Ребенок впадает истерику без причины. Можно ли предотвратить истерику? Почему возникает истерика

При истерическом неврозе у детей отмечается резкая смена настроения: ребенок во время приступа смеется и плачет, кричит, проявляет агрессию. Дети в этот период не контролируют собственное поведение. Приступ развивается в виде ответной реакции на раздражающий фактор, причем интенсивность его усиливается в момент, когда окружение начинает проявлять внимание к пациенту. Лечение истерик проводится посредством коррекции поведения.

Причины истерии у детей

Истерия у детей развивается под действием следующих факторов:

  • возраст;
  • внешнее воздействие;
  • особенности воспитания.

Дети в первый и третий год жизни проявляют негативное отношение к окружающим. В эти периоды малыш часто упрямится, отказываясь выполнять просьбы родителей, не слушается их. Такое поведение не указывает на расстройство психики, а характеризует становление личности.

Спровоцировать истерию в переходные периоды могут следующие факторы:


Основной причиной развития невроза у детей являются ошибки в воспитании. Давление со стороны родителей вызывает внутренний конфликт. Дети пытаются приспособиться к таким условиям жизни либо сопротивляются этому, что вызывает повышенное нервное напряжение. Истерические приступы вызывает также непоследовательное поведение родителей. Например, если мать запрещает что-то, а отец разрешает, то у ребенка вновь развивается внутренний конфликт, так как дети не понимают требований взрослых, как правильно поступить.

Появление истерики может быть обусловлено стремлением подражать сверстникам. Если один малыш начинает громко кричать, то и второй с высокой долей вероятности начнет вести себя аналогичным образом.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.



В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и .

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Родителям при истерическом неврозе у малышей и подростков необходимо оставаться спокойными и не наказывать за такое поведение.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается.

Осложнения

Большинство приступов истерики у ребенка не дают осложнений. В этот момент пациенты контролируют свое поведение, поэтому не могут нанести серьезного вреда собственному организму. Однако, если истерический припадок возникает часто, а родители не предпринимают соответствующих мер, то у детей возникают трудности с адаптацией в новом социуме. Возможно развитие депрессии и неврологических нарушений: глухота и слепота (в том числе и полные), снижение когнитивных способностей.

Истерический невроз у детей носит временный характер и чаще обусловлен особенностями развития психики в определенный период. Специфического лечения при таком расстройстве не предусмотрено. При необходимости родители могут дать ребенку успокаивающий препарат на растительной основе.

Самые болезненные переживания родителей связаны с моментами, когда дети выходят из-под контроля и ведут себя неадекватно, особенно в присутствии посторонних людей. Ситуации, когда истерика у ребенка проходит настолько интенсивно, что малыш кидается на людей, причиняет себе вред, не слышит обращенных к нему слов, способны вывести из себя даже самую уравновешенную маму. Справляться с подобными приступами бывает сложно, их причины могут быть неочевидны, реагировать спокойно не всегда получается – все это вызывает растерянность, негодование родителей, и никак не решает проблему.

Чтобы понимать, почему ребенок истерит, достаточно посмотреть на особенности его развития. Малыш переходит из одного кризиса в другой практически без передышки, нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в течение первых лет жизни ребёнок получает и перерабатывает огромное количество информации, учится способам взаимодействия с близкими людьми «с нуля».

Как правило, детская истерика проходит через три стадии: крики, двигательная экспрессия, и наконец безутешное рыдание. Сквозь все этапы дитя игнорирует слова, действия, просьбы родителей, ведет себя агрессивно, размахивает конечностями, пытается драться, падает на асфальт. Малоприятное зрелище, знакомое большинству родителей.

Психологи выделяют следующие истоки возникновения истерических приступов:

  • Несовершенство эмоциональной сферы, если речь идет о карапузе младше двух лет;
  • Кризисы: одного года, трёх лет;
  • Неумение рассказать о своих желаниях, словесно выразить недовольство;
  • Плохое самочувствие, голод, усталость, желание спать, сходить в туалет;
  • Состояние нервного перевозбуждения;
  • Стресс, проблемы в семье, серьезные изменения в жизни;
  • Копирование поведения взрослых или других детей;
  • Желание получить родительское внимание по причине недостатка уделяемого малышу времени, когда он чувствует себя ненужным, недолюбленным;
  • Негативные эмоции как ответ на какие-либо действия взрослых или ребенка (обиделся, что не дали игрушку, не купили сладость, заставляют уходить с площадки);
  • Недальновидное поведение родных: чрезмерная опека, несогласованность требований, излишняя строгость или наоборот отсутствие границ;
  • Индивидуальные особенности нервной системы.

Особенность истерик и их отличие от капризов заключается в непроизвольности и полной бесконтрольности. Знаменитый доктор Комаровский отмечает, что к капризам по любому поводу детишки прибегают намеренно, стремясь получить желаемое. Истерики же случаются от невозможности управлять своими эмоциями.

Как себя вести – возрастные особенности истерик

Детские истерики протекают по-разному и требуют разных ответных действий – на это влияет возраст, особенности психики, обстоятельства. Что нужно учесть взрослым, имеющим дело с истеричными детьми разных возрастов?

  • Поведение ребенка 2 лет начинает становиться осознанным. Полуторагодовалый карапуз постигает смысл запретов, постепенно овладевая нехитрым приемом получить желаемое – капризами. Пытаясь пробить стену всевозможных «нельзя», кроха испытывает серьезную фрустрацию. Им овладевает буря эмоций, но он еще не в силах ими управлять, что и приводит к истерикам.

Взрослому нужно помнить о том, что малышок в 2 года даже в спокойном состоянии не всегда способен подчиниться, поддаться уговорам, воспринять наставления. В приступе кроха вас тем более не услышит. Поэтому нужно обеспечить его безопасность и подождать, пока малыш угомонится. Некоторым детям помогают объятия, для других важно, чтобы мама просто находилась рядом, или держала за руку. Третьи затихают на руках. Не стоит пугаться и стремглав выполнять требование маленького упрямца. Взрослые должны быть тверды, спокойны и уверены в своей правоте.

Если скандал происходит в общественном месте, как можно быстрее покиньте его и действуйте так, как вы действуете в подобных случаях наедине. Реакции окружающих посторонних людей разобьются о стену вашей уверенности, если вы сами будете понимать, что все делаете правильно. Почувствовав нестерпимое желание накричать на скандалиста или наоборот уступить ему, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти.

В моменты детских истерик родители также испытывают гамму неприятных чувств: стыд, растерянность, беспомощность, вина, гнев. Таким образом, взрослый сам впадает в состояние ребенка. Обнаружив у себя негативные эмоции в разгар скандала, примите их как данность, на которую вы имеет полное право, но не забывайте о том, что в вашей власти контролировать себя, свои реакции, поведение, слова.

  • Кризис трех лет накладывает свои отпечатки на поведение крохи – появляется осознание себя как отдельной личности. Обычно истерики у ребенка 3 лет проходят под девизом «не хочу и не буду». Маленький бунтарь на все просьбы реагирует отказом, ведет себя своевольно, беспардонно, упрямо. Кроха истерит из-за недостатка опыта, неумения коммуницировать иначе, невозможности справиться с собственным эмоциональным состоянием. Подобное поведение вполне нормально и, при грамотном подходе родителей, через несколько недель сходит на нет.

Что делать родителям, если их отпрыск в 3 года закатывает истерики? Не пытайтесь ругаться или пытаться договориться с малышом, находящимся в истерическом приступе. Переждите этот сложный момент, сохраняя максимальное спокойствие. Не поддавайтесь соблазну прекратить все немедленно, вручив крикуну желаемое – родительское решение должно оставаться неизменным, тогда кроха быстро поймет, что скандалы не работают, и перестанет их использовать, а вместо этого будет учиться договариваться. Если ситуация случилась в людном месте, уведите чадо в сторону, обнимите. Когда увидите, что кроха успокаивается, переключите его внимание на что-то другое: предложите заняться чем-то, что он любит, поехать домой поиграть. С детками обязательно нужно проговаривать случившееся: дома в спокойной обстановке обсудите, что произошло, выслушайте дитя и попытайтесь понять. Расскажите, какие эмоции вызывают у вас подобные происшествия, дайте понять, что это не тот способ общения, который поможет получить желаемого.

Если истерика случилась дома, самым мудрым решением будет игнорирование воплей. Спокойно сообщите чаду, что вы поговорите после того, как он успокоится, и продолжайте заниматься своими делами.

Обычно родители видят заранее, что кроха находится в плохом настроении и настроен покапризничать. В таких случаях сосредоточьтесь на предотвращении конфликта – не допускайте переутомления, по возможности избегайте общественных мест, ставьте отпрыска в ситуацию выбора, лишая его шанса противостоять вам твердым «нет».

Приближаясь к четырем годам, детишки становятся более покладистыми, с ними можно выстраивать полноценный диалог, обсуждать ожидания друг друга, находить компромиссное решение. Капризы и истерики прекращаются сами собой, становясь ненужными.

  • Если с четырехлетними детьми все еще случаются регулярные истерики, обратите внимание на обстановку в семье и свою линию воспитания. Дошкольнику необходимо единство предъявляемых требований и санкций от всех взрослых, четко обозначенные правила поведения, набор непреложных «можно» и «нельзя». Сами родители должны демонстрировать отношения и способы взаимодействия, которых они ждут от отпрыска. Поводом к посещению детского невролога могут стать следующие тревожные признаки: учащение скандалов, их агрессивность, длительность, физиологические проявления вроде задержки дыхания, резкого непроизвольного падения на спину, потери сознания, появление ночных кошмаров.

Ребенка любого возраста нужно учить договариваться и совместно находить выход из затруднительных положений. Быстрее всего детки учатся, наблюдая за близкими взрослыми, поэтому самая мудрая тактика родителей – положительный пример, контроль собственных эмоций. Наказывать малышей за истерики нельзя, такие меры приведут к ухудшению отношений и психологической травме дитя.

Превентивные меры

Впервые столкнувшись с детской истеричностью, взрослые задаются сложными вопросами – как отучить ребенка от истерик, снизить их количество и интенсивность, научить малыша самоконтролю и безопасному проявлению чувств? Детские психологи рекомендуют сосредоточиться на предотвращении конфликтов, создании такой среды, в которой детишкам просто не нужно скандалить:


Знакомьте детвору с альтернативными способами выражения гнева: можно рвать бумагу, рисовать сердитые каляки-маляки, бить подушку или кричать в нее, топать ногами или рычать. Но самый главный способ безопасно выразить свою злость – сказать о ней словами. Этому можно и нужно учить карапуза с самого раннего детства.

  • Готовить к существенным изменениям заранее: рассказывать о скором начале детского сада, переезде, отпуске, командировке папы;
  • Рассказывать план на день, вечер, «после сна», чтобы кроха знал, чего ждать;
  • Слышать и уважать ребенка, откликаться на его потребности, проводить вместе достаточно времени; уделять внимание качеству общения, использовать семейные ритуалы – чтение перед сном, совместное приготовление завтрака, послеобеденная настольная игра;
  • Правильно себя вести при приближении «бури» — предложить крохе попить, покушать, сходить в туалет, обнять, мягко отвлечь его внимание на что-то интересное или на предстоящую активность. «Я вижу, что ты устала, нам нужно немножко дойти до машины, а потом мы поедем домой и вместе поиграем».

В поисках наиболее эффективных способов борьбы с истериками чуткие родители используют все доступные источники информации: советы психолога, воспитателей, друзей, собственные идеи, «подгоняют» рекомендации под индивидуальные особенности своего малыша. Дети разные, каждая ситуация требует особого подхода, и иногда решение находится само в самый неожиданный момент.

Универсальные способы погашения истерики

Что же делать, если не удалось предотвратить истерику, и катастрофа уже в самом разгаре? Ниже представлены советы специалистов о том, как реагировать на истерики ребенка, чтобы максимально быстро их гасить, выходить из них с минимальными потерями для собственной и детской психики.


Если не получилось сдержаться, и вы все-таки накричали или в сердцах ударили малыша, попросите прощения, когда страсти улягутся, объясните, что вы чувствовали, и скажите крохе, что вам очень жаль, что вы не справились со своими эмоциями. Таким образом вы сохраните близость с ребенком, научите его признавать свои ошибки, сожалеть, извиняться.

Каждая мама сталкивается с такой сложной проблемой, как истерика у ребенка без определенной, понятной сразу причины. Нередко, вместе с малышом, самообладание теряют и его родители. На фоне весьма неадекватного поведения отпрыска, раздражение взрослых тоже нередко значительно усиливается, они делают ошибки, чем усугубляют и без того проблемную ситуацию. А ведь многие даже не знаю о правильной реакции на подобные концерты.

Чтобы разобраться в вопросе о сложностях детского поведения, нужны знания не только в области психологии, педиатрии, но и физиологии растущего организма. Ведь если ребенок истерит по любому поводу – возможно, что у него проблемы не только с воспитанием, но и со здоровьем.

Чрезмерно эмоциональное негативное поведение проявляется в форме каприза или истерики у детей, начиная примерно с полутора лет. Прежде чем выработать определенную модель поведения для подобных ситуаций, необходимо разобраться, что именно происходит с малышом.

Негативное выплескивание эмоций выражается как:

  • Капризы – контролируемое самим ребенком состояние с целью получить желаемое. При этом он может хныкать, долго и протяжно плакать, недовольно топать ногами, иногда даже драться. Главное отличие каприза от истерики у ребенка любого возраста в том, что он быстро купируется. Карапуза можно отвлечь на другой предмет или игру, мультик, заговорить, заинтересовать чем-либо.
  • Контролируемые детские истерики , как правило, являются показательным выступлением для родителей, бабушек и окружающих людей в целом. При этом все не ограничивается простым занудным нытьем, а начинается с него. Довольно быстро оно перерастает в громкий плач и крик, малыш орет, иногда истошно. Доходит до того, что ребенок в истерике бьется головой о стены, окружающие предметы, людей. Падает на пол, сильно стучит руками по всему, до чего дотягивается. Не желает идти на контакт, требуя безоговорочного исполнения его желания. Несмотря на кажущуюся беспорядочность действий, ребенок истерит осознанно, отлично понимая, что делает, и контролируя каждое свое движение, наблюдая за реакцией окружающих и добиваясь своей цели. И если хоть раз он добьется желаемого, то последующие приступы истерики у ребенка будут все сильнее, неся угрозу психоэмоциональному состоянию его самого и родителей. Со временем они могут перерасти в неврозы.
  • Неконтролируемые детские истерики – предвестники неврозов и психозов. Отличаются сильным плачем, криком, отсутствием причин. В такие моменты ребенок в истерике бьется головой об пол, орет, не контролирует своих действий. В особо тяжелых случаях возможны судороги, так называемый «истерический мост», во время которых он выгибается дугой лежа на полу.

Отвлечь малыша при этом невозможно, даже давая ему желаемое, приступ истерики у ребенка не проходит, он просто меняет мнение и требует чего-то другого.

Важно научиться отличать детские истерики от капризов. Тогда успокоить разбушевавшегося малыша будет намного легче.

Основные причины детских истерик

Плохое поведение с криками, требованиями или без них всегда имеет определенный повод. Обычно ребенок устраивает истерики по таким причинам:

  • Непонимание со стороны родителей, когда ребенок в силу возраста не может выразить свои желания словами.
  • Ошибки в методах воспитания наиболее часто провоцируют постоянные истерики у ребенка старше двух лет.
  • Резкий отрыв без предупреждения от игры или другого интересного занятия.
  • Желание привлечь внимание к себе, своим поступкам.
  • Стремление получить что-либо запретное или невозможное.
  • Отсутствие личной свободы из-за гиперопеки, патологической, болезненной строгости родителей.
  • Недостаточное понимание границ допустимого.
  • Отсутствие системы поощрений и наказаний.
  • Чрезмерная усталость, недосыпание, избыток чувств.
  • Болезнь и восстановительный период после нее.
  • Неуравновешенность нервной системы;

Своевременное выявление точной причины того, почему ребенок бьется в истерике, значительно упрощает процесс успокоения.

У ребенка 1–2 лет

Понять, от чего у ребенка истерика, в 1-1,5 года порою непросто из-за неумения крохи выражать эмоции словами. С другой же стороны, поводов тоже значительно меньше.

Основной причиной для капризов и истерики у ребенка в 1 год является незрелость нервной системы. Карапуз часто перевозбуждается, особенно если он впечатлительный, эмоциональный от природы. Нередки детские истерики из-за усталости, плохого сна, его недостатка.

С годика малыш только начинает осознавать смысл слов «нет», «нельзя» и подобных запрещающих фраз. Поэтому говорить о том, что ребенок закатывает истерики с целью получения желаемого, приходится не так часто.

Ближе к 2 годам он начинает осознанно проводить параллели между запретами и разрешениями, достигнутыми криком. Следовательно, истерика у ребенка 2 года более осознанна, для нее находится больше причин. Незнание родителей, как реагировать на истерики ребенка грамотно, способствует ухудшению ситуации.

Нередко истерика у ребенка в 2 года сопровождается проявлениями агрессии в отношении окружающих и себя самого. Так как малыш на пике припадка вовсе перестает контролировать свои действия, агрессивное поведение может стать причиной телесных повреждений.

Крайне важно быстро выяснить повод для истерики, устранить его и успокоить кроху.

У 3-летнего ребенка

К трем годам нервная система развита достаточно хорошо, начинает активно формироваться логическое мышление, мыслительные процессы все более эффективны. Все это приводит к постепенному пику капризности, который психологи называют кризисом трех лет. Тогда даже самый послушный, спокойный ребенок закатывает истерики на пустом месте.

Важно пресечь негативное поведение на ранних стадиях, учитывая особенности индивидуального развития и прохождения маленьким человеком своего первого кризиса.

Можно смело говорить о том, что истерика у ребенка в 3 года не что иное, как прощупывание границ дозволенного, проверка родителей на крепость и попытка скорее осознать себя отдельной, самостоятельной личностью.

В 4 года и старше

После преодоления первого возрастного кризиса, при правильном поведении родителей, удается избежать истерик у ребенка 4 года вплоть до наступления следующего переходного возраста, а то и избавиться от них полностью.

На фоне активной социализации, истерики у ребенка 5 лет часто провоцируются новым для него чувством – чувством одиночества из-за неудачных попыток завязать дружбу с детками, неумения договариваться с окружающими, находить с ними общий язык.

К тому же истерики являются одним из проявлений очередного эмоционального кризиса, наступающего в этом возрасте из-за бурногопсихоэмоционального развития и социализации.

От спокойствия до бедствия: этапы развития истерики

Прежде, чем ребенок в истерике достигнет пика накала эмоций, он пройдет следующие стадии:

  1. Предвестники. Выражается в тихом хныканье, замкнутости, сжимании кулачков, сопенье и других индивидуальных проявлениях недовольства.
  2. Голосовая – малыш начинает не просто громко плакать, а кричать что есть мочи, стараясь максимально привлечь к себе внимание, напугать окружающих. Он уходит в себя, становиться неконтактным, отмечается учащенное дыхание.
  3. Двигательная – в ход идут кулачки, топанье ногами, разбрасывание всего попавшего под руки. На этой стадии частые истерики у ребенка нередко сопровождаются битьем головой о стены, пол и даже судорогами.
  4. Завершающая – изнеможенный карапуз идет на контакт в поисках утешения, поддержки.

Если истерики случаются часто, то вторая и третья стадии могут длиться от 15 минут до момента получения требуемого.

Правильная реакция родителей на сложную ситуацию

Как же вести себя родителям, когда их ребенок закатил истерику и ни на что не реагирует? Правильный алгоритм действий таков:

  • Вести себя максимально спокойно, порою даже игнорировать негативное поведение.
  • Тихим голосом попытаться выяснить причину.
  • Ни в коем случае не идти на поводу и не разрешать желаемого, что бы это ни было, если оно не является жизненно или физиологически необходимым.
  • Находиться недалеко от истерящего, но не реагировать на происходящее.
  • Попытаться переключить внимание, в случае удачи попробовать найти компромисс.
  • Обнять, приласкать, поговорить шепотом на отвлеченные темы.
  • Воспитывать только после окончания истерики, обязательно установив зрительный контакт, то есть, кроха должен смотреть в глаза родителю, который присел перед ним, и спокойно, нежно все объясняет.

Когда проявляется истеричность, категорически нельзя:

  • Применять силу, шлепая по попе или другим частям тела.
  • Оставлять кроху без присмотра.
  • Пугать выдуманными персонажами.
  • Повышать голос, кричать.

Соблюдать эти правила порою очень сложно, но только с их помощью можно быстро свести неадекватное поведение на нет.

Когда стоит задуматься о консультации врача

Продолжающаяся и частая детская истерия должна насторожить родителей, если:

  • Приступы стали чаще и продолжительнее, появляются регулярно.
  • Во время припадка появились обмороки или умышленная задержка дыхания.
  • Возраст ребенка больше 5 лет.
  • Появилась склонность к нанесению увечий себе и близким.
  • Приступы случаются ночью, сопровождаемые криками, кошмарами, сомнамбулизмом.
  • По окончании припадка случается одышка, рвота, психоэмоциональное и физическое истощение.

Какой врач лечит постоянные истерики у ребенка

Квалифицированный детский невропатолог, по результатам назначенных обследований, скажет, от чего у ребенка постоянные истерики и нужно ли медикаментозное лечение.

Как не допустить развитие истерики

Как правило, первая истерика у ребенка в 1 год загоняет неопытных родителей в тупик, провоцируя неправильную реакцию на поведение малыша, усугубляя проблему.

Чтобы не допустить развития истерики, следует:

  • Следить за графиком отдыха и бодрствования.
  • Организовать полноценный дневной и ночной сон.
  • Дозировать эмоции, не позволять крохе перевозбуждаться.
  • Научить малыша понимать, выражать и контролировать свои чувства и эмоции.
  • Предупреждать об окончании действия за 5–10 минут. Например, фразой: «Доигрывай, и через 5 минут мы пойдем спать»
  • Давать достаточно свободы для самостоятельно изучения мира, получения опыта.
  • Пробовать находить компромисс через право выбора: ты успокаиваешься и мы покупаем или сок, или печенье, но не все сразу.
  • Учить ребенка слушать и слышать родителей, относясь к его словам так же.

Помните, легче перетерпеть первые несколько истерик, корректно прекратив их вначале, нежели избавиться от них потом, когда они станут постоянными.

Важно следить за состоянием ребенка и вовремя обратиться к специалисту, ведь постоянные истерики могут стать причиной серьезных заболеваний как в детском, так и в зрелом возрасте.

Полезное видео о том, как отучить ребенка от истерик

Ответов

Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие - торможения.

Симптомы

Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы - дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

Симптомы истерии . Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез , расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

Профилактика

Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

Лечение

В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

Женский журнал www.