Вы талантливые дети когда-нибудь вы сами приятно. Талантливые дети

валентина панина
Сценарий мероприятия «Я талантлив!» для детей старшего дошкольного возраста

Вед :- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы поговорим о таланте человека и я представлю вам игру «ЭТО – Я» . Каждый из вас- человек, личность, и каждый из вас необычайно талантлив . Это я вам сегодня докажу.

Ну, что ж, отправляемся в путь в огромную страну «Я талантлив . В этой стране каждый должен показать «Какой Я?» . У каждого из вас – круг, это ваш мир. Какой это мир, с какими красками, увлечениями, вы нам сейчас покажите и расскажите.

На стене вывешиваются круги, в которых отражены увлечения детей . Дети рассказывают о себе, рассказы дополняются слайдами.

Вед : Посмотрите, какие мы разные : мы занимаемся спортом, танцуем, поем - мы разноцветные, но, в первую очередь, мы творческие и интересные и т. д.

Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

А художник в буйстве красок,

На холсте мир отразит.

И сюжетом, что из сказок,

В детей , взрослых превратит.

Он - талант , у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога .

Чтобы радость в мир дарить!

В каждом ребенке есть СОЛНЦЕ, которому нужно дать возможность СВЕТИТЬ.

Сотворим солнце в себе.

Упражнение "Солнце в душе"под музыку "Утро" Э. Грига

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше . Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка большая, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

Лучики солнышка с любовью мы посылаем и своим родителям, и своей семье.

Потому что все начинается с семьи и талант , конечно же, зарождается в семье.

ВЕД : «Счастлив тот, кто счастлив дома» .

Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Он имел в виду, что именно в семье, взрослые помогают детям стать увлеченными, развитыми людьми. Интересно, а какими способностями обладают родители наших воспитанников.

Игра с родителями «Наши таланты » .

Вед.: Встаньте те, кто любит рисовать.

Вед.: Поднимите руки, кто любит петь.

Вед.: Хлопните в ладоши, кто любит танцевать.

Вед.: Топните ногой те, кто занимался или занимается спортом.

Вед.: Крикнете «Я» , кто пишет стихи.

Как хорошо, что у наших воспитанников такие талантливые родители .

Воспитывать ребенка – это сам по себе большой талант . А воспитать троих детишек – это талант в кубе . Сегодня в нашем зале присутствуют замечательные многодетные семьи : Горбуновы, Афанасьевы,Майоровы, Зарубины, Галиевы, Бутунины, Дмитриевы. И я приглашаю Дмитриеву О. А.

Быть может вы нам раскройте секрет таланта воспитания ?

Дмитриева О. А.: Секрет очень прост - теплые отношения, доверие, любовь. Если люди сами не умеют лететь, пусть научат летать своих детей . Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят.»

Вед.: Мы знаем, что все члены вашей семьи очень дружные.

Дмитриева О. А.: Да, наша семья очень дружная. Все в нашей семье мы делаем вместе, ведь дружба - это труд, основанный на доброте, взаимовыручке, взаимоподдержке.

Игра на фоне музыки

Вы очень добрые и способные, талантливые дети .

Вед : Талант есть у каждого , но нужно приложить усилия, для того, чтобы его развить. В развитии способностей воспитанников поможет наш детский сад "Радуга", который с легкостью можно называть "Радугой талантов ".Этому свидетельствуют достижения наших нынешних воспитанников- ваши ребята и достижения выпускников сада.

Неспроста мы вспомнили о выпускниках. Сегодня у нас в гостях - Мартынова Варя,Добдина Дарья- выпускники 2014 года и ИХ ДРУЗЬЯ. Под руководством талантливых педагогов ДШИ Н . В. Галь, Т. В. Ревиной ребята блистают на сценах не только нашего района, но и области. И я приглашаю Н. В. ГАЛЬ и Т. В. Ревину и их звездочек.

