Конспект занятия в старшей группе «елочка в лесу» (пластилинография). Конспект занятия по лепке из пластилина "новогодняя елочка"

Конспект занятия в старшей группе

«ЕЛОЧКА В ЛЕСУ»

(пластилинография)


Тема: «Елочка в лесу»

Цель:

Учить детей технике нетрадиционной лепки (пластилинография) создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;

Приемы прямого раскатывания, «размазывание из столбика»;

Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

Образовательные: закрепить способы лепки (раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней; соединять концы палочки, прижимая их друг к другу, делать веточки, расплющивая пластилин)

Развивающие: развивать у детей интерес к лепке, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: образец, картон прямоугольной формы голубого цвета, тарелка с пластилинами трех цветов: белый, коричневый, зеленый, пиала с сахаром. Салфетки, стеки, магнитофон, музыка из цикла: «Вдохновение», доска для лепки, картина «Зимний пейзаж».

Ход занятия:

Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие.

Ребятки, послушайте загадку. Попробуйте отгадать, какое это время года?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

Какая погода зимой, когда идет снег? – Снежная.

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? - Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

А если мороз? – Морозная.

Какая погода, когда на улице ветер? – Ветреная.

А если холод? – Холодная.

Ребятки, какой лес зимой? - Снежный, зимний, сказочный…

Ребята, давайте поговорим с вами о прекрасной, снежной зиме в лесу.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ф. Тютчева, как прекрасно автор описывает зимний лес.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Посмотрите на картины зимнего леса. Деревья в снегу, не большие кусты стоят как сугробы, полностью покрытые снегом, а на мягких лапах сосен и елей лежит пушистый снег. Правда, красиво!

Давайте и мы с вами попробуем запечатлеть такую красоту на своих листочках и создать чудесную заснеженную елку.

А творить сегодня мы будем в технике пластилинографии, то есть будем рисовать пластилином.

Скажите мне, из каких цветов пластилина сделана эта елочка?

Дети: белый цвет – снег, зеленый цвет – ели и коричневый цвет – ствол.

С начала мы сделаем ствол нашей елочки.

Отрезаем от коричневого пластилина небольшой кусочек - раскатываем столбик и примазываем его к нашему картону по всей длине

Что у нас получился?

Дети: ствол елочки.

Теперь мы будем делать веточки для елочки.

Чтобы получилась пушистая елочка, я буду делать так: сначала я раскатаю столбик (показываю). Что я скатала?

Дети: столбик.

Теперь разрезаем наш столбик на две одинаковые половинки. Прикладываем столбик к стволу елочки с одной стороны, слегка его прижимаем. Куда я приложила столбики?

Дети: к стволу.

Что с ним надо сделать?

Дети: надо прижать.

А теперь я указательным пальцем размажем столбик вниз по всей длине (показываю). Что я сделала со столбиком?

Дети: столбик размазали.

Что у нас получилось?

Дети: веточка ели.

И так мы будем лепить все веточки ели с начало с одной стороны, а затем с другой, а когда закончим, будем наносить насечки при помощи стеки. Кто мне скажет, для чего мы это делаем? (ответы детей) .

Если дети затрудняются с ответом, то говорю сама. Ведь у елочки колючие иголочки и чтобы наши елочки были похожи на настоящие ели, вот именно для этого мы будем делать насечки. Все ребята поняли, как надо делать? А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы бабу снежную лепили, (изображают движения в в воздухе)
Чтоб краше не было ее.
Лопатами весь снег собрали
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали
Второй поменьше был размером.
На первый он уселся смело.
А третьим – голова была
И участи своей ждала.
Лицо украсили морковкой,
И угольками вместо глаз.
Прорисовали ротик ловко,
Смотрели в профиль и анфас.
На голову ведро надели,
Украсили его пером.
Метлу воткнули для порядка.
Трудились дружно всем двором.

Самостоятельная деятельность детей.

Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием (например, размазывание).

А теперь мы будем изображать падающий снег.

Из маленьких кусочков белого пластилина делаем снежинки. Снежинки не следует прикреплять близко друг к другу. В природе во время снегопада все покрывается белыми снежинками.

А с помощью сахара можно присыпать снежинки и на елочку.

Внизу у ствола из белого пластилина делаем тоненький белый столбик и примазываем к картону, а затем рисуем стеком снежные сугробы.

После того как дети закончили работу на местах, предложить им вынести свои композиции.

Дети, посмотрите какие замечательные елочки у нас получились. Как красиво на них падают снежинки!

Падают снежинки

С елочкой играя

Полюбуйтесь на нее

Вот она какая!

Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом красивом зимнем еловом лесу.

Все вместе любуемся заснеженным еловым лесом!

Светлана Битель

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – это нетрадиционная техника лепки , которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – самая осязаемая изобразительная техника в художественном творчестве. Ребёнок не только видит что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет и дополняет по мере необходимости отдельные детали. Основным инструментом в изобразительной деятельности является рука (рисование, аппликации, а в лепке задействованы обе руки ребенка, в работу включаются все десять пальчиков, чего невозможно добиться при рисовании и аппликации. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин , мышцы и суставы пальцев получают полезную нагрузку. Известно, что на кончиках пальцев рук находятся нервные окончания, непосредственно связанные с участками головного мозга, отвечающими за развитие внимания, памяти, речи и мышления.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, и у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе . Ребенок учится выполнять мелкие движения с предметами, это очень важно в старшем дошкольном возрасте при подготовке к письму , а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма , особенно при слабом развитии мелкой моторики рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников является занятие пластилинографией . Детям очень нравится выполнять изображения в этой чудесной, волшебной и удивительной технике . Для организованной деятельности можно взять не большое изображение, а для групповой (общей) работы в режимных моментах мы вместе с ребятами выбираем крупное изображение. Переносим изображение на ватман простым карандашом, покрываем скотчем, чтобы в дальнейшем не появились жирные разводы от пластилина . Решаем, какой вид пластилинографии будем использовать при создании изображения (пластилинография прямая , обратная, контурная, мозаичная, фактурная, многослойная, модульная (см. презентацию ниже) . В течение недели ребята все вместе заполняют изображение.

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию мастер класс в технике пластилинография (фактурная) «Елочка красавица» .

Елочка красавица

Всем ребятам нравится

Ах, как елка хороша!

Она праздника душа!

Для работы нам понадобится.

1. Сначала простым карандашом рисуем елку.


2. Потом раскатываем колбаски из пластилина зеленого цвета , выкладываем по контуру елки и прижимаем к поверхности картона.


3. Затем из белого пластилина раскатываем колбаски (снег на елочке) и прижимаем к поверхности картона.


4. Под ёлочкой изображаем снег , размазывая пальцем небольшие комочки из белого пластилина . Несколько комочков прилепить вокруг елочки.



На это можно было бы и остановиться, но мы решили украсить нашу елочку и изобразить её более фактурной. Для этого подойдет обычный пустой стержень от ручки.

5. Тупой стороной стержня делаем небольшие углубления по снежку на елочке и вдоль ствола елочки.

6. Острой стороной стержня проходим по линии соединения зеленого и белого пластилина .


7. Теперь берем стеку и делаем небольшие надрезы - иголочки у елки.

8. Колпачком от фломастера можно отпечатать снежинки, путем небольшого нажима на колпачок.

9. Чтобы сделать снежинки более фактурными, можно пройти острым концом стержня от ручки по краю каждой снежинки.

Вот и готова наша елочка!

Скоро НОВЫЙ ГОД, и елочка - самое главное украшение праздника, можно сказать его душа. Поэтому нашу елочку можно нарядить шариками.

Вот такая красавица у нас получилась.

Спасибо за внимание!

С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

Публикации по теме:

Рисуем бумагой на бумаге в технике айрис-фолдинг. Айрис-фолдинг(iris Folding)-заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для.

