Ребенок не хочет кушать детском саду. Почему ребенок не ест в саду и что с этим делать? Растерянность – главный враг детской адаптации

Причины отказа ребенка от еды в детском саду

Самая главная причина - малыш переживает большой стресс из-за начала посещения детского сада, именно по этой причине он категорически отказывается есть. В данной ситуации ни в коем случае налегать на вопрос о принятии пищи и заставлять есть ребенка нельзя. В этой ситуации изменить положение поможет только время. Через пару недель, как показывает практика, малыш освоится в новом коллективе и с охотой будет кушать со всеми детьми.

Чаще всего питание в саду значительно отличается от домашнего рациона, поэтому ребенок незнакомые ему блюда может просто бояться есть. В этом случае нужно заранее, еще за несколько месяцев до начала посещения детского сада, родителям начинать дома готовить блюда, похожие на те, которые будут подаваться в саду. Если матери всегда готовят такие блюда дома, то у ребенка при посещении детского сада с едой проблем обычно не возникает. Но если ребенок привык питаться изысканными блюдами, продуктами из «баночек и пачек», то проблем точно ему не миновать.

Еще одна распространенная проблема отказа от еды ребенка в детском саду - это неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой навык малышом еще не освоен, то он просто не будет есть в саду. Воспитатель порой не успевает уделить внимание в процессе кормления всем детям и малыш остается голодным. Поэтому чтобы таких проблем не было, следует заранее научить свое чадо кушать самостоятельно ложкой.

Но бывает и такое, что ребенок не ест из-за того, что у него с приемом пищи определились свои ассоциации. Например, дома мама в процессе приема пищи, постоянно воспитывает своего ребенка за столом (упрекает в медлительности, неаккуратности, неуклюжести и др.). Поэтому сам процесс в детском саду приема пищи ребенка просто «тяготит». В этом случае воспитатели должны найти добрый подход к малышу.

Что делать, если ребенок отказывается от еды в садике

Если ребенок в первое время не ест в детском саду, то ни в коем разе его не заставляйте и не ругайте за это, чтобы малышу не пришлось преодолевать страх или запрет. Постепенно, когда он освоится в новой обстановке, то начнет есть. Попросите педагога посадить ваше чадо за стол с детьми, которые быстро и хорошо кушают. Может быть, ребенок посмотрит на них и также будет стараться кушать, ведь дети друг за другом всё повторяют. В случае если ваш малыш начнет что-то кушать в садике, то обязательно похвалите его за это.

Родителям следует научить своего ребенка с уважением относиться к тем, кто старался готовить с любовью то или иное блюдо. Объяснить ему, что отказаться от еды - это значит к людям проявить неуважение. А если покушать хоть немного еды - значит выразить им благодарность. Попросите малыша помочь вам в приготовлении какого-либо блюда, а после обязательно похвалите его за это. Хорошее воспитание в этом случае просто не позволит вашему ребенку отказаться от предложенной пищи в детском саду.

Приятной процедурой должен быть прием пищи, но не стоит перегибать палку. Прием пищи не должен превращаться в «шоу», когда ребенка развлекают. Например, используют различные хитрости с продуктами и ложками-самолетиками, разыгрывают перед ним сценки и т.д. Нужно знать, что в детском саду воспитатель не будет этого делать, ведь в группе много детишек. Если ребенок привык к такому приему пищи, то не мудрено, что он не захочет есть в детском саду. Не стоит также дома устраивать соревнования в изысках. Этим вы только навредите своему чаду, ведь еда в детском саду вряд ли понравится ребенку, так как он к ней просто не привык.

Хорошо, если есть у малыша братики или сестрички - дети всегда лучше кушают, когда за столом сидит много людей. Если нет других детишек, то их можно заменить большими игрушками, чтобы ребенок знал, как кушают в садике. Также объясните малышу, как нужно есть, чтобы не мешать другим за столом.

Ребенок будет есть в детском саду без проблем, если он достаточно хорошо готов к посещению детского сада. Если родители будут уделять время этой подготовке, то проблем с приемом пищи в саду возникнуть не должно.

Ребенок не ест в садике что делать? Почему малыш отказывается принимать пищу вместе с другими детками? Конечно, легче всего обвинить поваров. А может, причина кроется в ином? Понаблюдайте за вкусовыми особенностями крохи дома: какую еду он предпочитает? Причины отказа от еды в детском саду могут носить психологический либо физиологический характер. Важно выяснить, от чего пропадает аппетит у малыша.

Если дома ребенок ест с аппетитом, а в саду отказывается, значит, чувствует себя неудобно в новой обстановке. У взрослого человека тоже может пропасть аппетит в экстремальных ситуациях. Внутренний мир малютки имеет свои особенности, и когда душевная гармония нарушается изменениями внешних условий,- происходит стресс.

Кроха не может объяснить словами, что происходит в его маленькой душе, он просто отказывается принимать пищу в садике. Что делать? Ждать. Со временем ребенок привыкнет к изменившейся обстановке, и голод заявит о себе. Может, его не устраивает коллектив детей в детском саду или он потерял маму? Вскоре детские страхи пройдут, все наладится.

К другим причинам отказа от пищи в садике относятся:

  • страх всего нового;
  • переизбыток эмоций;
  • отличие меню от привычного домашнего;
  • неумение пользоваться ложечкой.

Почему кроха не ест в садике? Ребенок попал в незнакомую обстановку, где происходят коллективные обеды и завтраки. Это маленький детский ресторан, не иначе. Соответствует ли подобный ритуал еды тому, что проходит дома? Если папа на ходу перекусывал бутербродом, а мама довольствовалась диетическим салатиком для фигуры, то о культуре еды говорить не приходится.

Что делать? Выводите малыша в кафе и закусочные, чтобы он познакомился с коллективной формой приема еды. Особенно нетерпимы к нововведениям дети-тельцы, которые во всем новом видят угрозу их внутреннему миропорядку.

Эмоции и манипулирование

Что кушает малыш дома? Пища в детском саду порой резко отличается от домашней. Ребенок не может привыкнуть к новому меню, и на адаптацию потребуется время. Переизбыток эмоций тоже может резко снижать аппетит. Ребенок потерял маму, вокруг незнакомые тети — ему страшно от одиночества. Некоторые детки несколько первых дней в садике плачут и зовут маму. Конечно, об аппетите не может быть и речи. Ребенок не ест, потому что расстроен. Ему может не нравиться сервировка стола и столовые предметы — имейте в виду.

Некоторые малыши могут и манипулировать родителями с помощью отказа от еды в садике: а вдруг мама быстрее заберет домой? Что делать? Не реагировать на манипуляцию: сейчас не ест, покушает потом.

Чтобы ребенок с аппетитом кушал в детском саду, приучите его ловко пользоваться столовыми приборами. Он может просто стесняться или ждать, когда на помощь придет воспитательница.

Физиологические причины отказа

Помимо психических причин снижения аппетита могут быть причины физиологического характера:

  • сезонное влияние на организм;
  • особенности обмена веществ;
  • плотный завтрак дома;
  • недостаток физической активности.

Вы замечали за собой, что в теплые дни кушать либо не хочется, либо вкусовые приоритеты меняются? Дети тоже подвержены сезонным влияниям, природным биоритмам. Например, кто-то не хочет завтракать, а кто-то мало ест на ужин. Не пытайтесь вместить пищевые особенности малыша в рамки книжных рекомендаций: учитывайте индивидуальность.

Как могут повлиять сезонные биоритмы на аппетит малыша? Мы уже выяснили, что детки не способны ощущать блаженство от деликатесов, как взрослые.

Ребенок ест ровно столько, сколько необходимо организму для восполнения энергии и роста.

В летний период при солнечной погоде развитие детского организма (и рост) происходит быстрее, чем в зимний. Поэтому летом малыш с аппетитом ест все подряд. В детском саду зимой он ест меньше, потому что нет потребности в дополнительном количестве энергии.

Индивидуальный обмен веществ — еще одна особенность, влияющая на аппетит человека. Почему-то считается, что поглощение пищи в больших объемах — показатель здоровья. Это неверно. Много едят те, у кого ускоренный обмен веществ: пища быстро перерабатывается и усваивается. При замедленном обмене веществ прием больших порций еды вызывает ожирение. Что делать? Малыш интуитивно формирует индивидуальный пищевой режим, поэтому не следует заставлять его кушать «много, как папа».

Многие мамы от избытка заботы плотно кормят кроху перед садиком (а вдруг проголодается?). Все это приводит к отказу завтракать в детском саду. А вы бы смогли кушать на полный желудок? Может, ребенок не кушает в садике, потому что мало двигается? Не забывайте, что назначение пищи — в восполнении килокалорий. Малыш пока не понимает удовольствия «наслаждаться вкусом изысканного блюда», поэтому ест тогда, когда голоден. В детском саду кроха может мало двигаться и играть со сверстниками, поэтому и чувство голода не приходит.

Болезненное состояние

Почему кроха плохо кушает в саду и дома? Причиной может быть болезненное состояние, нарушение функциональности ЖКТ. Причинами нарушения работы ЖКТ являются:

  • аллергия на некоторые пищевые продукты;
  • нарушения нервно-психического характера;
  • наследственные факторы;
  • плохая экология.

При этих и иных заболеваниях и нарушениях происходит резкое снижение аппетита. Также у малыша может быть воспаление слизистой оболочки желудка и кишечника, поражение печени или панкреатит. Избирательность аппетита говорит о непереносимости некоторых пищевых составляющих: белков, углеводистых компонентов или жиров.

Ребенок может не кушать из-за страха испытать боль в животике. Боль может появиться из-за непроходимости пищевода, появления отрыжки или жжения внутри животика.

Многие малыши могут страдать из-за увеличения печени (селезенки) и отказываться от еды. Что делать? Если вы заметили, что малыш не ест дома и в саду, необходимо срочно показать его педиатру.

Несварение (диспепсия) дает ощущение наполнения желудка при малом количестве пищи. Таким деткам необходима диета, назначенная специалистом. Если малыш наотрез отказывается полноценно питаться, ждать «у моря погоды» бессмысленно: нужно идти к врачу.

Наследственные факторы напрямую влияют на формирование пищевых предпочтений и объем съедаемых продуктов. Вспомните, кто из вашего рода отличался малым потреблением пищи? Плохая экология вызывает заражение органов пищеварения, снижая желание потреблять пищу из-за дискомфортных ощущений после еды.

Как избавиться от растяжек после родов?

«Ребенок ничего не ест» — это одна из самых частых жалоб, которые предъявляет воспитатель детского сада растерянным родителям, особенно в период адаптации малыша к яслям. Почему кроха «объявляет голодовку» и как этого избежать?

Почему ребенок отказывается в саду от еды

Дети, которым подошла очередь идти в детский сад, отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по темпераменту, уровню психического и речевого развития, степени освоения и пользования навыками самообслуживания. Немаловажное значение имеют и особенности воспитания в семье. Поэтому педагоги-психологи выделяют несколько групп причин, объясняющих, почему ребенок плохо ест:

  1. Физиологическая (то есть не выходящая за границы нормы) адаптация малыша к детскому саду.
  2. Ошибки взрослых: родителей и воспитателей.
  3. Тяжелая (патологическая) адаптация ребенка.

Как правило, в каждом дошкольном учреждении существует выработанная и годами поддерживаемая схема постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе. Начиная с нескольких часов, в течение 3-10 дней основная масса детей уже остается в саду на весь день. Нам, взрослым, кажется, что это достаточный период для адаптации. Но, вопреки ожиданиям, многие родители вынуждены решать внезапно возникшие проблемы, связанные с нарушением поведения своего чада. Это и беспричинные (на наш взгляд) капризы и истерики, и ночные пробуждения с безутешным плачем, и будто ниоткуда возникающие простуды. А тут еще воспитатель, провожая карапуза в раздевалку, с тяжким вздохом говорит: «Ребенок перестал совсем есть». И мы растерянно смотрим на свое дитя, не зная, что предпринять. Попробуем вместе найти ответ.

Взглянем на детский сад глазами своего малыша

Дети, которые начинают посещать детский сад, еще не умеют формулировать свои мысли, а тем более ощущения. Но попробуем поставить себя на их место и представить, что они могут думать. А вариантов может быть много. Выбирайте:

1. Я пришел только поиграть!

Первые дни малыши приходят в садик после того, как мама дома накормит их завтраком. Пробыв пару часов в помещении или на площадке, они уходят домой обедать. Многие матери, желая помочь своему стеснительному чаду получше адаптироваться среди шумной ватаги ребятишек, затягивают этот период на несколько недель. А в итоге у него закрепляется представление, что детский сад – это место, где можно весело поиграть. Что же тогда мы удивляемся, когда он сопротивляется предложению покушать и даже не подходит к обеденному столу?

2. Меня только что разбудили. Я хочу спать, а не есть.

Комментарии излишни, не правда ли? А всего лишь и надо – еще до начала посещения детского сада построить и придерживаться такого режима дня, при котором ребенок просыпался бы сам к тому времени, когда пора вставать.

3. Зачем мне ваша каша? Меня мама дома накормила любимыми макаронами с сосиской. И в кармашек положила пару конфет.

Маме так хочется, чтобы ненаглядное чадо не погибло от голода в ожидании завтрака в саду. А в результате, перекусив рано утром или «заморив червячка» сладеньким, он рискует слушать требовательное урчание в желудке до самого обеда.

4. Как много разных игрушек! Если отвлекусь на еду – не успею со всеми поиграть.

Как правило, это мысли малыша, который ходит в садик только несколько дней. Все так ново и интересно, что отвлекаться на набившую оскомину процедуру принятия пищи просто некогда.

5. Пока кушать не хочется. Может быть, через семь минут… А потом еще через двадцать две…

Это говорит вредная привычка перекусывать. Дома ведь мама не оставит голодным, если отказаться пообедать. Пряник, чашка молока, банан (нужное подчеркнуть и добавить) найдутся всегда и по первому требованию. Зачем же наедаться за один обед?!

6. Как же я устал…

Чем младше ребенок, тем больше он устает от посещения детского сада, пока не привыкнет к новой обстановке. При этом то, что холерику приходится себя сдерживать (с тетей-воспитательницей не пошалишь так, как дома), напрягает его так же сильно, как флегматика – необходимость себя подгонять, чтобы успевать за остальными детьми. За несколько часов совершенно обессилевший малыш может только тихо сидеть на стульчике, плакать или громко рыдать, вспоминая маму, а то и заснуть прямо над тарелкой супа с ложкой в руке. Особенно тяжело приходится детям, которые легли накануне поздно спать, а утром были вырваны из объятий теплой постельки еще не проснувшимися.

7. Мама ушла?! Насовсем!!!

Даже если мама бесконечно повторяет, что она сейчас вернется, ребенок расстается с ней НАВСЕГДА. Это особенность детской психики ясельного возраста. От переживаемого горя аппетит пропадает! Требуется время, прежде чем малыш привыкнет к ежедневным уходам родителей и перестанет переживать ужас потери. И здесь все зависит от его способности понимать речь и объяснения, от доверчивости и общительности. Психологи рекомендуют начинать заранее приучать ребенка не бояться ухода мамы или папы, оставаясь ненадолго одному в гостях у родственников или знакомых.

8. Я слушаюсь только маму, а чужие тети пусть не пристают!

Крохе необходимо объяснить, что воспитательница – это не тетя с улицы, ей надо доверять и обязательно слушаться. Если не удастся уговорить, ему придется дойти до этого самому, подсматривая за другими детьми. А пока это не произойдет, уговорить его безропотно сесть за стол и покушать будет трудно.

9. Какая злая тетя, заставляющая меня кушать. Прямо тошнит от страха.

В период адаптации обиды родителей на воспитателей, «оставляющих детей голодными», безосновательны. Пусть ребенок и не доел, но зато его не вырвало. Поверьте, через несколько дней ребенок будет есть охотнее, а с привычной рвотой справиться бывает очень трудно.

10. Сейчас откажусь кушать – тетя позвонит маме, и она заберет меня домой.

Подобные ситуации встречаются достаточно часто. Казалось бы, маме, еще не вышедшей на работу из декретного отпуска, не трудно забрать малыша домой в обед. Но к хорошему дети так быстро привыкают…

11. Кушать нельзя – мамина вкуснятина не влезет.

Какое первое желание приходит вам на ум, когда воспитатель жалуется на плохой аппетит ребенка? Правильно: бежать домой и кормить в один присест за весь прошедший день. И обязательно теми блюдами, которые малыш любит больше всего. Ему ведь так много надо съесть! А что случается дальше – смотри выше фразу с многоточием.

Интересно, сможете ли вместо этого прогуляться не менее часа по улице, не дав своему чаду даже чупа-чупс? А на его просьбу покушать эмоционально удивиться: «Как, ты не ел в саду такую вкусную запеканку с киселем? Ай-яй-яй! Смотри, завтра сразу после сада запланирован поход в парк – хорошо поешь, если хочешь покататься на машинке».

12. Я дома сижу за большим столом в высоком стульчике один!

Вам же тоже плохо спится у родственников на их кровати.

13. Это не моя любимая тарелка!

Да, но ребенок привыкнет быстро.

14. Не хочу пить из чашки — где мой поильник?! (еще хуже – бутылочка)

Вы намного облегчите не только ребенку, но и себе, период адаптации к саду, если вовремя смените соску на чашку и научите его пользоваться «взрослой» посудой.

15. Интересно, а что там ест сосед справа? И что в кармашке у девочки слева?

Любопытство – прекрасное качество детей, способствующее их гармоничному психическому развитию, но очень мешающее спокойно и аккуратно принимать пищу. Подождем, когда подрастут, а слишком шустрых «приструнит» воспитательница.

16. А что: меня никто не покормит?

Думаете, только взрослые любят лениться? Даже если малыш умеет пользоваться ложкой лучше, чем его родители, он все равно должен проверить: а вдруг, если он откажется есть, воспитательница покормит его сама? Мама же дома так делает?

17. Без «Спокойной ночи, малыши» или «Ментов» есть не буду! Нет телевизора? – расскажите сказку.

Даже в садике мудрые воспитатели какое-то время вводят в процесс приема пищи игровые элементы. Понаблюдайте, как они приговаривают: «ложку за маму», или «посмотрим, кто сегодня самый первый съест суп», или «цветочки польёт тот, у кого будет чистая чашка». Но во всем нужна мера. А одновременный просмотр телевизора вместе с приемом пищи ухудшает ее пережевывание, что повышает вероятность несварения желудка.

18. ЭТО в тарелке совсем не похоже на мамину еду!

Малыш прав! В домашнем меню должны присутствовать блюда, которые он будет регулярно кушать в саду. Причем по вкусу они тоже должны совпадать. Не поленитесь, сходите и изучите технологию их приготовления. Поверьте – именно эта еда, а не колбаса с жареной картошкой, поддерживает и укрепляет здоровье детей.

19. Мало соли! Несладко! Гадкая морковка! Запеканка? Лук?! – НИКОГДА!

Как бы обидно это ни звучало, но причина излишней переборчивости в пище в подавляющем большинстве случаев кроется в недостатках воспитания. Наверняка ребенок, сидя за столом, регулярно слышит от домочадцев «не люблю», «не готовь», «специй побольше», «кетчупа хочу», «зелень – это для козликов», «пенка на молоке – фуу» (список можете дополнить сами). Особенно сложно объяснить маме, что даже если она не любит молоко, она ОБЯЗАНА давать его своему дитяти, потому что только так он сможет вырасти здоровым. И делать это не скривившись от отвращения, а со счастливой улыбкой на лице и с похвалами в адрес этого самого молока. У вас получится – ведь любящие родители готовы на все, даже отдать свою почку. А тут всего лишь улыбнуться (искренне!) молоку…

20. Как мама классно отчитывает тетю заведующую: повара готовить не умеют, любимую колбасу и газировку не дают, воспитательница покормить меня ложкой ленится. Значит, я прав, что отказываюсь от их салатов, суфле и пудингов. А дома она еще и папе все расскажет. Уж он им покажет!

Дети в поведении и отношении к другим людям копируют своих родителей. И у них всегда «ушки на макушке». Нельзя в их присутствии конфликтовать с работниками сада или обсуждать их с другими! При выяснении отношений ребенок присутствовать не должен. Как он сможет доверять тете, о которой мама отзывается так плохо? Почему он должен с радостью идти к ней играть? А вдруг это еще и обидит маму?

Хотите помочь своему малышу? В его присутствии детский сад надо только хвалить с тем же выражением лица, которое припасено для молока. А все недовольство высказывать на родительском собрании.

Ну что? Нашли среди двадцати пунктов мысли своего ребенка? Поздравляю: вы замечательные родители! Вам очень хочется, чтобы солнышко росло здоровым и счастливым. Найдя, в чем вы искренне ошибались, вы сможете без труда исправить положение. Если адаптация к саду будет протекать тяжело, вы мудро сможете с благодарностью принять помощь методиста и психолога детского сада. Все будет хорошо!

Такая ситуация встречается сплошь и рядом. Понятно, что это вызывает у родителей озабоченность и даже тревогу. Хотя – особо тревожиться не стоит. Во-первых, отказ малыша от еды в детском саду обычно не вызывает никаких серьезных последствий для самочувствия ребенка. Во-вторых, такой «детский бунт» всегда имеет свои причины, о которых родителям необходимо иметь четкое и ясное представление.

Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды

Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:

  • Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
  • В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
  • Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
  • Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
  • Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
  • Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
  • Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.

Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.

Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды

Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:


  • Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
  • Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
  • Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, и т. д.;
  • У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
  • Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
  • Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
  • Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
  • Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
  • Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
  • Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
  • Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
  • Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
  • Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
  • Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;

Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что делать, чтобы малыш кушал

Если говорить в общем, то ответ на этот вопрос очевиден. Чтобы ребенок не отказывался в садике от еды, необходимо выявить и устранить причины, по которым он не хочет (или не может) кушать. О причинах уже было сказано. Поговорим о том, как их можно устранить:


  • Перед тем, как отдать ребенка в садик, надо научить его самостоятельно пользоваться ложкой и другим предметами, которые применяются за столом. Ребенок, наученный пользоваться столовыми приборами, в психологическом плане чувствует себя намного уверенней, а потому и кушать он будет охотнее. ;
  • Необходимо постараться, чтобы дома у малыша был примерно такой же режим дня, как и в саду. Другими словами, кормить и укладывать спать малыша надо в то же самое время, что и в садике. Приспособившись к одинаковому режиму, ребенок приобретет привычку завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время, в результате чего он охотней станет кушать в детсаду;
  • В домашнее детское меню следует вносить разнообразие, стараясь, чтобы некоторые блюда были похожи на те, которыми малыша кормят в детском саду. Привыкнув к разнообразию блюд, ребенок перестанет бояться незнакомой еды, и в результате начнет кушать не только дома;
  • Следует всячески стараться, чтобы завтраки, обеды, полдники и ужины вызывали в малыше приятные ассоциации. Ни в коем случае не надо торопить ребенка во время еды и, тем более, критиковать его за неловкость и неумение. Наоборот, каждый детский успех надо стараться хвалить. Это выработает в ребенке уверенность в том, что он все делает правильно. Давно известно, что уверенный в себе человек ест гораздо больше и с большей охотой, чем неуверенный, запуганный и закомплексованный. Однако в данном случае надо соблюдать меру в том смысле, чтобы не превратить процесс еды в развлекательный аттракцион, иначе ребенок может это воспринять как должное, и в дальнейшем не захочет есть без развлечений;
  • Если малыш «бунтует» (отказывается от еды), чтобы вызвать у родителей жалость с тем, чтобы они не отводили его в детсад, то в этом случае убедить его, что детсад – это его работа (как и у мамы с папой);
  • Уважительное отношение к чужому труду – еще один способ убедить малыша в том, что ему обязательно надо кушать. Крохе следует объяснить, что тетя повар готовила еду именно для него, и если он откажется кушать, то тем самым ее обидит. Очень полезно время от времени показывать ребенку, как готовится то или иное блюдо;
  • Не надо кормить малыша перед тем, как отправлять его в детский сад;
  • Когда ребенок находится в садике, полезно сажать его за стол с теми детьми, которые не отказываются от еды. Малыш будет брать с них пример, и в результате очень скоро научится есть так же, как и другие дети;
  • Не следует забирать малыша домой раньше с тем, чтобы он обедал или ужинал дома. Пускай он привыкает кушать в коллективе, беря пример с тех сверстников, которые едят хорошо;
  • Если ребенок не захотел кушать в садике, то не надо на этом зацикливаться и делать трагедию, ругая малыша. Лучше сделать вид, что ничего страшного не произошло. Пока малыш не привыкнет кушать в детсаду, полезно беседовать с ним на темы о том, чем их сегодня кормили и что из еды ему понравилось;
  • Если малыш не наедается детсадовской пищей, то в этом случае необходимо кормить его завтраком перед тем, как отвести в детский сад, также кормить после детсада. Следует также поговорить с заведующей и поваром о том, чтобы какие-то блюда заменить другими. В настоящее время во многих детсадах родителям разрешается приносить в детсад домашнюю, дополнительную еду;
  • В случае детского «бунта» (отказа от еды) ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, задавать ему всяческие вопросы о том, как обстоят дела в садике, внимательно выслушивать его ответы, старясь таким образом определить, из-за чего именно малыш отказывается от еды. В случае, если ситуация вам покажется серьезной, разумно будет проконсультироваться с детским психологом.
  • Если выяснится, что малыш, в силу своих психологических особенностей, не сможет привыкнуть к детсадовской обстановке, следует подумать о том, чтобы забрать его из детсада, и отвести его обратно лишь через год-полтора. Либо – ;

Как помочь ребенку адаптироваться

Чтобы малыш начал нормально кушать в детском саду, ему надо привыкнуть к новой для него обстановке. Иначе говоря, адаптироваться. Разумеется, многое зависит от самого малыша, его психологии, состояния здоровья и т. д. Но, вместе с тем, существует немало общих правил, учитывая которые, родители помогут своему ребенку быстрее и безболезненней пройти период адаптации.


  1. Во-первых: к детсаду малыша необходимо заблаговременно готовить. В данном случае речь идет не столько материальной подготовке (покупке новой одежды, коляски, на которой малыша будут возить в садик и пр.), сколько моральной помощи крохе. Ребенку надо заранее объяснить, что скоро в его жизни произойдут изменения, то есть, он пойдет в детский сад. При этом малыша всячески надо убеждать, что никто там его надолго не оставит и обязательно заберет домой, что там будет много интересных игрушек, новых друзей и т. д. Поверив вам, ребенок с большей охотой пойдет в детский сад, и намного быстрее привыкнет к новой для него обстановке и новым людям.
  2. Во-вторых, самим родителям также необходимо привыкнуть к тому, что их кроха какое-то время будет от них далеко. К этому родителям также надо готовиться заранее. Кроме того, родителям, прежде чем отдать своего малыша в садик, необходимо как можно ближе познакомиться с воспитателями, директором, поваром и другими людьми, которые работают в садике. И если случится так, что кто-то из этих людей родителям по каким-то причинам не понравится, то лучше будет поискать другой детсад. Почему так – понятно: та нервозность, которую мама и папа всякий раз будут испытывать, каждодневно отдавая своего малыша в руки людей, которым они не доверяют, обязательно передастся ребенку, и тогда ему адаптироваться будет намного сложнее.
  3. В-третьих, собственно сама адаптация. Вначале малыша нужно оставлять в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Затем – на час или два больше. Затем, в зависимости от того, как ребенок чувствует, можно оставлять уже на весь день. Каких-то конкретных сроков здесь не существует: многое зависит от самого малыша. Если позволяют условия, то в первые дни маме можно оставаться в садике вместе с малышом.

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не следует оказывать на кроху давление и стараться ускорить процесс адаптации. Обычно дети, в зависимости от особенностей характера, привыкают к детскому саду, начиная от срока в две-три недели и заканчивая месяцем-двумя. Очень важно, чтобы в период адаптации дома была благожелательная и спокойная атмосфера. В этом случае малыш, набравшись за день новых для него впечатлений, дома сможет спокойно отдохнуть, что поможет ему привыкнуть к новой для него обстановке.

Если ребенку не нравится детсадовская еда

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище – в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • Каши молочные: геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Период адаптации в детском садике проходит у детей по-разному. Родители сталкиваются с различными проблемами, одна из которых – ребёнок отказывается есть в садике. Чем это вызвано? А главное, что делать родителям в такой ситуации?

Растерянность – главный враг детской адаптации

Новые вкусовые ощущения, запахи и звуки могут вызвать у малыша чувство тревожности и растерянности. Все непривычное настораживает, а если добавить к этому тот факт, что принимать поданную пищу надо на виду у всей группы – получим в итоге не только растерянность, но и крайнее смущение.

