш больше обращает внимание на сюжет и требования.

Ясная фабула и комбинирование разнообразных типов моторики с кратким покоем, создавая бодрость и жизнерадостность, увлекая ребят, помогают совершенствовать их движения. Созданные для всех без исключения равноценные условия, характерны для игровых занятий в младшей группе. Дополнительную роль сначала играет сам воспитатель, например, кошку, автомобиль или сторожа в играх про кошку и мышей, воробышков и машину, курочек в огороде, и только после полной отработки уже передает ребенку.

Взрослый должен подсказывать порядок игры, показать все элементы, например, как летает воробей, расправив крылышки, как улетают птицы при появлении автомобиля. Следует напомнить малюткам значение сигналов, дающих знак о начале или окончании деятельности. Это могут быть зрительные (флажок определенного цвета или ленты), а также слуховые: слова, хлопки в ладоши, музыкальный фрагмент, удар по барабану.

Подвижные игры проводятся в дошкольном учреждении ежедневно на занятиях физической культуры, на прогулке в разные сезоны: летом, весной, зимой и осенью. Участвуя в самом процессе игры и показывая основные движения детям, педагог повышает их заинтересованность, которая, в свою очередь, стимулирует освоение ими новых типов движения и совершенствование знаний о мире.

В играх дети запоминают значения новых слов, тренируя память, их коммуникация с воспитателем становится непосредственнее: они сами частенько предлагают поиграть, проявляя самостоятельность и активность. Отдельную заботу педагог должен уделять обучению соблюдению правил, не забывая о технике безопасности.

По узенькой дорожке

Цель: учить детей перешагивать (перепрыгивать) из круга в круг, ходить по ограниченной поверхности, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; воспитывать умение играть дружно.

Ход:

Воспитатель чертит на земле круги, дорожку шириной 25-30 см (если игра проводится в группе, то на пол кладутся обручи и выкладывается дорожка из двух верёвок). Объясняет детям, что через ручеёк можно пройти "по камешкам" - иначе промочишь ноги.

Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки! (Дети проходят по дорожке)

Все шагают за воспитателем, приближаются "к камешкам" Воспитатель продолжает:

По камешкам,

По камешкам,

В ямку - бух!

Выпрыгивает из кружка и приседает, а за ним все дети.

Игра повторяется.

Листопад

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям взрослого; формировать представления о листопаде.

Ход:

Воспитатель предлагает детям побыть листочками: выбрать себе листочек красного или жёлтого цвета, маленького или большого размера. Каждый ребёнок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель говорит:

Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят! (Дети с жёлтыми листьями бегают по площадке, дети с красными листьями сидят на корточках.)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят! (Дети с красными листьями бегают по площадке, с жёлтыми - сидят на корточках.)

Покружились листья и улеглись на землю. (Все дети сидят на корточках.)

Прилетел лёгкий ветерок, подул, поднялись листья, разлетелись в разные стороны.

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят! (Дети разбегаются по площадке.)

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Птички и дождик

Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал: маски-шапочки с изображением птиц, нарисованные круги или обручи.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям шапочки с изображением птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: "Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия".

Птички летают! (Дети бегают по площадке, клюют зёрнышки, пьют водичку, опять улетают.)

Вдруг налетел злой ветер, завыл, зашумел. (Дети изображают, как дует ветер.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. (Дети изображают, как капает дождь.)

Прячьтесь, птички, от дождя! (Дети разлетаются по своим домикам - в обручи или круги.)

Дождик прошёл, и опять все птички полетели, радуются хорошей погоде.

Ворона и собачка

Цель: учить детей подражать движениям и голосам птиц, двигаться не мешая друг другу, внимательно слушать взрослого, своевременно реагировать на сигнал.

Материал: игрушечная собачка, шапочки-маски с изображением ворон.

Ход:

Воспитатель произносит:

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны: "Кар! Кар! Кар!"

Дети прыгают, изображая ворон.

воспитатель подходит к ребятам с собачкой в руках и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: "Гав! Гав! Гав!"

Дети - "вороны" разбегаются в разные стороны.

Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.

Кот и мыши

Цель: учить детей ходить по кругу, разбегаться в разные стороны по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход:

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один - котом Васькой. Кот садится на стульчик в центр круга, закрывает глаза - "спит". Дети встают в круг вокруг него, идут по кругу и говорят:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот -
Разобьёт наш хоровод!
Кот произносит: "Мяу!", дети разбегаются в разные стороны, кот старается их поймать.
По желанию детей игра проводится 2-3 раза.

