Как сплотить коллектив: эффективные способы.

Многие крупные компании стремятся к тому, чтобы у них велась работа в дружном коллективе : правила сплочения сотрудников изучают все менеджеры по персоналу. В мелких фирмах этому уделяют меньше внимания или вообще не уделяют. Иногда люди, вроде бы нашедшие профессию по зову сердца, меняют ее только потому, что первый опыт получили в коллективе, где сплочение сотрудников оставляло желать лучшего. Как же сформировать дружный коллектив, существуют ли особые , давайте разберемся дальше.

Что такое психологический климат в коллективе

Дружный коллектив всегда имеет общее стабильное психологическое настроение, что проявляется в разнообразных формах: взаимопомощи, корпоративного духа, стремления к общей цели. Работа в дружном коллективе всегда ведет к улучшению психологического состояния отдельно взятого сотрудника и оказывает благоприятное влияние на работу компании. Дружный коллектив имеет такие признаки, как симпатия между сотрудниками, оптимизм, поддержка, свободомыслие в рамках допустимого, инициативность и многое другое. Естественно, противоположная ситуация ведет к противоположным последствиям.

Определить уровень сплочения сотрудников в новом коллективе не так уж и сложно. Новый человек сразу узнает массу неприятных историй о членах коллектива, каждый старается уйти раньше с работы, плохо отзывается о начальстве, сплетничает и т.д.

Специалисты, прежде чем применить правила сплочения сотрудников , проводят анализ коллектива по таким параметрам:

Степень преданности коллективу
обращение с техникой
уровень претензий сотрудников и клиентов
Опоздания и прогулы
качество работы
уровень текучки
уровень производительности труда

Факторы, обуславливающие психологический климат

Как это ни странно, но сплочение сотрудников во многом обусловлено санитарно-гигиеническими условиями труда: влажность, температура, площадь помещения и т.д. Но чаще всего работа в дружном коллективе обеспечивается за счет начальника. Именно формальный лидер своим примером показывает модели поведения в коллективе. Также он должен следить за появлением в коллективе неформальных лидеров и вовремя направить их действия в нужное русло. Тогда можно быть уверенным, что дружный коллектив не восстанет однажды против своего руководителя, объявив забастовку или саботаж.

В целом, чтобы велась работа в дружном коллективе, специалисты рекомендуют подбирать сотрудников по совместимым темпераментам, а также возрасту и опыту. Подбирать сотрудников можно путем собеседования, тестирования, анкетирования, наблюдения. Конечно, не стоит забывать о мотивации сотрудников. Санкции на ряду с материальными и нематериальными поощрениями никто еще не отменял. К тому же, если сотрудники видят какие-то оптимистичные перспективы своего будущего в компании, возможности реализовать себя, работа в дружном коллективе будет их привлекать еще больше.

Хороший психологический климат – это всегда приятная работа в дружном коллективе: правила сплочения сотрудников обязан знать каждый руководитель.

Инструкция

Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут совместные прогулки на природе, создание и осуществление какого-то социально значимого для детей , разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального ). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

Избегайте проявления слишком заметной и явной или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один , дружный коллектив.

Умение общаться в коллективе у каждого человека формируется еще на самом раннем этапе его развития. Ясли, детский сад, школа – в стенах этих учреждений рано или поздно появляются свои группы по интересам. Но как сплотить детский коллектив, члены которого еще мало знакомы друг с другом и не горят желанием контактировать?

Вам понадобится

  • чувство юмора, терпение, доброжелательность, умение общаться с детьми

Инструкция

Основа сплоченности любого , в том числе детского, - это эмоциональная близость, партнерство, духовная связь. Чтобы сплотить , всячески стимулируйте у них так называемый «дух единства». Разрабатывайте для ребят игры, которые не потребуют определенного количества участников. Таким образом, вы сможете одновременно задействовать сразу всех своих подопечных. Групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями.

Помимо коллективных игр, предложите совместные воскресные , походы в


Приведённые советы касаются как построения карьеры для молодых специалистов, так и укрепления авторитета управленцев-"зубров", повышения эффективности управления людьми.

Эти рекомендации "обкатаны" на десятках семинаров по управлению (продолжительностью по 4 академических часа) в присутствии до полусотни топ-менеджеров. "Золотые правила" получают неизменно высокие оценки слушателей - от начальников отделов до глав областных и краевых организаций, курирующих тысячи предприятий.

1. ШАНСЫ НА КАРЬЕРУ РЕЗКО ПОВЫШАЮТСЯ У ТЕХ, КТО НАДЕЛЕН ХАРИЗМОЙ

Под харизмой следует понимать:

Впечатляющую внешность, громоподобный голос;

Пассионарность (повышенную энергетику);

Какие-то выдающиеся способности;

Обаяние (включая и обаяние грозной силы);

Умение влиять на людей и вести за собой.

2. В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ СРАЗУ УСТАНОВИ ГРУППОВЫЕ "РАСКЛАДЫ" НА УРОВНЕ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (В ГРУППЕ, ОТДЕЛЕ, В ВЫСШЕМ МЕНЕДЖМЕНТЕ):

Кто фавориты, фаворитки и все остальные "лица, приближенные к императору", т.е. влияющие на принятия решений;

Кто главный "серый кардинал";

Кто являются формальными и неформальными лидерами;

Кто формирует общественное мнение;

Кто сразу холодно встретил тебя;

Кто проявил к тебе доброжелательность.

Сближайся не только с "тёплыми", но и с "холодными". Необходимо нейтрализовать неприязнь первого впечатления, не откладывая в долгий ящик.

Используй первую же корпоративную вечеринку, чтобы понаблюдать за людьми в подвыпившем состоянии, когда отпускаются тормоза. Вообще крайне полезно изучать поведение животных, детей, сумасшедших и пьяных.

3. СРАЗУ НАЛАДЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЖЕНЩИНАМИ

Эта рекомендация относится как к мужчинам, так и к женщинам. К последним, женщины ещё придирчивее. Как известно, репутация - это то, что говорят у вас за спиной, и её формирует общественное мнение. А по словам Л.Н. Толстого, "учреждения во власти мужчин, а общественное мнение во власти женщин". Информация быстрее распространяется женщинами в силу их более высокой коммуникабельности.

4. ПОКА НЕ ВНИКНЕШЬ В ТЕХНОЛОГИЮ, В КУРС ДЕЛА, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ, ЧЕМ ГОВОРИ

Если сразу сморозишь глупость, то можешь заработать соответствующий ярлык, который долго потом придётся отдирать, может быть, и вместе с кожей...

Постарайся пересилить страстное желание показать себя сразу во всей красе своих способностей. Помни, что в устоявшемся коллективе все социальные роли уже распределены. Влезая на занятые места, ты поднимешь некую волну статусных перемещений среди всех, кого ты подвинул. Вызовут ли у них овации твои такие резкие "заявочки"?.. Сразу наживать недоброжелателей - это не мудро.

Вот в новом коллективе, где все - новички, не стоит зевать. Лучше сразу обозначить своё место под солнцем.

5. НАЙДИ СЕБЕ ПОКРОВИТЕЛЯ

Если тебя взяли на работу по знакомству, то поддерживай тесные отношения с лицом, которое помогло тебе устроиться.

Если ты не протеже, то найди себе неофициального покровителя, если даже тебе дали формального наставника. Хорошо, если наставник станет и твоим старшим другом и неформальным опекуном.

Наметив себе покровителя, прикинь, что ты можешь дать ему взамен? Как говорил древний китайский мудрец Хань Фэй-Цзы: "Желая взять, необходимо дать". Многие покровители довольствуются внутригрупповой информацией о коллективе, которую получают от своих протеже...

В любом случае полезно периодически обращаться к покровителю за советами как по сути дела, так и по личным отношениям с людьми. Не забывай искренне благодарить "за ценные сведения", ибо мы ни за что не бываем так благодарны, как за благодарность.

Иногда придётся побыть и в роли мальчика на побегушках. Итак, согласимся с Л. Питером, что "незаинтересованный покровитель покровителем не является".

Так что, если у тебя непомерная гордыня, то забудь о карьере, дружок...

Старайся не афишировать свою близость к шефу-покровителю. Люди ревнивы и завистливы. Да и твои успехи будут объяснять только "мохнатой рукой".

6. СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ТОЛЬКО СНАЧАЛА. А ПОТОМ К ЧЕЛОВЕКУ ОТНОСЯТСЯ ТАК, КАК ОН САМ СЕБЯ ПОСТАВИТ

Когда ты огляделся и оценил групповые расклады (обычно месяца через три), то можешь начинать "подавать голос" в защиту намеченной социальной роли перед теми, кто явно слабее тебя. Затянувшаяся позиция конформиста - удел слабых, бесталанных и обречённых на роли вечных статусных изгоев.

Люди вообще не прощают тому, кто не может заставить себя уважать. Так что, образно говоря,- будешь молчать, как пень,- запилят.

Но не следует впадать и в другую крайность, пусть и говорят, что нахальство - это не второе счастье, а первое, второе, третье...

7. ПОСЛЕ ТОГО КАК ОГЛЯДЕЛСЯ НА НОВОМ МЕСТЕ, НАЧИНАЙ ЛИКВИДИРОВАТЬ ТЕ НЕДОЧЕТЫ, КОТОРЫЕ УВИДЕЛ СВЕЖИМ ВЗГЛЯДОМ

Пока не "замылился глаз", подмечай то, что можно улучшить на своём месте. При этом важно не поучать других, а действовать самому.

Пусть люди увидят, что с твоим приходом что-то реально; улучшилось.

8. НАЧИНАЙ РЕШАТЬ ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ "OT ПРОСТОГО - К СЛОЖНОМУ"

Для этого расчлени сложную проблему на ряд простейших. Назначь ответственных и сроки исполнения.

Доводя любую простейшую идею до завершения, сразу покажешь себя серьёзным человеком.

9. ЕСЛИ ПОЛУЧИЛ КОЛЛЕКТИВ В ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ, НЕ ТОРОПИСЬ ВВОДИТЬ ПЕРЕМЕНЫ -

Мы знаем, что новому начальнику для самоутверждения хочется развить бурную деятельность. Но многим ли торопыжкам это удавалось сделать, не наломав дров?

10. ФОРМИРУЙ КОМАНДУ ИЗ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Это не те, кто будет заглядывать тебе в рот, а те, кто согласен с направлением, со стратегической линий. Пусть о том, какими путями достичь намеченных целей, они спорят с тобой до хрипоты.

Тут же коснёмся проблемы "сплочение команды". Дело в том, что позиция "разделяй и властвуй" зарекомендовала себя тысячелетиями практики. Сейчас её называют "политика сдержек и противовесов". Я считаю, что сплочённость больше необходима первичным коллективам для выполнения очень конкретных задач. Объединение низовых исполнителей не несёт угрозы заговоров, "бунтов" или саботажа для высшего менеджмента. "Внизу" копошатся люди более лёгких "весовых" категорий и статусов.

Добавим, что прежде чем начинать "новой метлой по-новому мести", надо убедиться, что нельзя использовать имеющиеся кадры. В работе со старыми знакомыми, которых приведёшь с собой, тоже есть минусы (см. ниже).

11. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОГУБИТЬ ДЕЛО И СВОЙ АВТОРИТЕТ, ПРИГЛАСИ НА РАБОТУ ДРУЗЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ

Это ещё одна прописная истина, которую обычно нарушают. Самая большая угроза - это панибратство и фамильярность, и отсюда - слабая управляемость своими знакомцами.

Впрочем, такая кадровая политика допустима для малого семейного предприятия, когда все на виду, когда лидеру не надо работать над официальным имиджем.