Так же нужно учитывать и личностные факторы, например низкую социальную адаптацию ребёнка, из-за которой он отказывается посещать детский сад. Такие психологические особенности являются первопричиной определенного дискомфорта, в состоянии которого еда уже не является первостепенной потребностью.

Заставляя ребёнка есть, родители лишь усиливают давление на малыша, а значит, усугубляют проблему. Вспомните, ведь у многих взрослых пропадает аппетит, когда они испытывают нервное напряжение, а период адаптации в детском саду – это всегда стресс для ребенка. Поэтому не стоит зацикливаться на проблеме питания – когда ребенок адаптируется, он будет кушать нормально.

Поиск причин – первый шаг к решению проблемы

Но если время идёт, а ребёнок так и начинает есть? Причин для этого может быть множество. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • Отказ от еды как способ манипулирования . Ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. Обычно это происходит в тех случаях, когда кто-то из членов семьи, например, бабушка, имеет возможность сидеть с ребенком дома. Единственный выход – не идти «на поводу» у ребёнка. Ведь пока родители позволяют собой манипулировать, ребёнок так и не начнет кушать в детском саду. Зачастую это заканчивается отказом от садика и переходом на домашнее воспитание.
  • Завтрак дома . Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате, ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду. Поэтому лучше отказаться от плотного домашнего завтрака и, тем более, от сладких перекусов перед садиком. Если очень хочется покормить малыша дома, дайте ему йогурт или фрукты.
  • Непривычное питание . Многие дети консервативны в еде, а меню детского сада часто сильно отличается от того, что малыш привык есть дома. Чтобы сгладить эту разницу, старайтесь и дома кормить его кашами, супами, овощными блюдами. Если малыш категорически не ест какой-либо продукт (например, молочку), попросите воспитателей не заставлять его есть блюда, содержащие данный продукт. Со временем в садике, подражая другим детям, ребёнок начнёт есть больше разнообразных блюд.

Отказ от еды после периода адаптации

Бывает, что у ребёнка пропадает аппетит уже после периода адаптации. Первое, что надо сделать в такой ситуации, это постараться минимизировать тревогу. Нужно понять, что нежелание есть далеко не всегда связано с реальной проблемой. Наблюдая за поведением ребенка можно устранить те объективные причины, которые мешают ему расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Обратите внимание на общее состояние здоровья маленького человечка, может аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная от шатающегося зуба десна. Причиной может оказаться и другая, невидимая внешне, проблема. Поэтому нелишним будет показать ребенка терапевту - в целях профилактики.

Вторичной причиной может оказаться банальное нежелание кушать, так как малыш просто очень мало ест, вне зависимости от того места, где его кормят. Потребность в насыщении индивидуальна для каждого, и то, что родителям кажется капризами, для ребёнка может быть собственной условной нормой. Также на аппетит влияет генетическая предрасположенность человека к интенсивному или, наоборот, угнетенному росту, то есть физиология.

Не стоит исключать и сезонности этого явления. У многих людей пропадает аппетит летом во время жары. Зимой недостаточный аппетит может быть вызван замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша. Чем он активнее и игривее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы, а для этого, соответственно, больше кушать.

Чем помочь маленькому Нехочухе?

В первую очередь обратите внимание воспитателей детского сада на необходимость физических упражнений для детей. Да и сами не забывайте следить за физической активностью ребёнка. Это могут быть гимнастика, закаливание, танцы или детская йога. Для этих целей также прекрасно подойдет и прогулка на свежем воздухе. Дождик или снег не могут являться причиной для отмены дневного моциона и пассивных игр в стенах группы.

Старайтесь приучать ребенка к разнообразной пище, чтобы в условиях детского сада для него не было неожиданностей. Лучше всего заранее узнать, чем кормят группу, и если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит – просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Проведите ему небольшую экскурсию по столовой, познакомьте с поварами и прочим персоналом, это поможет снять стресс и настороженность по отношению к чужим людям. Настаивайте на том, чтобы воспитатели ни в коем случае не заставляли ребенка доедать, угрожая ему при этом или ругая при всех. Такие методы недопустимы и только усугубят ситуацию.

Только совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать такие условия в столовой, при которых прием пищи будет восприниматься малышом как часть ежедневной жизни в детском саду, как приятный процесс, который не вызывает психологического напряжения и дискомфорта.