Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской». Сценарий праздника "русские посиделки"




«Фольклорная окрошка »
на международном фестивале
(Москва,1988)

Явление первое: СЕЛЬСКОЕ

Окрошка стала мне близкой и понятной уже в деревенском детстве как свежий вкус зеленого лета, долгожданного после замороженной зимы и подмокшей весны с прошлогодними тающими запасами из погреба: проросшими овощами; плесенью квашеного, соленого, моченого…

Уже исхожены все окрестности в поисках чего-либо зелененького. Выщипаны полупрозрачные былинки дикого лука на склоне соседнего овражка. Выдерганы вкусно-горьковатые, толстые, сочные стебли сергуча из их колючих гнезд (до сих пор не знаю научного имени этого чудесного растения…)*.

*В первой своей публикации я не решился упомянуть деревенского названия нашего весеннего лакомства. Однако двоюродный брат, Владимир Березин (ныне известный калужский бард, а в детстве — постоянный деревенский гость и однокашник), пожурил меня. И сечас, готовя текст для сайта и сомневаясь в написании просторечного названия того растения, я отправился в Интернет. И на одном из сайтов нашёл-таки сергуч как название, которым в Костроме обозначают растение «с желтыми, с медовым запахом, цветами» — http://urokirus.com/online/srng/76-37-sva-ski/15515-ser-ser.html

И вот огород дарит, наконец, плоды посеянных культур. Это мощные уже пучки зеленого лука; подземные вереницы нежно-белой, хрупкой внутри и розовато-бордовой снаружи редиски; тщательно прорисованные листики-ниточки нежного укропа на круглых стойких стебельках и, наконец, — необычайное растение — добрый обманщик огуречник. Как удается этому плоскому шершавому листу так искусно передавать аромат самого настоящего огурца, столь необходимого окрошке?

Вместе с этой аккуратно нарезанной долгожданной зеленью в огромный (на всю семью) чан-бассейн неторопливо-последовательно ныряли кусочки соленой ветчины-сала, кубики вареных картофелин, ломтики тихоокеанской селедки, не переводившейся в деревянных бочках “сельпо”, простокваша из глиняной обливной крынки, крутое яйцо и, верно, еще что-то… Горячие клубни картофеля “в мундирах” и ржаной хлеб неотступно сопровождали радостное пиршество. Не та ли долгожданная, простая радость семейного застолья — главное воспоминание об окрошке?…

Теперь деревенская окрошка воспоминается как живописный пейзаж, как свежая природа дикого ландшафта, в сравнении с которой другие, искусно возделанные блюда кажутся придуманными, ненатуральными — натюрмортами — композициями продуктов-предметов.

Явление второе: СТУДЕНЧЕСКОЕ

Видно, этой живописной радости все-таки не хватало городской студенческой юности с ее экономией куска хлеба… Там, в полуподвале дешевой комнатки (по 13 советских рублей в месяц за койку) рождена была эта славная традиция празднования “Дня Окрошки”).

Студенческая сессия в разгаре. Уже пережиты в глубоких окопах тяжелые удары экзамена по высшей математике. И уже ласкали слух многократно повторяемые, изощренно запоминаемые “Навуходоносор” (этот запоминался в очках — «на ухо до носа»), “Каракалла” (тут память просто «каркала»), “Гаттамелата” и другие почтенные персонажи Истории Искусств…

Но там, на окском нижегородском гребешке, уже палило солнце резко континентального климата. И тогда тетя Надя, мать-одиночка, что растила школьницу-дочь и упорно бойкотировала выборы в Местный и Верховный Советы из-за тяжелых жилищных условий (что не мешало ей сдавать комнату двум студентам), поддержала нашу волнующую инициативу.

Была поставлена на огонь керосинки кастрюлька с картошкою и другая — с пятком куриных яиц. Доставлены с ближайшей торговой точки какая-то колбаса, кефир и зелень. Из павильона под вывеской “Квас” принесен бидончик холодного, почитаемого нижегородцами напитка. (Именно там, в этом павильоне, в противоположность сдерживающему, полузабытому теперь “Хлеба к обеду в меру бери…” висел актуальный и сегодня лозунг: “В жаркий летний полдень кружка ядреного русского кваса хорошо утоляет жажду!”)

И что это было! Почти семейное застолье (да мы и прописаны были “как дома” в этом темноватом и сыроватом полуподвальчике “на время учебы” вместе с “Навуходоносором” с “Гаттамелатою”, которые запомнились с тех пор как исторические почитатели русской окрошки)…

Явление третье: МЕЖДУНАРОДНОЕ

Нынче иностранец нам не в диковинку. Мы повидали его всякого (как и он нас). И у многих на устах теперь напоминание: “Что для русского хорошо, для немца (вообще иностранца) — смерть” (Или наоборот?) …

Если же продолжить воспоминания об окрошке — то были и времена осторожного молодежного знакомства с европейцами (лет двадцать пять назад). В связи с окрошкой среди тех осторожных шагов навстречу друг другу припоминается один жаркий летний день в городе. Когда у знакомства нет конкретной цели и есть только устойчивый взаимный интерес — необходимы лишь условия для неторопливого рассматривания и выслушивания друг друга…