12. ОПОРА НА ВЫДВИЖЕНЦЕВ

Всемирная история показывает, что многие выдающиеся личности выдвигали на новое руководство людей талантливых, не обращая внимания на возраст. Молодые более честолюбивы и энергичны, а при смекалке опыт приходит быстро. Опираться на них надёжнее, поскольку они лично преданны за то, что их перетащили сразу через несколько иерархических ступеней. Поэтому они обязаны шефу всем.

13. ИСПОЛЬЗУЙ ИНФОРМАТОРОВ

Их можно подобрать из числа услужливых угодников, сплетниц, болтунов. По своей природе они не смогут промолчать, когда начальник расспрашивает их. В поощрение давай им некоторые поблажки. Так ты сможешь держать руку на пульсе: предотвращать конфликты и заговоры, узнавать о проблемах персонала и о личных делах сотрудников.

В США давно уже практикуется институт оплачиваемых информаторов. Прагматичные американцы считают: "морально всё, что идёт на пользу организации".

14. НЕ УСТУПАЙ СОБЛАЗНУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСЛУГАМИ ПОДЧИНЕННЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ СЕМЕЙНЫХ ДЕЛ

Хитрые услужливые люди погубили не одну репутацию. Они опутывают недальновидного начальника услугами, как лилипуты Гулливера. Давно сказано: "бойся данайцев, дары приносящих". Но опять, увы, "премудрость вопиет на стогнах и никто не внемлет ей...".

15. НЕ СТРЕМИСЬ К РОЛИ "ХОРОШЕГО ПАРНЯ"

По этому поводу ещё Платон вздохнул: "Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно".

Да, с "хорошими парнями" удобно, но их редко уважают. К тому же на всех всё равно не угодишь. Как говорится, похлопывая по плечу, дурь не вышибешь...

16. НЕ ЛЕЗЬ С НЕПРОШЕНЫМИ СОВЕТАМИ К ВЫШЕСТОЯЩИМ

Ещё Франсуа де Ларошфуко заметил, что даже спрашивающие совета просто ищут одобрения уже принятому решению. Чужой совет плох уже тем, что исходит не от нас самих...

А когда начальник сам спрашивает совета, то лучше сначала попробовать выяснить: "Пётр Петрович, а как Вы сами считаете? Не может быть, чтобы у Вас, такого опытного человека, не было каких-то своих вариантов".

17. НЕ ВЫЛЕЗАЙ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТА У РУКОВОДСТВА.

ПРИБЕРЕГИ ЭТО ДЛЯ ПОДЧИНЕННЫХ

В самом деле, зачастую позиция "под дурачка" вызывает симпатию со стороны начальства. Люди чаще прощают нам наши недостатки, чем достоинства.

18. ВСЯКУЮ РАЗУМНУЮ ИДЕЮ ДОВОДИ ДО KOHЦA, НО НЕ УПОРСТВУЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЯХ

Когда исполнители видят, что большинство твоих указаний и новых проектов "спускаются на тормозах", то это сильнее всего демотивирует их.

Но умей вслух признать ошибочность своего решения. Как говорится, людям свойственно ошибаться, а глупцам - настаивать на своих ошибках. Упрямство - это не только "вывеска дураков" (Я. Княжнин). Зачастую упрямство свойственно слабым и неуверенным в себе. В то же время люди догадываются, что признавать свои ошибки - способность сильных натур. Объективность только подтверждает авторитет справедливых руководителей.

19. ВЫСЛУШИВАЙ ВСЕ МНЕНИЯ, ПОТОМ ПРИНИМАЙ РЕШЕНИЯ САМ

Бери слово последним. Иначе для чего ты собрал специалистов? Перед оглашением своего решения дай понять каждому члену совещания, что ты правильно понял суть их предложений.

20. НЕУКЛОННО СЛЕДУЙ ПРАВИЛУ: "КАЖДОЕ БЛАГОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНО, А КАЖДОЕ НЕРАДЕНИЕ - НАКАЗАНО"

В этой древней китайской мудрости ключевое слово - "каждое". Когда никто, особенно начальник, не показывает своей; реакции на успехи и промахи сотрудника, то это его обескураживает. Поэтому надо поощрять хотя бы на словах даже малое хорошее и делать замечания по поводу пусть и незначительного ненадлежащего исполнения.

21. НЕ УТОПАЙ В ТЕКУЧКЕ

Иными словами: "Не давай делам власти над собой" (Чжуан-Цзы).

Каждый день напоминай себе о самых важных, стратегических вопросах. Это они самые первоочередные. В конце дня наметь важнейшие дела на завтра.

Задача руководителя, особенно высшего эшелона, - думать, о перспективах развития: искать источники новых идей и проектов, новых выходов на влиятельные организации и людей, изучать передовой опыт управления, в том числе и за рубежом.

Современные информационные технологии позволяют наладить автоматический контроль выполнения планов. Совещания следует проводить только при крайней необходимости.

Тщательно подобранные профессиональные помощники, начиная от секретаря, могут обеспечить наиболее оптимальный тайм-менеджмент.

22. НЕ ДЕЛАЙ ТОГО, ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ТВОИ ПОДЧИНЕННЫЕ

Это известное правило тоже часто нарушают руководители слабые характером, нетерпеливые, неопытные. В других случаях мелкотщеславным начальникам не терпится самим погордиться сделанной работой. Но они не понимают, что этим отняли такую возможность у своих исполнителей, опять-таки в ущерб стимулированию их интереса к работе.

В результате такие менеджеры утопают в текучке, не умея, делегировать полномочия подчинённым.

23. РАЗЖИГАЙ АЗАРТ СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ ПОДЧИНЕННЫМИ, НО НЕ ДОВОДИ ИХ ДО ВЗАИМНОЙ НЕНАВИСТИ - БУДЕТ СТРАДАТЬ ДЕЛО

Потребность в соревновании как способе самоутверждения так же присуща человеку, как и потребность в адреналине. Эти мотивы испокон веков эксплуатируют те, кто хочет влиять на других.

Организовывать производственные соревнования следует так, чтобы были ясно обозначены "правила игры" и стимулы - призы, награды, положительные эмоции. Объективность критериев оценки поможет проигравшим воспринимать поражение не как личное оскорбление.

В отличие от соцсоревнований сегодня рекомендуется выделять не только победителей (трёх), но и объявлять самых отстающих (двух). Таким образом, будет осуществляться баланс "пряника" для лидеров и "кнута" - для аутсайдеров. Это, кстати, станет удобным основанием для негативных результатов аттестации с целью увольнения последних. Смысл состоит в том, что середняки, "болото", которое не чувствует сил занять хотя бы третье место (получить "пряник"), будет стимулироваться страхом "кнута" - увольнения при условии занятия последних мест.

Подытожив, скажем: "лежачих надо бить, чтобы не залёживались". И чтобы коллектив работал, как часы, его тоже надо "заводить".

24. НЕ ПОДНИМАЙ КРИК ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ

Стоит ли лишний раз говорить, что к этому быстро привыкают и не реагируют. Воздействуй не на уши, а на самолюбие.

25. НИ ОДНОМУ САМОМУ ЗАСЛУЖЕННОМУ ПОДЧИНЕННОМУ НЕ СПУСКАЙ ПАНИБРАТСТВА ИЛИ ФАМИЛЬЯРНОСТИ

Если и взял своего хорошо знакомого или родственника на работу, то строго предупреди, что на "ты" можно с тобой разговаривать только без свидетелей.

Не стесняйся делать соответствующие замечания всем "нарушителям". Люди в большинстве случаев склонны мягкость принимать за слабость.

26. ОДЕВАЙСЯ СООБРАЗНО СВОЕМУ СТАТУСУ

Внешность каждого сотрудника в идеальном случае должна соответствовать его статусу. Начальник обязан и выглядеть как начальник. Не стоит стесняться носить хорошие вещи. В соответствие с классовой ненавистью руководитель всё равно будет под огнём критики, как он ни оденься. Твои свитер и, джинсы будут раздражать подчинённых тем, что ты как бы хочешь показать свои "якобы" невысокие заработки.

Персонал должен быть ознакомлен с правилами корпоративной культуры при приёме на работу и понять, что его внешний вид перестаёт быть его личным делом. Особенно это касается тех, кто контактирует с клиентами и партнёрами.

27. ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ УКРЕПЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ, НО И АВТОРИТЕТ СРЕДИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Имидж любого сотрудника определяется, в том числе, и его физической формой. Что там ни говори, а всем хочется иметь шефа, на которого посмотреть приятно и которым можно гордиться. Кому охота подчиняться ничтожеству или с ним дружить? Недаром быть здоровым сейчас очень модно во всём мире.

28. НЕ ОБСУЖДАЙ НИ С КЕМ СВОИ РАСОВЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИСТРАСТИЯ

В любом российском коллективе достаточно людей самых, разных национальностей. Фейс-контроль зачастую может быть ошибочным. Поэтому, высказываясь в насмешливом или осуждающем тоне о какой-то нации, можно сильно обидеть, человека.

Известны случаи, когда противоположные политические взгляды приводили к разрушению семейной атмосферы и даже разводам. Поэтому руководитель не должен поощрять муссирование политических тем, в которых, как известно, каждый считает себя Талейраном, Горчаковым и Бисмарком.

29. ВЛАДЕЙ СВОИМ ЛИЦОМ. СКУПИСЬ НА УЛЫБКИ С ПОДЧИНЕННЫМИ

В людях есть потребность подчиняться. Это облегчает им: борьбу с собственной ленью и бесцельностью своего существования.

Постоянно улыбающийся человек не производит впечатление такого, кто может применить "кнут". Хороший руководитель и вообще успешный человек - это, как правило, недурной актёр. И если ты не хочешь играть роль строгого начальника, то сотрудникам нет стимула играть роль исполнительного подчинённого. Но, играя важную роль, не переигрывай!

30. ХВАЛЯ СЛИШКОМ ЧАСТО, РАССЛАБЛЯЕШЬ ЛЮДЕЙ

Увы, как только потребность в признании удовлетворена, у нас на время ослабевает мотив продолжать трудиться в прежнем темпе и качестве. Придётся нехотя согласиться с не слишком гуманным мнением английского поэта У. Блейка, что "проклятие бодрит, благословение расслабляет".

31. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОСТО ОБЯЗАН ВНУШАТЬ СТРАХ

Страх можно вызывать двумя способами.

1. Указать работнику, что в результате ненадлежащих действий он может потерять из уже имеющегося как в материальном, так и в моральном планах. Угрозы потери статуса больше стимулируют людей с невысокими амбициями, середнячков.

2. Нарисовать потерю будущих благ и возможного повышения статуса. Это больше стимулирует настроенных на достижения честолюбцев.

Кроме того, все должны знать, что ты не промолчишь, заметив непорядок и проколы. Однако постарайся, чтобы тебя боялись без ненависти. Для этого достаточно сочетать жесткую требовательность со справедливостью.

32. ПЕРВЫЙ ВРАГ - СЛАБАЯ ДИСЦИПЛИНА

Перефразируя слова Наполеона, скажем, что слабость облечённого властью - это наибольшая угроза предприятию.

В первую очередь, у слабого начальника слабая исполнительская дисциплина коллектива.

Во имя укрепления порядка можно пойти на многие жертвы. Например, уволить одного зазнавшегося менеджера по продажам, чтобы он не подавал пример игнорирования корпоративных правил.

Я бы повесил в каждом офисе плакат с афоризмом Ф. Ницше: "Вашей доблестью да будет повиновение!"

33. БУДУЧИ ЖЕСТКИМ, НЕ ОПУСКАЙСЯ ДО ХАМСТВА

Пусть тот же Ф. Ницше сказал, что "с горбатыми нужно разговаривать по - горбатому", тем не менее, руководитель должен соблюдать соответствующие ритуалы. Именно ритуалы и условности выстраивают служебные отношения и поддерживают социальные статусы. Уметь владеть собой - качество крайне редкое, поэтому люди невольно начинают уважать тех, кто не опускается до их уровня, не теряет лицо.

Кроме того, сотрудники в глубине души догадываются, что начальник, перешедший на ненормативную лексику, оказывается, никакая не особенная, выдающаяся личность. И вот-уже нет былой репутации. "Надо будет рассказать эту новость ребятам".

Крик вообще свидетельствует о бессилии. А зачастую - и о неправоте. Недаром сказано: "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!"

А на счёт ненормативной лексики попутно заметим, что очень часто на неё переходят, чтобы установить более доверительную атмосферу. Поэтому опытные люди считают, что если начальник перешёл "на вы", то дело плохо.

34. ОПТИМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - ГИБКИЙ

Либеральный или коллективный стили руководства больше подходят в стадии устойчивого и стабильного положения организации, предприятия. Для этой фазы уместны слова Л. Капицы: "Уметь управлять - значит, не мешать хорошим людям работать".

Но в период реструктуризации, коренной ломки более эффективен авторитарный стиль. В противном случае в непривычных условиях дело погрязнет в обсуждении предлагаемых решений.

Другое дело,- что быть гибким не так-то просто. Стиль руководства во многом зависит от личных качеств руководителя. Манера, присущая человеку в отношениях с людьми, может определяться генетически (темперамент, амбиции). Придерживаться одного и того же стиля проще, потому что привычно. В конечном счёте, учредителям лучше нанимать такого управляющего, который подходит своей природой и опытом к конкретной ситуации.

35. ЕСЛИ УГРОЗА ПРОЗВУЧАЛА, ЕЕ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ

Нет ничего более демотивирующего, чем неисполненная угроза. При этом девальвируется такой мощный стимул, как "кнут" в виде страха. Вдобавок страдает репутация руководителя как серьёзного человека.

Лучше пообещать применить не столь уж впечатляющую санкцию, но исполнить её. Иначе сколько бы подчинённому от начальства ни влетало, в другое ухо будет вылетать. Итак, держись принципа "обещал, но выполнил".

36. КОЛЛЕКТИВ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ, ЧТО НАКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ЧЕЛОВЕК, А ПРОСТУПОК

Коллектив увидит это только в том случае, когда не будет двойных стандартов, при которых за один и тот же проступок одни совсем не несут ответственности, а другие получают сверх меры. Конечно, трудно быть Богом, но ориентировать на него надо...

37. К НЕЧАСТЫМ ЗАСТОЛЬЯМ ДОПУСКАЙ ТОЛЬКО ВЫСШУЮ КОМАНДУ

При необходимости прояви внимание и близость к народу. Лично поздравляй с юбилеями наиболее достойных работников. Но рюмку поднимай только с теми, кто не в меньшем ранге, чем твой заместитель и руководители департаментов.

Выйди из-за стола трезвее всех. На тебя все смотрят. Если мало, то лучше допей на стороне.

38. УСТУПАЙ ПРОСЬБАМ, НЕ ВРЕДЯЩИМ ДЕЛУ

Проявлять излишнюю строгость и формализм - скорее свойственно молодым и неуверенным в себе начальникам. Если человек не злоупотребляет просьбами, пойди ему на встречу. Придёт время, и ты попросишь его сделать что-то сверх должностных обязанностей. К тому же замечено, что доброе дело возвращает работоспособность.

39. ХВАЛИ ПРИ НАРОДЕ, РУГАЙ БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ

Похвала при свидетелях будет весить в десять раз больше, чем наедине. В конце концов, самое дорогое, зачем люди работают, - это статус, уважение и признание окружающих. Поэтому награждать надо в торжественной обстановке, на общем собрании. Грамота в рамке будет дороже, чем конверт с деньгами, сунутый на ходу в коридоре.

Человек простит нам что угодно, но только не прилюдное унижение. Публичный разнос - это такой стресс, который стимулирует к труду только на короткое время. Ненависть к тебе и всему твоему бизнесу останется навсегда. Ведь ты пустил; по ветру Репутацию, статус, который сотрудник по крупицам собирал на твоём предприятии. А если разнос ещё и несправедливый, то лицо потеряешь в первую очередь ты сам.

40. НАКАЗАВ НЕВИНОВНОГО, СТАНЕШЬ ЕГО ДОЛЖНИКОМ

Не секрет, что любой, даже самый жесткий, человек после несправедливого поступка ощущает если не раскаяние, то некоторый душевный дискомфорт. Желая загладить свою вину, мы часто награждаем так же неадекватно. И опять ничего хорошего - люди видят, что поощрение не заслужено, и ты всё-таки несправедлив.

41. ЕСЛИ ПОДЧИНЕННЫЙ СЛУШАЕТ ТВОЙ РАЗНОС МОЛЧА, ЭТО УМНЫЙ ПОДЧИНЕННЫЙ

Все мы бываем и в роли подчинённых. Поэтому у таких выдержанных людей и нам стоит поучиться. Практика показывает, что нормальный человек не может кричать-ругаться более 5-10 минут, пусть он даже и губернатор.

Во-первых, зачастую кричат не на подчинённого, а на "обстоятельства непреодолимой силы". Надо на кого-то выпустить пар.

Во-вторых, человек в состоянии аффекта ничего не слышит и не хочет слышать. Попытки оправдаться раздражают ещё больше. Молчать надо до тех пор, пока начальник сам не задаст вопрос уже откричавшись.

42. НАКАЗАНИЕ ВОЗЛАГАЙ НА ДРУГИХ, А НАГРАЖДАЙ СВОИМИ РУКАМИ

Это тоже старая проверенная истина. Большинство людей не удосуживаются проникать в сущность вещей и довольствуются тем, что лежит на поверхности. Мало кто даёт себе отчёт в том, что всё делается с ведома серьёзного начальника, а не по своеволию заместителей.

43. РАСКРЫТЬ ДУШУ - ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ АВТОРИТЕТ

И вообще говорят, раскрывать людям душу неприлично - им и своих гадостей хватает...

44. НЕ РУГАЙ НИКОГО ЗА ГЛАЗА: РАНО ИЛИ ПОЗДНО, ОН УЗНАЕТ

Бывает так, что стены действительно "имеют уши". По "закону подлости" человек, о котором ты говоришь плохо, может стоять у тебя за спиной или за тонкой дверью, перегородкой. Кроме того, как известно, людям страсть как приятно передавать гадости о других. По мнению Сократа, людям легче держать на языке раскалённые угли, нежели тайну. Мне кажется, что 90 % секретов на работе выбалтываются в течение одного дня. Ещё 9 % - при ближайшей выпивке.

45. УБЕДИСЬ, ЧТО ТВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОНЯТО ПРАВИЛЬНО

Огромный процент сбоев в управлении связан с коммуникационными накладками. Люди неправильно воспринимают и передают информацию, распоряжения. Поэтому недостаточно спросить: "Ну, вам все ясно?". Многие робкие или нерешительные сотрудники отвечают: "Всё ясно", хотя зачастую совсем не ясно, а смутно. Но кому же хочется выглядеть тупым? Да и стоя "на ковре", как говорится, чувствуешь себя пылью.

Так что лучше всего спросить, как подчинённый собирается исполнять твоё указание.

46. ПРИЧИНЫ СЕРЬЁЗНЫХ ПЕРЕМЕН НАДО СВОЕВРЕМЕННО ОБЪЯСНЯТЬ КОЛЛЕКТИВУ

В принципе, это функция службы внутренних паблик рилейшнз. Кратко напомним, что двустороннюю связь с коллективом можно поддерживать:

Через корпоративные газету, бюллетени, стенгазеты;

Через объявления на проходной;

По внутренней компьютерной связи (Интронет);

По радиотрансляции;

Путём личных выступлений на общих собраниях;

На корпоративных мероприятия.

Дух противоречия и латентная потребность в ненависти к "поработителям" заставляет коллектив подозревать руководство в злых умыслах и некомпетентности. Своевременное информирование о планах менеджмента и положении предприятия ликвидирует слухи, панику: "Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем" (Г. Шоу). В конечном счёте, мы стимулируем людей к достижению поставленных целей.

47. ОБРАЗ КОНКУРЕНТА-ВРАГА СПЛАЧИВАЕТ КОЛЛЕКТИВ

Как известно, любую группу сплачивает общая ненависть. Поэтому недовольство персонала, связанное с "временными" трудностями", иногда можно направлять на образ врага-конкурента. "Сплочённость - это организованная ненависть"! (Д. Чапмен).

48. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТУГОДУМ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО УМНИКА

К сожалению, мы живём во времена острого дефицита добросовестности. Отчасти менеджмент сам провоцирует это несправедливым распределением прибылей предприятия или игнорированием проблем персонала. Но в народной российской массе в общем случае мораль сильно пошатнулась. В результате мы имеем острую нужду в трудолюбивых и преданных делу исполнителях тех идей, которые генерированы руководством. Больше умников, у которых слишком сильный перекос в сторону своего кармана, а не общего дела.

49. ЗАСТАВЛЯЙ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ (УЧЕБА, КУРСЫ, СЕМИНАРЫ) В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВЫСШИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Данные японских исследований говорят о том, что в 70% неудач предприятия виноват топ-менеджмент. И то сказать - трудно прийти к хорошему результату по неправильно выбранному Дао - пути, направлению. А правильное Дао приведёт, пусть и не так скоро, к нужной цели даже при средних способностях всего коллектива и внешних неблагоприятных факторах.

Сейчас во многие организации приходят молодые грамотные маркетологи и менеджеры, которые не могут применить свои знания только потому, что отсталое руководство просто не понимает даже современной терминологии.

50. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕ ПРОЩАЮТ

"Справедливость" - понятие относительное. Лучше приудерживаться такого критерия: справедливо всё, что соответствует Трудовому кодексу, корпоративным инструкциям и правилам. Прежде всего, старайся не нарушать их сам.

51. ВЕДИ "ЧЕРНУЮ ТЕТРАДЬ"

Если есть заместитель, то поручи ему фиксировать нарушения каждого сотрудника. "Чёрная тетрадь" поможет манипулировать людьми. Забывать свои грешки - это свойство человеческой памяти.

52. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЭМОЦИЯМ ЛЮДЕЙ, К СЕРДЦУ, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ РАЗУМОМ

Менталитет россиянина отличается сентиментальностью, сочувствием, способностью на широкие порывы души. Наши люди быстрее других откликаются на благородные призывы. Иногда лучшим выходом из положения для Хозяина - это "спуститься с небес" и прямо обратиться к коллективу "глаза в глаза" с просьбой о помощи и поддержке в трудную минуту.

53. ЧТОБЫ ПРЕКРАТИТЬ КОНФЛИКТ, ГОВОРИ С ЗАГОВОРЩИКАМИ, А НЕ СО ВСЕЙ ТОЛПОЙ

Тема конфликтов требует отдельного разговора, но приведённое правило - главное, с которого надо начинать решать такие проблемы. Известно, что в кабинете, оставшись без поддержки группы, человек ведёт совсем не так, как при свидетелях.

Если группа выделила для переговоров с администрацией несколько представителей, то надо попытаться разговаривать в кабинете с каждым по отдельности, отсекая остальных в приёмной.

Для каждого неформального лидера можно найти стимул отказаться от конфронтации. Зачастую заводилы баламутят народ с дальним прицелом выторговать себе какие-то выгоды. Нейтрализовать таких "борцов" проще всего.