Кот и воробышки

Цель: упражнять детей в ходьбе в определённом направлении, беге в разных направлениях по сигналу.

Ход:

Один ребёнок выбирается котом, остальные - воробышки. Кот спит на стульчике на одной стороне площадки, воробышки стоят на другой стороне. Воробышки приближаются к коту и произносят слова:

Котик-котенька-коток,

Котик - чёрненький хвосток,

Он на брёвнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После последних слов кот говорит: "Мяу!" и бежит за детьми - воробышками. Дети бегом возвращаются на свою сторону площадки. Кот старается поймать воробышка.

Поймай хвост дракона

Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, способствовать созданию радостного настроения; воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Ход:

Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга. Первый ребёнок - "голова дракона", последний - "хвост". "Голова дракона" пытается поймать "хвост".

Воробышки и автомобиль

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход:
Дети сидят на стульчиках. Они - воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов "Полетели, воробышки, на дорожку!" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, изображая воробышков: машут крыльями, клюют зёрнышки, пьют водичку и т.д.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет! Летите, воробышки, в свои гнёздышки!", автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнёзда (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж.

Самолёты

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Ход:

Дети стоят на одной стороне площадки или зала. Воспитатель объявляет: "К полёту приготовиться! Завести моторы!". Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они отправляются на своё место.

Птички в гнёздышках

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход:

Дети стоят в обручах, разложенных на полу зала (в кругах, начерченных на земле). Это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину зала (площадки), разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнёздышки!" дети возвращаются на свои места.

Мыши и кот

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Ход:

Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мышки спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем, возвращается на своё место и засыпает.

Найди свой цвет

Цель: развивать умение различать цвета;воспитывать умение действовать по сигналу.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям ленточки трёх-четырёх цветов. На полу лежат обручи таких же цветов, что и ленточки. Воспитатель объявляет: "Идите гулять!" - дети расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет "Найди свой цвет, дети встают вокруг обруча соответствующего цвета.

Не опоздай!

Цель: приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга, учить находить определённый предмет.

Ход:

Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики, погремушки, колечки от пирамидки или др. предметы. Дети становятся у этих предметов. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к своему предмету. При повторении игры можно предложить детям бегать, как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках.

Курочка-хохлатка

Игры, в которыенаши воспитатели играют с детьмив детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.

Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях – детской или взрослой аудитории.

Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

«Хорошо – плохо»

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо – можно кататься на санках, но зимой- плохо – холодно; снег – хорошо – можно слепить снежную бабу, но снег – плохо – от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

«Волшебник Оживлялка»

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям.

«Волшебная дорожка»

Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение: маленькое дерево (с тоненьким стволом) – молодое дерево (ствол не очень толстый) – старое высокое дерево (с толстым стволом). Животное: маленький котёнок -котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы – роза расцвела – роза завяла.

«Части – целое»

Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:

- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.

- Это лиса.

- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.

- Это кошка.

Взрослый:

- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот – нос длинный…

- Это слон.

Второй вариант игры – взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый – целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

«Почемучка»

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки – заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару – будет болеть голова и т.д.

На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть – отвечает ребёнок)

«На что похоже?»

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?»

- У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

- Кто ещё кусается как собачка?

- Кто ещё любит молоко как кашка?

- Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей»

Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

«Угадай, кто я?»

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.)

На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему.

«Фотоальбом»

Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:

- Мама что обычно делает?

-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…

- Папа что делает?

- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…

- Брат что делает?

- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…

- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома…

«Что для чего?»

Взрослый:

- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?

- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.

- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?

- А ещё плакать, кричать, смеяться.

И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)

Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).

После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

«Волшебные очки»

1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. – вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; -упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.

«Что такое же?»

Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.

Взрослый:

- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).

- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

«Что умеет делать?»

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,

- Вот машина. Что она умеет делать?

- Ездить, сигналить, возить, рычать…

- Карандаши. Что они умеют делать?

- Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь она всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Подобные игры описаны в данном разделе. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать различные требования задачи («Раз, два, три — говори!»), в других — выделять и держать цель действия («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих — вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки наши!»). Последние игры этого раздела («Волшебный столик» и «Проказы мишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них нужно заметить и осознать произошедшие изменения.

Для игр данного раздела характерно наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и условия их выполнения.

Игра «Раз, два, три — говори!»

Цель : развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото для дошкольников (ботаническое, зоологическое, лото малышам). Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей — кружочки, счетные палочки или звездочки.

Игра проводится со всеми детьми. Небольшими группами, по очереди, дети решают обучающую задачу. Наблюдая за действиями других и оценивая, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила игры. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Детям предоставляется возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом, садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал: стопка картинок для игры, а также предметы для поощрения детей.

Воспитатель . Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем! (Берет первую картинку, показывает ее детям.) Давайте подумаем, что на ней изображено, но не говорите сразу, а только приготовьтесь сказать. «Раз, два три — говори!» (Произносится четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза.)

Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом стремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается это задание, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети при условии, что они не нарушили правила и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность ответов и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места.

Эта игра дает вам возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. С такими воспитанниками лучше поиграть отдельно, парами, подбирая детей с примерно равными возможностями.

Важный момент игры — поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность. Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.

Игра для детей 3-4 лет «Пальчик»

Цель: развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка трудность. Она заключается в том, что малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Так в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий, за которые ребенок вознаграждается найденной картинкой.

Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками, таким образом стимулируется прежде всего умственная активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игра может проводиться со всей группой воспитанников или небольшой ее частью. Опишем вариант игры с участием всей группы.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для себя и двух детей. На столе раскладывает в два ряда 10—-12 предметных картинок. Раскладывая картинки, показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем обращает внимание на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным.

Воспитатель. В этой игре указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Воспитатель подзывает к себе двоих детей, предлагает им сесть друг напротив друга. Просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.

Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко? (Дети показывают картинку.) Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? (Дети отвечают, и победитель получает картинку. Дает второму ребенку еще одну попытку и называет какую-нибудь картинку, желательно находящуюся прямо перед ним.)

Если малышу все же не удается выиграть, воспитатель заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Эта игра содержит элемент соревнования, но построена так, что в ней не бывает проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если они находят предмет одновременно.

Игра для детей «Прятки с игрушками»

Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.

Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.

Эти умения очень важны для успешного обучения в школе. Конечно, ребенку 2—3 лет не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их.

На отдельном столике приготовлены новые игрушки.

Воспитатель . Это наши гости. Давайте поиграем с ними в прятки. (Придвигает столик с игрушками поближе.) Но прятаться будете не вы сами, а ваши гости (новые игрушки). (Подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится.) Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?

Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д.

Воспитатель (шепотом). Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам.

Воспитатель и дети (хором). Пора!

Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель. Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, спрашивает остальных детей.

Кто первый нашел игрушку?

Главное правило здесь — искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, воспитатель предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных.

Игра для детей «Отзовись, не зевай!»

Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Оборудование : парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Понадобятся изображения птиц (петуха, курицы, гуся, утки, вороны, воробья); животных (коровы, козы, лошади, собаки, кошки). К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков. Картинки помещаются в коробку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия.

Ребенку предъявляется целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению.

В игре принимает участие вся группа.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель. Эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего братика или сестричку: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. Как позовет корова свою подругу? (Дети отвечают.) Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? (Дети отвечают.) Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут. (Показывает картинку.) Этого мальчика зовут Сережей, а другого — Андрюшей, это — девочка Наташа, а это — Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. (Раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому.)

Не показывайте картинки друг другу, а то не получится интересной игры.

Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Игра для детей «Мишкины проказы»

Цель: развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Это умение позволит малышу обнаружить изменения в последовательности расположения колец. Данные умственные действия достаточно сложны для детей и требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Несмотря на то, что игра требует умственных усилий и сосредоточенности, она вполне доступна для младших дошкольников благодаря забавному игровому замыслу. Эта игра и развлекает малышей, и одновременно развивает их.

Оборудование : пирамидка с 6—7 колечками; набор фигурок, изображающих детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Игра проводится с небольшой группой детей (5—6 человек).

Участники садятся вместе с воспитателем за небольшой стол. Воспитатель ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребенок выбирает себе игрушку по вкусу.

Воспитатель (достает игрушечного мишку). Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка, а тебя как? (Обращается по очереди к каждому ребенку.) Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите. (Воспитатель достает пирамидку и вместе с Мишкой разбирает ее и раскладывает на столе.)

Воспитатель (от имени мишки). А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу. (Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними.) Угадайте, что я спрятал? (Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка.)

Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям.

Внимательно посмотрите на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место.

Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет Мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет.

Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал Мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Дружные ребята

Цели: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения; научить внимательно слушать воспитателя и выполнять предложенные им действия; закрепить навык обращаться друг к другу по имени; развивать творческие способности и двигательные навыки.

Воспитатель предлагает детям поиграть и внимательно проследить, что он будет говорить. А затем обращается к детям:

Таня, Танечка, дружок,

В хоровод скорей входи,

Плясовую заводи! Под музыку дети исполняют плясовые движения.

Саша, Сашенька, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

За руки возьмем друг друга,

Побежим мы все по кругу!

Лена, Леночка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

Ты старайся не зевать,

А быстрее мяч поймать! Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям.

Что бывает и что не бывает

Цели : развивать у детей познавательные процессы и волевые качества; закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; стимулировать мыслительные процессы; вырабатывать быстроту реакции.

Оборудование : мяч.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и тот, кому он кинет мяч, должен что-нибудь рассказать про предмет, который будет назван.

Снег — холодный, белый, пушистый...

Солнце — жаркое, яркое...

Молоко — вкусное, белое, полезное...

Колобок — круглый, румяный, веселый...

Карандаш — красный, зеленый, синий...

Дождик — сильный, мокрый, холодный...

Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.

Предмет и действие

Цели: закрепить знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.

Оборудование: мяч.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам стоит в середине круга и, кидая мяч ребенку, называет существительное, а ребенок в ответ должен назвать действие.

Рыба — плавает

Мальчик — ходит (прыгает, бежит)

Самолет — летает

Кошка — спит (царапается, мяукает)

Утка — плавает

Медведь — ходит (ревет)

Сорока — кричит

Ручеек — бежит и т.д.

Топ-топ

Цель: развивать чувство ритма, координацию движений.

Дети сидят или стоят в кругу. Вместе с воспитателем начинают топать под считалку:

Топ-топ, кто идет,

Хлоп-хлоп, что несет?

Топ-топ, мы идем.

Хлоп-хлоп, мы несем. — Что?

Дети поочередно говорят, что они «несли», и пальчиком в воздухе, как карандашом, рисуют то, что они «несли». В эту игру можно и нужно играть с разной скоростью — в разных темпах. Она развивает не только чувство ритма, но и пространственное воображение, координацию движений.

Аист и лягушки

Цель

На земле или на асфальте рисуется игровое поле — большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится новым аистом.

Ниточка — иголочка

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

По считалке выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются по желанию несколько человек — «ниточка». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку» и «иголочку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь.

Передай

Цели : формировать готовность делиться друг с другом; развивать мелкую моторику рук.

Вы заворачиваете подарок в несколько слоев бумаги. Каждый слой закрепляется липкой лентой, фиксируя бумагу в двух-трех местах. Предложите детям, по очереди разворачивать один за другим эти слои. Разворачивание происходит под музыкальное сопровождение. Когда музыка оборвется, ребенок должен передать «похудевший» сверток малышу по соседству. С каждым разом музыка прерывается все чаще, и дети с трудом передают сверток друг другу, но соблюдение правил строго обязательно. Чтобы дети не чувствовали себя обделенными, подарите в конце игры каждому по маленькому сувениру.

Ярмарка

Цели: развивать координацию движений; формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки.

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребенок останавливается.

— Что угодно для души? Все товары хороши!

Ведущий. Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

Продавец (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.

Эстафета «Классики»

Цели : развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование : обручи (13 шт.), поворотная стойка.

Если любите вы прыгать,

Если сила есть у вас,

Прыг-скок, прыг-скок,

Через кочки и мосток.

Ребята, приглашаем вас

Попрыгать в классики сейчас!

На земле (полу) лежат обручи, чередуясь цепочкой: один-два, один-два и т.д. Необходимо выполнить прыжки: там, где лежит один обруч, прыжок на одну ногу, там, где лежат два обруча, прыжок ноги врозь, затем обежать поворотную стойку, тем же путем вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку.

Эстафета «Снежный ком на лопатке»

Цели : развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование : детские лопатки; поворотная стойка (это может быть снеговик или любая снежная фигура).

У первого игрока в руке детская лопатка, на ней небольшой снежный комок. По сигналу надо добежать до поворотной стойки, удерживая комок на лопатке, обежать ее и вернуться к своей команде, передав лопатку со снежным комком следующему игроку.

Если игрок потерял снежный комок или уронил лопатку, он возвращается к своей команде, кладет на лопатку новый комок и выполняет свое задание сначала.

Хоккей

Цели : развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: клюшка и шайба у каждой команды; поворотные стойки (кегли или снежные комки).

У первого игрока — клюшка и шайба. По сигналу он начинает вести клюшкой шайбу змейкой между стойками до поворотной стойки, огибает ее и тем же путем возвращается к своей команде, передав клюшку и шайбу следующему игроку.

Трамвай

Цели : развивать внимание, координацию движений.

Оборудование : шнур достаточной длины, три разноцветных флажка (желтый, красный, зеленый), колокольчик (привязывают к концу шнура).

Дети построены парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны). Это трамвай. Воспитатель стоит с гремя цветными флажками. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по- прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда появится зеленый, чтобы можно было снова двигаться.

Во время игры детей знакомят с правилами уличного движения. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть — на пути сделать остановку. Пассажиры сидят и ждут трамвая. Подъезжая к остановке, трамвай замедляет ход и останавливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Чтобы войти или выйти из трамвая, дети приподнимают шнур, на конце которого привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним (кондуктор), дает звонок, трамвай трогается.

Проведи друга по лабиринту

Цели: развивать пространственное ориентирование, координацию движений, равновесие; закрепить в речи слова, обозначающие пространственное ориентирование.

Из играющих выбираются по одному спасателю, инструктору и пострадавшему. Важно предоставить каждому ребенку возможность быть спасателем и инструктором.

Остальные дети размещаются по группе, имитируя различные препятствия: провалы в дороге, завалы, обрушения и т.д.

«Спасателю» завязывают глаза. Он должен пройти маршрут, не наталкиваясь на препятствия, и добраться до конечной цели — до «пострадавшего», подчиняясь командам «инструктора».

«Инструктор» дает ему распоряжения: «Два шага вперед. Один шаг влево. Повернись направо. Нет, налево». Когда «спасатель» доходит до конечной точки маршрута, «пострадавший» дает команду голосом: «Ты у цели». Это означает, что игра окончена.

Выбираются новые «инструктор», «спасатель», «пострадавший» и «препятствия» по-другому размещаются в игровом пространстве.

Лошадки

Цели : развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование : прыгалки или веревочки по количеству детей, ленточка.

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.

Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают налево, направо и т.д.

На слова «Найдите своего кучера!» лошадки как можно быстрее находят его.

При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Лошадки точно должны выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Самой трудной ролью в этой игре является роль водящего, который придумывает различные движения для лошадок. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет воспитатель. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Салка на одной ноге

Цели : развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений, ловкость.

Оборудование : небольшой яркий платок.

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно в руки одному из игроков дает платочек. На команду «Раз, два, три — смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно оглядывают друг друга. Ребенок с платком неожиданно поднимает его над головой и говорит: «Я салка!»

Участники игры, прыгая на одной ноге, пытаются уйти от салки. Тот, кого салка коснулся рукой, идет водить. Ребенок берет платок, поднимает его над головой и говорит: «Я салка!» Игра повторяется.

Если дети устали, они могут прыгать то на правой, то на левой ноге. Когда меняются салки, играющие могут встать на две ноги. Салка тоже прыгает, как и все играющие, на одной ноге.

Платок

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Оборудование : яркий платочек небольшого размера.

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платочек на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем гот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место.

Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо и игра продолжается.

Во время игры дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что надо больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии шага.

Мячик вверх!

Цели: развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.

Оборудование : яркий мяч.

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами «Мячик вверх!» Играющие в это время должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и, поймав, кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Тот, в кого попали, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он снова водит, и игра начинается снова.

Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов «Мячик вверх!», ему разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слов «Стой!», продолжал двигаться, он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от него, дети не должны прятаться за постройки и деревья.

Ребята встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на команды.

Листочки

Цель : закрепить знания об осени.

Оборудование : осенние листья.

Начало игры — рассматривание осенних листочков. Каждый ребенок находит себе листок, показывает и называет, какой лист, с какого дерева, какого цвета.

Воспитатель рассказывает о том, что когда дует ветер, листья медленно летят, кружатся, так как они легкие. Когда ветер затихает, медленно опускаются на землю.

Солнечный зайчик

Цели : закрепить понятия «вверх», «вниз», «в сторону».

Оборудование : маленькое зеркальце.

Воспитатель держит в руках маленькое зеркальце и говорит детям, что к ним пришел в гости солнечный зайчик. Он прыгает в разных направлениях: вверх, вниз, вбок... Предлагает поиграть с ним.

Где что найдешь?

Цели : закрепить умение группировать предметы по их назначению.

Оборудование: предметы или картинки, изображающие посуду, мебель, одежду и т.д.

По всей площадке воспитатель расставляет предметы, например шкафчик для одежды, коробку для игрушек, ящик для инструментов и т.д. и предлагает все разбросанные предметы (картинки) убрать на места.

Когда все вещи разложены, проверить, правильно ли, если нет, то всем вместе подумать, как нужно сделать.