Тот день был полон понимания: прогулки у реки, катание на лодках… Негромкий голос патефона, взятого с собою для создания лирического настроения. Русский город дарил красоту уютных старинных улочек с тенистыми кронами раскидистых деревьев… Понимание росло, оно проявлялось в улыбках, словах, жестах… оно обрамлялось общей для всех солнечной вуалью летней жары. В конце концов европейские девушки были приглашены в дом одного из наших друзей, где задумывался некий сюрприз национальной кухни…

И было всеобщее разочарование, когда в гостиной появился квас. “Что это? — спросили девушки по-европейски и по-русски, — квас?” И после дегустации, с опущенными уголками губ и легким ужасом в глазах: “Ква-а-с-с…” Праздник окрошки был разрушен. Взаимопонимание обострилось, и мы отчетливо увидели друг друга “со стороны”. Гостей пришлось кормить салатом (как еще назвать окрошку, лишенную кваса…)

И само слово “квас” стало для нас символом наших различий — мы с удовольствием использовали его, когда эти различия нужно было вспомнить или подчеркнуть. Ведь смерть для понятий «русского», и «немца» наступит одновременно, если они перестанут отличаться друг от друга… И мы не перестали любить нашу дорогую окрошку и любим ее до сих пор.

Явление БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ

Вот такие, оказывается, мировоззренческие понятия могут быть связаны с простой окрошкой: природа, детство, дом, город, семья, искусство, дружба, освоение мира, сходства и различия… И, находясь под впечатлением воспоминаний, я все-таки решил провести еще и небольшое библиографическое кулинарное исследование — проще говоря, открыл одну замечательную книгу. Этот труд, уважаемый народом с момента его появления в свет в конце позапрошлого века, популярен до сей поры. Уже по моим собственным воспоминаниям, еще двадцать пять лет назад книга Е. Молоховец широко распространялась самиздатом наряду с произведениями других инакомыслящих или просто непризнанных авторов.

В том самом “Подарке молодым хозяйкам или средстве к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве” среди различных горячих супов холодеют лишь три окрошки: окрошка мясная, окрошка из рыбы и окрошка постная из разностей. Я с удовольствием перечитал все кулинарные советы по приготовлению окрошки, но не буду их повторять. Об этих “разностях” лучше почитать книгу самим (сегодня она уже переиздана), а после приготовить вашу окрошку на собственный вкус, да не забыть “положить кусок льду…”

Явление «СРЕДОВОЕ»

Тогда, вдохновленный своими исследовательскими успехами, я решил отправиться в недра городской жары — за квасом. И теперь спешу предостеречь неискушенного читателя и кулинара. Во-первых, кваса в Москве [летом 2007 года ] почти не оказалось, хотя улицы были переполнены почти одинаковыми киосками, а киоски просто ломились от всевозможных напитков. Но что это за напитки? Это (сами знаете) или алкоголь, или пиво (слабый алкоголь) или растворы разноцветных порошков, упакованные в огромные пластиковые баллоны (огромное количество этих шипучих и липучих напитков теперь производит для нас мировая и отечественная пищевая промышленность).

Окрошку же развести просто нечем. Те пластиковые баллоны, что украшены этнографическими этикетками, не должны ввести вас в заблуждение, многое из этого — ненастоящий или осовремененный квас. Он может обмануть вас вкусом “колы” и откровенным содержанием “свитли”, превратив предвкушение окрошки в дегустационную растерянность. Конечно, я опять сгущаю краски, но хороший квас нужно поискать… или терпеливо приготовить самим…

Московская жара тем временем продолжала свое тяжелое наступление, продолжая плавить мысли. И в этом знойном мареве сам город предстал вдруг огромным засыхающим явлением. В памяти не “всплывали”, а сухо возникали все недавно виденные фрагменты, панорамы столицы… Вот взгляд с одной из высоток: какая бескрайняя чаша — наш город. Вот — новостройки набережных Москвы-реки, Манежной площади, почти сплошные реконструкции всего центра… До чего же разные “разности” возникают тут и там среди дымящих стройплощадок…

В этой огромной чаше, наполняемой давно, долго (уже более 850 лет) и многими, сегодня являются взору все новые и новые рафинированные разности и с Востока, и с Запада… Но ведь это образ того же сухого салата, что вынуждены были вкушать вышеупомянутые европейские подруги. Среди красно-белых, совсем уж древних рукотворно-нерукотворных палат, дворцов и башен… Среди охристо-желтых, замысловато и деликатно вырезанных представителей классицизма и ампира… Среди кремовых, терпеливо рустованных сооружений сталинской эпохи… Среди аккуратных ломтиков пяти-, девяти-, двенадцатиэтажек и совсем свежих, торчащих разноцветными столбиками жилых высоток…

Словно заморские игрушки в ощутимом натиске европейцев выставляются гранитные и мраморные фигурки, даже у живой московской зелени не хватает сочности, чтобы утопить острую сухость располагаемых тут и там новомодных ингредиентов. И не спасают куски стеклянного льда, разложенного в разных местах, даже такого огромного, кристаллического и синего, как на Юго-Западе…

“Ужели и нам придется питаться сухим салатом?” — подумалось мне все еще под сильным впечатлением воспоминаний… Но что-то влажно темнело на горизонте. Что-то подбиралось со стороны — густою, глубокой чернотою омута. И с хрустом раскололись тучи над чашей города. И полило холодными потоками ливня среди взволнованных стонов деревьев.

Расплавленные жгуты молний с шипением вонзались в городской рельеф, сопровождаемые облачками дыма или пара. Поплыли реки асфальта, закружились в водоворотах дома, машины, люди… И в отсветах озарений внезапно всплыла, наконец, догадка: “Ведь это все-таки окрошка! Настоящая русская окрошка!”

Иллюстрации не имеют прямого отношения к тексту, но показывают московскую «фольклорную окрошку» – международный фестиваль 1988 г., в котором автор рассказа участвовал в составе ансамбля «Народный праздник» вместе со старшим сыном Фролом.
Автор фотографий – Лаура-Анна Гострем – мама Фрола. Вот такое наше совместно-семейное творчество.
Все участники настолько перепутались на слайдах и в памяти, что теперь трудно их различить. Но все с удовольствием фотографировались с Фролом – греки, англичане, французы и русские.
Слайды довольно долго лежали в коробке, пока удалось отсканировать их с помощью современной техники. -
Константин Савкин

ххххххххххххххххххххххххххххххххх

Сценарий - вечеринка посвящена старым русским народным традициям Эта вечеринка посвящена старым русским народным традициям. Поэтому стоит хорошенько обдумать место ее проведения, ведь в хороводные игры не очень удобно играть дома. Поэтому мы вам советуем проводить ее на свежем воздухе.

Лучшим вариантом для этого праздника станет поляна, а лучшим временем года – лето или конец весны.

Немаловажную роль в проведении этого праздника играют костюмы. Не поленитесь и сшейте себе настоящий сарафан или просто наденьте поверх одежды фартук. Молодые люди надевают широкие штаны, рубаху навыпуск и подвязывают рубаху кушаком.

Лучше, чтобы он был яркого красного цвета. Девушки заплетают косы и завязывают их яркой лентой.

На большой поляне собираются девушки и молодые парни для того, чтобы поиграть.

1. Игра, заставляющая вспомнить поэзию русского фольклора, называется «Бояре». Все участники делятся на две команды. Обе команды выстраиваются, взявшись за руки, на расстоянии примерно в 6–7 м друг от друга.

Одна команда – бояре хозяева, другая – бояре гости. Но эти роли постоянно сменяют друг друга. Бояре гости поют хором: «Бояре, мы к вам в гости пришли».

При этих словах они шагают вперед, затем, возвращаясь назад: «Молодые, мы к вам в гости пришли». Теперь вперед идут бояре хозяева со словами: «Бояре, а зачем вы пришли?», а назад: «Молодые, а зачем вы пришли?»

Вот все слова целиком :

Бояре, мы к вам в гости пришли,

Молодые, мы к вам в гости пришли.

Бояре, а зачем вы пришли?

Молодые, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам нужна?

Молодые, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна,

Молодые, нам вот эта нужна.

Бояре, она дурочка нас,

Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, нам такая сойдет,

Молодые, нам такая сойдет.

После этого один из бояр гостей разбегается и пытается с разбегу врезаться в цепь между боярами, то есть разбить крепко сжатые руки. Если ему это удается, то он берет в свою команду одного из двух игроков, цепь которых он разбил. Если же у него не получится, то он остается в этой команде.

Игра будет продолжается до того момента, пока в одной цепи есть хотя бы два человека.

«Кошки мышки».Участники берутся за руки и встают в круг. Выбирают кошку и мышку. Желательно выбирайте кошкой игрока посильнее.

Сначала мышка находится внутри круга, а мышка снаружи него. Задача кошки – разорвать сцепленные руки и пройти в круг, или она может просто поднырнуть под руками, или перепрыгнуть через них. А когда кошка проникает в круг, мышка может, наоборот, из него выбраться.

Когда кошка поймает мышку, тогда обе встают в круг, и играющие выбирают новых кошку и мышку.

На свежем воздухе лучше всего играть в спортивные игры, поэтому попробуйте устроить «Бег в мешках». Эта игра является одной из старинных русских забав. Для нее вам потребуются большие прочные мешки.

Ведущий чертит длинную линию на земле. Все участники не должны заступать линию до того, как ведущий не подаст знак. Игрокам необходимо залезть в эти мешки и ждать сигнала ведущего.

Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша, прыгая в мешках.

Также вспомните старинную русскую игру «Перетягивание каната». Все участники делятся на две команды. Участники одной команды берутся за один край веревки, участники другой команды – за другой край. Посредине между командами желательно начертить разделительную полосу.

По сигналу ведущего обе команды начинают тянуть канат к себе. Та команда, которая перетянет канат, и становится победительницей.

Старинная русская игра «Горелки». Все играющие встают парами в затылок друг другу. Водящий должен встать впереди колонны. Водящий произносит прибаутку:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо :

Птички летят, колокольчики звенят.

Как только он произнес это, он поднимает глаза на небо и говорит: «Раз, два, три, все скорей сожги». В этот момент последняя пара должна разъединить свои руки и пробежать: один – по правую сторону колонны, другой – по левую. Водящий должен поймать бегущих прежде, чем они снова встанут в колонну и снова соединят руки.

Если ведущий не смог никого поймать, то все остальные игроки поют: «Огарушек, огарушек, встань на черный камушек, плохо бежишь – мало спалишь».

Следующая игра называется «Угадай поцелуйчик». Она не является русской народной игрой, а скорее современной. Для начала нужно выбрать одного игрока. Завяжите ему глаза, а затем кто то из остальных игроков должен подойти к нему и поцеловать. Но заранее предупредите играющих о том, что поцелуй должен быть не слабеньким, иначе он никогда не угадает, кто его поцеловал. А в этом и заключается вся суть игры. Если он угадывает, то на его место становится тот, кто целовал, а если не угадывает, то его целуют еще раз и он снова должен угадывать.

Целовать можно в любое место, не обязательно в губы, также целовать может любой участник, то есть парень парня и девушка девушку.

Следующая современная игра, в которую также можно играть в «хороводе», называется «Куколка». Все участники стоят в кругу в очередности мужчина – женщина. Вы достаете голенького пупсика и говорите: «Я поцелую пупсика в правый глазик, а ты?». И с этими словами передаете пупсика своему соседу. Следующий игрок говорит также куда он целует пупсика и затем действительно целует его в это место.

Повторяться нельзя. Для начала скажите гостям, что в том то конкурс и заключается, чтобы найти столько мест, чтобы они не повторялись, а тот, кто не сможет найти такое место первом, тот проигрывает. Но когда каждый участник поцелует пупсика, скажите, что правила игры изменились, и теперь надо поцеловать своего соседа справа именно туда, куда он целовал пупсика.

Очень забавно выглядит, когда девушка целует парня, к примеру, в пятку.

В качестве дополнительного варианта вы можете предлагать участникам целовать пупсика не один раз, а по нарастающей, т. е., вы – один раз, следующий – два раза и так далее. Затем своего соседа им придется также целовать по несколько раз.

«Поцелуйчики». Для того чтобы поиграть в игру, нужно, чтобы участники также стояли в кругу. Одному завязываются глаза. Остальные игроки берутся вокруг него за руки.

Все идут по кругу в одну сторону, а водящий – в другую. По сигналу ведущего все останавливаются. Ведущий указывает своей рукой на различные части тела и говорит: «Ты поцелуешь сюда?». Водящий, все также с закрытыми глазами отвечает наобум: «Да» или «Нет». Как только он в первый раз ответил да, водящий показывает на пальцах какое нибудь число и говорить: «Ты поцелуешь этого человека столько раз». Водящий должен также отвечать.

Затем ведущему развязываются глаза, и он должен поцеловать человека, напротив которого он остановился, в соответственное место и соответственное количество раз.Игра называется «Цветик семицветик». Игроки стоят по кругу. Ведущий называет цвет, например, оранжевый. Все должны схватиться за оранжевый предмет одежды какого либо игрока. Причем за один и тот же предмет двум игрокам хвататься нельзя.

Проигрывает тот, кто не успел схватиться. Он выбывает, так продолжается до тех пор, пока не выявляется окончательный победитель.

Следующая игра, в которую можно поиграть на этом празднике, называется «Городки». Ведущий расставляет заранее приготовленные дощечки на некотором расстоянии от игроков. Все участники бросают палку, и выигрывает тот игрок, который одним ударом сбил больше всех деревяшек. Вместо деревяшек можно использовать жестяные банки или пластмассовые бутылки.

Из них также можно соорудить целые крепости.

Следующая игра называется «Огурец». Участники стоят в кругу, выбирается один водящий. Он становится в середину круга, а все участники встают плотно прижавшись друг к другу плечами. Руки у всех играющих должны быть за спиной. Задача всех играющих заключается в том, чтобы незаметно от водящего съесть целый огурец. При этом огурец нужно передавать за спинами таким образом, чтобы он долго не задерживался у одного участника.

Все понемногу откусывают огурец так, чтобы водящий этого не видел. Если водящий угадает, у кого сейчас в руках находится огурец, тогда этот участник становится водящим. Второй раз в эту игру можно сыграть так, чтобы подшутить над водящим.

Для начала можно показать огурец, а затем кто нибудь из игроков спрячет его за спиной, всунув его под ремень. Через минуту после игры участники объявляют о том, что огурец успешно съеден. Выражение лица у водящего становится очень удивленным, ведь он ничего не успел даже заподозрить.

Следующая игра – «Шапка ушанка». Для нее вам потребуется как раз такой головной прибор. Все участники все также стоят по кругу. Их задача заключается в том, чтобы передать шапку ушанку с одной головы на другую без помощи рук. Проигрывает тот, кто ее уронит. «Присядочка». Для нее выбираются два самых веселых парня.

Они становятся в центре круга. Остальные должны петь какую нибудь русскую народную песню, например, «Виновата ли я». Можно исполнить какую нибудь песню Верки Сердючки, Бабкиной или Кадышевой.

Молодые люди должны выполнять под песни играющих движение «присядочка», т. е. приседать, а, вставая, выбрасывать ногу вперед. Выигрывает тот, кто сможет дольше и без остановки проделывать это движение. Если эти парни достаточно спортивного телосложения, то усложните игру тем, что они должны будут выполнять это движение не просто на месте, но и ходить по кругу.

14. «Эстафета».Участники разделяются на две равные команды. Игроки выстраиваются в одну прямую линию. Первые два участника берут в рот ручку ложки, а в ложке должна быть картофелина. Каждый участник должен добежать до указанного места и вернуться назад, не отпуская из зубов эту ложку.

Выигрывает та команда, участники которой по очереди проделают это первыми. Но важно отметить, что, если картошка падает, то участник должен начать свой путь с самого начала.

Итак, играть можно в огромное количество игр, главное, чтобы было желание гостей. А этого желания вы сможете добиться тем, что заранее предупредите, что самого активного игрока ожидает ценный подарок. В качестве приза вы можете подарить сборник русского народного фольклора или сувенирные лапти, матрешку, посуду, расписанную гжелью, или что нибудь в этом духе.

Обычно такие сувениры можно найти в лавках для приезжих.

Что же можно кушать на этот вечере? Лучшим блюдом станет, конечно, окрошка. Лучше нарезать ее заранее. А уже на природе смешать ее с квасом или кефиром.

Или можно обойтись небольшим «перекусом», похожим на школьный поход. Просто отварив картошку и яйца, не забыть о фруктах, овощах и зелени. Исходить из поговорки: «Картошка – второй хлеб».

Приглашения для этого «Хоровода» лучше сделать в форме русского народного сарафана или кокошника.

Вы, наверное, заметили, что для этой вечеринки существует безграничное количество веселых игр, так что организовать ее стоит непременно.

2414

Праздник, посвященный любимому в России летнему блюду, состоялся 5 июля 2014 года на территории Этнографического комплекса "Национальная деревня народов Саратовской области". Традиционный фестиваль Русской окрошки, организованный комитетом общественных связей и национальной политики с Саратовским филиалом ЗАО "ИД "Комсомольская правда", второй год радует жителей и гостей Саратова.

Фестиваль открылся с гимна традиционному русскому блюду, написанного автором и исполнителем Светланой Тамариной (г.Энгельс). В программе концерта прозвучали - русские песни от дуэта "Возрождение", Татищевский район, громкими аплодисментами гости праздника приветствовали зажигательные танцы от группы "Карамельки", детский центр "Гулливер", а так же "Казачью лезгинку" от Саратовского казачества.

Порадовали всех игровые и конкурсные программы "Русские потешки", "Михайловская курочка", "Будь здоров", "ТВЦ", проведенные ведущими праздника: Лобановой Викторией, Лобановой Светланой, Тарабриным Аркадием, ДПО СРО "ЭкоСпас", с призами от партнеров фестиваля.

На территории русского подворья команды "Покровские огоньки" (Энгельсский район), журналистская - "Вот это новость!" (ТВЦ), "Станица казачья" (Саратовское казачество, "Красавицы России" ("Хрустальная корона"), "Ума палата" (Общественная палата Саратовской области) встретились в поединке на приготовление самой вкусной и оригинальной окрошки, блюда национальной русской кухни, любимого летнего лакомства.

Жюри конкурса в составе атамана, казачьего полковника Андрея Викторовича Фетисова и народного художника России, почетного гражданина г.Саратова и Саратовской области Анатолия Васильевича Учаева оценивало скорость приготовления блюда, его вкусовые качества, оригинальность рецепта и презентацию окрошки.

Победителем конкурса "Лучшая окрошка губернии" стала команда "Ума палата", опередившая соперников во всех номинациях. Второе место заняла команда "Вот это новость!", третье - "Покровские огоньки", приготовившие окрошку "Русскую, традиционную, музыкальную", и подавшие ее под русскую народную песню. В выигрыше остались и все гости праздника, которые, с удовольствием продегустировали приготовленную командами окрошку.

Только мы задумали этот фестиваль, как он уже прочно завоевал место среди постоянных и традиционных. И это не удивительно. В основе фестиваля - традиционные ценности великой русской культуры. Они понятны всем, кто мыслит и говорит на русском языке. На фестивале звучит русская речь, старинные русские песни, показаны русские танцы. Это ценности, которые важны и хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечные. В этот же вечер на канале "Мир" вышел большой сюжет об этом вкусном народном празднике, проходившем в "Национальной деревне народов Саратовской области".

  • Ознакомление учащихся с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры.
  • Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям.
  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
  • Развивать совместную творческую активность учащихся и родителей.