Выступление ребят из ДШИ

Вед : Да, каждый человек талантлив по-своему . Нужно просто в каждом найти ту самую изюминку, ту самую искорку, которая когда-нибудь вырастет в звёздочку и с годами появится талантливая личность , а может и большая звезда. А пока они еще маленькие, но уже звезды.

Выход детей .

Вед.: Какие чудесные дети

Покрыли земную кору!

Они на зеленой планете

Растут, как грибы во бору.

Вед.: Волнушки, подгруздки, опята -

Какая крикливая рать!

Как славно, что эти ребята

Не любят в молчанку играть.

Вед.: Дерзайте, ребята, растите,

Боритесь за званье людей!

Пусть будет вам сколько хотите

И солнца и теплых дождей.

Вед.: Уважаемые родители! Вы видите, какие у вас способные дети. Помогайте им в поисках своих талантов . Помните, что талант проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее.

Вед.: А вам, дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы о вас говорили как о ВЕЛИКИХ ТАЛАНТАХ .

Публикации по теме:

П\С: Обобщить представления о профессиях. Продолжать формировать уважение к людям труда. Активизировать словарь. Развивать умение грамотно.

П\С: Продолжать работу по правам Конвенции. Познакомить с правом на труд: ормировать уважение к людям, создающим ценности своим трудом.

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОБУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ «Дорожная Азбука».

Сценарий совместного с родителями мероприятия «Я талантлив» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Сценарий праздника «Я талантлив». Работу.

Сценарий летнего развлекательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Здравствуй, лето!» Республика Хакасия, п. г. т. Усть -Абакан Воспитатель детского сада «Радуга» Искра В. В. Интеграция образовательных областей: «Здоровье»,.

В любой стране, какой бы не был у неё уровень экономического развития, рождаются талантливые дети , которые с самого раннего детства по развитию намного опережают своих сверстников.

В нашей стране тоже немало таких талантливых детей. Возможно, они не так известны во всём мире, как зарубежные талантливые дети, но это нисколько не умаляет их одарённости и способностей.
Правительство России подготовило проект Закона о создании реестра одарённых и талантливых детей страны.

Критерии отбора самых талантливых детей уже выработаны, это будут призёры заключительных этапов различных олимпиад, победители интеллектуальных и творческих конкурсов, юные спортсмены и другие талантливые дети, обладающие выдающими способностями. Для нашей страны такие дети, не повод для сенсационных статей. Этот закон принимается для того, чтобы поддерживать и развивать их природные таланты. Вот только некоторые из наших российских талантливых детей:

Поэтесса и актриса - это не такое уж редкое явление у взрослых женщин. Но у Ники вышел сборник стихов «Черновик», когда ей было всего 9 лет. Этот сборник имел тридцатитысячный тираж и был переведён на 12 языков. Примерно в это же время Нику приглашают сниматься в кино, она с успехом сыграла в нескольких фильмах, а в последствии был снят фильм об этой удивительно талантливой девочке «Ника Турбина. История полёта».

Этот мальчик в 10 лет выдвинул гипотезу о том, что является причиной возникновения «серебристых облаков» и причём, вполне жизнеспособную, над которой учёные всего мира бьются вот уже много лет. Естественно, что астрономию в школе, в свои 10 лет, Андрей ещё не изучал. За свою гениальную гипотезу Андрей Хлопин был занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

В свои 12 лет он обладает многими творческими талантами. Он прекрасно рисует для театра, танцует, отличный пианист, а музыкальные классические произведения исполняет на шести языках. Афанасий участник многих международных музыкальных конкурсов, и неоднократно занимал на них призовые места. Этот юный москвич не только крайне талантлив, но и не равнодушен к чужой беде, он постоянно выступает на различных благотворительных концертах, организуемых для сбора средств на лечение тех, кто сам не в состоянии заплатить за него.

Талантливые дети - это далеко не всегда ученики престижных столичных школ и гимназий. В провинции, где уровень образования считается ниже, чем в крупных городах, учатся и добиваются успеха талантливые от рождения дети. Выпускник петрозаводской школы обошёл своих заграничных сверстников из 40 стран мира на Международной географической олимпиаде iGeo, где получил золотую медаль. Причём, все задания были на английском языке, ответы тоже нужно было давать на английском. Егор участвует уже не в первой олимпиаде, позади три всероссийские и одна международная. Сейчас Егор студент географического факультете МГУ.

Данил Харитонов. Этот талантливый мальчик тоже из провинции. Он родился в Южно-Сахалинске, и уже в пять лет уверенно играл на фортепиано, в семь - выступал перед публикой в составе оркестра, в восемь лет завоевал главные призы на двух международных конкурсах, в десять - получил «Золотого Щелкунчика» на престижном музыкальном «Щелкунчике». Сейчас Данилу 16 лет, и его можно назвать не только серьёзным, но и известным музыкантом, он выступает со знаменитыми музыкальными коллективами: с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, с «Виртуозами Москвы», с оркестром Мариинского театра, выступал в нью-йоркском Карнеги-Холле, стал финалистом 15-го Международного конкурса им. Чайковского. В 2014 году ему было доверено нести олимпийский огонь на московском этапе эстафеты.

Обучаясь в одиннадцатом классе, Даниил параллельно занимался математической темой об исследовании алгоритмов. Учитель математики помог Даниилу оформить и отправить его работу на всемирный конкурс научных и инженерных достижений Intel ISEF. За победу боролись более полутора тысяч подростков из 70 стран мира, все присланные работы оценивали учёные из лучших вузов мира и Нобелевские лауреаты. А всё-таки престижную премию Grand Award, которую называют малая Нобелевская премия получил наш российский школьник, и не только премию, но и известность в научном мире, как талантливый математик.

Ещё учась в музыкальной школе по классу духовых инструментов, мальчик начал участвовать в музыкальных конкурсах и никогда не покидал ни одного из них без приза. Его саксофон просто завораживал зрителей. В пятнадцать лет он стал победителем ХV международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». В финале мероприятия, которое проходил в концертном зале им. Чайковского, Гиорги исполнил музыкальное произведение «Маленький Чардаш» в сопровождении симфонического оркестра Московской филармонии. В конце выступления юного артиста, весь зал, как по команде, встал и зрители стоя аплодировали, не скрывая своего восхищения талантливой игрой Гиорги. Маленький музыкант ещё только в начале своего творческого пути, всё у него впереди, и мы, наверное, не раз ещё услышим об этом, одном из плеяды талантливых детей России.

Ещё малышом Миша научился играть в шахматы, поражая родных, таким необычайным для маленьких детей, интересом к этой сложной интеллектуальной игре. С возрастом росло и мастерство юного шахматиста, в 14 лет он стал вторым в рейтинге Всемирной шахматной федерации ФИДЕ в своей возрастной категории. В 15 лет Михаил уже мастер спорта, а в 16, это было в 2013 году, - самый юный гроссмейстер России.

Талантливые дети России проявляют свои таланты в самых разных областях знаний, спорта, творчества. У маленькой сибирячки Даши из Красноярска творческие способности проявились ещё в младших классах школы. Её статьи публиковали не только в школьной, но и в муниципальных газетах. Став постарше, она участвовала и занимала призовые места в различных всероссийских журналистских конкурсах. Трудно представить, что школьница смогла взять интервью у редактора телевизионной программы НТВ «Их нравы», профессионального западного журналиста Йена Фрейзера, но у Даши с детства не только талант журналиста, но и журналистская предприимчивость.

В 2014 году Дарья написала и отправила на десятый всероссийский конкурс им. Владимира Мезенцева «Юные журналисты России» статью-репортаж о приюте для бездомных животных, который самостоятельно организовала простая жительница Красноярска. Многих трогающая тема вкупе с талантливым изложением, и Даша заняла первое место в этом конкурсе, в номинации «Репортаж». Вскоре, в этом же году, она стала призёром ещё одного, не менее известного, всероссийского конкурса «Проба пера - 2014». После школы Дарья не изменила своему призванию, сейчас она студентка факультета журналистики МГУ.

Это краткая информация только об нескольких талантливых российских детях, их, по всей России, конечно, гораздо больше. Талантливые дети - достояние нации, главный ресурс развития страны и одно из её главных богатств.

Я представляю вашему вниманию выступление на тему: Способные, одаренные, талантливые дети».

Для того, чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности - одаренность - талант.

I Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупностьпсихических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

И все таки: какого школьника можно считать способным?

  1. Он рано научился читать, считать, писать
  2. Легко запоминает и пересказывает
  3. Умеет рисовать
  4. Поет или играет на музыкальном инструменте

II. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Одаренность -это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар . Все одарённые дети учатся легко и быстро.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: - яркое воображение; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция; - любознательность - оригинальность; - конкретность мышления.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Различают одаренность в:

  1. В практической деятельности:
  1. В познавательной деятельности:
  1. В х удожественно –эстетической деятельности:
  1. В к оммуникативной деятельности:
  1. В духовно-ценностной деятельности

Более подробно виды одаренности представлены у вас в буклетах.

Кроме достоинств американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей:

  1. Стремление к совершенству.
  2. Ощущение неудовлетворенности.
  3. Нереалистические цели.
  4. Сверхчувствительность.
  5. Потребность во внимании взрослых.
  6. Нетерпимость.

Подробно ознакомиться с проблемами одаренных детей вы так же можете в буклетах.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки - «отлично» по всем предметам.

Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

III.Талантливый ребено к – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант - это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренныедети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителейтак и учителей.

Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.

Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный»,

а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.


Подписи к слайдам:

Способные, одаренные, талантливые дети. Не все дети талантливые, но все способные…

Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.

Особенности одаренных детей яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность; оригинальность; конкретность мышления. Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости В практической деятельности; В познавательной деятельности; В х удожественно –эстетической деятельности; В к оммуникативной деятельности; В духовно-ценностной деятельности. Проблемы одаренных детей: Стремление к совершенству; Ощущение неудовлетворенности; Нереалистические цели; Сверхчувствительность; Потребность во внимании взрослых; Нетерпимость.

Категории одаренных детей I категория – дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. I I категория – «академическая одаренность». I II категория- дети, достигших успехов в каких либо областях деятельности (музыканты, художники, спортсмены, математики).

«Талант» (« talanton »), и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Талант- это возможность реализации системы способностей.

Термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Способный – годный к чему либо или склонный, ловкий, пригодный Талант – природные данные человека

“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...” Спасибо за внимание


Если ваш ребенок, по-видимому, обладает передовыми естественными способностями или развитым развитием по сравнению с другими детьми, он может быть идентифицирован как одаренный и талантливый.

Будучи одаренным и талантливым: почему это хорошо

Для одаренных детей обучение важно для благополучия. Самым большим преимуществом вашего ребенка, которого можно назвать одаренным и талантливым, является то, что он помогает вам понять потребности вашего ребенка в обучении.

Когда вы понимаете его потребности в обучении, вы можете искать лучшие способы их поддержки. И, поддерживая потребности вашего ребенка в обучении, вы поддерживаете его общее благополучие и развитие .

Например, хорошо, что некоторые одаренные дети начинают школу рано, тогда как другие лучше начинают с обычного возраста.

Умеренно одаренный ребенок может преуспеть в классе с другими детьми своего возраста, если его учитель может дать ему более сложную работу в течение большинства дней. Но высоко одаренным детям понадобятся возможности обучения, которые на два или несколько лет опережают класс.

Если ваш одаренный ребенок идентифицирован рано, он может начать пользоваться возможностями для изучения. Ранняя идентификация может помочь вашему ребенку:

  • получить правильные возможности обучения в области ухода за детьми, дошкольного или школьного образования;
  • начать развивать таланты в своих областях естественных способностей;
  • избегайте некоторых проблем, как скука дома, дошкольного учреждения или школы.

Одаренные и талантливые дети: знаки и идентификация

Психолог образования говорит, что он может помочь получить официальную оценку, когда одаренный ребенок приближается к школьному возрасту, чтобы помочь школьному плану для образовательных потребностей ребенка.

Если ваш ребенок демонстрирует признаки одаренного и талантливого, его можно определить формально или неофициально. Иногда неофициальная идентификация может привести к формальной идентификации позже.

Формальная идентификация одаренных детей

Один из способов получить официальную идентификацию — это взять ребенка к образовательному психологу для тестирования IQ и отчета о потребностях в обучении.

Ищите психолога с опытом определения талантливых детей. Вы также можете проконсультироваться со школой ребенка, чтобы узнать, может ли школа организовать IQ-тест.

В тестах IQ стоит отметить, что результаты тестов могут быть более надежными для детей в возрасте старше шести лет. Кроме того, дети быстро растут и быстро меняются. Это означает, что результаты теста IQ вашего ребенка через четыре года могут отличаться от результатов за шесть лет.

Другой способ получить официальную идентификацию — посмотреть результаты вашего ребенка на стандартизованные тесты грамотности или счета. Если у ребенка очень высокие результаты, вы можете договориться с учителем, чтобы поговорить о результатах.

Плюсы и минусы формальной идентификации

Формальная идентификация хороша, если вам нужны результаты теста IQ для подачи заявки на участие в одаренной программе или для раннего входа в школу.

С другой стороны, если вам нужно заплатить за тест IQ самостоятельно, это может стоить несколько сотен долларов. И тесты IQ измеряют интеллектуальные способности. Они не могут измерить творческие, социальные или физические способности.

Неофициальная идентификация одаренных детей

Неофициальная идентификация означает ведение записи о поведении вашего ребенка с заметками о любом продвинутом развитии и достижениях.

Эта запись может включать:

  • детские дошкольные или школьные отчеты;
  • рисунки ребенка, письменные и другие работы;
  • вопросы и интересы ребенка;
  • комментарии о развитии вашего ребенка — например, от вашего врача общей практики или детской и семейной медицинской сестры;
  • комментарии от и друзей, которые знают вашего ребенка.

Плюсы и минусы неформальной идентификации

Неофициальная идентификация хороша, если ваш ребенок — малыш или дошкольник.

Это также лучший вариант, если вы считаете, что ваш ребенок одарен творчески, социально или физически, потому что тесты IQ не измеряют эти способности. Некоторые родители любят неофициальную идентификацию, потому что это может дать хорошее представление о способностях своего ребенка.

Неофициальная идентификация низкая в стоимости, потому что вы можете самостоятельно записывать информацию о поведении ребенка, о продвинутом развитии и достижениях.

Общение с ребенком о подарках и талантах

Вы знаете своего ребенка лучше всего, поэтому вы будете знать, как рассказать ребенку о его естественных способностях и когда. Ключ к тому, чтобы ваш одаренный ребенок чувствовал себя принятым и любимым за то, кто он.

Некоторые родители рассказывают детям об их естественных способностях как части повседневной жизни. Другие отвечают на вопросы ребенка, но не делают этого.

Какой бы подход вы ни выбрали, вам все равно придется объяснять так, как понимает ребенок.

Это может помочь ребенку узнать, что не все одинаковы. Хотя есть разница между тем, что может сделать ваш ребенок и что могут сделать другие, у других детей есть свои сильные стороны. Знание об этих различиях может облегчить для вашего ребенка возможность сочетаться и ценить других.

Когда ребенок идентифицирован как одаренный: ваши чувства

Если ваш ребенок идентифицирован как одаренный и талантливый, вы можете почувствовать:

  • удивлен или взволнован о будущем вашего ребенка;
  • ответственный за и даже заботящийся о удовлетворении потребностей вашего ребенка в обучении;
  • что вы знаете, почему ваш ребенок другой.

Если вы считаете, что ваш ребенок одарен, так как он был ребенком или малышом, вы успели привыкнуть к этой идее. Если это стало для вас неожиданностью, может потребоваться время для настройки. Возможно, вам будет полезно поговорить о своих чувствах с тем, кому вы доверяете.

Это нормально чувствовать себя изолированным от других родителей-детей того же возраста. И также часто не говорить о возможностях ребенка с другими родителями, потому что вы обеспокоены тем, что люди будут думать, что вы хвастаетесь.

Рассказывает Екатерина Мурашова, семейный психолог и писатель :

Не такие, как все

— Есть два вида детской одарённости — специальная и общая. Из специальной самая ранняя — художественная детская одарённость. Спутать её ни с чем нельзя. Если она есть, то вы заметите. Рисунки ребёнка абсолютно непохожи на те, что рисуют другие дети. Они не опережают по возрасту, они эмоционально заряженные. Мне за всю жизнь удавалось видеть не больше пяти случаев ранней художественной одарённости. Как только я показываю своим студентам один такой рисунок, они сразу понимают, о чём я говорю. Чуть позже, но приблизительно в этом же возрасте, проявляется музыкальная одарённость. Это те самые дети, которые встают по ночам к пианино, полностью воспроизводят оперу с затёртой пластинки и т. д. Опять же, это ни с чем спутать нельзя. Если у вас такой ребёнок, вы поймёте.

Юлия Реппо, ПРО Здоровье: А если ребёнок всё время поёт, даже не научившись ещё говорить, значит, будет певцом?

Екатерина Мурашова: Нет, поют практически все дети, точно так же, как все нормальные дети танцуют. Это норма, что уже годовалый ребёнок совершает движения под музыку. Это не значит, что его надо отдавать в танцевальный ансамбль. Более того, большинство детей рисуют. Говоря о таланте, я имею в виду, что ребёнок воспроизводит и стремится не к тому, к чему стремятся другие дети.

Есть ещё одна специальная одарённость — математическая. Строго говоря, она даже не является математической, это способность оперировать логическими знаками и системами. То есть на самом деле человек с такими специальными способностями может стать потом и лингвистом, необязательно математиком. Они проявляются где-то к 10 годам, ждать раньше бесполезно.

Специальные детские одарённости имеет смысл поощрять. Если ребёнок хочет рисовать, ему нужно купить краски. Если он трясётся при виде пианино, есть смысл его приобрести. Если ребёнок сам не свой от решения задач по учебнику Перельмана , ему нужно отдать этот учебник.

Другое мнение

Павел Пожигайло, исполнительный директор Всероссийского хорового общества, зампредседателя общественного совета при Министерстве культуры РФ :

— Любому ребёнку можно развить музыкальный слух. Связь уха и голоса у некоторых есть с рождения, а у некоторых отсутствует. Но восстановить её можно даже на уроках пения в школе. Все методики для этого разработаны. Кстати, музыкальный слух важен, поскольку имеет прямое отношение к успеху в математике и изучению иностранных языков. Когда ребёнок поёт, то развивается и его творческое мышление.

Отстающие и впереди бегущие

— А что такое общая детская одарённость?

— По сути, это всего лишь ускоренное развитие. Есть такой термин — «темповая задержка психомоторного развития». Что это значит? Допустим, ребёнку сейчас 7 лет, а он ведёт себя и решает какие-то задачки, как будто ему только 5. Но это не значит, что он таким останется навсегда. Со временем он догонит сверстников. Он развивается нормально, но у него другой темп.

Если есть темповая задержка, то должно быть и темповое опережение. Так вот, общая детская одарённость — это как раз темповое опережение развития. Ребёнку 5, а он делает то, что положено делать в 7. Ребёнку 10, а он делает то, что положено в 12. Точно так же как 9 из 10 детей с темповой задержкой развития нагоняют к какому-то моменту ровесников, и темповое ускорение развития со временем возвращается к норме. И вот эти способности ни в коем случае нельзя поощрять! Если ребёнок к 13 годам привык, что он весь из себя одарённый, а тут вдруг перестаёт быть вундеркиндом и становится обычным, то это несёт с собой много психологических рисков, вплоть до суицидов.

Фантазия и интеллект

— А что касается высокого интеллекта — есть ли его признаки?

— Да. Детей дошкольного возраста не зря называют «почемучками» — они постоянно задают вопросы. Так вот, чем сложнее и интереснее вопросы, которые задаёт ребёнок, чем труднее родителям на них ответить, тем выше его общий интеллект. И второй критерий: чем сложнее ролевая игра, которую может организовать и провести ребёнок, тем выше его интеллект.

— «Дочки-матери», например?

— Да. Сегодня очень многие дети-дошкольники умеют читать, писать, пользоваться планшетами, говорить по-английски, но очень немногие способны организовать и провести для своих сверстников полноценную игру даже в «дочки-матери». Если ребёнок может организовать сложную оригинальную авторскую игру, это уж вообще запредельно. Чем богаче его фантазия, чем меньше ему нужно игрушек, копирующих настоящие объекты, тем выше его интеллект.

— А у школьников?

— Московское исследование показало, что около трети детей, имеющих высокий интеллект, определяемый психо-логическими тестами, не успевают в школе по основным предметам. Судьба человека — лишь сумма социальных возможностей его развития, его собственной одарённости, того, насколько он способен выдержать неудачу и т. д. Заранее что-то предсказать мы не можем.

Слагаемые успеха

— Говорят, что троечники самые успешные.

— Глупости! Байка о том, что Эйнштейн плохо учился, а стал великим учёным, — ерунда. Он в школе не блистал, но не был ни двоечником, ни троечником, его просто не замечали. Если ребёнок троечник, это не значит, что он будет успешным, но это не значит, что он будет неуспешным, тоже. За то время, пока он взрослеет, понятие успешности может поменяться. Я росла в советское время, у нас было представление, за счёт чего можно стать успешным. Когда я вышла в мир, наступила перестройка. И критерии того, как преуспеть, тоже поменялись. Ну и что?

У ребёнка есть этапы возрастного развития. В год он должен начать ходить, примерно в 6 месяцев сесть, после появления зубов ему можно давать прикорм, после формирования асимметрии полушарий, то есть где-то к 7 годам, у него имеет смысл развивать логическое мышление и прочее. У ребёнка до школы — игровая доминанта. Чем больше и разнообразнее он играет, тем лучше, кем бы он потом ни стал. Есть период обучения. Чем больше ребёнок получил в это время даже не знаний (знания с появлением Интернета девальвировались), а способов, алгоритмов находить, систематизировать и использовать знания, тем больше у него шансов в дальнейшем пре-успеть. Чем больше нервных клеток сохранилось у родителей и у ребёнка, тем больше у них шансов благополучно пройти подростковость и не загубить судьбу ребёнка.

Другое мнение

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, академик Российской академии образования, профессор, автор многочисленных книг по развитию ребёнка :

— Чтобы понять, к чему склонен ребёнок, надо дать ему попробовать освоить разные виды деятельности — методом перебора, начиная с дошкольного возраста. Частая ошибка родителей в том, что они выбирают одно направление — музыку, спорт, живопись, исходя из своих предпочтений, и насильно заставляют ребёнка этим заниматься. Многое зависит от педагога, среды, в которой растёт ребёнок. Неслучайно в семье музыкантов дети тоже интересуются музыкой, в семье художников — живописью и т. д. Если ребёнок пробует что-то, но у него не получается, он переживает из-за неудач. Стоит выбрать другое занятие. Конечно, не надо бросать кружок сразу после первого занятия. Попробуйте всё же заинтересовать. В целом желание заниматься зависит от двух факторов — интересно ли это ребёнку и получается ли, успешен ли он. Некоторые родители спохватываются, когда ребёнку исполняется 10-12 лет: «Он ничего не хочет, его ничто не интересует!» Но проблема-то в родителях! Значит, не сумели ничем заинтересовать или заставляли делать то, что явно не по душе. Да и просто не занимались его развитием. К примеру, если ребёнку никогда не читали книг, не развивали речь, не занимались рифмованием, вряд ли он заинтересуется поэзией и начнёт писать стихи даже при наличии способностей.