Великая женская революция началась в сша, а добилась успеха в россии.

Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.

Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.

В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.

Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.

Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.

В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.

Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.

С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».

С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Были времена, когда женщина перед законом была в неравном положении с мужчиной. И закон только подтверждал эту норму эпохи.

Другими словами, в XIX - начале XX века политика в сфере гражданских и политических прав женщин была направлена на непризнание женского пола в качестве субъекта общественного развития.

Едва станут женщины вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас

Катон Старший

Тяжелая доля

Женщина всегда считалась хранительницей очага. В дореволюционном русском обществе признавался только религиозный брак, а разводы были строго запрещены. Обязанности мужа — доставлять пропитание, а жены - пребывать в послушании. Закон гласил, что супруги просто обязаны жить вместе; при перемене места жительства (например, по долгу службы мужа), жена должна беспрекословно следовать за ним.

Даже в вопросе о праве наследства мужчина занимал преимущественное положение перед женщиной. При совместном наследовании брата и сестры, ближайшее право наследования принадлежало братьям. Дочери наследуют лишь 1/14 часть от недвижимого имущества и 1/8 - от движимого.

В начале XIX века перед женщинами остро стоял вопрос о получении высшего образования - в планы властей оно не входило вовсе. Женщина, ни под каким предлогом, не могла посещать лекции в университетах.

Выдержка из «Практического руководства для дам и мужчин » 1896 года как нельзя лучше описывает нравы старого времени и отношение к женщинам со стороны мужчин: «Большинство дам получает менее основательное воспитание, чем мужчины, они более поверхностны, менее серьезны и легче утомляются; прекрасный пол предпочитает оживленный обмен мыслей и не любит углубляться в какой-нибудь предмет; веселая, шутливая болтовня приятнее женщинам сухих методических рассуждений. Поэтому если мужчина не хочет надоесть им и показаться педантом, то он должен приспособить свой разговор к этим особенностям их характера… Не следует также вдаваться в другую крайность, вступая с дамами в разговор о незначительных мелочах, чуждых мужчине.

…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…».

Поколение «новых женщин»

Уравнивание прав женщин с мужчинами, или женский вопрос в России возник во второй половине XIX века, а пик развития приходится на конец XIX – начало XX века. В этот период женщины активно начинают бороться за предоставление им гражданских и политических прав. Общественное сознание находится на грани переломного момента, переосмысляя роль женщин в обществе.

Реформа 1861 года явилась движущей силой привлечения женщин на общественное производство. Реформа повлекла за собой стремительное разорение дворянства, которое вынуждено было самостоятельно зарабатывать. Именно такие выходцы из богатых семей - благородные девицы - стали активными участниками женского движения, выступая за равноправие. Именно их история назвала «женщинами нового типа» - образованными, самостоятельными, целеустремленными.

Время требовало предоставления женщинам прав на образование и труд - ведь все это являлось неизбежным фактором социального и культурного прогресса общества. В конце 60-х годов XIX века женщины стремились к высшему образованию, уезжали за границу, где занимались преподавательской деятельностью. Женщины «нового типа» работали акушерами и врачами, осваивали «мужские» специальности. Но на их пути по-прежнему вставали непреодолимые запреты. Именно с этого момента в России появляются общества, направленные на обучение женщин грамоте, борьбу за высшее образование и поддержку женщин в их профессиональной деятельности.

В 1863 году в Петербурге была организована женская переводческая и издательская артель. Были переведены и изданы такие произведения, как «Полное собрание сказок Андерсена» (1863), О. Тьери «Рассказы о временах Меровингов» (1864), Г. Вагнера «Из природы» (1865), Г. В. Бэтса «Натуралист на Амазонской реке» (1865). Во главе артели стояли Мария Васильевна Трубникова, дочь декабриста В. П. Ивашева и Надежда Васильевна Стасова, дочь архитектора В. П. Стасова.

В этом же году в Петербурге появляется Дом трудолюбия для образованных женщин. В очерке И. М. Эйзена читаем про эту организацию: «Идя навстречу всем запросам жизни и стараясь как можно более расширить сферу применения женского труда, дом трудолюбия ввел преподавание бухгалтерии. Наряду с этим в доме трудолюбия производится и масса других работ: переписка пером на четырех языках; переводы с пяти языков (французского, немецкого, английского, испанского и арабского) на русский и с русского на иностранные; корректура, метка гладью, плетение и починка валансьенских и брюссельских кружев, живопись по стеклу, фарфору, бархату и атласу и, наконец, разного рода изящные рукоделия. Наплыв желающих изучить эти работы или нуждающихся в заработке женщин растет с каждым днем. В отчете дома трудолюбия сообщены краткие сведения о положении целого ряда интеллигентных женщин, обращавшихся за помощью в дом трудолюбия».

В 1872 году в Москве открываются высшие женские курсы В. И. Герье, считающиеся первым высшем учебным заведением России, в котором женщины получали историческое образование. Учебная программа позволяла девушкам изучать такие дисциплины, как история, литература, естественные науки и даже астрономия.

Широкое развитие получило высшее женское техническое образование. В 1904 году журналистка и феминистка Прасковья Ариан стала инициатором общества по сбору средств для учебного заведения. Так был открыт Петербургский женский технический институт (1906 – 1924 гг.).

После 1906 года стали создаваться крупные политические структуры - «Русское взаимно-благотворительное общество» и «Союз равноправия женщин». Основным лозунгом женского движения становятся следующие слова: «Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола».

Таким образом, в начале ХХ века женщины в России имели много возможностей, чтобы получить высшее образование. Но дипломы высших женских учебных заведений, к сожалению, не учитывались при трудоустройстве. Требовалось поставить знак равенства в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали такую инициативу.

Важным в истории феминистского движения был Первый Всероссийский женский съезд 1909 года. Инициатором выступила Анна Николаевна Шабанова. На повестке дня стояли следующие задачи: деятельность женщины в России на различных поприщах, экономическое положение женщины, политическое и гражданское положение женщины, женское образование в России.

По словам А. Н. Шабановой: «После съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы».

В современном мире сложно представить женщин без высшего образования, не стремящихся работать. Для нашего времени это антинорма. Женщины все чаще становятся партнерами по бизнесу наравне с мужчинами, и даже занимаются «неженской» работой. В следующей статье мы расскажем о первой русской летчице, первой женщине в Геологическом комитете и других представительницах прекрасного пола, зарекомендовавших себя в предпринимательской деятельности.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФЕМИНИЗМА

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Традиционный и радикальный феминизм

Иногда различают традиционный феминизм (который принято называть феминизмом первой волны, 1840-1930-е годы) и его современные многочисленные разновидности.

Наиболее известным из них стал радикальный феминизм (т. н. феминизм «второй волны»), возникновение которого датируется 1960-ми годами. Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом, в основе которого лежит работа Фридриха Энгельса «Об истоках угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Их сходство в том, что оба рассматривают мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии, соответственно. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами.

Гендерное разделение в XXI в.

К началу XXI века феминизм «второй волны» уже утратил свою былую популярность. Его сторонники постепенно приходят к мысли о том, что патриархальные отношения приводят к угнетению не только женщин, но и мужчин, которые вынуждены соответствовать ролям, навязанным им патриархальным обществом, и такое вынужденное соответствие наносит вред развитию человека как личности, независимо от его (её) пола.

Идеология

Феминизм как социальная теория и политическое течение сформировался под влиянием жизненных ситуаций, типичных для женщин. Сторонники феминизма подвергают критике сложившиеся общественные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин.

Власть и пол

Теория феминизма ставит своей целью понимание природы неравенства полов и заостряет внимание на вопросах политики, власти и сексуальности. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, домашнее насилие, отпуска по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную объектификацию), угнетение и патриархат.

Основа феминистской идеологии — права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.

Универсальность для всех народов

Современная теория феминизма непрестанно подвергается критике как теория, которая преимущественно (но не повсеместно) ассоциируется с представителями интеллигенции и среднего класса в странах Запада. Тем не менее, феминистское движение не имеет классовых и расовых ограничений. Оно специфично в каждой культуре, так как сосредотачивает своё внимание на проблемах женщин в данном обществе, например — процедура женского обрезания в Судане или т. н. «стеклянный потолок» в странах Северной Америки. Некоторые проблемы и вопросы — такие, как изнасилование, кровосмешение и материнство, универсальны для феминизма во всех странах и культурах.

Истоки феминизма принято датировать концом XVIII — началом XIX века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт корни в реформаторском движении западного общества XIX века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Франция 18 в. Наполеновские запреты

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году её деятельность была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж (ей принадлежат слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»).

В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

Великобритания 18 в.

В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792).

19 в. Суфражизм

Началом организованного движения считается 1848, когда в Сенека Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. суфражизм от англ. suffrage, "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 она сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union — WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

Первое избирательное право для женщин. 20 в.

Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии — в 1902 году. Позже избирательное право получили женщины ряда европейских стран (в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Исландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918). В 1919 году право голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии, в 1920 году — США, в 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании и Португалии.

Три «волны» феминизма

За прошедшие с того времени десятилетия выросло число различных направлений в феминистском движении. Каждое из них акцентирует своё внимание на отдельных аспектах дискриминации женщин. Ранних феминисток и первоначальные феминистские организации теперь называют «первой волной» феминизма, а феминисток после 1960-х гг. — «второй волной». Есть и так называемая «третья волна», но не все феминистки согласны с необходимостью выделять её отдельно в свете пропагандируемых ею идей. Эти три «волны» названы именно так потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.

Работа «В защиту прав женщин», написанная Мэри Уоллстоункрафт (Mary Wollstonecraft) — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к ранним феминистским произведениям. Другое сочинение-предвестник феминизма — «О величии и превосходстве женского пола» — было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой (Heinrich Cornelius Agrippa) в 1529 г. В современном феминизме книга «Секс и темперамент в трёх примитивных обществах», написанная антропологом Маргарет Мид (Margaret Mead) в 1935 г., занимает особое место. Мид была профессором Колумбийского Университета, где обучалась Бэлла Абцуг (Bella Abzug), которая впоследствии стала одним из главных лидеров американского феминизма. В своей книге Мид указывает на то, что женщины племени Чамбули занимали доминирующее положение, не создавая никаких проблем для племени. Среди интеллектуалов эры Абцуг эта книга укрепила мнение о том, что европейские идеи женственности (феминности) и мужественности (маскулинности) обусловлены самим социумом и его установками (social constructs), а не глубинными человеческими инстинктами.

ООН принимает Конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. 1979 г.

Первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав Организации Объединённых Наций (1945). В 1979 ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Большинство мусульманских стран не признаёт этих положений.

Массовые выступления. 20 в.

После Второй мировой войны одной из важнейших задач женского движения становится борьба за фактическую реализацию прав женщин, признанных в законодательном порядке. В ходе протестных выступлений 60-70-х гг. в США и Европе феминистское движение приобретает массовый характер («вторая волна»). Общее требование феминисток — борьба за право не только избирать, но самим войти во властные структуры. Родоначальницей и теоретиком «второй волны» стала Симона де Бовуар.

Главы государств — женщины

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом — Изабель Перон (1974, Аргентина), первой женщиной, занявшей президентский пост в результате выборов, — Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, — Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины являются главами государств в Ирландии (1997,Мэри Макэлис), Финляндии (2000, Тарья Халонен), на Филиппинах (2001, Глория Арройо), в Германии (2006, Ангела Меркель), Чили (2006, Мишель Бачелет), и Аргентине (2007, Кристина Киршнер).

Многоликость феминизма

Термин «феминизм» подразумевает единую идеологию, но на самом деле внутри этого движения существует множество подгрупп. Из-за различных исторических прецедентов, различии в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также других факторов, феминистская идеология должна была двигаться в различных направлениях для того, чтобы достичь намеченных целей. Как результат, существует много разновидностей феминизма.

Радикальный феминизм

Одна из них, радикальный феминизм, считает патриархат источником большинства серьёзных общественных проблем. Жестокость и притеснения по отношению к женщинам потому, что они — женщины, более существенная причина дискриминации, чем класс, этническая принадлежность, религия, и т. д. Эта форма феминизма была популярна в т. н. «второй волне» («волна» — как существенное изменение в общепринятых феминистских идеях), но не столь популярна в наше время. Несмотря на это, многие всё равно приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. Некоторые считают, что приоритизация угнетения женщин и универсализация идеи Женщины с заглавной буквы, традиционно принадлежащие идеям радикального феминизма, чересчур упрощают проблему, и что женщины в других странах никогда не смогут испытать, что значит быть «Женщиной» в равной степени с жительницами стран западного мира.

Некоторые представители радикального феминизма выступают в поддержку сепаратизма — полного размежевания мужчин и женщин в обществе и культуре, в то время как другие не только ставят под вопрос отношения между мужчинами и женщинами, но и само значение понятий «мужчина» и «женщина». Некоторые защищают точку зрения, что роли и половая идентификация, а также сексуальная принадлежность обусловлены общественными факторами (т. н. гетеронормативность). Для этих последователей движения, феминизм — первичный инструмент для личностного освобождения или раскрепощения (то есть освобождение в равной степени и мужчин и женщин от препятствий, созданных самим обществом).

Другие феминистки убеждены в том, что есть и другие общественные проблемы, возникшие до или независимо от патриархата, такие как расизм и разделение общества на классы. Они рассматривают феминизм как одно освободительное движение из многих, каждое из которых имеет влияние друг на друга.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано, очевидно, с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма, в котором доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Разновидности феминизма

У феминизма существует множество разветвлений. Ниже приводится список некоторых из них.

  • Анархо-феминизм
  • Вуманизм (от англ. woman — женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Марксистский феминизм, или социалистический феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Мужчины-феминисты

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма.

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм, маскулизм.

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминистки занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший: «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно».

В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени — движение за права отцов.

Вуманизм

В это же время, многие чернокожие феминистки (такие как bell hooks) критикуют движение за то, что оно доминируется женщинами со светлой кожей. Феминистские заявления, критикующие недостатки положения женщин в западных странах, зачастую не соприкасаются с проблемами чернокожих женщин. Это разногласие является ключевой основой пост-колониального феминизма. Многие чернокожие феминистки предпочитают термин вуманизм для описания своих убеждений.

Неприятие транссексуальности

Несмотря на вышесказанное, некоторые феминистки с осторожностью относятся к движению транссексуалов, так как те подвергают сомнению различия между мужчинами и женщинами. Женщины-транссексуалы зачастую не допускаются на «эксклюзивно женские» собрания и события, а также не воспринимаются всерьёз некоторыми феминистами, так как последние считают, что ни один человек, рождённый как мужчина, не может до конца понять суть притеснения, с которым приходится иметь дело женщинам, что также можно квалифицировать как проявление сексизма.

Женщины-транссексуалы считают такое отношение трансфобией, приводя аргумент о том, что те притеснения и дискриминации, через которые им пришлось пройти на пути защиты своих прав и личности, компенсируют тот факт, что они могли что-то «пропустить», вырастая женщиной в мужском теле. Они также заявляют, что такое отношение — не что иное, как дискриминация, гетеросексизм и проявление патриархата.

Влияние на западное общество

Феминизм повлёк за собой множество перемен в западном обществе, в том числе:

  • предоставление женщинам права голоса в выборах;
  • широкий выбор профессии с заработной платой, более или менее сравнимой с заработной платой мужчин той же профессии;
  • право подавать заявление на развод;
  • право женщин иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов,

а также многие другие общественные изменения.

Некоторые феминистки утверждают, что многое ещё должно быть сделано в перечисленных выше направлениях, и не следует останавливаться на достигнутом, в то время как т. н. феминистки «третьей волны» сходятся на мнении, что «битва выиграна». Благодаря тому, что западное общество стало относиться к феминистским принципам более положительно, и в основном приняло их как неотъемлемую часть общественного устройства, многие вопросы, считавшиеся в прошлом исключительно «феминистскими», перестали восприниматься таковыми.

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй — всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово — mankind — восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф — Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть — как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль — оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Контроль беременности

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Cексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам — получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии.

Христианство

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства. В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками» и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь — в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества.

Новые формы религии

Феминизм сыграл определённую роль в появлении новых форм религии. Нео-языческие религии особенно подчёркивают особую роль богинь и ставят под вопрос то, что они считают негативным мнением со стороны традиционных религий по отношению к «святой фемине». В среде традиционных религий феминизм повлёк за собой интроспективный самоанализ, следствием которого стало возрождение позитивного взгляда на образ девы Марии в христианстве и Фатимы Захры в исламе. В то же время, продолжает звучать критика в отношении этих попыток как неспособных спасти безнадёжно коррумпированные церковные структуры. Более всего она выражена в отношении девы Марии: утверждается, что её статус матери-девственницы, который традиционно является основным образцом для формировании женской роли матери, заставляет женщин стремиться к недостижимому идеалу и, таким образом, оказывает негативное влияние на формирование личности и сексуальности женщины.

Взгляд на мир с позиций феминизма

Несмотря на значительные успехи на ниве женского равноправия, единых позиций по этому поводу до сих пор нет ни среди мужчин, ни среди женщин. Тем не менее, говоря об угнетении женщин, зачастую утверждают следующее:

  1. В большинстве стран (особенно стран третьего мира) до сих пор преобладающей позой в сексуальных контактах является поза «Мужчина сверху».
  2. Женщины и девочки до сих пор подвергаются сексуальному насилию.
  3. Несмотря на то что законодательство многих стран уравнивают права супругов на их общую собственность, фактически женщины зарабатывают и владеют меньшим состоянием, чем мужчины.
  4. Труд по дому по своей тяжести и продолжительности сравним с любым другим родом занятий.
  5. Число женщин в важных правительственных институтах разных стран по-прежнему меньше числа мужчин. В 1985 в Финляндии было отмечено наибольшее на то время число женщин в законодательных органах страны — 32 %.
  6. В большинстве стран третьего мира проводится социальная реклама для улучшения отношения к женщине до уровня развитых стран, а исполнение некоторых бытующих традиций (женское обрезание) наносит вред женщинам.

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) — феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) — автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) — автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины — люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму, чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Вражда между полами

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Эти критики отмечают, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Попытки восстановить матриархат

Многие критики движения считают, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Эти критики цитируют этимологию и комментируют символику современного феминизма, отмечая их неизменно повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По их мнению, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм». Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах — убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности.

Дискриминация мужчин

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Те, кто придерживаются такого мнения, отмечают, что уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц — взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. Многие специалисты приходят к выводу, что США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации. Мировая статистика приводит похожие цифры.

Воинская повинность

Другим примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что является прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Нужно отметить тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

Смертная казнь

В законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

Уголовное наказание

В законодательстве ряда стран (в том числе России) женщинам предоставляются льготы при отбытии наказания. В частности, в соответствии со статьёй 82 Уголовного кодекса,

    «Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

    «По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

Также женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса.

Замалчивание фактов

По мнению критиков, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров.

Разрушение традиционного уклада жизни

Многие люди настроены против феминистского движения потому, что они считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В связи с этим говорится, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания.

Размывание традиционной семьи

Многие считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. В свете этого мнения, разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.

Ущемление прав отцов

Иногда раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, неоднократно говорилось о том, что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов.

Искусственное продвижение женщин

Некоторые мужчины также выражают беспокойство по поводу того, что широкораспространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Уровень рождаемости и иммиграции

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) — самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам — стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства.

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу — стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

В настоящее время молодые женщины преимущественно ассоциируют «феминизм» с радикальным феминизмом. Это является одной из причин, почему многие из них держатся в стороне от этого движения, или избегают использования терминологии, введённой т. н. «второй волной» феминизма. Тем не менее, основные ценности, пропагандируемые феминизмом (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали настолько неотъемлемой и повсеместно принятой частью западной культуры, что отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей (и мужчин, и женщин), даже тех, кто не причисляет себя к феминистам.

Литература:

  • Judith Butler (1994). «Feminism in Any Other Name», differences 6:2-3: 44-45.
  • Alice Echols, Daring to Be Bad: Radical Feminism in America, 1967—1975, University of Minnesota Press 1990
  • Karen Kampwirth, Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004
  • Gerda Lerner, The Creation of Feminist Consciousness: From the Middle Ages to Eighteen-Seventy, Oxford University Press 1994
  • Kaja Silverman, Male Subjectivity at the Margins, p.2-3. New York: Routledge 1992
  • Calvin Thomas, ed., «Introduction: Identification, Appropriation, Proliferation», Straight with a Twist: Queer Theory and the Subject of Heterosexuality, p.39n. University of Illinois Press (2000)

Это борьба женщин за свои права - за право на безопасность, жизнь, здоровье, собственное тело. Эти права были и остаются в руках мужчин, и их не нужно с мужчинами вежливо и равненько делить - их нужно полностью вернуть себе

Попалась мне тут на глаза статья в Хаффингтонпост « «. Читать там, собственно, нечего, очередной му что-то там беснуется по поводу недостаточно мущинского феминизма. Однако название настолько чоткое, что его стоит позаимствовать.

Почему феминизм - это не борьба за равные права?

Прежде всего встает и остается стоять вопрос – в каких правах, с кем и зачем предполагается уравняться. Многие феминистки с детским пылом утверждают, что нужно добиться равных прав с мужчинами и тогда наступит счастие. Однако это враки и вязкая трясина, в которой феминизм топчется уже сотню лет и никак не вытянет ноги.

Представьте себе структуру или организацию, созданную для удобного угнетения некой группы людей. Нацистский концлагерь для неправильных наций. Ку-клукс-клан для преследования негров. Преступную группировку, торгующую людьми. Метрополию, выкачивающую ресурсы из колоний. Плантацию, получающую доход от рабского труда. Галеру, плывущую силами прикованных к веслам гребцов. Понятно, какие права в этой структуре имеют угнетающие, и какие права - угнетенные.

То же самое в нашем малоприятном общества, построенном для и выживающем за счет угнетения женщин, присвоения женского труда, и в целом работающем только и исключительно в интересах правящего класса - мужчин. (Если это вызывает сомнения, вспомните историю и статистику - кто (пол?), когда и как строил это общество, у кого (пол?) сейчас в руках сконцентрировано 99% мировой собственности, кто (пол?) издает законы, в чью (пол?) пользу, кто (пол?) составляет большинство в правительствах, советах директоров и международных организациях, кто (пол?) самые бедные и кто (пол?) самые богатые, кто (пол?) совершает 90% всех убийств и почти 100% изнасилований и т.д.)

Так каких же равных прав предполагается востребовать? Добивались ли заключенные лагерей равных прав с эсэсовцами в деле осуществления пыток? Жаждали ли негры права на работорговлю или равного с рабовладельцем права стегать плеткой? Требовали ли колонии одинаковых с метрополиями прав грабить и морить голодом? Нет, все угнетенные группы выступали за устранение источника угнетения/угнетателя, хотя бы в отдельно взятом регионе: рабства, нацизма, колониализма, расизма и т.д. Все, за исключением женщин. Только женщины-феминистки настолько стыдливы, что всего лишь хотят равных прав в деле угнетения самих себя, а не разрушения системы мужского доминирования в целом.

Добиваться равных прав в обществе, построенном мужчинами для мужчин означает пытаться получить их главное право - угнетать. Можно ли в этом добиться успеха женщинам ? Как ни странно, да. Однако лишь ничтожно малому числу и лишь до некоторой степени: для этого существует институт надсмотрщиц. Доверенным рабам хозяева делегировали обязанности наказания других рабов. Часть местной элиты в колониях помогала грабить свое население и получала процент от награбленного. Отдельные заключенные в концлагерях выслуживались до капо за миску баланды.

Такое же «равноправие» мы видим в женском вопросе - единичным представительницам разрешают взять на себя грязную работу по поддержанию кучерявой системы мужского доминирования (Тэтчер, Мизулина, Пейлин и т.д.) Да, женщины в патриархате могут урвать кусочек власти - власти угнетать как мужчины и для мужчин, но никогда и ни при каких условиях не получат власти не угнетать.

У мужчин в руках юридическая, экономическая, политическая, сексуальная, медийная и вся остальная власть. Они имеют права:

1) На женское тело . В руках мужчин (в том числе патриархальных религиозников) находится законодательство об абортах и контрацепции, и только они разрешают/запрещают/ограничивают эту чисто женскую сферу. Ни в одной стране мира женщина не имеет права на аборт по собственному желанию - а значит, она не имеет права на свое тело нигде в мире, что бы нам ни пели на этот счет; нигде в мире не победил никакой феминизм.

Я не хочу никаких равных прав с мужчинами в этом вопросе, их это вообще не касается. Я хочу исключительные права на свое тело и свое здоровье.

2) На женскую внешность. Косметические мегакорпорации, фармкомпании, индустрия похудения в руках мужчин, и именно они продвигают стандарты красоты и глянцевый гламур - чтобы получать деньги за миллионные продажи никому не нужных консилеров-бронзаторов. И именно мужчины получают как экономические, так и лично-бытовые выгоды от поддержания женщин в состоянии беспокойства по поводу своей внешности.

Нет, я не хочу равных прав в насаждении стандартов красоты и доли в бизнесе по впариванию говна. Я желаю иметь единоличное право решать, как мне выглядеть.

3) На сексуальное обслуживание . Мужчины по всему миру за редким исключением имеют полное право (де-факто или де-юре) безнаказанно насиловать проституток, своих жен и женщин на завоеванных территориях. Да, это так. Изнасилования – массовые, однако насильники уходят от наказания либо получают чисто символическое возмездие – потому что на изнасилованиях и вызываемом ими ужасе, как на фундаменте, стоят государства и общества . А на довольно-таки весомой и густонаселенной части планеты [мужская] педофилия не просто ненаказуема, но дозволена и узаконена. И это не только детская проституция в Азии, это и детские браки в исламских странах, где 7-10 летних девочек истязают и насилуют взрослые «мужья».

Нет, я не хочу равные права, чтобы на равных насиловать взрослых и детей. Я хочу целиком и полностью лишить мужчин этих прав, и не только на бумаге.

4) На политическую власть, деньги и полезные ископаемые всего мира : именно они правят государствами, командуют армиями и качают нефть. Они получают сверхприбыли от эксплуатации населения (особенно женщин) третьего мира (и не только его) и за счет уничтожения и загрязнения природы.

Нет, я не хочу на равных принимать участие в управлении государствами и компаниями, которые гробят китаянок на потогонных фабриках и регулярно устраивают экологические катастрофы. Я не хочу равного участия в войнах, чтобы на равных убивать людей и равноправно грабить завоеванные страны.

5) И еще многие, многие. Право вонять, хамить, оскорблять. Право приставать к женщинам на улицах и лапать в метро. Право на религиозное одобрение своих мерзостей. Право избивать жен и подруг, которые всегда самивиноваты. Право на бесплатное домашнее обслуживание и бесплатных нянь для своих детей.

Мне не нужны рабыни, мне не нужны девочки для битья, я не хочу «равного права» унижать и оскорблять. Я хочу, чтобы у мужчин не было таких отвратительных прав.

Как мы видим, на поверку ласкающий слух лозунг о равноправии оказывается не таким уж невинным. Однако поскольку равенство женщин в мире мужского доминирования в принципе недостижимо и оксюморонно - казалось бы, и беспокоиться не о чем. Тем не менее побеспокоиться стоит.

Стремление наивных феминисток добиться так называемого равноправия с мужчинами в мужских занятиях всецело поддерживается этими мужчинами (только пусть женщины более лучше стараются, учатся у господ) и обескровливает женское движение. То там, то сям раздаются радостные взвизги, что-де женщинам разрешили служить в армии (где их будут насиловать и унижать старшие по званию, но зато это же армия), что в очередной католической стране женщину выбрали президентом (и теперь сажать в тюрьму за аборты будут от имени женщины, радость-то какая), что сильные женщины круто владеют мегабизнесом (а работницы этих мегабизнесов, вроде волмарта, живут в нищете)… Превозносится «феминистское порно», рекламируется «такая же работа» в проституции, супервыгодное суррогатное материнство - все по образу и подобию господ, мол мы не хуже вашего умеем скрутить женщин в бараний рог.

Некоторые подачки особо старательным равноправицам все же перепадают. Но конечно не за счет мужчин, как можно. Домашний труд достается служанкам-мексиканкам, 16-часовой рабочий день - китаянкам и вьетнамкам, изнасилования - восточноевропейским проституткам. И если освобожденные женщины достаточно благодарны, то им дают и должности а-ля сара-пейлин, чтоб они до кровавых мозолей поддерживали «освободителей» в надежде, что их минует чаша сия, что угнетать будут каких-то других женщин, «а у меня равноправие, я в домике».

Феминизм - это не борьба за равные права. Это борьба женщин за свои права - за право на безопасность, жизнь, здоровье, собственное тело. Эти права были и остаются в руках мужчин, и их не нужно с мужчинами вежливо и равненько делить - их нужно полностью вернуть себе.

P .S . Несмотря на очевидную несостоятельность и грязную изнанку мифа о равноправии многие женщины годами и десятилетиями продолжают целяться за него. Это вызвано прежде всего страхом (вдруг накидают в панамку чтоб не смела) и во вторую очередь подспудным поиском одобрения от мущинок - «я не за каких-то там баб, чтовы-чтовы, я за Равные Права ». Правда, искомые мущинки не очень-то одобряют и лихо обламывают боевым аргументом «а как же Равные Обязанности ? А шахта-шпалы-штабеля?».

Код для вставки на сайт или в блог.

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –

§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Заключение …………………………………………………………… 50

Примечания …………………………………………………………... 53

Список источников и литературы …………………………………... 55

Введение

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

Задачи таковы:

1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.