Действующие лица (взрослые):

Ведущий;

- “Картошка” (В. Попова).

- “Про картошку” (В. Шаинского – М. Львовского).

- “Картошка” (Н. Подкольской – Л. Коростина).

Л. Тихоненко “Мы подумали немножко”.

О. Таран “Сижу я дома поздним вечером”.

В. Сабиров “На грядке все в порядке”.

И. Демьянов “Что черны мои ладошки”.

З. Александрова “Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку”.

Творческое задание:

1. Приготовить сообщения об истории картофеля, его полезных свойствах, собрать “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля и лечебные рецепты.

2. Сделать поделки из картофеля.

Оснащение праздника:

Музыкальный центр;

Костюмы для ведущего и Мудреца;

10 столовых ложек;

5 корзин;

5 глубоких сковородок;

5 кастрюль;

5 колец – лунки;

Картофель.

Перед праздником учащиеся и их родители разделились на пять команд.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня наша семейная картофельная гостиная посвящена любимому всеми овощу – картофелю. Он стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка?

Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно все кругом…
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака…
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами!
Только к ним мы привыкаем
И совсем не замечаем.
(Достает из кармана картошку)
Вот пример всем: “чудо-крошка”,
Что в руке моей?..
Все: Картошка!

Ребенок: Под землей растет он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин картофель это.
И всегда ему почет.

Ребенок: О картошке в Европе узнали 400 лет назад от испанских моряков, побывавших в южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”.

Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам. Не везде новинка пришлась по вкусу – кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель.

Родитель: В Россию завез картофель Петр I из Голландии. В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой. Но были в России и замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова, которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. а сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят.

Ведущий: конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов. Участвуют дети и родители.

11- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

Какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

Как еще называют картофель? (второй хлеб).

Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

Конкурс: “Посадка картошки” (Белорусская игра).

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек: 4 ребенка и 2 родителя.

Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.

Веселей играй гармошка,
В хоровод пришла картошка,
Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Мы картошку посадили,
Прыскали, растили,
А сентябрь наступил
Выкопать забыли.

Ведущий: Молодцы! Картошку посадили, теперь надо ее собрать, ведь осень – время сбора урожая картофеля.

И зелен, и густ
На грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом…(картошка).

Ребенок: 13 сентября праздник “Куприян”. На “Куприяна” начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”

Ведущий: конкурс: “Сбор урожая”.

Два участника от команды собирают в свои корзины картошку, раскиданную по классу. От команды 1 ребенок и 1 родитель.

Ведущий: конкурс: “Баллады о картошке”.

От каждой команды по одному человеку рассказывают выученные дома стихи. (Участвуют дети и родители).

Ученица 4б класса Мыльникова Алена.

Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла!
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

2. И. Демьянов. Картошка.

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

3. Л. Тихоненко.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку”. И не просто спеть, но и исполнить инсценировку. Конкурс: “Инсценировать песню”.

Каждая команда поет по куплету песни и инсценирует.

Песня “Картошка” муз. и сл. В. Попова

1. Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Пионеров идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

Ребенок: Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину… (картошка).

Ведущий: конкурс: “Сварить картошку”.

Корзинки, в каждой по 10 картошин, 5 кастрюль, десять ложек. От команды 5 человек 3 ребенка и 2 родителя.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: конкурс: “Очисти картошку”.

По 1 человеку от каждой команды.

Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий: конкурс: “Поджарь картошку”.

Варите картошку хорошо, а жарить умеете?

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Ведущий: А теперь самое время отдохнуть.

Дети исполняют песню “Про картошку”

муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского

1.Сколько раз на привале
Мы картошку пекли
Пировать – пировали
Разговоры вели
Припев:
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
(припев повторяется дважды).
2. Очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
3. Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай, покидай!
А посолишь картошку –
Остывать не давай!
Припев.
4. Ключевою водою
Мы картошку запьем
И. конечно, с тобою,
У костра запоем.
Припев.

Ведущий: Давайте вспомним пословицы о картошке и семье. Ведь у нас сегодня, если вы не забыли – Картофельная семейная гостиная. Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Картошка хлеб бережет.

4. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

5. При солнышке тепло - при матери добро.

6. Мать кормит детей, как земля людей.

7. Не тот отец, кто родил, а тот кто вскормил.

8. Без труда картошка не родится никогда.

19. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Самое время устроить… конкурс: “Картофельный аукцион”.

Команды по очереди называют блюда из картошки.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. Конкурс: “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети.

Ведущий: Пришло время подвести итоги творческого задания “Очумелые ручки”.

Каждый ребенок за выполнение творческого задания получил диплом и памятный подарок.

Ведущий: Друзья, картошку мы с вами почистили, сварили и даже пожарили, благополучно поужинали, а что делают после ужина? Правильно, ложатся спать. Помните, когда вы были совсем маленькими, мамы пели вам колыбельные. Сейчас мы узнаем, кто из мам больше знает колыбельных. Конкурс: “Спой колыбельную”.

Колыбельные написаны на листочках. Надо спеть, при этом придумав свою мелодию.

Ведущий: Хорошо поют наши мамы, я даже поспать захотела. А вот узнают ли мамы по голосу своих детей. Конкурс: “Узнай голос”.

Дети говорят фразы. Мамы стоят спиной, как только услышат голос своего ребенка – сразу поворачиваются.

Мама, я буду мыть посуду.

Мама, я буду учиться на пятерки.

Мама, я буду ложиться спать в 9 часов.

Мама, я не буду тебя расстраивать.

Мама, когда я вырасту, я подарю тебе звезду.

Мама, я буду подметать пол.

Мама, я буду с радостью ходить в школу.

Мама, я не буду опаздывать в школу.

Мама, когда я вырасту, то отправлю тебя в кругосветное путешествие.

Мама, я буду ходить в магазин.

Мама, я буду сам учить уроки.

Мама, я буду о тебе заботиться.

Мама, я исполню твою мечту.

Мама, я тебя очень люблю.

Мама, когда я вырасту, то буду делать ремонт в квартире.

Мама, когда я вырасту, то подарю тебе внуков.

Жюри подводит итоги всего праздника.

Награждение команд.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в нашей семейной гостиной! Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ!

А сейчас мы приглашаем всех на берег Волги попробовать печеной картошки.

Используемая литература

1. Сборник сценариев Рябцовой И. Ю., Ждановой Л. Ф. Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.

2. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.

3.Ушакова О. Д. пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.

4.Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки. – М.: Дет. лит., 1989.

5.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – К: ГИППВ, 1998.

8. Волина В. Праздник букваря. – М.: Просвещение, 1991.

9. Журналы “Начальная школа”, “Педсовет”.

10. Газета “Начальная школа”.

11. Внеклассные мероприятия: 4 класс./Авт. – сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. – М.: ВАКО, 2007.

Сценарий праздника «Русские посиделки»

Подготовила

заместитель директора по УВР

МБОУ ООШ д. Лаптево Багдасарова М.Н .

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни через изучение традиций, обычаев, особенности уклада жизни русского народа.

Участники: ученики и педагоги МОУ ООШ д. Лаптево, родители.

Оформление: плакаты с пословицами и поговорками, старинная утварь и посуда (самовар, деревянные ложки, чугунки, ухваты и т.д.), принадлежности для бани.

Звучит музыка. На сцену выходят три скомороха.

1-й скоморох: Добрый день вам, гости дорогие Гости званые, гости желанные!

2-й скоморох: Люди старые и молодые, Женатые и холостые!

3-й скоморох: Добро пожаловать в наш высокий терем, B чистую светлицу гулять и веселиться!

1-й скоморох: K нам сюда собирайся народ! Сегодня вас много чудесного ждет!

2-й скоморох: Игры, танцы, чудеса из чудес! Спешите, спешите,

Времени осталось в обрез!

3-й скоморох: Веселись, честной народ!

Праздник, праздник к нам идёт! Больше шуток, больше смеха –

Нам погода не помеха!

Вместе: Эй, народ, не унывай, Праздник общий начинай!

Ну-ка, ну-ка, веселей!

Ты улыбок не жалей!

Входит ведущая (В) и 1-й скоморох(С).

В: Добрый день, веселые ребята, дорогие педагоги и уважаемые гости. Мы сегодня, действительно, будем петь, танцевать, участвовать в конкурсах. А еще вспомним традиции и обычаи русского народа и постараемся понять, почему предки наши были крепки и телом, и духом и чего же нам, жителям России 21 века, не хватает.

С: (с досадой): Ну вот, я думал мы веселиться будем, а тут опять как на уроке – разбираться, понимать…

В: Не переживай, мы постараемся о серьезном – с улыбкой. Согласен?

С: Ну, не знаю. Давайте попробуем.

В: Скажи мне, пожалуйста, откуда у русских богатырей сила бралась?

С: Откуда – откуда. Наверное, кушали хорошо…

В: Молодец! (Обращается к залу) А вы согласны, ребята? Тогда я объявляю первый конкурс – «Самое полезное блюдо русской кухни». В жюри мы позвали директора школы Мокеева Н.В., нашего гостя и учителя школы Курникову Т.В. Давайте попробуем накрыть свой обеденный стол, где будут только полезные блюда.

Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Следующие классы объявляются ведущей и скоморохом по очереди. Время выступления – 5 – 7 минут.

С: Первое нам приготовил …

7 класс – щи.

В: Посмотрим, что же у нас на второе…

6 класс – каши (презентация).

8 класс – пироги.

С: Ух как вкусно все это выглядит. У меня даже слюнки потекли. А что там на третье?

1, 3 классы – кисель и блины.

2,4 классы – моченые яблоки, чай.

С: Да, вот это молодцы, наши ребята. И рассказали, и приготовили, а попробовать можно?

В: Да, в конце праздника угоститься этими блюдами смогут все желающие! Только послушайте совет: даже если вы очень проголодались, сразу все это кушать не стоит, потому что наш с вами организм не сможет справиться с такими разными блюдами. Ну, а напитки лучше пить через час после приема пищи.

С: Вот оно как… А мне все-таки интересно, а в чем готовили пищу, из чего кушали наши предки.

В: Давай спросим у ребят.

    Как называется посуда, в которой раньше готовили первые блюда и каши? (чугунок)

    А в чем раньше хранили молоко? (в глиняной посуде, в крынках)

    А чем кушали наши с вами предки? (деревянными ложками)

    Чем все эти предметы выгодно отличаются от современной посуды? Вывод: сделаны из экологически чистых материалов, лучше сохраняли тепло и т.д.

С: Здорово! А где раньше готовили пищу? Ведь ни газа, ни электричества не было.

В: Сразу видно, что ты современный скоморох. А вот послушай.

Входит русская печь и произносит небольшую речь.

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Здравствуйте взрослые, умные и рослые! Все вы догадались, меня зовут (обращается к залу). Что-то среди вас богатырей маловато, румяных да крепких совсем не видать. Сразу понятно стало, не кушали вы кашу да щи из русской печки. А я ведь раньше великая труженица была: и пищу готовила, и дом обогревала, старичкам, да деткам косточки грела… Скучно мне стало, вот узнала про ваш праздник и пришла к вам в гости.

С: Здравствуй, печка, проходи. А мы про тебя многое знаем. Ведь ты еще была героиней сказок. Ребята, назовите эти сказки. (Гуси-лебеди, Емеля).

В: Опоздала ты печка немного, ребята нам про блюда русской кухни рассказывали. А теперь давайте послушаем жюри, да узнаем, какой класс лучше справился с заданием.

Жюри объявляет результаты и вручает грамоты и призы.

В: Спасибо, уважаемые члены жюри. А мы продолжаем.

С: Послушай, печка, вот ты говоришь, что у нас богатырей нет. Я готов тебе доказать обратное. Как, ребята, поможете?

В: Объявляется конкурс «Богатырское здоровье» (звучит музыка). Приглашаем на сцену мальчиков из каждого класса.

Ребятам предлагаются следующие состязания (в младшей и в старшей группе отдельно):

- кто кого (мальчики встают парами и прыгая на одной ноге пытаются друг друга столкнуть с места)
- знатоки (вопросы про оружие, снаряжение, занятия богатырей)

- прдолжить пословицы и поговорки о здоровье.

Печка: А знаете, еще почему крепкими были люди русские? Любили они в баньке попариться.

С: Знаем, знаем. А ну-ка, ребята, расскажите! Звучит песня «Ах, баня, баня, баня».

Сообщение или презентация о бане.

Награждение «богатырей».

В: После бани не только парни телом и духом крепчали, но и девушки краше становились.

С: Конкурс «Русская красавица (костюмы )».

Девочки-участницы рассказывают о костюме, ведущие задают вопросы.

Обращается внимание на натуральные ткани (лен, шерсть).

Печка: Встряхнитесь, улыбнитесь, да с гармошкой подружитесь

Танец под аккомпанемент ученика 5 класса Королева А.

Награждение.

Печка: Смекалистые да ловкие у вас юноши, красивые у вас девушки. А вот что они будут делать, если вдруг заболеют?

С: Как что? Пойдут ко врачу, таблеточку выпьют.

В: Погоди, современный ты наш скоморох. Есть и другой выход. Вот послушай.

Печка: Если кто-то простудился, голова болит, живот,

Значит, надо подлечиться, значит путь – на огород,

С: С грядки мы возьмем микстуру, за таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечишь простуду, снова будешь жизни рад.

В: И снова конкурс, называется «Здоровье с грядки». Мы будем читать загадки, а вы – отгадывайте.

Ведущая, скоморох и печка загадывают загадки об овощах и фруктах, жюри отмечает самых активных участников .

В: Молодцы ребята! Понравились тебе наши лаптевские мальчишки и девчонки?

Печка: Да, порадовали.

В: А ведь это еще не все. Скажите-ка мне, без чего еще не обходился ни один праздник на Руси (без частушек)? Ответы из зала.

С: Без народной старой шутки не прожить и двух минут.

Говорят врачи частушки как лекарство выдают.

Сообщение о частушках – 9 класс

Печка: Пляски, песни, хороводы никогда не выходят из моды.

Веселье и смех доступны для всех.

Вот и мы, как говорится, будем петь и веселиться!

Выступают частушечники.

Печка: Ой, порадовали вы меня, ребятушки! Повеселилась я сегодня от души! Да пора уж мне. Емеля меня, поди, уже заждался. До свидания.

С: До свидания, печка, приходи к нам еще.

В: И нам с вами, дорогие ребята и уважаемые гости пора прощаться. А напоследок хочется сказать: издревле русские люди славились крепким здоровьем и сильным духом. Наши предки оставили нам богатое наследство – это те традиции и обычаи, о которых мы знаем, но ленимся применять. А ведь это так просто: кушать здоровую пищу, заниматься спортом и физическим трудом, радоваться каждому дню, приносить радость людям. Подумайте об этом. А мы всем желаем, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух!