Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью игр и практик (72 часа). Эссе воспитателя детского сада

Детский сад - идеальное время для начала развития навыков финансовой грамотности, поскольку дети узнают о монетах, потребностях и потребностях и о том, как тратить деньги. Тем не менее, обучение управлению деньгами для детей может быть сложным. Сегодняшние дети не так много подвержены наличным деньгам, как раньше, что может сделать деньги более неосязаемой и сложной концепцией.

Поначалу, говорит Левина Мария, исполнительный директор «Копейки за финансовую грамотность», ваш ребенок должен понять, что такое деньги, и что они имеют ценность. Затем, когда он начинает изучать, что значит тратить и экономить, используйте эти 11 советов для усиления финансовой грамотности.

Основы денег

  1. Ввести монеты и счета. Вводите монеты и банкноты по одному, начиная с копейки. Когда у вас есть мелочь, пусть ваш ребенок сортирует и подсчитывает монеты. Или пусть ребенок наведет порядок в вашем кошельке, складывая бумажки денег в порядке от наименьшего до наибольшего.
  2. Пусть Он заплатит. Когда ваш ребенок научится хоть немного считать и поймет для чего нудны "бумажки", пусть он заплатит за небольшие покупки. Когда вы платите наличными в продуктовом магазине, кафе-мороженое или кафе, пусть он оплачивает кассиру и принимает сдачу.
  3. Посетите Банк. Мария рекомендует брать вашего ребенка в банк почаще. Пока вы делаете снимаете деньги, открываете вклад или решаете другие вопросы, они узнают, кто работает в банке и где «хранятся» деньги.

Зарабатывать деньги

  1. Назначьте денежное пособие. Детский сад - хороший год для детей, чтобы начать получать "пособие" (карманные деньги).

    Установите пособие для детей в зависимости от ваших собственных финансов. Скажем 100 рублей в неделю, или 10 рублей в день. Однако вы не обязаны давать им деньги каждую неделю. Можно выдавать раз в неделю, раз в месяц или использовать другие стандарты;

  2. Запросите их услуги. Используйте интересы вашего ребенка, чтобы «использовать» их. Можете ли вы заплатить им, чтобы вывести собаку на задний двор? Или ваш ребенок любит помогать и хочет заполнить стиральную машинку за определенную плату? Обязательно отделите действия «плата за обслуживание» от общих ожиданий семьи (что делает вашу кровать или уборку), что все должны делать. Только не переборщите. ВСегда надо знать меру и платить не за каждое действие ребенка, а лишь за некоторые из них;
  3. Запустите микробизнес. Будь то лимонный стенд, остановка горячего яблочного сидра (со взрослым наблюдением) или закусочная на вечеринке в районе квартала, имеющей опыт продажи, научит вашего ребенка ценить деньги, которые они получают. Как только у них наличные деньги в кармане, пришло время начать управлять ими.

Управление деньгами: тратить, сохранять, делиться

  1. Сравнение покупок 101. Когда ваш ребенок узнает, как делать покупки в супермаркете или магазине игрушек - идеальное время, чтобы поговорить о ценах. Выберите два предмета, которые хочет ваш ребенок, и сравните цены. Что больше? Какой из них он мог бы купить и почему? Стоит ли дополнительно покупать пакет с персонажами?
  2. Задайте цель сохранения (копить деньги). Первая цель спасения вашего ребенка должна быть для забавной игры или игрушки. Опубликуйте фотографию своей цели на листе бумаги и нарисуйте шашки с денежными суммами, которые составляют ее цель (камни 5 рублей или 10 в зависимости от конечной цели). Затем, когда он экономит эти денежные суммы, цвет в ступеньках. Когда она наполнит все камни, пойдите по магазинам!
  3. Начните «Привычку делиться». Важная часть обмена деньгами. Для вашей семьи это может быть бросить несколько монет в копилку или позволить вашему ребенку пожертвовать на благотворительность. Примите участие в благотворительном мероприятии, чтобы они могли видеть, куда ушли деньги. Если ваш ребенок пожертвовал местному приюту для новорожденных, посетите его в приемный день.

Финансовая ответственность

  1. Учить выбор. По словам Джули Фелшоу (Julie Felshaw), специалиста по финансовому и экономическому образованию в государственном управлении штата Юта, деньги идут на выборы. Начните разговор о выборе, когда проблема не имеет ничего общего с деньгами. Например, что мы делаем, когда у нас есть пять тысяч рублей и шесть детей? Затем, представив ту же идею позже, когда задействуются деньги, у нас есть 10 тысяч рублей и мы хотим купить три вещи, которые в сумме стоят 11 тысяч рублей, что мы делаем?
  2. Будьте честны в своих финансах. Если вам нужно принять трудное финансовое решение, будьте честны с вашим ребенком. Вам не нужно рассказывать ему все, но обсудите, как это повлияет на него. Пока вы обсуждаете это не забудьте подчеркнуть, что, хотя деньги ценны, это не любовь, и это не безопасность. Это то, для чего ты здесь.

"За" и "Против" формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Отсюда вопрос, насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей?! И кто должен и может учить этому направлению детей!?
Не просто так, мною было написано, что тема эта противоречивая. Объясню почему. С одной стороны, в век непрерывного движения и информации данное направление грамотности необходимо. С другой же, путем обучения этих всех хитростей, мы забираем у детей их счастливое и беззаботное детство. И если уже и формировать культуру финансовой грамотности у детей, то тогда необходимо это делать грамотно и постепенно.
Просто и получается так, что финансовую грамотность формируем, а связная речь не развита, все познавательные процессы не соответствуют возрастному развитию ребенка. В нашей стране так, все новое и модное – это хорошо, а то, что действительно важно это «потом». И ведь действительно, откройте интернет, все статьи говорят о том, что финансовая грамотность важнее пирамиды Маслоу, значимее, ведь главное это деньги уметь посчитать, что ребенок должен знать стоимость своей мечты. Посмотрите, даже книгу банк Хоум Кредит выпустил «Дети и деньги», видеоролики «Про богатых детей» в 10 лет. Я не согласна! Это важно, но не в столь большой степени. Многие родители не догадываются, что знать ребенку, слово «депозит» может ему же выйти боком. Все должно быть в меру.
На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться. В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В занятия с детьми можно включать презентации и многое другое. Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!
Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.

  • Обложка для удостоверения о повышении квалификации. Приобрести (по желанию).
  • Программа «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) предусматривает содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
    В результате освоения программы повышения квалификации «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) обучающиеся должны знать:

    • Как научить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
    • Как формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность: список покупок, чек);
    • Как развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
    • Как развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
    • Как развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
    • воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
    Уметь:
    • применять на практике знания, полученные на лекциях и практических занятиях;
    • организовать направления своей педагогической работы по повышению финансовой грамотности дошкольников;
    • применять современные педагогические технологии.
    Владеть:
    • основами финансовой грамотности;
    • основами дошкольной педагогики и психологии;
    • педагогической компетентностью в сфере формирования основ экономической культуры.
    Категория слушателей: руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций
    Форма обучения: электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
    Условия реализации программы. Занятия проводятся в режиме онлайн- и офлайн-мероприятий.

    Выдаваемый документ: Удостоверение

    Форма итоговой аттестации: тест

  • Занятие 1. Нормативно-правовые основы организации дошкольного образования в РФ.
  • Занятие 2. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации.
  • Занятие 3. Нормативно-правовые основы и принципы создания развивающей образовательной среды в группе детского сада.
  • Занятие 4. Нормативно-правовые основы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Занятие 5. Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы.
  • Занятие 6. Проектирование и реализация курса по финансовой грамотности в ДОО.
  • Занятие 7. Нормативно-правовые и концептуальные основы инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Занятие 8. Нормативно-правовая база инклюзивного образования.
  • Занятие 9. Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Занятие 10. Введение ФГОС ДО – главная тема всероссийского совещания в г. Москве.
  • Занятие 11. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО).
  • Занятие 12. Программно-методическое обеспечение курса «Основы финансовой грамотности».
  • Занятие 13. Финансовая грамотность дошкольника: программа, диагностический инструментарий.
  • Занятие 14. Методика проведения занятий по формированию финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста.
  • Занятие 15. Пространственно-образовательная среда в ДОО как фактор развития финансовой грамотности дошкольников.
  • Занятие 16. Характеристика и анализ авторских программ по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.
  • «Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию».
    Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов
    Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
    Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям
    Реализация проекта направлена на формирование первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
    Направления проектной деятельности:
    -Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка педагогов-Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения -Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды

    Перспективы для ДОУ:
    1. Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.
    2. Расширение спектра образовательных услуг.
    3. Развитие социального партнерства.
    4. Знакомство с мировым педагогическим опытом,
    современными педагогическими технологиями
    5. Обогащение опыта инновационной деятельности.
    Реализация содержания программы проходит в двух направлениях. Первое - включение предложенного содержания в разные виды детской деятельности. Второе - интеграция содержания данной программы с обязательной программой воспитания и обучения дошкольников, по которой работает дошкольное учреждение. Мы используем первое направление. В дальнейшем — разработка полноценной программы дополнительного образования для дошкольников.
    Также важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
    Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
    Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван - царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»)
    Сказки, отражающие труд людей;(Хаврошечка, Морозко, А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
    Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
    Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;(С.Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»)
    Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.(К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
    В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно - познавательные навыки.
    «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
    Педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида № 45 Хударова Татьяна Юрьевна.

    Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

    1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
    2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
    3. Конкурентное качество самих услуг.
    4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

    Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

    Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

    Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

    Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

    В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

    Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

    Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

    Задачи, которые нужно решать:

    • Дать простые экономические знания.
    • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
    • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
    • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
      финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
    • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
    • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
    • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
    • Определять разницу между "хочу" и "надо".

    Пример беседы с родителями:

    1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
    2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
    3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
    4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
    5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
    6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
    7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
    8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

    «Домашнее задание» маме и папе

    • Побеседуйте со своим ребёнком:
    • Что такое деньги?
    • Зачем деньги нужны?
    • Откуда берутся деньги?
    • Есть ли у тебя деньги?
    • Как ты тратишь свои деньги?
    • Сколько тебе нужно денег?
    • Что нового Вы узнали?

    Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

    Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

    1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
    2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
    3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
    4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
    5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
    6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
    7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
    8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
    9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
    10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
    11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

    Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция