Познавательная беседа на тему зима. Беседа с детьми старшей группы «Здравствуй, Зимушка – Зима

Обобщающая беседа о зиме.

Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе, закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

«Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга –

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром –

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры! –

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней –

Вы узнаете зиму?

По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравним с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой?

Обобщающие знания о погоде зимой: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон, потому что зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем зимой насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

Почему зимой мало птиц?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека, потому что здесь легче найти корм и теплее. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях люди делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем?

Дети перечисляют зимние забавы.

Как можно сказать о зиме?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.

Запись музыки Чайковского «Времена года».

Стихотворение С.Д.Дрожжина:

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Конспект беседы о Зиме для детей старшей группы в детском саду

Программные задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних приметах
2. Закрепить названия зимних месяцев
3. Развивать познавательный интерес
4. Помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?

Загадка
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
Воспитатель: О каком времени года идет речь
Дети: О зиме
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.
Дети берут карточки и полным предложением говорят о том, что там нам нарисовано.


Зимой медведь, суслик и еж впадают в спячку.


Зимой дети могут лепить снеговика.


Зимой звери меняют шубку.


Зимой вода в реке замерзает.


Зимой бывает снегопад.


Зимой мороз рисует на окнах узоры.


Зимой бывает метель.


Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.


Зимой день короче, чем ночь.


Зимой можно кататься на санках, коньках и лыжах.


Зимой наступает новый год.
Воспитатель: Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал И. З. Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Домашнее задание: Нарисуйте «Зимушку», а завтра на занятии каждый из вас расскажет о своем рисунке.

Беседа о зиме

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите : что делает ежик зимой?

Дети. Ежик зимой спит.

Воспитатель. А белки спят зимой?

Дети. Нет, они зимой не спят.

Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму : какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель) . Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель : Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет : Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да) . А кто же к нам сегодня в гости пришли (ежик, белка) . Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром) . Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Мир звёзд очень разнообразен. Звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце....

Цели: познакомить детей с мужественными профессиями;формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста....

МКОУ СОШ № 8

Беседа

Классный руководитель

Федорченко Светлана Анатольевна

Зимние игры и ваша безопасность

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время омрачает радость традиционными для этого времени года простудами и очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

Для начала рассмотрим, так сказать, зимнюю технику безопасности.

Начинается она еще у двери. Для предотвращения переохлаждения проследите за тем, чтобы одежда была многослойной (между слоями сохраняется воздух, долго удерживающий тепло тела) и свободной, а обувь – просторной и легкой. Если вы гуляете в мороз, возвращайтесь в тепло каждые 15-20 минут.

Зимние забавы – это чаще всего активный и подвижный отдых, во время которого может произойти другая неприятная крайность – перегрев организма. Поэтому наденьте только необходимый минимум одежды, который позволит не замерзнуть и не будет мешать движениям. А лучшие сохранят руки теплыми непромокаемые варежки с мехом внутри. И не забудьте прихватить сменную пару.

При ветреной и морозной погоде полезно мазать лицо кремом минут за 10 до выхода на улицу.

Под снегом могут скрываться такие неприятные сюрпризы, как стекла от разбитых бутылок, камни, куски железа и проволоки и просто мусор. Поэтому место для зимних игр надо выбирать подальше от помоек, окон, подъездов и строительных площадок. По этой же причине старайтесь избегать неочищенных улиц. Опасность могут представлять также раскатанные ледяные дорожки и скопления сосулек.

Любому человеку в любое время года пригодится умение правильно падать. Зимой этому учиться легче. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь падать на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Приземление на спину или вперед на руки травматически опасно.

У каждой зимней забавы есть и свои особенности.

Санки

Для прогулок на этом зимнем «транспорте» придется одеться потеплее. Будьте особенно бдительными, переходя дорогу: если санки нельзя толкать перед собой, то ребенка следует вынуть из них.

Учтите, что кататься на санках с горки нежелательно. Но если этого не избежать, нужно соблюдать правила поведения на горке.

Горки

На горке важно соблюдать дисциплину и последовательность. И убедитесь в безопасности горки: поблизости не должно быть дороги и препятствий в виде деревьев и заборов.

Для таких игр очень важно, чтобы одежда была непромокаемой и защищала от попадания снега внутрь.

Лепим снеговика

Технология известна каждому. Внесите нечто новое. Скатайте не один большой снеговик, а несколько маленьких. Каждого из них по-разному украсьте, используйте краски и свою фантазию.

Скульптура из снега

Если насыпать снег в плотную картонную коробку, и утрамбовать, то получится снеговой кирпич – основа для строительства крепости. А если готовое сооружение облить водой, – оно простоит до весны.

Краски для снега

На ½ стакана воды добавьте пищевого красителя, или акварели. Теперь можно делать разноцветный снег и лепить снеговиков, или другие фигурки.

Снежки

Не обязательно бросаться друг в друга. Можно сделать цель, как у лучников и соревноваться, кто выбьет снежками больше очков.

Основные правила безопасности во время зимних игр:


1. Ни в коем случае спуск горки не должен вести к проезжей части или водоему с тонким льдом.
2. Маленьким деткам надо кататься в немноголюдных местах, ребенок всегда должен оставаться в поле зрения взрослых.
3. На горке из-под снега не должны торчать коряги или камни.
4. Ребенок должен подниматься на горку там, где другие дети не спускаются с нее, а иначе его просто собьют.
5. Нельзя съезжать с горки паровозиком, в случае возникновения препятствия можно получить травму.
6. Нельзя кататься с горки головой вперед.
7. Нельзя бросаться снежками с ледяной корочкой, можно получить травму.
8. Если планируются подвижные зимние игры, не надо одеваться очень тепло, так как можно вспотеть и простудиться.

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Образовательные:

ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

ü Познакомить с народным календарем;

ü Упражнять в подборе определений к заданному слову;

ü Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

ü Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;

ü Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

ü Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;

ü Любовь к природе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме».

Образовательная область: «Коммуникация».

г.о.Самара

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • Познакомить с народным календарем;
  • Упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

  • Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;
  • Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;
  • Любовь к природе;
  • Умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа:


-Ежедневные наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях.

Чтение произведений о зиме;

Разгадывание загадок о зимних явлениях;

Знакомство с народными приметами и пословицами.

Материал:
Презентация на тему: «Зима», компьютер, мультимедийный проектор, снежинка с письмом, снежинки детям, пластиковые стаканчики с трубочками.

Организационный момент:

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте их поприветствуем!

Садитесь ребята на стульчики, (стульчики стоят полукругом).

Ход нод:

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

В какое время года это бывает?

Воспитатель: Предлагаю посмотреть несколько зимних пейзажей. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (показываю иллюстрации и слайды с зимними пейзажами). Дети подумайте и скажите, о чём сегодня мы будем с вами говорить?

А вы любите зиму?

Зима какая? (снежная, суровая, морозная,студеная).

Воспитатель: Если зимой холодно, то зима ……(холодная).

Если зимой морозы, то зима……(морозная).

Если зимой тепло, то зима…..(теплая).

Если зимой вьюги, то зима …..(вьюжная).

А сейчас я загадаю вам загадку-

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром

О каком времени года загадка?

Как можно зиму назвать ласково?

Как зиму называют в загадке?

Почему зиму называют «царицей»?

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?

Почему?

Что за скакуны в этой тройке? (зимние месяцы).

Вспомните их названия и назовите. (декабрь, январь, февраль).

Да, зима-царица трёх месяцев: декабря, января, февраля.

У этих месяцев есть и другие названия, народные.

Н-р: декабрь народ называл «хмурень».

Как вы думаете почему?

Потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

За декабрем следует какой месяц?

Январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

А какой третий месяц?

Февраль- называли в народе «снеговеем». Почему?

Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

В народе так и говорят: «В феврале два друга –метель да вьюга».

Ребята, а ведь вы знаете красивые стихотворения о всех трех месяцах. (дети читают стихи).

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки

Ёлку из лесу привёз.

Январь

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу на дворе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печку

В небе дым идет столбом

Февраль

Дуют ветры в феврале

Воют в трубах громко

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

А сейчас давайте поиграем (встаем в круг, игра с мячом). Игра называется: «Подбери слово».

Я кидаю вам мяч, вы его ловите я задаю вопрос, вы кидаете мне мяч обратно и отвечаете.

Н-р: «Снег какой?», «белый».

Всем понятны правила игры?

Снег какой? (белый, блестящий, мягкий, пушистый, холодный).

Ветер зимой какой? (холодный, сильный, морозный, ледяной).

Солнце зимой какое? (совсем не греет, редко появляется, светит но не греет).

Небо зимой какое? (серое, мрачное, пасмурное).

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, суровая).

Молодцы, садитесь на свои места.

Ой, ребята тише, тише

Что – то странное я слышу

Кто то к нам сюда спешит (стук в дверь, лежит снежинка).

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости!

Она не простая – волшебная!

Давайте-ка её рассмотрим.

Это же письмо от зимушки-зимы.

Сейчас я вам его прочту:

Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, умные, добрые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, что вы знаете и нравится ли вам зимушка –зима. Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам загадки и игры интересные. Желаю вам успехов!!!

Царица Зима.

Ребята, давайте покажем какие мы умные,и находчивые и как мы любим зимушку зиму.

Загадки:

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (показываю слайд ответ).

2.Как по зеркалу качусь

На коньках кручусь- верчусь

Разгоняюсь как самолёт

Под ногами что же? (показываю слайд ответ).

3.Тихо,тихо как во сне

Падает на землю…..(показываю слайд ответ).

4.Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная…….? (показываю слайд ответ).

5.С метёлкой, в шляпе из ведра

Директор зимнего двора (показываю слайд ответ).

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Физкультминутка (хоровод «Метелица»).

Вдоль по улице метелица метёт,

Ай, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжём же - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.

А руками мы ударим дружно в лад
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.

Игра: «Какой рисунок лишнее?»

Сейчас я буду показывать картинки. Они похожи, но одна отличается от других. Вы её должны назвать! Будьте внимательны!

(показ слайдов)

Хорошо, ребята!

Упражнение «Вьюга».

Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный не тает.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо. (Вьюга).

Хотите устроить вьюгу?

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.(показ). Дети выполняют упр-е 3 раза.

Молодцы, ребята! А сейчас стаканчики поставьте на стол и садитесь на места.

Упражнение «Закончи предложение».

Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик», (показываю слайд).

Слушаем внимательно!

Мы решили слепить………. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему………… (снеговику).

Мы показали соседям нашего………. (снеговика).

Мы играли с нашим ……….. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке ………….(о снеговике).

Подвижная игра: «Затейники» Зима.

Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение (зимний вид спорта), и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3-4 раза).

Итог занятия:

Вспомните, о каком времени года мы говорили?

Сколько месяцев у зимы?

Как они называются?

Как называются эти месяца в народном календаре?

От кого мы получили письмо?

А за то что вы очень много знаете про зиму, царица зима вам дарит вот такие «снежинки».

Спасибо, ребята!

Методическая литература:

1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

3.Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

4.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи».