Дизайн группы в детском саду (36 фото) — как создать проект. Дизайн в детском саду

Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций (“Волшебный городок”, “Дворец снежной королевы”, “Страна чудес”, “Три медведя”, “Русский дом” и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными художественными материалами входят:

  1. Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
  2. Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
  3. Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
  4. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Также, использую в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).

Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры осуществляется поэтапно:

  • демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
  • апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
  • использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

Для успешной работы с детьми организую: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.

Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться со мной и друг с другом по поводу работы.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.

Творческая активность проявилась также в способности детей планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определили новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники научились умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

Из опыта работы:
Примерное планирование занятий по ознакомлению детей
с техникой дизайна в подготовительной группе

Блок “Мир открыток” (рис. 1, 2)

Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Раньше люди хранили открытки в течение всей своей жизни, ими украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами. Ими обклеивали шкатулки и даже вазы. Старые открытки поражают удивительной техникой исполнения: их делали в технике литографии, шелкографии; рисовали и раскрашивали от руки на специальной бумаге с затейливыми кружевными краями, вытачивали на фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов.

Над созданием открытки работали лучшие художники. Старые открытки могут рассказать о своем времени больше, чем хроники и мемуары.

Занятие 1. “Осенняя почта”. (Открытки с орнаментом из листьев).

Задачи: Познакомить детей с открыткой – как самостоятельным видом искусства, с историей его развития. Научить детей делать открытку, используя способ оттиска листа.

Материал: Листья разных растений красивой формы, белая и цветная бумага, ножницы, клей, восковые карандаши.

Занятие 2. “Открытка игрушка”. (Яблоко и гриб).

Задачи: Научить детей делать мини – открытку, которая одновременно может служить и поздравлением и игрушкой. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, ножницы, краски или цветные карандаши.

Содержание: Нарисовать на листе, предварительно сложив его вдвое, яблоко или гриб так, чтобы середина открытки приходилась на сгиб листа. “Спрямить” сторону у листа на яблоке и шляпку и ножку у гриба, чтобы открытка закрывалась и открывалась. Наметить и вырезать окошко и всю открытку. Раскрасить яблоко или гриб способом “тоновой” растяжки. Внутри, где было намечено окно, нарисовать жучка или червячка.

Занятие 3. “Открытка-раскладушка”.

Задачи: Научить детей делать раскладную открытку, используя элементы бумагопластики. Воспитывать эстетическое отношение к дизайну открытки.

Материал: Белая бумага, цветная плотная и тонкая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы

Занятие 4. Открытка “Заячий хоровод”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку, используя элемент бумагопластики – “гармошку”. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, цветная плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

Содержание: Показать детям выполнение хоровода из полосы бумаги сложенной гармошкой из 4-х частей. На верхней стороне гармошки нарисовать фигуру зайца или любого другого персонажа по желанию детей. Вырезать фигурки, не разворачивая гармошку. Края передних и задних лапок не вырезать: в этих местах фигурки соединяются образуя цепочку. Раскрасить зайцев фломастерами и карандашами, придумать каждому свою одежду. Вклеить хоровод в прямоугольник сложенный пополам.

Занятие 5. “Новогодняя открытка-сюрприз”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку – сюрприз с горизонтальной вклейкой. Предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Материал: Белая плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, ножницы, клей.

Содержание: Рассмотреть новогодние открытки, открытки сделанные по принципу горизонтальной вклейки. Придумать новогодний сюжет и сюрприз для своей открытки (елочка, снеговик, дед Мороз и т.п.). Сложить лист бумаги пополам. В верхней части, внутри нарисовать свой сюжет и на отдельном листе отдельного персонажа. Вырезать персонаж и вклеить за отогнутый клапан.

Блок “Новогодние хлопоты” (рис. 3)

Занятие 1. “Карнавальные маски”. (Изготовление маски, расписывание маски и украшение элементами декора.)

Задачи: Познакомить детей с традициями новогоднего карнавала. Заинтересовать изготовлением карнавальных масок, их росписью и украшением. Воспитывать самостоятельность в выборе материалов, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Бумага белая, плотная, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, разные материалы для декора (конфетти, бисер, бусины, перья, фантики, кольца).

Занятие 2. “Карнавальный костюм”.

Задачи: Познакомить детей с профессией художника модельера.

Предложить детям стать художниками модельерами – придумать карнавальный костюм. Передавать образ героя, изображая характерные особенности его костюма. Развивать фантазию, творческую активность. Декоративное решение в цвете и силуэте. Передача праздничности в костюме.

Материал: Листы бумаги с силуэтами мальчиков и девочек. Гуашь, акварельные краски, кисти и др. изобразительные материалы. Материалы для декора. Альбомы мод с карнавальными костюмами.

Ольга Кондратьева
Консультация для воспитателей: Детский дизайн в детском саду

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое»

Л. С. Выготский

Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь.

И сегодня я бы хотела изучить понятие «Детский дизайн».

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Значит, главное для дизайнера - нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.

Дизайн - деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями, “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т. е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

Оригинальность и неповторимость творческого продукта;

Знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

Совместно раздельный характер исполнения замысла;

Предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

Использование аналогичных материалов и техник;

Общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;

Самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

Развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

Развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

Повышается эстетическая культура детей;

Развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;

Получение навыков работы с различными материалами;

Формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, тестопластика, оригами, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, граттаж, декупаж, изонить и т. д.

Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.

А сейчас поговорим о техниках.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Папье-маше - не только красивое французское название, но и очень простая, бюджетная техника изготовления различных поделок из кусочков бумаги. Заниматься таким творчеством в детском саду – одно удовольствие.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой технологии изделие изготавливают послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную болванку.

По второму методу изделия формуются из жидкой бумажной массы. Бумагу, разрезанную на мелкие кусочки, заливают горячей водой и на сутки помещают в теплое место. Затем ее подвергают кипячению, отжимают, разрыхляют и высушивают. Полученную бумажную массу тщательно перемешивают с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу изделия склеивают подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Полученное изделие грунтуют и раскрашивают.

Скрапбукинг - это рукоделие, которое представляет собой разработку, создание и оформление альбомов, упаковочных коробок, рамок для картин и фотографий, а также подарочных открыток.

Дети всегда хотят чего-то нового и интересного. Увлекательные задания могут занять ребенка и не на один час.

Оригами для детей - это аппликация, которая будет с одной стороны и интересна детям, а с другой стороны и сложна. Оригами для детей позволяет не только отвлечь ребенка от чего-либо, но еще и развивает ловкость рук ребят. Благодаря этому вы можете дать ребенку возможность украсить самому дом. Конечно же, он довольно-таки ответственно возьмется за это задание. То есть, мы можем видеть, как оригами вырабатывает в ребенке нечто превыше физических достижений - прекрасных моральных качеств.

Квиллин г - это искусство бумагокручения, которому уже не одна сотня лет.

Как показала практика, бумага, обработанная по технике квиллинга, весьма прочная и крепкая. Поэтому, все изделия из нее широко используют в быту. Вы можете изготовить конфетницу и использовать ее по прямому назначению. Даже на объемную подставку для чашки вы можете без всяких опасений поставить свою любимую чашку с кофе.

Работы в технике изонить - увлекательное занятие не только для взрослых, но и для детей. На первый взгляд, кажется, что эта техника очень сложная, на самом деле нужно просто усвоить закономерность и все будет отлично получаться.

Нужно освоить технику заполнения угла, окружности, паутинку. После этого вам будут под силу выполнить довольно сложные картины в технике изонить.

Научите этому искусству и ребенка, это не только интересно, но и полезно. Это увлечение развивает усидчивость у ребенка, глазомер, фантазию и абстрактное мышление, координацию движений рук и мелкую моторику, воспитывает аккуратность и внимание.

Воспитателям дошкольных учреждений хорошо знакома техника граттаж в переводе с французского означает «процарапывание» Эта техника популярна т. к. у нее большие художественно-выразительные возможности-проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок, который придает работам таинственность и сказочность. Техника граттажа позволяет детям легко выполнять колористические и графические задания, а воспитателям в ходе работы создавать необычные игровые ситуации.

Декупаж – очень популярная современная техника декорирования различных предметов: от небольших тарелочек и вазочек до вместительных комодов и шкафов. Техника декупажа не очень сложна, но в ней есть приемы, требующие определенных навыков и умений.

Суть техники декупажа заключается в том, что тонкий слой бумаги с декоративным рисунком наклеивается на поверхность декорируемого предмета, создавая при этом иллюзию ручной росписи. Декоративные узоры выпускаются на специальных салфетках для декупажа. Кроме того, узор для декупажа можно вырезать и из обычной бумажной салфетки, из журнала, открытки, этикетки или даже из оберточной бумаги.

Коллаж - сравнительно молодое направление в изобразительном искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть фотографии, глянцевые журналы, разноцветная бумага, разных фактур, ткань, фольга, растения, краски, ткани, металлические детали и многое другое.

Коллаж очень интересная техника она может объединять в себе большинство нетрадиционных техник, в коллаже можно использовать и тестопластику, и граттаж, и изонить, и квиллинг, и многое другое все зависит от того насколько богата ваша фантазия.

Большое спасибо за внимание!

Ирина Носкова
Интегрированное занятие в старшей группе «Дизайн групповой комнаты глазами детей»

Воспитатель : Носкова И. В.

Программные задачи :

1. Познакомить детей с понятием «дизайнер » , «дизайн » , «интерьер » .

2. Продолжать углублять знания детей о способах изготовления предметов интерьера .

3. Закрепить композиционные умения и навыки детей в составлении декоративных нитей и ширмы.

4. Развивать у детей воображение , творческие способности, способность самостоятельно создавать новые художественные образцы, используя для этого и комбинируя различный материал.

5. Развивать эстетический вкус, образное представление и восприятие.

6. Развивать монологическую речь детей , умения передать голосом свое отношение к предмету.

7. Формировать умения работать коллективно.

Предварительная работа :

1. Участие детей в создании декоративного убранства группы (зала) к праздникам.

2. Экскурсии по детскому саду, группам .

3. Посещение театра, выставок, музеев.

4. Просмотр телепередач по изменению интерьера квартир , приусадебных, участков, зданий («Квартирный вопрос» по НТВ, «Фазенда» , «Пока все дома» по ОРТ).

5. Просмотр книг, альбомов по теме «Дизайн – помещений » , изготовление декоративных поделок из соломы, пуговиц, колец, шариков, бисера и др.

6. Составление небольших рассказов о предметах, сделанных руками родителей.

Материал для занятия :

1. Наглядный : выставка предметов интерьера :

Вышивание подушки;

Вязаные салфетки, вазочки, игрушки;

Деревянные, расписные досочки, полочки;

Салфетницы, хлебницы из соломы;

Обереги для дома (подковы, домовята) ;

Красивая необычная посуда;

2. Раздаточный :

Капроновая нить до 1,5 м. ;

Кольца средней величины от пирамидок;

Шарики со сквозными отверстиями;

Пуговицы;

Крупные бусинки;

Ленточки;

Трубочки для коктейля;

Трубочки от чупа-чупс;

Пластиковые коробочки, с заранее сделанным сквозным отверстием от киндер сюрпризов;

Крючки вязальные;

Трафареты бабочек, цветов, птиц из самоклеющей бумаги.

Дети стоят около столов с предметами интерьера .

Воспитатель : Дети, благодаря нашим родителям у нас в группе появился музей , выставка предметов, вещей, сувениров. Давайте рассмотрим и назовем их.

Дети называют, воспитатель указкой предметы показывает.

Воспитатель : Все эти предметы сделаны руками людей или на предприятиях на специальных станках (показ обычной тарелки) . Все привыкли видеть тарелку вот такую плоскую, глубокую, большую или маленькую. А какой то человек взял и придумал тарелку квадратной формы или взял несколько тарелок, и соединил их с помощью металлического штыря, и получилась очень необычная, вместительная тарелка – этажерка. И такие предметы посуды очень украшают праздничный стол.

(Предлагаю детям сесть на скамеечки) .

Воспитатель продолжает : Вот еще один предмет нашей выставки – ваза. Чаще всего вазы ровные с одинаковыми стеночками. Опять когда-то человек надумал, представил, а если вазу изогнуть, стеночки сделать с изгибами, с налепами, наклонить у вазы горлышко в сторону. Придумал и сделал. И ваза получилась, какой? (спрашиваю у детей ) .

Ответы : Необычной, не похожей на другие, неповторимой, оригинальной.

Воспитатель : Дети, посмотрите, что необычного в этой полочке? (детьми отвечают) . Да, стеночки у нее с отверстиями в виде листиков, цветочков, веточек. Когда-то какой-то человек подумал, а как же я могу украсить свою полочку? Подумал и представил на своей полочке узор, нарисовал, а потом еще и выпил его. И получилась легкая, ажурная, оригинальная полочка. А если в квартире несколько таких полочек, то и квартира станет красивой нарядной как эта полочка.

Воспитатель : Дети, кто эту красоту вещей придумал? (человек) . Так вот, тот человек, который может увидеть и представить, а потом и сделать обычный предмет необычным, оригинальным называют человек – дизайнер . Люди – дизайнеры выдумывают какие-то новые идеи, композиции, они могут красиво и необычно сервировать стол, расставить мебель, предметы. Чтоб это все смотрелось красиво, и было удобным в использовании.

Воспитатель : Кто может сказать, кто такой человек – дизайнер ?

Воспитатель : Дети, на нашей выставке есть авторские работы, их сделали ваши родители и некоторые дети. Давайте послушаем историю возникновения и жизни этих чудесных вещей.

Дети рассказывают о предметах :

1. Лапина Катя – картина роспись по шелку;

2. Сидоров Денис – подушка, картина – вышивка;

3. Стецюк Вероника – игрушки – сувениры.

Воспитатель : Здорово, молодцы! Из рассказа детей мы услышали , что все эти предметы нужны для чего? (дети отвечают) . Да, для украшения квартиры, а могут они (подушки, картины) украсить нашу группу , раздевалку, кабинет врача. Могут! Могут украсить любое помещение. Давайте вспомним современное слово, украшают облик помещения, значит, украшают… «интерьер » любой квартиры, группы .

Воспитатель : Сейчас я вам тоже предлагаю стать дизайнером и создать ширму для нашего интерьера группы . А ширма в группе нам нужна ? Для чего? (для игр для раздевания игровой зоны) . Чаще всего из чего делают ширмы? (из ткани, тюли, дерева) .

Воспитатель : Но мы, же с вами дизайнеры и мы хотим обычную ширму, сделать необычной, неповторимой, оригинальной.

Вызываю детей , они приносят подносики, накрытые салфеткой. Поочередно их открываем и называем материал, из которого будет ширма.

Воспитатель : Дети, садитесь за столы и посмотрите, что еще для изготовления нам пригодится (на столах в подносах : ножницы, капроновая нить, трубочки, пуговицы).

Воспитатель : Да, в каждом элементе есть отверстие, и мы по очереди их будем нанизывать на крепкую нить. Надо их одевать так, чтоб это было красиво. А для закрепления некоторых деталей, что можно использовать :

1. Нить просунуть в отверстие несколько раз;

2. Можно между деталями на нитке завязать бантик; картинку из самоклеющей пленки;

3. Одеть пуговицу;

4. Взять деталь с маленькими отверстиями.

Воспитатель : Сегодня для работы вы можете использовать вот такой инструмент – вязальный крючок (показать способ использования) .

Дети самостоятельно изготавливают декоративные нити для ширмы, по мере изготовления самостоятельно навешивают их на ширму.

Несколько детей украшают ширму геометрическими фигурами из самоклеющей пленки.

В конце занятия дети встают за декоративную ширму, лицом к гостям и произносят :

1. Вероника Р., Артем П.: «Самый лучший цветок – тот, который выращен в подарок любимым людям или просто сделан своими руками. Такой цветок никогда не завянет, и всегда будет напоминать о золотых руках и добрых чувствах».

2. Юля П.: «Самая лучшая игрушка та, что сделана своими руками. Лучшая среди лучших та, которая может порадовать и удивить. Их можно дарить, ими можно украсить свой дом, с ними можно играть и показывать спектакли».

3. «Самый лучший дом – тот, в котором всем хорошо и уютно, и радостно.

Воспитатель : Теперь с такой замечательной ширмой в нашей группе будет уютно и интересно жить !

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

Новизна представленного нами опыта работы заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Задачи:

  • развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
  • формировать оценочное отношение к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • развивать интерес к дизайн - творчеству;
  • развивать познавательную активность, общение, самостоятельность;
  • развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа:

  1. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  2. Второй этап - процесс создания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
  3. Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т. е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Детский дизайн имеет:

  • Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки).
  • Пространственно-декоративный характер - деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш).

Большое внимание мы уделяем предметно-декоративному дизайну. Знакомим ребят с такой художественно-творческой деятельностью как, декорирование. Значение понятия «декорировать» - придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление Мы выбрали несколько направлений: мозаику из различных бросовых материалов, аппликацию, декупаж, пластилинография, нетрадиционные техники рисования. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, мы начинаем с младшего дошкольного возраста, широко используем в своей работе нетрадиционные техники изображения. Первыми шагами в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных методов (рисование пальчиками, ладошками, мелками, мятой бумагой штампами и т. д.).

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно вводим элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности. Занятия дизайн-деятельностью объединяют несколько видов художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и конструирование.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

На этом этапе дети под руководством педагога оформляют вещи, предметы для оформления помещения, участия в творческих выставках. Это позволяет оценивать свою работу, ее результат. Внимание акцентируется на том, что получилось, дается положительная оценка деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления

В процессе обучения детей элементам дизайна, знакомим их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной щёткой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Интересными и увлекательными были занятия: «Летняя сказка» витражи на окнах, «Осенние мотивы» -кляксография, «Осень на опушке краски разводила» - печать листьями, «Ваза для мамы» - дизайн посуды, «Рождественская история»-техника декупаж, «У леса на опушке» - пластилинография, «Новогодние игрушки» - декор новогодних шаров и ёлок, «Выставка подсвечников»-декор подсвечников, «Морозные узоры» - рисование солью.

Мы знакомили родителей с достижениями детей, каждого в отдельности. Из этого общения мы узнали, насколько родители заинтересованы жизнью детей в детском саду. В процессе работы с воспитанниками мы почувствовали стремление родителей к собственному творчеству с детьми и стали вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок т. к. увидели, что дети с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. Они приносили совместно созданные поделки, композиции.

Результат

Опыт нашей работы показал, что такой вид художественно-творческой деятельности, как декорирование, не только позволяет получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах ребёнка и окружающих «продукт», но и способствует развитию социальных отношений: умение ориентироваться в окружающей обстановке, повышению уровня самосознания, формированию положительных взаимоотношений, а также поввшается уровень художественно-творческого развития дошкольников, удовлетворённость родителей работой по образовательной области «художественное творчество».

Фантазия, воображение - это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.

Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью!

Опыт работы по дизайнерской деятельности в ДОУ

Дизайн детского сада – дело ответственное, здесь нельзя ошибиться. Ведь в первую очередь родители обращают внимание на интерьер помещения и составляют свое мнение о заведении. Наши советы помогут вам не разочаровать их.

Каждый родитель очень придирчиво выбирает дошкольное учреждение для своего малыша. Это не удивительно, ведь в детском саду ребенок находится большую часть дня.

Здесь он играет, учится, кушает и спит, значит, интерьер детского сада должен быть ярким интересным и запоминающимся. Малышу должно здесь быть хорошо и уютно, тогда он захочет возвращаться сюда каждый день.