Проведение совместного мастер – класса с родителями в 1 младшей группе на тему: «Изготовление книжки-малышки в технике пластилинография.

Представляю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению елочки из гофрированной бумаги. Нам потребуются: - Рисунок елочки; - Гофрированная.

Мастер- класс по изготовлению книжки-малышки в технике пластилинографии А. Барто «Игрушки». Книга – это неотъемлемая часть воспитания.

Мастер класс по пластилинографии "Фрукты" (в подготовительной группе). Сегодня мне хочется поделится своими наработками в области изобразительной.

Конспект занятия по пластилинографии «Елочка»(техника пластилинография)

1.Познакомить детей с техникой пластилинография.

2.Формировать у детей представление о таком празднике, как Новый год.

3. Активизировать познавательные способности детей, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

Предварительная работа:

Беседы с детьми об украшении елочки на Новый год.

Показ сюжетных картинок, по заданной теме.

Разгадывание загадок про елочку.

Материал:

¼ часть картонного листа формата А4 любого цвета с нарисованной простым карандашом ёлочкой. Пластилин зеленого цвета, коричневого, белого. Образец готовой работы елочки.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник?

Дети: Новый год!

В-ль: Конечно! Молодцы! Отгадайте загадку!

Я модница такая,

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году!

Красавица какая -

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана.

Скажите, кто она?

В-ль: Ребята, как же на нашем празднике без елочки, но она у нас не простая, а пластилиновая. Она к нам пришла из волшебного пластилинового леса.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец елочки.

Дискуссия с детьми о елочке.)

В-ль: Ребята, а теперь мы с вами начнем творить предновогоднее чудо, наши елочки.

Ход работы.

Перед вами лежит цветной листок, на нем изображена елочка. Берем зеленый пластилин, отщипываем от него небольшой кусочек, скатываем в шарик и прикрепляем наверх нашей ёлочки. Затем указательным или большим пальчиком растягиваем пластилин, формируя еловую веточку. Далее отщипываем еще кусочек, так же формируем шарик и, следовательно, повторяем предыдущие движения. Делаем так, пока вся ёлочка не станет зелёной. Когда елочка будет готова, приступаем к стволу. Отщипываем кусочки коричневого пластилина, скатываем их в шарики и придавливаем шарик на стволе. Сейчас зима, кругом лежит снег. Поэтому берём белый пластилин и делаем сугробы и снежинки.

В-ль: Ах какие красивые елочки у нас получились! Самый настоящий новогодний лес!

(Дети рассматривают работы, сравнивают их, обсуждают полученный результат) .

В-ль: А теперь ребята мы немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять /Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого/.

Будем ёлку наряжать. /Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны/.

Мы повесим шарики, /Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики/.

Яркие фонарики, /Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад/.

Весёлого Петрушку, /Показывают длинный нос/.

И разные игрушки: /Вытягивают ладони вперёд/.

И мишку - шалунишку /Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону/.

И заиньку – трусишку. /Прикладывают раскрытые ладони к голове/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и пластилинографией.

Довести до сознания детей, что всё движение на улице и машин, и пешеходов подчиняется правилам дорожного движения....

В статье опыт работы воспитателя с детьми раннего возраста по пластилинографии. Коротко, но содержательно, написано о пластилине, о его значении для развития детей, особенно раннего возраста, д...

Непосредственная образовательная деятельность. Пластилинография "Золотая рыбка"

Цель: Закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме.Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством вк...

Светлана Теренина

(средняя группа №8 МБДОУ № 29 г. Азова)

Воспитатель: Теренина С. Н.

МБДОУ №29 г. Азова, 2016.

Цель занятия: формирование креативности, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки в нетрадиционной художественной технике «Пластилинография».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;

Совершенствовать умение детей работать с пластилином;

Развивать умение детей работать в технике пластилинографии – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности;

Развивать речь через художественное слово, обогащать словарный запас, творческое воображение;

Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;

Развивать мелкую моторику рук;

Создавать благоприятный эмоциональный фон в группе, поддерживать новогоднее настроение у детей.

Прогнозируемые результаты:

Знание свойств пластилина, овладение основными приёмами работы с ним;

Овладение основными приёмами работы в технике пластилинографии (отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности);

Самостоятельное изготовление поделки по образцу;

Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.

Материалы, необходимые для работы:

Методические картины, иллюстрации и фотографии новогодней ёлки;

Образец, изготовленный воспитателем;

Картонные шаблоны, листы цветной бумаги, блёстки, снежинки, изготовленные дыроколом);

Клей-карандаш, пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки для рук.

Предварительная работа:

Ребята, какое время года у нас сейчас? (Зима).

А к какому главному зимнему празднику мы готовимся (К Новому году).

А без чего не бывает Нового года? (Без Деда Мороза, без снега, без ёлки).

Правильно, ребята, главная гостья на Новогоднем празднике – это ёлочка. Давайте посмотрим на картины, как люди наряжают ёлки к празднику (просмотр дидактичесих картин и иллюстраций, обратить внимание детей на украшение ёлок – игрушки, гирлянды, мишуру и т. д.).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, скоро в каждом доме будет стоять нарядная ёлка. И в нашем музыкальном зале тоже нарядят ёлочку. Мы будем водить вокруг неё хороводы, петь песни, читать стихи. А вы хотите послушать стихотворение о нашей новогодней красавице? (Дети отвечают).

Чтение стихотворения А. Барто «Встали девочки в кружок».

Встали девочки в кружок.

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке.

Наверху звезда, бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда!

2. Основная часть.

Ребята, давайте и мы с вами нарядим свои новогодние елочки зажжём на них огоньки. Но чтобы наши ёлочки получились красивые и нарядные, давайте для начала разомнём наши ручки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней?

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Пошаговое изготовление поделки.

Ребята, какого цвета ёлка? Правильно, зелёная, поэтому для наших ёлочек мы возьмём пластилин зелёного цвета.

Для начала пластилин нужно подготовить – разогреть его в ладонях, хорошенько размягчить, размять. Теперь отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем его в шарик, расплющиваем и размазываем по картонному шаблону. Стараемся, чтобы размазать пластилин как можно тоньше, чтобы ёлочка была как можно аккуратнее и красивее. Дальше берём следующий маленький кусочек пластилина, скатываем его в шарик, расплющиваем и размазываем. И так, пока весь шаблон не станет зелёного цвета.

Теперь приступаем к разглаживанию. Пальчиками разглаживаем пластилин, чтобы ёлочка была ровной, и украшения ложились аккуратно.

Пришло время украсить наши ёлочки. На пластилине располагаем украшения – снежинки, звёздочки, подарочки.

В заключении наклеиваем нашу ёлочку на цветную бумагу и украшаем нашу открытку снежинками.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные ёлочки у нас получились! И моя ёлочка рада, что у неё появилось столько красивых подружек.

Итогом занятия становится выставка готовых работ на стенде для поделок.

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Пластилинография «Ёлочка» (старшая группа) Цель: совершенствовать навыки развития мелкой моторики рук через пластилинографию, пальчиковую гимнастику. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для старшего дошкольного возраста «Друзья для щенка» Программные задачи: Обучающие задачи: 1. Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике выполнения –пластилинографии. 2.

Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для старшего дошкольного возраста «Новая зимняя одежда» Программное содержание: Обучающие задачи: 1. Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике выполнения –пластилинографии.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Нарядная лошадка» Тема: Нарядная лошадка Цели: Учить наносить узор (точки) с помощью тычка. Закреплять навыки прорисовки основных элементов дымковской.

Приветствую вас, дорогие коллеги! Скоро наступит всеми любимый и долгожданный праздник "Новый год". И какой же новогодний праздник без.