Труднее с теми, кто не идёт на компромиссы, выдвигая чрезмерные требования коллектива. Тогда нужно для начала поискать старые грешки в их прошлой деятельности. Можно потерпеть бузотёров до первой же аттестации. А тем временем усиленно собирать на них компромат по линии трудовой дисциплины, выполнения служебных обязанностей и соответствия занимаемой должности. Можно фиксировать и проколы их подчинённых, за которых они должны нести ответственность.

54. НЕ ШАЛИ, ГДЕ РАБОТАЕШЬ, И НЕ РАБОТАЙ, ГДЕ ШАЛИШЬ

Иногда стоит взять начальство за грудки. Если сама начальница не против... И если, добавим, ты холостой молодой специалист. Для начала карьеры можно и "пошалить" не в ущерб семейному покою. Но вот потом, в зрелом возрасте, этого не рекомендуется. Обычно служебные романы переходят в служебные трагедии, будь ты в роли начальника или подчинённого твоей соблазнительницы или соблазнителя. Не даром народная мудрость говорит: не шали, где работаешь, и не работай, где шалишь. Увы, все знают эту прописную истину, и мало кому это удаётся избежать. Воистину, человек - существо иррациональное. Как правило, интрижка переходит свои пределы с помощью зелёного змия на корпоративных вечеринках.

55. НЕ НАЧИНАЙ ВАЖНЫХ ДЕЛ В ПЯТНИЦУ

Этому заявлению можно только поверить на слово и попробовать следить за результатами того, что начали в этот день. Я это проделал и теперь радуюсь тому, что когда-то лет 30 назад вычитал эту примету. Люди, оказывается, ещё издревле заметили: что начинается в пятницу, то плохо кончается. Моряки в старину по этим дням не выходили в море.

По пятницам лучше увиливать под любым предлогом от важных встреч, переговоров и принятия ответственных решений, от завязывания знакомств. В этот день безопаснее заниматься текучкой, рутиной, продолжать начатое.

56. ИНТЕРЕСУЙСЯ ПРОБЛЕМАМИ ЛЮДЕЙ

Это можно делать не только через информаторов, но и систематическим анкетированием, лучше анонимным. Не забывай проводить мониторинг мнений обо всех менеджерах, начиная с самого себя.

57. КОЛЛЕКЦИОНИРУЙ ДНИ РОЖДЕНИЯ

Забыть поздравить шефа с днём рождения - это грубый прокол, непростительный для целеустремлённого человека. Пару непосредственных начальников надо поздравлять обязательно. Остальных нужных тебе людей - желательно, особенно из числа женщин.

Говорят, что Л. Брежневу, может быть, стать Генсеком помогла привычка начинать день с того, чтобы открывать свой "поминальничек" и обзванивать "новорожденных".

58. НЕ ПЛЫВИ ПО ТЕЧЕНИЮ

Стратегия карьерного роста базируется на ряде принципов.

Прежде всего, надо убедиться, что без роста жить и добросовестно работать тебе не интересно. Но приобретением профессиональных знаний и навыков ограничиваться нельзя. Если сравнить свою рабочую силу с товаром, то надо применять "активный маркетинг" по продвижению себя любимого.

Чтобы двигаться по службе, можно: а) попытаться пересидеть начальника; б) помогать ему расти, чтобы он освободил место для тебя. Как говорится, лучший способ сделать карьеру - это помогать тому, кто делает карьеру. Этот путь полезнее в любом случае. Например, шеф оценит твои старания и, если перейдёт на лучшее место, то, скорее всего, возьмёт тебя с собой.

Но может случиться и так, что твой шеф постарается избавиться от тебя, способного "выскочки", тем, что выдвинет в другое подразделение, подальше от себя. Как говорится, выдвинув подчинённого, захлопнет за ним дверь...

Политика "не высовываться", "посапывать в тряпочку" зачастую приносит свои плоды честным труженикам. Не секрет, что многие подбирают заместителей по принципу "хуже себя".

Ну, и классика "трёх НЕ": Не перебивай! Не спорь! Не критикуй!

Итак, не будь слишком сладким, - иначе залижут. Не будь слишком горьким, - иначе выплюнут...

Классный час-игра «Правила жизни в коллективе», 5 класс

Цели и задачи: определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе.

Оборудование : нарисованные плакаты или оформленная классная доска: «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан), «Познай самого себя» (надпись на Дельфийском храме).

Приглашенные.

В качестве приглашенных могут выступать родители учащихся, школьный педагог-психолог, социальный педагог или старшая вожатая. Из числа приглашенных может быть и ведущий, а классный руководитель в этом случае будет осуществлять роль педагога - организатора.

Подготовительный этап.

За несколько дней до классного часа можно предложить учащимся сформировать несколько микрогрупп, т. е. «сообщество обитателей планеты». Микрогруппы формируются по принципу «Парад планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение конфликтов.

Ход классного часа

Игровая ситуация: «Учимся общаться».

В исполнении группы учащихся звучит песня Александра Дольского «Мне звезда упала на ладошку...».

Ведущая . Добрый день всем, я рада видеть и приветствую всех вас на нашей игре «Планета друзей».

Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения - активатора. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки... А теперь выполните первое задание: придумайте название и население планеты.

Каждая команда представляет название и население своей планеты.

Ведущая . Моя задача — дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но прежде определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание.

Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.

Ведущая . Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, что происходит на вашей планете.

Команды рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на их планете.

Ведущая . А во т событие на планете Земля. Но прежде чем я вам расскажу о нем, выполните четвертое задание: сформулируйте основные правила разрешения конфликтов на вашей планете.

Каждая команда называет эти правила.

Ведущая. А теперь я расскажу о событии, происшедшем на планете Земля. (Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?..»)

А ВДРУГ?..

С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро- быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.

Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.

Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет... Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?». А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..

А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!».

Алеша сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.

Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.

Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он дог нал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?». Алешка посмотрит-посмотрит и... А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились...

За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.

В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.

Алешка подошел и встал рядом... Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:

А-а, это ты, Шиба... Здравствуй...

Привет, Вергишеев, — бросила она.

Ведущая: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?

Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.

Ведущая : Вы начали действовать и поступили правильно, но и действовать надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего», — писал М. Горький. А знаменитый герой Сервантеса Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорил ему: «Напряги свою память, и да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу, встревожится или смутится, услышав мое имя?». Этого Дон-Кихоту мало, он просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла ли она дважды или триады свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же из упрямой в приветливую, поднимала ли руку, чтобы поправить прическу, хотя бы та была у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее, движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства», — напутствовал Дон-Кихот оруженосца.

Мини-игры на развитие коммуникативных навыков

Учитель. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы «читать» людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать? Вот несколько нехитрых правил:

. Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.

. Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.

. Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

. Называйте его по имени и так, как он хочет сам.

. Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

. Говорите комплименты.

. Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.

Учитель . Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле? А правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле?

А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.

Игровые группы и отдельные учащиеся называют правила, которые необходимо соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников.

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет...».

Идет обсуждение стихотворения.

Подведение итогов классного часа.

В ходе классного часа (ролевой игры) могут быть созданы «своды» или правила жизнедеятельности классного коллектива. Свод правил жизнедеятельности в классном сообществе ведущий или классный руководитель еще раз зачитывает перед ребятами и предлагает оформить их для классного уголка или классной газеты.

В заключительном диалоге с учащимися учитель обсуждает проблемы: «Что мы сегодня сделали на классном часе?», «Чему мы сегодня научились?», «Чего достигли?».

Советы классным руководителям, как сплотить класс?

Итак, приходит молодой специалист в школу, без опыта работы (педагогическую практику не считаем) и ему (ей) дают классное руководство. Многие конечно могут и отказаться, но я хочу таким людям сказать, что вы многое теряете, не в плане денежного эквивалента, и не в плане нагрузок, а то, что вы упускаете возможность стать КЛАССНОЙ МАМОЙ (ПАПОЙ)!

Лично у меня не возникал вопрос брать или не брать классное руководство. Когда мне предложили стать классной руководительницей 5В класса, я даже и, не задумываясь, согласилась, хотя и не знала детей. Но столкнулась с проблемой отношение в классе.

И в первую очередь поставила для себя цель: сплотить классный коллектив, подружить всех и каждого друг с другом, и самой подружиться с ними.

Долго думала, как мне быть, пересмотрела много материалов в интернете, в книжках, прослушала ни один вебинар. Но теория больно хорошо написана, но если в классе 25 и более человек, то трудно руководствоваться лишь одной теорией, потому что все дети разные. Действовать надо наверняка.


Используя различные тесты и методики, классным руководителям легко можно узнать темперамент детей, выявить явного лидера в классе, найти замкнутого ученика, увидеть, кто с кем дружит, и посмотреть, на сколько класс сплочен и т. д. и т.п. Но без практики не обойтись.

В наше время если каждого ученика не задействовать в каких- то обязанностях, то он не научиться брать на себя ответственность. Не научиться уважать себя и других. Поэтому важно учителю выбрать актив класса и там уже каждого задействовать, дать каждому обязанность. Самая большая ошибка учителей, я думаю, когда они не дают возможность раскрыться ученику. Надо в каждого ученика поверить, тогда и он сможет многого добиться.

Следующий мой шаг был, это рассадка. Для того чтобы, мальчики и девочки уважали друг друга, я рассадила их в пару, с учетом их зрения и знаний конечно же.

Как доказано из опытов, когда цветок ухаживают, и каждый день ему говорят, что он самый красивый и лучший, он расцветает все больше и больше, а если говорить, что он не красивый и не ухаживать за ним, рано или поздно он погибнет. Точно также и с классным коллективом, если каждый раз говорить им что они дружные и лучшие рано или поздно они такими и станут. И я в это верю!

И когда мы создавали классный уголок, у нас вопроса даже не возникало, как мы назовем его. Мы назвали ДРУЖНЫЙ КЛАСС 5В.

Чтобы закреплять весь начальный этот эффект очень важно с классом часто встречаться вне стен школы. Я понимаю, что мы молодые специалисты, у кого-то есть семьи и дети, в том числе и у меня есть, но важно находить время и для своего класса, и для семьи тоже.

Самый большой результат сплочения я увидела, когда мы впервые вышли с классом в сосновую рощу. Там мы с детьми сделали пикник, играли в футбол, смеялись и просто веселились. Они были все такие радостные и довольные, что даже домой не хотели идти и это значит о чем –то говорит?! В следующий раз уже ходили со всем классом на городской конкурс «Веселая эстафета», хотя от класса надо было выбрать команду из 8 лишь человек, но у остальных была не маловажная роль поддерживать свой класс, школу. Все болели за своих друзей, кричали дружно в один голос кричалки, махали плакатами. И мы были первыми. А после мы пошли гулять по бульвару. Довольные, счастливые, веселые и дружные. Очень важно в школьных мероприятиях, конкурсах задействовать весь класс, чтоб у каждого была роль или речь, хоть и маленькая. Знаете, для них это очень важно быть на сцене или быть частью команды.

Остается неделя и первая четверть закончится, я предлагаю вам, молодые педагоги сходить с классом куда-то и отметить окончание этой первой четверти. Лично мы собираемся в ледовый дворец, и дети с нетерпением ждут нашего совместного выхода.

Я вижу изменения в своем классе, в отношениях у детей, чувствуется, то, что дети с каждым днем все больше и больше начинают друг друга ценить, уважать. Я вижу, то, что они начинают дружить и это только начало, у нас много интересного впереди, поэтому я верю, что по окончанию 11 класса они будут приходить ко мне всем составом и очень часто. Дай то Бог!