Принципы оформления

Давайте рассмотрим, как должны выглядеть помещения в детском саду:

  1. У каждого детсада есть свое название . Интерьер помещений должен иметь одну концепцию. Это не значит, что все комнаты должны быть одинаковы. Каждая группа оформляется по-разному, но если садик называется «Сказка», значит, в интерьере должно быть что-то сказочное.
  2. Вестибюль и коридоры должны быть яркими и привлекать внимание интересными сюжетами . Например, сказочная поляна, на которой резвятся персонажи нескольких произведений.
  3. Дизайн должен быть адаптирован под возраст ребенка . Если ясельная группа, то «Колобок» или «Курочка Ряба». Для детей постарше уже надо выбирать более серьезные сказки, например, «Спящая красавица» или «Иван-царевич и Серый Волк».
  4. В группах интерьер должен учитывать принцип зонирования. Игровая, спальня, раздевалка — зоны должны гармонировать одна с другой.
  5. Отдаем предпочтение экологически чистым и натуральным материалам .

Дизайн отдельных помещений

Раздевалка

Раздевалка в группе

Заходя с улицы в группу, малыш и его родители попадают в раздевалку, значит, с первого взгляда это помещение должно привлечь к себе внимание яркостью и интересными, познавательными сюжетами .

Выбирая оформление раздевалки в детском саду, отдаем предпочтение светлым насыщенным цветам. Можно оклеить стены обоями детской тематики – зверюшки, герои сказок и мультфильмов, паровозики или звездочки.

На стенах располагаем стенды с информацией. Они должны соответствовать тематике названия садика и группы. Ящики для одежды должны быть красочными. требует творческого подхода.

На каждый шкафчик приклейте картинку или букву алфавита (в зависимости от возраста детей), чтобы ребенок смог его запомнить и знать, где искать свои вещи.

Пол возле ящиков обязательно должен быть застелен паласом, поскольку дети имеют привычку ходить босяком. Посредине раздевалки или вдоль шкафчиков надо расположить лавочки, чтобы малышам было удобнее одеваться и обуваться.

Совет! Сделать стенд можно самим или привлечь для этого малышей и их родителей. Это будет недорого и красиво. Рубрики для этого можно выбрать разнообразные от «Поздравляем с днем рождения» до «Наши таланты. Выставка работ».

Игровая и учебная комната

Обычно в детских садах детишки проводят занятия и кушают в одном и том же помещении, поэтому мебель должна быть удобной и соответствовать стандартам .

Стулья и столы должны подходить малышам по возрасту и росту, требуется .

Стены красим или оклеиваем обоями ярких, но неагрессивных тонов, подойдет зеленый, синий, голубой, желтый. Рисунки должны быть развивающими, но не сильно отвлекать внимание ребенка от еды и обучающего процесса.

Игровая зона должна быть яркой и красочной. Для младших групп можно разрисовать стены различными эпизодами из сказок. Для детей постарше выбрать развивающие картинки.

Пол в игровой зоне должен быть обязательно застелен теплым и мягким ковром.

Шкафы для игрушек должны быть крепкими и не травмоопасными, надежно закреплены.

Спальня

Спальня в детсаде

В этом помещении дети отдыхают, выбирая дизайн спальни в детском саду, надо использовать спокойные, неяркие тона – голубой, бежевый, светло-зеленый .

Мебель для сна должна подходить ребенку по росту, соответствовать всем требованиям санитарных норм и быть удобной.

Особое внимание надо уделить шторам. Так как спят дети в дневное время, возникает потребность затемнить помещение. Поэтому выбирая шторы, приоритет отдаем плотным натуральным тканям, однотонным спокойных цветов.

Продумывая , руководствуемся следующими требованиями:

  • экологичность и натуральность материалов;
  • соответствие санитарным и противопожарным нормам;
  • прочность и практичность тканей;
  • соответствие интерьеру помещения;
  • надежность конструкций, на которые крепятся шторы и гардины.

Потолок можно оформить в виде звездного неба или побелить.

Совет! Помните, в интерьере детского сада мелочей не бывает. Здесь каждая деталь должна быть продумана.

Подводя итоги

Надеемся, наша статья была для вас полезна. Для того чтобы более точно разобраться в технологическом и практическом вопросе, на нашем сайте представлена подробная фото- и видео-инструкция, в которой вы найдете полезную информацию по данному вопросу.

Фотогалерея